Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие экологического права как отрасли права и этапы его становления и развитияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
1.3.1. Этапы становления и развития экологического права В литературе экологическое право (ЭП) рассматривается в узком и широком смыслах. В узком смысле ЭП рассматривается как отрасль права, нормы которой регулируют лишь отношения по охране окружающей среды и охране отдельных природных ресурсов от негативного воздействия человеческой (антропогенной) деятельности. При таком подходе ЭП – это лишь охранительное право. Что касается отношений по использованию природных ресурсов, многих других отношений в этой области (управление природными ресурсами, собственность на природные ресурсы Таким образом, по мысли сторонников понимания ЭП в узком смысле, отношения, возникающие по поводу природы с учетом выполняемой ею роли (природные ресурсы, с одной стороны, и окружающая среда, – с другой стороны) регулируются соответственно двумя отраслями права: экологическим и земельным. Сторонники понимания ЭП в узком смысле не учитывают, что природа – едина, хотя и выступает в двух качествах. В силу взаимосвязанности и взаимообусловленности природных объектов и природных явлений отношения по использованию природных ресурсов и охране окружающей среды могут регулироваться только одной единой отраслью права, ибо они представляют собой две стороны одной и той же медали. В широком смысле ЭП представляет собой комплексную интегрированную отрасль права, нормы которой регулируют всю совокупность отношений, возникающих как по поводу охраны окружающей среды, так и по поводу использования природных ресурсов. Путь становления и развития ЭП в таком широком понимании можно разделить на четыре этапа. Первый этап – это становление и развитие земельного, водного, горного и других отраслей природноресурсового права. Начат он с принятием декрета «О земле» (1917 г.), который отменил частную собственность на землю и другие природные ресурсы и объявил их исключительной собственностью государства. В развитие декрета «О земле» в 1918 году принимается декрет «О социализации земли», в 1919 году – Положение о социалистическом землеустройстве; в 1922 году – Земельный кодекс России. Вершиной первого этапа кодификации земельного законодательства СССР явилось принятие в 1928 году союзных Общих начал землепользования и землеустройства. Таким образом, к 1928 году земельное законодательство было кодифицировано как на республиканском, так и на союзном уровне. Принятием Основ земельного законодательства Союза ССР и союзных республик (1968 г.) и Земельного кодекса РСФСР (1970 г.) завершается второй виток кодификации земельного законодательства СССР и РСФСР. Аналогично происходило становление и развитие других природноресурсовых отраслей права. Так, началом становления горного права явился декрет ВЦИК РСФСР 1920 года «О недрах земли», а вершиной развития – Основы законодательства о недрах 1975 года и Кодекс РСФСР о недрах 1975 года; лесного права, соответственно, декрет ВЦИК 1918 года «О лесах», Основы лесного законодательства 1977 года и Лесной кодекс РСФСР 1978 года. Принятием Основ водного законодательства 1970 года, Водного кодекса РСФСР 1972 года, союзных законов «Об охране и использовании животного мира» (1980 г.), «Об охране атмосферного воздуха» (1980 г.) и одноименных законов респуб- Второй этап – интегрирование (объединение) отдельных относительно самостоятельных природноресурсовых отраслей права (земельного, горного и т.д.) в так называемое природноресурсовое право. Какими аргументами можно подтвердить такой вывод? Дело в том, что земля, ее недра, воды и другие природные ресурсы имеют много общего как объекты природы. Поэтому много общего и в правовом регулировании отношений по их использованию и охране. Во-первых, общим для всех природных ресурсов является их естественное состояние. Во-вторых, все природные ресурсы в основном находятся в собственности государства. Отсюда много общего в формах и методах правового регулирования отношений по использованию и охране земель, недр и т.д. Особенно это касается отношений собственности, управления и пользования. А это означает возможность и необходимость вынести эти общие вопросы за скобки в виде общей части природноресурсового права. При этом особенную его часть составят нормы земельного, горного, водного, лесного, фаунистического и воздухоохранного права. Кстати, такое природноресурсовое право под названием «Земельное право» возникло к началу 40-х годов, правда, как учебная дисциплина. Оно трактовалось в широком смысле – как совокупность норм, регулирующих не только земельные, но и горные, водные и лесные отношения. Следует отметить, что земельное право того периода было в основном правом регулятивным, то есть регулирующим, главным образом, отношения по использованию и меньше всего – отношения по охране. Третий этап. В 50–60-е годы прошлого столетия в связи с интенсивным использованием природных ресурсов, с одной стороны, и усилением загрязнения и засорения окружающей среды, – с другой, стало очевидным, что природноресурсовые отрасли права, нормы которых в основном регулируют использование природных ресурсов, не обеспечивают все возрастающие потребности в охране как отдельных природных ресурсов, так и окружающей среды в целом от неблагоприятного антропогенного воздействия. В этих условиях параллельно с природноресурсовыми отраслями права появляются специальные нормативно-правовые акты, призванные регулировать отношения по охране как отдельных природных ресурсов, так и окружающей среды в целом от