Учение Цицерона о государстве и праве. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Учение Цицерона о государстве и праве.



Виднейшим идеологом римской аристократии был знаменитый оратор Марк Туллий Цицерон (106-43гг. до н.э.). Подражая Платону, он изложил свое политико-правовое учение в диалогах «О государстве» и «О законах». Ряд сюжетов затрагиваются в сочинениях по этике («Об обязанностях» и др.) и в многочисленных речах.

Цицерон исходит из общих для всех сторонников аристократии представлений о естественном происхождении государства (Хрестоматия. С.74-75). Государственная власть должна быть вручена мудрецам, способным приблизиться к постижению мирового божественного разума.

«Истинный и первый закон, способный, приказывать и воспрещать, есть прямой разум всевышнего Юпитера. На страже божественного естественного закона обязаны стоять жрецы». По Цицерону, возникновение права «следует выводить из понятия закона». (Хрестоматия. С.78-79).

Не противореча самому себе, Цицерон утверждает, что государство - не только естественный организм, но и искусственное образование, т.е. «народное установление». Цель государства - охрана имущественных интересов граждан. Государство «держится на кредите». Цицерон стоит у истоков юридизации понятия «государство».

Политический идеал Цицерона - аристократическая сенатская республика. В общетеоретическом плане он обосновывает свой идеал учением о смешанной форме правления. Как и ряд греческих мыслителей, Цицерон различает три основные формы государства: царскую власть - монархию, власть оптиматов - аристократию, власть народа - демократию. Из них - лучшая монархия. Каждая из этих простых форм неизбежно вырождается в порочное состояние - тиранию, клику богатых и власть толпы (черни). Смешанное государство: начала монархии, аристократии, демократии - лучший вариант. (Хрестоматия. С.75-78).

Цицерон пропагандирует идеи космополитизма; выделяет разновидности права; проводит различие между естественным правом, правом народа и правом римских граждан.

С позиции сторонника «всеобщего согласия» и блага государства Цицерон критиковал своих политических противников. За решительное поведение при подавлении «заговора Катилины» Цицерон получил от народного собрания благодарность и почетный титул «отец отечества» (63г. до н.э.). А в 58г. до н.э. он вынужден на 17 месяцев скрываться из Рима (от Клодия). В конце 50-х гг. Цицерон выступал против всевластия триумвиров (Помпея, Цезаря, Красса). В 40-е гг. Цезарь устанавливает режим личной власти, что, по Цицерону, равно тирании («ночь республики», «утрата свободы в государстве»). Не участвуя в заговоре, Цицерон приветствовал убийство Цезаря в 44г. до н.э. Последний год его жизни - 43г. до н.э. прошел в борьбе против диктатуры стремящихся к власти триумвиров: Антония, Октавия, Лепида. Цицерон выступал от имени сторонников республики. После победы триумвиров имя Цицерона было включено в списки лиц, подлежащих смерти без суда. 7 декабря 43г. до н.э. он был обезглавлен сторонниками триумвиров.

 

Римские стоики.

 

Ведущими представителями римского стоицизма были Луций Анней Сенека (3-65гг.), Эпиктéт (≈50 - ≈140гг.), Марк Аврелий Антонин (121-180гг.). Творчество римских стоиков развивалось в условиях усилившегося кризиса ценностей прежней полисной идеологии, превращения Римской империи в мировую державу. Соответственно, римские стоики более чем греческие склонялись к проповеди фатализма, политической пассивности, космополитизма, этики нравственного самоусовершенствования.

Сенека был сенатором, воспитателем императора Нерона. Жизнь он закончил самоубийством по приказу своего жестокого ученика. Сенека более других стоиков отстаивал идею духовной- свободы. «Тот, кто думает, что рабство распространяется на всю личность, заблуждается: ее лучшая часть свободна от рабства. Только тело подчинено и принадлежит господину, дух же сам себе господин».

«А покажите мне, кто не рабствует в той или другом смысле! Этот вот - раб похоти, тот - корыстной жадности, а тот - честолюбия... Нет рабства более позорного, чем рабство добровольное».

Судьба (бог, природа, провидение...) - причина всех причин. «Закон судьбы совершает свое право». Исходя из стоической идеи единства божественного и человеческого мира, Сенека считал, что люди «родные друг другу», «члены единого тела».

