Кафедра теории и истории государства и права 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кафедра теории и истории государства и права



Дегтярева Алла Максимовна

Кафедра теории и истории государства и права

Консультации-пятница 16.30

1 семестр, экзамен, семинаров нет

Экзамен сложный, надо знать ТГП, ИГПР, историю

Надо учить сразу, так как 3,5 тысяч лет это все охватывает;

на экзамене могут быть цитаты, которые надо угадать

понедельник – 8 45, 2 вопроса (средние века и древность+ новое и новейшее время)

Литература:

1) ИППУ под ред. В.С. Нерсесянца (любое издание после 1996 года). Сокращенным изданием лучше не пользоваться.

2)!Учебник под ред. О.Э. Лейста+хрестоматия под его же редакцией

3)!Учебник ИППУ проф. Марченко М.Н. и доцент Мачин И.Ф. (2007 или 2010)

4) Учебник Исаева и Золотухиной «ИППУ России 11-20 вв» М.,1995

5) До революции: Н.М. Коркунов «История философии и права», СпБ;

6) Новгородцев П.И. «История философии права», М.,1997, можно его же сочинения, изданные в 1995 году

7) Чичерин Б.Н. (не путать с Г.В., это его племянник) - автор пятитомной ИППУ, первая часть вышла в 1869 году (древность и средние века), пятая часть (политико-правовая мысль 19 века) в 1902 году. Аналогов нет по богатству содержания, глубине исследования и т.д.

8) Программа по курсу ИППУ (они будут у нас на экзамене на каждом столе)

9) !УМК

История политических и правовых учений

Предмет, метод-на самостоятельное изучение.

Тема 1. Политические и правовые учения Древней Греции

Связано с деятельностью трех мыслителей: Сократ, Платон (пышный цвет) и Аристотель (зрелый плод).

1.1 Сократ о государстве и праве - самостоятельно

1.2 Учение Платона о государстве и законах

1.3 Политическое и правовое учение Аристотеля

1.4 Политическая теория Полибия

 

Учение Платона о государстве и законах

Платон (Аристокл-настоящее имя), он был назван за широкий лоб или плечи. (427-327 до н.э.). Родился в семье, имевшей аристократическое происхождение, он вышел из того же рода, что и Солон. В возрасте 20 лет познакомился с Сократом, стал одним из самых верных, восторженных и последовательных учеников. Казнь учителя была страшным ударом, он был казнен как преступник. Платон покинул Афины после казни учителя, как и многие другие ученики, уехал, много путешествовал, а потом, вернувшись, основал свою школу-академию, названную по наименованию местности близ Афин (зеленый пригород Академ). Академия после смерти основания просуществовала 900 лет, и была закрыта в 1527 году Юстинианом. Сократ сам ничего не писал, форма его философствования – беседы. Целыми днями он ходил по площадям и т.д., заводя со всеми беседы. Со временем сложился кружок постоянных слушателей: Платон, Ксенофонт и др.

Учения его дошли в подлинных цельных произведениях. Почти все написаны в форме диалогов, где беседу ведет Сократ. Платон является индивидуалистом объективным. Он различает два мира: мир идей: вечных и неизменных, который существует сам по себе, отдельно от мира вещей, независимо от нашего сознания. Второй мир – отражение этих идей – тот мир, что нас окружает, что воспринимается органами чувств, это мир приходящих явлений.

До нашего земного бытия душа предсуществует в мире идей, что и объясняет способность человека мыслить в абстрактных категориях. То есть наши знания – это воспоминания нашей души о том, что она созерцала до ее рождения. Источник знания – не чувственные впечатления, как учили софисты,

Эти идеи получили своеобразное преломление в политических трактатах автора. 3 произведения:

1) «Политик»

2) «Государство»

3) «Законы»

Трактат «Политик»

Посвящен выяснению того, кто может быть признан лучшим из правителей. Платон доказывает необходимость для правителя знаний, и лучшим правителем признает мудрейшего. Он следует своему учителю Сократу, который считал, что править должны знающие и добродетельные, он считал лучшей формой правления аристократию ума и способностей. Мудрости правителя самой по себе достаточно, чтобы сделать управление государством совершеннейшим. Все равно: властвует правитель над добровольно подчиняющимися людьми или правит против их воли; следует письменным законам или нет.

