Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие о психике. Основные функции и структура психики.

Поиск

Еще в глубокой древности человек обнаружил, что наряду с миром вещественным, предметным, внешним, объективным существуют явления невещественные, внутренние, субъективные. Это наши чувства, желания, воспоминания и т.д. Психической жизнью наделен каждый человек.

Психика определяется как свойство высокоорганизованной материи отражать объективную реальность и на основе формируемого при этом психического образа целесообразно регулировать деятельность субъекта и его поведение. Из данного определения следует, что основными тесно взаимосвязанными между собой функциями психики являются: отражение объективной реальности и регуляция индивидуального поведения и деятельности.

Отражение характеризует способность материальных объектов в процессе взаимодействия воспроизводить в своих изменениях особенности и черты воздействующих на них объектов. Форма отражения зависит от формы существования материи. В природе можно выделить три основных формы, или уровня, отражения. Низшему уровню соответствует физическая форма отражения, характерная для взаимодействия объектов неживой природы. Более высокому уровню организации жизни соответствует физиологическая форма отражения; в свою очередь, следующий уровень приобретает форму наиболее сложного и развитого психического отражения. Специфическим для человеческой психики является наивысший уровень отражения - сознание. Сознание интегрирует многообразные явления человеческой реальности в подлинно целостный способ бытия, делает человека Человеком.

Сознательность психической жизни человека заключается в его способности отделить в представлении себя, свое "Я" от жизненного окружения, сделать свой внутренний мир, свою субъективность предметом осмысления, понимания, а главное - предметом практического преобразования. Эта способность человеческой психики называется самосознанием, именно оно определяет границу, разделяющую животный и человеческий способ бытия.

Психическое отражение не зеркально, не пассивно, оно связано с поиском и выбором адекватных условиям способов действий, это активный процесс. Другой особенностью психического отражения является его субъективность: оно опосредовано прошлым опытом человека и его индивидуальностью. Это выражается прежде всего в том, что видим мы один мир, но предстает он для каждого из нас по-разному. В то же время психическое отражение дает возможность строить "внутреннюю картину мира", адекватную объективной реальности, и здесь необходимо отметить еще одно свойство психического - его объективность. Только благодаря правильному отражению возможно познание человеком окружающего мира. Критерием правильности является практическая деятельность, в которой психическое отражение постоянно углубляется, совершенствуется и развивается. Еще одной важной особенностью психического отражения является его опережающий характер, оно делает возможным предвосхищение в деятельности и поведении человека, что позволяет принимать решения с определенным временно-пространственным опережением в отношении будущего.

Важнейшей функцией психики является регуляция поведения и деятельности, благодаря чему человек не только адекватно отражает окружающий объективный мир, но имеет возможность его преобразования в процессе целенаправленной деятельности. Адекватность движений и действий человека условиям, орудиям и предмету деятельности возможна только в том случае, если они правильно отражаются субъектом. Идея регулирующей роли психического отражения была сформулирована еще И. М. Сеченовым, который отмечал, что ощущения и восприятие являются не только пусковыми сигналами, но и своеобразными "образцами", в соответствии с которыми производится регулирование движений.

Психика представляет собой сложную систему, ее элементы иерархически организованы и изменчивы. Как любая система, психика характеризуется своей структурой, динамикой функционирования, определенной организацией.

многообразие психических явлений в психологии достаточно условно принято подразделять на психические процессы, психические состояния и психические свойства. Все эти формы психических явлений тесно связаны между собой, не являются чем-то самостоятельным и изолированным, а их выделение определено методической необходимостью сделать более удобным изучение такого сложного объекта, как психическая жизнь человека. Таким образом, выделенные категории представляют собой скорее структуру знаний о психике, чем структуру самой психики. В то же время многие исследователи акцентируют внимание на системности, целостности и нерасчлененности психики как ее фундаментальном свойстве.

