Поведение фирмы в условиях совершенной конкуренции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Поведение фирмы в условиях совершенной конкуренции



СОДЕРЖАНИЕ ТЕМЫ

 

Название типа Количество и размер фирм Условия входа / выхода Доступность информации Тип продукции Эластичность спроса Пример
1. Совершенная конкуренция Множество мелких фирм Свободные Свободная Однородная Абсолютно- эластичный Рынок сельскохоз. продукции
2. Несовер-шенная конкуренция            
  2.1.Монополия Одна крупная Высокие входные барьеры в эту отрасль Информация недоступна Уникальная для данной местности Неэластичный АО "Красноярскэнерго"
  2.2.Олигополия Несколько крупных фирм (до 10) захватывают отрасль Высокие входные барьеры в эту отрасль Информация недоступна Может быть как однородной, так и разнородной Неэластичный ОПЕК (Организация стран экспортеров нефти)
  2.3.Монополис-тическая конкуренция   Множество средних фирм (но их меньше, чем при совершенной конкуренции) Чтобы войти в эту отрасль нужно предложить продукцию, имеющую принципиальное отличие от существующей и довести ее до потребителя Относительно свободна Разнородная (дифференцированая) Эластичный Рынок косметики

 

Итак, совершенная конкуренция предполагает наличие большого числа фирм, множества покупателей и продавцов, свободные условия входа на рынок, однородный тип продукции. Все фирмы на этом рынке приспосабливаются к общим условиям рынка, цена в этом случае выступает как заданная для каждого производителя, т. е. он выступает в роли ценополучателя. Поэтому в условиях совершенной конкуренции кривая спроса на продукцию фирмы абсолютно эластична (рис. 7.1).

Рынок совершенной конкуренции появился в XVII – XVIII вв. В качестве основных предпосылок его образования можно отметить однородность товаров и услуг, мобильность ресурсов, предполагающая свободу вступления в отрасль и выхода из нее. В XX веке в связи с развитием и укрупнением производства совершенная конкуренция, как уже отмечалось выше, встречается довольно редко. Можно сказать, что некоторые рынки приближаются к ней. Это, например, рынок сельскохозяйственной продукции, рынок ценных бумаг, рынок иностранных валют.

 
 

 


Рис. 7.1. Кривая спроса на продукцию фирмы в условиях совершенной конкуренции.

 

К достоинствам рынка совершенной конкуренции можно отнести следующие характеристики.

1. Как было отмечено в предыдущей главе, в условиях совершенной конкуренции в долгосрочном периоде соблюдается равенство MR=MC=AC=P. Это означает, что в долгосрочном периоде рынок совершенной конкуренции является бесприбыльным, то есть цена для потребителя на этом рынке минимальна.

2. Участвующие в производстве фирмы выпускают такой набор продукции, который наиболее предпочтителен, полезен для потребителей.

3. Производство осуществляется таким образом, что издержки становятся минимальными.

К недостаткам рынка совершенной конкуренции относятся.

1. Совершенная конкуренция способствует унификации и стандартизации продукции.

2. Совершенная конкуренция, предполагающая огромное число мелких фирм не способная обеспечить концентрацию ресурсов, необходимую для финансирования крупномасштабных проектов.

3. Совершенная конкуренция не предусматривает производство общественных благ, таких как противопожарная безопасность, национальная оборона и т. д.

Современная экономическая теория предполагает, что максимизация прибыли или минимизация издержек достигается тогда, когда предельная выручка равна предельным издержкам (MR=MC). Объем производства, при котором достигается это равенство считается оптимальным. Иллюстрируется это положение с помощью кривых издержек производства.

 

 
 

 

 


Рис. 7.2. Издержки и прибыль конкурентной фирмы.