Платон сравнивает искусство правителя с искусством врача: врач лечит независимо от всего. Законы, даже самые лучшие не в состоянии приписать всем и каждому все соответствующее. Людские отношения постоянно видоизменяются, законы не могут поспевать за жизнью, учитывать все нюансы отношений, закон поэтому не должен налагать цепей на правителя. Для мудрого правителя закону не нужны, так как, обладая всеми добродетелями – он сам закон и не нуждается в письменных законах. Поэтому руководствоваться правитель должен своим усмотрением, волей и разумом.

Таким образом, лучшая форма правления по трактату – ничем не ограниченная власть мудрейшего над пассивной подчиненной ему массой граждан. Если мудрец один – монархия или царство, если несколько – аристократия. Другими словами, лучшей формой правления Платон признает и монархию, и аристократию в зависимости от того, кому принадлежит мудрость: одному или немногим.

Трактат «Государство»

Свое видение государства Платон изложил в трактате государства, где дается понимание идеального общественного и государственного устройства

Презирая афинскую демократию (которая расправилась с учителем) Платон изображает государства, противоположное афинскому полису. Это полное отрицание афинской демократии, политической действительности. Свобода должна замениться твердым порядком, господство демоса – правлением избранных мудрецов, бесконтрольное накопление богатства - строгим регулированием имущественных отношений, отсутствие просвещение – продуманной системой воспитания и образования.

Особенности:

· Своеобразное деление населения на классы, разряды, сословия. В государстве должно быть достаточное количество людей, занятых материальным трудом – земледельцы, ремесленники, купцы, которые в глазах Платона – есть низшее сословие, едва достойное название. Плохой образ жизни-плохой образ мыслей. Это сословие, доставляющее государству необходимые жизненные ресурсы. Это сословие «сожителей?!». Выделяется класс воинов – защитники государства, стражи, основная цель – охранять государство от внутренних и внешних врагов, они-то и составляют граждан. Они должны соединять в себе храбрость к врагам и кротостью по отношению к гражданам. Достичь такого сочетания можно лишь особым воспитанием и образом жизни. Платон осознавал, что благосостояние государства определяется нравами. Система образование предполагает, что физические упражнения влияют на выносливость, а музыка смягчает чувства (мусическое), куда включается не только собственно музыка, но и драматическое искусство. Система стражей подчиняется строгому контролю государства. Ничего не отдается на свободное усмотрение. Воспитанные таким образом стражи живут в условиях полного коммунизма: у них нет ни ЧС, ни жен, ни детей-все должно быть общее. Чтобы не было частных интересов, способных возбудить борьбу. Платона называют первым коммунистом. Все необходимое для жизни стражи должны получать от других, чтобы этого было не слишком много и не слишком мало: фактически они служат лишь за пропитание, до золота и серебра они вовсе не должны касаться, так как божественное золото у них внутри. Им одним не дозволено пользоваться золотом и серебром. Только так они могут сохранить государство. То есть Платон отнимает у стражей все свое, чтобы сделать их преданными государству. Все помыслы граждан должны сливаться в одном стремлении к благу целого. Дети тотчас после рождения отбираются у матерей и воспитываются государством, и каждый будет считать всех своими родными и не сможет причинить вреда никому. Все это он требует не для всего населения, а для высших классов. Большинство сохраняет ЧС. Платон прекрасно понимает, что отсутствие ЧС – это жертва, а современные коммунисты считают, что это благо. Но хорошо воспитанные стражи, говорит он, находят свое счастье не в материальных наслаждениях, а в исполнении своего назначения - в служении общему благу. Эти лишения – следствие падающей на них обязанности. При устройстве государства необходимо иметь в виду не пользу отдельных его частей, а единственно благо целого.

