ТЕМА 3. ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЕ ГОСУДАРСТВА АФИНЫ И СПАРТА: СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ТЕМА 3. ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЕ ГОСУДАРСТВА АФИНЫ И СПАРТА: СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА.



Продолжительность занятия – 2 часа.

Семинарское занятие предлагается провести в форме учебной (ролевой) игры.[1]

Цель занятия:

Семинарское занятие направлена на дальнейшее развитие и закрепление определенных знаний, умений и навыков.

Студенты должны знать: объективные закономерности развития древнегреческого общества, приведшие к образованию государства, основные факторы, определяющие развитие государства и права в древней Греции, взаимосвязь государственно-правовых явлений с экономикой, идеологией, религией;

На примере Афин и Спарты рассмотреть различные типы и формы государства, особенности государственного и правового развития этих стран, основополагающие понятия, термины и категории относящиеся к изучаемой теме.

ПЛАН:

1. Образование и развитие государств Спарта и Афины.

2. Особенности общественного устройства Афин и Спарты.

3. Государственное устройство Спарты и Афин.

Литература

Основная

Графский В.Г. Всеобщая история права и государства. М., 2004.*

История государства и права зарубежных стран / Под ред. О.А. Жидкова и Н.А. Крашенниниковой. Ч. 1 - М., 2006.*

Омельченко О.А. Всеобщая история государства и права. Т. 1 – М.,2010.

Источники права

Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. Т. 1. «Древний мир и средние века» / Составитель: д.ю.н., профессор Н.А. Крашенникова. М., 2009. *

Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. / Составитель: В.Н. Садиков. М., 2007. *

 

Дополнительная

Андреев Ю.В. Спарта как тип полиса //Античная Греция. Т.1. - М., 1983.-С. 194-216.

Античная демократия в свидетельствах современников. М.,1996.

Батыр К.И. История государства и права зарубежных стран. М., 2010.*

Винничук Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима

Галай Ю.Г. Словарь определений историко-правовых понятий. – Нижний Новгород, 2001.

Глускина Л.М. Расцвет афинской рабовладельческой демократии // История древнего мира / под ред. И.М. Дьяконова и др. - Кн. 2. - М., 1982.-С. 182- 197.

История древней Греции / под ред. В.И. Кузищина. - М., 1986. - С. 175-183.

Карпюк С.Г. Клисфеновские реформы и их роль в социально-политической борьбе в позднеархаических Афинах // Вестник древ­ней истории. - 1986. - № 1. - С. 17 - 35.

Кечекьян С.Ф. Государство и право Древней Греции. М.,1963.

Колобова Е.А. К вопросу о возникновении Афинского государства. - Вестник древней истории. 1968. № 4.С.41-55.

Колобова К.М. Революция Солона // Ученые записки Ленинградского университета. - 1939. - № 39. - Серия ист. наук, вып. 4. - С. 25 - 72.

Лурье С.В. История Греции. Курс лекций. СПб., 1993.

Паршиков А.Е. Организация суда в Афинской державе. – Вестник древней истории. 1974. № 2. С.57-68.

Плутарх. Сравнительные жизнеописания: В 2 т. - М.: 1998.

Строгецкий В.М. Афины и Спарта. Борьба за гегемонию в Греции в V в. до н. э. (478-431 гг.) СПб., 2008.

Строгецкий В.М. Полис и империя в классической Греции. Н.Н. 1991.

Хаммонд Н. История Древней Греции. / Пер. с анг. Л.А. Игоревского.- М., 2003.

Шишова И.А. Раннее законодательство и становление рабства в Античной Греции. Л.,1991.

 

ТЕМА 4. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО ДРЕВНЕГО РИМА

Форма интерактивного семинарского занятия – семинар дискуссия, решение практических задач.

Продолжительность занятия – 2 часа.

Цель занятия:

Приступая к изучению этой темы, студенты обязаны тщательно рассмотреть основные черты античного общества, понять причи­ны их обусловившие. Знать периодизацию древнеримского государства и факторы, влиявшие на смены форм правления. Уметь объяснить структуру органов государственной власти в различные периоды.

Из всех правовых систем античного мира наибольшее значе­ние имело римское право. Студенты должны понять структуру цивильного (гражданского) и естественного права, уяснить прин­ципы уголовного права на примере древнейшего законодательно­го памятника - Законов XII таблиц.

Терминологическое задание:записать в личный юридический словарь и усвоить следующие термины и понятия: «агнаты», «агер публикус», «деликт», «диктатор», «доминат», «император», «квесторы», «клиентела», «кодекс», «комиции», «консулы», «курия», «магистратура», «манципация», «сервитут», «узуфрукт», «нексум», «вендикация», «патриции», «патрон», «перегрины», «плебеи», «принципат», «сенат», «цензоры», «эдилы».

ПЛАН:

1. Формирование и развитие государственности Древнего Рима. Социальная структура и высшие органы власти.

2. Виды гражданского судопроизводства: легисакционный, формулярный, экстраординарный.

3. Законы XII таблиц. Особенности уголовного права и процесса.

