Теория поведения потребителя 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теория поведения потребителя



СОДЕРЖАНИЕ ТЕМЫ

Мы будем исходить из предположений о суверенитете потребителя и его рациональности. Это означает, что потребитель самостоятельно принимает решения о том, что покупать, а что нет. Причем потребитель стремится выбрать наиболее предпочтительный для себя набор товаров из множества доступных вариантов (которое определяется доходом потребителя и ценами товаров.)

Кардиналистская (количественная) теория полезности. Экономисты XIX века (У. Джевонс, К. Менгер, Л. Вальрас) предположили, что потребитель способен оценивать потребляемые им товары с точки зрения величины полезности, приносимой этими товарами. Цель потребителя - максимизация полезности. Полезность блага - это способность экономического блага удовлетворять одну или несколько человеческих потребностей.

 

           
   
 
y1
 
 
y2
 
   
 
 

 


Рис. 4.1. Кривая безразличия в двухтоварном случае.

 

Полезность - это не объективное свойство товаров, а субъективное отношение людей к товарам. Полезность, которую потребитель извлекает из дополнительной единицы блага называется предельная полезность (MU). Сумма предельных полезностей дает общую полезность (TU) некоторого количества блага.

Ординалистская (порядковая) теория полезности – предполагала сравнение товаров или товарных наборов по степени полезности. Рассмотрим аппарат ординалистской теории.

Соединив все точки, характеризующие наборы товаров, имеющих некоторый определенный уровень полезности, получим некоторую кривую, которую принято называть кривой безразличия. Для потребителя безразлично в какой точке на данной кривой "он находится", т. к. все эти точки, характеризуют комбинации товаров, обеспечивающие одинаковый уровень удовлетворения потребностей. Проделаем операцию соединения точек со всеми наборами товаров, имеющими какой-либо иной уровень полезности. Мы получим "карту безразличия" - графическое изображение шкалы предпочтений потребителя (рис. 4.2).

Кривые безразличия имеют некоторые свойства. Наиболее важные из них:

1. Кривые безразличия имеют отрицательный наклон. Кривая безразличия характеризует некоторый уровень удовлетворения потребностей потребителя. Кривая, лежащая выше от начала координат, характеризует более высокий уровень удовлетворения потребностей, чем та, которая лежит ниже.

2. Две кривые безразличия не могут пересекаться.

3. Кривая безразличия может быть проведена через каждую точку в пространстве товаров.

 

 

           
 
Y
   
     
 
 

 

 


.

 

           
 
 
   
 
   
X
 

 


Рис. 4.2. Карта кривых безразличия.

 

Введем понятие нормы замены. Нормой замены товара Y товаром Х называется то количество товара Y, которое потребитель согласен пожертвовать в обмен на увеличение товара Х на единицу с тем, чтобы общий уровень удовлетворения остался неизменным.

 
 

Ясно, что норма замены будет уменьшаться при движении вдоль кривой безразличия. С увеличением количества блага Х и соответственно с уменьшением количества блага Y потребитель все больше ценит ставшее относительно более редким (дефицитным) благо Y, и как следствие, готов уступить все меньшее количество единиц этого блага в обмен на каждую следующую единицу блага Х.

Можно ввести понятие предельной нормы замены.

 
 

MRS равна угловому коэффициенту наклона касательной к кривой безразличия. Как правило, предельная норма замены уменьшается при движении вдоль кривой безразличия. Кривые безразличия выпуклы к началу координат. Случаи, когда MRS = 0 или MRS = const достаточно редки. Студенту предлагается самостоятельно подумать о таких случаях.

После того, как описана система предпочтений потребителя, необходимо определить (описать) множество доступных потребителю наборов товаров. Потребитель располагает в некоторый промежуток времени доходом М. Общие расходы на приобретение товаров не могут превышать его дохода. Если Рх и Рy это цены единицы товаров Х и У соответственно, то потребитель может приобрести любой набор товаров, удовлетворяющий условию:

 
 

Выражение называется бюджетным ограничением.

Линия, описываемая уравнением
 
 

:является границей множества доступных потребителю набора товаров и называется бюджетной линией (рис. 4.3).

