Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Философия права – гносеологическое направление общей теории права.
5.1. Проблемы философии права 5.2 Предмет философии права
Проблемы философии права Современное состояние общей теории права предстает преимущественно в виде социологического истолкования правовой реальности, поскольку воспроизводит ее объективное состояние, изменение, совершенствование и развитие. Вместе с тем в недрах общей теории права постепенно происходит зарождение, становление и утверждение нового философского направления, обращенного к самому себе, к тому, каким путем, методами, приемами и способами познаются правовые объекты. Общая теория права приобретает способность проверять, оттачивать и обогащать свой познавательный арсенал и тем самым создавать предпосылки для перехода на качественно новую ступень освоения правовых явлений и процессов. Это новое направление - философия права, - вопрос о предмете которой является дискуссионным. Различные авторы определяют предмет данного направления по-разному, иной раз просто приписывают ему ту же проблематику социологии права (общей теории права в ее нынешнем виде), истории политико-правовых учений. Поэтому-то предмет философии права лишается четкости и определенности. Исторически философия права родилась, как было сказано выше, в недрах общей теории права или, во всяком случае, развивалась параллельно с ней. Так или иначе, но философия права представляет собой науку, являющуюся одной из органически составляющих общей теории права. Прежде чем перейти к рассмотрению обозначенного вопроса, целесообразно привести суждения отечественных предшественников известных философов и юристов по интересующей нас теме. Так, И.А. Ильин писал: «Право - могучий корень общественной, личной и духовно-культурной жизни всякого народа, поэтому те, кто числят право по ведомству лишь юриспруденции, - не заглядывают в сущностные глубины правового бытия. В русском сознании право становилось синонимом правоты, правды и даже праведности, а в западном - более сближалось с законностью, нормальной упорядоченностью. Ни один философ, размышляющий о человеке, обществе, истории, не мог обойти темы права, и ни один вдумчивый теоретик права не минул стези философствования». Борис Николаевич Чичерин указывал, что «правоведение, так же как и нравственность, зиждется на философских началах». А.С. Ященко отмечал, «что прогресс всей философии права главным образом обусловливается постоянно возникающими попытками заново и по-новому определить природу права. И борьба мнений вокруг этого центрального понятия юриспруденции говорит не столько о неопределенности и неустойчивости науки о праве, так как, несмотря на разноголосицу мнений о природе права, сам объект изучения, правовое явление, очень ясно и точно ограничивается, - сколько о развитии понимания природы права, о попытках углубить его, понять право в его самых первых основах».
С.В. Пахман писал, что задачей «новой историко-философской науки в области права стало не отыскание неизменного, абсолютного права, а исследование тех сил, которые лежат в основе происхождения и развития права, и вообще раскрытия законов юридических явлений...», что «все философские исследования в области права должны стать под знамя той положительной науки, которая, поставив своей задачей исследование законов юридических явлений, чужда всяких априорных построений и ищет разрешения своей многотрудной задачи на почве реальных условий юридического строя и в теснейшем союзе со всеми отраслями знаний, имеющими прямое или косвенное отношение к исследованию общественных явлений». Б.А. Кистяковский утверждал: «...для того, чтобы наука о праве была методологически правильно построена, она должна быть ориентирована не в той или иной гуманитарно-научной дисциплине и не во всей совокупности их, а прежде всего в философии культуры и только при посредстве ее во всей сумме гуманитарных наук, объединенных при помощи философии в цельную систему научного знания». Из приведенного понимания задач правоведения вытекает и то, что, по убеждению И.В. Михайловского, для юриста «философия права должна быть альфой и омегой всего образования». Довольно длительный период времени общая теория права выступала в качестве онтологической теории (социологии права). Постепенно и все в большей мере в ее рамках возникали вопросы о том, какими путями, методами и способами происходит самопознание правовых явлений и процессов, какова их гносеологическая природа. Именно эти вопросы и очертили круг интересов философии права. Не точен Джером Холл, когда считает: «Научный поиск философа права в конечном итоге фиксируется на том, что в наиболее общем значении может быть обозначено термином «правовой объект знания».