Из стражей выделяются правители – старшие годами и обладающими наивысшими способностями. Мудрость-достояние немногих. Они должны показать себя образцами всех добродетелей. Правителем вверяется неограниченная власть государства. Внимание обращается на новое поколение. Деторождение не отдается на волю случая и произвола, а ставится под особый надзор правителя. Правители назначают каждому его место в государстве, его занятие, в зависимости от того, какие способности и наклонности.

Граждане – кирпичики, из которых возводится государственное строение. Правители управляют по воле и разуму, над ними нет контроля. Они стоят над гражданами как заботливые отцы, опекая граждан, как детей. Власть характеризуется абсолютизмом, все помыслы, поступки граждан подчиняются государственным целям. Государство представляет вершину всех добродетелей, которых четыре: мудрость живет в правителях, храбрость – в воинах, умеренность – в низшем сословии, над всеми стоит четвертая добродетель – справедливость (правда), которая состоит в том, чтобы каждый занимался своим делом. В таком государстве будет спокойствие, единомыслие и мир. Переход из сословия в сословие – вред для государства. Отдельный человек состоит из 3 частей: голова – мудрость, сердце-храбрость, низшие части тела – умеренность, состоящая в покорности разуму. Государство уподобляется отдельному человеку.

Как же это все достичь? Платон считает, что одно средство позволит установить такой порядок – чтобы правителями были философы. Философ руководствуется вечными и неизменными истинами, а не случайно приходящими интересами.

Это утопический идеал. Когда правят не мудрейшие, а иные граждане, устанавливаются несовершенные формы правления, как считает Платон. 4 формы правления он располагает по мере удаления от идеала, усиливающейся порочности:

1. Тимократия. Правят не мудрейшие, но стражи. Господствует добродетель – храбрость. Например, Спарта.

2. Олигархия. Правят немногие – богатейшие граждане. Добродетель – умеренность.

3. Демократия. Добродетели нет

4. Тирания. Добродетели нет

На первый взгляд, демократия – лучшее из правлений. Никто не подчиняется авторитетам, каждый предоставлен сам себе, там легко жить. При легкости жизни наблюдается порча нравов и совершенное расстройство государственной деятельности – полный упадок государства. Это сплошное бедствие анархии и произвола.

Демократия устанавливается, когда народные массы избавляются от изнеженных притеснителей – олигархии. Равенство всех здесь вырождается в худшее неравенство. Государство сверх должного опьяняется свободой в неразбавленном виде. Тирания вытекает из крайней свободы.

Тирания

Тиран вырастает как ставленник народа, но придя к власти, искореняет здоровые элементы и устанавливает произвол. Данное определение диктатуры сходно с современной действительностью.

Прошло много лет, прежде чем Платон вновь берется за перо с новым проектом государства. Путешествовал он в Сиракузы, чтобы воплотить в жизнь свои политические идеи. Что из этого получилось, есть различные версии. Следует отметить, что подобная деятельность удается немногим философам. Относительно пребывания Платона на Сицилии мало что известно. Он вернулся с разочарованием, несостоявшимися планами и мечтами. Политические проблемы слишком сильно занимали его разум, чтобы оставить их окончательно. Неудачи в Сиракузах заставили его сильно усомниться в том, что философы должны управлять государством. Платон теперь стремится составить такое законодательство, которое будет максимально приближено к действительности

Трактат «Закон»

Второе по достоинство государственного строя. Для этого он берет смешанную форму правления: из монархии и демократии. Каждое из этих политических форм, взятое в отдельности, склонны доводить до крайности свои политические начала. Монархия – начало власти. Демократия – начало свободы. Эти начала при гипертрофированном развитии приводят к гибели. Платон ссылается на Персидскую монархию и Афинскую демократию. Политическая мудрость состоит в умении правителей себя воздерживать, поэтому монархия должна быть ограничена свободой граждан, а свобода граждан – началом власти. Тогда в государстве будет господствовать умеренность и согласие. На этом положении Платона зиждется концепция конституционной монархии.

