ПОВЕДЕНИЕ ФИРМЫ В УСЛОВИЯХ НЕСОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ПОВЕДЕНИЕ ФИРМЫ В УСЛОВИЯХ НЕСОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ



СОДЕРЖАНИЕ ТЕМЫ

ЧИСТАЯ МОНОПОЛИЯ

Понятие чистой монополии является также в большей степени абстакцией. Понятие монополии произошло от греческого "моно" – один, "полио" – продаю. В условиях чистой монополии отрасль состоит из одной фирмы, т. е. понятия "фирма" и "отрасль" совпадают.

Чистая монополия возникает обычно там, где отсутствуют реальные альтернативы, нет близких заменителей, выпускаемый продукт в известной степени уникален. Это в полной мере можно отнести к естественным монополиям, когда увеличение числа фирм в отрасли вызывает рост средних издержек. Типичным примером естественной монополии может выступать предприятие энергетики или связи в отдельно взятом городе.

Существование монополии связывают с большими барьерами для вступления в отрасль. Это может быть связано с экономией от масштаба (например, в такой капиталоемкой отрасли, как энергетика) или же с определенными привилегиями от правительства (патентами, лицензиями).

Таким образом, фирма является монополией, если она является единственным продавцом какого-либо экономического блага на данной территории, не имеющего близких заменителей, если она ограждена от конкуренции высокими входными барьерами на данный рынок.

Определение цены и объема производства.

Если в условиях совершенной конкуренции фирма выбирает только объем производства (цена является заданной), то монополист может не только определять объем производства, но и назначать цену. Цена монополиста превышает предельный доход: P>MR, тогда как на рынке совершенной конкуренции P=MR. При понимании ценовой стратегии монополиста необходимо использовать взаимосвязь эластичности спроса по цене и выручки. На рис. 7.2 показаны результаты снижения цены фирмы–монополиста. Как известно, снижение цены ведет к увеличению объема спроса, что, в свою очередь, увеличивает совокупную выручку. В общем виде мы можем записать: 1.) когда спрос эластичен, снижение цены ведет к росту совокупной выручки; 2.) когда спрос неэластичен, то снижение цены ведет к падению совокупной выручки.

       
 
P
   
 
 
P1
 
 
P2
 

 


Q1

       
 
Q2
 
Q
 

 


Рис. 7.2 Снижение цены в условиях монополии.

 

Поэтому рационально мыслящий монополист старается избегать неэластичного участка кривой спроса. Графически это может быть представлено так как на рисунке 7.3.

Равновесие фирмы в условиях монополии определено на рис. 7.4 Здесь Рc – цена фирмы в условиях совершенной конкуренции, Qc – объем производства фирмы в условиях совершенной конкуренции.; Pm – цена фирмы в условиях монополии, Qm - объем производства в условиях монополии.

Как видно на рис. 7.4 объем производства в условиях чистой монополии меньше, чем в условиях совершенной конкуренции, а цена выше.

Следует заметить, что площадь треугольника АВЕ соответствует величине чистых убытков от монопольной власти. Это, так называемый, мертвый груз монополии. Эти издержки возникают из–за того, что объем производства без монополии выше, чем при монополии.

 

 

 
 

 

 


Рис. 7.3 Спрос, предельный и совокупный доход фирмы в условиях чистой монополии.

P

 

 

 
 

 


Рис. 7.4 Определение цены и объема производства в условиях монополии.

 

Обычно считают, что монопольные цены – самые высокие. Действительно, он, как правило, выше конкурентных, однако монополист стремится к максимизации совокупной прибыли, а не прибыли на единицу продукции.

Кроме того, существует мнение, что монополист может беспредельно повышать цену на свою продукцию, так как он единственный продавец данной продукции. Однако, это не так: как мы упоминали выше, монополист ограничен ценовой эластичностью спроса.

Другим стереотипом выступает мнение, будто монополист всегда стремится ограничивать выпуск продукции. Это тоже не всегда так. При действии положительного эффекта масштаба монополист может стремиться к расширению объема выпуска (эффект масштаба был рассмотрен в предыдущем разделе). Однако при отрицательном эффекте масштаба расширение объема производства связано с, так называемой, Х–неэффективностью.

Согласно Х. Лейбенстайну, Х–неэффективность возникает всегда, когда фактические издержки выше средних совокупных издержек. Кстати, Х–неэффективность может возникнуть даже в условиях совершенной конкуренции, правда там такие фирмы обречены на гибель вследствие малого объема прибыли на этом рынке.

Для характеристики степени монополизированности рынка в экономической науке используют показатели монопольной власти.

1. Показатель А. Лернера.

 

 
 

(7.1)

 

где IL – леренеровский индекс монопольной власти;

Pm – монопольная цена;

MC – предельные издержки;

Е – эластичность спроса на продукцию.

Чем выше этот показатель, тем больше монопольная власть.На практике представляется довольно сложной задачей подсчитать МС, поэтому в расчетах используют средние издержки. Таким образом, показатель может быть выражен формулой:

(7.2)

 
 

где АС – средние общие издержки.

Если умножить числитель и знаменатель на Q, то получим.

 

 

 
 

(7.3)

 

где n – прибыль;

TR – совокупная выручка.

Таким образом, показатель Лернера связывает большие прибыли с высокой степенью монопольной власти.

 

2. Индекс Херфиндаля–Хиршмана.

(7.4)

 
 

где IHHиндекс Херфиндаля–Хиршмана;

S1удельный вес самой крупной фирмы;

S2 – удельный вес следующей по величине фирмы;

Sn – удельный вес наименьшей фирмы.

 

Заключая данный раздел, отметим достоинства и недостатки чистой монополии. К достоинствам монополии можно отнести:

1. Концентрация капитала позволяет осуществлять крупномасштабные инвестиции.

2. Существуют отрасли, где существование монополии необходимо и экономически оправдано. Это касается таких капиталоемких отраслей, как, например, энергетика. Существование двух или более энергетических структур в одном городе приведет к увеличению средних издержек, и, соответственно к росту цены.

Недостатками монополии являются:

1. Высокие цены на продукцию и низкий объем производства.

2. Монополист не заинтересован в улучшении качества продукции, так как он единственный продавец в отрасли

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.232.99 (0.019 с.)