Семинар 2 «проблема человека в философии» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Семинар 2 «проблема человека в философии»



Вопросы для подготовки и обсуждения:

1. Взаимоотношение природного и общественного в историческом и индивидуальном развитии человека. Двойственная природа человека и его сущность.

2. Понятие личности. Человек, индивид, индивидуальность.

3. Взаимоотношения личности и общества. Противоречия между об­ществом и личностью.

4. Гуманизм как направление общественной мысли и практики. Проблемы гуманизации современного общества.

5. Проблема смысла человеческой жизни. Будущее, перспективы человека.

Литература:

Айер А.Дж. Человек как предмет научного исследования. Фило­софские науки, 1991, № 1.

Дубинин Н. П. Что такое человек. М., 1983.

Кутырев В.А. Естественное и искусственное: борьба миров. Н.Новгород, 1994.

Мир философии. М., 1991. Т.2. Разд. 5. C.8-I45.

О человеке. Вып. I.- Философия и жизнь, 1991, № 12.

Сержантов В.Ф. Человек, его природа и смысл бытия. Л., 1990.

Сержантов В.Ф., Гречаный В.В. Человек как предмет философского и естественнонаучного познания. Л., 1990.

Смысл человеческой жизни. Диалог мировоззрений. Материалы симпозиума 28-29 мая I991. Н.Новгород, 1992.

Сычев Ю.В. Что такое человек: социально-философский взгляд. - М, 2001.

Франк С.Л. Смысл жизни. Вопросы философии, 1990, № 6

Фролов И.Т. Перспективы человека. М.,1989.

Хабермас Ю. Понятие индивидуальности. Вопросы Философии, I989. № 3.

Человек, мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. М., 1991.

 

Семинар 3 «СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА»

Вопросы для подготовки и обсуждения:

1. Понятие социальной структуры общества. Классы как элемент социальной структуры общества.

2. Теория социальной стратификации и ее современное значение.

3. Интеллигенция как социальная группа. Судьбы российской интеллигенции.

4. Этнические формы общности людей.

5. Проблемы межнациональных отношений. Интернационализм, патриотизм, космополитизм, расизм. Перспективы межнациональной интеграции.

Литература:

«Вехи». Сборник статей о русской интеллигенции. М., 1990.

Бердяев Н.А. О современном национализме. Философские науки. 1991, №3.

Бердяев Н.А. Русская идея. О России и русской философской культуре. М., 1990.

Бромлей Ю.В. Этносоциальные процессы: теория, история, современность. М., 1990.

Гумилев Л.Е. Этногенез и биосфера земли. Л., 1989. С.48-73, 169-180, 250-297.

Маркс К. Письмо к И.Вейдемейеру 5 марта 1852 года. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.28. С.422-427.

Солженицын А.И. Образованщина. Новый мир. 1991, №5.

Соловьев В.С. Национальный вопрос в России. /вып.1,2/. Философская публицистика. Т. 1, М., 1989. С.302-378.

Сорокин П.А. Социальная стратификация и мобильность. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. С.297-424.

 

Семинар 4 «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВЕННОГО

РАЗВИТИЯ»

Вопросы для подготовки и обсуждения:

1. Проблема смысла и направленности исторического процесса. Понятия общественного прогресса, регресса, циклического и спиралевидного развития общества.

2. Концепции социального прогресса в социальной философии (марксизм, «технологический детерминизм, А.Тойнби и др.).

3. Проблема критериев общественного прогресса.

4. Глобальные проблемы как выражение противоречивости развития современной цивилизации. Основные глобальные проблемы и пути их решения.

5. Проблема прогнозирования общественного развития. Будущее человека и общества.

Литература:

Афанасьев С.Л. Будущее общество. Ведущие социально-экономические тенденции современности. М., 2000.

Бутенко А.И. Общественный прогресс и его критерии. М., 1992.

Володин А.Г. Глобализация: истоки, тенденции, перспективы. Полис. 1999, №5.

Воробьев С.А. Основы социального прогнозирования. Учебное пособие. ВВАГС, Н.Новгород, 2008.

Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М., 1990.

Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.

Тойнби А. Постижение истории. М., 1991.

Чешков М.А. Глобалистика, предмет, проблемы и перспективы. Общественные науки и современность. 1998, №2.

Чумаков А.Н. Философия глобальных проблем. М., 2000.

Шанин Т. Идея прогресса. Вопросы философии, 1998, №8.

Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991.

