Познание как процесс отражения действительности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Познание как процесс отражения действительности



Наука и научное знание

Под термином «наука» обычно понимается сфера деятельности людей, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности [17]. В настоящее время наука превратилась в непосредственную производительную силу и в важнейший социальный институт, оказывающий влияние на все сферы жизнедеятельности общества. Сейчас насчитывается более 15 тыс. дисциплин, в научной сфере задействовано свыше 5 млн профессиональных ученых, количество научных журналов исчисляется несколькими сотнями тысяч.
Основным субъектом науки, т.е. носителем сознательной целенаправленной деятельности в этой области, являются научные работники, коллективы ученых и вспомогательный персонал. Объектами науки принято считать все состояния бытия, которые становятся сферой приложения активности субъекта. Заметим, что объектом науки нередко становятся теоретические конструкции, которым нет непосредственного аналога в природном окружении. Например, в природе нет идеального газа, однако этой конструкцией широко пользуются ученые в конкретных областях естественно-научных исследований. Это существенно отличает науку от обыденного чувственного восприятия действительности.
Упомянем одну особенность науки. Если в искусстве и литературе то или иное произведение настолько тесно связано с автором, его создавшим, что не будь этого автора произведение просто не существовало бы, то в науке положение принципиально иное. Теории И. Ньютона, Ч. Дарвина, А. Эйнштейна и т.д. отражают черты индивидуальности своих создателей, которые сделали гениальные открытия в области естествознания. Однако эти теории рано или поздно все равно появились бы, поскольку они составляют необходимый этап развития науки. Об этом свидетельствуют факты из истории науки, когда к одним и тем же идеям приходят разные ученые независимо друг от друга.
Основная цель научной деятельности — получение знаний о реальности. Под знанием понимают форму существования и систематизации результатов познавательной деятельности человека, который в своей деятельности отражает (идеально воспроизводит) объективные закономерные связи реального мира. Термин «знание» употребляется в трех основных смыслах:

1. способности, умения, навыки, которые базируются на осведомленности, как что-либо сделать, осуществить;

2. любая познавательно значимая информация;

3. особая познавательная единица, существующая во взаимосвязи с практикой. Следует заметить, что понятия «истинное знание» и «знание» не совпадают, поскольку последнее может быть недоказанным, непроверенным (гипотезы) или неистинным знанием (заблуждение).

Продуктом научной деятельности выступают не только знания. Для их получения необходимы методы наблюдения и экспериментирования, а также средства, при помощи которых они осуществляются. К продуктам науки следует отнести и научный стиль рациональности, который распространяется на все сферы человеческой деятельности. Наконец, наука представляет собой источник нравственных ценностей, ибо профессия ученого предполагает честность и объективность как элементы профессиональной этики.
Достижения современной техники базируются на фундаментальных научных открытиях и научных исследованиях. Взаимосвязь техники и науки - один из главных факторов научно-технической революции, важнейшее условие научно-технического и социального прогресса. Техника в своих новейших формах (лазерные установки, компьютеры, интернет и т.п.) оказывает сильное влияние на культуру человечества, на психологию и сознание людей, их жизненные и ценностные ориентации, бытовые, профессиональные и многие другие условия их повседневного существования.
Научное знание строится и организуется по определенным законам. Отличительные качества научного знания — систематизированность и обоснованность. Для научной систематизации знания (классификации) характерны стремление к полноте, ясное представление об основаниях систематизации и их непротиворечивости. Здесь многое определяет специфический научный метод - процедура получения знания, позволяющая впоследствии его воспроизвести, проверить и передать другому. Элементами научного знания являются факты, закономерности, теории, научные картины мира. Обоснованность, доказательность получаемого знания - характерные признаки научности. Важнейшими способами обоснования эмпирического знания являются проверка наблюдениями и экспериментами, обращение к первоисточникам, статистическим данным. При обосновании теоретических концепций обязательными требованиями, предъявляемыми к ним, выступают их непротиворечивость, соответствие эмпирическим данным, возможность описывать известные явления и предсказывать новые. Обоснование научного знания, приведение его в стройную, единую систему всегда было одним из важнейших факторов развития науки.

