Основная проблема экономики и предмет микроэкономики. Концепция редкости благ.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основная проблема экономики и предмет микроэкономики. Концепция редкости благ.



Основная проблема экономики и предмет микроэкономики. Концепция редкости благ.

Хозяйственная деятельность-процесс взаимодействия человека и природы, осуществляемые в определенной общественной форме.

Каждая общественная форма характеризуется :

-формой собственности.

- правилами и нормами взаимодействия людей.

-способами организации производства.

Осуществление хоз. деятельности предполагает наличие следующих трех элементов:

-Процесс потребления ресурсов.

-Система отношений.

-хозяйственная организация.

Все элементы рассматриваются в единстве и взаимосвязи и образуют упорядоченную систему, которая называется экономика.

Экономика изучает множество дисциплин, в центре которой экономическая теория.

Выделяют следующие виды экономической теории:

-классическая экономическая теория. (представлена политэкономия) – изучает вопросы формирования общественного богатства, а так же на вопросах организации производства и распределения общественного продукта.

-Неоклассическая. Рассматривает проблему рационального использования ресурсов.

Делятся последняя на две части, которые между собой взаимосвязаны:

-микроэкономика. Изучает процесс рационального использования ресурсов отдельными экономическими агентами.

-макроэкономика. Изучает процесс рационального и эффективного использования ресурсов в экономики в целом. Выявляет факторы, которые влияют на экономический рост.

В основе микроэкономики лежит концепция редкости благ.

Благо - материальный и не материальные продукты природы и человеческой деятельности, которые прямо (потребительские благо) или косвенно (ресурсы) служит удовлетворением человеческих потребностей.

Редкость благ-обусловлено их ограниченностью. Редким становится тогда, когда потребность в нем превышает имеющиеся количество благ. Ограниченная доступность благ относительно потребности в них.

Экономическое благо – благо , потребность в котором превышает его наличие в данный момент.

Ресурсы – экономически блага, благодаря которым создаются другие благи.

Редкость ресурсов – противоречие между неограниченными потребностями людей и ограниченностью ресурсов, при помощи которых могут быть эти потребности удовлетворены.

Основные проблемы экономики – это обеспечить использование имеющихся ресурсов таким образом, что бы добиться наиболее полного удовлетворения потребностей общества.

Проблема выбора – в условиях редкости надо выбрать тот вариант их использования, который в наибольшей степени способен обеспечить достижение поставленных целей.

Выбор вариантов связан с некоторыми потерями, которые называются экономическими издержками.

Альтернативные издержки (АИ) – это оценка наиболее ценных из отвергнутых в процессе выбора возможностей использования данного ресурса. АИ существуют только в сознании лица, который осуществляет выбор. АИ ценность, пожертвованная ради большей ценности. АИ существуют только в момент выбора и исчезают после его осуществления.

Спрос. Закон, детерминанты (ценовые и неценовые), функции (прямые, обратные) спроса. Отличие понятий «величина спроса» и «спрос». Графический анализ спроса при изменении ценовых и неценовых факторов. Исключения из закона спроса. Индивидуальный и рыночный спрос.

Рыночный спрос – это форма поведенияпотребителей, отражающая их готовность платить за приобретённые блага, а величина (объем спроса) - это максимальное количество данного блага, которое готовы купить потребители при текущей цене блага в данный момент времени.

Величина спроса формируется под влиянием самых разнообразных условий, которые называются детерминантами спроса. Важнейшими из них являются :

-Цена самого блага (Рх) – ценовые.

-численность и структура населения (N)

-Цена благ заменителей либо дополнителей данного блага(субституты и комплимитарные товары Рy)

-Вкусы и предпочтения (Т)

-Доходы(I)

-Потребительские ожидания(Е)

Комплиментарные – товары, дополняющие друг друга. (ботинки шнурки)

Субституты – товары, заменяющие друг друга. (масло оливковое и подсолнечное)

Влияние, оказываемое детерминантами на рыночный спрос, принимает форму определенной функциональной зависимости, называемой функцией спроса

Qdx= f(N, Px, Py, I, T, E)

Функции величина спроса на благо (Qd) является зависимой переменной, а детерминанты спроса (в скобках в формуле) выполняют роль независимых переменных.

