Тема 1. Предмет, цели и задачи курса.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Предмет, цели и задачи курса.



История государства и права

Зарубежных стран

 

 

Учебно-методический комплекс

для студентов очной формы обучения

 

 

направление подготовки: 030900.62 «Юриспруденция»

(квалификация – «бакалавр»)

 

НИЖНИЙ НОВГОРОД

 


Авторы:

С.М. Сапожников, кандидат юридических наук, доцент кафедры общетеоретических правовых дисциплин Приволжского филиала ФГБОУ ВПО «РАП».

О.Ю. Булатецкий, кандидат юридических наук, доцент кафедры истории права и государства ФГБОУ ВПО «РАП».

 

Реценезенты:

Галай Ю.Г. д.ю.н., профессор, заведующий кафедрой теории и истории права и государства Нижегородского филиала ФГАОУ ВПО «Национальный исследовательский университет – Высшая школа экономики».

 

Ханин СВ. к.и.н., доцент кафедры Теории и истории государства и права Нижегородской академии МВД РФ.

 

Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900.62 Юриспруденция (квалификация – «бакалавр»).

 

Одобрен на заседании кафедры общетеоретических правовых дисциплин Приволжского филиала Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия правосудия» протокол № 2 от 25 октября 2012 г.

 

Утвержден Учебно-методическим советом Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия правосудия» Приволжского филиала, (протокол № 3 от 25 октября 2012 г.).

 

 

© Приволжский филиал ФГБОУ ВПО РАП, 2012.

© Сапожников С.М., Булатецкий О.Ю., 2012.

 


СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение.......................................................................................................... 4

Объем дисциплины и виды учебной работы................................................. 7

Тематический план.......................................................................................... 8

Программа курса.......................................................................................... 10

Планы семинарских занятий......................................................................... 19

Методические рекомендации по изучению дисциплины и организации самостоятельной работы студентов.......................................................................................... 60

Задания для выполнения контрольных работ............................................. 82

Примерная тематика курсовых работ.......................................................... 84

Примеры тестовых заданий для проведения рубежного контроля............ 86

Литература.................................................................................................. 113

Вопросы для подготовки к экзамену......................................................... 117

 

 


Введение

История государства и права зарубежных стран является одной из базовых научных дисциплин общеправового цикла и составляет наряду с теорией государства и права, историей государства и права России и другими правовыми науками - фундамент современного юридического знания. Так как дисциплина является элементом юридической науки, то ее знание необходима приполучении высшего юридического образования.

ЦЕЛЬЮ ДИСЦИПЛИНЫ – является изучение государственного строя, правовых отношений и судебной системы зарубежных государств с древнейших времен до наших дней. Знание государственно-правовой истории существенно расширяет кругозор и культуру будущего юриста.

Учебная дисциплина позволяет познать закономерные процессы эволюции важнейших элементов цивилизации - государства и права. Механизмы государственно-правовых систем прошлого действуют с теми или иными изменениями и в настоящем, что помогает анализировать и современные государственно-правовые реалии.

Изучение курса «Истории государства и права зарубежных стран» в комплексе с другими историко-правовыми дисциплинами служит наиболее полному освоению богатейшего теоретического арсенала юридической науки, того категориального аппарата, без знания которого невозможно понимание и других, в том числе и отраслевых, юридических дисциплин.

ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ - выявить объективные закономерности возникновения и этапы формирования рабовладельческого государства, права, судебной системы и общественных структур на примерах Древнего Востока и Античного мира. Проследить историю развития средневековых государств, эволюцию правовых и судебных систем современности. Объяснить причины буржуазных революций их влияние на развитие государственных институтов, права и суда. Показать, как оформлялся конституционный строй, какие этапы он прошел в своем развитии.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ – Дисциплина «История государства и права зарубежных стран» рассчитана на изучение ее в течение семестра. Программа предусматривает лекции и семинарские занятия, а также самостоятельную работу, которая предполагает самостоятельное освоение историко-правового материала (учебников, монографий, научных статей), изучение источников права, опубликованных в специальных хрестоматиях.

Спецификой преподавания и изучения курса в Российской академии правосудия является более углубленное изучение судебно-правовой системы зарубежных государств во все периоды их исторического развития.

В процессе обучения студенты должны усвоить историю возникновения, развития и функционирования государственных и судебно-правовых систем зарубежных стран, особенности законодательства в различных общественно-экономических формациях, научиться использовать эти знания для анализа современных исторических процессов и правовых явлений.

Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр») закреплены компетенции, которыми студент будет обладать в результате освоения учебной дисциплины.

Общекультурные компетенции (ОК):

· осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);

· способен добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);

· владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3);

· способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);

· обладает культурой поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5);

· имеет нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительно относится к праву и закону (ОК-6);

· стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7);

· способен использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8);

· способен анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9);

Профессиональные компетенции (ПК):

в нормотворческой деятельности:

· способен участвовать в разработке нормативных правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности (ПК-1);

· в правоприменительной деятельности:

· способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2);

· способен обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права (ПК-3);

· способен принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (ПК-4);

· способен применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-5);

· способен юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-6);

· владеет навыками подготовки юридических документов (ПК-7);

в правоохранительной деятельности:

· готов к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства (ПК-8);

· способен уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПК-9);

· способен выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать преступления и иные правонарушения (ПК-10);

· способен осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению (ПК-11);

· способен выявлять, давать оценку коррупционного поведения и содействовать его пресечению (ПК-12);

· способен правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации (ПК-13);

в экспертно-консультационной деятельности:

· готов принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции (ПК-14);

· способен толковать различные правовые акты (ПК-15);

· способен давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности (ПК-16);

в педагогической деятельности:

· способен преподавать правовые дисциплины на необходимом теоретическом и методическом уровне (ПК-17);

· способен управлять самостоятельной работой обучающихся (ПК-18);

· способен эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-19).

В результате изучения дисциплины студенты должны - отчетливо представлять себе причины образования государства и права народов на различных стадиях развития человечества, уметь выражать и обосновывать, в том числе, свои собственные взгляды и мысли;

Знать историю возникновения и развития государства и права в конкретных исторических условиях;

Иметь четкое представление об устройстве рабовладельческих, феодальных и буржуазных государств, формах правления, государственном и общественного устройства, системе права;

Владеть навыками самостоятельного мышления и ориентации в законодательных источниках других государств.

Уметь делать обобщающие выводы, аналитические заключения и рекомендации.


Объем дисциплины и виды учебной работы

 

 

Вид учебной работы (по учебному плану) Количество зачетных единиц и часов по формам обучения
Зачетные единицы – общая трудоемкость 6 з.е. – 216
Всего аудиторных занятий из них:
Лекции
Семинарские (практические)занятия
Самостоятельная работа под контролем преподавателя и НИРС
Форма итогового контроля экзамен

 

 


Тематический план

для студентов факультета подготовки специалистов для судебной системы

(юридический факультет)

очной формы обучения

№ п/п Разделы (темы) дисциплины Количество зачетных единиц и часов по видам учебных занятий (по учебному плану)
Лекции Семинары С/р
Предмет, методы, цели, задачи и периодизация курса. Государство и право Древнего Востока. Государство и право Древней Греции и Рима.  
Особенности развития средневекового государства и институтов феодального права. Государство и право франков.  
Государство и право Византии  
Государство и право феодальной Европы
Государство и право в странах средневекового Востока (Индия, Китай, Япония)  
Государство и право Арабского Халифата. Развитие мусульманского права в средние века  
Государственно-правовая и судебная система стран Европы в новое и новейшее время.
Государственно-правовая и судебная система стран Америки в новое и новейшее время.  
Государственно-правовая и судебная система Японии и Китая в новое и новейшее время
  Всего по учебному курсу:
  Форма контроля: контрольное задание, зачет      

Тематический план

для студентов факультета непрерывного образования по подготовке специалистов для судебной системы (ФНО)

очной формы обучения

№ п/п Разделы (темы) дисциплины Количество зачетных единиц и часов по видам учебных занятий (по учебному плану)
Лекции Семинары С/р
Предмет, методы, цели, задачи и периодизация курса. Государство и право Древнего Востока. Государство и право Древней Греции и Рима.  
Особенности развития средневекового государства и институтов феодального права. Государство и право франков.  
Государство и право Византии  
Государство и право феодальной Европы
Государство и право в странах средневекового Востока (Индия, Китай, Япония)  
Государство и право Арабского Халифата. Развитие мусульманского права в средние века  
Государственно-правовая и судебная система стран Европы в новое и новейшее время.
Государственно-правовая и судебная система стран Америки в новое и новейшее время.  
Государственно-правовая и судебная система Японии и Китая в новое и новейшее время
  Всего по учебному курсу:
  Форма контроля: контрольное задание, зачет      

ПРОГРАММА КУРСА

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ.

