Предмет, задачи и структура курса «История государства и права Респ. Белар.» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет, задачи и структура курса «История государства и права Респ. Белар.»



Предмет, задачи и структура курса «История государства и права Респ. Белар.»

История гос-ва и права РБ относится к числу фундаментальных дисциплин, изучаемых на юрид. фак-х вузов. Это историко-правовая наука.

Предметом изучения курса являются общие закономерности и особенности возникновения, становления и развития государства и права на территории Беларуси с момента их возникновения и до настоящего времени.

Курс истории гос-ва и права РБ изучается наряду с другими историко-правовыми дисциплинами (общей теории гос. и права, истории гос. и права заруб.стран, конституционного права РБ).

Задача курса – сформировать у студентов научное представление об основных путях становления и развития государственности и правовой системы у белорусского народа.

Задача истории гос. и права Беларуси как науки является не только систематическое изложение конкретных гос-правовых явлений и их научное объяснение, но и установление тенденций их развития. Последнее обусловливает большое практическое значение истории ГПРБ.

Задачами науки и учебного курса можно назвать:

- изучение конкретных причин и конкретного процесса возникновения и развития гос. и права у белор. народа в определенное время;

- точное, систематичное изложение основных фактов и событий, вызывавших изменения в государстве и праве;

- научное объяснение государственно-правовых явлений и выявление основных тенденций их развития.

В курсе ИГПРБ исследуются формы правления, государственное устройство, система, структура и компетенция органов власти и управления, а также система права, его отрасли и институты, на основе изучения конкретных нормативных правовых актов.

Освоение данного курса дает возможность всесторонне изучить современное государство и право РБ, прогнозировать их развитие.

Изучение истории государства и права РБ осущ-ся в хронологической последовательности. Можно выделить следующие периоды развития гос. и права Беларуси:

- государство и право Б. в период становления государственности восточных славян (9-первая половина 13 вв);

- Беларусь в составе ВКЛ (вторая половина 13 – первая половина 16 вв);

- государство и право Беларуси в период Речи Посполитой (вторая пол. 16 – конец 18 вв.);

- Беларусь в составе Российской империи (конец 18 в. – 1917 г.);

- государство и право Беларуси в советский период (октябрь 1917 – начало 90-х гг. ХХ в.);

- Беларусь на современном этапе (начало 90-х гг. ХХ – начало ХХI вв.).

Сегодня, когда в историко-правовой науке идет интенсивный поиск новой периодизации истории государства и права, представленная периодизация курса в значит. степени условна.

 

 

Общий обзор законодательства Беларуси с 9 по 11 вв.

 

В древности доминирующим было обычное, традиционное, неписаное право, источником которого служили обычаи, возникшие из общественных отношений и санкционированные государством. Оно складывалось по мере формирования государства, которое прежде всего поддерживало выгодные господствующему классу правила поведения. Это в кон. итоге привело к тому, что право и справедливость стали несовместимы. Характ. чертой обычного права этого периода была идеи всеобщего равенства свободных людей, но полного бесправия рабов. Обычное право постеп. стало приобретать хар-р неравноправия и закреплять правоотношения в пользу класса землевладельцев. Эта черта получила отраж. в таких памятниках права указ. периода, как Русская Правда, договорах Полоцкого, Витебского и др. княжеств с иностр. гос-ми.

Хар. чертой обычного права явл. также его разъединенность, т.е. в каждом древнем княжестве действ-ло свое обычное право (полоцкое, пинское и др.), которое имело как общие черты, так и особ-ти.

Обычному праву 9-11 вв. также присущ консерватизм правовых норм, что в значит. степени ограничивало законодат. деят-ть князя и вече.

По мере усиления социальной напряженности в обществе и его феодализации возникла необходимость в более четкой регламентации всех сторон общ. жизни, что можно было осуществить только с помощью писаного права, нормы которого в опред. степени ограничивали произвол феодальной администрации.

Характерными чертами раннефеод. права были формальное равноправие свободных людей и мягкость наказаний. Но и в это время право предусматривало определенные привилегии феодалов и закрепляло полное бесправие рабов.

Писаное право не заменяло обычное право. Оно действовало наряду с ним, дополняя его или изменяя отдельные нормы, содействуя укреплению власти.

Первыми нормат. актами писаного права были грамоты князей, договоры. Одним из них был Договор Витебской, Полоцкой и Смоленской земель с Ригой и Готским берегом 1229 г.

