РЫНОЧНЫЙ МЕХАНИЗМ. СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

РЫНОЧНЫЙ МЕХАНИЗМ. СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ



СОДЕРЖАНИЕ ТЕМЫ

Рынок – это совокупность товарно-денежных отношений. Рынок представляет собой систему отношений, в которой связи покупателей и продавцов столь свободны, что цены на один и тот же товар имеют тенденцию быстро выравниваться.

Спрос - это количество товара, которое может и в состоянии приобрести покупатель при каждом уровне цен.

Закон спроса – это обратная зависимость между ценой и объемом покупаемых товаров. Закон спроса может быть проиллюстрирован при помощи кривой спроса.

Qd
Р
В
А

 

 
 

Рис. 2.1 Зависимость величины спроса от цены

где Qd – величина спроса;

Р – цена.

Различают понятия "объем спроса" и "спрос". Объем спроса (величина спроса) – это количественная характеристика, а спрос – качественная. Соответственно, изменение объема спроса происходит под воздействием цены и графически отображается скольжением по кривой спроса, а изменение спроса – под воздействием неценовых факторов или детерминант.

К неценовым факторам относят:

1. увеличение или сокращение доходов потребителей;

2. изменение вкусов и предпочтений;

3. ожидания относительно цен будущего периода;

4. изменение цен товаров–субститутов (взаимозаменяемых) и комплементарных (взаимодополняемых) товаров;

5. рост или уменьшение числа покупателей на рынке и других.

Неценовые факторы способствуют сдвигу кривой.

 

Предложением называется количество товара или услуги, которое производители готовы продать по определенной цене за определенный период.

Закон предложения – это прямая связь между ценой и количеством предлагаемого продукта. Ниже представлена кривая предложения.

 

 
 

 


Рис. 2.2 Зависимость величины предложения от цены.

 

В общем виде

 
 

где Qs – величина предложения;

Р – цена.

Как и в случае со спросом выделяют понятия "объем предложения" и "предложение".

Изменение объема предложения происходит под воздействием цены и графически отображается скольжением по кривой, а изменение предложения – под воздействием неценовых факторов или детерминант.

1. цены факторов производства (ресурсов);

2. технология;

3. ценовые и дефицитные ожидания агентов рыночной экономики;

4. размер налогов и субсидий;

5. количество продавцов на рынке и другие.

Действие неценовых факторов приводит к сдвигу кривой.

Для понимания функции предложения большое значение имеет фактор времени. Различают кратчайший, краткосрочный и долгосрочный рыночные периоды. В кратчайшем периоде все факторы производства постоянны, в краткосрочном некоторые факторы (сырье, рабочая сила и др.) являются переменными, в долгосрочном – все факторы переменные.

А отсюда в условиях кратчайшего рыночного периода повышение (понижение) спроса приводит к повышению (понижению) цен, но не отражается на величине предложения (рис. 2.3 а). В условиях короткого периода повышение спроса обусловливает не только рост цен, но и увеличение объема производства, т. к. фирмы успевают изменить некоторые факторы производства в соответствии со спросом (рис. 2.3 б). В условиях длительного периода увеличение спроса приводит к значительному росту предложения при постоянных ценах или несущественном повышении цен (рис. 2.3 в).

               
 
 
   
в)
   
а)
 
б
 

 

 


Рис. 2.3 Изменение цен и объема предложения в кратчайший, короткий и длительный периоды.

 

Равновесная рыночная цена – цена, уравновешивающая спрос и предложение в результате действия конкурентных сил. Или иначе, равновесная цена устанавливается при таком соотношении спроса и предложения, когда количество товаров, которое хотят приобрести покупатели, соответствует тому их количеству, которое предлагают на рынке производители (рис. 2.4).

 

 

Рис. 2.4 Рыночное равновесие спроса и предложения.

В условиях свободной конкуренции под воздействием законов рыночного ценообразования цена выравнивается автоматически. Однако рыночное ценообразование может быть нарушено:

а) либо деятельностью монополий;

б) либо вмешательством государства, волевым способом устанавливающим цены выше или ниже точки равновесия.

В таких случаях говорят о ценах "пола" и "потолка". В бытовом понимании пол находится внизу, а потолок – наверху. В микроэкономике принято обратное представление. Поскольку цена "потолка" ограничивает рост цены (движение цены вверх) – это искусственно заниженная цена. И наоборот цена "пола" не позволяет цене снизиться за пределы этого лимита – это искусственно завышенная цена. Поэтому на графике цена "пола" будет установлена выше точки равновесия, а цена "потолка" – ниже ее.

