ТОП 10:

Каковы основные формы конкретного и абстрактного отражения действительности?



ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ

(специальность 030502.65 – юриспруденция)

Каковы основные формы конкретного и абстрактного отражения действительности?

Конкретное – чувственное познание. ЧП дает нам знание об отдельных предметах, об их внешних свойствах, но не может дать знаний о причинной зависимости между явлениями.

Ощущение – отражение отдельных чувственно воспринимаемых свойств предметов - их цвета, формы, запаха и вкуса.

Восприятие – целостный образ предмета, возникающий в результате его непосредственного воздействия на органы чувств. (зрит. Восприятие растущего под окном дерева)

Представление – сохранившийся в сознании чувственный образ предмета, который воспринимался раньше. Имеется только тогда, когда непосредственное воздействие отсутствует. П могут быть и образами предметов, существующих реально, а также могут образовываться на основе описания предметов, не существующих в действительности.

Абстрактное – рациональное

Мышление – отражает мышление в логических формах

Понятие

Суждение

Умозаключение

· отражает действительность в обобщенных образах (в отличие от чувственного познания мышление абстрагируется от единичного, выделяет в предметах общее, повторяющееся, существенное)

· мышление – процесс опосредованного отражения действительности (благодаря мышлению мы получаем новые знания не непосредственно, а на основе уже имеющихся знаний – опосредованно. То есть мы получаем выводное знание – знание, полученное из уже имеющихся знаний, без обращения в каждом конкретном случае к опыту, к практике)

· мышление неразрывно связано с языком (мысль может возникнуть и существовать лишь на базе языкового материала, в словах и предложениях)

· мышление – процесс активного отражения действительности

Какие семантические категории используются для логической характеристики форм мышления?

Логическая форма мышления – способ связи элементов мысли, ее строение, благодаря которому содержание существует и отражает действительность.

Под содержанием мысли понимают отраженные в ней предметы, их свойства и отношения.

В мышлении содержание существует в понятиях, суждениях, умозаключениях.

Понятие – определенная связь существенных признаков предмета.

Суждение – способ связи понятий, выраженный в форме утверждения или отрицания

Умозаключение – способ связи суждений

 

Сформулируйте предмет формальной логики.

Формальная логика изучает формы мышления, выстраивая структуру, общую для различных по содержанию мыслей, а также изучает законы, обуславливающие логическую правильность мышления, без соблюдения которой нельзя придти к результатам, соответствующим действительности.

Особенность формальной логики состоит в том, что она рассматривает формы мышления, отвлекаясь от их возникновения, изменения, развития. Эту сторону мышления изучает диалектическая логика.

 

Охарактеризуйте основные этапы формирования и развития логики.

1 этап – 384-322 год Аристотель – основатель дедуктивной логики, учения о силлогизме, которое стало основанием для развития логики предикатов.

Учение Аристотеля дополнили античные стоики ЗЕНОН И ХРИСИПП описанием сложным высказыванием. Основание для развития логики высказываний. Также дополняли учение аристотеля античные мыслители – Гален, Порфирий, Боэций.

2 этап – теория индукции Ф.Бэкона. (1561-1626) разработал методы научной индукции, которые затем были дополнены Дж.Миллем (1806-1873). Дальнейшее развитие логики связано с именами французского философа Р.Декарта, внесшего существенное развитие в дедуктивную логику, немецкого философа Г.Лейбница(закон достаточного основания) и немецкогофилософа Канта.

3 этап – дедуктивная логика аристотеля и индуктивная логика Бэкона-Милля составили основу формальной логики, которую называют также традиционной аристотелевской логикой.

Формальная логика дала развитие символической логике ( многозначная логика, вероятностная, временная, деонтическая. Диалектическая логика.

Язык как знаковая информационная система.

Язык – знаковая информационная система, выполняющая функцию формирования, хранения и передачи информации в процессе познания действительности и общения между людьми.

Основным строительным материалом выступают используемые в нем знаки. Знак – любой чувственно воспринимаемый предмет, выступающий представителем другого предмета.

