ТОП 10:

Учение Монтескье о государстве и законах



Шарль Луи Монтескье(1689-1755). Имя Шарль в честь крестного отца. Было принято брать нищих крестных для детей из богатых семей. Монтескье он стал на 27 году жизни, получил фамилию от своего дяди, который передал ему все свое состояние. Это один из тех мыслителей, которые в большей степени повлияли на умственную, политическую, духовную жизнь Европы. Он замечателен как поборник просветительских и гуманистических принципов, родоначальник европейского либерализма, блестящий стилист.

Родился в семье, принадлежащей древнейшему дворянскому роду. Унаследовал основные черты, присущие Гасконскому характеру: живость, любознательность, скептицизм, насмешливость, остроумие. Гасконь всегда обладал особой территорией, где каждый народ оставил частичку своего гения, своей культуры. Своеобразен гасконский язык. При случае Монтескье очень любил щегольнуть своими «гасконадами».

Несмотря на то, что Луи родился в замке, он был отдан кормилице на одной из 5 мельниц и до 3 лет там воспитывался, по сему он впитал в себя ту атмосферу и никогда не питал пренебрежения к простому народу.

Поступил советником в Бардосский парламент, по семейной традиции, а после смерти дяди стал его президентом. Однако делами, связанными с отправлением этой должности Монтескье занимался мало, его более интересовала философия, идея права, а не те многочисленные формальности.

Большей частью он занимался науками, естественными – которыми приучили его к наблюдательности. Будучи президентом, он пиал такие темы и рефераты, как приливы и отливы, для Франции это было характерно, и многие этим увлекались.

Далее Монтескье увлекся правом. Он много путешествовал для самообразования. В течение 3 лет посетил почти все страны Европы, и 1,5 провел в Англии. Постепенно верх берет серьезный политический интерес. Первое его сочинение в этом плане – Персидские письма (1721) –представляет острую сатиру на общество, в котором он вращался. Это была перчатка, смело брошенная французскому абсолютизму.

Речь в книге о двух персах, которые путешествуют, а потом находят порядки во Франции, еще более деспотичные, чем у себя на родине.

Сочинение, которое прославило его имя на века: сочинение «о духе законов» было написано гораздо позднее. Это был плод более чем 20-летнего труда. Это поистине замечательное произведение занимает главенствующее место в политической литературе всех времен и нардов. Оно послужило основанием конституционного учения в Европе. В сущности, это сочинение, содержащее теорию разделения властей, повторяет в некоторой степени учение Полибия, но у Монтескье оно было развито во всей полноте применительно к потребностям 18 века.

Он исходит из того, что законы в широком смысле слова есть не произвольные установления людей, а отношения между известными явлениями, вытекающие из их природы. Эти отношения видоизменяются в соответствии с условиями, в которых живут люди, поэтому внутренние законы каждого государства должны быть приспособлены к народу, для которого они издаются. Следует считать случайностью, если законы одной нации становятся пригодными для другой.

Положительные законы должны соответствовать физическим свойствам страны, ее климату, качеству почвы, положению, величине страны, образу жизни населения, религии, торговле, богатству, нравам, привычкам и так далее.

Совокупность отношений, в которых находятся законы ко всем названным условиям и составляет то, что Монтескье называет духом закона. Исследовать все эти связи и закономерности – такую задачу поставил Монтескье и разрешил их в 31 книге.

Прежде всего, законы должны соответствовать образу правления, поэтому он рассматривает различные формы правления. Он выделяет три формы правления:

· Республиканская

o Демократическая

o аристократическая

· Монархическая

· Деспотическая

Каждая форма имеет свою природу, из которой вытекают основные законы, на которых зиждется все государственное устройство. Природа - совокупность признаков, отличающих данную форму правления от прочих. Например, природа демократии в том, что верховная власть принадлежит народу, всей его массе. Народ – и правитель, и подданный. Основные законы здесь должны определять состав и способ функционирования народного собрания, которому принадлежит верховная власть в демократической республике (Афинская республика). Законы должны определять способы подачи голосов. Монтескье считает, что в демократии голоса должны подаваться явно. А вообще может быть и явно, и тайно.

Природа аристократии в том, что верховная власть принадлежит ограниченному числу лиц, здесь полезные учреждения, предоставляющие народу участие в управлении. Основные законы должны обеспечить народу определенное участие в правлении. Чем меньше число граждан, исключенных из правления, тем прочнее и безопаснее аристократия.