19.09.11

Государство, которому полагается дать лучшие законы, должно быть удалено от прибрежья. Поскольку торговля ведет к роскоши и богатству, а отношения с иностранцами развращают нравы. Количество населения должно быть достаточно для защиты и не настолько велико, чтобы затруднить сохранения порядка. Платон определяется его в 5040 семейств. Правительством принимаются меры для того, чтобы количество оставалось неизменным. Для этого поддерживается деторождение.

Каждое семейство по жребию получает участок земли, отчуждение которого не допускается, и чтобы количество дворов не уменьшалось – наследует один из сыновей, а прочие дети мужского пола усыновляются бездетными. Здесь нет коммунистических начал, присутствует ЧС, устанавливается средний размер имущества с назначением низшего и высшего предела. Все что сверх этого – отнимается в казну.

Все граждане по имущественному состоянию делятся на 4 класса. В этом государстве высшим органом власти является коллегия хранителей законов (стражи законов). Это 37 человек, которые избираются из граждан не моложе 50 лет и могут оставаться в должности до 70. Сначала избирается 300, 100 и наконец 37 человек. Второй по значению орган – совет или сенат из 360 человек: по 90 от каждого класса. Сенаторы избираются в народном собрании. Для двух высших классов за неявку устанавливается штраф, чтобы усилить их участие в делах государства. Затем следуют военачальники, избираемые воинами. Высшие – по предложению хранителей законов, а низшие – высших. Замыкает иерархию государственных органов тайное ночное собрание, куда входят 10 самых мудрых граждан, причастных к божественной истине (старцы).

Сложная система выборов, предложенная Платоном, сочетает 2 начала: монархическое и демократическое. Выборы занимают середину между монархическим и демократическим (Платон). Монархическое для Платона остается неизвестным, по сути, потому что в Греции была демократия, и она не знала монархию. Были лишь базилевсы – военные руководители, а не полноценные монархи. Так что правильнее это называть как смешение демократии с олигархией, так как господство свободы умеряется установлением цензовой системы.

В таком государстве велика роль законов, Платон требует, чтобы и сами правители подчинялись законам. «Я вижу близкую гибель того государства, где закон не имеет силы и находится под чьей-либо властью». Его точка зрения изменилась по сравнению с первым трактатом, где правители выше закона. Но и здесь он не отказался от своей главной идеи. «надо принять то, что после разума находится на втором месте: закон и порядок», которые охватывают многое, но не могут охватить всего. То есть Платон на собственном опыте убедился, что первые его идеи невозможно воплотить в жизнь, и теперь Платон уже говорит о том, что сами правители связаны подробным до мелочей, разработанным и при этом не меняющимся законодательством.

Законы регламентируют все стороны проявления человеческой жизни. Платон старается не оставить никакой лазейки для свободного усмотрения граждан. Детально регламентируется быт, духовная жизнь, вводится суровая цензура над поэтическими произведениями, жесткое регулирование преподавания, поездок за границу и даже распорядка дня и ночи. Все эти тотальные запреты – для того, чтобы внедрить и поддерживать единомыслие и предотвратить возможное изменение политического строя. За попытки изменения закона предусматривается смертная казнь. Эти законы регулируют все, что касается религии, брака, похорон, воспитания детей, их игр; песен, танцев - весь распорядок жизни. Вместо абсолютного правления философов мы видим не менее абсолютного правления законов: неизменных.

Это было печальное заблуждение. С одной стороны, стремление законсервировать жизнь было обоснованно: это объяснялось тогдашним кризисом афинского государства. Платон хотел предотвратить падение в пропасть. Здесь Платон предстает идеалистом: личность приносится в жертву общему благу, о котором печется Платон.

Идеи вызвали критику. Лучшая из них принадлежит ученику Платона – Аристотелю, который критиковал коммунистические начала и идеи единого государства. Он отмечает, что излишнее единство разрушает саму сущность государства: лучше, чтобы общее было устроено искуснее частного. Критика ведется по нескольким направлениям. Аристотель считал, что главными стремлениями являются стремление к любви и к заботе, то есть это семья и ЧС.

