Правовая теория Марсилия Падуанского 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правовая теория Марсилия Падуанского



Он родился между 1275 и 1280 годами, а умер он около 1343 года.

Это итальянский политический мыслитель, замечательный публицист. Изучал философию, теологию, право в Орлеане, Париже.

В 1312был избран ректором парижского университета, здесь-то он и заинтересовался борьбой, которую вели папы и императоры. В ответ на отлучение, которому папа подверг какого-то Людвига, Марсилий написал трактат «защитник мира» 1324 года.

Он начинается так: в государстве наиболее желательным является спокойствие. Наиболее же вредным – раздоры. И самая опасная причина, подрывающая здоровую и мирную жизнь в государстве в современный ему период – это непомерные притязания папства на светскую власть.

Марсилий как медик уподобляет мир в государстве здоровью физического организма. Подобно тому, как здоровье физического организма – это хорошее состояние всех его органов, спокойствие в государстве – это хорошее состояние всех его частей. Необходимо знать, каковы эти части и что надо для их правильного функционирования. Происхождение государства он описывает так же как излагал Аристотель: конечная цель – чтобы хорошо жить, то есть для блага людей, для человеческих нужд. А поскольку нужд этих много, то необходимо разделение занятий и должностей, отсюда и образуются различные части государства. Он признает 6 таких частей или общественных групп:

· Земледельцы

· Ремесленники

· Торговцы

· Люди, занятые военным делом

· Священство

· Суд (администрация)

Первые три – это простой народ. А последние три – главные и почетные части, они имеют высшее назначение, они выполняют общественные обязанности. Важнейшей является власть судебная, которую мы называем правительством. Ее назначение – установление в обществе всего праведного и полезного. Но так как не обойтись без силы. Учреждена должность военная.

Марсилий строго отличает законодателя от исполнительной власти, которую он называет судом. Устройство этой власти может быть различно. Отсюда и различные формы правления. То есть структура ИВ определяет различие форм правления. Марсилий разделяет формы на правильные и неправильные, как и Аристотель, и наименования у него перенимает.

Верховная власть принадлежит законодателю, который всегда один и тот же – это народ, то есть совокупность граждан или бОльшая их часть. Доводы:

1. Только народ может дать наилучшие законы, ибо они издаются для общего блага, а оно лучше усматривается всеми, чем некоторыми. Один или немногие легко могут ошибаться или иметь в виду собственную пользу, но все в совокупности будут искать общего блага.

2. Законодателем должен быть тот, чьи законы лучше всего исполняются. А это и есть народ, ибо каждый здесь повинуется не по принуждению. А добровольно тем законам, которые сам на себя налагает. Причем большинство имеет и больше силы для того, чтобы покорных заставить повиноваться закону.

Предложение закона может исходить от немногих, но санкционирует их весь народ.

Марсилий переходит к вопросу: кому принадлежит право устанавливать правителя? Ответ: опять же народу! Кто издает законы, тот и должен назначать лицо, которому дается право применять законы в действии. Отсюда право народа назначать правителя и смещать его в случае нужды.

Правитель устраивает остальные части государства, определяя количество и качество нужных для этого людей.

Что касается устройства правительства, Марсилий замечает, что исполнение законов лучше вверять одному или нескольким, нежели всем. Предпочтение он отдает монархии. При этом он задается вопросом: что лучше – монархия выборная или наследственная? Предпочтение должно быть отдано выборной. Доводы:

1. Потому что большинство граждан, имея в виду общее благо, всегда может выбрать наилучшего правителя, тогда как случайная наследственность не всегда дает лучшего монарха.

2. Выборный монарх более заботится о благе государства, нежели наследственный, так как не полагается на безнаказанность. Он опасается наказания

3. В наследственной монархии народ повинуется по привычке, а при выборной - место привычки занимает уважение к нравственным достоинствам лица

4. Добродетель родителей не является ручательством за доблестные качества детей.