Тематический план семинарских занятий

№№ п/п Темы семинарских занятий Количество часов Активные формы при проведении занятия
1. Семинар 1. ПРЕДМЕТ, ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА Семинар - диспут.
2. Семинар 2. ЗАКОНЫ ЦАРЯ ХАММУРАПИ И ЗАКОНЫ МАНУ Семинар-сравнение, Решение практических задач.
3. Семинар 3 ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЕ ГОСУДАРСТВА АФИНЫ И СПАРТА: СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА. Семинар- учебная (ролевая) игра.
4. Семинар 4. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО ДРЕВНЕГО РИМА. ЗАКОНЫ XII ТАБЛИЦ. Доклады. Решение практических задач.
5. Семинар 5. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО ВИЗАНТИИ. КОДИФИКАЦИЯ ЮСТИНИАНА. Доклады, Семинар - дискуссия.
6. Семинар 6. ГОСУДАРСТВО САЛИЧЕСКИХ ФРАНКОВ. САЛИЧЕСКАЯ ПРАВДА. Доклады, Решение практических задач.
7. Семинар 7. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО ФЕОДАЛЬНОЙ ФРАНЦИИ. Доклады. Семинар - дискуссия.
8. Семинар 8. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО ФЕОДАЛЬНОЙ АНГЛИИ. Доклады. Семинар - дискуссия.
9. Семинар 9. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ГЕРМАНСКИХ ГОСУДАРСТВ В СРЕДНИЕ ВЕКА. КАРОЛИНА 1532 г. Доклады. Решение практических задач.
10. Семинар 10. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО В СТРАНАХ СРЕДНЕВЕКОВОГО ВОСТОКА (ИНДИЯ, КИТАЙ, ЯПОНИЯ). Доклады. Семинар - дискуссия.
11. Семинар 11. АРАБСКИЙ ХАЛИФАТ. МУСУЛЬМАНСКОЕ ПРАВО. Доклады. Семинар - дискуссия.
12. Семинар 12. АНГЛИЙСКАЯ БУРЖУАЗНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ. Доклады, Семинар - дискуссия.
13. Семинар 13. ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВАЯ И СУДЕБНАЯ СИСТЕМА ФРАНЦИИ В НОВОЕ ВРЕМЯ. Доклады. Семинар – дискуссия.
14. Семинар 14. ОБЪЕДИНЕНИЕ ГЕРМАНИИ. КОНСТИТУЦИЯ 1871 г. ГГУ 1900 г. Доклады, Семинар-сравнение.
15. Семинар 15. ОБРАЗОВАНИЕ США. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ США В КОНЦЕ XVIII НАЧАЛЕ XX ВЕКА.   Доклады. Семинар - дискуссия.
16. Семинар 16.. ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВАЯ И СУДЕБНАЯ СИСТЕМА ЯПОНИИ И КИТАЯ В НОВОЕ ВРЕМЯ. Доклады. Семинар - дискуссия.
17. Семинар 17. НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ И СУДЕБНО-ПРАВОВАЯ СИСТЕМА СОЕДИНЕННЫХ ШТАТОВ АМЕРИКИ.   Доклады. Семинар - дискуссия.
18. Семинар 18. НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И СУДЕБНО-ПРАВОВАЯ СИСТЕМА СТРАН ЕВРОПЫ.   Доклады. Семинар - дискуссия.
19. Итого  

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Цель занятия.

Студентам необходимо в ходе подготовки к семинарскому занятию уяснить, что «История государства и права зарубежных стран» является общественной наукой, а точнее историко-правовой, т.к. она относится и к науке истории, и к науке о государстве и праве. Осознать, что данная учебная дисциплина – правовая (юридическая) наука, является необходимым элементом высшего юридического образования. Обучающиеся должны понять, что этот изучаемый ими курс имеет немаловажное теоретическое и практическое значение, т.к. по причине своей познавательно – информативной ценности, он вооружает будущих юристов знаниями, которые помогут им на практике осуществлять программу демократических преобразований общества и защите прав граждан.

Терминологическое задание: записать в личный юридический словарь и усвоить следующие термины и понятия: метод,наука, предмет, объект, анализ, синтез, индукция, дедукция.

План семинарского занятия.

1. Предмет и периодизация курса «История государства и права зарубежных стран».

