Политико-правовая доктрина Б.Н. Чичерина 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Политико-правовая доктрина Б.Н. Чичерина



Не путать с Георгием Васильевичем Чичериным (старший сын младшего брата Б.Н. Чичерина)

Чичерин родился в Тамбове в 1928 году в семье, принадлежавшей к старинному дворянскому роду. Умер в 1904 году. Он получил превосходное домашнее образование. Учился в Московском университете. Из передовой профессуры, которая имела влияние на Чичерина стоит назвать Грановского. Он вращался в кругу выдающихся людей своего времени, он был человеком, щедро одаренным от природы, сохранил оригинальность суждений.

Чичерин по выражению проф. Зиньковского, Чичерин «явил чистейший и редкий тип защитника свободы личности». Его система либерализма была связана с учением об абсолютной ценности личности. Личность – цель сама по себе и не может быть использована для других целей. Победа его противников на университетских выборах заставила его оставить профессуру к большому ущербу для русской образованности, как писал Соловьев. Потом он вернулся при Александре 3, но потом опять ушел. Он был московским городским головой. Но его речь, намекавшая на конституционные учреждения в России, вызвала реакционные настроения (типа того).

Его речь была достаточно лояльна, он только намекал на необходимость конституционных учреждений и реформу местного самоуправления, но, тем не менее, его речь вызвала негатив. Он был приглашен к цесаревичу Николаю для чтения ему курса государственных наук. Он не только читал лекции, но и был наставником цесаревича, имел на него большое влияние. Все отмечают его необыкновенный ум, такт цесаревича. Если бы не его ранняя смерть (23 года) от болезни, то мы имели бы на престоле самого образованного монарха. Но на престоле оказался его брат – человек другого склада ума и характера.

Чичерин, как писал Трубецкой, пришелся не ко двору России, потому что он был кристально чистым человеком. Свои неудачи на общественном поприще, Чичерин возмещал в научной работе. Его сочинения – 19 томов. Мы назовем основные сочинения.

· «Собственность и государство» в 2 частях.

· «Курс государственной науки» в 3 частях

· «Пятитомный курс истории о политических учениях»

· «Философия права»

Чичерин был энциклопедистом, человеком богатой эрудиции. Он был членом русского химического общества, знал многие науки. Соловьев: это самый многознающий и многообразованный среди всех ученых.

О нем писал и И.В. Михайловский. Он приехал в Томск по рекомендации Чичерина, своего учителя. После смерти Чичерина в Томске состоялась университетская конференция, Михайловский выступил с докладом о Чичерине, где были самые добрые слова.

Главная заслуга Чичерина – последовательность введения принципа свободы и самоцельности личности. Вопрос о границах свободы приводит нас к вопросу о праве, писал Чичерин. Каким же образом возможно общежитие, если каждая личность стремиться расширить границы ее поведения, возникает необходимость разграничить области свобод, определить, что принадлежит каждому, чтобы свобода одного не мешала бы свободе остальных, чтобы сильный не мог превратить других в орудие для осуществления своей цели. Право есть взаимное ограничение свободы под общим законом. Слово право понимается в субъективном и объективном значении.

Субъективное право – право есть законная свобода что-либо делать или требовать. Объективное право есть сам закон определяющий свободу и устанавливающий права и обязанности. Свобода только тогда становится правом, когда освещена законом. Источник права не в законе, а в свободе, поэтому основное значение имеет право субъективное. Право тогда часто определяли как низшую ступень нравственности. Чичерин полагает, что такой взгляд делает право слугой нравственности, отдает ему подчиненное значение. Это ведет к ужасным последствиям, уничтожающим свободу – принудительному осуществлению нравственных начал, а значит насилию над личностью.

Нравственность дает закон внутренним побуждением, право устанавливает правила для внешних действий и касается внутренних мотивов лишь настолько, насколько они выражены в первых. Обе области дополняют друг друга, ибо внутренняя свобода регулируется нравственностью, внешняя – правом.

Высшая связь выражается в тех союзах, членом которых является человек. Здесь свобода является как свобода общественная, то есть определяющая отношение членов к целому, их законное подчинение и участие в общих решениях. Союзы человеческие бывают разными, человек участвует в них различными сторонами своего существа, но даже из тех, которые принадлежат ему от рождения. Он может изменить. Например, сменить гражданство.

Семья – первая ступень человеческого общежития, затем следует церковь и гражданское общество. Высшая форма человеческого общежития – государства.

Общество и государство – соотношение.

Ни по объему, ни по содержанию они не совпадают. Общество как совокупность частных отношений между людьми не есть организм. Общество образуется из взаимодействия свободных единичных воль и всегда остается сплетением частных интересов, связей, зависимостей, не представляющих организационного единства. Это к государству применимо понятие о целом, в исследовании общества всегда надо идти от лица.

