Развитие права бсср во второй половине 40-х – 80-е гг. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие права бсср во второй половине 40-х – 80-е гг.



Право Б. во второй пол.40-х развивалось в русле союзного зак-ва. Этот период хар-ся отменой чрезвычайного зак-ва периода войны. Вносились изменения в гражданское и хоз. зак-во, трудовое право, уголовное право. В 1947 г. была отменена карточная система, восстанавливались отпуска, 8-часовой рабочий день, отменялись сверхурочные работы, однако усиливаются уголовные репрессии.

Для развития права этого периода хар-ны три основные тенденции: демократизация, кодификация и расширение сферы применения права. Эти тенденции проявились под воздействием тех задач, которые определялись правя щей коммунистической партией в экон., социальной, полит. и др. сферах общ. жизни.

Хар-ной чертой развития права 50-80-х гг. является большая степень динамичности. Среди многочисленных разноплановых текущих нормативных правовых актов этого периода особое место занимают постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР и постановления ЦК КПБ и Совета Министров БССР, в которых содержались нормы, вносящие принципиальные изменения в действующее зак-во. Так, 22 марта 1962 г. было принято постан. ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О перестройке управления сельским хозяйством», 11 января 1963 г. – «Об организации работы Совета народного хозяйства», 19 декабря 1968 г. – «Об утверждении положения об органах народ. контроля» и много других, кот. внесли существ. изменения в отрасли права.

Большое количество норм. прав. актов, принятых в данный период, остро поставило вопрос о систематизации действ. зак-ва, которая начала проводиться в конце 50-х как в масштабе СССР, так и в каждой республике. В БССР также были созданы специальные комиссии для подготовки кодексов по основным отраслям права. Одним из главных источников, на базе кот. разрабатывались кодексы БССР, были Основы гражд. зак-ва СССР и союзных республик (1961 г.), Основы уголовного зак-ва СССР и союзных респ. 1958 г. и др. подобные нормативные акты СССР, в т.ч. и Конституция СССР 1977.

Кодификационные работы, начавшиеся в БССР в конце 50-х, продолжались до сер. 80-х гг, когда в 1984 впервые был принят кодекс БССР об администрат. правонарушениях. Всего было принято более 10 кодексов и новая Конституция БССР 1978 г.

В развитии всех отраслей права проявилась тенденция на дальн. углубление его демократ. черт. Так, нормы констит. права закрепили расширение прав союзных республик, а по Конституции БССР 1978 г. права граждан увеличились почти в два раза; в гражд. праве была значит. расширена правоспос-ть граждан и введены нормы, предусматривающие гражд.-правовую защиту чести, достоинства физич. лица. В уголовном праве данная тенденция проявилась в декриминализации нек-х преступлений (отмена угол. ответ-ти женщин за производство аборта, за самовольный проезд в товарных поездах в 1955 г. и др.) и в возм-ти освобождения от угол.ответ-ти за совершение в первый раз малозначит. преступления. Следует отметить, что наряду с демократизацией в уголовном праве в этот период времени начала проявляться тенденция, противоречащая указанной: усиление карательной политики, что нашло отражение в восст-нии смертной казни в 1950 г. за такие преступления, как измена, шпионаж, диверсия. В последующие годы применение смертной казни постоянно расширялось, что отражает принятый в 1960 г. УК БССР, в который в 70-80 гг. вносились изменения, предусматривающие применение исключит. меры наказания даже за имущественные преступления (ст.91.1), а не только за государственные, особо опасные, против личности и воинские преступления.

Высшие органы государственной власти и управления

Во второй половине 40 – 80-е гг.

 

В этот период до 1978 г. продолжала действовать Конституция 1937 г. с изменениями. Эти изменения коснулись и высших органов власти. В связи с расширением контрольно-надз. и распоряд. деятельности Верховного Совета в его составе увеличивается число постоянных комиссий. В 1952 г. упразднены некоторые отделы Президиума ВС и Приемная Председателя Президиума.

Работа Верховного совета БССР как высшего законодат. органа страны была напряженной, насыщенной и результативной. Это обусловл. конкретной социально-экон. и полит. обстановкой в СССР и БССР острой потребностью обновления и систематизации зак-ва. ВС БССР 5 созыва (1959-1962) принял 60 законов, среди кот. Закон о судоустройстве БССР, 1959 г., Уголовный и Уголовно-проц. кодексы 1960 г. и др.

ВС БССР 7 созыва (1967-1970) принял 56 законов, среди кот. Кодекс о браке и семье БССР 1969 г., закон о здравоохр. и земельный кодекс 1970 г. и др.

