Тема I. Логика как наука. Основные законы логики. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема I. Логика как наука. Основные законы логики.



Общая характеристика процесса познания. Чувственная и логическая ступени познания.

Основные формы чувственного и логического познания. Мышление и язык. Роль мышления в познании.

Мышление как предмет формальной логики. Понятие о логической форме (структуре) мысли. Истинность мысли и формальная правильность рассуждений. Понятие логического закона. Основные законы правильного рассуждения: закон тождества, закон непротиворечия, закон исключенного третьего, закон достаточного основания.

Язык логики предикатов.

Логика и другие науки. Логика и философия. Логика и лингвистика. Логика и психология. Логика и математика. Диалектическая и формальная логика.

Значение логики в развитии современной науки и техники. Овладение логикой - условие повышения культуры мышления.

 

Тема 2. Понятие как форма мышления.

Понятие как форма отражения действительности. Языковая форма выражения понятий. Термины и понятия. Роль понятий в познании. Логические приемы образования понятий.

Объем и содержание понятия. Классы (множества) и подклассы (подмножества), элементы класса.

Закон обратного отношения между объемом и содержанием понятия. Обобщение и ограничение понятий.

Классификация понятий. Общие и единичные понятия. Понятия с нулевым и универсальным объемом. Относительные и безотносительные понятия. Положительные и отрицательные понятия. Собирательные и несобирательные понятия. Конкретные и абстрактные понятия. Регистрирующие и нерегистрирующие понятия.

Отношения между понятиями. Сравнимые и несравнимые понятия. Виды сравнимости понятий. Совместные и несовместные понятия.

Типы совместимости: соподчинение, противоположность, противоречие. Круги Эйлера как средство анализа отношений между понятиями.

Определение понятий. Явные и неявные определения. Номинальные и реальные определения. Определение через род и видовое отличие. Генетическое определение. Неявные определения. Приемы, заменяющие определение. Правила и ошибки в определении. Значение определений.

Деление понятий. Структура деления (делимое понятие, основание деления, члены деления). Деление по видоизменению признака и дихотомическое деление. Правила и ошибки в делении. Классификация. Значение деления понятий и классификация в науке.

 

Тема 3. Суждение как форма мышления.

Суждение как логическая форма отражения действительности. Суждение, высказывание, предложение. Выражение суждений в предложениях. Структура суждения. Простые и сложные суждения.

Простые суждения. Структура простого суждения. Виды простых суждений: атрибутивные суждения, суждения с отношением, суждения существования.

Деление суждений по количеству и качеству. Распределенность терминов в категорических суждениях.

Сложные суждения. Образование сложных суждений из простых.

Типы логических связей между суждениями.

Отношения между суждениями по истинности. Отношения совместимости: эквивалентность, субконтрарность, логическое подчинение (следование). Отношения несовместимости: противоречие, контрарность. Логический квадрат. Понятие модальности суждения.

 

Тема 4. Умозаключение как форма мышления.

Умозаключение как форма мышления. Демонстративные и недемонстративные умозаключения. Дедуктивные умозаключения. Непосредственные умозаключения (превращение, обращение, противопоставление предикату, умозаключения по логическому квадрату).

Простой категорический силлогизм. Термины, посылки, фигуры, модусы силлогизма. Общие правила простого категорического силлогизма. Особые правила и познавательное значение фигур силлогизма.

Умозаключение из суждений с отношениями.

Умозаключения из сложных суждений (условно-категорические, чисто условное, разделительно-категорическое: умозаключения).

Общая характеристика индуктивных умозаключений. Типы индуктивных рассуждений: демонстративная и недемонстративная индукция.

Демонстративные индуктивные умозаключения. Полная индукция. Математическая индукция.

Недемонстративные индуктивные умозаключения: популярная и научная индукция. Вероятностный характер индуктивных обобщений.

Понятие вероятности. Субъективная и объективная интерпретация вероятности. Классическая и частотная трактовка вероятности.

Эвристическая функция индуктивных рассуждений.

Популярная индукция. Энумеративный (перечислительный) характер популярной индукции. Условия, повышающие степень обоснованности заключений в рассуждениях популярной индукции.

Научная индукция. Понятие и основные свойства причинной связи. Элиминативный характер выводов в научной индукции - через отбор случая.

Основные методы научной индукции: сходства, различия, сопутствующих изменений, остатков. Роль дедукции в индуктивных рассуждениях.

