Методологические проблемы изучаемого курса. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методологические проблемы изучаемого курса.



На сегодняшний день каждый изучающий данный курс уже имеет представление о богатом арсенале философских и специально-научных методов, прежде всего формально-логического исследования, диалектического, системного и сравнительно-исторического. Тот или иной метод - не самоцель, а лишь путь познания и приемы исследования. Научная значимость применяемого метода определяется его эвристическим потенциалом. В некотором роде ИППУ - это своеобразная история методов политико-правового познания. В.С.Нерсеcянц применительно к ИППУ выделяет три основные функции метода: 1 – метод как способ построения определенной политико-правовой теории (главным образом речь идет о принципах и внутренней логике формирования конкретной системы теоретического знания, о компонентах данной системы...); 2- метод как способ интерпретации и оценки предшествующих политико-правовых учений (данный аспект преимущественно отражает характер отношений между различными теориями в исторически развивающейся политико-правовой мысли); 3- метод как способ и форма выражения определенного типа и принципа соотношения между данной политико-правовой теории и освещаемой действительностью (здесь проявляется общемировоззренческое содержание метода в фундаментальных проблемах соотношения материального и духовного в политико-правовом познании, теории и практики и т.д.).

Особую роль в изучении ИППУ играет принцип историзма. Он выступает в качестве способа адекватного понимания, интерпретации и оценки политико-правового содержания освещаемых учений в контексте прошлого и современности.

При изучении курса большое внимание уделяется вопросу о единстве и взаимосвязи конкретно-исторической и общетеоретической сторон политико-правового учения. С учетом этого освещение материала в данной дисциплине проводится на основе сочетания хронологического и проблемно-категориального способов и приёмов изложения. Данное сочетание позволяет глубже выявить общее и особенное в различных политико-правовых учениях.

Значительную роль играют приёмы и средства историко-сравнительного исследования. Сопоставительный анализ /в синхронном и диахронном плане/ различных концепций конкретизирует наши познания об их общих и специфических чертах...

В определенной мере к методологическим проблемам изучаемого курса относится и вопрос о многообразии политико-правовых доктрин. Примем к сведению ряд замечаний.

Основной причиной развития политико-правовой идеологии являются исторически возникающая острота проблем государства и права, повышенный интерес общества к этим проблемам и, главное, соревнование ряда общественно-политических идеалов, выражающих интересы и цели различных социальных групп.

Нередко дискуссии по проблемам государства и права ведутся между идеологами одной и той же группы по той причине, что каждый из них видит современность по-разному и строит свою теорию на отличной от других методологий.

ИППУ свидетельствует о том, что важнейший показатель степени свободы и демократизма того или иного общества и государства - состояние политико-правовой мысли. («Мне ненавистны ваши взгляды, но я готов жизнь отдать за то, чтобы вы могли их свободно высказывать»).

Считается, что организация и жизнь любого общества основываются либо на подавлении одной части общества другой его частью, либо на компромиссах, на увеличении численности среднего класса за счет нищих и высших слоев общества. Что касается политической и правовой идеологии, то противостоящие учения не поглощаются новыми доктринами, выражающими социальное равновесие. (Например, в учениях о государстве Нового и Новейшего времени крайними направлениями можно назвать анархизм и — авторитаризм (в духе теории Гоббса) или тоталитаризм (как в «Кодексе природы» Морелли). Между этими крайностями находится концепция правового и социального государства с развитым общественным самоуправлением. Разумеется, эта «теоретическая середина» является не соединением названных крайних направлений, а отрицанием того и другого, качественно иной концепцией.

Идеи и анархизма, и авторитаризма, и тоталитаризма сохраняют свою жизненность. Каковы же причины? Сложность социально-политических проблем, рост государственного механизма и др. питают концепцию анархизма с его непревзойдённой критикой феномена власти, с его предсказанием опасности подавления личности.

Питательной средой для распространения авторитарных или даже тоталитарных идей, зовущих к усилению государственной власти является социальная неустроенность больших групп населения, рост преступности, экологический или демографический кризис... («Говорят, что между двумя противоположными мнениями лежит истина. Никоим образом! Между ними лежит проблема» Гёте).

В гражданском обществе закономерно многообразие правовых концепций, основанных на различных пониманиях права, каждое из которых столь же верно, сколь и уязвимо.

Юридический позитивизм и разработанная на его основе нормативная концепция права являются основой основ законности правоприменительной практики в правовом государстве. Однако нормативная концепция права отождествляет право и тексты законов, открывая тем самым возможность: 1 - для подмены юридических норм декларациями или лозунгами; 2 - для издания законов, грубо противоречащих нормам нравственности.

Социологическая концепция права даёт возможность выявить жизненные интересы, требующие юридического признания и защиты, но ещё не предусмотренные законом. В то же время социологическое понимание права отождествляет право с правопорядком, заменяет право распространенной практикой, общепринятостью, эффективностью.

На основе теории естественного права возможна поистине нравственная оценка действующего права и обоснование естественных прав человека, предшествующих закону и практике его применения. Но данная теория (и родственная ей психологическая теория) способна принять за право разнообразные и противоречивые представления о добре и зле, справедливом и несправедливом и т.д.

Каждое из пониманий права - необходимый противовес другим пониманиям, не дающий уйти за пределы права к беззаконию и произволу. Ряд учёных считают, что польза каждой из концепций в том и состоит, чтобы через критику уязвимых сторон других концепций выявить негативные свойства и опасные тенденции самого права.

По соотношению идеалов и исторической действительности политико-правовые учения делятся на реакционные (призывающие к восстановлению прежних порядков), консервативные (направленные на сохранение и укрепление существующего государства и права) и прогрессивные (зовущие к переменам, положительная оценка которых соответствует мировоззрению исследователя).

Если критерием берётся предположение о сроках и способах достижения идеала, то политико-правовые учения, различаются на радикальные (зовущие к быстрой и всесторонней перестройке государства и права), умеренные (ставящие задачу перестраивать не всё и не сразу), революционные (настраивающие на насильственном преобразовании существующего строя), реформистские (обосновывающие необходимость изменения общества при помощи реформ, проводимых государственной властью) /Лейст/.

По мнению Лейста «...с точки зрения идеалов гражданского общества и критериев оценки ИППУ её содержанием являются возрастание гуманистических начал политико-правовых доктрин, обоснование значительной частью этих доктрин идей справедливости, свободы, общего блага и других элементарных норм общечеловеческой нравственности.»

Воплощение общечеловеческих ценностей в учениях о государстве более всего связано с проблемой преодоления политического отчуждения. (Политическим отчуждением называется процесс и результат превращения государства, возникшего в итоге человеческой деятельности, в нечто независимое от общества и господствующее над ним.)

Считается, что в идеологической борьбе, обуславливающей развитие политико-правовой мысли, во все исторические эпохи существовали и существуют два противоположных направления: 1 - за увековечивание политического отчуждения, 2 - за его преодоление. Так было и в государствах Древнего Востока.

 

 

Тема 12.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 404; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.48.135 (0.007 с.)