2. Место истории государства и права зарубежных стран в системе юридических дисциплин.

3. Общие и специфические методы исследования государственно-правовой истории.

4. Периодизация курса.

Вопросы для дискуссии:

1) Роль и значение курса «История государства и права зарубежных стран» в системе подготовки бакалавров.

2) Место курса «История государства и права зарубежных стран» в системе юридического образования.

Литература

Основная

Графский В.Г. Всеобщая история права и государства. М., 2004.*

История государства и права зарубежных стран / Под ред. О.А. Жидкова и Н.А. Крашенниниковой. Ч. 1 - М., 2006.*

Омельченко О.А. Всеобщая история государства и права. Т. 1 – М.,2010.

Источники права

Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. Т. 1. «Древний мир и средние века» / Составитель: д.ю.н., профессор Н.А. Крашенникова. М., 2009. *

Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. / Составитель: В.Н. Садиков. М., 2007. *

 

Дополнительная

Батыр К.И. История государства и права зарубежных стран. М., 2010.*

Дамирли М.А. Право и история: эпистемологические проблемы (Опыт комплексного исследования проблем предмета и структуры историко-правового познания). СПб., 2002.

Бахмутская К.Б. О цивилизационных подходах к изучению государства и права // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 11. Право. 1994. № 3. С. 79-83.

Сырых В.М. Метод правовой науки: Основные элементы, структура. – М., 1980.

Тойнби А. Постижение истории / Пер. с англ. М., 1992.

Ясперс К. Смысл и назначение истории / Пер. с нем. М., 1994.

 

Литература

Основная

Графский В.Г. Всеобщая история права и государства. М., 2004.*

История государства и права зарубежных стран / Под ред. О.А. Жидкова и Н.А. Крашенниниковой. Ч. 1 - М., 2006.*

Омельченко О.А. Всеобщая история государства и права. Т. 1 – М.,2010.

Источники права

Законы Ману. Манавадхармашастра / Перевод С. Л. Эльмановича, проверенный и исправленный Г. Ф. Ильиным.М., 2002.

Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. Т. 1. «Древний мир и средние века» / Составитель: д.ю.н., профессор Н.А. Крашенникова. М., 2009. *

Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. / Составитель: В.Н. Садиков. М., 2007. *

 

Дополнительная

Батыр К.И. История государства и права зарубежных стран. М., 2010.*

Древние цивилизации. Под ред. Г.М. Бонгард-Левина. М., 1989.

История Древнего Востока. Зарождение древнейших классовых обществ и первые шаги рабовладельческой цивилизации. Ч. 1. Месопотамия. М., 1983.

Крашенинникова Н.А. История права Востока. М., 1994.

Кучма В.В. Государство и право древнего мира. Волгоград. 1998

Самозванцев А. М. Правовой текст дхармашастры. М., 1991.

Сапожников С.М. Сборник обучающих упражнений, тестов и задач по истории государства и права зарубежных стран (древний мир и средние века): Учебно-методическое пособие. Н. Новгород: Нижегородская академия МВД России, 2004.

Скрипилев ЕА Основные черты права Древнего Востока. М.,1967

Якобсон В.А. «Кража» и «грабеж» по законам Хаммурапи // Палестинский сборник. Выпуск 26. М., 1978.

Якобсон В.А. Возникновение писаного права в древней Месопотамии // Вестник древней истории 1981. № 4.

 

 

Законы царя Хаммурапи: практические задачи:

Задача № 1.

При рассмотрении спорного дела в суде, судья, рассмотрев детали дела, принял решение в пользу одной из сторон. Однако в последствии, поддавшись на посулы о вознаграждении и думая, что об этом не кто не узнает, переменил решение в пользу другой.

Имел ли судья на это право? Что полагалось ему за это деяние?

Задача № 2.

Один мушкенум купил у сына авилума овцу, которая принадлежала его отцу. Сделка произошла без свидетелей и договора. На следующий день отец спросил у сына, куда делась овца, на что сын честно сознался, что продал ее. Когда отец выяснил при каких обстоятельствах произошла сделка, он подал в суд на купившего овцу мушкенума.

Почему так поступил хозяин овцы? Какое наказание ждет мушкенума?

Задача № 3.

Один редум отличился в сражении, за проявленное мужество получил в награду от Хаммурапи – меч, украшенный драгоценными камнями. Его начальник – декум узнав об этом позавидовал редуму, и под угрозой расправы отнял подарок.