Значение функции показывает то количество блага, которое будет куплено при разных комбинациях влияния детерминант в выбранную единицу времени. Степень влияния на спрос каждой отдельной переменной будет разной. Это влияние отражается в коофицентах «b» при каждой независимой переменной.

Qdx= a+ bxPx + byPy + biI + btT + beE.

Воздействие каждой отдельной переменной на величину спроса будет не одинаковым что найдет в отражении знаке каждой переменной. Т.к. рост цены блага приводит к сокращению цены спроса на него, то коэффициент Вх меньше нуля(<0).

А это свободный член который показывает максимальный объем потребности в благе(спрос при нулевой цене) В данный период . Наиболее широко применяется функция спроса по цене .

Qdx = f(Pd)

Прямая функция спроса по цене отражает зависимость изменения величины спроса от цены. Выраженная в общем форме она может быть представлена в следующем виде:

Qd = a - bP

Где Qd величина спроса на благо «А» постоянный член В постоянный коэффициент влияния на величину спроса.

Обратная функция спроса – отражает изменение цены в зависимости от изменения величины спроса «Р=a/b-(1/b)Qd». Величина спроса находится в обратной зависимости друг от друга. Это зависимость называется законом спроса.

Закон спроса – это принцип рыночной экономики, который утверждает, что величина спроса на благо находится в обратной зависимости от цены блага , увеличиваясь при снижении цены единицы этого блага и уменьшаясь при ее росте. Графически спрос можно представить в следующем виде.

Изменение величины спроса - это процесс, отражающий изменение объема покупаемого индивидом блага в зависимости от изменения его цены. Таким образом, изменение величины спроса всегда выражается в виде движения по линии спроса, отражает действие закона спроса.

Изменение спроса - это процесс отражающий изменение в готовности покупателей платить за благо т.е. платить большую или меньшую цену за одно и тоже количество благо.

Предположим первоночальный спрос был представлен был представлен D0 допустим реальные доходы потребителей выросли, поведение покупателей изменилось, теперь они готовы платить за ед.блага более высокую цену например P1 .

При изменении цены самого товара происходит движение по кривой спроса(прямой) меняется при этом величина спроса, при изменении всех остальных детерминант (не ценовых факторов спроса) происходит изменение самого спроса , что выражается в сдвиге кривой спроса.

Исключения из действия закона спроса.

1. При снижении цен на блага, которые считаются особо престижными, имеет место снижение объема спроса. В данном случае приходится иметь дело с так называемым «эффектом сноба».
2. Когда рост цены дополняется не снижением, а увеличением объема спроса, то приходится констатировать, что мы столкнулись с так называемым «эффектом показательного потребления» («эффект Веблена»).
3. В условиях инфляционных ожиданий вслед за ростом цен объем спроса может увеличиваться, так как люди опасаются, что завтра цены еще больше возрастут («эффект инфляционных ожиданий» ).
4. Абсолютно непредсказуемый спрос имеет место тогда, когда покупка совершается не с учетом потребности, а под влиянием капризов и минутных желаний («эффект вагона»).

Индивидуальный спрос — спрос, предъявляемый отдельным покупателем.

Рыночный спрос — совокупность(сумма) индивидуальных спросов.

 

 

Предложение. Закон, детерминанты (ценовые и неценовые), функции (прямые, обратные) предложения. Отличие понятий «величина предложения» и «предложение». Графический анализ предложения при изменении ценовых и неценовых факторов.

Рыночное предложение отражает поведение производителей т.е. их способность поставлять благо на рынок, а величина (объем )предложения – это общее количество блага которые способны предоставить на рынок все производители в единицу времени.

