Рыночное равновесие. Подходы к установлению рыночного равновесия у Вальраса и Маршала.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Рыночное равновесие. Подходы к установлению рыночного равновесия у Вальраса и Маршала.



Рыночном равновесием называется такое состояние рынка, при котором цена спроса = цене предложения : (Р*=Pd=Ps), а объем рыночного спроса = объему рыночного предложения. (Q*=Qd=Qs). При этом у обеих участвующих в сделке сторон отсутствуют внутренние стимулы к изменению ложившейся ситуации. Существуют два подхода к анализу механизма установления рыночного равновесия

1. Подход Вальраса. Заключается в том, что в основе установления рыночного равновесия положено выполнение равенства Qd=Qs. А определяющая роль в его установлении закрепляется за количественными характеристиками спроса и предложения. Формирование равновесия рассматривается как следствие давления избытка спроса и предложения.

Графическая интерпретация такого подхода приведена на рис.2.8. В случаи возникновении избытка предложения над спросом равного например Q1-Q4 часть благ не найдет сбыта. Между продавцами появится конкуренция за потребителя, которое будет оказывать давление на рыночную цену P2 в сторону ее понижения до Р*. В результате конкуренции часть производителей , затраты которых превышают снижающуюся цену будут вытесняться с рынка. А рыночное предложение будет сокращаться. Напротив при избытке спроса на рынке возникнет дефицит блага, например Q2-Q3 и конкуренция возникнет уже среди потребителей. Цена Р1 блага будет повышаться до равновесной цены(Р*), а рыночный спрос будет уменьшаться, т.к. часть потребителей , чья оценка выгод блага не велика. Перестанут предъявлять спрос на благо . Характерно то, что и первых и во втором случаи будет наблюдаться тяготение объемов предложения и спроса к равновесию, которое будет достигаться в точке пересечения линий рыночного спроса и предложения(Q*). Результатом этого станет установление рыночной цены Р*. При которой не у потребителей, ни у производителей нет внутренних стимулом к нарушения равновесия.

 

2.Подход Маршалла. Сводится к тому, что условием установления рыночного равновесия является выполнение равенства Pd=Ps. А определяет роль в установлении рыночного равновесия закрепляется за ценовыми характеристиками спроса и предложения. Формирование равновесия рассматривается как следствие давления превышения цены спроса над ценой предложения на объемы спроса и предложения.

Тогда как цена спроса при Q1 Р2 превышает Р2 продавцы будут получать избыточный доход, что станет стимулом для увеличения предложения. Увеличение предложения приведет к снижению цены, которое будет происходить до тех пор, пока предельные затраты по производству не уравняются с получаемыми ими предельными выгодами в форме цены, т.е. до Р. Сходный процесс только в противоположном направлении будет наблюдаться в случаи превышения цены предложения над ценой спроса(P2>P1). Не находя сбыта Q2>Q1, продавцы будут вынуждены снижать цену, а часть из них покинет рынок и предложение сократится. В итоге на рынке останутся те продавцы, которые способны обеспечить производство блага с издержками = рыночной цене. Равенство цены спроса и цены предложения (Pd=Ps) Дает равновесную цену Р* равновесную цену и равновесный объем Q*.

С точки зрения результата анализа оба подхода равнозначны, однако, присущее им различие предание определяющий роли в установления рыночного равновесия разным переменным в первым случаи количеству, а во втором цене. Не является формальным. И в ряде случав может дать разный результат.

Эластичность спроса по цене и её расчёт. Понятие эластичности. Абсолютная эластичность, абсолютная неэластичность, единичная эластичность спроса по цене. Расчёт дуговой эластичности спроса по цене и эластичность спроса по цене в точке. Изменение выручки производителя в результате изменения цены при разном уровне эластичности спроса на благо.

Эластичность Е характеризует чувствительность ф-ии к изменение аргумента

Выраженного в изменении функции в выраженному в процентах изменению независимых переменных.

Е = ∆у/у : ∆х/х = ∆у/∆х * 100% ∆х = х2 – х1 ∆у = у2 - у1.

 

Эластичность спроса - это чувствительность спроса к изменению к одной из его детерминант, определяемая как отношение процентного изменения величины спроса к процентному изменению детерминанты.

Выделяют эластичность спроса по цене, по доходу, перекрестного эл. спроса

- Эластичность спроса по цене – (Ерd) показывает чувствительность спроса на блага к изменению цены этого блага и рассчитывается следующим образом

Epd = Q2 – Q1/Q1 : P2 – P1/P1 = ∆Q/Q : ∆P/P

Коэффициент эластичности для стандартного спроса по цене всегда будет иметь отрицательный знак в следствии проявления закона спроса ( Epd<0) по этому при анализе имеет значение только абсолютная величина коэффициента.

Единичная эластичность (Epd =|-1|) говорит о том, что при изменении цены величина спроса изменится в той же пропорции.

Если значение эластичности больше единицы, то спрос является эластичным т.к. изменение цены блага приводит к большему чем пропорциональное изменение величины спроса на это благо.

Если значение ценовой эластичности меньше единицы, то спрос является не эластичным т.к. изменение цены блага приводит к меньшему, чем пропорциональное изменение величины спроса.

Совершенная не эластичность спроса по цене указывает на то, что спрос не реагирует на изменение цены и остается постоянным при любом ее изменении.

Совершенно эластичный спрос означает что не значительное изменение цены сопровождается бесконечно большим изменением величины спроса т.е. при самом не значительном повышении цены потребители откажутся от покупок , а при самом не значительном ее снижении последует неограниченное увеличение спроса.

Кривые спроса с разной ценовой эластичностью можно представить следующим образом

 

EDP = 0. Совершенно неэластичный спрос - товары первой необходимости (соль, спички);

EDP < 1. Неэластичный спрос - при изменении цены на 1% спрос изменяется менее, чем на 1%. Падение цены приведет к снижению выручки;

EDP = 1. Единичная эластичность. Выручка максимальная. При изменении цены на 1% спрос изменяется тоже на 1%. Максимальная выручка;

EDP > 1. Эластичный спрос. При изменении цены на 1% спрос изменяется более, чем на 1%. Падение цены приведет к росту выручки;

EDP = ∞. Совершенно эластичный спрос - товары роскоши;

 

Эластичность определяемая по дуге (эластичность спроса) показывает степень чувствительности величины спроса между двумя точками на кривой спроса. между двумя точками на кривой спроса. Например А и Б

Ed(P) = Q2-Q1/Q1+Q2/2 : P2 – P1/P1+P2/2.

Точечная эластичность характеризует относительное изменение объема спроса при бесконечно малом изменении цены.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.175.212.130 (0.007 с.)