Правомерны ли действия декума? Как должны были поступить с ним по законам царя Хаммурапи?

Задача № 4.

Некий авилум взял у тамкара десять сикелей серебра в долг для покупки зерна, чтобы засадить им поле, но бог Адад был не милостив к нему в этом году и весь его урожай погиб в результате засухи. Тамкар на просьбу отсрочки уплаты долга и процентов по нему настаивал на немедленной выплате. Они обратились в суд для разрешения спора.

Какое решение должен принять судья в данном случае?

Задача № 5.

Человек, за которым имелся долг серебром, был схвачен и заключен в доме заимодавца. Хозяин исправно кормил заложника выделяя ему ежедневно хлеб и воду, однако тот вскоре умер. Расследование показало, что умер заложник своей смертью, без применения насилия. Родственники умершего обратились в суд, требуя наказать заимодавца.

Будет ли наказан заимодавец или нет? Если будет то, каким образом.

Задача № 6.

Человек, за которым имелся долг хлебом, был схвачен и заключен в доме заимодавца. Хозяин исправно кормил заложника выделяя ему ежедневно хлеб и воду, но периодически избивал его, требуя уплаты долга, вскоре от побоев тот скончался. Родственники умершего обратились в суд, требуя наказать заимодавца.

Какое будет решение суда в этом случае?

Задача № 7.

Мужчина и женщина долгое время жили совместно, но не закрепили брак в письменной форме. В результате несчастного случая мужчина погиб.

Являлось ли длительное сожительство основанием для заключения брака? Имела ли право женщина претендовать на наследство этого человека?

Задача № 8.

Возвращаясь с базара, торговец проезжая по дороге заметил брошенную люльку с ребенком. Прождав некоторое время и видя, что никто за ребенком не явился, он решил забрать его с собой. Торговец вырастил подкидыша как собственного сына. Спустя 14 лет неизвестная женщина, назвавшись матерью этого ребенка, подала на торговца иск о том, чтоб ей вернули сына.

Какое решение примет суд?

Задача № 9.

Зикрум взяла на воспитание приемного сына, когда тот вырос то, устыдившись профессии приемной матери, он отказался от нее, заявив «Ты не моя мать». Та обратилась в суд и вскоре пожалела об этом.

Почему? Ответ обоснуйте.

Задача № 10.

В одном из домов Вавилона вспыхнул пожар. Соседи активно помогали тушить пожар и вытаскивали из огня вещи погорельцев. Один из соседей заметил деньги в доме и утаил их. Хозяин увидел это. Как может поступить в данном случае хозяин горевшего дома.

Право Древней Индии. Законы Ману: практические задачи:

Задача № 1.

После смерти родителей в семье осталось три брата и две сестры.

Как должно быть разделено наследство между ними? Могут ли другие родственники умерших (братья, родители) претендовать на наследство?

Задача № 2.

После смерти родителей старший брат пользуясь малолетством братьев, по собственной жадности утаил часть наследства в свою пользу. Родственники обратились в суд, требуя восстановления справедливости.

Какие действия должны быть предприняты в отношении старшего брата?

Задача № 3.

Человек купил на рынке у торговца ковер, однако, придя, домой он задумался о надобности этой вещи, промучившись в раздумьях неделю (семь дней) он решил вернуть ковер торговцу, но на рынке торговец этот ковер обратно его не принял.

Поступил ли законно торговец, не вернув денег за проданный ковер покупателю?

Задача № 4.

Человек купил на рынке у торговца ковер, однако, придя, домой он задумался о надобности этой вещи, промучившись в раздумьях две недели (четырнадцать дней) он решил вернуть ковер торговцу, но на рынке торговец этот ковер обратно его не принял.

Поступил ли законно торговец, не вернув денег за проданный ковер покупателю?

Задача № 5.

Наемный работник, заключив договор с хозяином поля, в течение трех недель исправно исполнял свои обязанности, затем стал халатно относился к работе, в результате договор подряда не был им выполнен. Хозяин прогнал его, не выплатив ни пана. Тогда работник обратился в суд, требуя выплаты жалования за отработанный срок.

Как рассудит в данном случае судья?

Задача № 6.

Наемный работник, заключив договор с хозяином поля, в течение трех недель исправно исполнял свои обязанности, затем заболел, и работу за него выполнил его сын. Хозяин выплатил жалование только его сыну за исполненную им работу. Тогда работник обратился в суд, требуя выплаты жалования за отработанный срок.