 
 

 


Рис. 4. 3. Бюджетное ограничение.

 

Перейдем к рассмотрению выбора потребителем оптимального набора товаров из множества доступных.

Напомним, что потребитель стремится удовлетворить свой потребности на максимально возможном уровне: выбрать набор товаров, имеющий максимальную суммарную полезность.

Если точка потребительского выбора лежит ниже бюджетной линии, это означает, что некоторая часть дохода потребителя осталась неизрасходованной. Точки пересечения бюджетной линии и кривой безразличия не являются оптимальными, т. к. между ними лежат точки, лежащие на более высоких кривых безразличия и, следовательно, являются более предпочтительными.

Точкой оптимума потребителя будет точка касания наиболее высоко лежащей из доступных потребителю кривых безразличия и бюджетной линии. Отметим некоторые важные моменты. Наклоны двух линий в точке их касания равны. В точке оптимума Е (рис. 4.4) наклон бюджетной линии равен наклону кривой безразличия.

Наклон кривой безразличия в точке оптимума равен предельной норме замены MRS, а наклон бюджетной линии - соотношению цен товаров X и Y: Px/Py.

Точку оптимума потребителя называют "внутренним решением" в отличие от "углового решения" задачи потребительского выбора. Угловое решение является достаточно редкой ситуацией для двухтоварного случая (об этом читайте в журнале - учебнике "Экономическая школа" выпуск 2, 1992, с. 78).

 

 
 

 

 


Рис. 4.4. Положение равновесие потребителя.

 

Увеличение денежного дохода означает смещение бюджетной линии вправо вверх. Напомним, при снижении цен обоих потребляемых товаров произойдет увеличение реального дохода, что приведет к такому же результату. При уменьшении денежного дохода или росте цен бюджетная линия сдвигается вниз влево.

Расширение или сужение бюджетного ограничения приводит к смещению точки оптимума потребителя (рис. 4.5).

Соединив точки положения равновесия потребителя при различных уровнях дохода, получим кривую "доход–потребление" ("кривая уровня жизни", "кривая Хикса" рис. 4.5). Если при увеличении дохода потребитель увеличивает потребление благ X и Y в одинаковой пропорции, то кривая "доход–потребление" – луч, биссектриса первого координатного угла.

Как правило, потребитель увеличивает покупки пропорционально.

 

 
 

 

 


Рис. 4.5. Кривая "доход-потребление".

С ростом реального дохода потребителя потребление вторичных благ возрастает быстрее, чем благ первой необходимости. Прежде всего происходит насыщение потребителя продовольственными товарами, затем – промышленными товарами стандартного качества, позднее – высококачественными товарами и услугами.

Кривые, характеризующие изменение расходов потребителя на различные блага при изменении его дохода называют кривыми Энгеля (рис. 4.6).

 
 

 

 


Рис. 4.6 Кривые Энгеля.

а – высококачественные товары и услуги;

б – промышленные товары стандартного потребительского качества;

– продовольственные товары.

 

Перейдем к анализу поведения потребителя в ситуации, когда постоянным остается доход потребителя, а переменной величиной является цена одного из потребляемых благ.

Графически это будет выглядеть, во-первых, сдвигом бюджетного ограничения, а, во-вторых, изменением положения точки равновесия (рис. 4.7).

 

 
 

 


Рис. 4.7. Изменение положения оптимума.

 

Снижение цены какого-либо товара можно рассматривать так же, как повышение реального дохода потребителя. Если до снижения цены одного из потребляемых товаров потребитель имеет возможность приобрести некоторый оптимальный набор товаров, то после снижения цены у него после покупки этого же набора останется еще некоторая сумма денег. Потребитель по своему усмотрению может потратить эту сумму либо на приобретение дополнительных единиц подешевевшего товара, либо любого другого товара из множества доступных, либо купить и некоторое дополнительное количество подешевевшего товара и некоторое количество другого (других). Чем же будет определяться решение потребителя?

Изменение цены некоторого товара оказывает влияние на изменение объема спроса потребителя на этот товар двумя путями. С одной стороны, объем спроса изменяется под влиянием изменения относительной цены данного товара (товар дешевеет по отношению к другим товарам). С другой стороны – под влиянием изменения реального дохода потребителя.

