Основы социального государства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основы социального государства



 

Направление подготовки

 

080100 ЭКОНОМИКА

 

Квалификация (степень) выпускника

 

Бакалавр

 

 

Форма обучения

 

очная

 

 

Нижний Новгород


ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Цели освоения учебной дисциплины:

-обеспечить студентов знаниями о природе социального государства, политических отношениях и политическом процессе, обеспечивающих реализацию концепции социального государства в современных условиях;

- дать представления о теоретических и историко-политических этапах становления представлений и социальном государстве и о методах его строительства в сравнительной перспективе:

Задачи освоения учебной дисциплины:

-дать студентам знания о теоретико-методологических основах становления концепции социального государства, о признаках социального государства;

-ознакомить студентов с особенностями и закономерностями функционирования моделей социального государства в разных странах мира и его становления в современной России;

- дать студентам знания об индикаторах состояния социального государства, формах публичного контроля и участия;

-сформировать у студентов навыки политического анализа современных процессов и отношений в поле становления социального государства в России;

-обеспечить усвоение студентами базового понятийного аппарата, сформировать у студентов умение прикладного использования теоретических знаний об основах социального государства.

 

2. МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО

В1.06 «Основы социального государства» является элементом вариативной части гуманитарного, социального и экономического цикла дисциплин, изучается на первом курсе, на протяжении 1 семестра (1.1).

Дисциплины, на которых базируется данная дисциплина:

-Курс обществоведения средней школы;

-Курс истории средней школы.

Дисциплины, для которых данная дисциплина является предшествующей:

-Макроэкономика.

-Эконометрика;

-Статистика;

-Экономика труда;

-Экономика общественного сектора.

 

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

-способен понимать движущие силы и закономерности исторического процесса;

события и процессы экономической истории; место и роль своей страны в истории

человечества и в современном мире (ОК-3);

-способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем (ОК-4);

-осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой

мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-11);

-владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения,

переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления

информацией, способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-13);

- понимание природы социальной политики государства, механизмов её реализации в России.

 

 

В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать:

- основные понятия, модели социального государства;

- основные этапы становления социального государства в России и в мире;

- социо-культурную основу социального государства;

- основные принципы научного анализа практики становления социального государства в России.

 

Уметь:

- применять в практике политологического анализа теоретические концепты и понятия, характеризующие социальное государство;

- анализировать теоретические основы актуальных программ, заявлений, выступлений, практик, связанных с вопросами социального государства;

- использовать знания становления социального государства в России для разработки рекомендаций и политического консультирования;

- создавать, редактировать аналитические тексты и презентации по вопросам социального государства;

- выполнять поиск информации по вопросам социального государства, в т.ч. в глобальной сети Internet.

 

3) Владеть / быть в состоянии продемонстрировать:

- содержанием и глоссарием основных теоретических представлений о социальном государстве;

- способность применять знания о социальном государстве в экспертно-аналитической практике;

- способность анализировать, прогнозировать процессы становления социального государства в современной России.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы (1 з.е. = 36 часов), 72 часа.

№ п/п Разделы (темы) учебной дисциплины Семестр Виды учебной деятельности, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости по темам. Форма(ы) аттестации по дисциплине
      Лек-ции Семи-нары Прак. заняти Самост. Работа  
  Тема 1.Социальное государство и его миссия в историческом процессе 1.1         Опрос по теме 1
  Тема 2. Становление идей о социальном государстве в мировой науке 1.1          
  Тема 3. Утопические концепции социального государства 1.1         Опрос по теме 3
  Тема 4. Социалистические концепции социального государства 1.1         Опрос по теме 3.
  Тема 5. Социальные основы устойчивости социального государства 1.1         Опрос по теме 5. тест по теме 1-5 (2 час).
  Тема 6. Международный опыт построения социального государства 1.1         Опрос по теме 6.
  Тема 7. Особенности становления социального государства в современной России 1.1         Опрос по теме 7, тест по теме 6-7 (2 час.)
  Всего 72 часа         42 (в т.ч. ИРС – 3 ч.  

Форма итогового контроля: зачёт.

Содержание учебной дисциплины

Тема 1.Социальное государство и его миссия в историческом процессе.

Определение понятия «социальное государство», социально, экономически, технологически ориентированное государство, особенность миссии социального государства, социальное государство и демократия, конституционная основа России как социального государства; социальная политика, социальная структура общества и цели социального государства.

Тема 2. Становление идей о социальном государстве в мировой науке.

Развитие идей о социальном государстве в русле представлений о социальном равенстве, свободе, социальном мире, благополучии, правах человека, правовых отношениях; светские и религиозные платформы понимания природы социального государства; утопические и реалистические представления о социальном государстве; эволюционные и революционные теории становления социального государства; социализм как форма социального государства, разнообразие представлений о социализме.

Тема 5. Социальные основы устойчивости социального государства.

