Философия права – гносеологическое направление общей теории права. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Философия права – гносеологическое направление общей теории права.



5.1. Проблемы философии права

5.2 Предмет философии права

 

Проблемы философии права

Современное состояние общей теории права предстает пре­имущественно в виде социологического истолкования правовой реальности, поскольку воспроизводит ее объективное состояние, изменение, совершенствование и развитие. Вместе с тем в нед­рах общей теории права постепенно происходит зарождение, ста­новление и утверждение нового философского направления, об­ращенного к самому себе, к тому, каким путем, методами, приема­ми и способами познаются правовые объекты. Общая теория права приобретает способность проверять, оттачивать и обогащать свой познавательный арсенал и тем самым создавать предпосылки для перехода на качественно новую ступень освоения правовых яв­лений и процессов. Это новое направление - философия права, - вопрос о предмете которой является дискуссионным. Различ­ные авторы определяют предмет данного направления по-раз­ному, иной раз просто приписывают ему ту же проблематику соци­ологии права (общей теории права в ее нынешнем виде), исто­рии политико-правовых учений. Поэтому-то предмет философии права лишается четкости и определенности.

Исторически философия права родилась, как было сказано выше, в недрах общей теории права или, во всяком случае, раз­вивалась параллельно с ней. Так или иначе, но философия пра­ва представляет собой науку, являющуюся одной из органически составляющих общей теории права.

Прежде чем перейти к рассмотрению обозначенного вопро­са, целесообразно привести суждения отечественных предше­ственников известных философов и юристов по интересующей нас теме.

Так, И.А. Ильин писал: «Право - могучий ко­рень общественной, личной и духовно-культурной жизни всякого народа, поэтому те, кто числят право по ведомству лишь юриспру­денции, - не заглядывают в сущностные глубины правового бы­тия. В русском сознании право становилось синонимом правоты, правды и даже праведности, а в западном - более сближалось с законностью, нормальной упорядоченностью. Ни один философ, размышляющий о человеке, обществе, истории, не мог обойти темы права, и ни один вдумчивый теоретик права не минул стези фило­софствования». Борис Николаевич Чичерин указывал, что «пра­воведение, так же как и нравственность, зиждется на философс­ких началах». А.С. Ященко отмечал, «что про­гресс всей философии права главным образом обусловливается постоянно возникающими попытками заново и по-новому опре­делить природу права. И борьба мнений вокруг этого центрально­го понятия юриспруденции говорит не столько о неопределенно­сти и неустойчивости науки о праве, так как, несмотря на разного­лосицу мнений о природе права, сам объект изучения, правовое явление, очень ясно и точно ограничивается, - сколько о разви­тии понимания природы права, о попытках углубить его, понять право в его самых первых основах».

С.В. Пахман писал, что задачей «новой исто­рико-философской науки в области права стало не отыскание неизменного, абсолютного права, а исследование тех сил, которые лежат в основе происхождения и развития права, и вообще раскрытия законов юридических явлений...», что «все философс­кие исследования в области права должны стать под знамя той положительной науки, которая, поставив своей задачей исследо­вание законов юридических явлений, чужда всяких априорных построений и ищет разрешения своей многотрудной задачи на почве реальных условий юридического строя и в теснейшем со­юзе со всеми отраслями знаний, имеющими прямое или косвен­ное отношение к исследованию общественных явлений». Б.А. Кистяковский утверждал: «...для того, чтобы наука о праве была методологически правильно построена, она должна быть ориентирована не в той или иной гуманитарно-науч­ной дисциплине и не во всей совокупности их, а прежде всего в философии культуры и только при посредстве ее во всей сумме гуманитарных наук, объединенных при помощи философии в цель­ную систему научного знания».

Из приведенного понимания задач правоведения вытекает и то, что, по убеждению И.В. Михайловского, для юриста «философия права должна быть альфой и омегой всего образования».

Довольно длительный период времени общая теория права выступала в качестве онтологической теории (социо­логии права). Постепенно и все в большей мере в ее рамках возникали вопросы о том, какими путями, методами и спосо­бами происходит самопознание правовых явлений и процес­сов, какова их гносеологическая природа. Именно эти воп­росы и очертили круг интересов философии права. Не точен Джером Холл, когда считает: «Научный поиск философа пра­ва в конечном итоге фиксируется на том, что в наиболее об­щем значении может быть обозначено термином «правовой объект знания».

Научный поиск социолога права действительно фиксируется на «правовом объекте знания», философа же права - на том, как именно познается этот «правовой объект знания».

Ф.В. Тарановский правильно указывал, что философия пра­ва «сводит философский элемент к так называемой гносеологии, т.е. теории познания, и полагает особую задачу философии пра­ва в исследовании особенностей теории познания правовых яв­лений».

Подобная тенденция естественна для исторического разви­тия любой науки, когда периоды, характеризующиеся накопле­нием преимущественно онтологического материала, неизбежно дополняются периодами его гносеологического осмысления, обобщения и систематизации. Именно благодаря процессу гносеологизации наука приобретает способность «взглянуть на себя со стороны», проверить, отточить и обогатить арсенал своих по­знавательных инструментов и тем самым создать предпосылки для перехода на качественно новую ступень изучения действи­тельности. То же самое происходит с общей теорией права: по­степенное, как было отмечено выше, зарождение нового ее на­правления в философии права, призванного разрабатывать ло­гику, диалектику и теорию познания правового бытия. Это на­правление не только раскрывает механизм регуляции познава­тельной деятельности ученого, направляет по правильному пути исследовательский процесс, оптимизирует и рационализирует его, но и в контексте исторически развивающейся культуры яв­ляется показателем достигнутого уровня самосознания общей теории права и ее познавательных потенций. Философия пра­ва, таким образом, выступает, с одной стороны, предпосылкой исследования, определяющей движение мысли к истине право­вого бытия, а с другой - сама является итогом работы познава­тельной мысли. При этом оказывается, что гносеологическое со­держание философии права отнюдь не менее ценно, чем добы­тые социологией права конкретные онтологические знания ре­ального бытия права.