Готовность производителей осуществлять предложение блага обусловлено детерминантами предложения. Детерминаты предложения – это ценовые (цена данного товара Рх) и не ценовые параметры рынка, которые оказывают влияние на способность производителей(продавцов) осуществлять рыночное предложение т.е. производить блага(обеспечивать) затратами, которые небыли бы выше рыночной цены блага. Основными неценовыми детерминантами предложения являются:

-цены используемых для производства благо ресурсов Рх

-Природных Рn

-капитализации Pk

-Трудовых Pw

-Численности продавцов M

-Технологии(Н)

-Налоги(Т)

-Ожидание продавцов(Е)

Совокупное воздействие детерминант на количественные параметры предложения выразится функцией предложения, которое задается в следующим виде:

Qsx=f(Px,Pn,Pk,Pw,M,H,T,E)

Так же как в случае со спросом функция предложения будет включать свободный член с, а степени влияния каждой отдельной переменной будет отражать коэффициентами D при них. Функция предложения может быть линейной и не линейной. Уравнение линейной функции предложения имеет вид :

Qsx = c+ dxPx+ dnPn +dkPk + dwPw + dmM + dhH + dtT +deE.

В микроэкономическом анализе наиболее широко используется функция предложения по цене

Qsx = f(Px), которая отражает зависимость между ценой блага и величиной (объема) его предложения.

Qs = c+ dP. В отличие от функции спроса свободный член С функции предложения отражает не объем предложения при нулевой цене, а указывает на минимально возможный объем рыночного предложения.

Для функции рыночного предложения характерна прямая (положительная) зависимость между ценой блага и величиной предложения. Эта зависимость называется законом предложения.

Закон предложения гласит что величина предложения блага будет тем больше , чем выше цена единицы этого блага. И наоборот величина предложения блага будет уменьшаться по мере снижения его цены. Обратная функция предложения имеет вид : Ps = -c/d +1/d*Q

Анализируя прямую предложения следует помнить что она отражает уровень реальных затрат на производство блага пересечение прямой предложения с осью цен(Р) указывает на минимальное значение цены с которого производители начинают осуществлять предложение. Это цена предложения.

Изменение величины предложения отражает изменение объема предложения в зависимости от изменения цены самого блага и при неизменности неценовых факторов предложения т.к. такое предложение декларирует положительную связь между величиной предложения и ценой, то повышение цены с Ро по Р1 приведет к увеличению объема предложение с Qдо Q1. А снижение ценыс Ро до Р2 приведет к сокращению объема предложения с Q0 доQ2. Следовательно изменение величины предложения всегда отражается в виде движения по линии предложения.

При изменении не ценовых детерминант предложения происходит изменение самого предложения что выражается в сдвиге графика предложения.

Изменение предложения – это процесс отражающий изменение в готовности производителей производить благо по одной и той же цене. Об изменении в предложении говорят в том случаи когда при той же цене блага Ро. При одной и той же цене объем предложения может увеличиться с Qjдо Q1 или уменьшится с ку ноль до ку 2. Таким образом изменения предложения всегда выражаются в сдвиге кривойпредложения.

 

Эластичность спроса по цене и её расчёт. Понятие эластичности. Абсолютная эластичность, абсолютная неэластичность, единичная эластичность спроса по цене. Расчёт дуговой эластичности спроса по цене и эластичность спроса по цене в точке. Изменение выручки производителя в результате изменения цены при разном уровне эластичности спроса на благо.

Эластичность Е характеризует чувствительность ф-ии к изменение аргумента

Выраженного в изменении функции в выраженному в процентах изменению независимых переменных.

Е = ∆у/у : ∆х/х = ∆у/∆х * 100% ∆х = х2 – х1 ∆у = у2 - у1.

 

Эластичность спроса - это чувствительность спроса к изменению к одной из его детерминант, определяемая как отношение процентного изменения величины спроса к процентному изменению детерминанты.

Выделяют эластичность спроса по цене, по доходу, перекрестного эл. спроса

- Эластичность спроса по цене – (Ерd) показывает чувствительность спроса на блага к изменению цены этого блага и рассчитывается следующим образом

Epd = Q2 – Q1/Q1 : P2 – P1/P1 = ∆Q/Q : ∆P/P

Коэффициент эластичности для стандартного спроса по цене всегда будет иметь отрицательный знак в следствии проявления закона спроса ( Epd<0) по этому при анализе имеет значение только абсолютная величина коэффициента.

Единичная эластичность (Epd =|-1|) говорит о том, что при изменении цены величина спроса изменится в той же пропорции.

Если значение эластичности больше единицы, то спрос является эластичным т.к. изменение цены блага приводит к большему чем пропорциональное изменение величины спроса на это благо.

