Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общая теория права как общественная наука.

Поиск

3.1. Проблема определения понятия права

3.2. Отличие общественных наук от ес­тественных

3.3. Понятие предмета общей теории права

 

3.1. Проблема определения понятия права

В комплексе юридических наук методологические функции в основном осуществляет общая теория права. Поэтому логично в первую очередь определить ее предмет.

Вопрос о предмете общей теории права, равно как и любой иной науки, не так прост, как может показаться на первый взгляд. Еще предисловие гегелевской «Философии права» заканчива­лось словами: «Понятие предмета не является природным нашим достоянием. Каждый человек обладает пальцами, может получить в свое распоряжение кисть и краски, но это еще не делает его живописцем. Точно так же обстоит дело и с мышлением. Мысль о праве не есть нечто такое, чем каждый обладает непосредствен­но; лишь правильное мышление есть знание и познание предме­та, и наше познание должно быть поэтому научным».

Каждый более или менее существенный этап в развитии на­уки всегда сопряжен с необходимостью возвращения к рассмот­рению ее предмета. И это вполне закономерный процесс, поскольку само развитие не только влечет за собой количественное расширение и качественное изменение тех явлений, которые не­избежно включаются в орбиту исследования, но представляет со­бой все более всестороннее и углубленное проникновение в эти явления, в их связи и отношения. Научное овладение новыми объектами (или их свойствами), более высокий уровень их позна­ния, необходимость системного к ним подхода и анализа во взаи­модействии с другими отраслями знания со временем приводит к преобразованию науки.

Именно с такой ситуацией мы сталкиваемся в данный истори­ческий период, стремясь определить предмет основной и наибо­лее сложной, многогранной науки в системе общественных наук и, в частности, правоведения - общей теории права.

Единство материального мира обусловливает и единство науки. Поэтому нельзя противопоставлять естественные науки общественным. При этом превращение науки в преобразова­тельную силу относится не только к естествознанию, но и в не меньшей мере к науке об обществе. Так, чем интенсивнее и шире внедряются в промышленное производство достижения есте­ственных наук, тем с большей необходимостью выявляется объективная потребность в научном определении социальных условий и последствий этого внедрения. Сами же социальные условия развиваются по законам, изучаемым общественными науками. Более того, именно эти науки не только изучают, но и освещают пути преобразования социальной действительности, создающей предпосылки и условия для свободного развития духовной жизни общества, в том числе и для естественнонауч­ного творчества.

3.2.Отличие общественных наук от ес­тественных

Объективный мир состоит из многочисленных и разнообраз­ных явлений природы и общества. Эти явления в своем движе­нии и развитии подчиняются определенным закономерностям, которые не зависят от сознания и воли людей, но которые могут быть познаны и использованы ими.

Практическая деятельность людей по мере своего развития выдвигает перед ними все новые задачи, разрешение которых возможно лишь при изучении и использовании сил природы и общества. Познание объективного мира осуществляется людьми прежде всего через посредство науки, которая на основе иссле­дования реальной действительности формулирует научные за­коны. Развитие науки, определяясь потребностями обществен-ной практики, нуждами людей, призвано удовлетворять эти по­требности, вскрывать закономерности развития бытия, указывать, как эти закономерности целесообразнее всего использовать для того, чтобы достигнуть результатов, к которым стремятся люди в своей практической деятельности. Подлинная наука представ­ляет собой итог, систему знаний об объективном развитии мате­риального мира, о существенных внутренних связях явлений природы и общества.

Единство материального мира, как было отмечено выше, обус­ловливает единство и взаимосвязь различных отраслей науки. Но каждая отрасль изучает определенный круг явлений природы или общества, который и составляет предмет данной отрасли науки. В зависимости от того, относится ли этот круг явлений к развитию природы или к развитию общества, различают науки естествен­ные и науки общественные.

Предметом изучения общественных наук являются обществен­ное бытие и общественное сознание. При этом, будучи по своей внутренней сущности единой, наука распадается на множество от­раслей знания, различающихся своим специфическим предметом познания. Каждая отрасль общественной науки изучает опреде­ленную группу общественных явлений, их необходимые и суще­ственные связи и отношения.

Предметом общей теории права, как видно уже из наимено­вания данной отрасли науки, являются правовые явления, зако­номерности их возникновения и развития, а также объективные социальные закономерности, определяющие особые свойства, черты, признаки права, их взаимосвязь и взаимодействие, их со­циальное назначение и отношение к другим явлениям обществен­ной жизни.

Общая теория права в тесном сотрудничестве с другими от­раслями научного знания формулирует научные законы, понятия и определения правовых явлений, которые позволяют не только познать сущность, содержание и формы права, совершенствовать их служебную роль в общественной жизни, но и использовать пра­во в целях преобразования общества.

