Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Политико-правовые учения во Франции (Ш.Л. Монтескье, Ж-Ж. Руссо). Теория разделения властей.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Считается, что идейная борьба во Франции ХVII века служит классическим примером того, как в противоборстве с феодальным мировоззрением формировалось политическое сознание буржуазии. Лидером французского Просвещения был выдающийся писатель и философ Вольтер (Франсуа Мари Аруэ, 1694-1778). В историю общественной мысли он вошел как страстный обличитель католической церкви, религиозного фанатизма и мракобесия. Несколько лет проведя в изгнании в Англии, Вольтер написал (по возвращении) знаменитые «философские письма», где пропагандировал передовые английские учения и либеральные порядки Англии. Вольтер был сторонником деизма. «Христианство и разум не могут существовать одновременно». Вольтер считал, что веру в карающего бога необходимо сохранить лишь для того, чтобы внушать непросвещенным («черни» и неразумным правителям) нравственный образ поведения. «Если бы бога не было, то его нужно было бы выдумать». Против католической церкви Вольтер выдвинул лозунг:«Раздавите гадину!». Критику феодальных порядков Вольтер проводил с позиций рационализма. Согласно взглядам философа на смену деспотическому правлению придет царство разума и свободы, в котором каждому человеку будут предоставлены естественные права - право на личную неприкосновенность, право частной собственности, свобода печати, свобода совести... Под свободой Вольтер понимал устранение феодальных пережитков, сковывавших творческую инициативу человека, его частнопредпринимательскую деятельность: сводил свободу к независимости граждан от произвола: «Свобода состоит в том, чтобы зависеть только от законов». «В нашем несчастном мире не может быть, чтобы люди, живя в обществе, не разделились бы на два класса: один класс богатых, которые приказывают, другой - бедных, которые служат». Образцом государственной организации Вольтер считал парламентские учреждения в Англии. Возлагал надежды на постепенные реформы сверху: «Когда чернь примется философствовать, - все погибло». Вольтер не создал собственной политической теории, но подготовил почву для последующего развития политико-правовых учений. Крупнейшим теоретиком государства во французском Просвещении был Шарль Луи де Монтескье (1689-1755). Свои воззрения он изложил в романе «Персидские письма», историческом очерке «Размышления о причинах величия и падения римлян», в книге - «О духе законов» (1748) и др. Он первым создал развернутую политическую доктрину в идеологии просветительства: был убежден, что ход истории определяется не божественной волей и не случайным стечением обстоятельств, а действием соответствующих закономерностей. «Я ' установил общие начала, и увидел, что история каждого народа вытекает из них как следствие... Принципы свои я вывел не из своих предрассудков, а из самой природы вещей». Эмпирические методы исследования у Монтескье используются наравне с методологией рационализма (поэтому вступают в противоречие друг с другом). Возникновение политически организованного общества он рассматривает как исторический процесс: считает, что государство и законы появляются вследствие войн. В целом, Монтескье - один из основоположников историко-сравнительного изучения общества и государства эмпирического правоведения. Закономерности общественной жизни Монтескье раскрывает через понятие общего духа нации, на который воздействует множество причин, делящихся на две группы: физические и моральные. Ведущую роль среди первых Монтескье отводил географическим факторам. Моральные причины вступают в действие позднее. Это - принципы политического строя, религиозные верования, обычаи... Цель его главного труда «О духе законов» - показать «триумф морали над климатом». Далее - текст. Хрестоматия. С. 124-126. Монтескье выделяет в государстве законодательную, исполнительную и судебные власти. Самым последовательным воплощением этих принципов он считает Англию, где законодательная власть принадлежит парламенту, исполнительная - королю, судебная — присяжным. Монтескье соединил либеральное понимание свободы с идеей конституционного закрепления механизма разделения властей. Монтескье - родоначальник географической школы в социологии. В начале XX века последователи социологической юриспруденции взяли на вооружение определение Монтескье: «... законы суть необходимые отношения, вытекающие из природы вещей». Кроме того Монтескье считается классиком конституционализма. Социально-политические воззрения Жан-Жака Руссо (1712-1778) положили начало новому направлению общественной мысли - политическому радикализму. Литературную известность Руссо принесла работа «Рассуждения о науках и искусствах», в которой было поставлено под сомнение положение о том, что распространение знаний способно усовершенствовать нравы общества. Выпады против развития знаний стали называть «парадоксами Руссо». В последующих трудах Руссо приступает к созданию целостной социально-политической доктрины. Наиболее полное обоснование она получила в трактате «Об общественном договоре, или Принципы политического права» (1762) и в историческом очерке «Рассуждения о происхождении и основаниях неравенства между людьми». Руссо считал естественное состояние человеческой жизни земным раем. Этот золотой век общественного равенства был разрушен коварством верхушки родовой общины, которая обманула рядовых общинников. Она присвоила себе материальные блага. Экономическое неравенство было дополнено политическим: богатые склонили бедных кобразованию государства, которое охраняет интересы частных собственников. Вместо подобного ложного договора Руссо предлагает подлинный общественный договор, основанный на идее «народного суверенитета (то есть верховенство народа)». «Государство разума» представляет собой ассоциацию, которая возникает в результате передачи каждым индивидом своих прав и свобод в пользу целого. Индивид превращается в часть этого целого, которое воплощает «общую волю», «общественный интерес» всех граждан государства. Общая воля граждан выражается в прямой демократии и, прежде всего в голосовании народа. Исполнительная же власть лишь осуществляет на практике общую волю. Хрестоматия. С. 127-137 (комментарии). (134-137) Во Франции ХУШ века появляются теории, которые позже были названы коммунистическими. Например, Морелли (примерно 1715-?).В его главной книге «Кодекс природы, или истинный дух ее законов» (1775) содержится теоретическое обоснование строя, обоснованного на общественной собственности. В концепции Морелли заметно влияние идей Платона и некоторых положений теории естественного права. Морелли изображает естественное состояние как золотой век. конец которому положил процесснагромождение ошибок, главная из которых - «чудовищный раздел произведений природы». Возникла «всеобщая чума - частный интерес - эта изнурительная болезнь всякого общества». Первый «основной и священный» закон общества гласит: «В обществе ничего не будет принадлежать отдельно или в собственность кому бы то ни было, кроме тех вещей, которыми он будет действительно пользоваться для своих нужд и удовольствий или для своего повседневного труда». Всего в «Кодексе» 118 законов. Морелли считал, что все стороны жизни граждан должны детально регламентироваться правом. С пятилетнего возраста все дети помещаются в предназначенные для этого дома. «Их пища, одежда и первоначальное обучение будут везде совершенно одинаковыми, без всяких отличий... От 10 до 30 лет молодые люди каждой профессии будут носить форменное платье из одной и той же материи, чистое, но обыкновенное и подходящее для их занятий». Строгая цензура и государственный надзор, тотальная регламентация жизни оправдывались тем, что интересы общества стоят выше интересов личности. Основная задача государства - охранять законы, не допуская повторения ошибок, уже породивших когда-то возникновение частной собственности и связанные с ней бедствия. Тем не менее, правительственный механизм может быть устроен по-разному: демократия отцов семейств, правительства мудрецов (аристократия), монархия. Морелли предполагает сохранение в будущем уголовных законов. Наиболее тяжкими преступлениями признаются убийства и попытка «посредством интриги либо иным путем уничтожить священные законы с целью ввести проклятую собственность». Виновный заключается «на всю жизнь как буйный помешанный и враг человечества, в построенную на кладбище пещеру». В числе иных наказаний - тюремное заключение, лишнее права занимать определенные должности и т.д. Ряд идей Морелли развивал Габриэль Бонно де Мабли (1709-1785). Он резко порицал имущественное неравенство и частную собственность. В книге «О правах и обязанностях гражданина» (1758) прославляет «счастливую общность имуществ». Однако позже Мабли приходит к выводу об утопичности идеи создать общество без частной собственности. Тем не менее, в своем труде «О законодательстве или принципы законов» (1776), Мабли еще резче порицает пороки, проистекающие из частной собственности. «Чем беднее нация, тем меньше склонна она к честолюбивым замыслам к тирании...» Мабли приветствовал законы против роскоши: «Они должны распространяться на все: на мебель, жилища, стол, слуг, одежду; если вы что-нибудь оставите без внимания, вы откроете путь для злоупотреблений, которые распространятся на все. Чем суровее будут законы, тем менее опасным будет неравенство имуществ». Во Франции XVIII века возникли