ТОП 10:

Либеральная политико-правовая мысль в России 19 века.



1.1. План государственных преобразований М.М. Сперанского

1.2. Политико-правовая доктрина Б.Н. Чичерина

1.1План государственных преобразований М.М. Сперанского

 

С воцарением Александра 1 воцарилась либеральная атмосфера. Среди проектов следует отметить план государственных преобразований Сперанского (1772-1839). Сын сельского священника по фамилии Третьяков, учился во Владимиро-суздальской духовной семинарии, ему была присвоена фамилия Сперанский (от лат. «сперанто» – надежда).

Затем обучался в СПБ духовной семинарии, которая стала академией, по окончании преподавал физику, риторики, философию, в 23 года становится ректором. В полной мере он оправдывает свое имя.

При Александре 1 был назначен директором одного из департаментов Министерства иностранных дел, а позднее государственным секретарем, получил титул графа, был приближен к царю. В 1808 году начались непосредственные работы с Александром 1 по составлению конституции. Ее проект был написан Сперанским к октябрю 1809 года. Основные начала плана Сперанского изложены в Введении к Уложению государственных законов. В проекте Уложения государственных законов Российской Империи. «Истинная монархия», как именует автор будущей формы правления, должна быть основана на твердых коренных законах и разделении властей: З,И,С.

Законодательная власть осуществляется совместно государем и Государственной думой, которая составляется следующим образом: каждые три года в волости из всех владельцев недвижимости, составляется собрание, именуемое волостной Думой. В ее состав Сперанский включал и определенное количество представителей черносошного (казенного) крестьянства – по одному на 500 душ старшина. Волостная дума избирает членов волостного правления (исполнительный орган при думе) и суда, а также депутатов в окружную думу. Окружная дума выбирает членов Совета и окружного суда, выбирает также депутатов в губернскую думу. А это последняя, кроме членов губернского совета и губернского суда, выбирает депутатов в государственную думу, которая венчает систему выборных дум.

ГД собирается ежегодно в сентябре месяце, причем предусмотрено право царя досрочно распускать думу. Ни один закон не может быть издан «без уважения думы», то есть без рассмотрения в Думе. ГД обсуждает законы, вносит поправки, но утверждает законы император.

Участие ГД требуется также для установления новых податей, налогов и повинностей.

ИВ осуществляется министерствами и Правительствующим Сенатом,глава ИВ– монарх,каждый его акт должен быть контрассигнован министром, ответственным перед ГД. В отношении министров Сперанский выступал за установление ответственности. Он предлагал обязательная отчетность министров Думе и Государственном совете и допустить некоторую свободу в критике действий министров в печати. Если министр вовремя не представит отчеты, законодательное собрание собственной властью возбуждает следствие против такого министра.

СВ возглавляется судным (судебным) сенатом – высший суд империи, который формируется сложным образом. Волостная дума выделяет 20 отличнейших обывателей волости. Из этих лиц, выделенных от всех волостей округа, окружная дума утверждает список 20 отличнейших обывателей округа. Таким же образом губернская дума выделяла 20 своих отличнейших обывателей. Из этих лиц составлялся общий государственный избирательный список, из которого назначались по проекту Сперанского члены судного Сената.

Все три власти соединяются в Государственном Совете и через него восходят к верховной императорской власти. Он разрешает возможные коллизии. Государственный совет должен состоять из лиц, назначенных монархом, частично из избранных лиц. он заседает под председательством государя, обладает правом законодательной инициативы. В нем рассматриваются отчеты всех министерств и ежегодный бюджет государства. Государственный совет разбит на департаменты: законов, военных дел, иностранных и т.д.

Обновление России и переход ее к истинной монархии Сперанский связывает также с изменением сословного деления. Для этого он формулирует права подданных империи, различая гражданские (безопасность лица и имущества) и политические, состоящие в избирательном праве, праве занимать должности и участвовать в составлении законов. Проектируется сохранение трех сословий:

· дворянство, которое пользуется всеми гражданскими и политическими правами и имеет особенные права – владения населенными землями (имениями), право вступать в купеческие и другие звания, не теряя своего состояния; некоторые другие. Единственная обязанность – государственная служба по личному выбору (военная или гражданская) сроком не менее 10 лет.

