Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву
Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основы социального государстваСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Направление подготовки
080100 ЭКОНОМИКА
Квалификация (степень) выпускника
Бакалавр
Форма обучения
очная
Нижний Новгород ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Цели освоения учебной дисциплины: -обеспечить студентов знаниями о природе социального государства, политических отношениях и политическом процессе, обеспечивающих реализацию концепции социального государства в современных условиях; - дать представления о теоретических и историко-политических этапах становления представлений и социальном государстве и о методах его строительства в сравнительной перспективе: Задачи освоения учебной дисциплины: -дать студентам знания о теоретико-методологических основах становления концепции социального государства, о признаках социального государства; -ознакомить студентов с особенностями и закономерностями функционирования моделей социального государства в разных странах мира и его становления в современной России; - дать студентам знания об индикаторах состояния социального государства, формах публичного контроля и участия; -сформировать у студентов навыки политического анализа современных процессов и отношений в поле становления социального государства в России; -обеспечить усвоение студентами базового понятийного аппарата, сформировать у студентов умение прикладного использования теоретических знаний об основах социального государства.
2. МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО В1.06 «Основы социального государства» является элементом вариативной части гуманитарного, социального и экономического цикла дисциплин, изучается на первом курсе, на протяжении 1 семестра (1.1). Дисциплины, на которых базируется данная дисциплина: -Курс обществоведения средней школы; -Курс истории средней школы. Дисциплины, для которых данная дисциплина является предшествующей: -Макроэкономика. -Эконометрика; -Статистика; -Экономика труда; -Экономика общественного сектора.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: -способен понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; события и процессы экономической истории; место и роль своей страны в истории человечества и в современном мире (ОК-3); -способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем (ОК-4); -осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-11); -владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией, способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-13); - понимание природы социальной политики государства, механизмов её реализации в России.
В результате освоения дисциплины студент должен: Знать: - основные понятия, модели социального государства; - основные этапы становления социального государства в России и в мире; - социо-культурную основу социального государства; - основные принципы научного анализа практики становления социального государства в России.
Уметь: - применять в практике политологического анализа теоретические концепты и понятия, характеризующие социальное государство; - анализировать теоретические основы актуальных программ, заявлений, выступлений, практик, связанных с вопросами социального государства; - использовать знания становления социального государства в России для разработки рекомендаций и политического консультирования; - создавать, редактировать аналитические тексты и презентации по вопросам социального государства; - выполнять поиск информации по вопросам социального государства, в т.ч. в глобальной сети Internet.
3) Владеть / быть в состоянии продемонстрировать: - содержанием и глоссарием основных теоретических представлений о социальном государстве; - способность применять знания о социальном государстве в экспертно-аналитической практике; - способность анализировать, прогнозировать процессы становления социального государства в современной России. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы (1 з.е. = 36 часов), 72 часа.
Форма итогового контроля: зачёт. Содержание учебной дисциплины Тема 1.Социальное государство и его миссия в историческом процессе. Определение понятия «социальное государство», социально, экономически, технологически ориентированное государство, особенность миссии социального государства, социальное государство и демократия, конституционная основа России как социального государства; социальная политика, социальная структура общества и цели социального государства. Тема 2. Становление идей о социальном государстве в мировой науке. Развитие идей о социальном государстве в русле представлений о социальном равенстве, свободе, социальном мире, благополучии, правах человека, правовых отношениях; светские и религиозные платформы понимания природы социального государства; утопические и реалистические представления о социальном государстве; эволюционные и революционные теории становления социального государства; социализм как форма социального государства, разнообразие представлений о социализме. Тема 5. Социальные основы устойчивости социального государства. Политические ресурсы, социальная стратификация, диверсификация экономики, демократическая политическая система как основы устойчивости социального государства; средний класс, институты политического представительства и социальное государство; историческое наследие, культура и социальное государство; дерево целей социальной политики, социальные последствия деятельности социального государства. Проблемы демилитаризации, мультикультурализма, мультиконфессиональности, «переменного» гражданства в современном обществе как вызовы социальному государству. Тема 6. Международный опыт построения социального государства. Разнообразие форм социального государства в современном мире; Опыт социального государства в СССР; Скандинавский опыт социального государства (Швеция, Норвегия); опыт социального государства в арабском мире (Саудовская Аравия, ОАЭ); опыт социального государства в Китае; опыт социального государства Латинской Америки (Куба, Венесуэла). Тема 7. Особенности становления социального государства в современной России. Изменение политики социальных приоритетов в период перестройки и первого десятилетия становления России как независимого государства; особенности изменений социальной структуры, социально-экономическая стратификация современной России; соотношение электоральной политики и социальной политики; основные проблемы актуальной социальной политики: демографическая динамика, структура рынка труда, структура рынка образования, городская социальная инфраструктура; проблемы становления «среднего класса»; оценка политических ресурсов становления социального государства. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ Работа со студентами в рамках часов, отведенных учебным планом в качестве аудиторного фонда, проводится в виде лекционных и практических занятий.