Средства и методы науки

Структура и уровни научного знания

Структура научного знания

В самом простом виде структуру научного знания можно представить в виде следующего ряда: фактический материал; первоначальные обобщения в понятиях и других абстракциях; научные предположения (гипотезы); законы, принципы и теории; философские установки; методы, идеалы и нормы научного познания; социокультурные основания; стиль мышления.
Научное знание можно структурировать и по степени обобщенности материала. Наиболее общую систему научных теорий называют научной картиной мира. Научная картина мира - это целостная система представлений об общих свойствах и закономерностях природы, результат обобщения и синтеза основных научных понятий, принципов, методологических установок. Различают общенаучную картину мира, картины мира наук, близких по предмету исследования (например, естественно-научная картина мира), картины мира отдельных наук (физическая, биологическая, географическая и др.) [17].
В структуре научной картины мира выделяют понятийную и чувственно-образную составляющие. Чувственно-образная составляющая - это совокупность наглядных представлений о тех или иных объектах и их свойствах, например планетарная модель атома, образ Метагалактики в виде расширяющейся сферы и др. Понятийная составляющая представлена философскими категориями (например, «материя», «движение», «пространство», «время» и др.) и принципами (принцип материального единства мира, всеобщей связи и взаимообусловленности явлений, детерминизма и др.), общенаучными понятиями и законами (например, закон сохранения и превращения энергии), а также фундаментальными понятиями отдельных наук («поле», «вещество», «Вселенная», «биологический вид», «популяция» и др.).
В научную картину мира нецелесообразно включать всю информацию, добытую наукой о различных веществах, свойствах растений и животных, природных и синтетических материалах, технологических процессах, производственных делах, биографических сведениях и т.п. Научная картина мира отличается от научной теории сочетанием абстрактно-теоретических знаний и наглядных представлений, модельных образов. Если картина мира отражает объект, отвлекаясь от процесса получения знания, то теория содержит в себе не только знания об объекте, но и логические средства проверки их истинности. Научная картина мира играет эвристическую роль в процессе построения научных теорий.
Научная картина мира может быть представлена в виде суммы частных картин мира (физической, биологической, географической и т.д.), которые в свою очередь включают соответствующие концепции - определенные способы понимания, трактовки какого-либо предмета, явления, процесса. Научные картины мира и концепции складываются из научных фактов, гипотез, проблем, принципов, законов, теорий и т.д. Научные факты — это факты, установленные путем наблюдения или экспериментов. Гипотеза - вид знания предположительного характера, истинность или ложность которого еще предстоит доказать. Научная проблема — осознанные вопросы, для ответа на которые недостаточно имеющихся знаний. Научные принципы - наиболее общие и важные фундаментальные положения теории. Законы науки — теоретические утверждения, выражающие существенные связи явлений. Научная теория - систематизированные знания в совокупности, объясняющие множество фактов и описывающие посредством системы законов определенный фрагмент реальности.