Право подчиняется в своем развитии общим объективным закономерностям развития общества, изучаемым общей соци­ологией, социальной философией. Вместе с тем, будучи относительно самостоятельным звеном общественной жизни, право имеет свои закономерности, которые оказываются спе­цифическими по отношению к общесоциальным закономерно­стям и одновременно общими по отношению к тем конкретным закономерностям, которые действуют в пределах отдельных сфер правовой практики (и которые изучаются отраслевыми юридическими науками). В соответствии с этим общая теория права изучает как общие закономерности социальной жизни, определяющие развитие правовых явлений, так и те относи­тельно самостоятельные специфические закономерности, ко­торые вместе с тем являются общими для всех частей право­вого механизма. Отсюда логически вытекает, что она должна не только опираться на теорию и метод общей социологии, социальной философии, но и разрабатывать на их основе те конкретно-теоретические принципы, равно как и приемы, спо­собы исследования, которые способствуют глубокому воспро­изведению целостной картины правовой действительности и обеспечивают познание специфических закономерностей ее развития. Следовательно, общая теория права является по сравнению с общей социологией, социальной философией более конкретной ступенью в познании правовых явлений. Она должна не только проникать в сущность соответствующих пра­вовых явлений, но и вскрывать их особенное, специфическое содержание, формы внутренней организации и внешнего вы­ражения, условия их функционирования, действия, осуществ­ления и т. д.

Общая теория права - наука высокого уровня обобщения правовой действительности. И именно поэтому в ее состав входят не только знания, добытые данной наукой, но и в синтезирован­ном виде знания, накопленные многими другими науками, в той или иной мере исследующими различные проявления права.

Итак, правовая реальность изучается не только юридически­ми, но и другими общественными науками. Один и тот же соци­альный объект оказывается в поле зрения многих отраслей об­щественного знания, что, однако, не означает совпадения их пред­метов. Общественные науки изучают, в частности, право на том или ином уровне, в том или ином аспекте, преследуют те или иные цели познания.

Правовая система, как и иные сложные социальные феноме­ны, имеет в своем составе разнокачественные компоненты, раз­личные подсистемы и многогранные в структурном и функциональ­ном отношениях образования. В зависимости от того, какие из этих компонентов являются объектами изучения, и составляется соот­ветственно предмет каждой отрасли общественного знания.

Из сказанного вытекает бесплодность попыток провести аб­солютную разграничительную линию между предметами обществен­ных и, в частности, юридических наук, поскольку сами обществен­ные и правовые явления и процессы органически между собой связаны, взаимодействуют и взаимопроникают в ходе своего раз­вития. Тем более невозможно провести такую линию между пред­метами юридических наук, изучающими один и тот же объект -право. Однако это утверждение не означает, будто исключается возможность определения специфического предмета той или иной науки. Отграничение предмета одной науки от другой должно идти не только по линии расчленения объектов исследования, но и по аспектам, уровням, целям исследования в случаях совпадения их объектов. Например, природа, общество, человек, право, государ­ство и т. д. являются объектами исследования множества наук, хотя уровень, аспект или цель их исследования в каждой науке осо­бые, характерные для предмета именно данной науки. Даже в пределах единого комплекса юридических наук, изучающих пра­во в различных проявлениях, довольно четко (но не абсолютно) обнаруживается отличие предмета каждой ее отдельной отрасли. Без такого отличия юридическая наука выглядела бы как бесфор­менное нагромождение разнопорядковых правовых объектов.

Общая теория права представляет сложный симбиоз фи­лософии, социологии, отраслевых юридических и ряда иных наук. Поэтому определение ее предмета первоначально пред­полагает выяснение соотношения и взаимодействия с этими науками, что позволит вскрыть общность и различие их назна­чения и роли в познании права. Начнем с анализа соотноше­ния и взаимодействия философии, социологии и общей теории права (в состав которой входят и социология права, и филосо­фия права, что будет обосновано в дальнейшем). Эта задача осложняется тем, что сама философия внутри себя делится на два основных направления, исследующих философию приро­ды (философия естествознания) и философию общества (со­циальная философия), разделяясь в этих рамках на онтологи­ческое и гносеологическое направления (так называемые ис­торический материализм и диалектический материализм). Кро­ме того, от философии уже отпочковались, но органически с ней связаны некоторые науки, развивающиеся относительно само­стоятельно (например, этика, эстетика и др.). Эта довольно слож­ная структура философии предполагает необходимость выяснения как предмета социальной философии, поскольку право является социальным феноменом, так и предмета теории по­знания, поскольку философия права является гносеологичес­ким направлением общей теории права (что будет обосновано в дальнейшем).

Исторический материализм определяется и как распростра­нение диалектики на социальные явления и процессы. Но такое распространение не есть исключительная прерогатива лишь исто­рического материализма, поскольку при исследовании явлений и процессов, происходящих в обществе, диалектика используется не только материализмом, но - и в не меньшей мере - идеализмом.

Необходимо отметить еще два момента. Во-первых, общая теория права включает в себя ряд направлений, которые следует подразделить на основные и неосновные. Отличие первых от вто­рых состоит в том, что они имманентно присущи предмету данной науки, т. е. их отсутствие означает лишение общей теории права самостоятельности. Что же касается неосновных направлений общей теории права, то они более подвижны, по мере созрева­ния могут выйти из состава данной науки и приобрести самостоя­тельное существование, составить самостоятельные отрасли пра­вового знания. Так, например, аксиология права, психология пра­ва или сравнительное правоведение, ныне развивающиеся в рамках общей теории права, со временем, при соответствующем саморазвитии, достижении определенного уровня и достаточных научных знаний, могут приобрести самостоятельное значение, пре­вратиться в самостоятельные отрасли права.

Во-вторых, традиционно общая теория права органически связана с общей теорией государства. И это вполне закономерно, поскольку государство является единственным источником зако­нодательства (как одной из важных форм выражения права) и одним из наиболее мощных средств его реализации.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 744; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.161.119 (0.008 с.)