Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правовое и социальное государство

Поиск

• Правовое государство: идеи и признаки.

• Социальные государства.

• Государство и гражданское общество.

 

В 1988 году на 19 всесоюзной партийной конференции впервые было сказано о понятии правового государство.

(1)

Ганс Кельзен – немецкий правовед, учение о праве, сторонник чистого нормативизма. Относился негативно к понятию правовое государство. Государство по мере своего развития отражало тот уровень, которое оно достигло.

СТ.1

Несколько этапов развития учений о правовом гос-ве

Первое относится к периоду античной истории (6-7 до н.э. и 5 веков н.э.) Сократ, Платон, Аристотель, Цицерон. Речь шла о рациональной гос-правовой организации общества. Мыслители большое значение придавали роле закона в формировании гос-ва.

Аристотель – политика и этика, Цицерон – полибия?

Второй этап. Гуго Гроций, Барок Спинноза, Томас Гоббс, Джон Локк, Ш.Монескьё, Ж.Ж.Руссо. Классическим выразителем всех мыслителей явл. работы англ. юриста Дж.Локка. Он видел задачу гос-ва в сохранении и развитии свободы людей, сбоду понимал как объективное пространство. Свобода завершается там, где начинается свода другого. Абсолютная монархия – это абсолютное зло. Монархия (власть) должна быть ограничена путем разделения властей. Его докадка о разделении власти нашла развитие в учении Ш.Монескьё «Персидские письма» и «о духе законов», обосновал необходимость разделения власти. Его учение положено в основу конституции, декларацию прав человека и гражданина.

Третий этап связан с И.Кантом, Г.Гегель. И Кант понимал государство как большую общность людей и он говорил не о правовом гос-ве, а о правовом обществе, так как тогда государство и общество не разделяли. Государство – это множество людей, подчиненных правовым законам. У Канта право тесно связано с моралью. Ганс Кельзен же считал, что в праве никаких моральных норм искать не надо. Кант: категорический императив – жесткое, строгое правило (поступай так, как ты хотел бы, чтобы другие поступали по отношению к тебе). Законы должны содержать в себе такие правила, в которых бы сочеталось проявление свободы каждого с проявлением свободы всех. Таким образом, И.Кант создал по существу идеальную модель государства. В работе «критика научного разума, «Критика практического разума», рассматривал гос-во как царство реализованной свободы. В этом случае государство выражает интересы общества.

В последующем работы Канта и Гегеля нашли развитие в германских работах. Не смотря на теоретич. разработку идеи правового гос-ва сама германия на протяжении 20 века являлась полицейским гос-ом.

Идеи правового гос-ва нашли развитие в работах российских ученых Шершеневич, Петр Иванович Новгородцев, Николай Михайлович Коркунов, Борис Николаевич Чичерин и т.д.

Г.Ф. Шершеневич называл 3 основных признака правового гос-ва:

1) господство права в управлении гос-ом

2) ограничение власти гос-ва обеспечением субъективных прав и свобод граждан

3) принцип разделения властей

Четвертый этап начинается с середины 20 века и до наст.вр. Связан с именами Г.Кельзина, Герберта Харта, Дж.Роллз, Лон Фуллер, Рональд Дворф…

Марксизм, ленинизм весь вторую половину 19-20 век негативно относился в понятию правового гос-ва, считал, что это выдумка ученых, с тем чтобы отвлекать от реальных проблем общества.

Признаки правового гос-ва. В основу положены принципы Шершеневича. В наст.вр. существует 4 признака:

• Верховенство или господство права.

• Предполагает правовую организацию гос власти. Предполагает легальное установление гос власти.

• Верховенство права предполагает связанность государства и органов им же принятыми законами

• Верховенство конституции, все иные акты должны соответствовать ей.

Взаимная ответственность государства. Государство не только в праве требоавть от граждан исполнения обязательств, но и само должно нести обязанности перед гражданами.

Разделение властей (каждая власть должна действовать независимо). В настоящем времени этот принцип является показателем демократического государства.

Важнейшим условием формирования правового гос-ва явл-ся наличие гражданского общества. Гражданским становится общество, состоящее из граждан с высоким уровнем правового сознания и высокой степенью гражданской активности. Для того, чтобы быть активным гражданином, необходима внутренняя воля, чтобы пользоваться правами и исполнять обязанности.

(2)

Ст.7

Впервые понятие соц. гос-ва внесли в конституцию германцы в 1949 году.

Соц. гос-во – это государство, направленное на служение обществу, в котором политическая система направлена на служение обществу, социально-экономич направлена на изучение соц и экономич изучение интересов общества, духовно-культ тоже…

Ганс Риттер 1926 г изложил 3 этапа развития социальности гос-ва:

1 – государство позитивное, положительное. Лишь контролирует, а не обеспечивает соц права граждан.

2 – собственно социальное гос-во. Гарантирует минимум развития прав.