 

Политическое учение Полибия

Около 201-120 г.г. до н.э. Это знаменитый политик, дипломат, историк. Сам он был начальником конницы. После одной из побед римлян он был взят заложником в Рим в 168 году до н.э., прожил там почти 16 лет, был принят в высшем римским обществом, сошелся с видными политическими деятелями, принимал участие в военных походах римской армии, был свидетелем падения Карфагена, выступал в качестве посредника между Римом и покоренной Грецией, то есть участвовал в политической реорганизации Эллады.

Он является автором всеобщей истории в 40 книгах, оригинальным мыслителем, крупным исследователем государственно-политических правлений. Его философские воззрения основывались на учении о круговороте явлений, то есть на теории циклизма. Любое явление развивается в соответствии с порядком природы и в своем развитии всегда проходит одни и те же этапы:

· Зарождение

· Расцвет

· Упадок

Формы государства тоже проходят эти этапы. Свой труд он посвятил тому, почему Риму удалось в течение около 50 лет удалось превратиться в огромную державу. Все достижения римлян он объясняет превосходством их политического строя, благодаря которым Рим оказался наиболее приспособленным к мировому владычеству.

По примеру Аристотеля он выделяет 6 форм правления (3 правильных и 3 извращенных):

1) Царство, аристократия, демократия (занимает место Аристотелевой политии), которые различаются по числу правящих

2) Тирания, олигархия, охлократия (извращенные)

Каждая из правильных форм сама по себе переходит в свою противоположность (извращенную). Все они сменяются одна за другой по естественному закону человеческой природы.

Первоначально люди жили наподобие животных стадами. Ими предводительствовал сильнейший, за которым остальные следовали добровольно. Мерой власти вождя была физическая сила, и способ управления в этом сообществе Полибий определяет как единовластие. Это не царство, государства еще нет. С течением времени в сообществе происходят перемены, люди получают представление о долге, справедливости. Отношения, которые были основаны на физической силе, опираются на правосудие, господство власти и силы превращается в царство само собой посредством исправления единовластия.

Сначала цари правили благодетельно для подданных, не встречая сопротивления, не подвергаясь злословию, зависти. Позднее они стали присваивать себе привилегии, стали отличать себя от народа, предаваться наслаждениям и стали угнетать подвластных. Царство превратилось в тиранию. Тогда значительнейшие граждане восстали против правителей и извергли их. Возмущение исходило именно от благородных людей, гордых, отважных, то есть от тех, кто меньше всего мог терпеть излишества правления. Народ охотно подчинился новым вождям и установилась аристократия, но когда поколение освободителей сменилось другим, воспитанным в роскоши, богатстве, почестях, аристократия выродилась в олигархию.

Этот переход свершился быстро: занимает жизнь одного поколения. Тогда уже народ восстал против новых правителей и, не доверяя более никаким вождям, оставил власть за собой. Установилась демократия. Пока жили люди умеренные, которые, помня прежний гнет, сдерживали толпу, все шло своим чередом. Когда все привело к разгулу страстей – анархии – демократия превратилась в охлократию. Этот переход занимает жизнь трех поколений. Охлократия – не только последняя из форм государственного правления, но и возвращение к исходному началу, затем начинается новый цикл.

Каждая из форм носит в самой себе зародыш собственной гибели, так как человек по своей природе склонен употреблять во зло свою свободу и свою власть. Тогда нет ничего, что сдерживало бы его волю. Правительство падает из-за отсутствия сдержек. Поэтому лучше всех чистых форм представляется Полибию образ правления смешанный их трех простых: царства, аристократии, демократии и соединяющий вместе их преимущества.

Цари не злоупотребляют своими правами, опасаясь народа, а последний не смеет выступить против царей, опасаясь вельмож (аристократов), которые держат середину и не допускают преобладание одной власти. Этим способом в государстве сохраняется должное равновесие. Правительство получает устойчивость, крепость, долговечность, а народ не страдает от власти правителей. Полибий указывает на спад.

