Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел II. Философия отрицания права. Идеология и практика коммунизма

Поиск

Глава 1. Собственность и право................................................................................ 113

1. От капитализма к коммунизму: отрицание

собственности и права...........................................——...................... 113

2. Концепция буржуазного "равного права" при

социализме.......................................................................................................... 122

3. "Свобода" без права: негативная природа

коммунизма........................................................................................................ 130

Глава 2. Социализм и право.......................................................................................... 138

1. Мера "равенства": общепринудительный труд

вместо права..................................................................................................... 138

2. Социалистический тоталитаризм: все вместе,

никто в отдельности...................—......................................................... 153

Раздел III. Марксистская доктрина

И социалистическое

Правопонимаиие

Глава 1. "Новое право": основные направления

интерпретаций.............................................................................................................................. 163

1. Появление "нового права"................................................................... 163

2. Концепция "пролетарского права"............................................. 165

3. Право как классовый порядок........................................................ 170

4. Право как меновое отношение: некролог о праве....... 198

5. Право как идеологическая форма классовых

отношений........................................................................................................... 231

6. Психологическая концепция классового права.............. 235

7. Советская концепция октроированных прав. Диктатура пролетариата как "правовое государство"..........................................................................257

Глава 2. "Правовой фронт" социализма..........................................................261

1. Метаморфозы правопонимания в русле

большевистской политики............................................._................ 261

2. Новое "правопонимание" в отраслевых науках............ 274

3. Декларация "социалистического права"............................... 278

Содержание

Глава 'S. Советский легизм.............................................................................................. 283

; 1. Сталинский тоталитаризм: комплекс

государственно-правовой неполноценности.................... 283

•••»• 2. Искомое "правопонимание"................................................................290

3. Тоталитарный "нормативизм": право как

совокупность приказов власти........................................................ 297

4. Официальная позиция............................................................................. 302

Глава 4. В поисках новых подходов к праву..............................................311

1. Широкий подход к праву..................................................................... 311

2. Либертарная концепция права.......................................................319

'"* Раздел IV. Философские проблемы постсоциалистического права и государства

Глава 1. От социализма к цивилизму.

Концепция цивилитарного права............................................................................ 323

1. Альтернативы постсоциализма...................................................... 323

2. Проблема "конца истории": возможен ли

послебуржуазный тип права?....................................................... 331

3. Цивилитарное право и гражданская собственность..... 336

4. Новые ориентиры прогресса права и свободы............... 343

5. Цивилизм как русская идея в контексте

всемирной истории..................................................................................... 349

Глава 2. Преодоление тоталитаризма:

трудный путь России к праву................................................................................... 352

1. Традиции и опыт государственно-правовых

преобразований в России: актуальные уроки............... 352

2. От советской системы к постсоветской

Конституции...................................................................................................... 366

3. Конституционное правопонимание: права человека, правовой закон, правовое государство...................................372

4. Система разделения и взаимодействия властей.......... 380

5. Перспективы развития российского права и государства: конституционные положения и действительность.................................................................................... 389

Раздел V. История философии права и современность

Глава 1. Античная философия права.................................................................. 399

1. Дике и номос: в поисках начал справедливости........... 399

2. Демокрит...............................................................................................................403

3. Софисты.................................................................................................................404

4. Сократ......................................................................................................................408

5. Платон..................................................................................................................... 409

Содержание

l

6. Аристотель.......................................................................................................... 412 j

7. Эпикур..................................................................................................................... 421!

, 8. Стоики.............__............................................................................................. 423 |

i 9. Цицерон..................................................................................----«—..............426

10. Римские юристы......................................................................................... 430

Глава 2. Философия права средневековья....................................................438

1. Фома Аквинский........................................................................................... 438

2. Средневековые юристы.......................................................................... 443

Глава 3. Философия права Нового времени................................................ 448

1. Гроций......................................................................................................................448

2. Фрэнсис Бэкон................................................................................................. 455

3. Гоббс.......................................................................................................................... 457

4. Локк............................................................................................................................ 466

5. Монтескье............................................................................................................. 472

6. Руссо..........................................._._......................................._...................478

7. Кант.......................................................................................__............_....... 48 7

8. Гегель......................_......................................................................................... 498