Политические ресурсы, социальная стратификация, диверсификация экономики, демократическая политическая система как основы устойчивости социального государства; средний класс, институты политического представительства и социальное государство; историческое наследие, культура и социальное государство; дерево целей социальной политики, социальные последствия деятельности социального государства. Проблемы демилитаризации, мультикультурализма, мультиконфессиональности, «переменного» гражданства в современном обществе как вызовы социальному государству.

Тема 6. Международный опыт построения социального государства.

Разнообразие форм социального государства в современном мире; Опыт социального государства в СССР; Скандинавский опыт социального государства (Швеция, Норвегия); опыт социального государства в арабском мире (Саудовская Аравия, ОАЭ); опыт социального государства в Китае; опыт социального государства Латинской Америки (Куба, Венесуэла).

Тема 7. Особенности становления социального государства в современной России.

Изменение политики социальных приоритетов в период перестройки и первого десятилетия становления России как независимого государства; особенности изменений социальной структуры, социально-экономическая стратификация современной России; соотношение электоральной политики и социальной политики; основные проблемы актуальной социальной политики: демографическая динамика, структура рынка труда, структура рынка образования, городская социальная инфраструктура; проблемы становления «среднего класса»; оценка политических ресурсов становления социального государства.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Работа со студентами в рамках часов, отведенных учебным планом в качестве аудиторного фонда, проводится в виде лекционных и практических занятий.

  Разделы темы (учебной дисциплины) Образовательные технологии, используемые при реализации каждого вида учебной работы
Лекции Семинары Практические занятия
  Тема 1.Социальное государство и его миссия в историческом процессе Классическая лекция Семинар-диалог    
  Тема 2. Становление идей о социальном государстве в мировой науке Классическая лекция    
  Тема 3. Утопические концепции социального государства Лекция-диалог Семинар работы с перво-источниками  
  Тема 4. Социалистические концепции социального государства Лекция-диалог Семинар работы с перво-источниками  
  Тема 5. Социальные основы устойчивости социального государства Лекция-визуализация Семинар-диалог  
  Тема 6. Международный опыт построения социального государства Лекция-диалог   Разбор конкретных практических ситуаций
  Тема 7. Особенности становления социального государства в современной России Лекция-диалог   Написание творческих экспресс-эссе, подготовка к зачёту

 

Самостоятельная работа студентов строится на основе использования дистанционных технологий обучения, при котором образовательные ресурсы разрабатываются на базе множества разнообразных средств:

- Печатные материалы

- Электронные лекции

- Аудио- и видео материалы

- Электронные журналы

- Удаленный доступ к программным средствам

ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Эссе, рефераты, контрольные вопросы итогового экзамена и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Для проведения лекционных занятий необходимо наличие класса, оборудованного для применения PowerPoint презентаций, для тестирования – компьютерный класс с сервером (преподавательским компьютером) с предустановленной службой VNC-сервер и возможностью терминального доступа к серверам с предустановленным программным обеспечением для курса.

Для проведения семинарских занятий необходимо следующее материально-техническое и программное обеспечение:

1. Сервер, работающий под управлением операционной системы Windows Server 2003 (2008) c предустановленным программным обеспечением:

- Процессор электронных таблиц (к примеру —OpenOffice.org Calc или MS Excel)

- Текстовый редактор (к примеру — из пакета OpenOffice.org Writer или MSWord)

- Инструментальное средство подготовки презентаций (к примеру — из пакета OpenOffice.org Impress или MS Power Point)

- Web-браузер Internet Explorer (версии не ниже 8.0)

2. Компьютерный класс с возможностью доступа к ресурсам Internet.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

 

Организация самостоятельной работы студентов

  Трудо-ёмкость (всего часов) Разделы темы (учебной дисциплины) Виды организации самостоятельной работы студентов
Лекции Семинары Практические занятия
    Введение в теорию территориального управления в политике Проработка учебного материала лекции Подготовка с семинарскому занятию  
    Исторические основы становления территориального управления в России Проработка учебного материала лекции Подготовка с семинарскому занятию  
    Теоретические основы территориального управления Проработка учебного материала лекции Подготовка с семинарскому занятию  
    Политико-правовые основы территориального управления в России Проработка учебного материала лекции Подготовка с семинарскому занятию Изучение законов по теме 4.
    Экономико-географические основы территориального управления в России Проработка учебного материала лекции Подготовка с семинарскому занятию  
    Современная структура территориального управления в России Проработка учебного материала лекции Подготовка с семинарскому занятию Самосто-ятельное изучение источников по теме 6.
    Современные тенденции изменения территориального управления в России     Самосто-ятельный поиск и изучение источников по теме 7.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Основная литература:

Гаджиев, К.С. Политология (базовый курс): учебник / К. С. Гаджиев. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Высшее образование; Юрайт-Издат, 2009.

Дахин А.В. Система государственной власти в России: феноменологический транзит // Полис. М., 2006. № 3. С.29-41.