2 вида: знаки-образы – имеют сходство с обозначаемыми предметами (копии док-тов, дорожные знаки, фотоснимки)

Знаки-символы – не имеют сходства с обозначаемыми предметами (нотные знаки, знаки азбуки морзе)

Множество исходных знаков языка составляют его Алфавит.

Комплексное изучение языка осуществляется общей теорией знаковых систем – семиотикой , которая анализирует язык в 3 аспектах – синтаксическом, семантическом, прагматическом.

Синтаксис – раздел семиотики, изучающий структуру языка: способы образования, преобразования и связи между знаками.

Семантика – занимается проблемой интерепретации, анализом отношений между знаками и обозначаемыми объектами.

Прагматика – анализирует коммуникативную функцию языка- эмоциональные, психологические, эстетические и др.отношения носителя языка к самому языку.

По произхождению языки бывают естественные и искусственные.

Естественные языки – исторически сложившиеся в обществе звуковые, а затем и графические информационные знаковые системы. Они возникли для закрепления и передачи накопленной информации в процессе общения между людьми.

Искусственные языки – это вспомогательные знаковые системы, создаваемые на базе естественных языков для точной и экономной передачи научной и другой информации.

Язык, выступающий средством построения для изучения другого языка называют метаязыком. Основной – языком-объектом.

Выделяют смешанные языки – базой в которых выступает естественный язык, дополняемый символикой и условными обозначениями, относящимися к конкретной области. (юридический язык)

Искусственные языки используются в логике.

Язык логики высказываний.(опирается на истинностные характеристики логических связок отвлекаясь от внутренней структуры суждений)

Язык логики предикатов. Он применяется в логической системе, называемой исчислением предикатов, которая при анализе рассуждений учитывает не только истинностные характеристики логических связок, но и внутреннюю структуру суждений. (стр.24)

Таблицы истинности высказываний и правила их построения.

Разрешающие процедуры КЛВ (истинностные таблицы).Каждая логическая теория, в том числе и логика высказываний, решает две основные задачи: во-первых, выявляет класс формул, являющихся логическими законами; во-вторых, устанавливает отношение логического следования между формулами.

Каждая отдельная пропозициональная переменная, замещающая собой простое высказывание, может быть истинной или ложной. Это обозначается, соответственно, (1) и (0). Истинность или ложность сложных формул зависит от истинностных значений входящих в них переменных. Эта зависимость представлена в следующей таблице:

 

 

А В А ˄ В А ˅ В А ˅ В А É В А ↔ В   А А
 
 
 
 

Сформулируйте основные законы логики высказываний.

Охарактеризуйте простое и ступенчатое деление.

Простое деление – деление на 2 противоречивых понятия.

Ступенчатое деление – деление, когда получившиеся в результате отрицательное противоречивое понятие вновь делится на 2 понятия, что помогает выделить из большого круга предметов группу предметов, интересующих нас в каком-либо отношении. (совершеннолетние-несовершеннолетние, достигшие 16-ти лет – недостигшие 16-ти, достигшие 14 – не достигшие)

Ошибка – скачок в делении.

Все S суть М

Все S суть Р

Применяем правило терминов: первое правило выполняется, т.к. у нас три термина. А второе не выполняется, т.к. средний термин не распределён ни в одной из посылок.

Опишите способы сведения модусов II и III фигур силлогизма к модусам I фигуры.

Я ошибка – потеря тезиса.

Сформулировав тезис, пропонент забывает его и переходит к другому, прямо или косвенно связанным с первым. Затем ко 2, 3, 4 и в конце концов забывает исходную мысль.

Я ошибка – подмена тезиса.

Подмена тезиса бывает полной и частичной.

Полная подмена тезиса проявляется в том, что выдвинув определенное положение, пропонент в итоге фактически обосновывает нечто другое, сходное с тезисом положение и тем самым подменяет основную идею другой. Возникает когда пропонент четко не формулирует свою основную мысль, а уточняет ее на протяжении дискуссии, а также когда вместо четкого ответа на поставленный вопрос выступающий ходит вокруг да около, прямо не отвечая на него.