Этические проблемы в науке

Идеалы и ценности науки

Воспроизводство научного сообщества, т.е. подготовка новых поколений ученых, связано не только с передачей определенной суммы знаний и умений, но и с усвоением ими идеалов и ценностей науки. Возможны два способа преемственности в усвоении принципов нормативно-ценностной системы [15]. Во-первых, идеалы и ценности зафиксированы в виде некоторого устного или письменного кодекса и новый член сообщества, удостоверив свою приверженность основополагающим идеалам и ценностям, получает право самостоятельно заниматься соответствующим видом деятельности. Например, каждый выпускник медицинского вуза должен дать «клятву Гиппократа», чтобы получить право заниматься профессиональной деятельностью.
Во-вторых, в ходе неформального личностного общения учитель своим поведением демонстрирует образцы следования ценностям и нормам научного сообщества, которые непосредственно усваивает ученик. Сходную роль играет обращение в процессе преподавания к конкретным эпизодам из истории науки, повествующим об образцах поведения лидеров научного сообщества в критических ситуациях.
Но выбор этих исторических образцов во многом определяется существующими в данное время нормами и ценностями. В качестве примера рассмотрим два высказывания И. Ньютона. В одном из них Ньютон говорит о том, что всеми своими достижениями он обязан тому, что он стоял на «плечах гигантов» — своих предшественников. Здесь зафиксирована необходимость с должным уважением относиться к творцам науки' прошлого и опираться в своей деятельности на полученные ими результаты. Эта норма сохраняется в науке по сей день. Другое высказывание Ньютона — «гипотез не измышляю» - фиксирует норму научной деятельности, требующую руководствоваться не спекулятивными умозрениями, а достоверными фактами. Многие поколения ученых стремились следовать этой норме. Однако в XX в. она была поставлена под сомнение, а популярным стало высказывание Н. Бора о том, что для прогресса физики необходимы «сумасшедшие» идеи, позволяющие по-новому осмыслить и связать имеющиеся в распоряжении ученых факты. В таком случае «измышление гипотез» должно быть реабилитировано, хотя все же не отменяется необходимость искать фактическое подтверждение идей и гипотез.
. Жизнь науки — постоянная борьба различных мнений, направлений, борьба за признание работ, идей ученого, а также борьба за приоритет в полученном результате. Нормативно - ценностная система научного сообщества не только допускает, но и стимулирует конкуренцию между учеными, благодаря чему достигается прогресс научного познания. Эта система устанавливает и правила честной конкурентной борьбы, обеспечивая единство научного сообщества, поскольку каждый ученый может реализовать свои научные интересы лишь в рамках научного сообщества, что побуждает его относиться с уважением к коллегам.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Что такое наука? Что является объектом, субъектом науки? Каковы цели науки? Что такое научный метод?

2. Что такое знание и познание? Какие основные виды познания вы знаете?

3. Каковы критерии разграничения научного знания от других его видов? Кратко их охарактеризуйте.

4. Что такое принцип фальсификации и как этот принцип работает?

Каковы следствия введения этого принципа в анализ научного знания?
5. Что такое средства науки? Каковы их виды? Что такое методология, метод науки и научные методы? Дайте характеристику основных методов науки.
6. Какова структура научного знания? Что такое научная картина мира, концепции, гипотезы, проблемы, факты?

1. Какие уровни научного знания вы знаете? Чем отличаются эмпирический и теоретический уровни знания? Каковы их функции? Где пролегает граница между эмпирическим и теоретическим видами знания?

2. Что такое теория? Каковы ее функции? Какие методы изложения теорий вы знаете?

3. Охарактеризуйте основные пути научного познания. В чем сходства и различия индуктивного и рационалистического путей познания? Какой вид исследования, по вашему мнению, наиболее перспективен?

4. На основании чего можно считать науку социальным институтом? Что такое этика науки?

5. Каковы основные идеалы и ценности современной науки? Каковы механизмы воспроизводства идеалов и ценностей научного сообщества?

6. В чем заключается ответственность ученого и научного сообщества перед обществом? Каковы обязательства общества перед ученым и научным сообществом?

ЛИТЕРАТУРА

1. Грядовой Д.И. Концепции современного естествознания. Структурный курс основ естествознания. М., 2000.

2. Концепции современного естествознания /Под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. М., 1997.

3. Кун Т. Структура научных революций. М., 1975.

4. Лакатос И. Методология научных исследовательских программ // Вопросы философии. 1995. № 4.

5. Материалистическая диалектика и методы естественных наук. М., 1968.

6. Найдыш В.М. Научная революция и биологическое познание: философско-методологический анализ. М., 1987.

7. Печенкин A.A. Обоснование научной теории: классика и современность. М., 1991.

8. Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1983.

9. Пуанкаре А. О науке. М., 1983.

10. Современная философия науки: знание, рациональность, ценности в трудах мыслителей Запада. М., 1996.

11. Степин B.C., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. М., 1996.

12. Степин B.C. Философия науки. М., 2003.

13. Структура и развитие науки (из Бостонских исследований по философии
науки). М., 1978.

14. Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. М., 1986.

15. Философия и методология науки /Под ред. В.И. Купцова. М., 1996.

16. Философские проблемы естествознания. М., 1985.

17. Философский энциклопедический словарь. М., 1983.

18. Франк Ф. Философия науки. М., 1960.

19. Холтон Дж. Тематический анализ науки. М., 1981.

.