В естественно - правовой концепции Сенеки «закон судьбы» играет роль того права природы, которому подчинены все человеческие установления, в том числе - государство и закон. Соответствие человеческих отношений божественному началу базируется на разуме: человеческий разум - часть божественного духа. «Мы должны представить в воображении своем два государства: одно - которое включает в себя богов и людей; в нем взор наш не ограничен тем или иным уголком земли, границы нашего государства мы измеряем движением солнца; другое - это то, к которому нас приписала случайность. Это второе может быть афинским или карфагенским, оно связано еще с каким-либо народом; оно касается не всех людей, а только одной определенной группы их. Есть люди, которые в одно и то же время служат и большому, и малому государству, есть такие, которые служат только большому, и такие, которые служат только малому». Этически более ценно «большое государство» (как для отдельных людей, так и государств).

Сходные идеи развивал раб, отпущенный на волю, Эпиктéт и император (в 161-180гг.) Марк Аврелий Антонин. Эпиктéт не только призывал к нравственному совершенствованию, но и резко критиковал богатство и рабство. «Чего не желаешь себе, не желай и другим; тебе не нравится быть рабом - не обращай и других в рабство. Раз ты не можешь обойтись без услуг рабов, ты, прежде всего, сам раб, - как не уживаются друг с другом добродетель и порок, так и свобода и рабство».

Марк Аврелий Антонин развивал представление о государстве с равным для всех законом, управляемом согласно равенству и равноправию всех, и царстве, превыше всего чтущем свободу подданных. В сочинении «К самому себе» он отмечал, что в силу общего всем людям духовного начала все мы - разумные существа. «Если так, то и разум, повелевающий, что делать и чего не делать, тоже будет общим; если так, то и закон общий; если так, то мы граждане. Следовательно, мы причастны какому-нибудь гражданскому устройству, а мир подобен Граду. Ибо кто мог бы указать на какое-нибудь другое общее устройство, которому был бы причастен весь род человеческий? Отсюда-то, из этого града, и духовное начало в нас, и разумное, и закон». Дух целого, - считал Марк Аврелий, требует общения, но не хаотического, а соответствующего стойкому порядку мира. Отсюда вытекает повсеместное в мире «подчинение и соподчинение», а среди людей - «единомыслие» (достижению чего и служат стоики).

Ряд идей греческих и римских стоиков (отстаиваемый индивидуум, естественно-правовые положения...) оказали влияние на взгляды римских юристов.

 

Римские юристы.

 

В Древнем Риме занятие правом первоначально было делом понтификов (одной из коллегий жрецов). Около 300г. до н.э. юриспруденция освобождается от понтификов. По преданию начало светской юриспруденции связано с именем Гнея Флавия. Будучи вольноотпущенником и писцом видного государственного деятеля Аппия Клавдия Цека, он похитил и опубликовал составленный последним сборник юридических формул, употреблявшихся по закону в процессе. Публикация получила название «Цивильное право Флавия».

В 253г. до н.э. первый верховный понтифик из плебеев Тиберий Корунканий начал в присутствии учеников разбирать юридические вопросы, т.е. положил начало публичному обучению юриспруденции. Во П в. до н.э. глубокие комментарии к разным аспектам правовых вопросов дали Секст Элий Пет, Манилий, Муций Сцевола, Юний Брут; в I в. до н.э. - Сервий Сульпиций Руф (консул 51г. до н.э.), Офилий (ученик Сервия), Элий Туберон (ученик Офилия).

Римские юристы оформляли свое мнение по делу в виде письменного обращения к судьям или в виде протокола, который содержал запись устной консультации и составлялся при свидетелях. При разборе дел юристы интерпретировали существовавшие правовые нормы в духе их соответствия требованиям справедливости. Правотребующая (нередко правообразующая) деятельность юристов обеспечивала взаимосвязь различных источников римского права и содействовала дальнейшему развитию. Расцвет римской юриспруденции приходится на эпоху ранней империи (I в. до н.э. - III в н.э.). В этот период императоры, стремясь ограничить законодательную власть сената, предоставляют видным юристам право давать разъяснения и толкования действующих правовых норм, обязательные для всех должностных лиц и судей. Разъяснения правоведов приравниваются тем самым к закону. Со II-ой половины III в., когда законодательная власть была сосредоточена в руках императора, пожалование такой привилегии прекращается; юриспруденция приходит в упадок.