Разновидностью подмены тезиса является ошибка «аргумент к личности» - когда при обсуждении конкретных действий определенного лица или предложенных им решений незаметно переходят к обсуждению личных качеств этого человека.

Разновидностью подмены тезиса является ошибка «логическая диверсия» -чуствуя невозможность доказать выдвинутое положение, человек пытается переключить внимание слушателей на обсуждение другого утверждения, не имеющего прямой связи с первоначальным суждением. Вопрос об истинности тезиса остается открытым, ибо обсуждение искусственно переключается на другую тему.

Частичная подмена тезиса выражается в том,что в ходе выступления пропонент пытается видоизменить собственный тезис, сужая или расширяя первоначально слишком широкое либое узкое утверждение. (большинство из них --- все из них)

2. правила и ошибки по отношению к аргументам

А) достоверность аргументов – то есть истинности и доказанности аргументов.

Доводы выполняют роль фундамента, на котором строится аргументация. Если в фундамент рассуждения кладут непроверенные или сомнительные факты, то ставится под угрозу весь ход аргументации.

Принятие за истину ложного аргумента – основное заблуждение – использование в качестве аргумента несуществующего факта, ссылка на событие, которое в действительности не имело места.(ложные показания – наказание невиновного)

Предвосхищение основания –в качестве аргументов используются недоказанные, произвольно взятые положения – ссылаются на слухи, на мнения высказанные кем-то. В действительности же доброкачественность этих доводов лишь предвосхищается, но не устанавливается с несомненностью.

Б) автономное обоснование аргументов – прежде чем доказать тезис, нужно доказать доводы, не обращаясь при этом находят обоснования не обращаясь к тезису. Если такое происходит, то возникает ошибка «круг в демонстрации» - недоказанным тезисом обосновывают недоказанные аргументы.

В) требование непротиворечивости аргументов – из противоречивых оснований с необходимостью не вытекает ни одно положение. (к обоснованию приговора прибегают к противоречивым показаниям свидетелей и обвиняемых)

Г) требование достаточности аргументов – в своей совокупности доводы должны быть такими, чтобы из них по правилам логики в необходимости следовал доказываемый тезис. Достаточность аргументов следует расценивать не в смысле их количества, а в смысле их весомости. Должны использоваться доводы, которые взаимосвязаны и подкрепляют друг друга.

Доказательство несостоятельно, когда отдельными фактами пытаются обосновать широкий тезис – обобщение в этом случае будет «слишком широким или поспешным»

Увеличивая кол-во аргументов можно совершить логическую ошибку – «чрезмерного доказательства»(недостаточное док-во)

3. правила и ошибки в демонстрации

1) дедуктивный способ аргументации.

Точное определение или описание в большей посылке, выполняющей роль довода, исходного теоретического или эмпирического положения. (статьи)

Точное и достоверное описание конкретного события, которое дано в меньшой посылке. (точное описание события помогает отыскать среди теоретических положений нужное обобщение и правильно применить его к конкретному случаю. Несоблюдение этого правила нередко приводит к тому, что лишь приблизительно выбирают соответствующее общее положение) «наиболее опасной ошибкой является применение верного для сугубо конкретного случая положения как бузусловного и действующего при любых условиях»

Соблюдение структурных правил этой формы вывода. (термины, кол-во, качество, связки)

2) индуктивный способ аргументации – применяется как правило в случаях, когда в качестве доводов используются фактические данные. Чем больше наблюдается число благоприятных случаев и чем разнообразнее условия их выбора, тем основательнее индуктивная аргументация. Приводит к проблематичным заключениям, так как свойственное отдельным предметам не всегда присуще группе явлений.

3) Аргументация в форме аналогии – применяется в случае уподобления единичных событий и явлений.

Аналогия состоятельна только тогда, когда 2 явления сходны между собой не в любых, а только в существенных признаках.

