Развитие права бсср в 20-30 гг. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие права бсср в 20-30 гг.



 

Развитие права в БССР в восстановит. период шло несколькими напр.:
1) специальными постановлениями ЦИК БССР вводились в действие на терр. БССР зак. акты РСФСР; 2) органы власти и управления БССР (Всебелор. съезд совевтов, ЦИК, СНК) принимали собств. нормативно-правовые акты; 3) действовали закон. акты РСФСР, которые постановлением ВЦИК вводились в действие «на терр. РСФСР и всех союзных республик». На терр. Беларуси вводились в действие зак. акты РСФСР (закон об основных частных имуществ. правах и др.).

Гражданское право. Зак-во было направлено на укрепление гос. собственности. ГК закрепил общее правило неотчуждаемости гос. предприятий в собственность частных лиц. Было разрешено отчуждение бездействующих предприятий, но наибольшую исковую защиту получала гос. собств-ть. Объявлялись недействит. сделки, которые влекли убыток для государства. Большое внимание было уделено кооперативной собственности. Частным лицам разрешалось открывать торговые и промышл. предприятия. Постепенно расширялись имущ. права граждан, а также круг наследников по закону в рез-те включения в него усыновленных.

Уголовное право. УК РСФСР, введенный в действие с 1922 г., действовал и на терр. Б. Он состоял из Общей и Особ. частей, насчитывал 227 статей, 56 из кот. приходились на общую часть. Особенная часть состояла из 8 глав, в кот. регламент. угол.-правовые отношения, касающиеся след. видов преступлений:
1) государственные преступления; 2) должностные прест.; 3) нарушение правил об отделении церкви от гос.; 4) преступления хозяйственные; 5) прест. против жизни, здоровья, свободы и достоинства личности; 6) имущественные преступления; 7) воинские преступления; 8) нарушение правил, охраняющих народное здравие, общ.безопасность и публичный порядок.

За совершение контррев. действий, бандитизм и др. особо опасных прест. предусматривалась высшая мера нака. – растрел.

В 30 г. карательная политика ужесточается путем усиления угол.ответ-ти за отдельные виды прест. и введением новых составов. В 1934 г. УК дополнен статьями об измене Родине.

Земельное право. Аграрные преобразования получили закрепление в земельном кодексе 1923 г. Кодекс регулировал трудовое крестьян. землепользование и переселение. Устанавливал предельную норму земли для крест. хоз.

Лесной кодекс рассматривался как продолжение земельного и закреплял государственную собственность на весь лесной фонд, состоящий из земель местного и общегосударственного значения.

Трудовое зак-во. Правовой формой привлечения рабочих к труду являлся коллект. и индивид. договоры. Закреплялся 8-час. рабочий день. Был предусмотрен ряд мер по охране труда. Отд. глава ТК посвящалась профсоюзам.

Таким образом, в рез. образования СССР на терр. БССР действовали все зак. акты СССР, в соотв. с нормами кот-го вносились изменения в зак. акты БССР.

Конституция БССР 1927 г.

 

Социально-экон. и политические изменения, кот. произошли с 1919 г., потребовали разработки новой Конституции БССР. Она была принята 8-м Всебелорусским съездом Советов в апреле 1927 г. Ее текст был подготовлен в соответствии с Конституцией СССР 1924 г. Конституция БССР состояла из 76 статей, разделенных на 13 глав.

Конституция оформила добровольное и своб. вхождение БССР в состав СССР. Она закреп. принцип равноправия наций, гос. языков – белор., русского, еврейск., польского, определила статус белор. языка как языка межнац. общения, признала право получения образования на родном языке, издания важн. законод. актов на всех местных языках. В Конституции четко определялся классовый характер совет. гос-ва. БССР – социалист. гос-во диктатуры пролетариата. Закреплялась гос. собств-ть на все земли, леса, недра, воды, фабр. и заводы, ж/д, водный и возд. транспорт и средства связи.

Вопрос о статусе БССР в связи с образованием СССР оговорен в ст.4 – БССР есть союзная республика, она передает СССР полномочия, определенные в статье 1 Конституции СССР, сохраняет право своб. выхода из союза, но механизм выхода не был раскрыт. Конституция определяла и суверенные права БССР: принимать и изменять Конституцию БССР, решать вопросы об изменении границ, создавать свои органы власти и управления, определять административно-террит. деление. Законы СССР в обязат. порядке действовали на терр. БССР, а каждый гражданин БССР являлся и гражданином СССР.

Носителями верх.власти являлись Всебелорусский съезд Советов, а в период между съездами _ ЦИК БССР. ЦИК созывал съезды советов, формировал Совет народных комиссаров и Президиум ЦИК БССР. Основную организац. работу в период между сессиями ЦИК исполнял Президиум ЦИК (20 членов). Президиум ЦИК в период между сессиями являлся высшим законодат., распоряд. и контр. органом.