На восточнославянских землях действовали законы, называвшиеся «правдами». Наиболее известен среди них сборник «Русская правда», разработанный при великом киевском князе Ярославе Мудром. Русская Правда содержит нормы уголовного, наследственного, торгового и процессуального законодательства; является главным источником правовых, социальных и экономических отношений Древней Руси.

Суд осуществлял князь или его представители. Вина обвиняемого определялась обычно в пользу князя через денежные штрафы либо физические наказания. Считалось, что доказательство вины зависит от «суда божьего». Например, если у обвиняемого оставались ожоги после держания руки над огнем, то это свидетельствовало о том, что он действительно виновен.

В древности договор, соглашение назывался «ряд». Ряд имел юрид. силу. Ряд мог заключаться между лично и/или экономически завис. людьми и феодалом (князем, боярином), которые на основе ряда находились у него на службе. Люди, заключившие ряд, на Руси назвались «рядовичи». Также ряд мог заключаться между князем и призывавшим его на княжение вечем, либо между князем и городом. В случае нарушения ряда князь мог лишиться должности. Выполняя договор, князь «рядил по праву».


Общий обзор законодательства Беларуси в 20 в.

Законодательство Беларуси в ХХ в. можно разделить на три периода:

1. начало ХХ в., когда белор. земли входили в состав Российской империи и на терр. Б. распространялось российское законодательство;

2. законодательство советского периода, которое, в свою очередь, можно подразделить также на несколько периодов:

- законодательство революционного периода (1917-1920 гг.);

- законодательство Зап. Беларуси в составе Польши;

- законодательство БССР сталинского периода (20-50-е гг.);

- законодательство БССР второй половины 50-80-х гг;

Образование древних государств на территории Беларуси

 

Восточные славяне в 6-8 вв. составляли значит. часть населения Вост. Европы. Крупными восточнослав. племенными группами являлись поляне, древляне, ильменские словене, дреговичи, кривичи, полочане, северяне, радимичи, вятичи и др. Начиная с 6 в. процесс разложения первобытнообщинного строя охватил все основные восточнослав. племена. В сельской общине начался процесс соц. расслоения, выделяется богатая верхушка родоплем. знати, из которой постепенно склад. господствующий класс. Разложению первобтнообщ. строя и возникновению классового общества способствовали войны, ставшие средством обогащения путем захвата добычи и пленных, которых превращали в рабов. Родство, общий язык, культура способствовали объединению племен и созданию государств. Политическое объединение началось в 9 в., когда образовалось Киевское гос-во.

На тер-рии Беларуси самым известным было Полоцкое княжество. Во второй половине 10 в. в Полоцке княжил Рогволод. Во время борьбы за киевский престол, которую вели братья Владимир и Ярополк, каждый из них стремился сделать Полоцкое княжество своим союзников. С этой целью Владимир решил жениться на дочери Рогволода Рогнеде, но получил отказ. Владимир напал на Полоцк, убил Рогволода, его сыновей, а Рогнеду силой взял в жены. За покушение на жизнь Владимира Рогнеда была выслана с сыном Изяславом в Полоцкую землю. Впоследствии Изяслав возродил местную княжескую династию. В 9 в. сын Изяслава Брячислав и внук Изяслава Всеслав не считались с волей киевских князей и проводили самост. политику. Но Полоцкое княжество не сохранило единства. После смерти Всеслава оно начало распадаться на части.

В 12 в. освободились из-под власти Киева и др. белор. земли. Труднее всего это было Туровскому княжеству, которое граничило с Киевским. Туров был центром дреговичей и впервые упом. в летописи в 980 г. в связи с именем князя Тура. Здесь на княжении сидели сыновья великих князей, кот. пользовались правом наследования киевского престола. Туровское кн. боролось с Киевом за незав-ть, достичь этого удалось в 1158 г., при Юрии Ярославовиче, который утвердил в Турове самост. династию. Выйдя из-под власти Киева, Туровское княжество распалось на ряд уделов и княжеств.

Государственное образование смоленских кривичей – княжество Смоленское – отделилось от Киева в конце 20-х гг. 12 в. Сначала Смоленская земля по развитию отставала от Полоцкой, но во второй половине 12 в. стала одним из самых известных восточнославянских княжеств.

До введения христианства у вост. славян была распространена языческая религия – многобожие. В 988 г. при князе Владимире Киевская Русь принимает христианство. Главное, что определило принятие христианства – историч. обусловленность. Принятие христианства стало важным событием в жизни восточных славян, началом нового этапа историко-культурно и политического развития.