 
 

 


Рис. 2.5 Отклонение от равновесия. Излишек и дефицит.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Какое значение имеют наклоны линий спроса и предложения?

2. Что означают сдвиги линий спроса и предложения?

3. Может ли рынок длительное время находиться в неравновес­ном состоянии?

4. Как повлияет на рыночное равновесие повышение ставки на­лога на добавленную стоимость?

5. Как измерить цены «черного рынка» и объемы «контрабанды»?

6. Что произойдет с кривой предложения, если возрастет цена на бензин?

7. Дайте определение рыночной равновесной цены. Какую роль выполняют прямая и обратная линейная зависимости между ценой и количеством товаров при установлении равновесной цены?

8. Как влияют на уровень цены товаров такие факторы, как рэкет, взятки чиновникам и государственное налогообложение продаж, а также принудительное установление цены ниже рыночного равновесия?

9. В каких единицах измеряется выигрыш потребителя – в денежных или полезностных?

10. Объясните кривую спроса по Маршаллу, Хиксу, Слуцкому.

11. В чем состоит отличие экономического равновесия по Л. Вальрасу и А. Маршаллу. Какие субъекты рынка являются активной стороной в условиях установления равновесия?

12. Что такое межотраслевое равновесие?

13. Что случится с линией спроса:

1) на говядину при повышении цены баранины;

2) на экономичные автомобили при росте цены на бензин;

3) на DVD-плееры при увеличении доходов населения;

4) на хлеб при увеличении доходов населения;

5) на соль при увеличении доходов населения.

14. Что случится с линией предложения:

1) пшеницы при повышении цен на минеральные удобрения;

2) стульев при повышении цен на столы;

3) мяса при повышении цен на шкуры.

ЗАДАЧИ

1. Правильно ли употребляется слово «спрос» в приведенных ниже утверждениях? Следует ли заменить его выражением «величина спроса» или «объем спроса»?

а) когда ВАЗ увеличил цены на производимые автомобили, спрос на них упал;

б) инфляция увеличила спрос на недвижимость;

в) мода на занятия горнолыжным спортом привела к увеличению спроса на лыжи и спортивные костюмы;

г) в результате государственного контроля цен на хлебобулочные изделия цена на них понизилась, увеличив тем самым спрос на эти изделия.

 

2. Какие из следующих утверждений означают изменение в предложении, а какие – изменение величины предложения:

а) в результате снижения издержек производства производители продают больше автомобилей;

б) снижение цены на пшеницу вызывает увеличение ежемесячного объема продаж кукурузы;

в) вследствие снижения на розничных рынках цены на апельсины их поставки на рынок сокращаются;

г) федеральное правительство увеличивает акцизный налог на спиртные напитки.

 

3. Проиллюстрируйте влияние следующих событий на рынок яблок. Укажите, как изменится цена, объем продаж и выручка производителей.

а) Ученые обнаружили, что тот, кто съедает хотя бы одно яблоко в день, болеет меньше.

б) Цена апельсинов выросла в три раза.

в) Вследствие засухи урожай яблок сократился до 1/3 нормального уровня.

г) Тысячи студентов прекратили учебу и стали выращивать яблоки.

 

4. Что произойдет с линией спроса:

а) на говядину при повышении цен на баранину;

б) на микролитражные легковые экономичные автомобили при повышении цен на бензин;

в) на видеомагнитофоны при увеличении доходов населения;

г) на хлеб, при увеличении доходов населения;

д) на поваренную соль при увеличении доходов населения.

 

5. Шесть подружек – Маша, Даша, Света, Таня, Наташа и Галя – гуляли по улице и решили купить по пирожку. При этом Даша была готова заплатить за пирожок 2 руб., Таня и Света – по 5 руб., Галя – 3 руб., Наташа – 6 руб., а Маша – 9 руб. Изобразите кривую спроса на пирожки группы подружек.

 

6. Четверо друзей – Аня, Петя, Вася и Марина – решили пойти в кино на фильм «Властелин колец». Петя так сильно хотел посмотреть этот фильм, что был готов отдать 200 руб. за билет. Аня, которая любит фильмы в стиле «фэнтези», была согласна заплатить за билет 150 руб. Марина сказала, что за возможность посмотреть этот фильм она не будет платить больше 100 руб., а Вася, который больше всего любит «боевики», был согласен купить билет на «Властелин колец» только в том случае, если билет будет стоить не дороже 50 руб. Придя в кинотеатр, друзья обнаружили, что цена билета составляет 60 руб., а свободных мест осталось только 5.