неблагоприятного воздействия хозяйственной деятельности общества. Эти нормы постепенно объединяются под общим названием «Правовая охрана природы», «Правовая охрана окружающей среды» с претензией на самостоятельную отрасль права. Таким образом, параллельно стали развиваться регулятивные и охранительные нормы, объединенные соответственно в природноресурсовое право и правовую охрану природы. Четвертый этап. Как видим, в отношении одной и той же природы возникают и развиваются две группы норм, соответствующие двум ролям природы, двум формам взаимодействия человека с ней. Но их нельзя рассматривать в отрыве друг от друга, ибо они, как уже говорилось, две стороны одной и той же медали (природы). И регулятивные и охранительные нормы действуют не раздельно, а одновременно. К примеру, земля одновременно используется и охраняется, одновременно претерпевает на себе и регулятивные и охранительные нормы. Поэтому не случайно, что отраслевое природноресурсовое законодательство одновременно содержит нормы и регулятивные (природноресурсовые) и охранительные (правовой охраны природы). Положение не меняет наличие законодательства исключительно охранительного характера (ФЗоООС «Закон об экологической экспертизе» и др.), так как они все равно касаются всех природных ресурсов, всей окружающей среды. Все это и дает основание для объединения регулятивных и охранительных норм в более общую, интегрированную совокупность норм под общим названием «Экологическое право» с общей и особенной частями, со своим предметом и методом. Общая часть экологического права регулирует отношения, касающиеся всех природных ресурсов, всей окружающей среды. Это отношения собственности, управления, пользования, охраны и некоторые другие. Особенную часть экологического права составляют земельное, водное и другие относительно самостоятельные подотрасли природноресурсового права и некоторые другие самостоятельные группы норм. 1.3.2. Предмет экологического права Напомню, что отрасль права – это совокупность норм, регулирующих однородные, сходные или близкие общественные отношения присущими им методами. Однородные, сходные или близкие отношения – это предмет, то, что подвергается регулированию данной отраслью права. Предметом экологического права являются отношения по использованию земель, недр и других природных ресурсов, а также отношения по охране окружающей среды, однородность которых уже была показана при освещении предыдущего вопроса. Говоря о предмете экологического права, следует иметь в виду, что не все отношения, которые возникают по поводу природных объектов, являются экологическими. Какие это отношения? Их четыре группы. 1. Земля и вода – понятия не только природноресурсовые, но и территориальные (площадь земли, акватория воды). По поводу земли и воды как территории также возникают отношения, например, между государствами, между субъектами государства и т.д. Но это отношения территориальные, и регулируются они нормами государственного права. 2. По поводу земли, леса и других природных ресурсов возникают и отношения рентные, отношения по изъятию части прибыли в виде налога за использование этих природных ресурсов. Они регулируются финансовым правом. При этом не имеет значения, что регулирующие их нормы могут содержаться в земельном или ином природноресур- 3. По поводу природных ресурсов возникает много отношений имущественного характера, например, связанных с причинением вреда, незаконным их использованием и т.д. Вред подлежит возмещению, но по нормам гражданского права, хотя и здесь соответствующие нормы могут содержаться в земельном, горном, лесном и других отраслях природноресурсового законодательства, что сделано для удобства пользования соответствующим законодательством. Таким образом, имущественные отношения мы вправе исключить из круга экологических. Но следует иметь в виду, что имущественные отношения, возникающие по поводу природных ресурсов, регулируются нормами гражданского права с учетом соответственно земельного, водного и иного природноресурсового законодательства. 4. Не являются соответственно предметом земельного, водного, лесного и других подотраслей природноресурсового права отношения, возникающие в связи с хозяйственной деятельностью предприятий и организаций на этих объектах (агрономия, лесоводство, химизация сельского Следовательно, целая группа отношений, возникающих в связи с природными ресурсами, предметом экологического права не является, ибо они не касаются непосредственно правового режима природных ресурсов и окружающей среды. К предмету экологического права относятся следующие четыре группы отношений, каждая их которых будет более подробно рассмотрена в последующих главах. Поэтому здесь о них будет сказано коротко. Первая группа – это отношения собственности. Они возникают между собственником и всеми другими лицами – несобственниками по поводу правомочий собственника по владению, пользованию и распоряжению объектом собственности. Вторая группа включает в себя отношения по государственному экологическому управлению. Это отношения по ведению учета и кадастра природных ресурсов, экологической экспертизе и оценке воздействия на окружающую среду, экологической стандартизации сертификации, лицензированию и др. Третью группу составляют отношения по пользованию природными ресурсами, они связаны с возникновением, изменением и прекращением права пользования объектами природы, порядком и условиями пользования отдельными природными ресурсами, содержанием права пользования ими и т.д. В четвертую группу входят отношения охранительного характера. Они возникают в связи с нарушениями норм экологического права.