3 – государство благоденствия (коммунистическое общество)

 

ТЕОРИЯ ПРАВА

Понятие, сущность и социальная ценность права.

Марченко, Корельский, Малько, Радько, хрестоматия.

• Основные теории происхождения права.

• Признаки права. Его сущность.

• Принципы права.

• Функции права.

• Право в объективном и субъективном смыслах.

• Социальная ценность права.

(1)

Сократ, Платон, Аристотель, Цицерон, Фома Аквинский, Джон Локк, Гобс, Кант, Гегель, Радищев – все писали о праве. Так и не удалось ухватить, что такое право.

Жан Бержель, 1981 год, не знает какой наиболее правильный подход, что такое право.

Основные подходы.

• Естественно-правовой подход

• Нормативистский

• Социологический

• Некоторые выделяют марксистский.

Естественно-правовой.

Самый древний подход. Имеет 2 направления: светское и теологическое.

Светское (все права человеку даются от природы, по факту рождения). В процессе развития человека, он делегирует свои права государству. Он явл-ся наиболее объективным, естественным правом.

Теологический (права наделяются Всевышним). Августин Блаженный (6 век н.э.), Фома Аквинский (13 в н.э.). Они считали, что человеческое общ-во должно жить по примеру общества небесного (божьего). Божий закон является высшим и человеческие законы должны полностью соответствовать ему. Аквинский, 4 закона: вселенский, естественный, божественный (в священных книгах), не противоречащий им?

Нормативистский.

2 направления: позитивизм (установленное право, основоположники английские правоведы Д.Бентам и Джон Остин; право это воля суверена и более ничего) и чистый нормативизм (Ганс Кельзен – все нормы вытекают одна из другой, нормы более низшего порядка вытекают из норм более высшего порядка; грюнд норма – принимается всем народом; Герберт Харт: в обществе нормы (правила поведения) разрабатываются не государством а внутри общества, но оно не может эффективно гарантировать исполнение, нужен механизм контроля.

Социологический (интегративное).

Это система норм, которое утверждает государство.

Марксистский.

Основан на историческом подходе. Разработан немецкими юристами Карлом Пухта, Фридрихом Савиньи – право законодателем не устанавливается, возникает в глубинах общества, а законодатель лишь закрепляет их.

Базируясь на этом Маркс и Энгельс разработали свою теорию – всякое право носит классовый характер, и когда общество перешло от первобытнообщинного строя к рабовладельческому, то право стало рабовладельческим и т.д. Ваше право- это возведенная в закон воля вашего класса.

Позитивное правопонимание

(2)

Вышинский: право – это совокупность правил поведения, установленных государством и отражающих волю господствующего касса.

Позитивное правопонимание характеризуется:

• Социальность (рассчитано на социальную общность).

• Нормативность (норма – это типовое правило поведения, типовое, потому что рассчитано на неопределенное количество людей и неопределенное количество случаев применения).

• Системность (право состоит из схожих норм права; всякая система предполагает определенную цель, под которую подстраиваются все элементы системы; вся правовая система разбита на отрасли-подотрасли-правовые институты, в этом проявляется системность права).

Эти признаки общесоциальные (1,2,3).

• Государственно-волевой характер норм (в них выражена воля государства, это значит, что государство не причастно к разработке норм морали).

• Формальная определенность (нормы права принимаются с соблюдением определенных формальностей, органы должны обладать правом законодательной инициативы).

• Общеобязательность (для всех, независимо от пола, расы и т.д.).

• Принудительность силой государства или государственное обеспечение (предполагается привлечение к ответственности за неисполнение).

Эти признаки юридические (4,5,6,7).

Сущностным признаком права является государственно-волевой характер.

Государство первично, право вторично; «государство есть источник права» – Габриэль Феликсович Шершеневич (*общая теория права).

Лев Иосифович Петражицкий – «право формируется у человека в сознании».

Рудольф Иеринг – «право первично», люди устанавливали правила поведения, позже стали появляться социальные институты.

Имри Сабо – пришел к примирительной позиции, считает, что государство и право появились одновременно.

Марксистско-ленинский подход: сущность права проявляется в том, воле какого государства оно служит. Если право выражает волю государства, то оно также имеет классовый характер.

Государство и право имеют общенародную сущность, т.е. интересы общей воли.

Шершеневич: общество состоит из классов и слоев с несовпадающими интересами, в таком случае государство очень неустойчиво.

Современный подход: государство и общество развивается от меньшей свободы к большей.

Некоторые считают, что общенародной воли не может быть, выражается соотношение воль (интересы некоторых).

В процессе исторического развития меняется не только сущность государства, но и сущность права.

Некоторые называют в качестве признака права его арбитражный характер, т.е. право сочетает в себе интересы как класса господствующего, так и иных.