а) Постройте кривую спроса 4-х друзей на билеты в кино и кривую предложения этих билетов. Укажите точку рыночного равновесия. Сколько билетов будет приобретено?

б) Рассчитайте и укажите на графике сумму денег, вырученную кинотеатром, и сумму денег, сэкономленную друзьями при покупке билетов.

 

7. В таблице приведены некоторые данные о спросе и предложении товара. Заполните таблицу до конца.

Цена, руб./кг
Величина спроса, кг      
Величина предложения, кг      
Избыточный спрос, кг      
Избыточное предложение, кг        
Объем продаж, кг      
Выручка, руб.    

8. Спрос и предложение на муку описываются уравнениями: Qd=2500 – 100*P и Qs= – 1000+ 250*P, где Q – тонн в день, Р – цена килограмма в рублях.

а) Вычислить равновесную цену и количество муки по такой цене;

б) В целях социальной защиты мэрия установила цену 6 р. за килограмм муки. Охарактеризуйте последствия такого решения.

9. Как повлияют на цену автомобиля «Лада», производимого ВАЗом, в соответствии с экономической теорией следующие события?

А) Введение новых, более высоких таможенных пошлин и сборов на ввоз импортных автомобилей

Б) Снижение цен на автомобили «Москвич».

В) Увеличение производства ВАЗа в 2 раза.

Подтвердите свой ответ графически.

10. Предположим, что на данный товар введён налог в размере 2 руб./шт. Определите, как изменится цена для покупателя, если налог введён для продавца.

Здесь qd = 15 - Р, Qs = -10 + Р,

где qd – объём спроса в млн. шт., Qs – объём предложения в млн. шт., Р – цена в рублях.

11. На рынке некоторого товара имеются три потребителя: А, В, С. Индивидуальные кривые спроса потребителей показаны на рисунке.

 

 


Рис. 3.11

 

Определите суммарный рыночный спрос на товар. Изобразите кривую суммарного спроса.

 

12. В таблице представлены данные, характеризующие различные ситуации на рынке консервированной фасоли. Изучив эти данные:

а) начертите кривую спроса и предложения;

б) определите, что будет характерно для данного рынка: излишки или дефицит и каков их объем, если цена на банку фасоли равна 8 руб.;

в) определите, что будет характерно для данного рынка: излишки или дефицит и каков их объем, если цена на банку фасоли равна 32 руб.

Цена (руб.) Объем спроса (млн. банок в год) Объем предложения (млн. банок в год)

ЗАДАЧА 13. Предположим, что общий объём спроса на пшеницу и общий объём предложения пшеницы на зерновой бирже характеризуются данными, представленными в таблице.

 

Спрос   Предложение   Цена   Избыток/Дефицит  
    3,4      
    3,7      
    4,0      
    4,3      
    4,6      
    4,9      

а) Начертите кривые спроса и предложения. Определите равновесный объём продаж.

б) Закончите 4-ю колонку.

в) Допустим, что правительство установило минимальную цену на пшеницу 4,6 $. Какие последствия повлечёт за собой эта гарантированная цена?

14. На основе таблицы определите:

а) равновесную цену товара;

б) равновесный объём продаж;

в) объём продаж при цене 100 рублей;

г) объём продаж при цене 140 рублей.

Цена (руб.)   Объём спроса (шт.) Объём предложения (шт.)  
     
     
     
     
     

 

15. Предположим, что на рынке некоторого товара каждый продавец продает ровно одну единицу товара, а каждый покупатель стремится купить тоже только одну единицу товара. В таблице приведены цены, по которым покупатели готовы приобрести, а продавцы согласны купить товар:

Покупатель 1-й 2-й 3-й 4-й 5-й 6-й
Цена, руб.
Продавец 1-й 2-й 3-й 4-й 5-й 6-й
Цена, руб.

1) Построить шкалы спроса и предложения.

2) Найти цену равновесия.

3) При установлении равновесия удастся ли купить товар третьему покупателю? А четвертому покупателю?

4) Каков выигрыш шестого покупателя?

5) Сколько выиграют третий и четвертый продавцы?

6) Изменится ли точка равновесия, если третьему покупателю добавить 250 р.?