Комментарии (1) Обратно в раздел Наука

Список тегов:
абстрагирование выделение абстракция отвлечение критерии научности методологии истории методология науки методы научного познания научный стиль основы методологии основы философии синтетическая теория эволюции социальная ответственность структура научного знания структура научного исследования теоретические методы исследования что такое синонимы эмпирические методы исследования

 

См. также
Сад
библиотека педагогики - Бим-Бад Б. Педагогическая антропология Изучение эмпирических закономерностей
ЗАКОНЫ НАУКИ СПЕЦИФИКА НАУЧНЫХ РЕВОЛЮЦИЙ РАЗВИТИЕ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Science/bond/index.php

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие

Глава 1. ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ КАК ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ
§1.1. Естественно-научная и гуманитарная культуры
Естествознание как элемент мировоззрения
Взаимодействие двух культур
Сциентизм и антисциентизм
§ 1.2. Классификация наук и отраслей естествознания
Подходы к классификации наук
Сложившееся разделение наук
§ 1.3. Естествознание и религия
Взаимоотношения религиозного и научного знаний
Естествознание с точки зрения теологов
§ 1.4. Естествознание и философия
Взаимоотношения философии и естествознания
Философские основания естествознания
§ 1.5. Естествознание и математика
Сущность математики и история ее развития
Математика как специфический язык естествознания
Приложение математики к разным отраслям естествознания
Вопросы для самоконтроля
Литература

Глава 2. ОСНОВЫ МЕТОДОЛОГИИ НАУКИ
§ 2.1. Сущность научного знания
Наука и научное знание
Познание как процесс отражения действительности
Критерии отграничения научного знания
§ 2.2. Средства и методы науки
Виды средств и методов науки
Характеристика основных методов науки
§ 2.3. Структура и уровни научного знания
Структура научного знания
Уровни научного знания и их соотношение
Индуктивный и рационалистический пути познания.
Проблема построения единой теории
§ 2.4. Этические проблемы в науке
Наука как социальный институт
Идеалы и ценности науки
Ученый, научное сообщество, общество
Вопросы для самоконтроля
Литература

Глава 3. ИСТОРИЯ НАУКИ И ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ
§ 3.1. История естествознания и модели развития науки
Подходы к изучению истории естествознания
Кумулятивная модель развития науки
Научные революции в истории науки
«Кейс стадис» как метод исследования
§ 3.2. Традиции и новации в истории естествознания
Традиции в истории естествознания
Незнание и неведение
Психологический контекст открытий
§ 3.3. Этапы становления современного естествознания
Этапы изменения характера науки
Научные революции Нового и Новейшего времени
Типы научной рациональности
§ 3.4. История отраслей естествознания
Физика
Химия
Геология
Биология
География
Вопросы для самоконтроля
Литература

Глава 4. СИСТЕМНОСТЬ В ЕСТЕСТВОЗНАНИИ
§4.1. Системный подход
Системность и уровни системности труда
Свойства и классификация систем
Эволюция системных представлений
§ 4.2. Модели и моделирование систем
Понятие модели и моделирования
Классификация моделей
Особенности моделей
Основные типы моделей систем
§ 4.3. Системные исследования
Информационные аспекты изучения систем
Этапы системного исследования
Вопросы для самоконтроля
Литература

Глава 5. ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ
§ 5.1. Пространство и время в естествознании
Эволюция взглядов на пространство и время
Пространство и время в различных отраслях естествознания
§ 5.2. Свойства пространства и времени
Самостоятельность пространства и времени
Мерность пространства и времени
Симметрия и асимметрия пространства и времени
Обратимость пространства и времени
Геометрические свойства пространства
§ 5.3. Методы оценки пространства
Размеры микрообъектов
Размеры макрообъектов
Межзвездные пространства
Межгалактические пространства
§ 5.4. Методы оценки времени
Малые интервалы времени
Исчисление лет и исторических эпох
Геологические интервалы времени
Космические интервалы времени
Вопросы для самоконтроля
Литература

