Часть II. «Социальная философия» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Часть II. «Социальная философия»



1.Предмет и функции социальной философии

2.Основные школы и течения социальной философии

3.Основные методы социальной философии. Особенности отношения субъекта и объекта в познании общественной жизни

4.Материальная и духовная жизнь общества. Понятие материального бытия. Соотношение материального и идеального в жизни общества

5.Структура и содержание духовной жизни общества. Индивидуальное и общественное сознание. Ценности и идеалы

6.Понятие социальной структуры. Социальные статусы и роли. Социальные отношения. Социальные институты. Социальная стратификация

7.Современные теории социальной структуры

8.Научно-техническая революция: сущность, этапы, закономерности развития

9.Взаимосвязь научно-технического и общественного развития

10. Основные последствия и перспективы современного этапа научно-технического прогресса

11. Проблема природы и сущности человека

12. Понятие личности. Человек, индивид, индивидуальность. Личность и общество

13. Проблема смысла человеческой жизни. Будущее человека

14. Естественное и искусственное в человеке и его окружении

15. Основные проблемы философии политики и права

16. Природа и сущность власти

17. Проблема смысла, направленности и законов общественного развития

18. Методологическое значение понятий цивилизации и общественно-экономической формации

19. Современные теории общественного прогресса

20. Глобальные проблемы современности как отличительная черта современного этапа общественного развития

 

3. Тестовые задания

Блок 1. Тесты по истории античной и средневековой философии (темы 1, 2, 3)

Блок 2. Тесты по истории философия Западной Европы эпохи Возрождения и Нового Времени (тема 4)

Блок 3. Тесты по истории Западной философии XIX-ХХ вв. (темы 5, 6)

Блок 4. Тесты по истории отечественной философии (тема 7)

Блок 5. Тесты по теме «Современные философские представления о мире и сознании» (тема 8)

Блок 6. Тесты по проблемам теории познания (тема 9)

Блок 7. Предмет социальной философии, материальная и духовная жизнь общества (темы 11, 12)

Блок 8. Социальная структура общества (тема 13)

Блок 9. Научно-техническая революция: сущность, проблемы, перспективы (тема 14)

Блок 10. Проблема человека в философии (темы 15)

Блок 11. Философские проблемы политики и права (тема 16).

Блок 12. «Актуальные проблемы современного общественного развития (тема 17)

Блок 13. Основные понятия и категории философии (по всему курсу)

Экзаменационные тесты по курсу «Философия» (по всему курсу)

 

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

1) для проведения лекций с использованием презентаций необходимы: ноутбук, проектор, экран;

2) для тестирования по основным разделам курса необходим компьютерный класс на 25

студентов, соответствующее программное обеспечение.

8 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ (МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ):

Эффективность лекционных и практических занятий по курсу «Философия во многом зависит от качества самостоятельной работы студентов, от их самоподготовки.

При подготовке к занятиям студенту необходимо:

· изучить теоретический материал по данной теме (конспект занятия);

· ознакомиться с литературой, рекомендованной в УМК;

· выполнить задания, предложенные преподавателем, к занятию;

· составить перечень вопросов, вызывающих затруднения и обсудить их с преподавателем на занятии;

· заниматься самостоятельным поиском дополнительной литературы по изучаемой теме.

Самостоятельная работа призвана закрепить и активизировать теоретические знания, полученные студентами на лекциях и семинарских занятиях. Часть времени, отведенного на самостоятельную работу должна использоваться на подготовку реферата;

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

№ пп Трудоемкость (всего час.) Разделы (темы) учебной дисциплины Виды организации самостоятельной работы студентов
лекции семинары самостоятельный поиск и изучение литературы  
    Тема 1. Философия, ее предмет и роль в обществе.   1ч. работа с конспектом   3 ч. составление словаря филос. понятий  
    Тема 2. Философия Древнего мира. Античная культура. 1ч. работа с конспектом   3 ч. работа с рефератом  
    Тема 3. Философия средних веков. 1ч. работа с конспектом 2 ч. подготовка к семинару 1 ч. подготовка к тестированию  
    Тема 4. Западноевропейская философия эпохи Возрождения и Нового времени.   1 ч. работа с конспектом   3 ч. работа с рефератом  
    Тема 5. Философская мысль Западной Европы середины и второй половины XIX века.   1ч. 2 ч. подготовка к семинару 1 ч. составление словаря филос. понятий  
    Тема 6. Западная философия ХХ века.   2 ч. 2 ч. подготовка к семинару 2 ч. подготовка к тестированию  
    Тема 7. Отечественная философия XVI-XX вв. 2 ч.   2 ч. составление словаря филос. понятий  
    Тема 8. Современная философия и естественнонаучные представления о мире и сознании. 2 ч. работа с конспектом   4 ч. работа с рефератом  
    Тема 9. Проблема диалектического развития. Законы и категории диалектики. 2 ч. работа с конспектом 4 ч. подготовка к семинару 2 ч. составление словаря филос. понятий  
    Тема 10. Философские проблемы познания и практики. 1 ч. работа с конспектом 2 ч.подготовка к семинару 3 ч. подготовка к тестированию  
    Тема 11. Социальная философия как наука. 1ч. работа с конспектом   3 ч. работа с рефератом  
    Тема 12. Материальная и духовная жизнь общества. 2ч. работа с конспектом   4 ч. работа с рефератом  
    Тема 13. Социальная структура общества. 1ч. работа с конспектом 2 ч. подготовка к семинару 3 ч. подготовка к тестированию  
    Тема 14. Научно-техническая революция: сущность, проблемы, перспективы. 2ч. работа с конспектом   3 ч. работа с рефератом  
    Тема 15. Проблема человека в философии. 2ч. работа с конспектом   4 ч. составление словаря филос. понятий  
    Тема 16. Философские проблемы политики и права. 2ч. работа с конспектом 2 ч. подготовка к семинару 2 ч. подготовка к экзамену  
    Тема 17. Актуальные проблемы современного общественного развития 2ч. работа с конспектом 3 ч. подготовка к семинару 3 ч. подготовка к тестированию  