Понятие "психический процесс" подчеркивает процессуальный (динамический) характер изучаемого явления. К основным психическим процессам относят когнитивные (разум), мотивационные (желания) и эмоциональные (чувства) процессы. Когнитивные процессы осуществляют познание окружающего мира за счет запечатления, хранения и переработки информации. Выдел я ют два уровня организации когнитивных процессов: первый уровень - чувственного познания представлен двумя процессами: ощущением и восприятием. Они обеспечивают отражение реальности при непосредственном воздействии сигналов на органы чувств. Ощущение связано с отражением отдельных свойств объективного мира, в результате восприятия мы формируем целостный образ окружающего мира во всей его полноте и разнообразии. Образы восприятия часто называют первичными образами. Результатом запечатления, воспроизведения или преобразования первичных образов являются вторичные образы, представляющие собой второй уровень организации когнитивных процессов - рациональное познание объективного мира, которое обеспечивается такими психическими процессами, как память, воображение, мышление. Наиболее опосредованным и обобщенным процессом познания является мышление, в результате которого человек получает субъективно новое знание, которое нельзя вывести из непосредственного опыта.

 

Процессы мотивации и воли обеспечивают психическую регуляцию деятельности человека, побуждая, направляя и контролируя ее. Основным компонентом мотивационного процесса является возникновение потребности, субъективно переживаемой как состояние нужды в чем-либо, желания, страсти, стремления. Поиск предмета, удовлетворяющего потребность, приводит к актуализации мотива, который представляет собой образ предмета удовлетворения потребности, основанный на прошлом опыте субъекта. На основе мотива происходит целеполагание и принятие решений.

Эмоциональные процессы отражают пристрастность и субъективную оценку окружающего мира, себя и результатов деятельности. Они проявляются в форме субъективных переживаний и всегда непосредственно связаны с мотивацией.

Психические состояния характеризуют статический момент индивидуальной психики, подчеркивая относительное постоянство психического явления во времени. Так же, как и психические процессы, их можно подразделить на когнитивные (например, сомнение), мотивационно-волевые (уверенность) и эмоциональные (счастье). Кроме того, в отдельную категорию выделяют функциональные состояния человека, характеризующие готовность к эффективному выполнению деятельности. Функциональные состояния могут быть оптимальными и неоптимальными, острыми и хроническими, комфортными и дискомфортными, к ним относят различные состояния работоспособности, утомления, монотонии, психологического стресса, экстремальные состояния. По уровню динамичности психические состояния занимают промежуточную позицию между процессами и свойствами.

Психические свойства - это наиболее устойчивые психические явления, закрепленные в структуре личности и определяющие постоянные способы взаимодействия человека с миром. К основным группам психических свойств личности относят темперамент, характер и способности. Психические свойства относительно неизменны во времени, хотя и могут изменяться в ходе жизни под влиянием средовых и биологических факторов, опыта. Темперамент является наиболее общей динамической характеристикой индивида, которая проявляется в сфере общей активности человека и его эмоциональности. Свойства характера определяют типичный для данного человека способ поведения в жизненных ситуациях, систему отношений к себе и окружающим людям. Способностями называют индивидуально-психологические особенности индивида, определяющие успешное выполнение деятельности, развивающиеся и проявляющиеся в деятельности.

Психические процессы, состояния и свойства представляют собой неразрывное неделимое единство, образуя целостность психической жизни человека. Категорией, интегрирующей все психические проявления и факты в сложную, но единую систему, является личность.

3. Характеристика психических познавательных процессов. Ощущение, восприятие и представление.

Общая характеристика психических процессов. Ощущение

Психические процессы  это такие психические явления, которые протекают в виде реакций, по своему характеру представляют динамическое отражение действительности, имеют начало, развитие и конец. Они отражают отношения человека к окружающему, побуждают его к деятельности, регулируют её. Психические процессы делятся на три группы: познавательные (они обеспечивают восприятие информации, её переработку, хранение и использование, т. е. обеспечивают познание), эмоциональные (чувства, в которых переживается отношение человека к тому, что он ощущает, воспринимает, думает, говорит), волевые (проявление сознательной активности человека в ходе обдумывания, припоминания, восприятия).