Глава 6. ФИЗИЧЕСКАЯ КАРТИНА МИРА
§ 6.1. Иерархичность миров и границы нашего познания
Проблема выделения фундаментальных физических теорий
Фундаментальные типы физического взаимодействия
Иерархичность физических явлений
§ 6.2. Концепции макромира и классическая механика
Сущность классической механики и ее исторический обзор
Основные положения классической механики
§ 6.3. Концепции мегамира и теория относительности
Сущность теории относительности
Преобразования Х.А. Лоренца
Принцип относительности А. Эйнштейна
§ 6.4. Концепции микромира и квантовая механика
Сущность квантовой механики и границы ее применимости
История становления квантовой теории
Современные представления об элементарных частицах и атомах
§ 6.5. Концепции возникновения и развития Вселенной
Модели развития Вселенной
Происхождение и эволюция звезд и галактик
Происхождение Солнечной системы
Вопросы для самоконтроля
Литература

Глава 7. ХИМИЧЕСКИЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ВЕЩЕСТВА
§7.1. Химические явления и их сущность
Сущность химических явлений
Основные концептуальные системы химии
§ 7.2. Химический состав вещества
Проблема химического элемента
Проблема химического соединения
Проблема вовлечения химических элементов
в производство новых материалов
§ 7.3. Химическая структура вещества
Проблемы, решаемые в рамках учения о химической структуре
Образование химических структур и химическая связь
§ 7.4. Химические процессы
Сущность химического процесса
Принципы управления химическим процессом
§ 7.5. Химическая эволюция
Этапы химической эволюции
Проблема самоорганизации химических систем
Вопросы для самоконтроля
Литература

Глава 8. КОСНОЕ ВЕЩЕСТВО ЗЕМЛИ
§8.1. Форма и строение Земли
Форма Земли
Внутреннее строение Земли
Основные характеристики Земли
§ 8.2. Вещественный состав и строение земной коры
Химический и минеральный состав Земли
Типы земной коры
§ 8.3. Гидросфера и атмосфера Земли
Водная оболочка Земли
Воздушная оболочка Земли
§ 8.4. Геодинамические процессы
Эндогенные (внутренние) процессы
Экзогенные (внешние) процессы
Взаимодействие экзогенных и эндогенных процессов
§ 8.5. Возникновение и геологическая история Земли
Возникновение Земли и ранние этапы ее становления
Принципы периодизации геологической истории Земли
Основные этапы эволюции земной коры
Вопросы для самоконтроля
Литература

Глава 9. ФЕНОМЕН ЖИЗНИ
§9.1. Сущность и уровни организации жизни
Сущность жизни и свойства живых организмов
Уровни организации жизни
§ 9.2. Концепции возникновения жизни
Подходы к решению проблемы возникновения жизни
Условия и факторы зарождения жизни
Начальные этапы биологической эволюции
§ 9.3. Эволюционное учение в биологии
Становление эволюционного учения
Основные положения синтетической теории эволюции
§ 9.4. Развитие жизни на Земле
Криптозойский зон. Архейская и протерозойская эры
Фанерозойский зон. Палеозойская эра
Фанерозойский зон. Мезозойская и кайнозойская эры
§ 9.5. Человек: феномен, происхождение, биоэтика
Человек в системе животного мира
Этапы антропогенеза
Биоэтика
Вопросы для самоконтроля
Литература

Глава 10. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРИРОДЫ И ОБЩЕСТВА
§ 10.1. Основные свойства географической оболочки
Географическая оболочка и ее особенности
Энергетические источники существования географической оболочки
Структура географической оболочки
§ 10.2. Функционирование географической оболочки
Круговорот веществ в географической оболочке
Круговороты отдельных химических элементов
Ритмические процессы в географической оболочке
§ 10.3. История развития географической оболочки
§ 10.4. Географическая среда и глобальные проблемы человечества
Географическая среда и ее взаимосвязь с обществом
Глобальные проблемы человечества
Вопросы для самоконтроля
Литература

Глава 11. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ
§ 11.1. Глобальный эволюционизм
Становление эволюционных идей в науке
Основные принципы глобального эволюционизма
§ 11.2. Самоорганизация как элементарный процесс эволюции
Самоорганизация и классическая термодинамика.
Примеры процессов, происходящих в открытых системах
Свойства самоорганизующихся систем
§ 11.3. Закономерности самоорганизации и эволюционного процесса
Закономерности и факторы эволюции
Особенности эволюционного процесса
Вопросы для самоконтроля
Литература
Именной указатель

 