Еще в 1915 году российский экономист и математик Е. Е. Слуцкий предложил разложить общий эффект изменения цены на эффект дохода и эффект замены. Позднее Дж. Хикс поддержал эту идею и развернуто изложил ее в работе "Стоимость и капитал". В современной экономической теории под "эффектом замещения" принято понимать изменение структуры потребительского спроса в пользу относительно подешевевшего товара. Потребитель будет стремиться замешать относительно подорожавшие товары товаром относительно подешевевшим.

В то же время частично спрос будет изменяться в силу увеличения реального дохода. Объем спроса на одни товары будет возрастать вследствие увеличения дохода потребителя, а на другие – снижаться.

Эффект дохода – это воздействие, оказываемое на спрос потребителя за счет изменения реального дохода, вызванного изменением цены блага без учета эффекта замещения.

В случае с "нормальными" товарами эффект дохода и эффект замещения суммируются, в случае "неполноценных" товаров эффекты действуют разнонаправлено.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Что выражают собой наклоны кривых безразличия и бюджет­ной линии?

2. Какие виды функции полезности вы знаете?

3. Как аналитически найти оптимум потребителя?

4. Как определить степень заменяемости благ по линии «цена-потребление»?

5. Может ли быть противоположным действие эффекта дохода и эффекта замены?

6. Что такое компенсированный спрос?

7. От чего зависит благосостояние потребителя?

8. Что означает потребительский выбор и каковы факторы его определяющие?

9. Почему кривая, характеризующая определенные комбинации двух благ, называется кривой безразличия? Почему именно безразличия?

10. Что такое предельная норма замещения?

11. Почему предельная норма замещения уменьшается постепенно, сдвигаясь по кривой безразличия?

12. Почему величина предельной нормы замещения всегда отрицательна?

13. Какие факторы определяют выбор потребителя в рыночной системе?

14. В каких случаях следует считать поведение потребителя рациональным?

15. Как соотносятся эффект замещения и эффект дохода для разных категорий товаров: лучших, худших и Гиффена?

16. Чем определяются форма и месторасположение кривых безразличия? Почему кривые безразличия не пересекаются?

17. Каким образом изменение цены товара и дохода потребителя влияют на количество и структуру набора благ, которые он покупает?

18. Каким образом изменение дохода потребителя влияет на его благосостояние?

19. Каким образом изменение цен благ влияет на изменение благосостояния потребителя в рыночной системе? В нерыночной системе?

ЗАДАЧИ

1. Вспомним, что уменьшение цены потребляемого товара, при прочих равных условиях, для потребителя равносильно увеличению его дохода.

Допустим, что потребитель имеет доход 400 руб. в месяц. На рисунке показаны две бюджетные линии и соответствующие им кривые безразличия.

 

 
 

 


Определить координаты двух точек линии спроса данного потребителя на товар X.

2. Вспомним, что уменьшение цены потребляемого товара, при прочих равных условиях; для потребителя равноценно расширению его реального дохода. Допустим, потребитель имеет доход 500 руб. Цена товара Х – 50 руб., цена товара У – 100 руб. Изобразите бюджетную линию потребителя. Как изменится вид и положение бюджетной линии, если цена товара У снизится и станет 50 руб.?

3. На рисунке изображена кривая безразличия и бюджетная линия для некоторого потребителя. Известно, что цена товара У – 10 долларов. Определите доход потребителя.

 
 

 


 

4. Функция полезности Олега имеет вид U=QA*QB, где QA,QB – количество двух различных благ: РА = 25, РВ = 40 и бюджет Олега: I = 600. На сколько возрастет благосостояние Олега, если цена блага В снизится до 30?

 

5. На рисунке показана кривая безразличия некоторого потребителя и его бюджетная линия. Определите бюджет этого потребителя, если известно, что цена товара Х – 10 руб. Напишите уравнение бюджетной линии и бюджетного ограничения. Определите цену товара У.

 

 

 
 

 


8. Цена одной кружки пива равна 10 долл., цена одного рака – 50 центов. Общий доход потребителя, который он тратит на пиво и раков, равен 25 дол. Какое количество кружек пива и раков покупает рациональный потребитель в состоянии равновесия?