(3) Принципы права

1) общеправовые – записаны в Конституции РФ, федеральных конституционных законах, фед законах;

• принцип законности (все граждане РФ, госслужащие, органы гос. власти должны исполнять законы и иные НА), является всеобщим;

• принцип равноправия – ст.19 и далее

• принцип гуманизма – ст.2, 18 и далее

• принцип демократизма

• принцип социальной справедливости

• принцип ответственности за вину

• принцип гласности (транспорентности)

2) межотраслевые

• гласность и состязательность (характерно для процессов уголовного, гражданского, административного, арбитражного, есть обвинитель и обвиняемый, истец и ответчик);

• принцип неотвратимости последствий (уг, гр, адм отрасли права)

• принцип неотвратимости наказания (ответственности)

3) отраслевые

(4)

Функции права разрешаются неоднозначно. Социальное назначение как функция – одни, другие считают это неверным.

Функции права проявляются как в соц назначении так и в направлении воздействия права на общественные отношения с целью их упорядочивания, урегулирования и предания им необходимой стабильности и динамизма.

Функционирование – действие права в социальной среде.

Поскольку ф-ии явления разноплановые, то существуют различные классификации.

Тимофей Николаевич Радько классифицирует ф-ии подробно (общеправовые, межотраслевые, отраслевые и т.д.).

В настоящее время 2 подхода к классификации: внешние (общесоциальные) и внутренние.

Внешние – вне правовых явлений:

• Экономическая функция

• Политико-правовая

• Культурно-правовая

Всё строится на основе законных и подзаконных актов.

Внутренние

• Регулятивная

• Охранительная

• Социальная (некоторые выделяют)

Некоторые исследователи отдают регулятивной функции, поскольку считают, что регулирование общественных отношений является важнейшим направлением права. Регулятивная ф-ия вытекает из способности права предписывать, указывать на определенные типы поведения. Таким образом, регулятивная ф-ия это такое направление правового воздействия, которое призвано обеспечить четкую организацию общественных отношений. Регулятивная ф-ия воздействует на общественные отношения путем закрепления форм собственности, круга субъектов права (носителей права), путем закрепления прав и обязанностей госорганов, правового статуса граждан и иными направлениями. Этот способ проявления регулятивной ф-ии называется регулятивно- статический.

Впервые выделил эту ф-ию Сергей Сергеевич Алексеев (профессор Екатеринбургской правовой академии). Он же выделил регулятивно-динамическую ф-ию (когда реализуем права, исполняем обязанности).

Проявление регулятивной ф-ии в статике и динамике.

Охранительная ф-ия - направлена на предупреждение вредных для общества действий и поступков, на пресечении и наказании. Проявляется в установлении запретов на вредное поведение, в установлении юридических санкций за нарушение запретов, в реализации юр санкций к лицам, совершившим нарушение.

Право также имеет и предупредительный характер (т.е. проявляется не только в том, чтобы устанавливать санкции).

Некоторые называют воспитательную ф-ию права. Также компенсационная (моральный вред), ограничительная, постановительная и т.д.

(5)

Право в объективном смысле – установленная государством система норм, в виде НА, их исполнение при необходимости обеспечивается принудительной силой государства.

Субъективное право – это те права или полномочия, которыми располагает каждый субъект (носитель) права. Мы наделены субъективными правами – Конституция и подчиненные ей НА, распоряжения Президента, постановления Правительства, приказы федеральных министров, руководителей агентств и служб; на уровне субъектов – законы и иные акты, принимаемые местным законодательным органом.

Субъективное право – это мера возможного поведения в определенном правоотношении вместе с корреспондирующими обязанностями.

СП выделил советский юрист – Николай Григорьевич Александров. Каждое СП предполагает наличие 3 правомочий: это право действовать самому, право требования исполнения обязанностей, право притязания (обратиться в госорган, чтобы поддержали и обязали лицо исполнить обязанность).

Субъективная юр обязанность – это мера должного поведения, реализация которой обеспечена способностью государственного принуждения.

Общее: правовая природа (и то и другое закреплено в нормах права), это меры поведения (мера возможного/мера должного поведения).

Различие: в интересах носителя права, а юр обязанность исполняется в интересах управомоченного лица, правоносителя.

(6)

Фетишизация. Фетиш – идол или талисман.

Правовой нигилизм.

В 1971 году под авторством С.С. Алексеева вышла книга «Социальная ценность права». Ценность - то, что служит удовлетворению определенных потребностей.

Есть первичные (жизнь, здоровье и т.д.) и вторичные ценности. Право по отношению к основным ценностям выступает как вторичная.

Право выступает средством достижения определенных целей. Право рассматривают как общекультурную ценность.

Право является инструментом достижения определенных целей (экономических, политических и т.д.). Является регулятором достижения первичных ценностей. Ценность права положит и отр проявляется в том, насколько оно отражает первичные ценности человека и насколько оно эффективно в сохранении этих ценностей.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 167; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.81.46 (0.009 с.)