Наука и научное знание

Под термином «наука» обычно понимается сфера деятельности людей, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности [17]. В настоящее время наука превратилась в непосредственную производительную силу и в важнейший социальный институт, оказывающий влияние на все сферы жизнедеятельности общества. Сейчас насчитывается более 15 тыс. дисциплин, в научной сфере задействовано свыше 5 млн профессиональных ученых, количество научных журналов исчисляется несколькими сотнями тысяч.
Основным субъектом науки, т.е. носителем сознательной целенаправленной деятельности в этой области, являются научные работники, коллективы ученых и вспомогательный персонал. Объектами науки принято считать все состояния бытия, которые становятся сферой приложения активности субъекта. Заметим, что объектом науки нередко становятся теоретические конструкции, которым нет непосредственного аналога в природном окружении. Например, в природе нет идеального газа, однако этой конструкцией широко пользуются ученые в конкретных областях естественно-научных исследований. Это существенно отличает науку от обыденного чувственного восприятия действительности.
Упомянем одну особенность науки. Если в искусстве и литературе то или иное произведение настолько тесно связано с автором, его создавшим, что не будь этого автора произведение просто не существовало бы, то в науке положение принципиально иное. Теории И. Ньютона, Ч. Дарвина, А. Эйнштейна и т.д. отражают черты индивидуальности своих создателей, которые сделали гениальные открытия в области естествознания. Однако эти теории рано или поздно все равно появились бы, поскольку они составляют необходимый этап развития науки. Об этом свидетельствуют факты из истории науки, когда к одним и тем же идеям приходят разные ученые независимо друг от друга.
Основная цель научной деятельности — получение знаний о реальности. Под знанием понимают форму существования и систематизации результатов познавательной деятельности человека, который в своей деятельности отражает (идеально воспроизводит) объективные закономерные связи реального мира. Термин «знание» употребляется в трех основных смыслах:

1. способности, умения, навыки, которые базируются на осведомленности, как что-либо сделать, осуществить;

2. любая познавательно значимая информация;

3. особая познавательная единица, существующая во взаимосвязи с практикой. Следует заметить, что понятия «истинное знание» и «знание» не совпадают, поскольку последнее может быть недоказанным, непроверенным (гипотезы) или неистинным знанием (заблуждение).

Продуктом научной деятельности выступают не только знания. Для их получения необходимы методы наблюдения и экспериментирования, а также средства, при помощи которых они осуществляются. К продуктам науки следует отнести и научный стиль рациональности, который распространяется на все сферы человеческой деятельности. Наконец, наука представляет собой источник нравственных ценностей, ибо профессия ученого предполагает честность и объективность как элементы профессиональной этики.
Достижения современной техники базируются на фундаментальных научных открытиях и научных исследованиях. Взаимосвязь техники и науки - один из главных факторов научно-технической революции, важнейшее условие научно-технического и социального прогресса. Техника в своих новейших формах (лазерные установки, компьютеры, интернет и т.п.) оказывает сильное влияние на культуру человечества, на психологию и сознание людей, их жизненные и ценностные ориентации, бытовые, профессиональные и многие другие условия их повседневного существования.
Научное знание строится и организуется по определенным законам. Отличительные качества научного знания — систематизированность и обоснованность. Для научной систематизации знания (классификации) характерны стремление к полноте, ясное представление об основаниях систематизации и их непротиворечивости. Здесь многое определяет специфический научный метод - процедура получения знания, позволяющая впоследствии его воспроизвести, проверить и передать другому. Элементами научного знания являются факты, закономерности, теории, научные картины мира. Обоснованность, доказательность получаемого знания - характерные признаки научности. Важнейшими способами обоснования эмпирического знания являются проверка наблюдениями и экспериментами, обращение к первоисточникам, статистическим данным. При обосновании теоретических концепций обязательными требованиями, предъявляемыми к ним, выступают их непротиворечивость, соответствие эмпирическим данным, возможность описывать известные явления и предсказывать новые. Обоснование научного знания, приведение его в стройную, единую систему всегда было одним из важнейших факторов развития науки.