Умозаключение по аналогии. Структура и виды аналогий. Условия повышения степени вероятности в выводах по аналогии.

Аналогия как метод познания. Выводы по аналогии — логическая основа теории подобия и метода моделирования. Понятие изоморфизма. Виды моделей.

 

Тема 5. Логические основы теории аргументации.

Общение как информационный процесс. Общение. Коммуникация. Аргументация. Общие правила ведения дискуссии. Доказательство и опровержение как составляющие процесса аргументации. Структура доказательства. Общая характеристика структурных элементов доказательства.

Опровержение. Виды опровержения. Логические схемы опровержения.

Правила и ошибки при доказательстве и опровержении. Правила и ошибки по отношению к тезису. Проблема определенности понятий, формирующих тезис. Простой и сложный тезис. Неявно выраженный тезис. Количественно- неопределенный тезис. Расширенный и суженный тезис. Потеря и подмена тезиса.

Правила и ошибки по отношению к аргументам. Проблема истинности и достаточности аргументов. Проблема равнозначности аргументов. Сила слабого аргумента. Стратегия и тактика аргументации.

Проблема выражения демонстрации. Типичный случай нарушения демонстрации. Логические уловки в демонстрации.

Правила и ошибки в заключительной части дискуссии. Установление результата дискуссии. Проблема абсолютизации успешности и неуспешности доказательства и опровержения.

 

Семинары-практикумы по курсу.

Семинар-практикум №1. «Основные законы логики».

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие логического закона (закона мышления).

2. Закон тождества.

3. Закон противоречия.

4. Закон исключенного третьего.

5. Закон достаточного основания.

 

Литература.

1. Гетманова А.Д. Логика. - М., 2009.

2. Ивлев Ю.В. Логика. - М., 2009.

3. Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика. - М., 2009 /5-6 изд.

4. Бочаров В.А., Маркин В.И. Основы логики. - М., 2008.

5. Войшвилло Е.К. Логика: Учебник для вузов. М., 2003.

6. Челпанов Г.И. Учебник логики. - М., I994.

(в учебных изданиях см.соответствующие разделы).

 

Упражнение 1. Сохранят ли тождество суждения, если выделенное в данном суждении понятие заменить понятием, заключенным в скобках?

1. Государство возникло на определенном этапе развития общества как специальная организация, выполняющая функции управления /страна, держава/.

2. За время работы Петров Н.С. проявил себя инициативным работником /энергичным, активным, деятельным/.

3. Иванов является искусным поваром /умелым/.

4. Студент высказал истинное суждение /соответствующее действительности/.

5. Лица, совершившие преступления на территории Российской Федерации подлежат ответственности по Уголовному кодексу Российской Федерации /правонарушение, проступок/.

6. «Сущность брака состоит по моим понятиям в искренней привязанности, все остальное дело второстепенное» (Н.Г. Чернышевский) /супружества, семейного союза/.

7. Имущество, принадлежащее супругам до вступления в брак, остается их раздельным имуществом /собственность, достояние, добро/.

8. Франция является суверенным государством /независимым, самостоятельным/.

9. На семинаре выявились различные точки зрения /мнения, взгляды, суждения/.

10. Он выбрал не тот путь /дорога/.

 

Упражнение 2. Объясните, почему данные суждения являются неопределенными.

1. Утром все получили новые наряды.

2. Он взялся за косу.

3. Иван Иванович гордился этой операцией.

4. Он погнал лошадь под гору в карьер.

5. Генерал своим корпусом преградил ему дорогу.

6. Планировать приходилось в трудных условиях.

7. Я помню его, когда был еще ребенком.

8. Она спрятала в карман записку от мужа.

9. «А пьеса все-таки пошла» (Э. Кроткий).

10. Петр поймал бычка.

11. Над колоннами развевались разноцветные флаги.

12. «Как же вы будете снимать? Здесь нужна большая выдержка» (М. Кольцов).

13. Н.Н. не обратил внимания на изменение обстановки.

 

Упражнение 3. Какие понятия выражены данными словами? Составьте суждения, исключающие неоднозначность их употребления.

Определение; следствие; заключение; аппарат; брак; среда; нота; платформа; роман; курс; развод; дача; пол; аудитория.

 

Упражнение 4. Опираясь на закон непротиворечия, установите, могут ли быть одновременно истинными обе пары суждений.

