Модель кругооборота ресурсов, продукта и дохода.




ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Модель кругооборота ресурсов, продукта и дохода.



Взаимодействие всех трех основных субъектов экономической систем можно представить в виде схемы кругооборота ресурсов, продуктов (доходов и расходов) (см. рис.2.1.). Экономические агенты вступают в отношения посредством двух рынков: рынка продуктов, на котором продаются и покупаются конечные блага, и рынка ресурсов, на котором продаются и покупаются факторы производства.

 

Ресурсы на рынок поставляют домашние хозяйства. Они продают рабочую силу, продают или сдают в аренду землю, здания, машины, оборудование, а также направляют на рынок ресурсов в качестве капитала свои сбережения, покупая ценные бумаги или сберегая деньги на банковских счетах.

Ресурсы, поступившие на рынок, покупаются фирмами. Стоимость купленных и израсходованных ресурсов, представляет собой издержки производства. Из купленных ресурсов фирмы производят товары, которые поставляют на рынок продуктов. В результате продажи продукции фирмы получают денежный доход, который называется выручкой. Выручка является источником выплаты доходов владельцам факторов производства.

Домашние хозяйства направляют свои доходы от продажи ресурсов (заработную плату, прибыль, дивиденды, проценты, арендную плату, ренту) на рынок товаров и услуг в качестве потребительских расходов, покупая необходимые для жизни экономические блага.

Модель кругооборота продуктов и ресурсов показывает, что в экономике непрерывно идут два противоположно направленных потока: поток, производимой фирмами продукции и поток расходуемых на эту продукцию денег. Оба потока протекают непрерывно и одновременно.

Для выявления важных закономерностей между производством и потреблением, доходами и расходами, ресурсами и продуктом модель значительно упрощена. В ней не рассматривается внешнеэкономический сектор, сектор накопления имущества. В этой модели существуют допущения о неизменности цен и отсутствия безработицы.

В смешанной и командной экономической системе в модель включается государство. Государство, получая от фирм и домашних хозяйств налоги, предоставляет им общественные товары и услуги, осуществляет трансфертные платежи домашним хозяйствам. Также оно делает государственные покупки ресурсов на рынке ресурсов и товаров и услуг фирм на рынке товаров и услуг для выполнения государственных функций. Государственные закупки представляют собой покупку на рынке у фирм товаров и услуг, которые направляются на содержание армии, системы правоохранительных органов, государственных медицинских учреждений, органов государственного управления и т.д. Трансфертные платежи - это выплаты домашним хозяйствам из государственного бюджета в виде государственных пенсий, пособий по безработице, пособий лицам с низкими доходами, стипендий и других выплат, не связанных с оплатой труда. Так же к трансфертам относятся дотации и субсидии производителям, которые нуждаются в государственной поддержке. Налоги представляют собой обязательные взносы в бюджет и внебюджетные фонды государства в соответствии с налоговым законодательством.

Спрос. Закон, детерминанты (ценовые и неценовые), функции (прямые, обратные) спроса. Отличие понятий «величина спроса» и «спрос». Графический анализ спроса при изменении ценовых и неценовых факторов. Исключения из закона спроса. Индивидуальный и рыночный спрос.

Рыночный спрос – это форма поведенияпотребителей, отражающая их готовность платить за приобретённые блага, а величина (объем спроса) - это максимальное количество данного блага, которое готовы купить потребители при текущей цене блага в данный момент времени.

Величина спроса формируется под влиянием самых разнообразных условий, которые называются детерминантами спроса. Важнейшими из них являются :

-Цена самого блага (Рх) – ценовые.

-численность и структура населения (N)

-Цена благ заменителей либо дополнителей данного блага(субституты и комплимитарные товары Рy)

-Вкусы и предпочтения (Т)

-Доходы(I)

-Потребительские ожидания(Е)

Комплиментарные – товары, дополняющие друг друга. (ботинки шнурки)

Субституты – товары, заменяющие друг друга. (масло оливковое и подсолнечное)

Влияние, оказываемое детерминантами на рыночный спрос, принимает форму определенной функциональной зависимости, называемой функцией спроса

Qdx= f(N, Px, Py, I, T, E)

Функции величина спроса на благо (Qd) является зависимой переменной, а детерминанты спроса (в скобках в формуле) выполняют роль независимых переменных.

Значение функции показывает то количество блага, которое будет куплено при разных комбинациях влияния детерминант в выбранную единицу времени. Степень влияния на спрос каждой отдельной переменной будет разной. Это влияние отражается в коофицентах «b» при каждой независимой переменной.

Qdx= a+ bxPx + byPy + biI + btT + beE.

Воздействие каждой отдельной переменной на величину спроса будет не одинаковым что найдет в отражении знаке каждой переменной. Т.к. рост цены блага приводит к сокращению цены спроса на него, то коэффициент Вх меньше нуля(<0).

А это свободный член который показывает максимальный объем потребности в благе(спрос при нулевой цене) В данный период . Наиболее широко применяется функция спроса по цене .

Qdx = f(Pd)

Прямая функция спроса по цене отражает зависимость изменения величины спроса от цены. Выраженная в общем форме она может быть представлена в следующем виде:

Qd = a - bP

Где Qd величина спроса на благо «А» постоянный член В постоянный коэффициент влияния на величину спроса.

Обратная функция спроса – отражает изменение цены в зависимости от изменения величины спроса «Р=a/b-(1/b)Qd». Величина спроса находится в обратной зависимости друг от друга. Это зависимость называется законом спроса.