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

№ пп Разделы (темы) учебной дисциплины Образовательные технологии, используемые при реализации каждого вида учебной работы
лекции семинары
  Тема 1. Философия, ее предмет и роль в обществе. Классическая лекция с использованием презентаций  
  Тема 2. Философия Древнего мира. Античная культура. Классическая лекция  
  Тема 3. Философия средних веков. Классическая лекция 4 ч. Семинар-диалог
  Тема 4. Западноевропейская философия эпохи Возрождения и Нового времени. Междисциплинарное использование материала (культурология)  
  Тема 5. Философская мысль Западной Европы середины и второй половины XIX века. Классическая лекция 4 ч. Межпредметный семинар
  Тема 6. Западная философия ХХ века. Классическая лекция с использованием презентаций 4 ч. дискуссия
  Тема 7. Отечественная философия XVI-XX вв. Лекция-консультация  
  Тема 8. Современная философия и естественнонаучные представления о мире и сознании. Междисциплинарное использование материала (культурология)  
  Тема 9. Проблема диалектического развития. Законы и категории диалектики. Классическая лекция с использованием презентаций 4 ч. Мини-дискуссии
  Тема 10. Философские проблемы познания и практики. Проблемная лекция 4 ч. разбор конкретных ситуаций
  Тема 11. Социальная философия как наука. Классическая лекция  
  Тема 12. Материальная и духовная жизнь общества. Классическая лекция с презентацией  
  Тема 13. Социальная структура общества. Классическая лекция с презентацией 4 ч.Деловые и ролевыеигры
  Тема 14. Научно-техническая революция: сущность, проблемы, перспективы. Лекция-визуализация  
  Тема 15. Проблема человека в философии. Классическая лекция  
  Тема 16. Философские проблемы политики и права. Кейс-стадис, контекстное обучение 4 ч.Семинар-диспут
  Тема 17. Актуальные проблемы современного общественного развития. Проблемная лекция 2 ч. Анализ проблемных ситуаций соц. политич. развития

Лекции проводятсяс использованием средств мультимедиа. В лекционных аудиториях используются ноутбук и мультимедийный проектор для презентаций;

Семинарские занятия. Приорганизации данного вида учебной работы используются следующие образовательные технологии: компьютерное тестирование, опросы, доклады, письменные контрольные работы.

Самостоятельная работа студентов строится на основе использования традиционных и дистанционных форм обучения: печатные учебно-методические пособия, электронные лекции, аудио- и видео материалы, компьютерные обучающие программы, интернет-ресурсы

ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ ПО ИТОГАМ

ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

1. 1) примерная тематика рефератов. Часть I. «Философия»

1.Место философии в современной культуре

2.Исторические типы мировоззрения

3.Методологическая функция философии

4.Социально-политические и экономические условия возникновения античной философии

5.Проблема движения и развития в античной философии

6.Зарождение атомистических идей в учении Демокрита

7.Теория познания Платона

8.Вклад Аристотеля в развитие теории познания

9.Теологическая философия Средних веков

10. Идеи пантеизма в философии Возрождения

11. Рационализм и эмпиризм как направления философии Нового времени

12. Зарождение экспериментального метода в философии Ф.Бэкона

13. Решение психофизической проблемы в философии Р. Декарта

14. Учение о монадах и предустановленной гармонии Г.Лейбница

15. Философия французского Просвещения

16. Проблема материи в философии Дж. Беркли

17. Проблема причинности в философии Д.Юма

18. Классическая немецкая философия как явление мировой философии

19. Проблема познаваемости мира в философии И. Канта

20. Взаимосвязь мышления и бытия в философии Г. Гегеля

21. «Антропологический материализм» Л. Фейербаха

22. Развитие диалектических идей в философии К.Маркса

23. Формулировка основных философских проблем в иррационалистических направлениях философии XIX века

24. Зарождение и эволюция философии позитивизма

25. Становление русской национальной философской культуры. Полемика западников и славянофилов

26. Разработка концепции всеединства в русской философии (философские взгляды В. Соловьева, С. Франка, П. Флоренского, С. Булгакова)

27. Материалистическое направление в отечественной философии XIX века

28. Экзистенциализм Н. Бердяева

29. Русские философы о смысле и назначении человеческой жизни (В. С. Соловьев, Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой и др.)

30. Философия политического радикализма в России (XIX - начало ХХ в.)

31. Основные направления современной позитивистской философии

32. Проблема сущности и существования человека в философии экзистенциализма (С. Кьеркегор, К. Ясперс, Ж. - П. Сартр, А. Камю, М. Хайдеггер)

33. Эволюция марксизма в XX веке

34. Развитие религиозной философии в XX веке. Неотомизм

35. Фрейдизм и современная культура

36. Бытие как основная категория философии.

37. Эволюция философских представлений о материи.

38. Проблема пространства и времени в истории философии.

39. Философские понятия движения и развития.

40. Основные категории и законы диалектики.

41. Философские теории сознания.