Глава-4. Философия права в России...................................................................510

1. Общая характеристика........................................................................... 510

2. Б.Н. Чичерин...................................................................................................... 518

3. П.И. Новгородцев.......................................................................................... 528

4. B.C. Соловьев..................................................................................................... 531

5. Н.А.Бердяев........................................................................................................ 541

Глава 5. Философия права в XX в.: основные концепции........... 553

1. Общая характеристика........................................................................... 553

2. Неокантианские концепции философии права............... 567

3. Неогегельянские концепции философии права............. 572

4. Чистое учение о праве Г.Кельзена............................................. 586

5. Концепции "возрожденного" естественного права..... 607

6. Экзистенциальная философия права....................................... 625

7. Онтологическая концепция права Р.Марчича................. 629

8. Неопозитивистская концепция права Г.Харта................ 635

9. "Познавательно-критическая теория права"................... 639

Указатель имен.........................................................................__.............................644


Предисловие

В настоящем учебнике освещается проблематика философии права как отдельной самостоятельной научной и учебной дисцип­лины. Философско-правовые исследования имеют давние и бога­тые традиции. Они восходят к истокам философии и юриспруден­ции и сопровождают всю историю их развития — вплоть до совре­менности.

Философия права — в ее соотношении с другими видами и способами изучения права — является высшей духовной формой познания права, постижения и утверждения его смысла, ценности и значения в жизни людей.

Философия права начинается с возникновения идей об объек­тивной, независимой от официально-властного усмотрения и про­извола, природе и смысле права. Эти идеи стали зародышем всех последующих, включая и современные, представлений и концеп­ций о внутренней взаимосвязи и единстве права, свободы и спра­ведливости, о правах и свободах человека, о господстве права, о правовом законе и правовом государстве. И в том, что сегодня эти правовые идеи стали общепризнанными современным мировым со­обществом ценностями и императивами, — великая и неоспоримая заслуга также и философии права.

Все это определяет основополагающее место и значение фило­софии права в системе юридических и других гуманитарных наук и учебных дисциплин, объектами изучения и освещения которых являются право и государство. Показательно в данной связи и то большое внимание, которое вот уже на протяжении многих столе­тий уделяется в западных университетах преподаванию филосо­фии права. Значительный опыт изучения и преподавания этой дис­циплины был накоплен и в дореволюционной России.

В современных условиях радикальных преобразований в стране и становления начал права и правовой государственности сущест­венно возрастает роль философии права в системе гуманитарных наук и отечественного вузовского образования, значение этой дис­циплины во всем процессе формирования и утверждения в нашем обществе ценностей права, свободы и справедливости.

На удовлетворение этих потребностей и рассчитан настоящий учебник. В нем — с учетом сложившегося положения дел в этой области знаний и актуальных задач высшего образования в стране — изложение общих проблем философии права (в разделе I) сочета­ется с освещением (в разделах II — V) основных этапов, направле-

Предисловие

ний и концепций всемирной и отечественной истории развития философско-правовой мысли, включая ведущие идеи и учения философии права в XX в. При этом мы исходили из того, что в случаях отсутствия в нынешних условиях возможностей в тех или иных вузах для преподавания полного курса философии права ее изучение может быть вполне успешно осуществлено в форме спец­курсов по материалам отдельных разделов данного учебника.

Февраль 1997

Раздел I. Общие проблемы философии права

Глава 1. Предмет и задачи философии права

Предмет философии права

Философия права занимается исследованием смысла права, его сущности и понятия, его оснований и места в мире, его ценности и значимости, его роли в жизни человека, общества и государства, в судьбах народов и человечества.

Правовая тематика, как известно, изучается всей юридиче­ской наукой, предметом которой является так называемое позитив­ное (положительное) право. При этом для традиционных юридиче­ских дисциплин (от теории государства и права до отраслевых наук) официально-властная данность позитивного права выступает в ка­честве высшего авторитета в вопросе о том, что есть право в данное время и в данном месте. Необходимость и важность как официаль­но-властного установления действующего права, так и его изуче­ния методами и средствами юриспруденции (юридико-аналитиче-ская обработка нормативного материала, его комментирование, систематизация и классификация, разработка вопросов законода­тельства и правоприменения, юридической техники и т. д.) очевид­ны и общепризнанны. Все это имеет большое практическое и науч­ное значение.