 

16. Допустим, рыночное предложение молока составляет Qs = 4P – 12 в тысячах литров, где Р ­ ­- цена литра молока в рублях. Правительство решило снизить цены, доплачивая производителям по 10 к. за снижение цены на 10 к. Как это скажется на функции предложения?

 

17. Допустим, рыночное предложение детских колясок составляет Qs = 5*P – 1600, где Р – цена коляски в рублях. Правительство решило стимулировать производство и доплачивать 50 р. за каждую коляску. Как будет выглядеть после этого новая функция предложения.

 

18. В таблице приведены шкалы спроса и предложения мяса. Заполнить графы «Избыточный спрос», «Величина предложения», «Объем продаж» и отметить строчку, соответствующую положению равновесия на рынке:

 

Цена, тыс. р. за 1 кг Величина спроса, тыс. кг Величина предложения, тыс. кг Избыточный спрос Избыточное предложение Объем продаж
1,0     - 100  
1,5     - 50  
2,0      
2,5     +100  
3,0     +150  

 

19. Найдите выручку, если спрос задан уравнением Qd = 1000 – 50*Р, а предложение – уравнением Qs = - 50 + 20*Р.

 

20. Товар Х приобретается всего 2 потребителями и при этом спрос первого потребителя описывается функцией q1=80-p, а спрос второго потребителя функцией q2=100-2p. Величина рыночного спроса при значении цены, равном 42 составляет:

 

21. На рыбном рынке в окрестностях Таллинна, где утром можно купить свежую рыбу, рыбак предлагает 4 угря по цене 6 крон. Он догадывается о форме кривой спроса (см. выше). Каким образом рыбак сможет продать свой улов с максимальной выгодой для себя? Какая будет при этом выручка?

22. В таблице перечислены факторы, которые могут влиять на рынок чипсов.

Факторы, влияющие на рынок чипсов Спрос D Предло- жение-S Цена PE Объем QE
1. Цены на картофель упали        
2. Число производителей чипсов увеличилось        
3. Число людей с заболеваниями органов пищеварения увеличилось        
4. Правительство ввело новый налог на производителей чипсов        
5. Зарплата рабочих фабрики увеличилась        
6. Стипендия студентов повысилась        
7. Среди молодежи более популярными стали «Кириешки»        

 

 

23. Товар Х приобретается потребителями, принадлежащими к 2 различным группам. Численность первой группы 100 чел., а второй 200 чел. Спрос типичного потребителя, принадлежащего к первой группе уравнением qi=50-p, ко второй qi=60-2p. Какое будет значение цены при величине рыночного спроса, равной 1000.

 

24. Товар Ч приобретается потребителями, принадлежащим к 2 различным группам. Численность первой группы 100 человек, а второй 200 человек. Спрос типичного потребителя, принадлежащего к первой группе описывается уравнением qi=50-p, ко второй qi=60-2p. Величина рыночного спроса при значении цены, равном 22 составит:

25. Даны три уравнения кривой предложения электрических чайников в Туле за год в тысячах штук при цене Р в рублях:

а)Qs=5; б) Qs=Р-100; в) Qs=3*Р-300.

Какая из этих функций, скорее всего, описывает предложение в мгновенном, краткосрочном и долгосрочном периоде?

 

26. Даны функции спроса и предложения: Qd = 800 - 12Р; QS = 4Р – 750. Найти величину дефицита (или перепроизводства) и цену «черного рынка» при введении государственной цены РG = 500.

 

27. Функция спроса: Q = -2,5Р + 1000. Для равновесной цены РE = 200 найти объем суммарного излишка потребителя.

 

28. Известны функции рыночного спроса: QD= 10 – Р и предложения:

QS= -5 + 2Р. За каждую проданную единицу продукции производитель должен платить налог в размере 1,5 ден. ед. Какую часть этого налога производитель перекладывает на потребителя?

 

29. Даны функции спроса и предложения Qd = 800 – 10P; Qs = 12Р – 70. Найти величину дефицита и цену «черного рынка» при введении государственной цены Р = 35.

 

30. Рынок сигарет представлен следующими функциями спроса и предложения: Qd = 36 – 2P; Qs = - 4 + 3Р. Какую максимальную сумму налога можно собрать с этого рынка путем взимания акциза с каждой проданной пачки сигарет?

 

31. Функция спроса на розы имеет вид , а функция их предложения , где t = 0,1,…,6 (дни недели от воскресенья до субботы).

а) Определить равновесную цену роз.

