Роль философии права в развитии и совершенствовании отраслевых юридических наук 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Роль философии права в развитии и совершенствовании отраслевых юридических наук



Благодаря тому что общая теория права является обобщаю­щей наукой в системе юридических наук, она и приобретает через философию права методологическое значение в этой системе. Именно философия права, используя прежде всего всеобщие диалектические методы в их приспособленном для познания пра­вовых явлений и процессов виде, обеспечивает методологичес­кое единство отраслевых юридических наук.

Из того факта, что всеобщими диалектическими методами пользуются и все другие науки, в том числе и отраслевые юриди­ческие, нельзя делать вывод, в частности, о том, что не только философия права, но и все юридические науки имеют методоло­гические функции. Конечно, отраслевые юридические науки могут вырабатывать (и нередко вырабатывают) отдельные методологи­чески значимые для ряда частных проблем положения, но отсюда не следует, что функциональное назначение этих наук состоит в разработке методологии правоведения. Задача же философии права именно в том и состоит, чтобы разрабатывать методологию всех правовых явлений и процессов, в том числе и тех, которые изучаются отраслевыми юридическими науками. И именно фило­софия права обладает в большей мере, чем любая другая отрасль или направление юридического знания, методологической зна­чимостью, выполняет основные методологические функции в сис­теме юридических наук. Эта роль философии права обусловлена тем, что благодаря ей создаются методологические основания для всего правоведения, для всех отраслевых юридических наук, вырабатываются общие принципы, пути и методы познания, ис­пользования и преобразования правовой действительности, при­меняемые всеми отраслевыми юридическими науками в процес­се исследования специальных правовых объектов.

Ведущая методологическая роль философии права в систе­ме юридических наук вовсе не исключает, а вполне допускает разработку отраслевыми юридическими науками методологичес­ких проблем, которые нередко достигают не только общетеорети­ческого, но и философско-правового уровня (например, пробле­мы вины и ответственности в гражданском и уголовном праве). Наряду с этим отраслевые юридические науки разрабатывают частнонаучные методы исследования специальных правовых объек­тов, которые, при их общей значимости, включаются в философию права.

Философия права является по от­ношению к философии специальной наукой, но вместе с тем она выступает в качестве общей науки, выполняющей методологичес­кую миссию по отношению к более узким разделам правоведе­ния, т. е. к отраслевым юридическим наукам. Подобно тому как, например, общая биология, опираясь на философию, вооружает общими подходами и методами исследования все разделы био­логической науки (ботанику, зоологию и т. д.), так и философия права разрабатывает методологические проблемы правоведения, вооружает подходами, принципами, общими методами исследо­вания все отраслевые юридические науки.

Следует иметь в виду и другой важный аспект рассматривае­мого соотношения. Каждая отраслевая юридическая наука отра­жает лишь отдельную, хотя и нередко существенную сторону все­общей связи правовых явлений и процессов как между собой, так и с окружающими общественными факторами, фиксирует лишь некоторые моменты, части или черты этих связей. Но если бы мы пользовались лишь методами, выработанными теми или иными отраслевыми юридическими науками, то лишили бы себя возмож­ности выяснить связи между различными областями правовой действительности, обнаружить закономерности развития права в целом, определить его место и роль в общественной жизни.

Философия права есть не что иное, как интеграция всей со­вокупности принципов познания, выработанных ею самой, фило­софией и комплексом юридических наук, применяемых в процес­се исследования специфики правовой действительности, ее раз­вития и преобразования. Она исторически возникла не сама по себе и не из самой себя, а в результате изучения конкретных про­явлений права. В процессе такого изучения постепенно обнару­живалось, что всем правовым объектам свойственны общие чер­ты, особенности, которые могут быть познаны с помощью опреде­ленных подходов, способов, методов, приемов.