Но вне сферы юридико-аналитического подхода к позитивно­му праву (т. е. того, что традиционно именуется "юридической дог­матикой") остается целый ряд проблем общетеоретического, фило­софского профиля, которые входят в предметную область филосо­фии права.

Официально-властный авторитет, которым установлено пози­тивное право, — это, конечно, существенный факт, значимый не только для практики, но и для любой теории. И с этим обстоятель­ством считается не только юридическая догматика, но и любая философия права.

Однако уже на уровне обыденного сознания (при всей его за­конопослушности и почтении к властям) очевидно, что одно дело — авторитет законодателя и совсем другое дело — разумность, пра­вильность, справедливость самого закона, которым регламентируются все основные стороны жизни человека, его права и обязанности.

По своей разумной природе человек живет и действует (пусть и ошибаясь) в определенным образом осознаваемом (и "пропущенном" через сознание) и осмысленном мире, и это относится к числу фундаментальных свойств человеческого бытия, ориентации и дея­тельности в мире. Человеческий способ бытия включает в себя ура­зумение, осмысление, понимание этого бытия, себя и всего осталь­ного мира, себя в мире и мира в себе.

Так же в принципе обстоит дело во взаимоотношениях чело­века с миром права. Он подвергает все правовые данности, в том числе и официально-властную данность позитивного права, сомне­ниям, проверкам, суждениям и оценкам своего разума — обыден­ного, теоретического, философского.

Это испытание позитивного права на разумность, справедли­вость, истинность, подлинность, правильность и т. д., хотя и обла­дает тем или иным критическим потенциалом в отношении к пози­тивному праву, продиктовано, однако, не придирками к властям и их установлениям, а фундаментальными свойствами и проблема­ми общественного бытия человека, потребностями познания при­роды и смысла права, его места и значения в совместной жизни людей.

Цель разума — истина, и философия права занята поисками истины о праве.

С точки зрения позитивного права, вся истина о праве дана в самом позитивном праве, под которым имеются в виду все властно признанные источники действующего права (законы, подзаконные акты, санкционированное обычное право, судебные прецеденты и т. д.), все официальные установления, наделенные законной силой, т. е. обобщенно говоря, — закон.

Такой подход к праву, сводящий право вообще к позитивному праву, т. е. отождествляющий право и закон, характерен для юри­дической догматики и представлен в различных вариантах юриди­ческого позитивизма и легизма (от lex — закон). Здесь, следова­тельно, истина о праве исчерпывается волей законодателя, мнени­ем и позицией официально-властного установителя позитивного права.

Эта позиция, конечно, не соответствует природе и требовани­ям разума, ориентированного не на мнения и авторитеты, а на ис­тинное, теоретически, философски осмысленное знание о соответ­ствующем объекте, в данном случае — о праве.

Уже простые размышления о позитивном праве порождают целый ряд вопросов, ответы на которые требуют выхода за рамки позитивного права и позитивистского понимания. Почему именно эти, а не другие нормы позитивированы и даны законодателем в качестве позитивного права? От чего зависит сама эта позитивация чего-то в качестве права — только ли от позиции и воли законода­теля или есть какие-то иные (и какие именно) объективные, не зависящие от этой воли, основания законотворчества? Что такое, собственно говоря, право? В чем состоят его природа и сущность,его специфика, его отличительные особенности? Каково соотноше­ние права и других социальных норм? Почему именно нормы пра­ва, а не нравственные, моральные или религиозные нормы обеспе­чиваются возможностью принуждения? В чем ценность права? Спра­ведливо ли право и в чем состоит справедливость права? Всякий ли закон является правом или возможно правонарушающее, антипра­вовое законодательство, произвол в форме закона? Каковы предпо­сылки и условия для господства права, каков путь к правовому закону?

Основной смысл этих и подобных вопросов в теоретически кон­центрированном виде можно сформулировать в виде проблемы различения и соотношения права и закона, которая имеет опре­деляющее значение для любого теоретически последовательного правопонимания и обозначает предметную область философии права.