б) Какие цены на розы будут по дням недели, если в воскресенье на рынке была равновесная цена, а в понедельник спрос возрос таким образом, что при каждом значении цены покупали на 30 роз больше?

в) Какова равновесная цена после увеличения спроса?

 

32. На рынке имеются путевки в Испанию, Турцию и Грецию, с проживанием в трех-, четырех- и пятизвездочных оте­лях. В таблице представлен спрос потребителей по каждой стране и по каждому разряду отеля, а также фак­тические объемы продаж путевок.

    Спрос   Фактический объем продаж  
3-х   4-х   5-ти  
Испания          
Турция          
Греция          
Фактически            

а) Найдите суммарный спрос на путевки всех видов.

б) Найдите суммарный спрос на путевки для каждой стра­ны и для каждого разряда отеля в отдельности.

в) Найдите фактический суммарный объем продаж всех' путевок. Удовлетворен ли суммарный спрос на путевки?

г) Для какой страны величина неудовлетворенного спроса наибольшая?

д) Для отелей какого разряда величина неудовлетворенно­го спроса наибольшая?

 

33. Перед вами красивая задача Пола Хейне. Предположим, что Смит, Рикардо, Маркс и Кейнс могут преподавать курс экономики. Каждый хочет работать по 8 часов в день там, где платят больше денег. С точки зрения студентов, их услуги являются абсолютно заменимыми: час преподавания каждого из четырех одинаково ценен для студентов. Маркс готов преподавать 8 ч. в день при ставке 4 долл. за час, так как для него лучшая из всех остальных возможностей – подготовка революции - в настоящее время приносит только 3,99 долл. в час. Рикардо может работать по 4 ч. в день на фирме «Мэрилл Линч» за 13,99 долл. в час. Помимо этого он продает обувь, что дает ему еще 4,99 долл. в час. Для Смита наилучший выбор – преподавание нравственной философии в местном колледже за 7,99 долл. В час по 8 ч. в день. Кейнс работает 8 ч. в день за 11,99 долл. в час, собирая пожертвования в пользу местного симфонического оркестра.

а) Используя эти данные, постройте шкалу предложения услуг преподавателей, т. е. таблицу с графами: часы преподавания экономики в день и часовой заработок;

б) Покажите, каким образом изменится шкала предложения, если «Мэрилл Линч» наймет Рикардо на полный рабочий день.

в) Покажите изменения шкалы, если Марксу предложат работать репортером в газете за 9,99 долл. в час.

г) Как изменится шкала предложения, если общественность вдруг сильно заинтересуется моральной философией?

 

ТЕСТЫ

1. Потребитель был готов заплатить за товар 16 ден. ед., но реально заплатил 8 ден. ед. Равновесная цена на рынке на этот товар 5 ден. ед. Излишек потребителя в этом случае составит :

1) 11 ден. ед.;

2) 8 ден. ед.;

3) 3 ден. ед.;

4) невозможно определить.

 

2. Как, вероятнее всего, изменится положение точки равновесия при одновременном снижении себестоимости кофе и увеличении доходов населения?

1) Объем продаж увеличится, а цена может измениться в любом направлении.

2) Равновесное количество увеличивается, а равновесная цена уменьшается.

3) Равновесные цена и количество увеличивается.

4) Равновесные цена и количество могут измениться в любом направлении.

 

3. Если два товара взаимозаменяемы, то рост цены на первый, вызовет:

1) Падение спроса на второй товар.

2) Рост спроса на второй товар.

3) Увеличение объема спроса на второй товар.

4) Падение величины спроса на второй товар.

 

4. Рост цен на материалы, необходимые для производства товара Х, вызовет:

1) Сдвиг кривой спроса вверх (или вправо).

2) Сдвиг кривой предложения вверх (или влево).

3) Уровень технологии меняется постепенно.

4) Объем предложения равен объему спроса.

 

5. Снижение спроса на долгоиграющие пластинки, скорее всего:

1) понизит цены на проигрыватели;

2) увеличит цены на проигрыватели;

3) увеличит объем продаж проигрывателей;

4) может увеличить, а может и уменьшить цены на проигрыватели.

 

6. Увеличение цены товара:

1) сдвигает кривую предложения вправо;

2) сдвигает кривую спроса вправо;

3) увеличивает объем спроса;

4) увеличивает объем предложения.

 

5) Зарплата в целом увеличивается, но за ростом цен не успевает. Предложение данного товара с учетом инфляции неизменно, то есть при изменении масштаба цен, связанного с инфляцией, величина предложения остается неизменной. Как меняется положение точки равновесия для данного товара?