Закон спроса – это принцип рыночной экономики, который утверждает, что величина спроса на благо находится в обратной зависимости от цены блага , увеличиваясь при снижении цены единицы этого блага и уменьшаясь при ее росте. Графически спрос можно представить в следующем виде.

Изменение величины спроса - это процесс, отражающий изменение объема покупаемого индивидом блага в зависимости от изменения его цены. Таким образом, изменение величины спроса всегда выражается в виде движения по линии спроса, отражает действие закона спроса.

Изменение спроса - это процесс отражающий изменение в готовности покупателей платить за благо т.е. платить большую или меньшую цену за одно и тоже количество благо.

Предположим первоночальный спрос был представлен был представлен D0 допустим реальные доходы потребителей выросли, поведение покупателей изменилось, теперь они готовы платить за ед.блага более высокую цену например P1 .

При изменении цены самого товара происходит движение по кривой спроса(прямой) меняется при этом величина спроса, при изменении всех остальных детерминант (не ценовых факторов спроса) происходит изменение самого спроса , что выражается в сдвиге кривой спроса.

Исключения из действия закона спроса.

1. При снижении цен на блага, которые считаются особо престижными, имеет место снижение объема спроса. В данном случае приходится иметь дело с так называемым «эффектом сноба».
2. Когда рост цены дополняется не снижением, а увеличением объема спроса, то приходится констатировать, что мы столкнулись с так называемым «эффектом показательного потребления» («эффект Веблена»).
3. В условиях инфляционных ожиданий вслед за ростом цен объем спроса может увеличиваться, так как люди опасаются, что завтра цены еще больше возрастут («эффект инфляционных ожиданий» ).
4. Абсолютно непредсказуемый спрос имеет место тогда, когда покупка совершается не с учетом потребности, а под влиянием капризов и минутных желаний («эффект вагона»).

Индивидуальный спрос — спрос, предъявляемый отдельным покупателем.

Рыночный спрос — совокупность(сумма) индивидуальных спросов.

 

 

Предложение. Закон, детерминанты (ценовые и неценовые), функции (прямые, обратные) предложения. Отличие понятий «величина предложения» и «предложение». Графический анализ предложения при изменении ценовых и неценовых факторов.

Рыночное предложение отражает поведение производителей т.е. их способность поставлять благо на рынок, а величина (объем )предложения – это общее количество блага которые способны предоставить на рынок все производители в единицу времени.

Готовность производителей осуществлять предложение блага обусловлено детерминантами предложения. Детерминаты предложения – это ценовые (цена данного товара Рх) и не ценовые параметры рынка, которые оказывают влияние на способность производителей(продавцов) осуществлять рыночное предложение т.е. производить блага(обеспечивать) затратами, которые небыли бы выше рыночной цены блага. Основными неценовыми детерминантами предложения являются:

-цены используемых для производства благо ресурсов Рх

-Природных Рn

-капитализации Pk

-Трудовых Pw

-Численности продавцов M

-Технологии(Н)

-Налоги(Т)

-Ожидание продавцов(Е)

Совокупное воздействие детерминант на количественные параметры предложения выразится функцией предложения, которое задается в следующим виде:

Qsx=f(Px,Pn,Pk,Pw,M,H,T,E)

Так же как в случае со спросом функция предложения будет включать свободный член с, а степени влияния каждой отдельной переменной будет отражать коэффициентами D при них. Функция предложения может быть линейной и не линейной. Уравнение линейной функции предложения имеет вид :

Qsx = c+ dxPx+ dnPn +dkPk + dwPw + dmM + dhH + dtT +deE.

В микроэкономическом анализе наиболее широко используется функция предложения по цене

Qsx = f(Px), которая отражает зависимость между ценой блага и величиной (объема) его предложения.

Qs = c+ dP. В отличие от функции спроса свободный член С функции предложения отражает не объем предложения при нулевой цене, а указывает на минимально возможный объем рыночного предложения.

Для функции рыночного предложения характерна прямая (положительная) зависимость между ценой блага и величиной предложения. Эта зависимость называется законом предложения.

Закон предложения гласит что величина предложения блага будет тем больше , чем выше цена единицы этого блага. И наоборот величина предложения блага будет уменьшаться по мере снижения его цены. Обратная функция предложения имеет вид : Ps = -c/d +1/d*Q

Анализируя прямую предложения следует помнить что она отражает уровень реальных затрат на производство блага пересечение прямой предложения с осью цен(Р) указывает на минимальное значение цены с которого производители начинают осуществлять предложение. Это цена предложения.

Изменение величины предложения отражает изменение объема предложения в зависимости от изменения цены самого блага и при неизменности неценовых факторов предложения т.к. такое предложение декларирует положительную связь между величиной предложения и ценой, то повышение цены с Ро по Р1 приведет к увеличению объема предложение с Qдо Q1. А снижение ценыс Ро до Р2 приведет к сокращению объема предложения с Q0 доQ2. Следовательно изменение величины предложения всегда отражается в виде движения по линии предложения.

При изменении не ценовых детерминант предложения происходит изменение самого предложения что выражается в сдвиге графика предложения.

Изменение предложения – это процесс отражающий изменение в готовности производителей производить благо по одной и той же цене. Об изменении в предложении говорят в том случаи когда при той же цене блага Ро. При одной и той же цене объем предложения может увеличиться с Qjдо Q1 или уменьшится с ку ноль до ку 2. Таким образом изменения предложения всегда выражаются в сдвиге кривойпредложения.

 





Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.109.55 (0.009 с.)