Общеземские привилеи

Феод. право ВКЛ как регулятор общ. отношений интенсивно развивалось под воздействием эко., социальных и полит. причин. Для него характерны два этапа развития: привилейный и статутовый. Привилейный этап (13-15 вв.), на прот. кот. по мере образования ВКЛ как суверенного феод.гос-ва складывается общеземское право, его отдельные отрасли и институты путем издания великим князьями грамот (привилеев). Нормы их обязат. для всего населения ВКЛ, в т.ч. и самих вел.князей. Для привилейного этапа хар-но то, что правовой обычай как основной источник феод.права в 9-пп. 12 в. вытесняется нормативным актов (договор, грамота, постановление сейма и т.д.).

К значимым норм. актам первого этапа относятся: 1) договор Витебской, Полоцкой и Смоленской земель с Ригой и Готским берегом 1229 г.; 2) грамота полоцкого и витебского князя Герденя о заключении мирного договора и установлении торговых отношений с Ригой и Готландом 1264 г.; 3) Договорная грамота великого князя Казимира с Великим Новгородом об установлении мира и условиях ведения торгволи с Полоцком и Витебском 1440 г.; 4) грамоты великих князей городам на МП 1390, 1391, 1441, 1494, 1498, 1499 гг.; 5) общеземские грамоты 1387, 1413, 1432, 1434, 1447 гг.; 6) Судебник Казимира 1468 г.; 7) постановление Городельского сейма об унии ВКЛ с Польшей о привилегиях феодалов-католиков 1413 г.

Привилегии, или грамоты, обычно делят по их разновидностям: общеземские, областные, волостные и городские. В силу укрепления феодальных отношений в обществе ускорился процесс установления различной правоспособности для простых людей и феодалов. Формируются сословия. Значимую роль в формировании шляхты сыграли общеземские грамоты 1387, 1413, 1432-1434, 1447гг.

Общеземский привилей Ягайло 1387г. был первым нормативным актом, по которому дополнительные привилегии получали только католические феодалы. Все последующие акты расширяли эти привилегии, однако с 1432г. православная шляхта была уравнена в правах с католической.

Общеземский привилей 1432 г. закрепил уравнение в правах феодалов католиков и феодалов православной веры. Подверждались прежние привилегии и были даны новые: 1) право на публичный суд; 2) право вдовы наследовать все недвиж. имущ-во мужа; 3) подданные феодалов осв-ны от всех гос. налогов.

Общеземский привилей Казимира 1447г. завершил процесс правового оформления шляхетского сословия. С изданием привилея от 7 декабря 1506г. первый этап развития белорусского государственного права в форме привилегий был завершен, т.к. остальные грамоты повторяли те, которые были изданы.

Следовательно, общеземские привилеи в совокупности представляли основные законы государства, в них закреплялись основные положения законов государства.

Характеризуя общеземское право ВКЛ 13-15вв., можно отметить, что наряду с классическим чертами ему присущи прогрессивные черты (четко указ. возраст угол. ответ-ти; право феодалов на публичный суд; своб. распоряжение недвиж. имуществом; ограничение ответственности членов семьи; запрет самоуправств и др). Уже во второй половине 15 века начинается систематизация права.

Во втор.пол. 15 в. оживляется правотворч. деят-ть гос-ва, принимается огромное кол-во законов вместо обычаев, возникает необх-ть упорядочить текущее общеземское зак-во, что выразилось в издании судебника ВКЛ 1468г. В нем регламентировались в основном уголовно-правовые отношения, хотя отдельные положения касались процессуального, гражд., администр. права. Издание судебника положило начало новому этапу в развитии прав. теории и практики, появлении новых принципов систематизации.


Семейное право ВКЛ в 16 в.

 

Одной из прогрессивных черт феодального права ВКЛ является то, что многие аспекты брачно-сем. отношений регулировались светским писаным правом, а не только церковным или обычным. Для развития брачно-семейного права 16 в. характерно расширение вмешательства светской власти в регулирование вопросов брака, семьи, наследования, опеки, завещаний и др. Нормы семейного права содержатся в статутах 1529, 1566 и 1588 г. На брачно-семейное право значительное влияние оказывало и каноническое (церковное) право.

Брак заключался в церкви. Вступать в брак могли юноши с 18 лет, девушки с 13, которые не находились в другом браке и не были между собой в близком родстве.