Научный поиск социолога права действительно фиксируется на «правовом объекте знания», философа же права - на том, как именно познается этот «правовой объект знания». Ф.В. Тарановский правильно указывал, что философия права «сводит философский элемент к так называемой гносеологии, т.е. теории познания, и полагает особую задачу философии права в исследовании особенностей теории познания правовых явлений». Подобная тенденция естественна для исторического развития любой науки, когда периоды, характеризующиеся накоплением преимущественно онтологического материала, неизбежно дополняются периодами его гносеологического осмысления, обобщения и систематизации. Именно благодаря процессу гносеологизации наука приобретает способность «взглянуть на себя со стороны», проверить, отточить и обогатить арсенал своих познавательных инструментов и тем самым создать предпосылки для перехода на качественно новую ступень изучения действительности. То же самое происходит с общей теорией права: постепенное, как было отмечено выше, зарождение нового ее направления в философии права, призванного разрабатывать логику, диалектику и теорию познания правового бытия. Это направление не только раскрывает механизм регуляции познавательной деятельности ученого, направляет по правильному пути исследовательский процесс, оптимизирует и рационализирует его, но и в контексте исторически развивающейся культуры является показателем достигнутого уровня самосознания общей теории права и ее познавательных потенций. Философия права, таким образом, выступает, с одной стороны, предпосылкой исследования, определяющей движение мысли к истине правового бытия, а с другой - сама является итогом работы познавательной мысли. При этом оказывается, что гносеологическое содержание философии права отнюдь не менее ценно, чем добытые социологией права конкретные онтологические знания реального бытия права. Предмет философии права Во-первых, философия права органически связана с философией, является как бы ее ответвлением, но вместе с тем и отличается от философии, проникая в специфику познания лишь правовых явлений и процессов, используя не только всеобщие законы и категории диалектики, но также общенаучные и частнонаучные методы. С одной стороны, она органически связана с комплексом юридических наук, будучи одним из ее направлений, а с другой - отличается тем, что выполняет специальные гносеологические функции, являясь теорией познания, логикой и диалектикой развивающегося права. Во-вторых, будучи познавательным базисом всей системы юридических наук, философия права - наука многослойная, имеет в своем составе ряд компонентов. Это не только система методов, но и учение о них, не только общенаучные, но и частнонаучные средства познания, не только общие, но и специальные способы познания. Все компоненты связаны между собой, взаимопроникают и обогащают друг друга, создавая то синтезированное образование, которое именуется философией права. Именно в силу универсальности философия права является интегральным руководством в научном познании и познавательным стержнем любого правового исследования.
В-третьих, объединяя познавательные возможности всех юридических наук, философия права умножает и обогащает исследовательский потенциал каждой из них. Эти интегративные качества философия права обретает благодаря тому, что ее ядром является философия - единство диалектики, гносеологии и логики. Комментируя сказанное, необходимо отметить также, что право - это не только юридический, но и социальный феномен. Оно определяется в конечном счете экономическими отношениями, испытывает на себе прямое воздействие политики, морали, культуры - одним словом, всей духовной жизни общества. Поэтому в процессе формирования и развития философии права использовались и используются как всеобщие методы диалектики, так и те общенаучные понятия и частнонаучные методы, которые были выработаны смежными науками. В результате возникает методологическое поле, накапливаются методологические знания в юридической науке как синтез познавательных средств не только данного направления, но и других наук, прежде всего философии, а также общенаучные и частнонаучные понятия и методы других наук, пригодные для познания специфики правовых явлений и процессов. Тем самым образуется определенная структура философии права, аналогичная структуре общенаучной методологии: диалектический, обще- и частнонаучный, практически-преобразовательный уровни. Итак, философия права выступает в качестве фундаментального основания любого правового исследования. Изложенные выводы о предмете философии права нуждаются в дополнениях. Во-первых, правовая теория и юридический метод органически взаимосвязаны. Нет правовой теории без юридического метода, равно как и наоборот. Более того, юридический метод, по существу, та же правовая теория, но обращенная к исследовательскому процессу, к поиску, обнаружению, приращению нового правового знания. Именно поэтому юридический метод не является предначертанием, озаряющим исследователя извне. Он вытекает из особенностей самого объекта познания, из его собственной внутренней логики. Именно поэтому противостоят друг другу не правовая теория и юридический метод, но еще не познанные и подлежащие познанию объекты и юридический метод. Основываясь на внутренней логике исследуемого объекта, юридический метод овладевает им и создает его правовую теорию, погружается в нее и тем самым утверждает основание для дальнейшего движения правового познания соответствующих объектов. Следовательно, «душой» юридического метода является правовая теория познаваемого объекта. Но если суть юридического метода - правовая теория, то философия права не может существовать как «безобъектная» доктрина, все предначертания которой сводятся к априорным умозрительным постулатам; если, далее, юридический метод снимается и погружается в правовую теорию данного объекта, если, наконец, юридический метод и правовая теория составляют единый сплав, то, очевидно, исключается существование этого метода вне самого объекта познания. Поэтому исключается возможность существования и самой философии права как абсолютно независимой от других наук, и прежде всего от общей теории права.
Современная наука переживает подъем благодаря интеграции, слиянию, объединению различных наук и их познавательного инструментария. Этот процесс, постепенно охватывающий и юридическую науку, приводит к плодотворным результатам, возникновению множества новых и оригинальных методологических направлений именно на стыке наук, Всестороннее познание права, углубленное проникновение в его сложные явления и процессы невозможно в рамках юридического догматизма. Юридические концепции типа «чистого учения о праве» отживают свой век. Лишь в единстве и органической связи с закономерностями и тенденциями общественного развития в целом могут быть поняты и объяснены, развиты и преобразованы правовые системы, институты и отношения, отвечающие современным потребностям социального прогресса. Это означает не только их узко юридическое, но и значительно более широкое видение, прежде всего философс- кое и социологическое, историческое и экономическое, политическое и психологическое, этическое и аксиологическое39. Отсюда и объективно необходимое, неизбежное и неотложное веление нашего времени - сотрудничества всех отраслей обществоведения в творческом комплексном познании социальных объектов, в том числе и правовых. Обобщая все ранее рассмотренное, предлагается следующее определение философии права. Философия права, будучи одним из основных направлений общей теории права, разрабатывает основополагающие проблемы диалектики, гносеологии и логики правового бытия, обслуживающих как саму общую теорию права, так и весь комплекс отраслевых юридических наук.
Тема 6.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 648; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.81.30.41 (0.02 с.) |