 

В условиях совершенной конкуренции фирма может наращивать производство до точки N=k (точки пересечения кривой предельных издержек с уровнем цен (MC=P). В условиях совершенной конкуренции цена складывается независимо от фирмы и воспринимается ей как заданная, фирма может увеличивать производство до тех пор, пока предельные издержки не сравняются с ценой. Если MC<P, то производство можно увеличивать; если MC>P, то такое производство осуществляется в убыток и его следует прекратить. На рис. 7.2 валовой доход , равен площади прямоугольника OGKN. Валовые издержки TC равны площади OHSN, максимум общей прибыли () представляет собой прямоугольник GKSH.

Часть кривой предельных издержек, которая расположена правее минимума средних валовых издержек (точка V на рис. 5.8.), представляет собой кривую предложения фирмы, или индивидуального предложения. Горизонтальное суммирование таких кривых по отрасли в целом дает уже известную кривую предложения, имеющую положительный наклон: с ростом цены предложение увеличивается.

В краткосрочном периоде можно выделить четыре типа фирм (рис. 7.3).

Та фирма, которой удается покрывать лишь средние переменные издержки (AVC=P) называется предельной фирмой. Такой фирме удается быть “на плаву” лишь недолгое время. В случае достаточного повышения цен она сможет покрыть не только текущие (средние переменные) издержки, но и все издержки (средние валовые издержки), т. е. получать нормальную прибыль (как обычная допредельная фирма), где ATC=P.

 

 
 

 

 


Рис. 7.3. Типы фирм.

 

В случае снижения цен она перестает быть конкурентоспособной, так как не может покрыть даже текущие издержки и вынуждена будет покинуть отрасль, оказавшись за ее пределами (запредельная фирма, где ACP>P). Если цена больше средних общих издержек (ATC<P), то фирма наряду с нормальной бухгалтерской прибылью получает сверхприбыль.

Рост производства в долгосрочном периоде, вхождение в отрасль новых фирм могут отразиться на ценах ресурсов. Если отрасль использует неспецифические ресурсы (на которые предъявляют спрос и многие другие отрасли), то цена на ресурсы может не подняться. В этом случае положительная экономическая прибыль типичной фирмы, работающей в данной отрасли (отрезок SK на рис. 7.3), привлекает и другие фирмы. Это ведет к росту предложения и, следовательно, к понижению рыночной цены. Цена может снижаться только до тех пор, пока она покрывает средние издержки. Поэтому для долгосрочного периода помимо универсального равенства P=MC, характеризующего рациональное поведение каждой фирмы, для типичной фирмы отрасли выполняется также равенство цены средним валовым издержкам (P=ATC) (Рис. 7.4.).

 

 

 
 

 

 


Рис. 7.4. Положение равновесия конкурентной фирмы в долгосрочном периоде.

 

Если спрос на благо меняется под влиянием долгосрочных факторов, то после естественного изменения цены и при отсутствии барьеров для входа в отрасль и выхода из нее устремляются новые фирмы или, наоборот, часть фирм ее покинет. При неизменных технологиях производства это означает, что со временем цена вернется на прежний уровень, равный минимальным средним издержкам. Таким образом, цена, в конечном счете, определяется средними издержками. Однако это бывает не всегда, а только в условиях совершенной конкуренции и при дополнительном условии, что ресурсы, используемые в отрасли, не являются специфическими и изменение отраслевого спроса не ведет к изменениям цен на них. В противоположном случае долгосрочная кривая предложения также становится положительно наклоненной, как и в краткосрочном периоде, а потому спрос будет влиять на уровень цены в долгосрочном периоде.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

3. Какие рыночные структуры наиболее характерны для современной рыночной экономики?

4. Что общего и каковы различия между монополистической конкуренцией и олигополией; олигополией и монополией.

5. Почему у олигополистических фирм есть стимулы для сговора?

6. Можно ли назвать картель чистой монополией?

7. Почему некоторые фирмы обладают большой монопольной властью, а другие – незначительной? Что бы вы включили в понятие "монополистическая власть"?

8. Существует ли монополия, полностью свободная от конкуренции?

9. Каковы последствия ценовой дискриминации?

10. В каком случае можно считать ценовую дискриминацию справедливой?

11. В каком случае понятия «фирма» и «отрасль» совпадают, или являются синонимами?