· Среднее сословие. Составляется из купцов, мещан и прочих поселян, имеющих недвижимость в определенном размере. Подданные, принадлежащие к этом сословию, имеют гражданские права, но не имеют особенных. Политические права им предоставляются при наличии у них собственности в соответствующем размере.

· Низшее сословие (состояние) – народ рабочий. К его составу Сперанский относит всех помещичьих крестьян, мастеровых, их работников, домашних слуг. Этот разряд населения должен иметь общие гражданские права, но лишается прав политических. По мнению Сперанского, если открыть доступ к политической жизни тех, у кого нет собственности, то голос всех последнйи без сомнения возьмет вверх. Переход из низшего сословия в среднйи класс открыт всем, кто приобрел недвижимую собственность в определенном количестве.

Сперанский понимал вред крепостничества для России, указывал на то, что рабство немыслимо в правильно устроенном государстве, оно должно быть отменено, но отмена должна произойти постепенно – путем реформ сверху. Вначале следует законодательно ограничить власть помещиков над крестьянами, определив размер крестьянских повинностей и разрешив крестьянам приобретать в собственность недвижимость и затем вернуть крестьянам древнее право свободного перехода от одного помещика к другому. Признавая необходимость уничтожения крепостного права как элемент обновления России, Сперанский отодвигал решение этой проблемы в будущее, предлагая начать реформы с государственного строя, причем поэтапно.

В 1810 году был учрежден в преобразованном виде Государственный совет, практически в том же виде, как и предлагал Сперанский. Но его состав был назначаемым, коронным. Элемент выборности отсутствовал. Далее исполнение плана не пошло. В 1811 году был принят новый закон о министерствах, но преобразование министерств обошло принцип министерской ответственности. Далее дело затормозилось, потому что все нововведения встретили со стороны высокородного дворянства энергичное сопротивление. Среди противников – Н.И. Карамзин – истинный патриот России, который в записке о древней и новой России, поданный государю 18 марта 1811 года, писал, что государь не имеет права ограничить свою власть, потому что Россия вручила его предкам самодержавие нераздельное.

Чиновничество, аристократия были раздражены двумя указами, ущемлявшими привилегии дворянства – указ о придворных званиях, вводивший образовательный ценз и указ об экзаменах на гражданский чин, требовавший проведение экзаменов для чиновников по обширному списку предметов, придворные звания не были более основанием для получения чинов, поэтому, не служа, сделать карьеру, стало невозможным.

Реформа Сперанского была направлена на поднятие образовательного уровня чиновников, степени их компетентности, но они многих оскорбили, вызвали насмешки. Карамзин писал: «у нас председатель гражданской палаты обязан теперь знать Гомера и Феокрита…» и т.д.

1812 год стал роковым в жизни Сперанского. Направленная против его преобразований записка Карамзина, различные наветы, нашептывания, интриги сыграли свою роль. Нашли повод обвинить Сперанского в нарушении государственной секретности. Он иногда брал государевы бумаги на дом в силу своей загруженности, что послужило основанием для обвинения его в передаче материалов Наполеону.

В 1816 году он получил назначение губернатором в Пензу. Потом он становится генерал-губернатором Сибири. В Тобольске он начал борьбу со взяточничеством, подготовил ряд проектов преобразования Сибири. «Если бы в Тобольске я отдал бы всех под суд, то в Томске осталось бы только всех повесить». Он дважды был в Томске.

В 1821 году он возвращен из ссылки, назначен членом государственного совета по департаменту законов, по заданию Николая 1 руководил кодификацией законов РИ, был издан в результате 15 томный свод законов РИ. За это Сперанский награжден Андреевской звездой. Он возглавил комиссию по составлению полного собрания законов РИ в 45 томах. В первом случае – кодификация, во втором – инкорпорация. Но это был уже не тот Сперанский, что до ссылки. Он уже был уклончивым сановников и не говорил о необходимости переустройства, принял участие в суде над декабристами. С законами о военных поселениях он тоже вроде был связан (проверить).







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.175.113.29 (0.005 с.)