1. Все студенты 11 группы подготовились к зачету по логике. Некоторые студенты 11 группы к зачету по логике не подготовились.

2. Некоторые органы государственной власти имеют право издавать законы. Некоторые органы государственной власти имеют право издавать приказы и инструкции.

3. Некоторые освободившиеся государства избрали в качестве политической формы правления президентскую республику. Ни одно освободившееся государство не избрало в качестве политической формы правления президентскую республику.

4. Не каждый орган государства имеет полномочия на издание нормативных актов. Все органы государства имеют полномочия на издание нормативных актов.

5. Организатором ограбления кассы был Николай Н. Организатором ограбления кассы был Анатолий П.

6. Все улицы города были освещены. Только некоторые улицы города были освещены.

7. Организатором художественной самодеятельности был студент Сидоров. Организатором художественной самодеятельности был Смирнов.

8. Преступники не могли проникнуть в магазин через отверстие в стене, которое они сделали путем пролома. Преступники проникли в магазин через отверстие в стене.

9. Некоторые политические партии в Российской Федерации поддерживают социалистический выбор. Все политические партии в Российской Федерации не поддерживают социалистический выбор.

 

Упражнение 5. Опираясь на закон исключенного третьего, установите, могут ли быть одновременно ложными оба суждения.

1. Некоторые студенты 1 курса сдали зачет по логике досрочно. Ни один студент 1 курса зачет по логике досрочно не сдавал.

2. Всякая наука имеет свой предмет исследования. Ни одна наука своего предмета исследования не имеет.

3. Каждая страна имеет свои особенности. Некоторые страны никаких особенностей не имеют.

4. Всякое правонарушение является общественно опасным. Ни одно правонарушение не является общественно опасным.

5. На данном семинаре все студенты приняли активное участие в обсуждении всех вопросов. На данном семинаре не все студенты приняли активное участие в обсуждении всех вопросов.

6. Каждая область общественных отношений регулируется определенными нормами права. Некоторые области общественных отношений нормами права не регулируются.

7. Преступник не может не оставить следов. Преступник может не оставить следов.

8. Мудрец не примет участия в государственных делах, если только к этому его кто-нибудь не принудит /Эпикур/. Мудрец примет участие в государственных делах, если только ему что-нибудь не помешает /Зенон/.

9. Нет ничего более ценного, чем познание, ибо познание есть свет разумной души. Наоборот, незнание есть тьма. Как лишение света есть тьма, так и отсутствие познания есть помрачение разума /Преподобный Иоанн Дамаскин/. И предал я сердце мое тому, чтобы познать мудрость и познать безумие и глупость: узнал, что и это - томление духа; потому что во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь /Экклезиаст, 1, 17-18/.

 

Упражнение 6. Укажите рассуждения, в которых нарушены требования закона достаточного основания.

1. Петров изучает экономическую теорию, так как он студент, а все студенты изучают экономическую теорию.

2. Солнце встает, так и утро настает.

3. Студенту П. следует поставить зачет по логике, так как он уезжает в командировку.

4. Правый глаз чешется - радоваться, левый - плакать.

5. Это суждение не является простым, значит, оно относится к сложным.

6. Перчатку потерять - к несчастью. Зеркало разбить - к худу.

7. Примите меня, пожалуйста, в ваше профтехучилище, потому что я не хочу учиться /из заявления восьмиклассника/ /библиотечка «Крокодила», 1981, №16 (885)/.

8. Если студент хорошо готовился к экзамену по философии, то он должен получить положительную оценку.

9. Оттого я плачу, что душа болит.

10. Некто сказал:

- Высшая степень риторического искусства заключается в том, чтобы уметь выдавать истину за ложь, а ложь – за истину и заставлять делать людей то, чего они не хотят делать, и не делать того, к чему они стремятся. При этом надо так убедить их, чтобы они действовали с охотой, без всякого прнуждения /Абуль Фарадж. Книга занимательных историй. М.-Л., 1961. – С.57/

 

Упражнение 7. Укажите, требования каких формально-логических законов нарушены в приведенных отрывках.

1. Один из свидетелей утверждал, что в момент нанесения удара Р-ну напавший на него М. стоял на крыльце вокзала, возвышающемся над землей на полтора метра, а Р. стоял на земле около крыльца. Другой свидетель утверждал, что М. стоял в тот момент не на крыльце, а на земле недалеко от здания вокзала, потерпевший же стоял между М. и крыльцом. Первый свидетель показал, что М. в момент нанесения удара стоял спиной к зданию вокзала, а другой - что он стоял лицом вокзалу.