Ликург (легендарный реформатор), который по преданию установил спад: форму правления не простую, но соединил преимущества всех форм правления. Римляне в устроении государства достигли те же цели и дали наилучшее в наше время устройство. В аристократическом государстве Сенат – аристократическое начало. Демократическое начало - в народных собраниях и трибунах (комиции). Монархический элемент - в консулах.

Распределение властей проведено настолько умело и равномерно, что никто не может указать, какая из властей преобладает и определяет форму правления Рима в совокупности. В римском государстве воплощен идеал смешанной формой правления, считал Полибий, имеет место «система сдержек и противовесов». Теория разделения властей нового времени уходит к античности, к Полибию. Древние называли историю учительницей жизни. Любая история имеет аналог в прошлом.

Теория Полибия – связующее звено между политическими учениями древнего Рима и Греции.

Учение о праве Цицерона.

Как в названном учении, так и в учении «о законах», многие положения будет цитировать Монтескье.

Цицерон основывается на учении о естественном праве греческих философов и повторяет присущие эти учениям смешение права с нравственностью и законами природы. Вслед за стоиками, он считал, что право устанавливается не по человеческому усмотрению, а самой природой. Природа как источник справедливости и права. В учении имеется в виду весь окружающий мир – космос, включающий и человеческое бытие. Этой природе (космосу) присущ разум, определенный порядок, велящий совершать то, что следует совершать, и запрещающий противоположное. Этот аспект природы – истинный источник права, по Цицерону. Закон – нечто вечное, мудрое веление и запретами правящее всем миром.

В основе – присущая природе Справедливость. Справедливость требует заботиться о людях, не вредить другим, воздавать каждому должное и не нарушать чужую собственность. Закон находится в согласии с природой, присутствует всюду и является вечным. Он неизменен и не может утратить своей силы, все народы всегда будут ему подчиняться.

Истинный первый закон есть прямой разум всевышнего Юпитера (божественный разум). Этот закон возник раньше, чем какой-либо писаный закон, раньше, чем было основано государство, и его нельзя отменить ни постановлением Сената, ни голосованием народа. Отсюда требование – чтобы человеческие законы соответствовали справедливости и праву, идущему от природы, в противном случае они не имеют правовой силы. То есть позитивные законы должны соответствовать законам естественным. Если законы в государстве противоречат справедливости, то они не являются законами.

Мерилом права и бесправия является истинный закон (по Цицерону), то есть «разумное положение, соответствующее природе, распространяющееся на всех людей, постоянное, вечное, которое призывает к исполнению долга и, запрещая, отпугивает от преступления».

Римские юристы о праве

Первые римские юристы ограничивались непосредственной практической деятельностью, что и определило характер всей римской юриспруденции. Римский юрист – юрист – практик. Он не вел дело в суде, этим занимались особые лица (ораторы), которые могли и не иметь юридической подготовки (за плату). Римские юристы давали свои советы даром, рассматривая это как выполнение почетного гражданского долга. Они находили себе вознаграждение в славе и влиянии, которые приобретали в результате своей деятельности. Можно было получить консульские должности.

Формы деятельности юристов:

1) формулирование сделок и судебных исков

a. сообщение сторонам нужных формул и помощь при заключении сделок

b. сообщение формул для ведения дел в суде (исковых) в силу того формализма присущего римскому праву именно эта деятельность имела преобладающее значение. Малейшее отступление от формулы влекло последствия.

Формулы составляли (сохраняли) жрецы-понтифики. В начале 3 века до н.э. произошло событие, которое подорвало монополию понтификов на юридические знания. Секретарь одного из понтификов Гней Флавий похитил формулы из архива жрецов за 7 печатями и предал огласке, опубликовал. С этого момента начинается развитие светской юриспруденции в Риме. Влияние жрецов утрачивается. Юристы начинают играть заметную роль в жизни общества.

Вклад юристов в создание новых формул – договорных, и особенно процессуальных, позволил изменить стилистику ведения судебных дел, сделать язык юридических документов точным и лаконичным.

2) Дача юридических советов и разъяснений, причем не только частным лицам – ораторам, но и самим судьям. Ни преторы, ни судьи в Риме не были юристами.

