Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 10. Основы информационной безопасности и защиты информации.

Поиск

Лекционные занятия направлены на формирование понятия безопасности информационных систем и способам их защиты и компьютерными вирусами.

Практические занятия включают выполнение практических заданий по закреплению теоретического материала.

Контроль проводится на основе результатов выполнения практической работы и ответов на контрольные вопросы:

1. Раскройте понятие «безопасность информации».

2. Классификация угроз безопасность информационных систем.

3. Компьютерные вирусы и их классификация.

4. Цели и защита информации.

5. Виды мер защиты информации.

6.2 Вопросы для подготовки к экзамену:

  1. Становление информатики как науки. Структура современной информатики.
  2. Понятие информации. Методы получения информации. Свойства информации.
  3. Измерение информации. Передача информации. Информационные каналы. Представление информации.
  4. Классификация информационных процессов. Развитие информационных процессов в обществе.
  5. Понятие кодирования данных. Представление данных в двоичном коде. Понятие сжатия информации. Структуры данных. Хранение данных.
  6. Информационная революция и этапы истории развития информатики и вычислительной техники. Классификация и поколения ЭВМ.
  7. Структура вычислительной системы. Понятие операционной системы. Функции операционных систем. Классификация операционных систем.
  8. Понятие алгоритма. Графический способ записи алгоритмов. Базовые алгоритмические структуры. Программный способ записи алгоритмов.
  9. Уровни языков программирования. История возникновения языков программирования. Языки высокого уровня. Понятие транслятора. Понятие компилятора.
  10. Понятие прикладного программного обеспечения.
  11. Классификация прикладного программного обеспечения.
  12. Прикладное программное обеспечение общего назначения. Функциональное назначение основных групп программных средств.
  13. Методо-ориентированное прикладное программное обеспечение.
  14. Проблемно-ориентированное прикладное программное обеспечение.
  15. Прикладное программное обеспечение глобальных сетей.
  16. Прикладное программное обеспечение для организации (администрирования) вычислительного процесса.
  17. Проприетарное программное обеспечение.
  18. Открытое программное обеспечение.
  19. Свободное программное обеспечение.
  20. Понятие вируса. Классификация вирусов (вирусы, черви, трояны, другие вредоносные программы).
  21. Признаки присутствия на компьютере вредоносных программ (явные, косвенные, скрытые). Методы защиты от вредоносных программ (организационные, технические).
  22. Понятие антивирусной программы. Основы работы антивирусных программ (сигнатурный и эвристический методы антивирусной защиты).
  23. Компьютерные сети: основные понятия и определения. Состав и архитектура локальных вычислительных сетей (ЛВС). Топология ЛВС. Принципы функционирования и типовые стандарты ЛВС.
  24. Компьютерные сети: основные понятия и определения. Общая характеристика глобальных сетей. Организация и принципы функционирования Internet. Службы Internet. Программное обеспечение для работы в Internet.
  25. Понятие информационной безопасности (ИБ) и защиты информации.Основные составляющие информационной безопасности.
  26. Классификация наиболее распространенных угроз ИБ.Уровни информационной безопасности и их содержание.
  27. Программные средства информационной безопасности.Технические средства защиты информации.
  28. Назначение и основные возможности OpenOffice.org Writer. Понятие файла OpenOffice.org Writer. Понятие документа OpenOffice.org Writer. Структура документа OpenOffice.org Writer.
  29. Основные приемы работы с документом OpenOffice.org Writer создание документа, ввод и редактирование текста, форматирование текста (форматирование символов, форматирование абзацев, использование стилей для форматирования текста), форматирование документа (создание сносок и примечаний, расстановка переносов, колонтитулы, нумерация страниц, поля). Шаблоны документов в OpenOffice.org Writer.
  30. Работа с таблицами в OpenOffice.org Writer. Работа с графическими объектами в OpenOffice.org Writer.
  31. Создание оглавления. Создание списка иллюстраций. Создание серийных документов. Подготовка документов OpenOffice.org Writer к печати.
  32. Назначение и основные возможности OpenOffice.org Calc. Структура документа, создаваемого с помощью OpenOffice.org Calc. Основные объекты OpenOffice.org Calc.
  33. Организация ввода данных в электронные таблицы OpenOffice.org Calc Форматирование таблицы OpenOffice.org Calc. Редактирование таблицы OpenOffice.org Calc. Работа с листами книги OpenOffice.org Calc.
  34. Организация вычислений в электронных таблицах OpenOffice.org Calc: создание формул в электронных таблицах OpenOffice.org Calc, стили адресации для аргументов формулы (абсолютные, относительные и смешанные ссылки, имена ячеек и диапазонов), функции OpenOffice.org Calc.
  35. Визуализация и анализ данных с помощью диаграмм.
  36. Фильтрация данных.
  37. Группировка и подведение итогов: процедура подведения промежуточных итогов, сводные таблицы.
  38. Понятие базы данных (БД) и системы управления базами данных (СУБД). Типология БД: фактографические, документальные, мультимедийные. Предметная область. Отражение предметной области в автоматизированных информационных системах.
  39. Основные объекты MS Access, их краткая характеристика.
  40. Создание таблиц. Свойства полей. Индексирование полей. Связи между таблицами. Условия целостности данных.
  41. Запросы в MS Access. Типы запросов. Режимы работы с запросами. Конструктор запросов.
  42. Формы. Типы форм.
  43. Отчеты. Типы отчетов.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Практические и лабораторные занятия проводятся в оборудованных компьютерных классах. На рабочих местах студентов должно быть установлено необходимое программное обеспечение. Студентам должен быть обеспечен доступ к глобальной сети Интернет:

a) программное обеспечение:

- MS Word (OpenOffice.org Writer)

- MS Excel (OpenOffice.org Calc)

-MS Access.

b) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:

- Интернет

8. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ (МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ)

Эффективность лекционных и практических занятий по курсу во многом зависит от качества самостоятельной работы студентов, от их самоподготовки.

При подготовке к занятиям студенту полезно:

- изучить теоретический материал по данной теме (конспект занятия);

- ознакомиться с литературой, рекомендованной преподавателем;

- выполнить задания, предложенные преподавателем, к занятию;

- составить перечень вопросов, вызывающих затруднения, неясности или сомнения, обсудить их с преподавателем или на занятии;

- заниматься самостоятельным поиском дополнительной литературы по изучаемой теме.

Самостоятельная работа призвана закрепить и активизировать теоретические знания и практические навыки, полученные студентами на лекциях и практических занятиях

 

Трудоемкость (всего, часов) Разделы (темы) учебной дисциплины Виды организации самостоятельной работы студентов
1.   Тема 1. Информация и информационные процессы. - Проработка учебного материала лекционных занятий.  
2.   Тема 2. Теоретические основы обработки данных. - Проработка учебного материала лекционных занятий. - Практикум (решение типовых задач и освоение методов при подготовке к контрольным работам, практическим занятиям). - Подготовка к практическим занятиям.
3.   Тема 3. Основы устройства персонального компьютера. - Проработка учебного материала лекционных занятий. - Подготовка к практическим занятиям.
4.   Тема 4. Программные средства информатизации. - Проработка учебного материала лекционных занятий. - Практикум (решение типовых задач и освоение методов при подготовке к контрольным работам, практическим занятиям). - Подготовка к практическим занятиям.
5.   Тема 5. Основы технологии обработки текстов. - Проработка учебного материала лекционных занятий. - Практикум (решение типовых задач и освоение методов при подготовке к контрольным работам, практическим занятиям). - Подготовка к практическим занятиям.
6.   Тема 6. Основы функционирования табличного процессора. - Проработка учебного материала лекционных занятий. - Практикум (решение типовых задач и освоение методов при подготовке к контрольным работам, практическим занятиям). - Подготовка к практическим занятиям.
7.   Тема 7. Основы БД - Проработка учебного материала лекционных занятий. - Практикум (решение типовых задач и освоение методов при подготовке к контрольным работам, практическим занятиям). - Подготовка к практическим занятиям.
8.   Тема 8. Основы построения компьютерных сетей. - Проработка учебного материала лекционных занятий. - Подготовка к практическим занятиям.
9.   Тема 9. Глобальная компьютерная сеть Интернет. - Проработка учебного материала лекционных занятий. - Практикум (решение типовых задач и освоение методов при подготовке к контрольным работам, практическим занятиям). - Подготовка к практическим занятиям.
    Тема 10. Основы информационной безопасности и защиты информации - Проработка учебного материала лекционных занятий. - Практикум (решение типовых задач и освоение методов при подготовке к контрольным работам, практическим занятиям). - Подготовка к практическим занятиям.

Помимо форм работы, указанных в приведенной выше таблице, самостоятельная работа студентов предполагает подготовка к зачету во время сессии. Остальная подготовка распределена по семестру.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

a) Основная литература

1.Агальцов В.П., Титов В.М. Информатика для экономистов. Москва: ИД «ФОРУМ»-ИНФРА-М, 2006

2.Электронное учебное пособие «Информатика. Часть 1. Операционные системы и текстовый редактор MS Word». А.М. Сидоренко, И.Н. Редько, И.Н. Цветкова.

3.Электронное учебное пособие «Информатика. Часть 2. Табличный процессор MS Excel и СУБД MS Access». А.М. Сидоренко, И.Н. Редько, И.Н. Цветкова.

4.Электронное учебное пособие «Информатика. Часть 3. Сетевые технологии». А.М. Сидоренко, Н.М.Трубилов.

b) Дополнительная

1.Диго С.М. Базы данных: проектирование и использование: Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2005. – 592с

2.Лесничная И., Романова Ю. Информатика и информационные технологии. – Издательство "ЭКСМО", 2006. - 304 стр.

c) Программное обеспечение:

1. ОС MS Windows.

2. OpenOffice.org 3.2.

3. MS Access.

d) Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:

1. Интернет

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 080100 «Экономика» (квалификация – «бакалавр»).

Автор(ы): к.ф.м.н., доцент Н.Л.Ивина, ст. преподаватель Мухина О.В.

Рецензент: ст. преподаватель Замская Г.Б.