В этих доводах Марсилий выступает как защитник ИВ, основанной на избрании, и противник наследственной монархии. Однако история показала недолговечность выборной монархии на практике.

Разобрав сущность светской власти, Марсилий переходит к власти церковной. Здесь главный вопрос: принадлежит ли церковной власти право принудительного суда в делах духовных и светских?

Папской теории Марсилий противопоставляет тексты священного писания, доказывая, что Христос дал своим ученикам лишь право учить, а не принуждать. Светской власти подчинены все граждане без исключения. Духовенству же принудительной власти не дано.

Этим анализом Падуанский не ограничивается. Он исследовал сущность законов. Слово «закон», говорит он, имеет разнообразное значение. Он исходит из многозначности этого термина. В приложении к гражданским действиям это слово означает:

1. Суждение о том, что правомерно, а что нет

2. В собственном смысле слова закон – это предписание, сопровождаемое принуждением посредством наказания или награды

Именно он провел различие между юридическим и нравственным законом. Главная цель закона – правда и общее благо. Вторая по значимости цель – твердость и прочность власти.

Распределение наград и наказаний может иметь место в настоящей или в будущей жизни. Закон, сопровождаемый наградами и наказаниями в настоящей жизни – закон человеческий, а в будущей жизни – закон божий.

Всякий закон требует исполнителя или судьи. Судьей человеческого закона является государь или светский правитель, которому подсудны все нарушающие этот закон, в том числе и священнослужители. Судья же закона божьего – Христос, который дает награды и назначает наказания в будущей жизни.

В настоящей жизни для этого божьего закона нет судьи, а есть только советник, который учит, что нужно делать для получения вечной награды и избежания вечного наказания, но принуждать никого не может. Это и есть священник. Он учитель, наставник верующих, врачеватель душ, но не судья. Поэтому евангелийское слово применительно к настоящей жизни есть лишь учение, а не принудительный закон. Поскольку еретики должны быть судимы по закону божьему, то и наказаны они могут быть только в будущей жизни Христом.

03.10.11

 

Марсилий Падуанский доказывает, что судебная власть признается исключительно за государем. Духовные лица за свои поступки подлежат светскому суду. Церковь не должна быть освобождена от податей. Церковь обладала такой привилегией на протяжении всего средневековья. Священное писание не повелевает платить десятины, число духовных лиц следует ограничивать сообразно государственной пользе. Церковь должна находиться под контролем самих верующих.

Право назначать служителей церкви принадлежит собранию верующих, так что миряне наряду с клириками являются людьми церкви. Народ в понимании Марсилия с одной стороны образует государство, с другой стороны этот же народ образует церковь. Так как невозможно в одно место собрать всю совокупность верующих (а верующими были практически все), то они действуют через своих представителей, избирая из своей среды Вселенский Собор. Он обсуждает чисто религиозные вопросы, издает церковные законы, и он один может наложить наказание за неисполнение христианских обязанностей.

Марсилий находит в своей системе место для Папы. Собору принадлежит все, что относится к законодательству. Но для исполнения постановлений необходимо установить верховного епископа, которому принадлежит главенство над остальными. Это главенство лучше всего вручить римскому папе.
В этом сочинении впервые проводятся чисто демократические начала, которые касаются не только организации светской власти, но и относятся к церковному устройству. Падуанский – родоначальник демократической мысли в Новое время.

Впервые научными доводами отрицается принудительная власть церкви, признается, что церковь может действовать только нравственными средствами.

Это было наиболее существенное возражение существующему порядку, папским притязаниям. Книга вызвала в обществе недоверие, учение было признано еретическим. В 1327 году последовало отлучение от церкви, и Падуанского ожидала смертная казнь, но покровительство Людвига 4 Баварского этого не позволило.

Это учение опередило свое время. Его учение прозвучит позднее, в эпоху Реформации. Падуанский был протестантом, еще раньше, чем возник протестантизм.

В отношении светской власти его идеи предвосхищают теорию народного суверенитета Руссо.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 872; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.63.145 (0.006 с.)