 

6. Допустим, потребитель имеет доход 1000 д. е. на рисунке изображены две бюджетные линии и кривые безразличия этого потребителя. Объясните, почему бюджетная линия сдвинулась из положения 1 в положение 2?

 
 

 


7. Потребитель, имеющий функцию полезности U (X,Y) = XY, зарабатывает 5000 руб.

а) Сколько единиц товара Х он будет потреблять, если Px = 50, Py = 10?

б) Как изменится количество потребляемого товара Х, если цена будет равна Px = 20?

в) Какую часть изменения его потребления товара Х можно отнести за счет эффекта замещения? Какую часть – за счет эффекта дохода?

 

 

9. Предельная полезность масла для француза зависит от его количества: , где QM – количество масла, кг; MUM – предельная полезность масла. Предельная полезность хлеба равна: , где Qx – количество батонов хлеба; MUx – предельная полезность хлеба. Цена килограмма масла равна 5 франкам, цена батона хлеба – 1 франк. Общий доход потребителя составляет 20 франков в неделю. Какое количество хлеба и масла потребит француз?

 

10. В набор потребителя входят два товара: пиво и раки. Общая полезность характеризуется следующими данными:

Количество кружек пива            
Общая полезность            
Количество раков            
Общая полезность            

 

 

11. У Оксаны есть 30 руб. Она хочет купить шоколадки "Шок" ценой 3 руб. Полезность от этой покупки она оценивает функцией , если х – приобретенное количество шоколадок, а у – оставшаяся часть дохода. Сколько купит шоколадок "Шок" рациональная Оксана?

12. Дана функция полезности: U=2xy, где х, у— объемы благ. Цены благ: Р = 8, Р = 5, доход / = 96. Определите выбор потребителя.

ТЕСТЫ

1. Индивид потребляет 2 единицы некоего блага. Предельная полезность 2-й единицы равна 5. Мы можем сказать об общей величине полезности блага, что:

1) она равна5;

2) она равна 10;

3) она больше 10;

4) ничего незнаем о ней даже примерно ввиду отсутствия информации о предельной полезности 1-й единицы данного блага.

2. При ценах РА = 4; РВ = 2 линия "доход – потребление" Константина имеет следующий алгебраический вид: QА = 2QВ + 5. Уравнение кривой Энгеля, характеризующее потребление Константином блага А имеет вид:

1) 5 (QА – 1);

2) 0,5 QА – 2,5;

3) 0,5QА + 5QВ;

4) 4QА + 2QВ.

3. Наклон бюджетной линии выражает:

1) количество одного блага, которое данный потребитель готов обменять на такое количество другого блага, чтобы остаться на прежнем уровне благосостояния;

2) границы возможного при данных ценах двух благ потребления этих благ;

3) альтернативные издержки для одного блага в виде некоторого количества другого блага;

4) повышение предельной нормы замены одного блага другим благом.

4. Увеличение дохода потребителя графически выражаетсяв:

1) изменении наклона бюджетной линии;

2) параллельном сдвиге бюджетной линии вправо;

3) параллельном сдвиге бюджетной линии влево;

4) уменьшении наклона бюджетной линии;

5) увеличении наклона бюджетной линии.

 

5. Какой из следующих перечней значений полезности иллюстрируетзаконубывающей предельной полезности:

1) 200,300,400,500;

2) 200,450,750,1100;

3) 200,400,1600,9600;

4) 200,250,270,280;

5) 200,350,450,600.

 

6. Положение и наклон кривой безразличия для отдельного потребителя объясняется:

1) его предпочтениями и размерами дохода;

2) только ценами покупаемых товаров;

3) предпочтениями, размерами дохода и ценами покупаемых товаров;

4) только его предпочтениями;

5) ценами покупаемых товаров и размерами дохода.

 

7. Предположим, что потребитель имеет доход в 8 долларов. Ценатовара А равна 1долл., а цена товара В – 0,5долл. Какая из следующихкомбинаций товаров находится на бюджетной линии:

1) 8А и 1В;

2) 7А и1В;

3) 6А и 6В;

4) 5А и 6В;

5) 4А и 4В.