Христианам запрещалось вступать в брак с мусульманами, иудеями, которые сначала должны были принять христианство.

Вступать в брак можно было не более трех раз. Вдова могла заключить новый брак не раньше чем через шесть месяцев после смерти мужа. Брак заключался с согласия родителей, а также жениха и невесты. Если вступали в брк без согласия родителей, то могли быть лишены наследства. При вступлении в брак феодально зависимого населения необходимо было согласие господина.

Муж считался главой семьи. Женщина была лишена политических прав. Имущественные отношения между мужем и женой зависели в первую очередь от того, какое имущество было у каждого до вступления в брак. Если у мужа имущества было меньше, то его право распоряжаться им ограничивалось. Женщина обладала широкими правами по распоряжению своим имуществом. Дети, в том числе взрослые, подчинялись родителям. Их имущественные права при жизни родителей ограничивались. Брак прекращался в случае смерти одного из супругов, а также с согласия церкви, по решению местного суда или администрации.

В системе гражданского и брачно-семейного регулирования значительное место отводилось опекунскому праву. Опека осуществлялась над несовершеннолетними и их имуществом. По закону опекуном могли быть ближайшие родственники. Чужие люди признавались опекунами по завещанию родителей или по решению суда. Опекун должен был быть того же сословия, что и подопечный. Опекун, назначенный судом, должен иметь собственное поместье, быть уроженцем ВКЛ, не очень старым, хорошо вести свое хозяйство. Он не имел права тратить имуществом подопечного.

Таким образом, анализ норм статутов свидетельствует о том, что права субъектов брачно-семейных отношений расширялись, а роль светского права и светской власти в регулировании этих отношений возрастала.

 


 

Уголовное право ВКЛ в 16 в.

 

Все институты данной отрасли права в трех Статутах получили довольно полное отражение.

Как и другие отрасли права феодальное угол. право ВКЛ в 16 в. содержит некоторые прогрессивные положения, опережающие время и характерные скорее для буржуазного права. например, принцип равенства всех перед законом, принцип ответственности только по закону, принцип ответственности только за вину, принцип соразмерности наказания тяжести совершенного правонарушения. Указанные прогрессивные принципы содержались в нормах Статутов, т.е. не были случайными, а стали основополагающими принципами уголовного права 16 в. в ВКЛ.

Ни один из Статутов не содержит четкого определения понятия преступления, но можно сделать вывод, что законодатель признавал преступлением противоправное, виновное действие (бездействие_, несущее в себе элемент общественной опасности и посягающее на общественный строй, собственность, права и интересы частных лиц. Отсутствие четкого определения понятия преступления обусловило и отсутствие единого термина. Даже в Статуте 1588 г. содержится большое кол-во слов, означающих уголовно-наказуемое деяние: выступ, вина, своволенство, неслушеньство и др. Для всех этих деяний характерна черта – противоправность.

Классификация преступлений (по объекты и по степени общ. опасности) свид-т о продуманной и сравнительно гуманной для своего времени карательной политике. О гуманизме уголовного права говорит и та обстоятельность, с которой законодатель разработал состав преступления для учета его элементов при определении наказания (субъект общий, специальный, одно лицо, группа лиц; все элементы субъективной стороны: вина, мотив, цель; при установлении субъективной стороны принималось во внимание само действие (бездействие), последствия, причинная связь, рецидив и конк. условия совершения преступления6 место, время, способ и т.д.).

Гуманизм ВКЛ в 16 в. проявлялся в том, что постоянно повышается возраст угол. ответ-ти (по статуту 1566 – 14 лет, 1588 – 16 лет), устанавливается срок давности в три года. по истечении кот. дело не могло возбуждаться в суде.

В Статутах публично-уголовные наказания обретали стройную систему и теоретическое обоснование. Законодатель определяет наказание как зло или страданье, причиняемое преступнику с целью возмездия или устрашения. Наказание – это кара, установленная законом, за зло, причиненное преступником потерпевшему, мера государственного принуждения. Она проявляется в ограниченном или полном лишении прав осужденного, в причинении ему физич. страданий, материальных лишений и.д. Диапазон наказаний по статуту 1588 г. широк – от смертной казни до штрафа. Вид и форма наказания зависели не только от преступления, но и от мельч. обст-в, а также от соц. положения преступника. Наказание носило ярковыраженный классовый характер. Классовый хар-р УП проявлялся в том, что за аналогич. правонарушение представители привилдег. сословий несли более мягкое наказание, чем простые люди, либо подлежали иным мерам наказания.