Если значение ценовой эластичности меньше единицы, то спрос является не эластичным т.к. изменение цены блага приводит к меньшему, чем пропорциональное изменение величины спроса.

Совершенная не эластичность спроса по цене указывает на то, что спрос не реагирует на изменение цены и остается постоянным при любом ее изменении.

Совершенно эластичный спрос означает что не значительное изменение цены сопровождается бесконечно большим изменением величины спроса т.е. при самом не значительном повышении цены потребители откажутся от покупок , а при самом не значительном ее снижении последует неограниченное увеличение спроса.

Кривые спроса с разной ценовой эластичностью можно представить следующим образом

 

EDP = 0. Совершенно неэластичный спрос - товары первой необходимости (соль, спички);

EDP < 1. Неэластичный спрос - при изменении цены на 1% спрос изменяется менее, чем на 1%. Падение цены приведет к снижению выручки;

EDP = 1. Единичная эластичность. Выручка максимальная. При изменении цены на 1% спрос изменяется тоже на 1%. Максимальная выручка;

EDP > 1. Эластичный спрос. При изменении цены на 1% спрос изменяется более, чем на 1%. Падение цены приведет к росту выручки;

EDP = ∞. Совершенно эластичный спрос - товары роскоши;

 

Эластичность определяемая по дуге (эластичность спроса) показывает степень чувствительности величины спроса между двумя точками на кривой спроса. между двумя точками на кривой спроса. Например А и Б

Ed(P) = Q2-Q1/Q1+Q2/2 : P2 – P1/P1+P2/2.

Точечная эластичность характеризует относительное изменение объема спроса при бесконечно малом изменении цены.

Бюджетное ограничение. Бюджетная линия в случае изменения дохода и цен. Номинальный и реальный доход.

Доступность для потребителя благ определяется уровнем располагаемого им в единицу времени дохода, который устанавливает бюджетные ограничения для осуществления потребителем расходов на покупку благ.

Тк. Величина указанных расходов будет зависеть от цен покупаемых благ, то доступные потребителю комбинации наборов благ х и у будут формировать под влиянием величины располагаемого им дохода (I) и цен благ(Px Py).

Совокупность этих комбинаций принимает форму бюджетного поля.

Анализ бюджетного поля опирается на две предпосылки:

-потребитель полностью расходует весь доход

-его расходы не могут превышать величины располагаемого им дохода.

Для потребительских наборов состоящих из двух благ (х и у)верхняя граница бюджетного поля будет отерчена линия АС – линии бюджетная.

Уравнение бюджетной линии имеет вид I=PxX +PyY,

это значит, что потребитель полностью расходует имеющийся у него доход на покупку благ х и у.

Наборы благ, лежащие выше бюджетной линии недоступны для данного потребителя. Наборы благ лежащие внутри бюджетного поля доступны для потребителя, но при их покупки его доход расходуется не полностью.

Размеры бюджетного поля задаются уровнем дохода потребителя и ценами благ. Влияние дохода проявляется в том, что при его изменении происходит смещение бюджетной линии параллельно ее исходному положению.

I<Io<I1

Если доход потребителя увеличится до I1, то при сохранившихся на прежнем уровне ценах благ это будет означать, что он сможет купить большее количество любого из благ.

Влияние цен (на бюджетную линию) проявляется в том, что при изменении цен благ может произойти изменение наклона бюджетной линии, что отражается в виде ее поворота относительно исходных точек на осях координат.

Рис. Изменение наклона бюдж. линии при изменении цены блага у.

Предложенная цена блага у снизилась, =>, теперь мы можем купить уже не 6, а 8 единиц данного блага за прежние деньги => (IoàI1), бюджетная линия сдвигается с положения Io в I1.

Если цена блага у наоборот выросла, то за прежнюю сумму денег мы сможем приобрести уже не 6, а 4 блага у (бюджетная линия сдвигается с Io в I2.)

Номинальный доход - это сумма денег, поступающая в личное распоряжение получателя.
Реальный доход - то количество товаров и услуг, которое можно приобрести на данный номинальный доход.
Номинальный доход может быть:
• фиксированным;
• возрастающим;
• уменьшающимся.