4. Законы XII таблиц. Вещное и обязательственное право.

5. Законы XII таблиц. Брачно-семейное право. Наследственное право.

 

ТЕМЫ ДЛЯ ДОКЛАДОВ И РЕФЕРАТОВ

1. Становление римского полиса.

2. Борьба патрициев и плебеев в Риме.

3. Государственная организация принципата.

4. Система управления при доминате.

5. Преторская юстиция.

6. Уголовная юстиция и уголовное право в Древнем Риме.

 

Законы XII таблиц: практические задачи:

Задача № 1.

Женщина заключила брак Sine manu (сине ману) с мужчиной гражданином Рима. В течение года она проживала в доме мужа, ни на день не отлучаясь даже к родителям. По истечении годичного срока она тяжело заболела, и месяц пролежала в постели, соблюдая строгий постельный режим.

Изменится ли что-то в жизни женщины после выздоровления?

Задача № 2.

В результате тяжелой болезни очень богатый гражданин Рима впал в безумие и стал расточительно тратить принадлежащие ему богатства на женщину, с которой находился в сожительстве. Его родственники, обеспокоенные таким положением дел, обратились к ней, требуя оставить его в покое. В ответ она сказала, что отношение с этим мужчиной это ее дело и родственники не должны вмешиваться в их личную жизнь.

Кто прав в данной ситуации? Какое решение принял бы суд, если кто-то из сторон обратился с иском?

Задача № 3.

Человек получил в наследство после смерти брата дом и часть имущества. На требование кредиторов брата о выплате части долгов он заявил: «… это долги брата и я к ним никакого отношения не имею».

Как вы разрешите сложившуюся ситуацию? Должен был платить наследник по долгам умершего или нет?

Задача № 4.

Объезжая на вьючном осле большую лужу разлившуюся на грунтовой дороге, торговец заехал на чужой придорожный участок и испортил несколько виноградных лоз. Хозяин виноградника обратился с иском в суд.

Какое наказание ждало хозяина осла?

Задача №5.

Позавидовав хозяину дома, который собрал урожая больше чем он, завистливый сосед поджег его скирды хлеба сложенные у дома, однако был замечен и доставлен в суд.

Какое наказание ждало соседа, за преднамеренный поджег скирд хлеба? Какое наказание ждало соседа, если бы он сумел доказать, что пожар произошел по неосторожности?

Задача № 6.

Коза из-за недосмотра хозяина зашла в соседний двор и частично съела, а частично потоптала урожай. Сосед обратился в суд.

Какое решение должен принять судья?

Задача № 7.

Ночью мальчик проник на чужое поле и стал собирать овощи, чтобы поесть. Он был замечен хозяином поля, пойман и отведен к претору.

Какое наказание определит претор мальчику?

Задача № 8.

При рассмотрении спорного дела в суде, судья, разобрав детали дела, принял решение в пользу одной из сторон. Как оказалось в последствии, им было принято денежное вознаграждение.

Какое наказание ждало судью?

Задача № 9.

При обыске в доме подозреваемого была найдена украденная вещь. В ответ на предъявленные обвинения он заявил, что золотая брошь была подброшена ему обыскивающим. По его мнению, он спрятал и пронес в дом ее в плаще, в котором производил обыск.

Какое решение должно быть принято в данном случае? Ответ обоснуйте.

Задача №10.

Не желая, чтобы один из кандидатов в магистраты выиграл выборы, его противник сложил и распевал песню о своем конкуренте. Сопернику это не понравилось, и он обратился в суд, требуя наказать автора песни. Он мотивировал свое обвинение тем, что в словах песни содержались слова, позорящие его как гражданина.

Ждало ли автора песни наказание, если эти сведения подтвердились? Если ждало, то, какое?

Литература

Основная

Графский В.Г. Всеобщая история права и государства. М., 2004.*

История государства и права зарубежных стран / Под ред. О.А. Жидкова и Н.А. Крашенниниковой. Ч. 1 - М., 2006.*

Омельченко О.А. Всеобщая история государства и права. Т. 1 – М.,2010.

Источники права

Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. Т. 1. «Древний мир и средние века» / Составитель: д.ю.н., профессор Н.А. Крашенникова. М., 2009. *

Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. / Составитель: В.Н. Садиков. М., 2007. *

 

Дополнительная

Батыр К.И. История государства и права зарубежных стран. М., 2010.*

Гай. Институции. Пер. с латинского Ф. Дыдынского. Под ред. В.А.Савельева, Л.Л. Кофанова. М.1997.

Галай Ю.Г. Словарь определений историко-правовых понятий. Нижний Новгород, 2001.

Игнатенко А.В. Древний Рим: от военной демократии к военной диктатуре (историко-правовые исследования). Свердловск. 1988.

Ковалев С.И. История Рима. – СПб.: 2003.

Покровский Н.А. История римского права. М.1998.

Тит Ливий История Рима с основания города. ТЛ.М.,1989; Т.2. М.,1991;Т.3.М,1993.

Утченко С.А. Кризис и падение Римской республики. М.,1985.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.58.199 (0.011 с.)