Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основы социального государстваСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Направление подготовки
080100 ЭКОНОМИКА
Квалификация (степень) выпускника
Бакалавр
Форма обучения
очная
Нижний Новгород ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Цели освоения учебной дисциплины: -обеспечить студентов знаниями о природе социального государства, политических отношениях и политическом процессе, обеспечивающих реализацию концепции социального государства в современных условиях; - дать представления о теоретических и историко-политических этапах становления представлений и социальном государстве и о методах его строительства в сравнительной перспективе: Задачи освоения учебной дисциплины: -дать студентам знания о теоретико-методологических основах становления концепции социального государства, о признаках социального государства; -ознакомить студентов с особенностями и закономерностями функционирования моделей социального государства в разных странах мира и его становления в современной России; - дать студентам знания об индикаторах состояния социального государства, формах публичного контроля и участия; -сформировать у студентов навыки политического анализа современных процессов и отношений в поле становления социального государства в России; -обеспечить усвоение студентами базового понятийного аппарата, сформировать у студентов умение прикладного использования теоретических знаний об основах социального государства.
2. МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО В1.06 «Основы социального государства» является элементом вариативной части гуманитарного, социального и экономического цикла дисциплин, изучается на первом курсе, на протяжении 1 семестра (1.1). Дисциплины, на которых базируется данная дисциплина: -Курс обществоведения средней школы; -Курс истории средней школы. Дисциплины, для которых данная дисциплина является предшествующей: -Макроэкономика. -Эконометрика; -Статистика; -Экономика труда; -Экономика общественного сектора.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: -способен понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; события и процессы экономической истории; место и роль своей страны в истории человечества и в современном мире (ОК-3); -способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем (ОК-4); -осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-11); -владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией, способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-13); - понимание природы социальной политики государства, механизмов её реализации в России.
В результате освоения дисциплины студент должен: Знать: - основные понятия, модели социального государства; - основные этапы становления социального государства в России и в мире; - социо-культурную основу социального государства; - основные принципы научного анализа практики становления социального государства в России.
Уметь: - применять в практике политологического анализа теоретические концепты и понятия, характеризующие социальное государство; - анализировать теоретические основы актуальных программ, заявлений, выступлений, практик, связанных с вопросами социального государства; - использовать знания становления социального государства в России для разработки рекомендаций и политического консультирования; - создавать, редактировать аналитические тексты и презентации по вопросам социального государства; - выполнять поиск информации по вопросам социального государства, в т.ч. в глобальной сети Internet.
3) Владеть / быть в состоянии продемонстрировать: - содержанием и глоссарием основных теоретических представлений о социальном государстве; - способность применять знания о социальном государстве в экспертно-аналитической практике; - способность анализировать, прогнозировать процессы становления социального государства в современной России. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы (1 з.е. = 36 часов), 72 часа.
Форма итогового контроля: зачёт. Содержание учебной дисциплины Тема 1.Социальное государство и его миссия в историческом процессе. Определение понятия «социальное государство», социально, экономически, технологически ориентированное государство, особенность миссии социального государства, социальное государство и демократия, конституционная основа России как социального государства; социальная политика, социальная структура общества и цели социального государства. Тема 2. Становление идей о социальном государстве в мировой науке. Развитие идей о социальном государстве в русле представлений о социальном равенстве, свободе, социальном мире, благополучии, правах человека, правовых отношениях; светские и религиозные платформы понимания природы социального государства; утопические и реалистические представления о социальном государстве; эволюционные и революционные теории становления социального государства; социализм как форма социального государства, разнообразие представлений о социализме. Тема 5. Социальные основы устойчивости социального государства. Политические ресурсы, социальная стратификация, диверсификация экономики, демократическая политическая система как основы устойчивости социального государства; средний класс, институты политического представительства и социальное государство; историческое наследие, культура и социальное государство; дерево целей социальной политики, социальные последствия деятельности социального государства. Проблемы демилитаризации, мультикультурализма, мультиконфессиональности, «переменного» гражданства в современном обществе как вызовы социальному государству. Тема 6. Международный опыт построения социального государства. Разнообразие форм социального государства в современном мире; Опыт социального государства в СССР; Скандинавский опыт социального государства (Швеция, Норвегия); опыт социального государства в арабском мире (Саудовская Аравия, ОАЭ); опыт социального государства в Китае; опыт социального государства Латинской Америки (Куба, Венесуэла). Тема 7. Особенности становления социального государства в современной России. Изменение политики социальных приоритетов в период перестройки и первого десятилетия становления России как независимого государства; особенности изменений социальной структуры, социально-экономическая стратификация современной России; соотношение электоральной политики и социальной политики; основные проблемы актуальной социальной политики: демографическая динамика, структура рынка труда, структура рынка образования, городская социальная инфраструктура; проблемы становления «среднего класса»; оценка политических ресурсов становления социального государства. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ Работа со студентами в рамках часов, отведенных учебным планом в качестве аудиторного фонда, проводится в виде лекционных и практических занятий.