 

8) Закон убывающей предельной полезности означает, что:

1) отношение предельной полезности к ценам на предметы роскоши меньше, чем на товары первой необходимости;

2) отношение предельной полезности к ценам одинаково для всех товаров; полезность, приносимая каждой последующей единицей товара, убывает по мере увеличения количества приобретаемых товаров;

3) полезность приобретаемых товаров убывает по мере увеличения дохода потребителя;

4) ни один из ответов не является верным.

 

9. Потребительское равновесие на карте безразличия - это:

1) любое пересечение бюджетной линии и кривой безразличия;

2) любая точка на самой высокой из кривых безразличия;

3) та точка, в которой наклон бюджетной линии равен наклону касательной к ней кривой безразличия;

4) любая точка, расположенная на бюджетной линии;

5) любая точка, расположенная на пространстве, ограниченном бюджетной линией.

10. Какое из следующих утверждений является неверным:

1) каждая точка на кривой безразличия означает комбинацию товаров;

2) каждая точка на кривой безразличия означает комбинацию двух товаров;

3) все точки на кривой безразличия означают одинаковый уровень полезности;

4) все точки на бюджетной линии означают одинаковый уровень полезности;

5) наклон кривой безразличия характеризует норму, в соответствии с которой одно благо может быть замещено другим благом без изменения уровня полезности для потребителя.

 

11. Теория потребительского поведения предполагает, что потребитель стремится максимизировать:

1) разницу между общей и предельной полезностью;

2) общую полезность;

3) среднюю полезность;

4) предельную полезность;

5) каждую из перечисленных величин.

 

12. Если потребитель выбирает комбинацию, представленную точкой, лежащей на плоскости, ограниченной бюджетной линией, то он:

1) максимизирует полезность;

2) желает купит больше товаров, чем позволяет его бюджет;

3) не полностью использует свой бюджет;

4) находится в положении потребительского равновесия;

5) ни один из ответов не является верным.

ТЕМЫ ЭССЕ

1. Опишите поведение бюджетной линии при изменении факторов, его определяющих?

2. Каково экономическое значение карты кривых безразличия: для производителя, для потребителя?

3. Определите критерии, по которым можно оценить изменение благосостояния индивида.

4. Почему рациональное поведение не всегда присуще реальным потребителям?

5. От каких факторов зависит степень рациональности потребительского поведения? Можно ли утверждать, что для потребителей стран социалистического лагеря было характерно менее рациональное поведение, чем для потребителей развитых стран?

6. Изменился бы парадокс воды и алмаза, если бы открылся способ искусственным путем превращать воду в алмазы? Алмазы в воду?

7. Какие из основных постулатов потребительского поведения носят абсолютный, вечный характер, а какие – относительный, временный.

8. Какие факторы определяют бюджетное ограничение потребителя? Всегда ли потребитель действует в рамках данного бюджетного ограничения? Какие другие (кроме денежного) виды ограничений существуют для потребителя?

9. Различаются ли (и если да, то каким образом) бюджетные ограничения потребителя для разных типов экономических систем?

10. Какие факторы влияют на благосостояние потребителя? Зависят ли эти факторы от типа экономической системы? И если да, то каким образом применяется набор факторов, влияющих на благосостояние при переходе от одного типа экономической системы к другой?

11. Как институциональная среда влияет на рациональность потребителя? Приведите примеры отрицательного и положительного воздействия.

12. Можно ли рассматривать выделенные Х.Лейбенстайном эффекты как нерациональной потребительское поведение?

13. Почему экономистов интересует точка касания линии бюджетного ограничения данного потребителя и его кривой безразличия? Какие варианты такого касания встречаются в экономике?

ИЗДЕРЖКИ ПРОИЗВОДСТВА ФИРМЫ

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМЫ

Деятельность фирмы в любом временном интервале подчинена реализации основного экономического интереса фирмы – максимизации прибыли.

В общем виде прибыль фирмы (П) определяется как разность между валовой выручкой, или валовым доходом (TR – total revenue) и совокупными или валовыми издержками (TC – total cost) за определенный период времени.