2. «Вишь ты, - сказал один (мужик) другому, - вон какое колесо! Что ты думаешь, доедет то колесо, если б случилось, в Москву или не доедет?» - «Доедет», - отвечал другой. «А в Казань-то, я думаю, не доедет?» - «В Казань не доедет», - отвечал другой. Этим разговор и кончился» /Гоголь Н.В. Мертвые души/.

3. «Вот граница! - сказал Ноздрев, - все, что ни видишь по эту сторону, все мое, и даже по ту сторону, весь этот лес, который вон синеет, и все, что за этим лесом, все это мое» /там же/.

4. «Как же может быть хорошо женщине в ее положении в эту невыносимую жару, когда окна на солнце, - сказала Варвара Алексеевна…

-Да ведь здесь тень с десяти часов, - сказала Мария Павловна.

-От этого и лихорадка, от сырости, - сказала Варвара Алексеевна…»

/Толстой Л. Дьявол/

5. «А что, отец, - спросил молодой человек, затянувшись, - невесты у вас в городе есть?

Старик дворник ничуть не удивился.

-Кому и кобыла невеста, - ответил он, охотно ввязываясь в разговор.

-Больше вопросов не имею, - быстро проговорил молодой человек.

И сейчас же задал новый вопрос:

-В таком доме да без невест?»

/И. Ильф, Е. Петров. Двенадцать стульев/

6. «…Знаете, Воробьянинов, этот стул напоминает мне нашу жизнь. Мы тоже плаваем по течению. Нас топят, мы всплываем, хотя, кажется, никого этим не радуем. Нас никто не любит, если не считать Уголовного розыска, который тоже нас не любит. Никому до нас нет дела» /там же/.

7. «Прошу вашего разрешения развести меня с Царевым Николаем Михайловичем без моего присутствия, но я согласия на развод не даю» /из заявления в суд/.

8. «Шофер Синельщиков неправ, так как при выезде из гаража не взял устного распоряжения в письменной форме» /из протокола/.

Учитель: «Надеюсь, Том, что я не увижу, что ты списываешь с чужой тетради». Том: «Я тоже на это надеюсь».

 

Семинар-практикум №2. «Понятие как форма мышления».

Вопросы для обсуждения:

1. Общая характеристика понятия.

2. Содержание и объем понятия.

3. Виды понятий.

4. Отношения между понятиями.

5. Понятие и слово.

 

Литература.

1. Гетманова А.Д. Логика. - М., 2009.

2. Ивлев Ю.В. Логика. - М., 2009.

3. Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика. - М., 2009 /5-6 изд.

4. Бочаров В.А., Маркин В.И. Основы логики. - М., 2008.

5. Войшвилло Е.К. Логика: Учебник для вузов. М., 2003.

6. Челпанов Г.И. Учебник логики. - М., I994.

(в учебных изданиях см.соответствующие разделы).

 

7. Войшвилло Е.К. Понятие как форма мышления. - М., 1989.

 

 

Упражнение 1. Укажите единичные и общие понятия; определите, какие общие понятия являются регистрирующими и какие - нерегистрирующими; выделите собирательные понятия.

Государственная Дума. Депутат. Делегат профсоюзной конференции. Наука. Животное. Бригада Иванова В.П. Устав партии. Студент Волго-Вятской академии госслужбы. Столица. Интеллигенция. Преподаватель. «Нижегородская правда». Балтийский флот. Город. Азовское море. Декабрист.

 

Упражнение 2. Укажите конкретные и абстрактные понятия.

Юридический закон. Невменяемость. Политическая система. Преступность. Стратегия. Диктатура. Двуличие. Трезвость. Адвокат. Равенство. Космический корабль. Бескорыстие. Родина. Гражданское мужество. Зазнайство. Самоотверженность. Патриот.

 

Упражнение 3. Укажите положительные и отрицательные понятия.

Законный. Незаконный. Верность. Безволие. Беспорядок. Гуманизм. Произвол. Контратака. Контроль. Антиквар. Антифашист. Анархия. Аноним. Атеист. Верующий. Антипатия. Компетентность. Хирург. Невесомость. Недра.

 

Упражнение 4. Выясните, являются ли данные понятия безотносительными или соотносительными.