Как рассудит в данном случае судья?

Задача № 7.

Как квалифицировалось преступление, по законам Ману, совершенное в присутствии собственника и сопровождаемое насилием? В отсутствие собственника?

Задача № 8.

Возвращающийся поздно вечером из гостей человек (вайшья) услыхал крики. Побежав на крик, он увидел, что мужчина с ножом напал на женщину, схватив палку, вайшья ударил нападавшего, в результате удара тот скончался. Как выяснилось в последствии, нападавший оказался брахман.

Какое наказание ждало вайшью за убийство брахмана?

Задача № 9.

Кшатрий, придя в дом к человеку и не застав хозяина дома, стал заигрывать с его женой, предлагая ей подарки, прикасался к ее одежде.

Есть ли в действиях кшатрия согласно законам Ману состав преступления? Будет наказан за это кшатрий или суд его оправдает?

Задача № 10.

«Однаждырожденный» (шудра) возвращаясь вечером из гостей, пел песни, один почтенный гуру сделал ему замечание, в ответ шудра обругал брахмана ужасной бранью.

Есть ли в действиях шудры, согласно законам Ману, состав преступления? Будет наказан за это шудра?

Литература

Основная

Графский В.Г. Всеобщая история права и государства. М., 2004.*

История государства и права зарубежных стран / Под ред. О.А. Жидкова и Н.А. Крашенниниковой. Ч. 1 - М., 2006.*

Омельченко О.А. Всеобщая история государства и права. Т. 1 – М.,2010.

Источники права

Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. Т. 1. «Древний мир и средние века» / Составитель: д.ю.н., профессор Н.А. Крашенникова. М., 2009. *

Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. / Составитель: В.Н. Садиков. М., 2007. *

 

Дополнительная

Андреев Ю.В. Спарта как тип полиса //Античная Греция. Т.1. - М., 1983.-С. 194-216.

Античная демократия в свидетельствах современников. М.,1996.

Батыр К.И. История государства и права зарубежных стран. М., 2010.*

Винничук Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима

Галай Ю.Г. Словарь определений историко-правовых понятий. – Нижний Новгород, 2001.

Глускина Л.М. Расцвет афинской рабовладельческой демократии // История древнего мира / под ред. И.М. Дьяконова и др. - Кн. 2. - М., 1982.-С. 182- 197.

История древней Греции / под ред. В.И. Кузищина. - М., 1986. - С. 175-183.

Карпюк С.Г. Клисфеновские реформы и их роль в социально-политической борьбе в позднеархаических Афинах // Вестник древ­ней истории. - 1986. - № 1. - С. 17 - 35.

Кечекьян С.Ф. Государство и право Древней Греции. М.,1963.

Колобова Е.А. К вопросу о возникновении Афинского государства. - Вестник древней истории. 1968. № 4.С.41-55.

Колобова К.М. Революция Солона // Ученые записки Ленинградского университета. - 1939. - № 39. - Серия ист. наук, вып. 4. - С. 25 - 72.

Лурье С.В. История Греции. Курс лекций. СПб., 1993.

Паршиков А.Е. Организация суда в Афинской державе. – Вестник древней истории. 1974. № 2. С.57-68.

Плутарх. Сравнительные жизнеописания: В 2 т. - М.: 1998.

Строгецкий В.М. Афины и Спарта. Борьба за гегемонию в Греции в V в. до н. э. (478-431 гг.) СПб., 2008.

Строгецкий В.М. Полис и империя в классической Греции. Н.Н. 1991.

Хаммонд Н. История Древней Греции. / Пер. с анг. Л.А. Игоревского.- М., 2003.

Шишова И.А. Раннее законодательство и становление рабства в Античной Греции. Л.,1991.

 

Задача № 1.

Женщина заключила брак Sine manu (сине ману) с мужчиной гражданином Рима. В течение года она проживала в доме мужа, ни на день не отлучаясь даже к родителям. По истечении годичного срока она тяжело заболела, и месяц пролежала в постели, соблюдая строгий постельный режим.

Изменится ли что-то в жизни женщины после выздоровления?

Задача № 2.

В результате тяжелой болезни очень богатый гражданин Рима впал в безумие и стал расточительно тратить принадлежащие ему богатства на женщину, с которой находился в сожительстве. Его родственники, обеспокоенные таким положением дел, обратились к ней, требуя оставить его в покое. В ответ она сказала, что отношение с этим мужчиной это ее дело и родственники не должны вмешиваться в их личную жизнь.