 

 
 

В приведенной формуле совокупные, валовые издержки приводятся в общем виде. Однако издержки фирмы могут подразделяться на внешние (явные) и внутренние (неявные). К внешним издержкам относятся платежи внешним (по отношению к данной фирме) поставщикам. Вычитая из валовой выручки внешние издержки, фирмы находят, так называемую, бухгалтерскую прибыль.

 
 

Бухгалтерская прибыль не учитывает внутренние (или неявные) издержки. Внутренними издержками называют альтернативные издержки.

 
 

Сумма внешних и внутренних издержек называется экономическими издержками.

Совокупная (валовая) выручка (TR – total revenue) – это сумма денежных поступлений, получаемых фирмой от продажи определенного количества произведенной продукции:

 
 

где TR – совокупная выручка;

P – цена;

Q – проданное количество продукции.

Средняя выручка (AR – average revenue) – поступление, приходящееся на единицу проданной продукции. В условиях совершенной конкуренции средняя выручка равна рыночной цене:

 
 

 
 

Предельная выручка (MR – marginal revenue) – приращение выручки, которое возникает за счет продажи очередной единицы продукции. В условиях совершенной конкуренции предельная выручка также равна рыночной цене:

 

где - приращение валовой выручки;

- приращение объема проданной продукции.

 

Валовая выручка, а значит и прибыль, зависит от уровня цены и издержек фирмы.

Современная теория фирмы исходит из того, что большое значение для эффективной деятельности фирмы играет определение оптимального объема производства фирмы. Поэтому и классификация издержек основывается на зависимости издержек от объема производства. Различают постоянные издержки – это издержки, величина которых в краткосрочном периоде не зависит от объема производства фирмы.

К постоянным издержкам (FC – fixed cost) – относятся издержки, связанные с использованием зданий и сооружений, машин и производственного оборудования, арендой, капитальным ремонтом, так же административные расходы. Графическое отображение постоянных издержек – горизонтальная прямая линия. (Рис. 5.1.).

 

 
 

 

 


Рис. 5.1. Постоянные издержки.

 

Поскольку, с ростом объема производства растет валовая выручка, то средние постоянные издержки (AFC – average fixed cost) представляет собой все меньшую и меньшую величину, приходящуюся на единицу изделий (рис. 5.2.).

Рассчитываются средние постоянные издержки просто:
 
 

где FC – постоянные издержки;

Q – объем производства фирмы.

 

 

 
 

 

 


Рис. 5.2. Кривая средне-постоянных издержек AFC

 

Выделяют переменные издержки фирмы.

Переменные издержки – это издержки, величина которых изменяется в зависимости от объема производства. К переменным издержкам (VC – variable cost) относятся затраты на сырье, электроэнергию, вспомогательные материалы, оплату труда производственных работников.

Переменные издержки изменяются пропорционально изменению объема производства. В начальный период организации производства переменные издержки растут более быстрыми темпами, чем произведенная продукция (рис. 5.3).

 

 

 
 

 


Рис. 5.3. Переменные издержки.

 

По мере достижения оптимальных размеров производства (в точке Q1) происходит относительная экономия переменных издержек. Однако дальнейшее расширение производства приводит к новому росту переменных издержек причем более высокими темпами, чем растет само производство.

 
 

Средние переменные издержки (AVC – average variable cost) определяются путем деления переменных издержек на объем выпуска продукции:

 

 

где VC – переменные издержки; Q – объем выпуска продукции.

 

Технологически оптимальный объем выпуска достигается, когда они становятся минимальными (рис. 5.4.).

 

 
 

 

 


Рис. 5.4. Средне-переменные издержки.

 

Понятие средних переменных издержек необходимо для определения эффективности хозяйствования фирмы, положения равновесия и определения ближайших перспектив развития – расширения, сокращения производства или ухода из отрасли.

Общие (валовые) издержки фирмы – это совокупность постоянных и переменных издержек фирмы в краткосрочном периоде. Общие издержки обозначаются TC или С (total cost).

 

 
 

где FC – постоянные издержки;

VC – переменные издержки.

 

Общие издержки логично рассматривать как функцию от произведенной продукции Q; т. е. TC=f(Q).

Графически, валовые издержки, также изображаются суммированием графиков постоянных и переменных издержек (рис. 5.5).