Соединив эти наборы в линию мы получим кривую доход-потребление, которая характеризует изменение равновесного положения потребителя в зависимости от изменения в его доходе, но при неизменности цен благ и предпочтений.

Характер изменения спроса на благо Х в зависимости от изменения дохода каждого отдельного потребителя, будет зависеть от специфики его предпочтений. Сравнивая различные вариации рисунка А можно заметить, что в одном из случаев повышение дохода потребителя сопровождается увеличением его спроса на благо. Напротив на рисунке В представлена ситуация, где увеличение дохода потребителя сопровождается сокращением покупок им блага Х. Изменение цен благ приводит к повороту бюджетной линии.

Используя тот же принцип анализа, что и при исследовании кривой «доход-потребление», мы можем установить равновесное положение потребителя для любого изменения цены блага при неизменности его предпочтений и дохода. Соединив их мы получим кривую «цена-потребление», которая характеризует зависимость между ценой блага и его потреблением.

Когда цена блага снижается, оно представляется для потребителя более привлекательным в сравнении с его заменителем. Наряду с этим происходит расширение и бюджетного поля потребителя, в связи с чем для него увеличивается возможность выбора в отношении всех других наборов благ. Снижение цены блага фактически увеличивает реальный доход покупателя, т.е. выраженный количественно набор благ, который может купить потребитель.

Случай максимизации прибыли

Выбор фирмой объема выпуска будет зависеть от уровня рыночной цены продукта

Рис. Случай максимизации прибыли.

При цене P4 объем выпуска q1 даст максимальные убытки увеличив выпуск до q2 фирма сможет только возмещать издержки производства, так как TR=TC в этой точке. При объеме выпуска q3 она получит прибыль P1 и хотя в этом случае издержки производства являются минимальными (AC=MC) валовая прибыль не максимизируется. Она может быть увеличена за счет расширения продаж, так как рыночная цена P4 превышает предельные издержки производства фирмы MC. Прибыль фирмы будет увеличиваться вплоть до объема q4, при котором достигается максимальная прибыль P3, но при любом выпуске превышающим q4, предельные издержки фирмы будут превышать уровень цены и валовая прибыль начнет снижаться до P2, при объеме выпуска q5, так как любое изменение объема при котором MR=MC в сторону уменьшения или увеличения оборачивается снижением валовой прибыли, то фирма будет увеличивать выпуск (предложение) до тех пор, пока MC=P

Говоря об условиях максимизации прибыли, следует обратить внимание на ряд важных обстоятельств:

1) максимизация прибыли не означает получение максимальной прибыли на единицу продукции

2) показатели уровня прибыли и издержек на единицу продукции не является критериями получения максимальной прибыли

3) критерием максимизации прибыли является точка пересечения линии цены с восходящим участком кривой предельных издержек в то время как пересечение ее с нисходящим участком MC показывает объем выпуска с наибольшими убытками.

Модель ценового лидерства.

модель ценового лидерства имеет место в том случае, когда отраслевом рынке действует фирма, обладающая стратегическими преимуществами перед своими конкурентами. Доминирующее положение на рынке позволяет фирме лидеру с одной стороны получать более полную инфу о рынке, а с другой обеспечивать устойчивость цены за счет контроля. Механизм модели, что фирма лидер устанавливает рыночную цену на свой продукт с учетом сложившихся параметров рынка и преследуемых целей, в то время как остальные фирмы отрасли (последователи) в своей ценовой политике предпочитают следовать за лидером принимая ео цену как заданную. Устойчивость моделей ценового лидерства обеспечивается не только благодаря санкциям , который может применить лидер в отношении нарушителей, другие участники получают пользу перекладывая бремя исследования рынка и и выработки оптимальной цены на фирму лидера. Такая стратегия способствует максимизации отраслевой прибыли, а значит увеличивает прибыль каждой фирмы, кроме того последователи понимают , что в случае нарушения ценовой дисциплины хуже всем будет. Это рынок доминирующей фирмы, с сохранением конкурентного окружения. Конкурентная стратегия заключается в том, что он должен ориентировать на получение долгосрочной прибыли как в отношении цены так и доли рынка. Стратегия фирм занимающий подчиненное положение напротив состоит в том, что бы избегая прямого противостояния лидеру использовать меры чаще всего инновационного характера на который лидер отреагировать не сможет, даже в случае если лидер не способен навязать свою цену он остается проводником ценовой политики и тогда говорят о параметрическом ценовом лидерстве.