Прокуратура. Начало. Причина. Рабочий. Верх. Политика. Истец. Копия. Положение. Проблема. Форма. Опасность. Право. Племянник. Практика. Адвокат. Мать. Необходимость. Дерево. Фермер. Футбол. Потолок.

Упражнение 5. Даны логические описания понятий. Правильны ли они? Если ошибочны, исправить ошибку.

1. Гусь /общее, нерегистрирующее, конкретное, положительное, безотносительное/.

2. Жизнь /общее, абстрактное, положительное, безотносительное/.

3. Степан Разин /единичное, конкретное, положительное, безотносительное/.

4. Студент Волго-Вятской академии государственной службы /общее, нерегистрирующее, конкретное, положительное, безотносительное/.

5. Балтийский флот /единичное, конкретное, положительное, безотносительное/.

Упражнение 6. Дайте полную логическую характеристику понятиям.

Юрист. Государство. Западная граница России. Невиновность. Учитель. Кража. Бескорыстие. Отечество. Подвиг. Социальная справедливость. Регресс. Созвездие Большой Медведицы. Рота. Случайность. Атеист. Волго-Вятская академия государственной службы. Экзамен. Мужество космонавта Леонова.

 

Упражнение 7. Определите вид отношения между совместимыми понятиями и изобразите его с помощью круговых схем /кругов Эйлера/.

1. Высшее учебное заведение, Волго-Вятская академия государственной службы.

2. Юрист, депутат государственной Думы.

3. Столица Украины, Киев.

4. Орган государственного управления, министерство.

5. Писатель, советский писатель, автор романа «Тихий Дон».

6. Глава правительства, премьер-министр.

7. Республика, форма правления.

8. Военный корабль, эсминец.

9. Президент, президент США, глава государства.

10. Живописец, художник.

11. Художественная литература, литература, драматургия.

12. Студент, нижегородец, член профсоюза.

13. Литератор, художник, поэт.

14. Ученый, сторонник мира, гражданин Российской Федерации.

15. Жердь, длинная палка, шест.

16. Столица, город.

 

Упражнение 8. Подберите понятия, равнозначные данным.

Квадрат. Предприниматель. Конституция. Первая общественно-экономическая формация. Основатель Москвы. Дантист. Изваяние. Рука. Первый космонавт. Полдень. Арест. Коллега. Москва. Декрет.

 

Упражнение 9. Подберите понятия, находящиеся в отношении пересечения к данным.

Студент. Военнослужащий. Судья. Студент Волго-Вятской академии государственной службы. Морской флот. Браконьер. Инженер. Нормативный акт. Академик. Депутат. Акция. Закон. Русское искусство.

 

Упражнение 10. К данным понятиям подберите подчиненные и подчиняющие понятия.

Учебник. Повесть. Озеро. Форма правления. Улика. Фабрика. Консульство. Понятие. Философия. Награда. Писатель. Прокурор. Химический элемент. Комедия. Фронт. Собака. Орден. Студент. Фермер. Партия.

 

Упражнение 11. Определите вид отношения между несовместимыми понятиями, изобразите его с помощью круговых схем.

1. Печать, телевидение, средство массовой информации.

2. Преступление, должностное преступление, хозяйственное преступление.

3. Известность, неизвестность.

4. Партийность, беспартийность.

5. Виновность, невиновность.

6. Феодализм, капитализм, классовое общество.

7. Правда, ложь.

8. Юрист, прокурор, следователь, адвокат.

9. Сильный, слабый.

10. Истина, ложь.

11. Честь, бесчестие.

12. Общественная наука, история Отечества, философия.

13. Зависимость, независимость.

14. Обвинительный приговор, оправдательный приговор.

15. Хозяин, работник.

 

Упражнение 12. Подберите понятия, соподчиненные данным.

1. Преступление.

2. Наказание.

3. Демократия.

4. Высшее учебное заведение.

5. Офицер.

6. Форма государства.

7. Священнослужитель.

8. Ученый.

9. Художественная литература.

10. Ученое звание.

11. Политическая партия.

12. Городской транспорт.

 

Упражнение 13. Подберите понятия, противоположные и противоречащие данным.

Большой. Научный. Капиталистический путь развития. Холодный климат. Прогресс. Легкая работа. Партийность. Верность. Законный. Гармоничный. Смелый. Друг. Глубокий. Правда.