Без той или иной концепции такого различения права и закона мы в своем правопонимании неизбежно остаемся в одномерной плос­кости властно данного позитивного права, т. е. по сути дела — в рамках официального закона, в границах позитивистского законо­ведения и легизма.

Прошлые и современные философские учения о праве вклю­чают в себя тот или иной вариант различения права и закона, что собственно и определяет философско-правовой профиль соответст­вующего подхода. Речь при этом идет о различных формулировках такого различения, в частности, о различении права по природе и права по человеческому установлению, права естественного и пра­ва волеустановленного, справедливости и закона, естественного права и человеческого права, естественного права и позитивного права (сам термин "позитивное право" возник в средневековой юриспру­денции), разумного права и позитивного права, философского пра­ва и позитивного права, правильного права и позитивного права и т. д.

За этим терминологическим разнообразием по сути дела ле­жит то, что в теоретически обобщенной и генерализированной фор­ме мы обозначаем как право и закон, их различение и соотно­шение1.

Такое теоретическое различение права и закона не только тер­минологически, но и понятийно, по своему смыслу выступает как общая теория для всех остальных (названных и иных) частных слу­чаев подобного различения и тем самым позволяет понять и выра­зить момент общности и единства в познавательной ориентирован-; ности, в смысловой структуре и предмете различных прошлых и современных философско-правовых учений.

См.: Нерсесяпц B.C. Различение и соотношение права и закона как междисципли-,, нарная проблема// Вопросы философии права. М., 1973. С. 39 — 44; Он же. Право и* закон. М, 1983. Т,,.,,',,,,, ' ........ л. <Л

Раздел I. Общие проблемы философии права

Ведь именно наличие момента такого внутреннего единства оправдывает объединение внешне разноликих учений под общим названием "философия права" и дает содержательное основание для их понимания и толкования в качестве той или иной концепции именно философии права, понимаемой не в виде случайного набора и конгломерата разнородных воззрений, а как предметно опреде­ленной и внутренне единой дисциплины (научной и учебной).

Та или иная концепция правопонимания (в русле определен­ного варианта различения и соотношения права и закона) в пред­метно развитом и содержательно развернутом виде охватывает весь мир права, все правовое в его сущностно-понятийном единст­ве, во всех его определениях и реальных проявлениях.

Бытие права в человеческом мире подразумевает и включает в себя правовую определенность и упорядоченность мира челове­ческого бытия, правовое понимание и правовой подход к основным отношениям, формам, институтам и установлениям в обществен­ной жизни людей.

Этот правовой подход (правовое понимание, толкование, ха­рактеристика, оценка и т. д.) распространяется и на такой осново­полагающий институт общественной жизни людей, как государст­во. Поэтому в предметную область философии права традиционно включаются проблемы философского исследования государства, тематика философии государства.

Это обусловлено уже тем, что государство устанавливает, под­держивает и проводит в жизнь закон, нормы позитивного права, обеспечивает их общеобязательность возможностью применения соответствующего государственного принуждения. Но в поле фило-софско-правового интереса, помимо законодательной, законозащит-ной и иной деятельности государства, находится и целый ряд дру­гих проблем, в числе которых: право и государство, человек — об­щество — государство, правовые формы осуществления функций государства, правовая организация самого государства, государст­во как правовой институт, правовое государство как реализация идеи господства права и т. д.

Различение и соотношение права и закона и представляет со­бой ту предметную сферу и теоретическое пространство, в рамках которого вся эта проблематика правопонимания (от понятия права до правового понимания закона и государства) может быть адек­ватно осмыслена и содержательно развернута в виде последова­тельного философско-правового учения.

Смысл сказанного можно резюмировать следующим образом: предметом философии права является право в его различении и соотношении с законом.

Под углом зрения именно такого понимания предмета данного курса в нем рассматриваются как основные проблемы философии права (общая часть курса), так и различные прошлые и современ-

Глава 1. Предмет и задачи философии права

ные концепции философии права (специальная часть курса, посвя­щенная историческому развитию и современному состоянию фило­софии права).

При этом отбор проблем общей части и философско-правовых концепций в специальной части курса продиктован задачами дос­таточно полного для учебных целей освещения основных моментов предмета философии права.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 453; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.34.237 (0.013 с.)