 

  1. Модель блокирующего ценообразования

Модель блокирующего ценообразования — это модель, препятствующая проникновению в отрасль новых фирм снижением рыночной цены. Это позволяет сохранить в отрасли сложившееся устойчивое равновесие и наиболее благоприятные условия для получения прибыли. Таким образом, стремясь к закреплению своей рыночной власти, олигополистически взаимодействующие фирмы могут координировать свою деятельность с целью противодействия проникновению на рынок новых фирм.
Пусть при кооперативной стратегии фирмы отрасли могли бы получить экономическую прибыль (рис. 7.4), производя объем продукции Q по цене Р. Но получение в этом случае экономической прибыли стало бы причиной проникновения в отрасль новых фирм. В результате прибыль фирм уменьшится, а некоторые из них могут быть вытеснены из отрасли. Поэтому, зная уровень отраслевого спроса и издержек, оценив минимально возможные средние издержки претендентов на вход в отрасль, действующие фирмы устанавливают рыночную цену Р на уровне минимальных долгосрочных средних издержек LATC . Это лишает фирмы экономической прибыли, но и делает невозможным проникновение в отрасль «чужаков».

 

 

Основная проблема экономики и предмет микроэкономики. Концепция редкости благ.

Хозяйственная деятельность-процесс взаимодействия человека и природы, осуществляемые в определенной общественной форме.

Каждая общественная форма характеризуется :

-формой собственности.

- правилами и нормами взаимодействия людей.

-способами организации производства.

Осуществление хоз. деятельности предполагает наличие следующих трех элементов:

-Процесс потребления ресурсов.

-Система отношений.

-хозяйственная организация.

Все элементы рассматриваются в единстве и взаимосвязи и образуют упорядоченную систему, которая называется экономика.

Экономика изучает множество дисциплин, в центре которой экономическая теория.

Выделяют следующие виды экономической теории:

-классическая экономическая теория. (представлена политэкономия) – изучает вопросы формирования общественного богатства, а так же на вопросах организации производства и распределения общественного продукта.

-Неоклассическая. Рассматривает проблему рационального использования ресурсов.

Делятся последняя на две части, которые между собой взаимосвязаны:

-микроэкономика. Изучает процесс рационального использования ресурсов отдельными экономическими агентами.

-макроэкономика. Изучает процесс рационального и эффективного использования ресурсов в экономики в целом. Выявляет факторы, которые влияют на экономический рост.

В основе микроэкономики лежит концепция редкости благ.

Благо - материальный и не материальные продукты природы и человеческой деятельности, которые прямо (потребительские благо) или косвенно (ресурсы) служит удовлетворением человеческих потребностей.

Редкость благ-обусловлено их ограниченностью. Редким становится тогда, когда потребность в нем превышает имеющиеся количество благ. Ограниченная доступность благ относительно потребности в них.

Экономическое благо – благо , потребность в котором превышает его наличие в данный момент.

Ресурсы – экономически блага, благодаря которым создаются другие благи.

Редкость ресурсов – противоречие между неограниченными потребностями людей и ограниченностью ресурсов, при помощи которых могут быть эти потребности удовлетворены.

Основные проблемы экономики – это обеспечить использование имеющихся ресурсов таким образом, что бы добиться наиболее полного удовлетворения потребностей общества.

Проблема выбора – в условиях редкости надо выбрать тот вариант их использования, который в наибольшей степени способен обеспечить достижение поставленных целей.

Выбор вариантов связан с некоторыми потерями, которые называются экономическими издержками.

Альтернативные издержки (АИ) – это оценка наиболее ценных из отвергнутых в процессе выбора возможностей использования данного ресурса. АИ существуют только в сознании лица, который осуществляет выбор. АИ ценность, пожертвованная ради большей ценности. АИ существуют только в момент выбора и исчезают после его осуществления.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.220.231.235 (0.026 с.)