Программа одобрена на заседании кафедры 22.04.11, Протокол № 7


Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Российская академия народного хозяйства и государственной службы

при Президенте Российской Федерации»

 

Нижегородский институт управления

 

Рабочая программа учебной дисциплины

 

ИСТОРИЯ

 

Направление подготовки

 

080100 ЭКОНОМИКА

 

Квалификация (степень) выпускника

 

Бакалавр

 

 

Форма обучения

 

очная

 

Нижний Новгород

 

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ИСТОРИЯ

Цели учебной дисциплины: формирование у студентов

- комплекса исторических знаний,

- умений анализировать исторический опыт с точки зрения современности,

- гражданственности и патриотизма.

Для достижения поставленных целей при освоении дисциплины ставятся следующие задачи:

- дать студентам основы знаний по истории России в контексте мировой истории, общих и специфических особенностей исторического пути России;

- выработать навыки работы с учебной и научной литературой, историческими источниками, написания письменных работ, выступления перед аудиторией, работы в группе

- сформировать умения анализировать исторические явления, способности применять исторические знания в политической, управленческой и экономической деятельности в современных условиях;

- развить у студентов самостоятельность, креативность, гибкость мышления, понимание места и роли своей страны в истории человечества

 

2. МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО

Шифр дисциплины Б1.04. Дисциплина «История» входит в раздел Б1 базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла дисциплин.

Дисциплины, на которых базируется данная дисциплина:

История России и Всеобщая история на базе полного общего образования.

Дисциплины, для которых данная дисциплина является предшествующей:

- Философия

- Политология

- Социология

- Правоведение

- Религоведение

- Культурология

- Регионистика

- История экономических учений

- Мировая экономика и международные экономические отношения

- История государственного управления в России

Требования к «входным» знаниям, умениям и готовностям студента, необходимым при освоении данной дисциплины:

- знание основных этапов, тенденций и проблем отечественной истории;

- знание основных этапов, тенденций и проблем всеобщей истории;

- владение основными понятиями школьных курсов «История России», «Всемирная история»;

- наличие мотивации к обучению, получению высшего образования;

- владение основами компьютерной грамотности и Интернета;

- умение находить, систематизировать и конспектировать научную литературу.

 

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

- Владение культурой мышления, способности к общению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей для ее достижения (ОК-1)

- Способность понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; события и процессы экономической истории; место и роль своей страны в истории человечества и в современном мире (ОК-3)

- Способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать их возможное развитие в будущем (ОК-4)

- Способность логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-6)

- Готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-7)

- Способность к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-9)

- Способность критически оценивать свои достоинства и недостатки, намечать пути и выбирать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-10)

- Осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать высокой мотивацией в своей профессиональной деятельности (ОК-11)

В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать:

- закономерности и этапы исторического процесса, основные события и процессы мировой и отечественной экономической истории.

Уметь:

- применять понятийно-категориальный аппарат, основные законы исторической науки в профессиональной деятельности;

- ориентироваться в мировом историческом процессе, анализировать процессы и явления, происходящие в обществе;

- применять методы и средства познания для интеллектуального развития, повышения культурного уровня, профессиональной компетентности.

Владеть:

- навыками публичной речи, аргументации, ведения дискуссии;

- навыками литературной и научной письменной и устной речи на русском языке.

 

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы 144 часа.

№ п/п Разделы (темы) учебной дисциплины Семестр Виды учебной деятельности, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости по темам. Форма(ы) аттестации по дисциплине
Лек-ции Семи-нары Самост. работа
1. Тема 1. От Киевской Руси к Московскому централизованному государству в контексте европейской истории 1.1       Опрос, оценка докладов
2. Тема 2.. Российская империя в XVIII веке: модернизация и европеизация политической и социально-экономической жизни 1.1       Опрос, оценка докладов
  Тема 3. Особенности мирового развития в XIX в. Cтановление российского капитализма: Реформы и революция 1905 г. 1.1       Тестирование, оценка докладов
  Тема 4. I Мировая война и общенациональный кризис в России. Революции 1917 г. Становление Советского государства. 1.1.       Опрос, оценка докладов
  Тема 5. Политическое и социально-экономическое развитие в России (СССР) и мире в 1920-е годы. 1.1.       Тестирование, оценка докладов
  Тема 6. Мировое развитие и форсированное строительство социализма в СССР в 1930-е годы. Индустриализация. Коллективизация. 1.2.       Опрос, оценка докладов
  Тема 7. Мир и СССР в годы Великой Отечественной войны и в период послевоенного восстановления 1.2.       Оценка участия в «Круглом столе
  Тема 8. Политическое и социально-экономическое развитие мирового сообщества и СССР во II пол. 1950-х – 1985 гг         Тестирование, оценка докладов
  Тема 9. «Перестройка» и развал СССР. Постсоветская Россия. Россия и мир на рубеже XXI века. 1.2.       Оценка участия в студенческой конференции
  Итого:       в т.ч. 15 час ИРС  

Форма отчетности: Реферат, экзамен

 

Содержание учебной дисциплины



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 272; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.73.6 (0.01 с.)