УП ВКЛ содержит как прогрессивные положения, так и негативные черты, свойственные феод.праву (публичность наказания, жестокость, наличие телесных наказаний).

Люблинская уния

 

В 60-е гг. 16 в. вопрос о новой унии встал особо остро. Тому были две причины: внешняя и внутренняя. В 1558 г. Иван Грозный начал войну с Ливонией за прибалтийские земли. Военные действия Грозный перенес на территорию Беларуси. Под угрозу было поставлено само существование ВКЛ.

Почву для заключения унии с Польшей создали также противоречия между магнатами, имевшими неограниченную власть в государстве, и оттиснутой ими на второй план политической жизни шляхтой. Средних и мелких феодалов ВКЛ привлекали привилегии польской шляхты, получить которые они рассчитывали через унию.

Таким образом, ВКЛ было на грани потери независимости. Требовался надежный союзник. Польская сторона также была заинт. в унии в связи с угасанием династии Ягеллонов. последним представителей которой являлся Сигизмунд II, у него не было детей. Польскую шляхту манили новые земли на востоке, чины и богатства.

Следовательно, оба гос-ва стремились к унии, но этот союз они представляли по-разному. Польский проект поглощения княжества корой столкнулся с контрпроектом ВКЛ. ВКЛ допускало избрание одного государя и созыв совместных сеймов для решения общих дел, но при этом у каждого гос-ва сохр. самост. высший орган, армия, казна, зак-во.

Итог переговоров был подведен в 1569 г., когда представители обеих стран собрались на Люблинский сейм. ВКЛ на сейме представляли А.Волович, М.Радзивилл, И.Ходкевич и др. Увидев угрозу заключения унии на неприемлемых для ВКЛ условиях, они покинули гороод. Но польская сторона продолжила обсуждение без них. Сигизмунд II отторг от ВКЛ и включил в состав Польши Подляшье, Киевщину, Волынь и Подолье. Это было не законно, однако у ВКЛ не было сил идти на конфликт. Представители вернулись в Люблин и 1 июля 1569 г. подписали акт унии в той форме, которую навязала Польша.

Польское королевство и ВКЛ объединялись в одно гос. – Речь Посполитую под властью одного государя – польского короля и великого князя литовского, с общим закон. органом – сеймом, единой внешней политикой и ден. единицей. Полякам предост. право приобретать земли и получать гос. должности на тер-рии ВКЛ. Люблинская уния сильно ограничивала суверенитет ВКЛ, но гос-во не ликвидировала. ВКЛ сохр. тер-рию, зак-во, органы власти, воор. силы, суд. систему, печать, гос. язык.

Нельзя считать, что уния заключена добровольно. Имели место сильные антилюблинские настроения, унию не признавали. Созывались свои сеймы. В 1581 г. создана высшая суд. инстанция – Трибунал. В 1588 г. принят Статут ВКЛ. Статут гарантировал независимость (относит.) ВКЛ от Польши. Белор. язык был государственным, иностранцам было запрещено иметь земли в вкл, в т.ч. и полякам.

Образование РП повлияло на ход Ливонской войны. В 1579 г. войско ВКЛ и Польши вернуло Полоцк. В 1582 г. Ливоская война завершилась Ям-Польским перемирием, кот. закрепило границы в довоенном виде.

 

 


 

Во второй половине 19 в.

 

Во второй пол. 19 в. в России проведен ряд буржуазных реформ (крестьянская, судебная, военная, полицейская, земская и др.). В результате проведения реформ изменился и характер и порядок осущ-ния местного управления и самоуправления, были созданы новые органы власти и управления.

В рез-те крестьянской реформы 1861 г. в кадом повете назнач. 3-5 мировых посредника, которые занимались проведением реформы. Посредники назн. губернатором. Создавались органы самоуправления. Все крестьяне сельского общества сост. сельский сход, кот. избирал сельского старосту и др. должностных лиц. Несколько сел объед. в волость, в ней созыв. волостной сход, волостное правление и сословный крестьянский волостной суд. Волостное правление сост. из председателя, сельских старост и сборщика податей. Функции органов крестьянского самоуправления были очень ограниченными.

