ТОП 10:

Учение Никколо Макиавелли о государстве и политике



1469-1527 – годы жизни. Он происходил из древней флорентийской патрицианской семьи, хотя и обедневшей, но гордой своим происхождением и традициями. И хотя обедневшая семья с трудом перебивалась, мальчику было дано качественное образование, что позволило мальчику занять должность секретаря Коллегии десяти, которую он занимал 14 лет подряд. Должность занималась на конкурсной основе. Будучи секретарем республиканского правительства, он выполнял важные миссии и поручения. Побывал в 16 странах в качестве посла. В 1512 году после восстановления правления Медичи во Флоренции попал в опалу, был лишен должности и сослан в деревню.

Литературная работа. Учения: «Рассуждения о первых десяти книгах Тита Ливия» и «Государь (князь)» (на западе «принципс»). Эти книги стали результатом богатого жизненного опыта. В книгах соединялась замечательная ученость с проницательностью, превосходным знанием людей, он обладал умом острым и безгранично смелым. Бесстрашие анализа смущало не только современников, но и в наше время. До сих пор ведутся дискуссии ученых. Равнодушными не оставляет никого. Этот автор не может быть однозначно истолкован, поэтому возникло два лагеря: кто за и кто против него.

Его учения – настольные книги многих политический деятелей (Ленин, Сталин, Муссолини). Господствовать над людьми благодаря умению угадывать человеческую душу.

Его взгляды на природу человека. Люди злы и склонны предаваться своим дурным наклонностям всякий раз, как того требует случай. Род людской неблагодарен, непостоянен, труслив при опасности, жаден на прибыль. Тот, кто будет полагаться на добрые качества людей, непременно будет обманут. Одними нравственными средствами ничего в политике достичь нельзя. Политик должен иметь нравственную цель – общее благо, но эта благая цель оправдывает всевозможные средства. И там, где нельзя действовать добро, надо решиться на всяческие злодеяния. Политик должен уметь решаться на подлости и виртуозные злодейства.

Н. Макиавелли учит, как следует вести дела, излагает секреты политического искусства. Но у него есть и свой идеал – Древний Рим, покоривший весь мир и в течение веков управлявший внутренними делами. Н. Макиавелли пишет свое сочинение о первой декаде Тита Ливия.

Оно начинается с различия форм правления и их превращения одной в другую. Здесь он буквально следует Полибию и считает, что лучшее правление - смешанное, составленное из монархии, аристократии и демократии. Из чистых форм Н. Макиавелли отдает предпочтение демократии. Н. Макиавелли полагает, что народ хорошо устроенный и связанный законами в целом мудрее, постояннее и благоразумнее, нежели единоличный правитель. Это предпочтение не является безусловным. Он прекрасно понимал, что каждая форма правления имеет достоинства и недостатки и характерна для своего времени. Так, необходимым условием демократии является гражданская доблесть. Развращенный народ не в состоянии поддерживать у себя свободу, ему нет спасения вне монархии. Только сильная единоличная власть способна исправить такой народ. К демократии неспособны народы, привыкшие к рабству. Свобода может держаться только там, где народ приобретает свежими силами, народ, не испорченный деспотизмом.

Но для устройства новых государств монархия является лучшей. Аристократия хороша только для небольших и замкнутых в себе государств, но совершенно непригодная для государств, вынужденных постоянно воевать, потому что там, где нужно воевать, необходимо опираться на народную силу. Народ не будет мириться с ущемлением своих прав. Он потребует участия во власти. Поэтому для государства, которое хочет расти, наилучшей формой является смешанная.

Средства, необходимые для поддержания и сохранения республиканского строя.

Прежде всего, Н. Макиавелли указывает на религию как одно из самых верных средств. Религиозность в народе нужно поддерживать, потому что религиозным народом легче управлять. То есть для Н. Макиавелли религия имеет значение политического оружия.

Он католическую церковь и религию оценивает определенным образом, исходя из того, что это религия заставляет вникнуть в дух и размягчает характер. Эта религия, выдвигая на первый план заботу о потусторонних, принижает силу и энергию человека, размягчает дух, заставляет вникнуть в характер, ослабляет волевую активность. Здесь находится в упадке любовь к свободе и республиканский дух. Католическая церковь обессилела мир, отдала его в жертву мерзавцам. Такая оценка была продиктована политикой папского двора.

По-другому оценивает Н. Макиавелли языческую религию древних греков, римлян. Они своей религией напротив поднимали дух, прославляли силу, мужество, поэтому древние народы были способны вершить великие дела. Роль религии может быть различна: ее можно использовать для воспитания рабской покорности, и для воспитания высоких гражданских качеств.

Следует обращать внимание на сильных личностей, они представляют серьезную опасность для республики, за ними надо следить и преграждать пути к возвышению надо дать право гражданам официального обвинения таких людей. Достаточно вспомнить аналогичный институт острокизм из Древней Греции.