1) Небольшое количество фирм производит однородную продукцию, осуществляя частичный контроль над ценами.

2) Большое количество компаний производит различную продукцию при очень слабом контроле над ценами.

3) Однородная продукция производится на двух фирмах при частичном контроле над ценами.

4) Определенный продукт изготовляется одной компанией с высокой степенью контроля над ценами.

5) В США 50 самых мощных компаний осуществляют 94% выпуска различных продуктов нефтепереработки.

6) В авиастроении США на долю 8 крупнейших фирм приходится 81% продаж.

12. Проведите анализ представленных утверждений и попытайтесь ответить на следующие вопросы:

1) Какой тип рыночной структуры представлен в пунктах 1)-4)?

2) Какую рыночную структуру отражает утверждение 5)?

3) Характерные черты какой рыночной структуры представлены в утверждении 6)?

ЗАДАЧИ

1. Функция издержек конкурентной фирмы: TC = Q2 + 4Q + 16. Определите, при какой рыночной цене эта фирма получает нормальную прибыль в долгосрочном периоде.

 

2. В отрасли 20 фирм, все они имеют одинаковые производственные функции и функции издержек ; qi измеряется в млн. шт.; ТС – в млн. руб. Определите, при какой рыночной цене и общем отраслевом объеме производства рынок будет находиться в состоянии долгосрочного равновесия.

 

3. В совершенно конкурентной отрасли действуют 250 фирм, разбитых на три группы. Предельные издержки 100 фирм первой группы описываются уравнением 100 фирм второй - , 50 фирм третьей - . Функция спроса на рынке описывается уравнением . Найдите равновесную цену и объем продаж на рынке.

 

4. На рынке есть три продавца и три покупателя. Известны функции предложения по цене продавцов: ; ; и функции спроса по цене покупателей: ; ; .Определить цену равновесия и объем сделки каждого участника торговли.

5. Докажите, что если долгосрочное предложение конкурентной фирмы имеет вид , то она не может иметь постоянную отдачу от масштаба.

ТЕСТЫ

1. Цена единицы продукции 8 ден. ед. FC = 2 ден. ед., AVC = 7 ден. ед. Что из ниже перечисленного произойдет c этой фирмой в коротком периоде времени:

1) она продолжит производство, так как является предельной;

2) она закроется;

3) фирма является допредельной с нормальной прибылью, и, потому она продолжит производство;

4) данных для ответа недостаточно, чтобы сделать вывод.

 

2. Предположим, что фирма действует в условиях совершенной конкуренции. Тогда в точке краткосрочного равновесия:

1) цена товара (Р) равна предельным издержкам (МС) его производства;

2) цена товара (Р) равна средним издержкам (АС) его производства;

3) цена товара равна его предельной полезности;

4) верно 1) и 2).

 

3. Совершенно конкурентная фирма производит 50 тыс. пар кроссовок в год при средних переменных издержках 650 руб. и средних валовых издержках 780 руб. При рыночной цене одной пары обуви 840 руб. фирма получает прибыль, равную (в млн. руб.)

1) 7;

2) 9;

3) 3;

4) 2,7.

 

4. В отрасли совершенной конкуренции действует 20 фирм, рыночная цена единицы продукции равна 40 долл., если минимальные средние издержки отрасли в долгосрочном периоде равны 30 долл., то как будут изменяться цена и предложение с приближением отрасли к конкурентному равновесию?

а) увеличение предложения сопровождается ростом цены;

б) увеличение предложения сопровождается снижением цены;

в) увеличение предложения при сохранении уровня цены;

г) уменьшение предложения сопровождается ростом цены.

5. Если средняя выручка фирмы от реализации больше предельной выручки при некотором объеме производства, и такая тенденция будет сохраняться, то это означает, что:

1) имеют место условия совершенной конкуренции;

2) средняя выручка от реализации растет с ростом выпуска;

3) средняя выручка от реализации падает с ростом выпуска;

4) предельная выручка от реализации не зависит от объема выпуска.