42. Практика и её роль в познании

43. Критерий демаркации научного знания в философии неопозитивизма и постпозитивизма

44. Современные теории модели развития науки

2) примерная тематика рефератов. Часть II. «Социальная философия»

 

45. Специфика методов познания социальной реальности

46. Проблема определения природы социальной реальности

47. Современные представления об обществе как социальной системе

48. Трактовка законов общественного развития в теориях постиндустриального общества

49. Проблема направленности исторического процесса

50. Современные теории социальных изменений

51. Трансформация социальной структуры современных обществ

52. Проблема соотношения индивидуального и социального в природе, качествах и поведении человека

53. Проблема отчуждения: причины, формы, пути преодоления

54. Социальные и культурные последствия современной научно-технической революции

55. Сциентизм и антисциентизм как явления общественной жизни

56. Проблема автономности технологического развития

57. Диалектика взаимодействия естественного и искусственного в современном мире

58. Проблема сохранения идентичности человека в современном мире

59. Эволюция представлений о природе и сущности человека в философии

60. Проблема определения природы и сущности человека в условиях научно-технической революции

61. Источники формирования власти в современном обществе

62. Закон и справедливость: диалектика взаимодействия в современном обществе

63. Поиск новых форм общественно-политического устройства в XXI веке

64. Проблема собственности в социальной философии

65. Причины и последствия становления общества потребления

66. Экономические, политические, технологические и культурные предпосылки и последствия глобализации

67. Диалектика глобального и локального в современном обществе

68. Проблема «конца истории» в социально-философских дискуссиях конца XX – начала XXI века

69. Основные тенденции общественного развития в XXI веке

70. Социально-философский анализ демографических проблем современности

71. Современная политическая философия

72. Социальные конфликты в XXI веке: причины, формы, способы разрешения

73. «Столкновение цивилизаций» как предмет социально-философских дискуссий

74. Роль социального прогнозирования в управлении общественным развитием

 

2. Экзаменационные вопросы:

Часть I. «Философия»

1. Специфика философии как формы познания, ее функции и роль в обществе и культуре. Основные разделы философии: онтология, гносеология, социальная философия, антропология

2. Генезис философии Востока. Основные философские школы Древней Индии и Древнего Китая

3. Зарождение античной философии. Милетская философская школа.

4. Философия Сократа и Платона. Учение об эйдосах. Гносеологические, космологические и социально-политические воззрения Платона

5. Философия Аристотеля. Учение о форме и материи. Логика и теория познания. Учение об обществе и государстве

6. Общая характеристика философии средних веков. Апологетика, патристика, схоластика. Борьба номинализма и реализма

7. Философская мысль Западной Европы эпохи Возрождения

8. Английская философия XVII – XVIII вв. Философские взгляды Ф.Бэкона, Т.Гоббса, Дж.Локка, Дж.Беркли, Д.Юма.

9. Рационалистическая традиция в философии Нового времени. Философия Р.Декарта, Б.Спинозы, Г.Лейбница

10. Общая характеристика немецкой классической философии. Философские взгляды И.Канта

11. Философские взгляды И.Фихте и Ф.Шеллинга

12. Диалектическая философия Г.Гегеля как вершина немецкой классической философии

13. Антропологическая философия Л.Фейербаха

14. Основные идеи философии диалектического материализма. К.Маркс и Ф.Энгельс

15. Общая характеристика развития философской мысли в России XVI-XХ вв. Русская религиозная философия.

16. Развитие материалистической философии в России и СССР

17. Западная философия XIX века. Позитивизм О.Конта и Г.Спенсера. Иррационалистическое направление в западной философии XIX в. Философские взгляды Ф.Ницше и З.Фрейда

18. Философские альтернативы XX века. Экзистенциализм. Неотомизм как официальная философия римской католической церкви

19. Философские альтернативы XX века. Прагматизм как основное течение американской философии. Неопозитивизм и постпозитивизм. Понятие постмодернизма

20. Основные понятия онтологии: бытие, субстанция, материя. Эволюция понятия материи. Современные представления о материи, ее строении и свойствах

21. Философское понятие движения. Основные формы движения. Соотношение понятий движения, изменения и развития

22. Развитие философских и естественнонаучных представлений о пространстве и времени

23. Проблема сознания в философии. Современные представления о возникновении и сущности сознания. Сознание, язык, труд. Проблема творческой активности сознания

24. Понятие диалектики. Основные законы диалектики

25. Основные категории философии: содержание и форма, сущность и явление, возможность и действительность, причинность, единичное, особенное, общее

26. Основные проблемы гносеологии. Многообразие видов знания. Познавательные способности человека. Чувственное и рациональное познание, их формы и взаимосвязь

27. Понятие истины. Проблема объективности, абсолютности и относительности истины. Истина и вера

28. Научное познание: его специфика, основные методологические принципы и формы. Современные теории роста научного знания

29. Понятия метода и методологии. Общенаучные методы познания

30. Философское понятие практики. Роль практики в процессе познания

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 344; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.56.45 (0.047 с.)