При уподоблении 2 явлений или событий следует учитывать различия между ними. (если 2 явления существенно различаются друг от друга, то несмотря на наличие сходных признаков их нельзя уподоблять)

Ошибки:

Отсутствие логической связи между аргументами и тезисом – ошибка мнимого следования.

· Логический переход от узкой области к более широкой. (в аргуметах говорится о свойствах некоторого вида явлений, а в тезисе говорится о свойствах всего рода явлений)

· Переход от сказанного с условием к сказанному безусловно.

· Переход от сказанного в определенном отношении ксказанному безотносительно( опираясь на проблематичные аргументы пытаются доказать достоверный тезис)

Логически не связанные с обсуждаемым тезисом аргументы:

· Аргумент к силе – (физическое или иное другое воздействие)

· Аргумент к невежеству – использование неосведомленности оппонента и навязывание ему мнений, которые противоречат науке

· Арумент к выгоде – вместо логического обоснования тезиса прибегают к агитации за его принятии, потому что это будет выгодно в каком-либо отношении

· Аргумент к здравому смыслу – используется как призыв к обыденному сознанию, а не логическое обосновывание тезиса

· Аргумент к состраданию – вместо реальной оценки конкретного случая взывают к жалости, состраданию. (возможное осуждение)

· Аргумент к верности – склоняют к его принятию в силу верности, привязанности, почтения

· Аргумент к авторитету – ссылка на авторитетную личность или коллективный авторитет

 

Синтез фактов

Мысленное объединение аналитически выделенных фактов в единство, при отвлечении от случайных обстоятельств.

Выдвижение предположения

Исходный фактический материал анализируют, отделяют существенное от несущественного и синтезируют относящиеся к делу факты в непротиворечивое множество. Которое служит предпосылкой для вероятностного заключения.

 

· Принцип объективности исследования (истолковывается в 2 планах)

1) психологический – объективность означает отсутствие предвзятости, когда исследователь руководствуется интересами установления истинности, а не субъективными склонностями.

2) Логико-методологический – всесторонность исследования с целью установления вины. – при построении гипотезы должен учитываться весь фактический материал, а также следует построить все возможные в конкретных условиях гипотезы.

· Условие состоятельности гипотезы

1. гипотезв должна быть непроиворечивой

2. гипотезв должна быть проверяемой – допускать проверку фактами.

3. гипотеза должна быть обоснована

4. гипотеза должна быть информативной (где и как отыскать новые еще не известные факты и дать им рациональные объяснения)

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ

(специальность 030502.65 – юриспруденция)

Каковы основные формы конкретного и абстрактного отражения действительности?

Конкретное – чувственное познание. ЧП дает нам знание об отдельных предметах, об их внешних свойствах, но не может дать знаний о причинной зависимости между явлениями.

Ощущение – отражение отдельных чувственно воспринимаемых свойств предметов - их цвета, формы, запаха и вкуса.

Восприятие – целостный образ предмета, возникающий в результате его непосредственного воздействия на органы чувств. (зрит. Восприятие растущего под окном дерева)

Представление – сохранившийся в сознании чувственный образ предмета, который воспринимался раньше. Имеется только тогда, когда непосредственное воздействие отсутствует. П могут быть и образами предметов, существующих реально, а также могут образовываться на основе описания предметов, не существующих в действительности.

Абстрактное – рациональное

Мышление – отражает мышление в логических формах

Понятие

Суждение

Умозаключение

· отражает действительность в обобщенных образах (в отличие от чувственного познания мышление абстрагируется от единичного, выделяет в предметах общее, повторяющееся, существенное)

· мышление – процесс опосредованного отражения действительности (благодаря мышлению мы получаем новые знания не непосредственно, а на основе уже имеющихся знаний – опосредованно. То есть мы получаем выводное знание – знание, полученное из уже имеющихся знаний, без обращения в каждом конкретном случае к опыту, к практике)

· мышление неразрывно связано с языком (мысль может возникнуть и существовать лишь на базе языкового материала, в словах и предложениях)

· мышление – процесс активного отражения действительности







Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.237.76.91 (0.021 с.)