Была осущ-на реформа полиции в целях укрепления полиц. органов, усиления их роли и значения. в 1862 г. Единое полиц. управление возглавил исправник, кот. назначал губернатор из местных дворян. Уезды делились на станы во главе со становым приставом. В городах управы благочиния заменялись канцеляриями обер-полицмейстеров, полицмейстеров, градоначальников, в подчинении которых нах. городовые, участковые и околоточные надзиратели, частные приставы.

Реформа городского самоуправления началась в Б. в 1875 г. Избирательным правом пользовались все плательщики городских налогов, эти избиратели делились на три курии в зав. от доходов. Избиратели выбирали Думу, дума формировала свой исполнит. орган – волостную управу. Председательствовал в городской думе и управе городской голова. Голова уездного города назначался губернатором, губернского - министров внутр.дел. Все органы избирались на 4 года. Их деят-ть контр-сь губернскими властями.

Таким обр., органами самоуправления были:

- в губернии: губернское земское собрание и губернские управы;

- в уезде: уездное земское собрание и уездные управы;

- в городах: город. избирательное собрание, городская дума и городская управа.

Некоторые изменения произошли в структуре органов управления и самоуправления в результате контрреформ 80-90-х гг. 19 в.

 


Второе провозглашение БССР

 

Успешные боевые действия Красной Армии в ходе летнего наступл. 1920 г. привели к осв-ю Минска 11 июля 1920 г. Подписание мирного дог-ра между РСФСР и бурж. Литвой 12 июля 1920 г. включило в состав Литвы земли с городами Гродно, Щучин, Ошмяны, Сморгонь, Браслав, а также Виленского края с г.Вильно и как следствие – прекратила сущ-ние Литовско-белор. ССР. Проблемность вопроса – в юрид. силе данного договора для Беларуси.

Декларация о провозгл. незав-ти ССРБ была принята 31 июля 1920 г. в Минске на торж. заседании военно-револ. комитета, Минского губернского комитета компартии Литвы и Беларуси с участием предст. профсоюзов и др. общ. организаций Минска и Минской губернии. В ней указывалось, что БССР независимое советское гос-во. В общем плане определялись границы респ. и подчерк., что БССР строится на принципах «беспощадной диктатуры пролетариата и использ-я всего опыта советской России». Закрепляя незыблемость сов. власти, декларация восстанавливала основные полож. об орг-ции народно-хоз. жизни, провозглашенные манифестом Временного рабоче-крест. прав-ва Белоруссии в полной мере, а все законы польской оккуп. власти о восстановлении частной собств-ти отменяла. В Декларации объявлялось, что «впредь до созыва своб. избр. съезда советов рабочих и красноарм. депутатов Белоруссии вся полнота власть прин-т военно-рев. комитету».

Заканчивала Декл. призывом к гражданам объединиться с целью поднятия культурного уровня страны, восст-я нар. хозяйства и завершения борьбы с интервентами.

Много внимания в этом акте уделено правам и свободам граждан Б. Он закреплял стремление белор. народа к социальной и нац. свободе. В период второго провозглашения ССРБ республика воссоздавалась лишь в рамках 6 уездов Минской губернией с населением около 1,6 млн человек.

Второй Всебелорусский съезд советов 13-17 дек. 1920 г. в Минске: 1) завершил процесс восст-ния белор. госуд-ти; 2) продолжил конст. оформление ССРБ; 3) внес существ. изменения и дополнения в Конституцию; 4) избрал делегатов на 8 всеросс. съезд советов; 5) избрал ЦИК БССР; 6) одобрил предварит. условия Рижского договора.

В повестку дня внесено 11 вопросов. Они имели важное знач. для гос-правового строит-ва суверенной Б. На съезде присут. 202 делегата от различных партий, но больш. из них (161) были представителями компартии. Это был многонац. по своему составу форум, т.к. в нем участ. и белорусы, и русские, и евреи, и поляки, и латыши, и представители др. нац-тей. Большая часть делегатов (109) были белорусами.

По каждому вопросу были приняты норм. акты, имеющие разные названия (обращения, резолюции, тезисы), но одинак. высшую юрид. силу, ибо были приняты высшим законодат. органом гос-ва. Среди многих принятых актов особое значение имели дополнения к Конституции БССР, в кот. определялась система, стр-ра, порядок комплектования центр. органов советской власти их взаимоотн-я. Съезд советов Б. являлся верховным органом власти в Б., а в период между съездами высшей властью был ЦИК Советов Б. в составе 60 чел., избираемый съездом советов. ЦИК создал Президиум в составе Председателя и 4 членов. Впервые был создан СНК (совет нар. комиссаров) – прав-во республики, которому было вверено общее управление делами БССР. СНК обладал законодат. властью, его стр. звеньями были нар. комиссариаты.

