Учение Фомы Аквинского о государстве и законах 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Учение Фомы Аквинского о государстве и законах



Философская мысль в средние века самостоятельного развития иметь не могла, так как господство религиозного начала этого не допускало. Все высшие вопросы, которые занимали человеческий ум, относились к области веры. Независимое суждение не допускалось. Философия была служанкой религии. Исследования проводились в границах очерченных теологической предпосылкой, что все есть творение Бога, а самый достоверный источник знаний – священное писание.

Цель схоластики – средневековой науки – состояла в том, чтобы подчинить богословским началам философские системы античности. Исходя из основных начал богословия и античной философской схоластики, строили свои теории. Авторитетами для них были Платон и Аристотель. Но слепо подчиняться их учениям схоластики не могли. Чтобы объединить, превратить все в логически цельное, прилагались немалые усилия.

Наиболее типичным представителем средневековым схоластиком был Фома Аквинский. Родился он в 1225 году, умер в 1274 году. Он – сын графа Аквинского. Родился в Неаполитанском королевстве, внучатый племянник Фридрих Барбаросса. Философ и теолог, получивший образование в Неаполитанском университете, продолживший его в Парижском и Кельнском университетах, за эрудицию был прозван универсальным доктором и был причислен к лику святых.

Католическая церковь его учения признавала единственно истинной философией католицизма. Наиболее значительным его трудом является сочинение «Богословская сумма или сумма теологии» - содержит в том числе и учение о праве и государстве. Фома различал двоякого рода законы – человеческий и божественный. Но, так как каждый из них, в свою очередь, разделяется на естественный и положительный, то отсюда вытекает 4 вида законов:

· Вечный

· Естественный

· Человеческий

· Божественный

Первые 3 образуют иерархию.

Вечный закон есть сам божественный разум, правящий миром, или божественная мудрость, которая направляет все действия и движения во вселенной. Вечный закон отражается и в явлениях природы как их необходимый порядок и в душе человека в форме естественных наклонностей.

Естественный закон есть отражение вечного закона в человеческом разуме. Основное начало этого закона – надо делать добро и избегать зла. Другими словами это закон нравственный, он устанавливает нормы морали. По естественному закону предписывается как должно вести себя человеку. Естественному закону принадлежат все действия в той мере, в которой они добродетельны. По несовершенству человеческой природы одних добродетелей мало для установления порядка, нужна еще и дисциплина.

Это приводит к установлению человеческого или положительного закона – порочных надо силой и страхом воздерживать от зла, что и достигается велениями человеческих законов. По Аквинскому человеческие законы необходимы для спокойствия людей и развития в них добродетели. Здесь Аквинский смешивает человеческий закон с законом нравственным. Целью принудительного закона он считает искоренение порока и развитие добродетели.

Закон божественный – содержится в Библии и выражен в священном писании. Он необходим, потому что человеческий закон не может в полной мере искоренить зло и потому что мнение людей о правом и неправом, о справедливом и несправедливом могут расходиться и требуют высшего руководства. То есть Библия учит, какой образ жизни людей Бог считает правильным. Этот закон призван исправлять несовершенства закона человеческого.

Вечный закон – это закон естественный божественный, это неписаный закон.

Естественный закон - естественный человеческий

Человеческий – положительный человеческий

Божественный – положительный божественный, то есть писаный божественный

В «Богословской суме» Аквинский излагает взгляды на лучшее устройство государственной власти: надо, чтобы все имели какое-либо участие в верховной власти, ибо эти сохраняется доля народа в управлении, и при том все такое правление любят и берегут. Поэтому совершенным устройством для него является такое, где на вершине стоит единый монарх, правящий на основании добродетели, ниже несколько вельмож – также добродетельных, и между тем эта власть принадлежит всем либо потому что правители избираются из всех либо потому что они избираются всеми. В этом и состоит демократическое начало.

Именно такое правление, смешанное из монархии, аристократии и демократии, было установлено у евреев Законом Божьим. Моисей и его преемники властвовали как монархи, старейшины (старшины) избирались по добродетели, демократическое начало состояло в том, что они брались из всего народа.

Именно в этом учении велика доля либеральных начал.