 

Упражнение 14. Найдите понятия, родовые по отношению к следующим:

Школа. Газета. Материалист. Капитализм. История. Повесть. Дом. Артист. Дружба. Наводнение. Словарь. Кинокомедия. Тепловоз. Параллелепипед. Штукатур. Горожанин.

 

Упражнение 15. Найдите понятия, видовые по отношению к следующим:

Вуз. Общественно-экономическая формация. Самолет. Учреждение. Правонарушение. Преподаватель. Искусство. Пора года. Море. Химический элемент. Трактор. Стоимость. Учебник. Революция.

 

Упражнение 16. Определите, правильно ли произведено ограничение понятий:

1. Республика - область - район.

2. Город - город Российской Федерации - город Нижегородской области - Арзамас.

3. Сутки - день - утро.

4. Машина - трактор «Беларусь» - трактор.

5. Полк - батальон - воинское подразделение - рота - взвод - отделение.

6. Офицер - майор - сержант.

 

Упражнение 17. Определите, правильно ли сделано обобщение понятий:

1. Секунда - минута - час.

2. Цех - предприятие - завод.

3. Високосный год - год - столетие.

4. Учебник логики - учебник - книга.

5. «Огонек» - периодическое издание - журнал.

6. Одиночный выстрел - выстрел - залп.

 

Упражнение 18. Укажите вид определения, определяемое и определяющее понятия, в последнем укажите родовое понятие и видовое отличие.

1. Общественным объединением является добровольное формирование, возникающее в результате свободного волеизъявления граждан.

2. Логика - это философская наука о формах, в которых протекает мышление человека, и о законах, которым оно подчиняется.

3. Суд - орган государства, рассматривающий гражданские и уголовные дела в соответствии с установленными процессуальными правилами.

4. Аксиома - истинное суждение, которое в какой-либо теории принимается без доказательства в качестве исходного положения, и с помощью которого обосновываются другие положения этой теории.

5. Слово, употребленное в переносном значении, называется метафорой.

6. Дуализм - философское учение, исходящее из признания равноправными двух начал - материи и сознания.

7. Определение есть логическая операция, в процессе которой раскрывается содержание понятия.

8. «Если какое-нибудь нравственное положение мы приложим к известному отдельному случаю, выдадим этот случай за действительный и сочиним о нем какой-нибудь рассказ, из которого наглядным образом может быть понято взятое общее положение, то подобное произведение фантазии называется басней» /Лессинг/.

9. Анархизм - общественно-политическое течение, которое выступает за немедленное уничтожение всякой государственной власти.

10. Генетика - наука о законах наследственности и изменчивости организмов и методах управления ими.

 

Упражнение 19. Установите правильность следующих определений /в неправильных определениях укажите, какое правило нарушено; дайте правильное определение/.

1. Студент - это учащийся.

2. Упрямство есть порок слабого ума.

3. Интеллигенция - общественный слой людей, обладающих специальными знаниями в области науки, культуры и профессионально занимающихся сложным умственным трудом.

4. Мошенник - человек, занимающийся мошенничеством.

5. Кибернетика - не искусство.

6. Учение - мать умения.

7. Величина есть то, что можно измерить, исчислить /то, что можно уменьшать и увеличивать/.

8. Наказание - мера государственного принуждения, применяемая по приговору суда к лицу, совершившему государственное преступление.

9. Сравнение - не доказательство.

10. Кража - тайное похищение государственного имущества.

11. Нация - устойчивая историческая общность людей.

12. Музыка - вид искусства, отражающий действительность в звуковых художественных образах.

13. Соната - музыкальное произведение, написанное в сонатной форме.

14. Точка есть то, что не имеет частей.

15. Хвойными называются растения, лишенные листьев.

16. Оговор - показания свидетеля, ложно изобличающие другое лицо в совершении преступления.

 

Упражнение 20. Попытайтесь дать определение через ближайший род и видовое отличие следующим понятиям:

Демократия. Пролетариат. Остров. Университет. Преступление. Студент. Глагол. Озеро. Суждение. Лед. Луна. Подлежащее. Республика. Президент. История. Автомобиль. Революция. Профессор.

Упражнение 21. В каких из приведенных ниже примеров имеет место деление объема понятия, а в каких - членение предмета на части?

1. Животные делятся на позвоночных и беспозвоночных.

2. Год делится на 12 месяцев.