Конституция БССР 1927 г.

 

Социально-экон. и политические изменения, кот. произошли с 1919 г., потребовали разработки новой Конституции БССР. Она была принята 8-м Всебелорусским съездом Советов в апреле 1927 г. Ее текст был подготовлен в соответствии с Конституцией СССР 1924 г. Конституция БССР состояла из 76 статей, разделенных на 13 глав.

Конституция оформила добровольное и своб. вхождение БССР в состав СССР. Она закреп. принцип равноправия наций, гос. языков – белор., русского, еврейск., польского, определила статус белор. языка как языка межнац. общения, признала право получения образования на родном языке, издания важн. законод. актов на всех местных языках. В Конституции четко определялся классовый характер совет. гос-ва. БССР – социалист. гос-во диктатуры пролетариата. Закреплялась гос. собств-ть на все земли, леса, недра, воды, фабр. и заводы, ж/д, водный и возд. транспорт и средства связи.

Вопрос о статусе БССР в связи с образованием СССР оговорен в ст.4 – БССР есть союзная республика, она передает СССР полномочия, определенные в статье 1 Конституции СССР, сохраняет право своб. выхода из союза, но механизм выхода не был раскрыт. Конституция определяла и суверенные права БССР: принимать и изменять Конституцию БССР, решать вопросы об изменении границ, создавать свои органы власти и управления, определять административно-террит. деление. Законы СССР в обязат. порядке действовали на терр. БССР, а каждый гражданин БССР являлся и гражданином СССР.

Носителями верх.власти являлись Всебелорусский съезд Советов, а в период между съездами _ ЦИК БССР. ЦИК созывал съезды советов, формировал Совет народных комиссаров и Президиум ЦИК БССР. Основную организац. работу в период между сессиями ЦИК исполнял Президиум ЦИК (20 членов). Президиум ЦИК в период между сессиями являлся высшим законодат., распоряд. и контр. органом.

Для общего управления БССР согласно ст.40 образовывался Совет Народных Комиссаров (СНК). В его состав входили председатель СНК, его заместители и народные комиссары. СНК наделялся правом издавать декреты и постановления. СНКЕ был ответственным перед Всебелорусским съездом Советов. Пость. контроль за его текущ. деят-ю осущ-л ЦИК БССР и его Президиум.

Высшим органом власти на терр. округа или района были местные съезды советов и их исполнит. органы. Советы являлись полит. основой гос-ва.

При комплект-и органов власти К. закрепляла ярко выраж. класс. принцип. Правом избирать и быть избр. в Советы получали все гр-не с 18 лет, независ. от расы, пола, национ., образ., за искл. т.н. кулаков, торговцев, лиц, живущих на нетр.доходы, служителей религии. Выборы были неравными. От рабочих избирался 1 депутат на 2000 избир., а от крестьян 1 – от 10000. Выборы были открытыми и многоступенчатыми.

В 1 главе К. провозгл. право на создание организаций, проведение митингов, шествий, своб. выражения мнений, совести, равенство прав граждан. Однако на некот. категории граждан это не распр. Спец. раздел К. посвящался гербу, флагу, столице.

К недостаткам К. можно отнести то, что не закреплялся принцип разделения властей. Закон. власть принадлежала 4 органам: Съезду, ЦИК, Президиуму, СНК. Одна ветвь не могла сдерживать другую. Избирательное право не было демокр. Права и свободы провозглашались в основном формально.

Конституция БССР 1937 г.

 

К сер. 30-х гг. в СССР произошли серьезные изм. Отменен НЭП, осущ-ны коллективизация, индустриализация, культ.революция. В экономике стал основным социалист. уклад, установилась одна идеология, произошли изм. в социальном составе. Был сделан вывод о том, что переходный период закончился, построены основы социалист.общества, что требует нового конст. закрепления.

5 января 1936 г. была утв. Конституция СССР, а 19 февраля 1937 г. принята Конституция БССР. Она полностью соотв. К. СССР, состояла из 122 статей, поденных на 11 глав. Впервые объявл., что БССР есть социалист.гос-во рабочих и крестьян при руководящ. роли рабочего класса, а не гос-во диктатуры пролетариата, как было прежде.