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

а) основная литература: Часть I. «Философия»

1. Алексеев П.В. Философия: учебник для вузов / П. В. Алексеев, А. В. Панин – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби; Проспект, 2007. - 592 с.

2. Введение в философию / учебное пособие для вузов. - 4-е изд., перераб., доп. - М.: Культурная революция; Республика, 2007 – 623 с.

3. Словарь философских терминов / науч. ред. В.Г. Кузнецова – М.: ИНФРА-М, 2009. - XV1, 731 с. - (Б-ка словарей ИНФРА-М).

4. Спиркин А.Г. Философия: учебник для вузов / А. Г. Спиркин. - 2-е изд. - М.: Гардарики, 2009 - 736с.

5. Философский энциклопедический словарь / ред.-сост. Е.Ф. Губский, Г.В. Кораблева, В.А. Лутченко. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 570 с. - (Б-ка словарей ИНФРА-М).

6. Хрестоматия по философии: учебное пособие для вузов / сост. П.В. Алексеев, А.В. Панин. - 2-е изд., перераб., доп. - М.: ТК Велби, 2007. - 576 с.

б) дополнительная литература:

1. Бердяев Н.А. Смысл истории. М., 1990.

2. Бенедиктов Н.А., Макарычев С.П., Шаталин Е.Н. Русская идея. Очерк развития отечественной философской мысли. Учебное пособие. Н.Новгород, 1993.

3. Вахтомин Н.К. Генезис научного знания. М., 1993.

4. Зотов А.Ф., Мельвиль Ю.К. Западная философия ХХ века. В 2-х т. Т.1. М., 1994

5. Ивашевский Л.И. Абсолютная и относительная истины: противоречия и проблемы. Истина и заблуждение. Диалог мировоззрений. Н.Новгород, ВВАГС, 2003, с.32-35.

6. Ивашевский С.Л. Западная философия 20 века: учебное пособие. Н.Новгород: ВВАГС, 2004 - 106 с.

7. Ивашевский С.Л. Русская философия 19-20 веков: учебное пособие. Н.Новгород: ВВАГС, 2007. - 80 с.

8. Истина и заблуждение. Диалог мировоззрений. Материалы YII Международного научно-богословского симпозиума. – ВВАГС, Н.Новгород, 2003.

9. История западноевропейской философии: Учебное пособие. Отв. Ред. Н. В. Мотрошилова. М., 1998

10. Кутырев В.А. Историческое сознание: прошлые истины или будущие заблуждения. Истина и заблуждение. Диалог мировоззрений. Н.Новгород, ВВАГС, 2003, с.113-114.

11. Кутырев В.А. Философия постмодернизма. Научно-образовательное пособие. Н.Новгород, 2006.

12. Лосский Н. О. История русской философии. М., 2000.

13. Мамардашвили М. Как я понимаю философию. М., 1992.

14. Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей. М., 1991.

15. Миголатьев А. А. Ведущие течения современной западной философии. Социально – гуманитарные знания. 2002. №3. С.84-96.

16. Невлева И. М. Русская философия: Учебное пособие. М., 2000.

17. Платон. Государство. Платон. Собр. соч. в 4 т. М.,1994. т. 3.

18. Сухов А. Д. Столетняя дискуссия: западничество и самобытность в русской философии. – М., 1998.

19. Философия не кончается… Из истории отечественной философии ХХ века / Под ред. В. А. Лекторского. В 2-х кн. – М., 1998.

20. Философы России XIX - XX столетий. Изд. 2-е, 3-е, 4 –е. М., 1995 - 2002.