1.3.3. Метод экологического права Метод, как известно, – это способ регулирования общественных отношений, меры воздействия на его участников. Если предмет отвечает на вопрос, что регулируется, то метод – на вопрос, как регулируется. Наличие предмета является определяющим для выделения той или иной совокупности норм в самостоятельную отрасль права. Нет предмета, нет и отрасли права. Но и наличие своего, специфического метода для отрасли права необходимо. Напомню также, что в праве существует два основных метода: административно-правовой и гражданско-правовой. Административно-правовой метод имеет место тогда, когда основанием возникновения правоотношений является административный акт, а их стороны находятся в состоянии власти и подчинения. Такой метод присущ государственному, административному, финансовому и некоторым другим отраслям права. Гражданско-правовой метод характерен, естественно, для гражданского права и ряда других отраслей права. При этом методе основанием возникновения правоотношений является соглашение сторон, а их участники находятся в равноправном положении. Но следует иметь в виду, что ни одна отрасль права не пользуется в чистом виде или только административно-правовым, или только гражданско-правовым методом. Речь может идти лишь о приоритете одного из методов. Это проявляется особенно в экологическом праве. Здесь, поскольку природные ресурсы находятся преимущественно в собственности и ведении государства, то оно в лице соответствующих органов предоставляет их в пользование и владение на основании административного акта. Круг прав и обязанностей сторон по пользованию природными ресурсами также определяет государство. В целом экологическому праву присущ административно-правовой метод регулирования отношений. Но в условиях развития рыночных отношений, демократизации и либерализации общества экологические отношения все больше приобретают элементы гражданско-правового метода, а ряд из них трансформируется в отношения гражданско-правовые. Гражданско-правовой метод регулирования присущ, в частности, отношениям купли-продажи, дарения, ипотеки и т.д. земельных участков; отношениям по разрешению экологических споров (судебный, состязательный порядок); арендным отношениям и др. Таким образом, способ правового регулирования экологических отношений представляет собой сочетание гражданско-правового и административно-правового методов при приоритете последнего. Следует отметить, что административно-правовой метод экологического права отличается от аналогичного метода в государственном, административном, финансовом и других отраслях права, которым присущ этот метод. Каждая отрасль, применяющая административно-правовой метод, имеет свои внутренние особенности. Это касается, например, характера оснований возникновения и прекращения права, набора прав и обязанностей участников соответствующих отношений, особенностей мер принуждения и т.д. В итоге с полным основанием можно утверждать, что экологическое право как комплексная (интегрированная) и консолидирующая отрасль права имеет свой предмет и метод. Его понятие может быть определено следующим образом. Экологическое право – это комплексная (интегрированная) и консолидирующая отрасль единого Российского права, нормы которого регулируют совокупность отношений по использованию природных ресурсов и охране окружающей среды (экологических отношений) в целях гармоничного взаимодействия общества и природы и экологической безопасности страны. Об экологическом праве в широком смысле в разное время высказывались Н.Д. Казанцев,[17] А.С. Шестерюк,[18] А.К. Голиченков.[19] ЭП является комплексной отраслью права потому, что оно объединяет (интегрирует) относительно самостоятельные природноресурсовые подотрасли права. Интегралами выступают земельное, водное и другие подотрасли этой отрасли права. ЭП признается консолидирующей отраслью права потому, что оно аккумулирует в себе регулятивные и охранительные группы норм, возникающие по поводу использования природных ресурсов и охраны окружающей среды. Признание ЭП как комплексной (интегрированной) и консолидирующей отраслью права необходимо для решения, по крайней мере, двух задач. Во-первых, для подтверждения фактически существующего положения в теории экологического права. Во-вторых, для формирования отсутствующей пока системы экологического законодательства во главе с базовым законом. Каким может быть этот базовый закон, я подробно пишу во второй главе учебника.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 994; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.222.132 (0.012 с.) |