Кто прав в данной ситуации? Какое решение принял бы суд, если кто-то из сторон обратился с иском?

Задача № 3.

Человек получил в наследство после смерти брата дом и часть имущества. На требование кредиторов брата о выплате части долгов он заявил: «… это долги брата и я к ним никакого отношения не имею».

Как вы разрешите сложившуюся ситуацию? Должен был платить наследник по долгам умершего или нет?

Задача № 4.

Объезжая на вьючном осле большую лужу разлившуюся на грунтовой дороге, торговец заехал на чужой придорожный участок и испортил несколько виноградных лоз. Хозяин виноградника обратился с иском в суд.

Какое наказание ждало хозяина осла?

Задача №5.

Позавидовав хозяину дома, который собрал урожая больше чем он, завистливый сосед поджег его скирды хлеба сложенные у дома, однако был замечен и доставлен в суд.

Какое наказание ждало соседа, за преднамеренный поджег скирд хлеба? Какое наказание ждало соседа, если бы он сумел доказать, что пожар произошел по неосторожности?

Задача № 6.

Коза из-за недосмотра хозяина зашла в соседний двор и частично съела, а частично потоптала урожай. Сосед обратился в суд.

Какое решение должен принять судья?

Задача № 7.

Ночью мальчик проник на чужое поле и стал собирать овощи, чтобы поесть. Он был замечен хозяином поля, пойман и отведен к претору.

Какое наказание определит претор мальчику?

Задача № 8.

При рассмотрении спорного дела в суде, судья, разобрав детали дела, принял решение в пользу одной из сторон. Как оказалось в последствии, им было принято денежное вознаграждение.

Какое наказание ждало судью?

Задача № 9.

При обыске в доме подозреваемого была найдена украденная вещь. В ответ на предъявленные обвинения он заявил, что золотая брошь была подброшена ему обыскивающим. По его мнению, он спрятал и пронес в дом ее в плаще, в котором производил обыск.

Какое решение должно быть принято в данном случае? Ответ обоснуйте.

Задача №10.

Не желая, чтобы один из кандидатов в магистраты выиграл выборы, его противник сложил и распевал песню о своем конкуренте. Сопернику это не понравилось, и он обратился в суд, требуя наказать автора песни. Он мотивировал свое обвинение тем, что в словах песни содержались слова, позорящие его как гражданина.

Ждало ли автора песни наказание, если эти сведения подтвердились? Если ждало, то, какое?

Литература

Основная

Графский В.Г. Всеобщая история права и государства. М., 2004.*

История государства и права зарубежных стран / Под ред. О.А. Жидкова и Н.А. Крашенниниковой. Ч. 1 - М., 2006.*

Омельченко О.А. Всеобщая история государства и права. Т. 1 – М.,2010.

Источники права

Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. Т. 1. «Древний мир и средние века» / Составитель: д.ю.н., профессор Н.А. Крашенникова. М., 2009. *

Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. / Составитель: В.Н. Садиков. М., 2007. *

 

Дополнительная

Батыр К.И. История государства и права зарубежных стран. М., 2010.*

Гай. Институции. Пер. с латинского Ф. Дыдынского. Под ред. В.А.Савельева, Л.Л. Кофанова. М.1997.

Галай Ю.Г. Словарь определений историко-правовых понятий. Нижний Новгород, 2001.

Игнатенко А.В. Древний Рим: от военной демократии к военной диктатуре (историко-правовые исследования). Свердловск. 1988.

Ковалев С.И. История Рима. – СПб.: 2003.

Покровский Н.А. История римского права. М.1998.

Тит Ливий История Рима с основания города. ТЛ.М.,1989; Т.2. М.,1991;Т.3.М,1993.

Утченко С.А. Кризис и падение Римской республики. М.,1985.

 

Задание для самопроверки.

Тесты:

1. Кто такой магистр оффиции?

А – советник императора, председатель государственного совета, хранитель государственной печати. В его ведении находились вопросы юстиции и текущего законодательства;

Б начальник дворца и дворцовых служб, командующий гвардией императора, глава полиции, инспектор пограничных войск;

В один из сановников отвечающий за сбор налогов в землях императора;

Г командующий флотом в Византии.

1. Наряду с инквизиционным процессом в Эклог



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.13.53 (0.014 с.)