Средние общие издержки (ATC – average total cost) можно получить путем деления общих издержек на количество выпущенной продукции:

 

 

где TC – общие издержки;

Q – объем производства.

Средние общие издержки можно получить и путем сложения средних постоянных и средних переменных издержек:

 
 

где AFC – средние постоянные издержки;

AVC - средние переменные издержки.

 

 

 
 

 


 

 

Рис. 5.5. Общие издержки.

 

Графически, ATC могут быть получены путем суммирования кривых AFC и AVC (рис. 5.6).

 

 

 


 

Рис. 5.6. Средние общие издержки.

 

Кроме перечисленных видов издержек в экономическом анализе используют понятие предельных издержек.

 
 

Предельные издержки (MC – marginal cost) – это приращение совокупных издержек, вызванное увеличением производства на очередную единицу.

т. к.


где - приращение общих издержек;

- приращение переменных издержек;

- приращение постоянных издержек;

- приращение объема выпуска.

 

Из приведенной формулы видно, что постоянные издержки не влияют на величину предельных издержек. Они являются производной функцией только от переменных издержек.

Когда MC<ATC, кривая средних издержек идет вниз; производство каждой новой единицы продукции уменьшает средние издержки. Когда MC>ATC, кривая средних издержек идет вверх: производство новой единицы продукции увеличивает средне-валовые издержки. Когда MC=ATC, то ATC=min.

Кривая предельных издержек МС пересекает кривые средних переменных и средних валовых издержек в точках их минимального значения. В условиях долгосрочного периода фирма может изменить все свои ресурсы (все факторы становятся переменными), а отрасль может менять число своих фирм.

 

 

 

 


 

 

Рис. 5.7. Предельные издержки.

 

Поскольку фирма может изменить все свои параметры, то она стремится расширить производство, снижая средние издержки, варьируя также вложения средств в факторы, которые в краткосрочном периоде являются постоянными. На рис. 5.10. представлено семейство кривых краткосрочных средних издержек – ATC1, ATC2, ATC3, … соответствующих разным (возрастающим) вложениям постоянных факторов и огибающая их кривая долгосрочных средних издержек ATCL.

 
 

 

 


Рис. 5.10. Средние валовые издержки в долгосрочном периоде.

 

На рис. 5.11. представлена графическая иллюстрация перехода от краткосрочного к долгосрочному периоду для общих (валовых) издержек.

 

 
 

 


Рис. 5.11. Общие (валовые) совокупные издержки в долгосрочном периоде.

В случае возрастающей производительности средние общие издержки уменьшаются (см. переход от ATC1 к ATC2 на рис. 5.10.) при убывающей производительности – растут (переход от ATC3 к ATC4 на рис. 5.11.).

 

 


Рис. 5.12. Различные типы кривых долгосрочных средних издержек.

Если кривая долгосрочных средних издержек имеет отрицательный наклон, это означает положительный эффект масштаба; если она горизонтальна – означает постоянную отдачу от роста масштаба; наконец, если кривая имеет положительный наклон, то эффект масштаба отрицательный (см. рис. 5.12.а).

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Если для получения лицензии на производство приходится давать взятки чиновникам, то увеличивает ли это переменные издержки предпринимателя?

2. Что можно сказать об эффекте масштаба производства, если кривая средних долгосрочных издержек направлена вверх?

3. Что такое экономические издержки? Какие виды издержек вы знаете? Что положено в основу их классификации? Уменьшение каких издержек наиболее важно для максимизации прибыли?

4. В чем различия между кратковременным и долговременным периодами функционирования фирм?

5. Как изменяются переменные издержки при расширении производства?

6. Объясните, почему кривая предельных издержек пересекает кривые средних общих и средних переменных издержек точно в точках их минимумов.

7. Критерии деления капитала на основной и оборотный.

ЗАДАЧИ

1.В мастерской по пошиву обуви используются следующие ресурсы: оборудование, ежегодная амортизация которого составляет 1 млн. руб.; материалы на сумму 700 тыс. руб.; электроэнергия – 200 тыс. руб./год; транспортные расходы – 100 тыс. руб./год.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 1671; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.12.222 (0.249 с.)