Иное учение о светской власти находим мы в трактате Фомы Аквинского «О правлении князей или о правлении государей». Сочинения остались незакончены. Следуя Аристотелю, он различает здесь 3 правильные формы: монархия, аристократия и полития; и 3 искаженные: олигархия, тирания и демократия. Вопрос о преимуществе правления он решает иначе, чем Аристотель. Аристотель наилучшей из этих форм признавал политию. Фома отдает предпочтение монархии. На преимущества монархии указывает сама природа, которая везде установила одно правящее начало: в теле – сердце, в душе – разум, миром правит единый Бог.

То же самое доказывают и примеры из истории человечества: те страны, в которых нет единого правителя, одолеваемы раздорами, бедствуют, тогда как напротив, управляемые монархами радуются миру и процветанию. Так что природа согласна здесь с историей. И в этом уже Фома далек от Аристотеля. Для него главным началом был порядок подчинения низших высшим. Повиновение он ставит выше всех добродетелей. По естественному праву, установленному Богом в природе, низшее повинуется высшему.

Должны ли христиане повиноваться светским властям?

Вера в Христа. Утверждает Фома, не освобождает от повиновения светской власти. Но должно ли это повиновение быть безусловным? Повиноваться властям, пишет Фома, следует постольку, поскольку они от Бога. Сущность государственной (светской) власти установлена Богом. Но власть может быть и не от Бога. Во-первых, по неправильному приобретению (например, приобретенная путем насилия или подкупа), во-вторых, по злоупотреблению власти (когда носители власти используют ее неправильно).

Таким образом, Фома Аквинский различает 3 измерения власти:

1. Сущность

2. Происхождение

3. Использование

По своей сущности – власть от Бога, а вот другие два измерения могут быть и не божественными. Церковь оставляет за собой право судить о законности происхождения власти и неправильном ее использовании тем или иным правителем.

Власть может быть не от Бога по неправильному приобретению. В этом случае похититель власти – не есть законный правитель, и подчиненные вправе ему не повиноваться, если он не сделается законным обладателем престола через согласие подданных или через утверждение высшего.

Власть может быть не от Бога по злоупотреблению. Злоупотребление может быть двоякого рода: когда повелевается то, что противно велению божьему – то есть предписывается действие греховное, здесь подданные не только вправе не повиноваться, но и обязаны ослушаться и даже имеют право на восстание. Ставя на первое место религиозную нравственность, Фома одобрял неповиновение тирану в определенных случаях. Он осуждал действия греховные и оправдывал восстания, но только чтобы оно приносило больше пользы, чем плохого.

Второй случай – когда повелевается то, на что не распространяется власть правителя. Здесь подданные также не обязаны повиноваться, но и не обязаны и ослушаться, стало быть, остается разобрать вопрос – на что распространяется власть, а на что нет. Вопрос о разграничении: Фома оставляет государю власть над телесными действиями подданных, управление душами он относит к исключительному ведомству церкви. Но так как в общем мироздании душа – начало властвующее, то, как тело подчиняется душе, так светская власть должна подчиняться духовной. Поэтому вполне справедливо и правомерно вмешательство духовной власти в светские дела. Но это касается только некоторых дел. То есть речь идет о достаточно условном подчинении. В целом Фома обосновывает идею автономии властей. Хотя допускает вмешательство духовной власти в область власти светской.

Собственно церкви принадлежат следующие дела:

· Фома говорит о суде в делах веры. Души верующих подчиняются церковному закону. Фома стоит за чистоту веры, за искоренение ересей и за наказание еретиков смертной казнью, ибо извращать религию – гораздо более тяжкое дело, чем, например, фальшивомонетничество. Но прежде чем отправить еретиков на смертную казнь надо сделать все возможное, чтобы их вразумить, наставит их на путь истинный, предоставить им время для раскаяния. И если уж нет никакой надежды, то церковь должна. Заботясь о других, отлучить их от церкви и выдать светской власти на казнь.

· Церкви принадлежит и суд над правителями – отступниками, которых она может лишить власти. Король, повинный в ереси, может быть смещен Папой.

Философской системе Аквинского была уготована долгая жизнь. В 1879 папа Лев 13 объявил учение Фомы единственно истинной философией католицизма. В настоящее время эти взгляды возрождаются, были поддержаны школой неотонизма.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 3289; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.156.212 (0.011 с.)