Предмет философии права

Во-первых, философия права органически связана с филосо­фией, является как бы ее ответвлением, но вместе с тем и отлича­ется от философии, проникая в специфику познания лишь право­вых явлений и процессов, используя не только всеобщие законы и категории диалектики, но также общенаучные и частнонаучные методы. С одной стороны, она органически связана с комплексом юридических наук, будучи одним из ее направлений, а с другой -

отличается тем, что выполняет специальные гносеологические функции, являясь теорией познания, логикой и диалектикой раз­вивающегося права.

Во-вторых, будучи познавательным базисом всей системы юри­дических наук, философия права - наука многослойная, имеет в своем составе ряд компонентов. Это не только система методов, но и учение о них, не только общенаучные, но и частнонаучные средства познания, не только общие, но и специальные способы познания. Все компоненты связаны между собой, взаимопрони­кают и обогащают друг друга, создавая то синтезированное обра­зование, которое именуется философией права. Именно в силу универсальности философия права является интегральным ру­ководством в научном познании и познавательным стержнем лю­бого правового исследования.

В-третьих, объединяя познавательные возможности всех юри­дических наук, философия права умножает и обогащает иссле­довательский потенциал каждой из них. Эти интегративные ка­чества философия права обретает благодаря тому, что ее ядром является философия - единство диалектики, гносеологии и ло­гики.

Комментируя сказанное, необходимо отметить также, что пра­во - это не только юридический, но и социальный феномен. Оно определяется в конечном счете экономическими отношениями, испытывает на себе прямое воздействие политики, морали, куль­туры - одним словом, всей духовной жизни общества. Поэтому в процессе формирования и развития философии права исполь­зовались и используются как всеобщие методы диалектики, так и те общенаучные понятия и частнонаучные методы, которые были выработаны смежными науками. В результате возникает методо­логическое поле, накапливаются методологические знания в юри­дической науке как синтез познавательных средств не только дан­ного направления, но и других наук, прежде всего философии, а также общенаучные и частнонаучные понятия и методы других наук, пригодные для познания специфики правовых явлений и про­цессов. Тем самым образуется определенная структура филосо­фии права, аналогичная структуре общенаучной методологии: диа­лектический, обще- и частнонаучный, практически-преобразова­тельный уровни.

Итак, философия права выступает в качестве фундаменталь­ного основания любого правового исследования.

Изложенные выводы о предмете философии права нуждают­ся в дополнениях. Во-первых, правовая теория и юридический метод органически взаимосвязаны. Нет правовой теории без юри­дического метода, равно как и наоборот. Более того, юридичес­кий метод, по существу, та же правовая теория, но обращенная к исследовательскому процессу, к поиску, обнаружению, прираще­нию нового правового знания. Именно поэтому юридический ме­тод не является предначертанием, озаряющим исследователя извне. Он вытекает из особенностей самого объекта познания, из его собственной внутренней логики. Именно поэтому противосто­ят друг другу не правовая теория и юридический метод, но еще не познанные и подлежащие познанию объекты и юридический ме­тод. Основываясь на внутренней логике исследуемого объекта, юридический метод овладевает им и создает его правовую тео­рию, погружается в нее и тем самым утверждает основание для дальнейшего движения правового познания соответствующих объектов. Следовательно, «душой» юридического метода являет­ся правовая теория познаваемого объекта. Но если суть юриди­ческого метода - правовая теория, то философия права не может существовать как «безобъектная» доктрина, все предначертания которой сводятся к априорным умозрительным постулатам; если, далее, юридический метод снимается и погружается в правовую теорию данного объекта, если, наконец, юридический метод и пра­вовая теория составляют единый сплав, то, очевидно, исключает­ся существование этого метода вне самого объекта познания. Поэтому исключается возможность существования и самой фило­софии права как абсолютно независимой от других наук, и преж­де всего от общей теории права.

Современная наука переживает подъем благодаря интегра­ции, слиянию, объединению различных наук и их познавательно­го инструментария. Этот процесс, постепенно охватывающий и юридическую науку, приводит к плодотворным результатам, воз­никновению множества новых и оригинальных методологических направлений именно на стыке наук,

Всестороннее познание права, углубленное проникнове­ние в его сложные явления и процессы невозможно в рамках юридического догматизма. Юридические концепции типа «чис­того учения о праве» отживают свой век. Лишь в единстве и органической связи с закономерностями и тенденциями обще­ственного развития в целом могут быть поняты и объяснены, развиты и преобразованы правовые системы, институты и отно­шения, отвечающие современным потребностям социального прогресса. Это означает не только их узко юридическое, но и значительно более широкое видение, прежде всего философс-

кое и социологическое, историческое и экономическое, поли­тическое и психологическое, этическое и аксиологическое39. Отсюда и объективно необходимое, неизбежное и неотложное веление нашего времени - сотрудничества всех отраслей об­ществоведения в творческом комплексном познании соци­альных объектов, в том числе и правовых.

Обобщая все ранее рассмотренное, предлагается следующее определение философии права.

Философия права, будучи одним из основных направлений об­щей теории права, разрабатывает основополагающие проблемы диа­лектики, гносеологии и логики правового бытия, обслуживающих как саму общую теорию права, так и весь комплекс отраслевых юридичес­ких наук.

 

Тема 6.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 648; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.81.30.41 (0.02 с.)