Судья часто был вынужден просить совета у авторитетных юристов. Такой квалифицированный ответ юриста на запрос суда назывался response. Консультация могла запрашиваться и стороной в процессе, и кем-либо из магистратов, но чаще всего судьей. Не исключалось, что консультация будет новым словом, шагом вперед, новеллой, ибо юрист не только разъяснял проблему, но и зачастую решал ее заново, изменял старую норму с учетом новых представлений о справедливом праве. Непосредственным предметом было истолкование права (интерпретацио). У римлян оно было не то же самое, что наше толкование, оно имело нормотворческое значение, являясь самостоятельным источником права. Принятие новой нормы (юс цивиле).

Мнения и произведения юристов становятся де-факто источником права. Юрист становится творцом правовых норм, по существу. На закате республики, когда ряды респондентов расширились, когда проникли плохие элементы, возникла неразбериха. Август предоставил право давать ответы от имени императора лишь некоторым, наиболее авторитетным юристам, и разъяснения только этих юристов за их подписью и печатью имели законную силу и могли предъявляться в суде.

Пожалование такой привилегии до минимума сократило число юристов, но они пользовались особым авторитетом. Респонсо достигает своего расцвета в период ранней империи. Со временем правления Диоклетиана (2 половина 3 века), когда законодательная власть сосредоточивается в руках императора, пожалование такой привилегии прекращается. С правлением Диоклетиана связывается смена принципата доминатом (доминус - господин). Утверждается абсолютная монархия. Императорская деятельность выходит на первый план, и римская юриспруденция приходит в упадок.

Несмотря на это, положение юристов классического периода сохраняло свой авторитет. В 426 году в период правления Валентиниана 3 был принят закон, который предписал судьям в своей деятельности следовать взглядам первой пятерки (золотой пятерки) – они стояли у истоков юриспруденции. Их именовали «сенат мертвых».

· Ульпиан

· Гай

· Папиниан

· Павел

· Модестин, а также те юристы, на которых они ссылались.

Эти же законом («о цитировании юристов») определялся порядок выбора мнений юристов в случае их противоречия друг другу. Если взгляды расходились поровну, предпочтение отдавалось мнению Папиниана. В 212 году он был казнен по приказу императора. Он потребовал оправдание убийство своего брата. Служение праву всегда сдерживало власть. Даже в Древнем Египте, где царская власть была безгранична, члены суда давали обязательство не повиноваться незаконным велениям фараона. «Суд не оказывает услуг».

Произведения

Все они носят казуистический характер. Казуистика не была целью сама по себе. Это форма, которую юристы анализировали современную правовую жизнь. Эти работы представляли собой выполненные римскими юристами судебные экспертизы. Это были сборники казусов, комментариев к судебным делам, толкования законов. То есть основная сила юриста заключалась в конкретном практическом разбое судебных дел.

Помимо этих произведений издавались также учебники для начинающих правоведов. Это было изложение основ римского права для начинающих юристов. В отличие от научных трудов они не претендовали на научный анализ, казуистический, они были по главным направлениям и правовым институтам. Особо популярным был «институции Гая» в четырех частях. Свод цивильного права был составлен в 6 веке нашей эры Трибонианом???

Своего расцвета юриспруденция достигает в первые 2,5 века империи. Причины – усложнение общественной жизни и переход к развитой системе хозяйства, отсюда увеличивается число сделок, исков, судебных разбирательств. Вторая причина – распространение в Риме греческого образования. Многие юристы обучались в греческих школах риторики и философии. Особо успех имела стоическая философская школа. Стоики считали единственным источником права природу, а единственным правом – право естественное, то есть право, идущее от природы. Этим объясняется преклонение римских юристов перед естественным правом.

Римские юристы определяли право посредством понятия справедливости, исходили их этического содержания права. Согласно определению Цельса: право есть искусство добра и справедливости. Ульпиан отмечал, что изучающему праву нужно узнать, откуда пошло слово юс – от «юстицио» – справедливость, права. Павел писал: право означает то, что является справедливым.