Опасно для республики сосредоточение власти в руках одного лица, ибо он может легко употребить его во зло. Речь идет о диктатуре. Диктатор назначался на короткий срок – до 6 месяцев. И только для преодоления опасности, для которой он назначен. Он не мог упразднить существовавшие политические порядки.

Республике необходима строгость нравов. В этой связи Н. Макиавелли хвалит коллегию цензоров в Риме, которая, надзирая за гражданами и предупреждая развращение нравов, служила одним из самых надежных средств для поддержания свободы в республике.

После анализа внутренней политики Н. Макиавелли переходить к анализу внешней политики.

Пути у народа, который хочет расти и делать успешные завоевания:

1) Союз равносильных государств.

2) Главенство над союзниками.

3) Совершенное покорение других народов.

Третий путь является самым ненадежным, потому что невозможно постоянно удерживать в неповиновении народы, в которых силен дух сопротивления. Первая система хороша лишь для обороны. Основной недостаток – нет единства воли, неизбежны разногласия, сами завоевания в пользу союза не столь заманчивы. Лучшим из всех представляется Н. Макиавелли второй путь, тот, которого держались римляне в своих войнах. Они привлекали союзников, давали права, делились добычей, но сами оставались во главе. Именно таким путем они покорили весь мир.

По замыслу Н. Макиавелли это трактат о политическом искусстве народа, с помощью которого он достиг величайшего величия. Здесь раскрывается политический идеал Макиавелли. Он полагал, что римская республика - воплощение политической добродетели, гражданских доблестей.

Цель Н. Макиавелли, когда он писал «Государя». Он начал его писать, прервав работу по поводу первых десяти книг Тита Ливия. В районе 17-18 глав первой книги, где Н. Макиавелли рассуждает о развращенных народах, он приступает к «Государю». Многие в этой книге усмотрели противоречия с тем, о чем писалось в рассуждениях на декаду Тита Ливия. Там Макиавелли предстает пламенным республиканцем, воспевающим свободу. Теперь он воспевает деспотизм. Многие истолковали это как попытку вернуться посредством данной книги в большую политику, добиться расположения нового правителя.

Если внимательно прочесть сочинения, то можно убедиться, что никакого противоречия нет. Еще в рассуждениях он писал о том, что для создания и обустройства новых государств монархия лучше республики. Для развращенных же народов монархию он считал не только лучшей, но и единственно возможной формой, способной исправить и спасти такие народы. Но и то, и другое в полной мере прилагалось к современной ему Италии. Сравнивая эту Италию с Д. Римом, он отмечает глубокое различие между прошлым и настоящим.

В прошлом гражданская доблесть и строгие нравы, в современной ему Италии – бессилие, господства порока и своих корыстных интересов. Он видел Италию слабую, развращенную. Италия не представляла единого государства. Беспрестанное вторжение соседей и т.д. держало Италию в состоянии войны. Макиавелли понимал, что положить этому конец может только сильная единоличная власть. С этим призывом он обращается к Флоренцио Медичи. Он хотел указать ему на средства для достижения целей. Средства нужна были менее разборчивые, нежели для поддерживания свободы в республике.

Главное - хорошие законы и войско, но поскольку законы бессильны без войска, то прежде всего речь идет о последнем. Мудрый государь должен опираться на собственное войско. Упадок Римской империи он связывает также с тем, что римляне стали нанимать готов в войско. Союзнические войска – еще одна разновидность бесполезных и опасных войск. Кто призывает их на помощь опасно: поражение грозит гибелью, а победа – зависимостью. Главная забота правителя должна быть направлена на военное дело. Кто пренебрегает этой заботой, тот рискует лишиться власти.

За военной силой следуют гражданские средства. Рассуждая о качествах, которые необходимы правители, Макиавелли говорит, что кто хочет всегда поступать благодетельно, тот непременно погибнет среди людей, которые придерживаются других правил. Государь должен быть скорее скуп, чем щедр, ибо скупость обогащает казну, не обременяя подданных.

Если ты ведешь войско, которое кормится чужим добром, то необходимо полководцу проявлять щедрость, потому что иначе солдаты за тобой не пойдут. Но одно дело тратить чужое, а другое – свое.

Государь должен стремиться скорее к тому, чтобы его боялись, нежели чтобы его любили, ибо люди меньше остерегаются обидеть любовь, нежели того, кто внушает страх. Любовь поддерживается благодарностью, а страх - угрозой наказания, этим сложнее пренебречь.

Чтобы не быть ненавидимым, он должен воздерживаться от посягательства на имущество подданных и жен, ибо это чаще всего возбуждает в народе негодование и вооружает против правителя. В особенности нужно воздерживаться от посягательств на чужое добро, ибо люди скорее простят смерть отца, чем потерю имущества.