Самостоятельная работа студентов строится на основе использования дистанционных технологий обучения, при котором образовательные ресурсы разрабатываются на базе множества разнообразных средств: - Печатные материалы - Электронные лекции - Аудио- и видео материалы - Электронные журналы - Удаленный доступ к программным средствам ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Эссе, рефераты, контрольные вопросы итогового экзамена и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Для проведения лекционных занятий необходимо наличие класса, оборудованного для применения PowerPoint презентаций, для тестирования – компьютерный класс с сервером (преподавательским компьютером) с предустановленной службой VNC-сервер и возможностью терминального доступа к серверам с предустановленным программным обеспечением для курса. Для проведения семинарских занятий необходимо следующее материально-техническое и программное обеспечение: 1. Сервер, работающий под управлением операционной системы Windows Server 2003 (2008) c предустановленным программным обеспечением: - Процессор электронных таблиц (к примеру —OpenOffice.org Calc или MS Excel) - Текстовый редактор (к примеру — из пакета OpenOffice.org Writer или MSWord) - Инструментальное средство подготовки презентаций (к примеру — из пакета OpenOffice.org Impress или MS Power Point) - Web-браузер Internet Explorer (версии не ниже 8.0) 2. Компьютерный класс с возможностью доступа к ресурсам Internet. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
Организация самостоятельной работы студентов
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Основная литература: Гаджиев, К.С. Политология (базовый курс): учебник / К. С. Гаджиев. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Высшее образование; Юрайт-Издат, 2009. Дахин А.В. Система государственной власти в России: феноменологический транзит // Полис. М., 2006. № 3. С.29-41. Денисова И.П., Клиновенко Л.Р. Социальная политика: Учебник. Ростов н/Д: Феникс, 2007. Обзор социальной политики в России. Начало 2000-х. / Под ред. Т.М. Малевой. М.: Независимый институт социальной политики. 2007. Политология:[Электронный ресурс]: электронный учебник / [А.Ю. Мельвиль и др.]. - М.: ТК Велби; Проспект; КноРус, 2009. Политология. Учебник. / А.Ю. Мельвиль, Т.А. Алексеева, К.П.Боришполец и др. М.: МГИМО(У), 2011. Политология: Хрестоматия / сост. О.В. Агеев. - Н.Новгород: ВВАГС. 2006. Сидорина Т.Ю. Социальный капитал и социальная политика // Журнал исследований социальной политики. 2007. Том.5. № 2. С.319-334. Режим доступа: http://ecsocman.edu.ru/data/924/627/1219/sidorina_socialnyj_kapital.PDF Чирикова А.Е. Социальные реформы в современной России: в оценках региональных лидеров. М.: ИС РАН. 2007. Режим доступа: http://www.isras.ru/files/File/Socis/2007-11/chirikiva.pdf Щукина Н.П. Социальная политика трансформирующегося российского общества в преломлении социальных практик ее участников // Журнал исследований социальной политики. 2008. Т. 6. № 3. С. 295-318. Дополнительная литература: Абалкин Л.И. Социализм // Большая Советская энциклопедия. М., 2001. Балабанова Е.С. Социально-экономическая зависимость: теория, история и современность: Монография / Науч. ред. З.Х.Саралиева. Н.Новгород: Изд-во Нижегородского госуниверситета им. Н.И.Лобачевского, 2004. Балабанова Е.С. Экономические основания социальной власти: теоретическая модель социально-экономической зависимости // Социологические исследования. №1. 2006. С. А. Белановский, М. Э. Дмитриев, С. Г. Мисихина. Средний класс в рентоориентированной экономике: почему Москва перестала быть Россией? // SPERO. № 13. Осень-зима. 2010. Режим доступа: http://spero.socpol.ru/current.shtml Бизнес как субъект социальной политики: должник, благодетель, партнер? / А.Е. Чирикова, Н.Ю. Лапина, Л.С. Шилова, С.В. Шишкин (отв. ред.) Независимый институт социальной политики. М.: ГУ-ВШЭ, 2005. Конституция РФ. 2003 г. Логинов А.В. Социальная политика современной России в контексте цикличности политического процесса. Саранск: Изд-во Мордовского гос.ун-та. 2009. Общественное участие в бюджетном процессе на Северо-Западе России. / Под ред М.Б. Горного. СПб.: Норма. 2002. Рукавишников В., Холман Л., Эстер П. Политические культуры и социальные изменения. Международные сравнения. М.: «Совпадение». 1998. Социальная теория. Социальная политика. Социальная работа: Сб. науч. статей / Отв. ред. Е.В. Жижко. Красноярск: Краснояр. гос. ун-т, 2001. Вып. 2. Социальная политика: реалии XXI века. Выпуск 3: GP3/2007. Сборник работ грантополучателей Пятого тура конкурса «Социальная политика в российских регионах (в свете разграничения бюджетных полномочий и реформы местного самоуправления)» — М.: Независимый институт социальной политики. 2007. Средние классы в России: экономические и социальные стратегии / Т.М. Малева – ред. М.: Гендальф, 2003. Утопия и утопическое мышление. Антология зарубежной литературы. М.: Прогресс. 1991. Якунин В.И., Роик В.Д., Сулакшин С.С. Социальное измерение государственной экономической политики. М.: Научный эксперт, Экономика. 2007.
Интернет-источники: Журнал исследований социальной политики. Режим доступа: http://ecsocman.edu.ru/jsps/about.html Социальная политика: экспертиза, рекомендации, обзоры. Режим доступа: http://spero.socpol.ru Стратегия развития Нижегородской области до 2020 г. Режим доступа: http://www.government.nnov.ru/?id=14488 Независимый институт социальной политики. Режим доступа: http://www.socpol.ru/publications/book17.shtml Шумпетер Й. Капитализм, социализм и демократия. Режим доступа: http://www.gumfak.ru/polit_html/shumpeter/content.shtml
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки « Экономика»(квалификация – «бакалавр»).
Автор: д.ф.н., проф., Дахин А.В. Рецензент: д.полит.н., проф., Каптерев С.Е.
Программа одобрена на заседании кафедры протокол №6 от 29.06.11 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»
Нижегородский институт управления
Рабочая программа учебной дисциплины
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 300; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.7.116 (0.014 с.) |