и развивались теории общинного безгосударственного коммунизма. Одна из них изложена в произведении сельского священника Жана Мелье (1664-1729). вошедшем в историю под названием «Завещание». Его центральная идея - права трудящегося народа. Резкой критике подвергнуты высшие сословия и правовой строй абсолютистской Франции. Мелье призывал к народной революции. Об управлении в будущем обществе писал кратко: «Все это должно происходить не под руководством лиц, желающих властно-тиранически повелевать другими, а исключительно под руководством самых мудрых и благонамеренных лиц, стремящихся к развитию и поддержанию народного благосостояния». Мелье считал, что при таком обществе отпадут причины войн, мятежей, не будет судебных процессов по поводу собственности, не будет воровства... Отличается оригинальностью и концепция Леже-Мари Дешана (1716-1774) -бенедиктинского монаха, написавшего сочинение «Истина, или Истинная система». История человечества делится им на три этапа: «состояние дикости», «состояние законов» и «состояние нравов, равенства, или истинного естественного закона», в котором исчезнут частная собственность, законы, короли, сословия. Жизнь приблизится к природе. Исчезнут все произведения искусства, включая архитектурные; все книги будут сожжены. В отличие от Морелли (за тотальное государственное руководство всей жизнью) Дешан - против какой-либо власти человека над человеком. Идеи безгосударственного коммунизма обосновывал и Сильвен Марешаль (1750-1803). Возвращение человечества к первоначальной свободе он мыслил как отделение от современного общества маленьких ассоциаций, или семей (по 100 человек), поселяющихся на пустующих землях. Не будет законов, кодексов, конституций. Политико-правовые доктрины представителей Просвещения нашли практическое воплощение в ходе французской революции (1789-1794). На первом этапе (1789-1792) власть захватили сторонники крупной буржуазии — конституционалисты. На втором этапе (1792-1793) государственная власть переходит к жирондистам - представителям республикански настроенной буржуазии. На третьем этапе (1793-1794) была установлена революционная диктатура якобинцев, выражавших интересы мелкой буржуазии, крестьянства и городских низов. Крупнейшими идеологами конституционалистов были Оноре де Мирабо. Эмманюэль Слейес и Антуан Барнав. Они призывали к объединению против аристократии и абсолютизма за всеобщее равенство и свободу. 26 августа 1789 года Учредительным собранием была принята Декларация прав человека и гражданина (текст). Однако уже в конце 1789 года был принят декрет, который устанавливал деление граждан на активных и пассивных по цензовому признаку. Конституция 1791 года установила в стране ограниченную монархию. В результате народного восстания в 1792 году к власти пришли жирондисты (департамент Жиронда). Лидеры - Жак Бриссо и Жан Ролан. Они защищали республиканский строй. Их законодательные акты отменили монархию, цензовое деление граждан. Впервые в мировой практике было установлено республиканское представительное правление в унитарном государстве. Восстание в Париже 31 мая - 2 июня 1793 года передало власть в руки якобинцев. Лидеры — Максимилиан Робеспьер и Жан Поль Марат. «Революция - это война свободы против ее врагов; Конституция - это режим победоносной и мирной свободы». Противоречивость законов якобинцев (см. уч.О.Э.Лейста.с.345-346) исчерпали диктатуру и привели к термидорианскому перевороту 1794 г. Гракх Бабеф (1760-1797), Марешаль и др. создали «Тайную директорию общественного спасения» для продолжения революции. В мае заговор был раскрыт. Бабеф и Дарте - казнены. В истории политико-правовых учений запомнилась их идея о создании Большой национальной общины, организованной на коммунистических началах. Ей передается все конфискованное у врагов имущество плюс имущество вступающих в нее граждан. Сильвен Марешаль составил непринятый «Манифест равных», где призывал: «Пусть погибнут, если это необходимо, все искусства, только бы для нас осталось подлинное равенство» и «пусть исчезнет, наконец, возмутительное деление на управляющих и управляемых». В «Манифесте плебеев» Бабефа, опубликованном в его газете «Народная трибуна» (1795) отмечалось: «Превосходство талантов и предприимчивости является лишь химерой и благовидным обманом, который всегда служил заговорщикам в их кознях против равенства и счастья людей». Полезным бабувисты признавали лишь физический труд. Идеи Бабефа, процесс бабувистов, а затем издание Буонаротти книги «Заговор во имя равенства, именуемый заговором Бабефа» (1828) оказали большое воздействие на развитие идеологии коллективизма.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 863; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.223.82 (0.013 с.) |