Природа монархии, где правит одно лицо, руководствующееся основными законами, состоит в существовании посредствующих властей между монархом и народом в виде привилегированных сословий и самостоятельных корпораций (типа Французского парламента). Самое главная посредствующая связь – дворянство, которое составляет необходимую принадлежность монархии. Там, где нет дворянства, там нет монарха, а есть только деспот. Там, где исчезают привилегии сословий, монархическое правление переходит в другое.

Его идеал – монархия, умеряемая представительными собраниями и духом корпораций.

Природа деспотии ведет к тому, что администрация вверяется одному лицу. Деспот мало печется о делах, заботясь о своих удовольствиях. Удобнее вручить правление одному лицу. Назначение визиря – основной закон деспотии, то есть главы административного комплекса. Например, в Древнем Египте – джати.

От природы различных политических форм Монтескье отличает их начало или жизненные принципы, присущие каждому типу государства и обеспечивающие его существование. Это то, что препятствует извращению его в другой тип. Это тот социально-психологический фактор, который необходим для прочности той или иной формы. Это та нравственная сила, которая действует в государстве и препятствует его извращению в другой тип.

Монтескье исходит из того, что в каждой форме правления присуще свое нравственное мировоззрение, руководящее стремлениями людей. Например, для демократии – гражданская доблесть, то есть любовь к общему делу, уважение к законам, патриотизм, стремление к равенству. Монтескье преклонялся перед античными гражданскими идеалами. Н выводит положение из истории Афин, что принципом демократической республики является гражданская добродетель. Там, где она исчезает, и власть попадает в руки честолюбцев, там демократия погибает.

В аристократии важнее всего умерение личных стремлений, воздержание личного честолюбия, чтобы злоупотребление властью не выводило народ из терпения. Умеренность составляет начало этой формы правления.

Жизненный принцип монархии есть честь. То есть чувство собственного достоинства сословий и корпораций.

Жизненный принцип, на котором держится деспотия – страх. От граждан здесь не требуется ничего, кроме безусловного повиновения. Повиновение присуще и монархии тоже, но волей монарха оно является другим, чем в монархии. Монарх не должен приказывать своим подчиненным совершать что-либо противное, иначе он рискует наткнуться на неподчинение. Так случилось с Карлом 9 , который отдал приказ об избиении гугенотов.

Природа каждой формы правления и движущее ею начало определяют характер законов, которыми управляется государство. В частности, законы о воспитании имеют своей целью: в монархии – развить чувство чести и повиновение воле государя, соединенное с личным достоинством и независимостью. В республике цель этих законов – внушить любовь к отечеству и уважение к законам, в деспотии законы о воспитании имеют цель унизить человеческую душу и сделать ее раболепной.

Что касается законов, регулирующих имущественные отношения, то они определяются природой политической формы и движущим началом.

Например, в демократии, где господствует равенство, эти законы должны устанавливать умеренность состояния. К этому ведут нормы, запрещающие накопление наследства в одних руках, возложение наиболее обременительных повинностей на богатых с облегчением бедных. Например, в Афинской республике постоянных налогов не было, но литургии (самые обременительные финансовые повинности) налагались на самых богатых (расходы на гимнастические спортивные состязания, оснащение кораблей и т.д.). Бедные, наоборот, получали содействие государства (зрелищные деньги, пособия для вдов, сирот, детей, которые обладали с физическими недостатками, чьи отцы пали на поле сражения и т.д.). Все это имело цель уравнивания состояний. Богатые были обязаны организовывать общественные обеды и еще много чего.

В аристократии две главные опасности, угрожающие ей:

1) Чрезмерно неравенство между правителями и подданными

2) Неравенство между самими правителями

Здесь законы должны быть направлены на то, чтобы народ не чувствовал тягости сословного управления, вельможи не должны присваивать слишком тягостных для народа привилегий. В финансовых вопросах они должны соблюдать крайнюю бережливость и должны быстро решать распри для сохранения единства своего сословия.

В монархии эти законы должны клониться к поддержанию дворянства – хранителя чести. Это достигается путем установления майоратов (право первородства: земля в одни руки для предупреждения разорения дворянства, наследует старший сын) и привилегий.

Младшие дети в таких семьях не получали земли, но получали денежный капитал, привилегированные должности. Младшие дети, как правило, делали духовную карьеру. Так и Монтескье стал аббатом.

В деспотии не нужно много законов, ибо здесь господствует произвол.

Причины извращения правления.