Для общего управления БССР согласно ст.40 образовывался Совет Народных Комиссаров (СНК). В его состав входили председатель СНК, его заместители и народные комиссары. СНК наделялся правом издавать декреты и постановления. СНКЕ был ответственным перед Всебелорусским съездом Советов. Пость. контроль за его текущ. деят-ю осущ-л ЦИК БССР и его Президиум.

Высшим органом власти на терр. округа или района были местные съезды советов и их исполнит. органы. Советы являлись полит. основой гос-ва.

При комплект-и органов власти К. закрепляла ярко выраж. класс. принцип. Правом избирать и быть избр. в Советы получали все гр-не с 18 лет, независ. от расы, пола, национ., образ., за искл. т.н. кулаков, торговцев, лиц, живущих на нетр.доходы, служителей религии. Выборы были неравными. От рабочих избирался 1 депутат на 2000 избир., а от крестьян 1 – от 10000. Выборы были открытыми и многоступенчатыми.

В 1 главе К. провозгл. право на создание организаций, проведение митингов, шествий, своб. выражения мнений, совести, равенство прав граждан. Однако на некот. категории граждан это не распр. Спец. раздел К. посвящался гербу, флагу, столице.

К недостаткам К. можно отнести то, что не закреплялся принцип разделения властей. Закон. власть принадлежала 4 органам: Съезду, ЦИК, Президиуму, СНК. Одна ветвь не могла сдерживать другую. Избирательное право не было демокр. Права и свободы провозглашались в основном формально.

Конституция БССР 1937 г.

 

К сер. 30-х гг. в СССР произошли серьезные изм. Отменен НЭП, осущ-ны коллективизация, индустриализация, культ.революция. В экономике стал основным социалист. уклад, установилась одна идеология, произошли изм. в социальном составе. Был сделан вывод о том, что переходный период закончился, построены основы социалист.общества, что требует нового конст. закрепления.

5 января 1936 г. была утв. Конституция СССР, а 19 февраля 1937 г. принята Конституция БССР. Она полностью соотв. К. СССР, состояла из 122 статей, поденных на 11 глав. Впервые объявл., что БССР есть социалист.гос-во рабочих и крестьян при руководящ. роли рабочего класса, а не гос-во диктатуры пролетариата, как было прежде.

Полит. основу СССР составляли Советы депутатов трудящихся, которым принадлежала вся власть в стране. Экон. основа представлена социалист. соб-тью на средства производства. Выделялись 2 формы – госуд. и колхозно-кооперативная.

Закреплялись важн. принципы социализма: полное полит. и социальное равноправие всех граждан независимо от нац., расы, пола и т.д. Право на труд, отдых, образование, матер. обеспечение в старости, в случае болезни, потери работоспособности.

Высшим органов власти в БССР явл. Верховный Совета, а между его сессиями – Президиум Верх.Совета. ВС осущ-л законод.власть, избирал Президиум, формировал и утверждал правительство – Совет Народных Комиссаров и контролировал их деят-ть.

Законодат. власть принадлежала исключит. ВС, он избирался на 4 года, 1 депутат на 20000 насел. Образуемый Верх.советом и подчиненный ему СНК явл. вышим исполнит. и распорядит. органом БССР. СНК издавал постановления и распоряжения.

Высшим суд.органом стал Верховный суд БССР, который избирался Верх.советом на 5 лет. На него возлагался надзор за деят. всех судебных органов. Провозгл. независимость судей, но этого не было. высший надзор за исполнением законов осущ-ла Прокуратура. Из-под контроля прокуратуры были выведены органы НКВД, активно используемые для репрессий.

Местные соверты депутатов являлись органами гос.власти. Исполкомы местных советов были отнесены к органам госуд.управления.

В К. сделана попытка разделить компетенцию законодат., исполнит. и суд. властей, но реальной системы сдержек и противовесов не было.

К. внесла принципиальные изменения в избирательную систему. Выборы осущ-сь на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, но всегда был только один кандидат.

Суверенитет Беларуси был ограничен, а механизм выхода из СССР не разработан. Наиболее важные вопросы госуд.жизни были отнесены к компетенции СССР. Вместо 4 К. закрепила 2 гос.языка – белор. и русский. По К. БССР имела право вступать в непоср.отношения с иностр. гос-ми, но на практике этого не было. К. закрепляла не только права, но и обязанности граждан.

Многие положения К. носили чисто декларативный характер (права и свободы).

К. закрепила руководящую роль коммунистич. партии. К. могла быть изменена только по решению ВС БССР, квал. больш. не менее 2/3 голосов.

Итак, в К. закр. победа социализма, равенство граждан, отменены ограничения избир.прав. Однако демокр. по форме К. была бездействующим основным законом.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 1189; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.81.58 (0.007 с.)