 

6. Фирма функционирует в условиях совершенной конкуренции. Средние переменные издержки составляют 8,5 дол. Средние постоянные издержки - 2 дол. Цена за единицу - 10 дол. Рассмотренную фирму можно считать:

1) предельной;

2) запредельной;

3) допредельной с нормальной прибылью;

4) допредельной со сверхприбылью.

 

7. Ответить, какой из следующих рынков больше всего соответствует условиям совершенной конкуренции:

1) стали;

2) услуг парикмахерских;

3) автомобилей;

4) акций и облигаций фирм.

 

8. Кривая спроса на продукцию фирмы в условиях совершенной конкуренции:

1) имеет отрицательный наклон;

2) представляет собой горизонтальную линию при данном уровне цены;

3)представляет собой вертикальную линию при данном объеме предложения;

4) имеет положительный наклон.

9. Кривая предложения конкурентной фирмы в краткосрочном периоде – это:

1) кривая предельных издержек;

2) линия цены товара;

3) снижающаяся часть кривой средних издержек;

4) возрастающая часть кривой средних издержек.

 

10. К недостаткам рынка совершенной конкуренции относится:

1) низкий объем производства;

2) высокий уровень расходов на рекламу;

3) нестабильность цен;

4) низкий уровень расходов на НИОКР.

 

11. Выберите фактор, который не является условием совершенной конкуренции:

1) свобода входа на рынок;

2) свобода выхода с рынка;

3) диверсификация производства;

4) большое число продавцов и покупателей.

 

12. В условиях совершенной конкуренции цена равна минимальным средним издержкам:

1) в краткосрочном периоде;

2) всегда;

3) в долгосрочном периоде;

4) никогда.

 

13. Если рынок яблок конкурентен, то в точке краткосрочного равновесия:

1) цена яблок равна предельным издержкам из производства;

2) цена равна их предельной полезности для покупателя;

3) цена яблок всегда равна средним издержкам производства;

4) верно 1) и3).

 

14. Определите, как изменяется предельный доход конкурентной фирмы по мере роста объемов продаж:

1) не изменяется;

2) возрастает;

3) снижается быстрее цены;

4) снижается медленнее цены;

 

15. Какой из перечисленных ниже свойств отсутствует на рынке совершенной конкуренции:

1) однородность продукции;

2) мобильность ресурсов;

3) реклама;

4) большое число покупателей.

 

16. Если цена на продукцию конкурентной фирмы превышает ее предельный доход, а предельный доход превышает предельные издержки, то в целях максимизации прибыли фирма должна:

1) сократить выпуск;

2) увеличить выпуск;

3) конкурентная фирма не может оказаться в такой ситуации;

4) для ответа не хватает информации.

ТЕМЫ ЭССЕ

1. Что же совершенного в совершенной конкуренции?

2. Приведите примеры для каждого вида конкуренции, исходя из экономической ситуации в г. Красноярске. Поясните, почему те, или иные фирмы вы отнесли к определенным видам конкуренции.

3. В чем заключается различие между снижение цен с целью привлечь клиентов и снижением цен с целью установить монополию?

4. При каких условиях монополия будет заниматься ценовой дискриминацией?

5. Занимаются ли учебные заведения ценовой дискриминацией, открывая наряду с бесплатными отделениями платные? В чем вы видите преимущества и недостатки такой практики?

6. От чего в большей степени выигрывают потребители – от монополии или от конкуренции? Ваши "за" и "против".

7. Каким образом правительство может регулировать условия доступа предпринимателей на тот или иной рынок?

8. Что такое "естественная монополия" и почему некоторые виды монополии разрешаются правительством?

9. В чем причина высокой монополизации экономики России?

10. Почему нельзя полностью отождествлять монополизм западного образца с монополизмом в России?

11. Фирмы имеют больший потенциал выживания в условиях совершенной или монополистической конкуренции? Объясните.

12. Если фирмы отрасли симметрично отвечают на снижение цены, то, что произойдет с эластичностью спроса на продукцию отдельной фирмы?

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 1189; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.94.251 (0.063 с.)