Познание как процесс отражения действительности

Процесс отражения и воспроизведения действительности в мышлении субъекта, результатом которого является новое знание о мире, называется познанием. Непосредственные функции научного познания - описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности, и это позволяет управлять поведением изучаемых объектов и создавать системы с заранее заданным поведением. Описание заключается в фиксировании результатов опыта (эксперимента или наблюдения) с помощью систем обозначения, принятых в науке. В процессе объяснения происходит раскрытие сути изучаемого объекта через постижение закона, которому подчиняется данный объект. Научное предвидение — это определение и описание на основе научных законов явлений природы и общества, которые не известны в данный момент, но могут возникнуть или быть изучены в будущем. Важнейшей формой научного предвидения является прогнозирование - выработка суждений о состоянии какого-либо объекта или явления в будущем (например, прогноз погоды). Это вероятностное суждение о будущем строится на основе специальных научных исследований и возможно благодаря тому, что мир един, а деление на наблюдаемый и ненаблюдаемый, на изученный и неизученный мир происходит в процессе мышления.
С возрастанием роли науки в жизни общества научное обоснование становится целесообразным и даже необходимым во многих сферах жизни общества, но заметим, что далеко не везде оно возможно и далеко не всегда уместно. Знания приобретаются человеком во всех формах его деятельности — в обыденной жизни, в политике, экономике, искусстве, инженерном деле, однако здесь получение знания не является главной целью. Так, искусство предназначено для создания эстетических ценностей, где на первый план выходит отношение художника к реальности, преломленной через его внутренний мир; экономические реформы оцениваются прежде всего с точки зрения их эффективности и практического результата; продуктом инженерной деятельности является проект, разработка новой технологии, изобретение, которые оцениваются с позиции их практической пользы, оптимального использования ресурсов, расширения возможностей преобразования реальности.
Одна из конечных целей научного познания - быть воплощенным на практике, т.е. в целенаправленной деятельности людей по освоению и преобразованию действительности. Часто эта деятельность связана с развитием техники - совокупности искусственных органов, средств (прежде всего орудий труда), предназначенных для усиления и расширения возможностей человека по преобразованию природы и использования в этом процессе ее сил и закономерностей. Основное назначение техники - облегчение и повышение эффективности трудовых усилий человека, освобождение его от работы в опасных условиях, улучшение его жизни в целом.
Познание действительности происходит в трех основных формах - чувственной, рациональной и иррациональной. Чувственное познание включает ощущение, восприятие и представление - помощью ощущений в сознании человека происходит отражение отдельных свойств внешних предметов и внутренних состояний организма при непосредственном воздействии материальных раздражителей. Восприятие отвечает за отражение в сознании человека внешних предметов и ориентации в окружающем мире. Представления - возникающие в сознании человека образы предметов и явлений внешнего мира или их свойств, которые человек когда-то воспринимал или ощущал.
Рациональные формы познания можно свести к понятиям, суждениям и умозаключениям. Понятия — это форма мышления, отражающая предметы в их существенных признаках. Формы мышления, в которых человек выражает вещь в ее связях и отношениях, называются суждением. Под умозаключением понимается такая форма мышления, посредством которой из одного или нескольких суждений выводится новое суждение.
Среди иррациональных форм познания особое значение для науки имеет интуиция - постижение истины путем непосредственного ее усмотрения без обоснования с помощью доказательства. Иными словами, интуиция может быть определена как субъективная способность выходить за пределы опыта путем мысленного «озарения» или обобщения в образной форме непознанных связей, закономерностей.
Еще на заре истории человечества существовало обыденно-практическое познание, поставлявшее элементарные сведения о природе, о самих людях, условиях их жизни, общении, социальных связях и т.п. Основой такого познания был опыт повседневной жизни, практики людей. При этом большое значение имело мифологическое познание. В рамках мифологии вырабатывались определенные знания о природе, космосе, о самих людях и т.д.
Мифология - основа художественно-образной формы познания, которая в дальнейшем получила развитое выражение в искусстве, хотя оно не решает познавательные задачи, но содержит в себе достаточно мощный познавательный потенциал. Одной из исторически первых форм познания является религиозное познание. Особенности его определяются тем, что оно обусловлено непосредственной эмоциональной формой отношения людей к господствующим над ними земными силами (природными и социальными).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 326; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.81.144.39 (0.053 с.)