1) Номинальная равновесная цена увеличивается и равновесное количество возрастает.

2) Реальная равновесная цена и равновесное количество уменьшаются.

3) Реальная равновесная цена уменьшается, а равновесное количество увеличивается.

4) Номинальная равновесная цена уменьшается, а равновесное количество увеличивается.

 

6) Чем можно объяснить сдвиг кривой спроса на товар Х?

1) Предложение товара Х по некоторой причине уменьшилось.

2) Цена товара Х выросла, и как следствие этого потребители решили меньше покупать этого товара.

3) Вкусы потребителей вызвали интерес к товару Х, и поэтому они хотят покупать его при любой данной цене больше, чем раньше.

4) Цена товара Х упала, поэтому потребители решили покупать его больше, чем раньше.

7) Совершенствование технологии сдвигает:

1) Кривую спроса вверх и вправо.

2) Кривую спроса вниз и вправо.

3) Кривую предложения вниз и вправо.

4) Кривую предложения вверх и вправо.

 

8) Рынок товаров и услуг находится в равновесном состоянии, если:

1) Спрос равен предложению;

2) Цена равна издержкам плюс прибыль;

3) Уровень технологии меняется постоянно;

4) Объем предложения равен объему спроса.

 

9) Изменение какого фактора не вызовет сдвига кривой спроса:

1) Вкусов и предпочтений потребителей;

2) Размера и распределения национального дохода;

3) Цены товара;

4) Численности и возраста покупателей.

10) Какая модель отражает устойчивость равновесия?

1) Статическая;

2) Статистическая;

3) Динамическая;

4) Математическая.

 

11) Какая из паутинообразных моделей характеризует стремление системы к равновесию?

1) Когда кривая спроса более эластична, чем кривая предложения;

2) Когда кривая спроса менее эластична, чем кривая предложения;

3) Кривая спроса и предложения имеют одинаковую эластичность;

4) Кривая спроса абсолютно-эластична, а кривая предложения неэластична.

 

14. Если некая отрасль высоко-прибыльная, то, вероятно, вскоре на рынке появятся новые фирмы. Это будет отражено на графике:

1) сдвигом кривой спроса вправо;

2) сдвигом кривой предложения вправо;

3) сдвигом кривой спроса влево;

4) сдвигом кривой предложения влево.

 

15. Смещение кривой предложения вверх, от S1 к S2 , вероятнее всего, может быть вызвано:

       
 
   
 


P S1

 
 


S2

 

 

Q

1) уменьшение спроса.

2) ростом налогов.

3) уменьшением обязательных отчислений на медицинское страхование.

4) уменьшением эластичности предложения.

 

16. На графике вы видите кривую спроса. Что показывает заштрихованный прямоугольник?

P

 

 

4

 
 

 

 


10 Q

 

1) Величину спроса.

2) Объем продаж.

3) Возможную выручку при цене, равной 4.

4) Неудовлетворенный спрос, равный 10.

 

ТЕМЫ ЭССЕ

 

1. Приведите примеры нарушения закона спроса. Поясните.

2. Рассмотрите ситуации, когда равновесная рыночная цена отрицательна; отрицателен равновесный объем производства.

3. В городе N из 1000 семей только 253 живут в отдельных квартирах, остальные остро нуждаются в жилплощади. Охарактеризуйте эту ситуацию с точки зрения рыночного спроса.

4. В инфляционной ситуации резко возрастают цены на все товары. Имеет ли место рост спроса во время инфляции? Стимулируют ли инфляционные цены увеличение производства и предложения товаров.

5. Чем отличаются такие способы вмешательства в рыночный механизм ценообразования, как налогообложение продаж и принудительное установление цены ниже рыночного равновесия?

6. Почему талоны, купоны, карточная система распределения не способны преодолеть дефицитность товарных рынков?

7. Могут ли кривые спроса и предложения быть в форме прямых линий? Подумайте над тем, от чего зависит "кривизна кривых"?

8. В каких областях экономики действие рынка может быть неэффективным? Обоснуйте ответ.

9. Для увеличения доходов госбюджета предлагается ввести налог на продажи. Его можно взимать с покупателей или продавцов. Какой вариант предпочтительнее для населения? Почему?

10. Приведите примеры нарушения закона предложения.

11. Приведите примеры множественности отраслевого равновесия.



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.236.191.104 (0.012 с.)