3. Углы делятся на острые, прямые и тупые.

4. Дивизии делятся на полки.

5. Дома делятся на одноэтажные и многоэтажные.

6. Университет делится на факультеты.

7. Земной шар делится на Восточное и Западное полушария.

8. Всего было 35 стран-участниц Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе.

9. Формами обучения в вузе являются: дневная, вечерняя и заочная.

10. Противоречия делятся на антагонистические и неантагонистические.

11. Метр делится на сантиметры.

 

Упражнение 22. Укажите вид деления понятий, делимое понятие, члены деления, основания деления.

1. За нарушение служебной дисциплины могут применяться следующие дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, строгий выговор, увольнение с работы.

2. Периодические издания подразделяются на газеты, журналы, бюллетени и периодические сборники.

3. Конституция России гарантирует всю полноту социально-экономических, политических и личных прав и свобод граждан.

4. Суждения по качеству делятся на утвердительные и отрицательные.

5. Отношения между людьми бывают доброжелательными и недоброжелательными.

6. По государственному устройству государства делятся на унитарные, федеративные и конфедеративные.

7. Прилагательные бывают мужского, женского и среднего рода.

8. Философы делятся на материалистов и идеалистов.

 

Упражнение 23. Проверьте правильность деления понятий; в неправильном делении определите, какие правила нарушены.

1. Науки делятся на естественные, технические и гуманитарные.

2. Власть может быть авторитарной и тоталитарной.

3. Преступления делятся на умышленные, неумышленные и хозяйственные.

4. Видами искусства являются художественная литература, музыка, скульптура, архитектура и портретная живопись.

5. Сделки бывают двусторонними, многосторонними и по доверенности.

6. Формальная логика делит понятия на общие и единичные, конкретные и абстрактные, соотносительные и безотносительные.

7. Языки делятся на естественные, искусственные и народные.

8. Речь бывает устной, письменной, путаной и заумной.

9. Приговоры бывают обвинительными, оправдательными и несправедливыми.

10. Работа может быть выполнена добросовестно и недобросовестно.

11. Животные делятся на хищников, травоядных, всеядных и млекопитающих.

12. Леса делятся на лиственные, хвойные, смешанные и сосновые.

13. Люди делятся на мужчин, женщин и детей.

 

Упражнение 24. В следующих примерах замените дихотомическое деление на деление по видоизменению признака:

1. Люди делятся на блондинов и не блондинов.

2. Автомобили делятся на грузовые и не грузовые.

3. Вузы делятся на университеты и не университеты.

4. Части речи делятся на существительные и не существительные.

5. Строительство делится на жилищное и не жилищное.

6. Суд учитывает улики прямые и не прямые.

7. Дома делятся на кирпичные и не кирпичные.

8. Спутники планет делятся на искусственные и не искусственные.

 

Упражнение 25. По приведенным ниже членам деления определите делимое понятие и основание деления.

1. Анемометр, барометр, дождемер, флюгер.

2. Город, деревня, поселок, хутор.

3. Определение, дополнение, обстоятельство.

4. Книга, газета, журнал, плакат.

5. Самолет, вертолет, дирижабль, воздушный шар.

6. Оборонительная война, наступательная война.

7. Университет, пединститут, консерватория.

8. Наука, искусство, религия.

9. Стол, стул, шкаф, диван, кровать.

 

 

Семинар-практикум №3. «Суждение как форма мышления».

Вопросы для обсуждения:

1. Общая характеристика суждения.

2. Суждение и предложение. Структура суждения.

3. Основные виды суждений. Виды простых суждений.

4. Сложные суждение и их виды.

5. Отношения между суждениями.

6. Модальность суждений.

 

Литература.

1. Гетманова А.Д. Логика. - М., 2009.

2. Ивлев Ю.В. Логика. - М., 2009.

3. Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика. - М., 2009 /5-6 изд.

4. Бочаров В.А., Маркин В.И. Основы логики. - М., 2008.

5. Войшвилло Е.К. Логика: Учебник для вузов. М., 2003.

6. Челпанов Г.И. Учебник логики. - М., I994.

(в учебных изданиях см.соответствующие разделы).

 

 

Упражнение 1. Найдите предложения, выражающие суждения. Укажите термины суждений.

1. Прощай, свободная стихия! /Пушкин/.

2. Государство - основной институт политической системы классового общества.