Извращение может происходить вследствие извращения начал, господствующих в той или иной форме, их отклонения или преувеличенное развитие. Например, демократия извращается чрезмерным стремлением к свободе и равенству, когда уже никто не хочет повиноваться другому, и это влечет государство под власть деспота. В умеренной демократии люди равны между собой только как граждане, а в необузданной демократии начальник уравнивается с подчиненным, отец с сыном, хозяин со слугой. Демократия погибает не только, когда в ней погибает дух равенства, так и когда появляется чрезмерное равенство, когда уже никто никому не хочет повиноваться.

Извращение может произойти от внешних причин, например, от изменения территории. Республиканская форма правления способна держаться только в малых государствах. На большом пространстве общий интерес у всех на глазах, когда территория расширяется, интересы расходятся. Данная форма неизбежно придет к упадку.

Монархия должна быть средней величины. Если она слишком мала, превращается в республику. При значительной же территории вельможи или сановники, будучи удалены от цента и полагаясь на безнаказанность, легко могут уклониться от повиновения. Единственное лекарство – установление неограниченной власти монарха. Поэтому большие государства легко склоняются к деспотизму, так как здесь центробежные силы преобладают над центростремительными.

Эти соображения приводят Монтескье к рассмотрению оборонительной политики. Республике угрожает двоякая опасность: если она мала, она может быть уничтожена внешней силой, а если большая, то уничтожается внутренней порчей. Избежать того и другого можно союзным устройством, которое соединяет выгоды больших и малых государств. Здесь нужно, чтобы имелись одинаковые политические учреждения. Монтескье показывает преимущества союзного государства перед союзом государств. Он сумел доказать, что федеративное государство способно предотвратить все эти недостатки.

Общий вывод Монтескье относительно извращения правлений: то правление, которое стремится усилить собственное начало, подавив другое, ведет к деспотизму. В этой связи он ставит вопрос о свободе и ее гарантиях. Свобода не заключается в возможности делать все, что угодно. Свобода – есть право делать то, что дозволяется законом, а если бы граждане имели право делать то, что закон запрещает, то свобода бы уничтожилась.

Свободу можно разделить на 2 вида: политическую, которая относится к государственному устройству и личную, которая относится к отдельным гражданам. Он не ставил знак равенства между свободой народа и народовластием. Демократия не обеспечивает свободы, она встречается только в государствах, где власть умеренная. «Вечный опыт человеческого рода показывает, что всякий человек, облеченный властью, стремится ею злоупотребить, пока не находит предела». Следовательно, необходимы сдержки. Политическая свобода обеспечивается единственно таким устройством, которым устанавливается разделение и взаимное равновесие властей. Например, Англия, где он провел много времени.

Его теория разделения властей – слепок с английского оригинала, потому он и оказался столь жизнеспособным. Сами англичане не интересовались своим политическим устройством, а Монтескье сумел увидеть интересное. 11 книга послужила основанием конституционного учения в Западной Европе. Заимствовав учение в определенной степени у Локка и видоизменив его, Монтескье подразделил власть на законодательную, исполнительную и судебную. Всякий раз, как 2 из них соединяются в одних руках, свободе грозит опасность. Но не в одном разделении властей коренится свобода, необходим порядок, при котором одна власть воздерживается другой. То есть нужна система взаимного воздержания властей. Для достижения наилучшего равновесия требуется следующее устройство:

1. законодательная власть принадлежит народу.

Но так как в больших государствах собрание всех граждан невозможно (это в Афинах было легко собраться на площади и принимать законы), поэтому приходится прибегать к избранию представителей, на которых возлагается составление законов и наблюдение за правильным их исполнением.

Право голоса при выборе представителей должны иметь все граждане, за исключением тех, которые стоят столь низко на социальной лестнице, что не могут иметь самостоятельной воли. В государстве всегда есть лица, которые возвышаются над другими: родовитостью, знатностью, заслугами, почетом. Они настолько выделяются среди других, что равная со всеми доля влияния была бы для них рабством. Если бы они поглощались общей массой, то их свобода бы уничтожилась.

Надо дать им в законодательстве такое участие, которое бы соответствовало действительному их положению в государстве. Это достигается тем, что их них составляется особая аристократическая палата, способная сдерживать увлечения народа. Монтескье, как поклонник английских порядков, выступает за двухпалатное устройство.

Французское дворянство отличалось от английского: развращенное, неспособное.







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.94.202.172 (0.007 с.)