В составе действовавшего права юристы различали 3 части:

1) Право естественное (юс натурале)

2) Право народов (юс генцио)

3) Право цивильное (юс цивиле)

Естественное право – совокупность правил, которые вытекают из природы всего живого и определяет поведение людей и животных. Это общее для всех живых существ право. Как право, идущее от природы, оно вечно и неизменно. Согласно ему заключаются браки, воспитываются дети.

Право народов – право, общее для всех народов (универсальное). Оно соблюдается одинаково всеми и называется всеобщим. Согласно нему ведутся войны, обеспечивается неприкосновенность послов, море признается общим для всех и т.д.

Цивильное право – право, которое каждый народ установил для себя. Оно является его собственным и называется гражданским правом, собственным правом гражданской общины.

Одна из главных предпосылок развития права была традиция. В юристы шли наиболее талантливые и образованные люди – представители аристократии (муции, цельсы, катоны). Это обстоятельство придавало занятию юриспруденции огромный престиж. Автономность, аристократичность, недоступность для понимания несведущих лиц обусловили авторитет и высокое значение профессии юриста. Выходили юристы из числа нобелей и всадников (2 высших сословия), что способствовало соединению юридической и политической практики. В республиканский период им были гарантированы выборные должности, в императорский – придворные, в том числе членство в Совете Принципса. Попиниан и Ульпиан были преторами претория.

В эпоху императора был консилиум, куда входили видные юристы.

Преподавание началось в 3 веке до н.э. обучение включало риторику, философию, историю, начала социальной психологии, приемы толкования и применения норм права, упражнения в стилистике и многое другое. Практическая выучка занимала долгие годы и начиналась с детства. Это была и философская работа, потому что они должны были черпать новые идеи с каждой новой волной мигрантов.

Среди школ следует отметить две возникшие в эпоху Августа – собинианская и прокулианская, имевшие основателем Капитона и Лабиона. Название получили от Собина и Прокула. Основные версии различий: собинианцы больше внимания уделяли внешней стороне правовых норм и институтов, прокульянцы обращались к их внутреннему основанию и цели законодателя. Собинианцы строго держались буквы положительного права. Прокульянцы больше простора давали научному исследованию с тем, чтобы истолковать норму в соответствии с намерением, волей законодателя, то есть следовали духу права. Последний собинианец – Гай. Потом различие школ сглаживается.

Хотя юристы и избегали абстрактных конструкций, но все же в их учениях много теоретических положений: понятие права, понятие нормы права, различение права материального и процессуального, проблемы источников права, суждения о публичном и частном праве (проведено Ульпианом). Деление было воспринято последующей юриспруденцией. Основное внимание уделялось частному праву.

Непреходящее значение имели и другие теории – теория фикции. Римская фикция была не более чем юридической ложью, освещенной необходимостью. Теория служила корректировкой права, когда принципы входили в противоречие с доброй совестью и справедливостью. Например, если римский гражданин попадал в плен, становился рабом и вставал вопрос о наследовании. Такой гражданин объявлялся мертвым в момент пленения.

Обращение права к справедливому и доброму приводило к примечательному принципу: при контраверзе права и справедливости нужно отдавать предпочтение последней. Ульпиан отмечал, что во всех делах справедливость имеет предпочтение перед правом.

Римские юристы сделали вклад в развитие правовых презумпций, которые распространялись во всех отраслях. В ГП особое значение: двусмысленность договора должна толковаться против кредитора. Для уголовного права и процесса: всегда предполагается добросовестность, если не доказан злой умысел, как равно и то, что каждый считается честным, пока не доказано обратное. Актуальна сентенция Павла, который закон уголовного права призывал толковать ограничительно: законы уголовного права не подлежать расширительному толкованию.

Еще формула «без вины нет ответственности» пришла из римской юриспруденции. Оригинальная римская юриспруденция просуществовала с 6 века до н.э. по 6 век н.э. это период расцвета римского права и науки. С конца 3 века н.э. начинается упадок классической юриспруденции. Основная правотворческая деятельность - деятельность императора.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 463; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.107.96 (0.069 с.)