Высшим исполнит. органом являлся Совет Министров БССР, состав кот. формировался заново на каждой первой сессии ВС БССР нового созыва. Число членов СМ постоянно увеличивалось (с 35 до 50) и только в связи с принятым законом от 23 мая 1957 г. о создании одного административно-экон. района на терр. БССР в рез. которого было упразднено 9 министерств, состав Совета Министров уменьшился. Однако с восстановлением отраслевого принципы управления промышленностью 1959 г. численный состав совета вновь стал возрастать. Председателями СМ БССР, сменяя друг друга, были: Пономаренко П.К., Клешев А.Е., Мазуров К.Т., Авхимович Н.Е., Киселев Т.Я.

После принятия новой Конституции 1978 г. в качестве постоянного структ. звена Совета Министров действует Президиум, в составе Председателя Совета Министров, первых заместителей и зам. председателя, а также других членов правительства в соотв. с законом о Совете Министров БССР.

Число министерств, гос. комитетов, комиссий и управлений как стр. звеньев Совета Министров неизменно возрастало. Высшим судебным органом БССР являлся Верховный суд, избираемый Верх. Советом БССР сроком на 5, а по Конст. 1978 г. – на 10 лет.

Структурными звеньями Верховного Суда БССР были судебные коллегии: суд. коллегия по гражданским делам, суд. коллегия по угол. делам и др.

Компетенция Верх. суда неоднократно изменялась.

В 1960 г. было ликвидировано Министерство юстиции и Верховный суд должен был выполнять функции по управлению областными и народными судами, гос. нотариальными конторами, т.е. была расширена его компетенция.

В 1970 г. было образовано союзно-респ. министерства юстиции БССР функции по управлению суд. органами были изъяты из ведения Верховного суда, что позволило высшему суд. органу сосредоточить внимание на выполнении прямых функций по осуществлению правосудия в БССР.

Помимо указанных органов в БССР действовали другие высшие органы - Прокуратуры БССР, Комитет народного контроля БССР, структура и комп. которых подвергались реорганизации в 50-80 гг.

 


Конституция БССР 1978 г.

На 22 съезде комм.партии в 1961 г. отмечено, что СССР из гос-ва диктатуры пролетариата переросло в общенародное. Планировалось через 20 лет построить коммунизм. Съезд признал необходимым закрепить новое качественное состояние совет.общества и гос-ва в новой К. 7 октября 1977 г. Верх.Совет СССР утвердил Конституцию СССР. 14 апреля 1978 г. Верховный Совет БССР принял Конституцию БССР, которая состояла из 10 разделов, 172 статей. В нее вошли основные положения К. СССР.

В ст. 1 говор. о сов. гос-ве как о социалист. и общенародном, выражающем волю и интересы рабочих, крестьян, интелл.; трудящихся всех наций и народностей страны. Провозгл., что вся власть принадлежит рабочим и крестьянам.

В кач. полит. основы закреплялись Советы народных депутатов. Экономической основой являлась социалист. собственность.

Высшим законода. органом являлся Верховный Совет БССР. Сессии созывались 2 раза в год. Снижен возраст для депутатов с 21 до 18 лет. Срок полномочий ВС увеличен с 4 до 5 лет. Развитие экономики происходило пятилетками. Расширялись права депутатов. Теперь депутаты могли обращаться с запросом не только к министрам, но и к руководителям других органов (Прокурору респ., Председателю Комитета нар.контроля). В перерывах между сессиями постоянно действ. органом явл. Президиум ВС, он имел право вносить изм. в действ. зак-во, затем они утв. Верховным советом.

Высшим исполнит. и распоряд. органом был Совет Министров БССР, кот. образовывался Верх.Советом. Высшая суд. власть прин. Верх.суду, он также избирался Верховным советом. Местными органами гос.власти были местные Советы и их исполнительные комитеты, срок полномочий 4 года.

Избират. системы действовала на основе всеобщ., равного и прямого изб.права при тайном голос-нии. Но во всех избир. округах был только 1 кандидат.

Впервые на конст. уровне закреплялось право граждан на участие в управлении гос. и обще. делами, право на жилище, гос. охрану здоровья, пользование достиж.культуры., право обжаловать действия долж.лиц в суде. К. закрепила новые формы непосредственной демократии: всенародное обсуждение и референдум. Развернутую трактовку получили обязанности граждан: соблюдать К., добросовестно трудиться, оберегать интересы гос., беречь Отечество.

Наряду с госуд. и колх-кооперативной собственностью впервые закр. собственность профсоюзных и общественных организаций.

Многие положения К. носили декларативный характер и в реальной жизни не действовали. К. закрепляла руководящую и направляющую роль КПСС. БССР явл. суверенным социалист. гос-вом, но наиболее важные вопросы гос. и хоз. строительства находились в компетенции СССР. Таким образом, хотя Конституция 1978 г. значительно расширяла права граждан, но во многом она имела декларативный характер, многие права только провозглашались, но на практике не осуществлялись. Это была последняя советская Конституция БССР.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 710; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.121.131 (0.01 с.)