Полит. основу СССР составляли Советы депутатов трудящихся, которым принадлежала вся власть в стране. Экон. основа представлена социалист. соб-тью на средства производства. Выделялись 2 формы – госуд. и колхозно-кооперативная.

Закреплялись важн. принципы социализма: полное полит. и социальное равноправие всех граждан независимо от нац., расы, пола и т.д. Право на труд, отдых, образование, матер. обеспечение в старости, в случае болезни, потери работоспособности.

Высшим органов власти в БССР явл. Верховный Совета, а между его сессиями – Президиум Верх.Совета. ВС осущ-л законод.власть, избирал Президиум, формировал и утверждал правительство – Совет Народных Комиссаров и контролировал их деят-ть.

Законодат. власть принадлежала исключит. ВС, он избирался на 4 года, 1 депутат на 20000 насел. Образуемый Верх.советом и подчиненный ему СНК явл. вышим исполнит. и распорядит. органом БССР. СНК издавал постановления и распоряжения.

Высшим суд.органом стал Верховный суд БССР, который избирался Верх.советом на 5 лет. На него возлагался надзор за деят. всех судебных органов. Провозгл. независимость судей, но этого не было. высший надзор за исполнением законов осущ-ла Прокуратура. Из-под контроля прокуратуры были выведены органы НКВД, активно используемые для репрессий.

Местные соверты депутатов являлись органами гос.власти. Исполкомы местных советов были отнесены к органам госуд.управления.

В К. сделана попытка разделить компетенцию законодат., исполнит. и суд. властей, но реальной системы сдержек и противовесов не было.

К. внесла принципиальные изменения в избирательную систему. Выборы осущ-сь на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, но всегда был только один кандидат.

Суверенитет Беларуси был ограничен, а механизм выхода из СССР не разработан. Наиболее важные вопросы госуд.жизни были отнесены к компетенции СССР. Вместо 4 К. закрепила 2 гос.языка – белор. и русский. По К. БССР имела право вступать в непоср.отношения с иностр. гос-ми, но на практике этого не было. К. закрепляла не только права, но и обязанности граждан.

Многие положения К. носили чисто декларативный характер (права и свободы).

К. закрепила руководящую роль коммунистич. партии. К. могла быть изменена только по решению ВС БССР, квал. больш. не менее 2/3 голосов.

Итак, в К. закр. победа социализма, равенство граждан, отменены ограничения избир.прав. Однако демокр. по форме К. была бездействующим основным законом.

Конституция БССР 1978 г.

На 22 съезде комм.партии в 1961 г. отмечено, что СССР из гос-ва диктатуры пролетариата переросло в общенародное. Планировалось через 20 лет построить коммунизм. Съезд признал необходимым закрепить новое качественное состояние совет.общества и гос-ва в новой К. 7 октября 1977 г. Верх.Совет СССР утвердил Конституцию СССР. 14 апреля 1978 г. Верховный Совет БССР принял Конституцию БССР, которая состояла из 10 разделов, 172 статей. В нее вошли основные положения К. СССР.

В ст. 1 говор. о сов. гос-ве как о социалист. и общенародном, выражающем волю и интересы рабочих, крестьян, интелл.; трудящихся всех наций и народностей страны. Провозгл., что вся власть принадлежит рабочим и крестьянам.

В кач. полит. основы закреплялись Советы народных депутатов. Экономической основой являлась социалист. собственность.

Высшим законода. органом являлся Верховный Совет БССР. Сессии созывались 2 раза в год. Снижен возраст для депутатов с 21 до 18 лет. Срок полномочий ВС увеличен с 4 до 5 лет. Развитие экономики происходило пятилетками. Расширялись права депутатов. Теперь депутаты могли обращаться с запросом не только к министрам, но и к руководителям других органов (Прокурору респ., Председателю Комитета нар.контроля). В перерывах между сессиями постоянно действ. органом явл. Президиум ВС, он имел право вносить изм. в действ. зак-во, затем они утв. Верховным советом.

Высшим исполнит. и распоряд. органом был Совет Министров БССР, кот. образовывался Верх.Советом. Высшая суд. власть прин. Верх.суду, он также избирался Верховным советом. Местными органами гос.власти были местные Советы и их исполнительные комитеты, срок полномочий 4 года.

Избират. системы действовала на основе всеобщ., равного и прямого изб.права при тайном голос-нии. Но во всех избир. округах



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 1558; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.222.47 (0.096 с.)