Государство управляет совокупными интересами народа, но вся область личной деятельности человек (материальная, духовная) – в промышленности, науке, искусстве, лежит вне государства, и последняя только может иметь большее или меньшее влияние на эту деятельность. Отличаясь от государства, общество находится с ним в тесной связи, потому что государство все свои силы берет из общества. Человеческий опыт показывает, что государственный быт тем прочнее, чем в большей степени основывается на господствующих в обществе убеждениях и потребностях.

Что из них более устойчиво? Общество! Оно охватывает человека со всех сторон, определяет его привычки, нравы, понятия, традиции и т.д. все это поколебать труднее, нежели изменить государственный порядок, который, образуя вершину общественного здания, легко может быть перестроен и без потрясения основания. *рисунок домика – основания и крыши*

С другой стороны, не подлежит никакому сомнению зависимость общества от государства. Государство по Чичерину определяется как союз свободного народа, связанного законом в одно юридическое целое и управляемое верховной властью для общего блага.

Если забудем определение на экзамене, то вспомнить, что составляющими определения являются:

· Власть

· Закон

· Свобода

· Общая цель

От состояния общества зависит, насколько оно способно пользоваться свободой. Бывают периоды в исторической жизни, когда на 1 план должен выступить элемент власти, чтобы спасти общество от разложения. Когда в обществе меньше всего единства, должно быть больше единства в государстве, чтобы его спасти от анархии.

Преобладающее значение того или иного элемента составляет временное явление, вызываемое преходящими условиями. Идеалом всегда остается гармоничное единство всех элементов, чтобы власть ограничивалась свободой граждан, а свобода граждан – началом власти.

Форма правления, соответствующая этому идеалу – КМ по Чичерину, а не республика. КМ имеет то преимущество, что в ней борьба партий не может достигнуть такого же состояния и иметь такие гибельные последствия, как в республике, потому что над всеми партиями стоит независимая от них, сдерживающая, умиряющая власть монарха, который непосредственно не вмешивается в борьбу партий. Вследствие своего высокого положения и унаследованной привычки отождествлять свое благо с благом страны, монарх обладает гарантиями справедливости и беспристрастия. Президент республики – избранник одной партии, обладает властью временно и не имеет наследственных традиций.

Отсюда важность монархического элемента, который является четвертой властью наряду с З,И,С. Эта новая сфера не должна уничтожать личной свободы. Но часто в теории и практики встречается отрицание свободы личности. Пример – учение социалистов. Чичерин доказывает, что борьба против индивидуализма – борьба против свободы. Мысль об установлении на земли строя социальной справедливости путем принуждения, революции, то есть действием внешней власти, есть полное извращение нравственного закона, по мнению Чичерина. Эта мысль в свое время зажигала костры инквизиции. Также и социалистическая идея (равенство, братство, справедливость) хороша сама по себе, но средства для достижения этого строя негодные. Это равенство рабства, а не свободы по Чичерину. Он отрицает революционные крайности.

Направление, к которому принадлежал Чичерин, не просто либеральное, ведь есть много направлений.

Виды либерализма по Чичерину в современном ему обществе:

1) Уличный либерализм. Уличный либерал не желает ничего знать, кроме собственного своеволия. Шум ради шума, волнение ради волнения, он далек от терпимости, уважения чужого мнения. Он не разборчив в средствах (ложь, клевета, ядовитые намеки). Здесь стараются уязвить и оклеветать. Всех своих противников он считает подлецами. Он готов стереть с лица земли всех, кто против. Сейчас ЛДПР

2) Оппозиционный. То направление, которое систематически становится в оппозицию и наслаждается этим. Такое направление усваивается легче, потому что критиковать проще, чем понимать и действовать. Здесь не нужно напряженной работы мысли, не нужно даже действовать, достаточно громко говорить

3) Охранительный. Сущность – примирение начала свободы с началом власти и закона. в политической жизни его лозунг – либеральные меры и сильная власть.

Цитата Чичерина: либеральные меры, предоставляющие обществу самостоятельную деятельность, охраняющие свободу мысли и совести, дающие возможность высказываться всем желающим и сильная власть – связующая и сдерживающая общество, строго надзирающая за исполнением закона и внушающая гражданам уверенность, что есть в государстве твердая рука и разумная сила, которая может отстоять интересы народа против анархии. То есть либеральные меры и сильная власть!!!!

То есть последовательно проводится мысль, что право должно всему задавать меру, регулировать обязанности индивида и государства, не позволяя проявиться анархическому своеволию человека и деспотизму власти. Это позволяет преодолеть крайности радикализма и крайности реакции. Некоторые стали это именовать консервативным либерализмом.

Сам Чичерин употребляет термин охранительный либерализм.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 406; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.204.52.16 (0.058 с.)