Психические процессы взаимосвязаны. Так, ощущение возбуждает внимание и мышление, которое, в свою очередь, сопровождается воображением, волевые усилия подкрепляются эмоциями. Но всегда можно выделить случаи, когда какие-то из психических процессов преобладают, причем каждый из них имеет свои особенности. Остановимся на психических познавательных процессах. Познавательная психическая деятельность начинается с ощущений, благодаря которым мы познаем цвет, форму, величину, запах, звуки. Ощущение  это простейший психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств предметов и явлений материального мира, а также внутренних состояний организма при непосредственном воздействии раздражителей на соответствующие рецепторы. Любое ощущение  это результат деятельности анализатора. В процессе эволюции у живых организмов развились группы специализированных клеток, рецепторов (лат. recipere – получать), чувствительных к различным воздействиям со стороны внутренней и внешней среды. Импульсы, порождаемые этими клетками, по афферентным нервным волокнам (волокна, проводящие импульсы от периферии к центральной нервной системе) направляются в центральную нервную систему, где передаваемая вместе с ними информация перерабатывается, после чего следуют ответные импульсы, которые по эфферентным волокнам (центробежные волокна, по которым возбуждение передаётся от центральной нервной системы к тканям) направляются к так называемым исполнительным органам, в качестве которых могут выступать мышцы и органы секреции, а также сами рецепторы, которые, в свою очередь, реагируют на наступившие при этом изменения и вновь посылают свои сигналы. Таким образом, замыкается так называемое рефлекторное кольцо, которое является физиологической основой формирования психических феноменов. Так работают все анализаторы, в пространстве которых формируются психические образы. Следовательно, анализатор состоит из рецептора, афферентных и эфферентных волокон и соответствующего участка центральной нервной системы. Только деятельность анализатора приводит к формированию первичного психического образа  ощущения, причем в каждом анализаторе формируется специфический по своему качеству образ: свет, звук, вкус, запах, прикосновение, тепло или холод, тяжесть, вибрация и т.д. Необходимо подчеркнуть, что ощущение возникает только в результате изменений, происходящих в рецепторах под влиянием различных форм движения либо самих органов чувств, либо окружающей среды. Так, при полной неподвижности окружающей воздушной массы слуховых ощущений не возникает. Кроме того, известно, что глаз постоянно совершает не замечаемые нами быстрые (с частотой около 30-70 раз в секунду) скачкообразные движения с очень маленькой амплитудой. Если глаз полностью обездвижить, например, с помощью фармакологических средств, зрительные ощущения также полностью исчезнут. То же наблюдается и в других анализаторах. Таким образом, именно движение является источником ощущений. Различают ощущения:

• внешние  зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, кожные, т.е. те ощущения, рецепторы которых  глаза, уши, кожа и пр.  находятся на поверхности тела;

• внутренние  ощущения голода, жажды, тошноты, изжоги и др.  их рецепция  желудок, кишечник и пр.  находится в нашем организме;

• двигательные  это ощущения движения и положения тела в пространстве.

Таким образом, возникновение всякого ощущения связано с физиологическими возможностями того органа, через который поступает информация о свойствах внутреннего и внешнего мира. На основе ощущений строится познавательный процесс более высокого уровня, получивший название восприятие.

2 Восприятие

Восприятие  отражение в нашем сознании всей совокупности свойств предметов и явлений. В основе восприятий лежат ощущения. Восприятие в отличие от ощущений даёт человеку целостный образ предмета или явления. Оно тесно связано с прошлым опытом человека и, как правило, носит активный характер. Восприятия могут быть полными и неполными, глубокими и поверхностными, точными и ошибочными, или иллюзорными, быстрыми и медленными. Все это зависит от чувствительности органов ощущений, от предшествующего опыта и знаний; от степени внимательности, способностей воспринимающего и его умственного развития; от умения последовательно воспринимать и оценивать различные стороны и свойства объектов восприятия. Восприятие имеет ряд особенностей.

1) Осмысленный характер. Воспринимая, мы не только выделяем и объединяем группу ощущений, но и осмысливаем этот образ («это книга» и домысливаем ее практическое значение  «ее читают»).

2) Избирательность. Какие-то детали или свойства целого воспринимаются более отчетливо, какие-то  менее, например, качества любимого человека.

3) Константность (постоянство). Благодаря ей относительно постоянно воспринимаются свойства предметов в разных условиях  тарелка, например, воспринимается круглой в любом положении.

4) Целостность. Мы видим только часть предмета, например, спинку стула и говорим «это стул», как бы достраивая все невидимые его детали до целостности.

В совместной трудовой деятельности особо важная проблема  восприятие человека человеком. Специфика так называемого межличностного восприятия по сравнению с восприятием неодушевлённых предметов заключается в большей пристрастности, что проявляется в слитности познавательных и эмоциональных компонентов, в более ярко выраженной оценочной и ценностной окраске. Происходит не столько восприятие качеств человека, сколько восприятие его во взаимоотношениях с другими людьми. Ощущения и восприятия составляют основу памяти.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 731; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.54.31 (0.011 с.)