21. Философия и методология науки. Части I и 2. М, 1994.

22. Шкурко А.В. Наука как социальное явление. Учебное пособие. Н.Новгород, 2010.

 

а) основная литература: Часть II. «Социальная философия»

1. Введение в философию / учебное пособие для вузов. - 4-е изд., перераб., доп. - М.: Культурная революция; Республика, 2007. - 623 с.

2. Гобозов, И.А. Социальная философия: учебник для вузов / И. А. Гобозов. - М.: Академический Проект, 2007. - 352 с.

3. Гринин Л.Е. Философия, социология и теория истории / Л.Е.Гринин. – М.: УРСС, Комкнига, 2007. – 352 с.

4. Словарь философских терминов / науч. ред. В.Г. Кузнецова. - М.: ИНФРА-М, 2009. - XV1, 731 с. - (Б-ка словарей ИНФРА-М).

5. Спиркин А.Г. Философия: учебник для вузов / А. Г. Спиркин. - 2-е изд. - М.: Гардарики, 2009. - 736 с.

6. Философский энциклопедический словарь / ред.-сост. Е.Ф. Губский, Г.В. Кораблева, В.А. Лутченко. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 570 с. - (Б-ка словарей ИНФРА-М).

б) дополнительная литература:

1. Базурина, Е.Н. Особенности российского менталитета: учебное пособие. Н.Новгород: ВВАГС, 2007. - 89 с.

2. Бердяев Н.А. О современном национализме. Философские науки. 1991, №3.

3. Бромлей Ю.В. Этносоциальные процессы: теория, история, современность. М., 1990.

4. Бутенко А.И. Общественный прогресс и его критерии. М., 1992.

5. Володин А.Г. Глобализация: истоки, тенденции, перспективы. Полис. 1999, №5.

6. Воробьев С.А. Современные концепции общественного прогресса. Учебное пособие. Н.Новгород, 2009. – 62 с.

7. Воробьев С.А. Основы социального прогнозирования. Учебное пособие. Н.Новгород, 2008.- 86 с.

8. Государственное устройство и народ. Диалог мировоззрений. Материалы симпозиума. Н.Новгород, 1997.

9. Гумилев Л.Е. Этногенез и биосфера земли. Л., 1989. С.48-73, 169-180, 250-297.

10. Единство и этнокультурное разнообразие мира. Диалог мировоззрений: Материалы международного симпозиума. Н.Новгород, 2001.

11. Ивашевский С.Л. Политическая идеология и образование: опыт и перспективы взаимодействия. Н.Новгород, 2010. – 160 с.

12. Ивашевский, С.Л. Государственная политика в сфере образования: соотношение идеалов и права. Н.Новгород: ВВАГС, 2006. - 132 с.

13. Кутырев В.А. Естественное и искусственное: борьба миров. Н.Новгород, 1994.

14. Мир философии. М., 1991. Т.2. Разд. 5. C.8-I45, Разд.7. С.285-406. Хрестоматия.

15. Пернацкий В.И. Философия политики и права. Н.Новгород, ВВАГС, 2008. – 223 с.

16. Сержантов В.Ф., Гречаный В.В. Человек как предмет философского и естественнонаучного познания. Л., 1990.

17. Смысл человеческой жизни. Диалог мировоззрений. Материалы симпозиума 28-29 мая I991. Н.Новгород, 1992.

18. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.

19. Сорокин П.А. Социальная стратификация и мобильность. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. С.297-424.

20. Тойнби А. Постижение истории. М., 1991.

21. Франк С.Л. Смысл жизни. Вопросы философии, 1990, № 6

22. Чешков М.А. Глобалистика, предмет, проблемы и перспективы. Общественные науки и современность. 1998, №2.

23. Чумаков А.Н. Философия глобальных проблем. М., 2000.

24. Шанин Т. Идея прогресса. Вопросы философии, 1998, №8.

25. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991.

 

в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы

1. Социальная и политическая философия // http://philosophy.ru/library/lib3.html

2. Цифровая библиотека по философии // http://filosof.historic.ru/books/c0017_1.shtml

3. Статьи и книги по социальной философии на сайте журнала «Скепсис» // http://www.scepsis.ru/tags/id_99.html

4. Социальная философия

 

 

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 080100 «Экономика»(квалификация – «бакалавр»).

 

 

Авторы: профессор, доктор философских наук Ивашевский Л.И.

доцент, канд.философских наук Базурина Е.Н.

 

Рецензент: доцент, кандидат философских наук Веряскина А.Н.

Программа одобрена на заседании кафедры философии и политологии Протокол № 6 от 29.06.11.


Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Российская академия народного хозяйства и государственной службы

при Президенте Российской Федерации»

 

Нижегородский институт управления

 

Кафедра теории государства и права и сравнительного правоведения

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«ПРАВО»

НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ

080100 «ЭКОНОМИКА»

 

Квалификация – БАКАЛАВР

Форма обучения – ОЧНАЯ

 

Нижний Новгород

Г.


ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Учебная дисциплина «Право» включена в основную образовательную программу подготовки бакалавров по направлению 080100 «Экономика».

Целями освоения учебной дисциплины «Право» являются овладение теоретическими знаниями и практическими навыками в области правового обеспечения профессиональной деятельности.

Задачами изучения учебной дисциплины «Право» являются:

1. Овладение основными понятиями правоведения, знание основ теории права, конституционного права, гражданского права, трудового правам применительно к сфере профессиональной деятельности.

2. Выработка умений толковать и реализовывать нормы права, грамотно оценивать юридически значимые обстоятельства и квалифицировать юридические факты, совершать разнообразные юридические действия в сфере профессиональной деятельности.

3. Формирование правосознания и правовой культуры, развитие умения мыслить юридическими категориями применительно к сфере профессиональной деятельности.

 

2. МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО

Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки бакалавров «Экономика» учебная дисциплина «Право» включена в базовую часть гуманитарного, социального и экономического цикла.

Учебная дисциплина «Право» тесно связана с дисциплинами гуманитарного, социального и экономического цикла – «История», «Философия», «Социология», «Политология», «Экономическая социология», «Основы социального государства».

Для эффективного изучения учебной дисциплины «Право» студенты должны владеть необходимыми знаниями, умениями и навыками, полученными ими при обучении в средних общеобразовательных учебных заведениях, особенно в рамках изучения таких учебных дисциплин как «История» и «Обществознание».

Знание учебной дисциплины «Право» необходимо для последующего изучения дисциплин профессионального цикла, предусмотренных учебным планом подготовки бакалавра по направлению «Экономика».

Перед началом изучения дисциплины студент должен:

- знать основные закономерности и этапы общественного развития в рамках школьного курса истории, а также основные обществоведческие понятия и категории в рамках школьного курса обществознания;

- уметь пользоваться обществоведческой терминологией, анализировать факты общественной жизни, ориентироваться в социальных процессах;

- владеть навыками восприятия и анализа общественно-политических и социально-экономических процессов.

 

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Изучив учебную дисциплину «Право» студент должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);

способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем (ОК-4).

умеет использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-5);

готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-7);

способен к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-9);

осознаёт социальную значимости своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-11);

В результате освоения дисциплины «Право» студент должен:

· знать основные нормативные правовые акты применительно к сфере профессиональной деятельности;

· уметь: ориентироваться в системе законодательства и нормативных правовых актов, регламентирующих сферу профессиональной деятельности; использовать правовые нормы в профессиональной и общественной деятельности; применять на практике полученные знания в области правового обеспечения профессиональной деятельности; профессионально анализировать явления и процессы государственно-правового характера; выражать и аргументировать личную позицию;

· владеть навыками толкования и реализации норм права, составления правовых документов.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы – 72 часа.

Таблица 1

Структура учебной дисциплины

№ п/п Разделы (темы) учебной дисциплины Семестр Виды учебной деятельности, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости по темам
      Лек-ции Семи-нары Прак. занятия Самост. работа  
  Тема 1. Основы теории права 2.1         Опрос, доклады, тестирование
  Тема 2. Основы конституционного права 2.1         Опрос, доклады, тестирование
  Тема 3. Основы гражданского права. 2.2         Опрос, доклады, тестирование, решение задач
  Тема 4. Основы трудового права 2.2         Опрос, доклады, тестирование, решение задач
  Итого – 72 часа            

Форма итогового контроля – зачёт.

 

Содержание учебной дисциплины

ТЕМА 1. Основы теории права

Понятие, признаки, сущность и социальное назначение права. Нормы права: понятие, признаки, виды, структура. Формы (источники) права: понятие, виды. Нормативный правовой акт: понятие, признаки, виды. Действие нормативных правовых актов во времени, пространстве и по кругу лиц. Система права: понятие, элементы. Предмет и метод правового регулирования. Система законодательства.

Правоотношение: понятие, признаки, виды. Состав правоотношения: понятие, элементы. Юридический факт: понятие, признаки, виды. Реализация права: понятие, формы. Применение права: понятие, признаки, виды, стадии, требования. Акты применения права: понятие, признаки, структура, виды. Толкование норм права: понятие, способы, виды, акты.

Правомерное поведение: понятие, признаки, виды.Правонарушение: понятие, признаки, виды, состав. Юридическая ответственность: понятие, признаки, цели, функции, принципы, виды. 3аконность: понятие, принципы, гарантии. Правопорядок: понятие, признаки, соотношение с законностью и общественным порядком.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 282; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.39.74 (0.096 с.)