Слово должен держать государь только когда это ему выгодно, иначе он будет обманут коварными людьми. Такой совет был бы недостоин, если бы люди держали слово.

Вообще государь должен соединять силу льва и хитрость лисы. Однако лисью натуру надо уметь прикрыть, надо быть изрядным обманщиком и лицемером. С виду нужно казаться носителем всех добродетелей, но внутренне всегда быть готовым поступить совершенно иначе, ибо каждый знает, каков ты с виду, но не все, каков ты на самом деле.

Государь должен взять за правило, что для сохранения власти часто приходится действовать противно всякому милосердию, правде, религии (благочестию). Идеалом государственного деятеля для него был герцог, Чезари (Цезарь) Борджио (в народе – Валентино).

Рассматривая действия герцога, он дает следующее наставление: все обиды и жестокости надо учинять разом: чем меньше их распробуют, тем меньше от них вреда. Благодеяние полезно оказывать мало-помалу, чтобы их распробовали как можно лучше. Дела, неугодные подданным, государь должен возлагать на других, а угодные – исполнять сам.

Оправдывая действия герцога, Макиавелли утверждает, что герцога многие называют жестоким, но, тем не менее, он молодец=).

Людей следует либо ласкать, либо изничтожать, ибо за малое зло человек может отомстить, а за большое – не может.

Целая глава посвящена вопросу о том, как подбирать свое окружение. Это первое, по чему люди судят об уме государя. Он в особенности должен избегать льстецов и окружать себя людьми, которые бы откровенно высказывали бы правду. Когда каждый сможет говорит правду, тебе перестанут оказывать должное почтению государь, отличив немногих, мудрых, им одним нужно предоставить право о том, что они думают, но только о том, о чем ты спрашиваешь. Спрашивать надо широко обо всем и выслушивать ответы, решения принимать самому и по своему усмотрению. Решения нужно неукоснительно держаться, если они приняты.

Все наставления Макиавелли излагает с откровенностью. Но несправедливо говорить, что советы касаются частных отношений, они касаются только политики.

06.10.11

Для публикации книга Макиавелли не предназначалась. Она носила форму секретных записей для правителей Флоренции. Книга была опубликована после смерти автора. Большей частью ее критиковали. Всех поражал огромный ум и талант автора, а также полное отсутствие нравственных начал. Макиавелли сделалось символом политического коварства, недобросовестности. Само слово «макиавеллизм» вошло в политический обиход для обозначения политики безнравственной, беспринципной, циничной, политики, не разборчивой в средствах, направленной на достижение целей любой ценой.

Но у Макиавелли немало защитников, которые считали, что оправданием ему могут служить характер среды, в которой он жил и характер политики, которую вообще нельзя провести через нравственность. Верховный закон – благо народа, его нельзя приносить в жертву нравственности. Сама эта цель должна быть достигнута, и многим приходится жертвовать. Нельзя равнодушно относиться к таким вещам, потому что нравственные начала должны соблюдаться в политике. Эти нравственные средства действуют по-разному. В обществе, расшатавшемся и развращенном, эти средства будут мало достигать своей целей.

В этом смысле Макиавелли был сынов своего времени. Во всем мире борьба со средневековыми беспорядками сопровождалась безнравственными событиями: преступления, заговоры, измены. Первой потребностью был выход из этого положения и установление твердого порядка. Макиавелли не изобретает эти средства. Он только фиксирует взгляды и нрав того времени. Он формулирует то, что видит вокруг себя.

На фоне этого общего европейского беспредела особо страшную картину являла собой Италия. Она искала выход и не находила. Макиавелли привык видеть все эти заговоры и убийства и пытался поставить эти средства на службу той цели, к которой вел его пламенный патриотизм – освобождение и объединение Италии. Эта книга предназначалась Флоренцио Медичи. Макиавелли как холодный дипломат уступает место пламенному патриоту. Эти положения содержат страстный призыв освободить Италию. Преданность общему делу, патриотизм не может не оправдывать его в глазах современников и последующих поколений.

Отзыв на это сочинение Макиавелли Гегеля представляется наиболее верным: «государя надо читать под непосредственным впечатлением эпохи….».

Заслуга Макиавелли - он является одним из основоположников политологии, заложил основы политической науки нового времени. Впервые в истории он отделил политику от морали и религии и сделал ее самостоятельной, автономной дисциплиной с присущей только ей законами и принципами, отличающимися от законов морали и религии.

Макиавелли вводит в политическую лексику новый термин – государство (stato), которым обозначается общее понятие государства независимо от его конкретных форм. Это политически организованное общество. Термин позволял отличать государство от страны, общества, королевства, княжества и т.д.

Новация его и в том, что в своей работе «Государь» Макиавелли разделил государства в зависимости от формы правления на 2 вида. Все государства есть либо республики либо единовластные по форме правления государства. То есть он разделил на республики и монархии.







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.94.202.172 (0.008 с.)