Современная наука переживает небывалый в своей истории подъем именно благодаря объединению различных наук и их по­знавательного потенциала. Этот процесс, постепенно охватываю­щий и юридическую науку, приносит исключительно плодотворные результаты, приводит к возникновению множества новых и ори­гинальных методологических направлений именно на стыке наук. К ним относятся, например, правовая кибернетика, криминоло­гия, конкретно-социологические исследования правовой жизни, социально-психологическое изучение правового или противо­правного поведения, профилактическое право и многое другое. Перспективность этих направлений не вызывает сомнений.

Следует отметить еще два важных момента. Во-первых, но­вейшие достижения естественных, технических и обществен­ных наук нуждаются в правовом обеспечении их практической реализации, что расширяет проблематику отраслевых юриди­ческих наук. Очевидно, что эта задача будет наиболее успеш­но осуществлена при овладении отраслевыми юридическими науками методологических установок философии права. Отрыв отраслевых юридических наук от философии права чреват опасностью воспроизведения лишь традиционных проблем, давно решенных и известных, и отвлечения от новых проблем, постоянно выдвигаемых жизнедеятельностью общества.

Во-вторых, сама философия права не может ограничиться уже выработанными принципами, методами, приемами правового ис­следования. Она должна постоянно совершенствоваться, разви­ваться, обогащаться. При этом философию права не следует отя­гощать проблемами, решаемыми социологией права, отраслевы­ми юридическими науками (а иногда и воспроизведением фраг­ментов истории правовых учений), что нередко делается. Тем са­мым философия права превращается в бессистемный набор раз­личных юридических проблем и отвлекается от решения методо­логических проблем правоведения.

 

Тема 7.

Правовая аксиология.

7.1. Общая характеристика

7.2. Естественноправовая аксиология

7.3. Либертарно-юридическая аксиология

 

Общая характеристика

Аксиология — учение о ценностях. Использование понятия "ценность" в специальном смысле нравственно должного восходит к Канту. Ценность в его трактовке — это то, что имеет значение долженствования и свободы. Этот априорный мир должного конст­руируется Кантом в отрыве и противостоянии к миру сущего (к эмпирическому "бытию", к сфере фактических явлений, отноше­ний и т. д.), где царят причинно-следственные связи и необходи­мость. Речь, таким образом, идет о нормативном и регулятивном значении ценностей, которые представляют собой, по Канту, апри­орные императивы разума — цели, требования, формулы и макси­мы должного. С этим нравственно должным связаны и те категори­ческие императивы, которые формулируются Кантом применительно к морали и праву.

Последователи Канта (Р.Г. Лотце, В. Виндельбавд и др.) пошли дальше Канта и развивали представления о нормативно-регуля­тивной значимости ценностей и целеполаганий в сфере не только нравственности, но также науки, искусства и культуры в целом. Так, неокантианец Виндельбанд толковал ценности как нормы куль­туры и, кроме ценностей истины, добра и красоты, признавал та­кие ценности-блага человеческой культуры, как искусство, рели­гия, наука и право.

Иной подход к проблеме ценностей характерен для объектив­но-идеалистической философии (от Платона до Гегеля и их совре­менных последователей), согласно которой бытие есть благо (т. е. ценность). Но при этом под бытием имеется в виду не эмпирическая реальность, а истинное бытие, т. е. объективный разум, идея, смысл бытия, бытие в модусе долженствования и, следовательно, ценно­стной значимости.

Предметная область и основная тематика юридической аксиологии — это проблемы понимания и трактовки права как ценности (как цели, долженствования, императивного требования и т. д.) и соответствующие ценностные суждения (и оценки) о правовом зна­чении (т. е. ценностном смысле — с точки зрения права) фактиче­ски данного закона (позитивного права) и государства. Юридиче­ская аксиология, как и философия права и юридическая наука в целом, включает в предмет своего исследования наряду с правом также и государство в качестве именно правового явления — как правовой организации (правовой формы организации) публичной власти свободных членов данного общества.

Юридическая аксиология, таким образом, предполагает раз­личение и соотношение права и закона и как таковая она возможна и имеет смысл лишь на основе, в рамках и в русле юридического правопонимания в той или иной его версии.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 513; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.152.251 (0.008 с.)