3. Что смолкнул веселия глас? /Пушкин/

4. Гуманитаризация - общая тенденция в развитии современного образования.

5. Спешить не спеши, а поторапливайся.

6. На основе знания законов общественного развития возможно предвидение социальных процессов.

7. Богаты мы, едва из колыбели, ошибками отцов и поздним их умом /Лермонтов/.

8. В атаку!

9. Кто над морем не философствовал? /Маяковский/

10. Одни поддельные цветы дождя боятся /Крылов/.

11. Ребята! Не Москва ль за нами? /Лермонтов/

12. Как хороши, как свежи были розы! /Мятлев/

13. Кто не едал со слезами хлеба, стеня на одр не упадал, тот вас не знает, силы неба!

 

Упражнение 2. Определите вид суждения, приведите схемы атрибутивных суждений и суждений с отношением, суждения с отношением и суждения существования выразите в форме атрибутивных суждений.

1. Ускорение научно-технического прогресса - главный рычаг повышения эффективности производства.

2. Мораль возникла раньше религии.

3. Существует обширная литература о творчестве А.П. Чехова.

4. Александр старше Михаила.

5. Права материнства в России охраняются государством.

6. Плюрализм - неотъемлемая часть демократии.

7. Троицкая башня Московского Кремля построена раньше всех остальных башен.

8. Право на труд - основа всей системы прав российского гражданина.

9. Комната матери и ребенка существует при каждом железнодорожном вокзале Москвы.

10. Мышление без языка не существует.

 

Упражнение 3. Выделите одно-, двух- и трехместные предикаты в следующих суждениях:

1. Спрос рождает предложение.

2. Русский язык - важнейшее средство межнационального общения граждан Российской Федерации.

3. Александр Невский разгромил немецких рыцарей на льду Чудского озера.

4. Судьба научных открытий зависит от характера общественного строя.

5. «То, что я могу сказать о моей книге, есть в книге» /Эйнштейн/.

6. Андорра расположена между Испанией и Францией.

 

Упражнение 4. В данных атрибутивных суждениях найдите субъект, предикат и связку. Определите количество и качество суждения, укажите кванторное слово.

1. Лицо, виновное в совершении преступления, подлежит уголовной ответственности.

2. Большую часть студентов 411 группы составляют мужчины.

3. Ни один водитель, будучи в нетрезвом состоянии, не должен садиться за руль автомобиля.

4. Инвалиды Великой Отечественной Войны имеют право на льготы.

5. «Египтяне, принадлежащие к храмовому округу Мендеса, не употребляют в пищу козьего мяса» /Геродот. История/.

6. Сокровища Оружейной палаты являются государственным достоянием.

7. Некоторые свободомыслящие люди России начала ХХ века не являлись революционерами.

8. Ряд важнейших проблем России связан с переустройством экономики.

9. Все студенты 411 группы серьезно относятся к изучению логики.

10. Никаких прямых доказательств, подтверждающих точку зрения обвинения, представлено не было.

 

Упражнение 5. Приведите следующие суждения к одной из четырех форм (A, E, I, O) и выразите в символическом виде, используя кванторы.

1. Имеются приборы, преобразующие ультразвук в звук, слышимый человеком.

2. Противники материалистического мировоззрения утверждают, что идеи правят миром.

3. Некоторые проблемы человеческой истории до сих пор не решены.

4. «Ни один ученый не мыслит формулами» /Эйнштейн/.

5. Каждый кулик свое болото хвалит.

6. Некоторые выдающиеся математики не приняли неевклидовой геометрии.

Упражнение 6. Образуйте суждения всех форм /A, E, I, O/ из следующих пар понятий.

1. Крупный промышленный центр /S/; город республиканского подчинения /P/.

2. Русский князь /S/; сторонник централизованной власти /P/.

3. Моральная норма /P/; норма права /S/.

4. Существительное /P/; слово, обозначающее признак предмета /S/.

 

Упражнение 7. Составьте сужения вида A, E, I, O из следующих пар понятий.

1. Крестьянское восстание /субъект, распределен/; восстание, закончившееся победой /предикат, распределен/.

2. Русский феодал /субъект, не распределен/; сторонник преобразований Петра I /предикат, распределен/.

3. Комета /субъект, не распределен/; тело Солнечной системы /предикат, не распределен/.

4. Звезда /субъект, распределен/; мощный источник радиоизлучения /предикат, не



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 975; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.202.167 (0.286 с.)