Денисова И.П., Клиновенко Л.Р. Социальная политика: Учебник. Ростов н/Д: Феникс, 2007.

Обзор социальной политики в России. Начало 2000-х. / Под ред. Т.М. Малевой. М.: Независимый институт социальной политики. 2007.

Политология:[Электронный ресурс]: электронный учебник / [А.Ю. Мельвиль и др.]. - М.: ТК Велби; Проспект; КноРус, 2009.

Политология. Учебник. / А.Ю. Мельвиль, Т.А. Алексеева, К.П.Боришполец и др. М.: МГИМО(У), 2011.

Политология: Хрестоматия / сост. О.В. Агеев. - Н.Новгород: ВВАГС. 2006.

Сидорина Т.Ю. Социальный капитал и социальная политика // Журнал исследований социальной политики. 2007. Том.5. № 2. С.319-334. Режим доступа: http://ecsocman.edu.ru/data/924/627/1219/sidorina_socialnyj_kapital.PDF

Чирикова А.Е. Социальные реформы в современной России: в оценках региональных лидеров. М.: ИС РАН. 2007. Режим доступа: http://www.isras.ru/files/File/Socis/2007-11/chirikiva.pdf

Щукина Н.П. Социальная политика трансформирующегося российского общества в преломлении социальных практик ее участников // Журнал исследований социальной политики. 2008. Т. 6. № 3. С. 295-318.

Дополнительная литература:

Абалкин Л.И. Социализм // Большая Советская энциклопедия. М., 2001.

Балабанова Е.С. Социально-экономическая зависимость: теория, история и современность: Монография / Науч. ред. З.Х.Саралиева. Н.Новгород: Изд-во Нижегородского госуниверситета им. Н.И.Лобачевского, 2004.

Балабанова Е.С. Экономические основания социальной власти: теоретическая модель социально-экономической зависимости // Социологические исследования. №1. 2006.

С. А. Белановский, М. Э. Дмитриев, С. Г. Мисихина. Средний класс в рентоориентированной экономике: почему Москва перестала быть Россией? // SPERO. № 13. Осень-зима. 2010. Режим доступа: http://spero.socpol.ru/current.shtml

Бизнес как субъект социальной политики: должник, благодетель, партнер? / А.Е. Чирикова, Н.Ю. Лапина, Л.С. Шилова, С.В. Шишкин (отв. ред.) Независимый институт социальной политики. М.: ГУ-ВШЭ, 2005.

Конституция РФ. 2003 г.

Логинов А.В. Социальная политика современной России в контексте цикличности политического процесса. Саранск: Изд-во Мордовского гос.ун-та. 2009.

Общественное участие в бюджетном процессе на Северо-Западе России. / Под ред М.Б. Горного. СПб.: Норма. 2002.

Рукавишников В., Холман Л., Эстер П. Политические культуры и социальные изменения. Международные сравнения. М.: «Совпадение». 1998.

Социальная теория. Социальная политика. Социальная работа: Сб. науч. статей / Отв. ред. Е.В. Жижко. Красноярск: Краснояр. гос. ун-т, 2001. Вып. 2.

Социальная политика: реалии XXI века. Выпуск 3: GP3/2007. Сборник работ грантополучателей Пятого тура конкурса «Социальная политика в российских регионах (в свете разграничения бюджетных полномочий и реформы местного самоуправления)» — М.: Независимый институт социальной политики. 2007.

Средние классы в России: экономические и социальные стратегии / Т.М. Малева – ред. М.: Гендальф, 2003.

Утопия и утопическое мышление. Антология зарубежной литературы. М.: Прогресс. 1991.

Якунин В.И., Роик В.Д., Сулакшин С.С. Социальное измерение государственной экономической политики. М.: Научный эксперт, Экономика. 2007.

 

Интернет-источники:

Журнал исследований социальной политики. Режим доступа: http://ecsocman.edu.ru/jsps/about.html

Социальная политика: экспертиза, рекомендации, обзоры. Режим доступа: http://spero.socpol.ru

Стратегия развития Нижегородской области до 2020 г. Режим доступа: http://www.government.nnov.ru/?id=14488

Независимый институт социальной политики. Режим доступа: http://www.socpol.ru/publications/book17.shtml

Шумпетер Й. Капитализм, социализм и демократия. Режим доступа: http://www.gumfak.ru/polit_html/shumpeter/content.shtml

 

 

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки « Экономика»(квалификация – «бакалавр»).

 

Автор: д.ф.н., проф., Дахин А.В.

Рецензент: д.полит.н., проф., Каптерев С.Е.

 

Программа одобрена на заседании кафедры протокол №6 от 29.06.11


Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Российская академия народного хозяйства и государственной службы

при Президенте Российской Федерации»

 

Нижегородский институт управления

 

Рабочая программа учебной дисциплины

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 250; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.252.8 (0.064 с.)