Из многочисленных юристов классического периода наиболее выдающимися были Гай (II в.), Папиан (II - III вв.), Павел (II - III вв.), Ульпиан (II - III вв.), Модестин (II - III вв.). Специальным законом Валентиниана III (426г.) о цитировании юристов, положениям этих пяти юристов была придана законная сила. При разноречиях между их мнениями спор решался большинством, а если и это было невозможно, то предпочтение отдавалось мнению Папиниана. Упомянутый закон признавал значение положений и других юристов, которые цитировались в трудах названных пяти юристов. К таким цитируемым юристам прежде всего относились Сабин, Сцевола, Юлиан и Марцелл.

Сочинения римских юристов стали важной частью кодификации Юстиниана, которая включала: 1. — Институции, т.е. освещение основ римского права для начального обучения (Работы Гая, Ульпиана, Флорентина, Марциана); 2. - Дигесты (Пандекты), т.е. собрание отрывков из сочинений 38 римских юристов (I в. до н.э. - IV в. н.э.); 3. - Кодекс Юстиниана (собрание императорских конституций). Руководил кодификационной работой выдающийся юрист VI в. Трибониан. Именно собрание текстов римских юристов обеспечило кодификации Юстиниана выдающееся место в истории права.

Понятие права юристы выводили, подобно Цицерону, из стоической идеи мирового, всеобщего закона природы. Согласно определению Цельса, принятому многими римскими юристами, право - это искусство добра и справедливости. По Ульпиану, правосудие есть «познание божественных и человеческих дел, наука о справедливом и несправедливом». Т.е. юристы еще не отделяли право от нравственности; источником права считали мировой божественный разум.

В составе права, действовавшего в Римской империи, юристы выделяли три части: естественное право, право народов, право граждан.

Естественное право, по их представлениям, распространялось как на людей, так и на животных. К его установлениям относятся брак, семья и воспитание детей. По естественному праву все рождаются свободными.

Право народов, в отличие от естественного, охватывает правила, которые мировой разум установил для людей. Римляне используют это право в своих отношениях с покоренными народами и соседними государствами. Правом народов введены война, рабство, основание царств, международная торговля и ряд других установлений.

Право граждан (цивильное право) регулирует отношения между свободными римлянами. По словам Гая, цивильное право является «собственным правом государства». Источниками этого права Папиниан называл законы, решения плебеев, постановления сената, декреты принцепса и «мнения мудрых».

Право в Древнем Риме также делилось на частное и публичное. По знаменитой формуле Ульпиана, публичное право относится к положению государства, частное - к пользе отдельных лиц. Частное право включает в себя предписания права естественного, предписания права народов и предписания права цивильного.

Основное внимание юристы уделяли частному праву. В их трудах были заложены основы теории гражданского права - цивилистики. Разрешая споры по гражданским делам, юристы разграничили виды сделок, выработали формулы исков, определили правомочия собственника и других субъектов права.

К изучению публичного права римская юриспруденция обратилась в I - II вв., когда правоведы, получившие привилегию официального толкования закона, выступили в поддержку императорского режима. В публичном праве они проводили идеи неограниченных полномочий принцепса, передачи ему законодательной власти.

Принципы римского частного права были усвоены теоретической юриспруденцией во многих странах континентальной Европы. Под влиянием римской цивилистики сложились классические правовые доктрины XVIII - XIX вв., наделившие собственника абсолютным правом распоряжаться принадлежащей ему вещью по своему усмотрению.

Одни юристы занимали высокие должности в государстве и жили в согласии с власть имущими. Другие становились их жертвами. Ульпиан в качестве префекта преторианцев пытался бороться с произволом гвардии. После ряда покушений, он был убит в 228г. в присутствии императора Александра Севера. Несколько раньше, в 212г., при Каракалле был казнен Папиниан, тоже бывший префектом преторианцев. Каракалла, убив своего брата Гету, потребовал от знаменитого юриста оправдания своих действий. Папиниан отказался от этого, сказав: «Оправдание убийства не легче, чем его совершение».

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 669; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.219.217 (0.049 с.)