Самостоятельная работа студентов строится на основе использования дистанционных технологий обучения, при котором образовательные ресурсы разрабатываются на базе множества разнообразных средств: - Печатные материалы - Электронные лекции - Аудио- и видео материалы - Электронные журналы - Удаленный доступ к программным средствам ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Эссе, рефераты, контрольные вопросы итогового экзамена и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Для проведения лекционных занятий необходимо наличие класса, оборудованного для применения PowerPoint презентаций, для тестирования – компьютерный класс с сервером (преподавательским компьютером) с предустановленной службой VNC-сервер и возможностью терминального доступа к серверам с предустановленным программным обеспечением для курса. Для проведения семинарских занятий необходимо следующее материально-техническое и программное обеспечение: 1. Сервер, работающий под управлением операционной системы Windows Server 2003 (2008) c предустановленным программным обеспечением: - Процессор электронных таблиц (к примеру —OpenOffice.org Calc или MS Excel) - Текстовый редактор (к примеру — из пакета OpenOffice.org Writer или MSWord) - Инструментальное средство подготовки презентаций (к примеру — из пакета OpenOffice.org Impress или MS Power Point) - Web-браузер Internet Explorer (версии не ниже 8.0) 2. Компьютерный класс с возможностью доступа к ресурсам Internet. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
Организация самостоятельной работы студентов
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Основная литература: Гаджиев, К.С. Политология (базовый курс): учебник / К. С. Гаджиев. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Высшее образование; Юрайт-Издат, 2009. Дахин А.В. Система государственной власти в России: феноменологический транзит // Полис. М., 2006. № 3. С.29-41. Денисова И.П., Клиновенко Л.Р. Социальная политика: Учебник. Ростов н/Д: Феникс, 2007. Обзор социальной политики в России. Начало 2000-х. / Под ред. Т.М. Малевой. М.: Независимый институт социальной политики. 2007. Политология:[Электронный ресурс]: электронный учебник / [А.Ю. Мельвиль и др.]. - М.: ТК Велби; Проспект; КноРус, 2009. Политология. Учебник. / А.Ю. Мельвиль, Т.А. Алексеева, К.П.Боришполец и др. М.: МГИМО(У), 2011. Политология: Хрестоматия / сост. О.В. Агеев. - Н.Новгород: ВВАГС. 2006. Сидорина Т.Ю. Социальный капитал и социальная политика // Журнал исследований социальной политики. 2007. Том.5. № 2. С.319-334. Режим доступа: http://ecsocman.edu.ru/data/924/627/1219/sidorina_socialnyj_kapital.PDF Чирикова А.Е. Социальные реформы в современной России: в оценках региональных лидеров. М.: ИС РАН. 2007. Режим доступа: http://www.isras.ru/files/File/Socis/2007-11/chirikiva.pdf Щукина Н.П. Социальная политика трансформирующегося российского общества в преломлении социальных практик ее участников // Журнал исследований социальной политики. 2008. Т. 6. № 3. С. 295-318. Дополнительная литература: Абалкин Л.И. Социализм // Большая Советская энциклопедия. М., 2001. Балабанова Е.С. Социально-экономическая зависимость: теория, история и современность: Монография / Науч. ред. З.Х.Саралиева. Н.Новгород: Изд-во Нижегородского госуниверситета им. Н.И.Лобачевского, 2004. Балабанова Е.С. Экономические основания социальной власти: теоретическая модель социально-экономической зависимости // Социологические исследования. №1. 2006. С. А. Белановский, М. Э. Дмитриев, С. Г. Мисихина. Средний класс в рентоориентированной экономике: почему Москва перестала быть Россией? // SPERO. № 13. Осень-зима. 2010. Режим доступа: http://spero.socpol.ru/current.shtml Бизнес как субъект социальной политики: должник, благодетель, партнер? / А.Е. Чирикова, Н.Ю. Лапина, Л.С. Шилова, С.В. Шишкин (отв. ред.) Независимый институт социальной политики. М.: ГУ-ВШЭ, 2005. Конституция РФ. 2003 г. Логинов А.В. Социальная политика современной России в контексте цикличности политического процесса. Саранск: Изд-во Мордовского гос.ун-та. 2009. Общественное участие в бюджетном процессе на Северо-Западе России. / Под ред М.Б. Горного. СПб.: Норма. 2002. Рукавишников В., Холман Л., Эстер П. Политические культуры и социальные изменения. Международные сравнения. М.: «Совпадение». 1998. Социальная теория. Социальная политика. Социальная работа: Сб. науч. статей / Отв. ред. Е.В. Жижко. Красноярск: Краснояр. гос. ун-т, 2001. Вып. 2. Социальная политика: реалии XXI века. Выпуск 3: GP3/2007. Сборник работ грантополучателей Пятого тура конкурса «Социальная политика в российских регионах (в свете разграничения бюджетных полномочий и реформы местного самоуправления)» — М.: Независимый институт социальной политики. 2007. Средние классы в России: экономические и социальные стратегии / Т.М. Малева – ред. М.: Гендальф, 2003. Утопия и утопическое мышление. Антология зарубежной литературы. М.: Прогресс. 1991. Якунин В.И., Роик В.Д., Сулакшин С.С. Социальное измерение государственной экономической политики. М.: Научный эксперт, Экономика. 2007.
Интернет-источники: Журнал исследований социальной политики. Режим доступа: http://ecsocman.edu.ru/jsps/about.html Социальная политика: экспертиза, рекомендации, обзоры. Режим доступа: http://spero.socpol.ru Стратегия развития Нижегородской области до 2020 г. Режим доступа: http://www.government.nnov.ru/?id=14488 Независимый институт социальной политики. Режим доступа: http://www.socpol.ru/publications/book17.shtml Шумпетер Й. Капитализм, социализм и демократия. Режим доступа: http://www.gumfak.ru/polit_html/shumpeter/content.shtml
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки « Экономика»(квалификация – «бакалавр»).
Автор: д.ф.н., проф., Дахин А.В. Рецензент: д.полит.н., проф., Каптерев С.Е.
Программа одобрена на заседании кафедры протокол №6 от 29.06.11 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»
Нижегородский институт управления
Рабочая программа учебной дисциплины
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 385; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 216.73.216.108 (0.009 с.) |