Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 12. Ответственность за нарушение прав потребителей↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения договора о передаче товаров, выполнении работы или оказании услуг в пользу потребителя, а также в случае причинения вреда жизни, здоровью или имуществу потребителя может наступить гражданско-правовая ответственность продавца (изготовителя) или исполнителя. Сущность гражданско-правовой ответственности выражается в ее принципах. Анализ норм, посвященных гражданско-правовой ответственности, позволяет отметить следующие принципы: 1. Принцип полной гражданско-правовой ответственности. Он предполагает полное возмещение убытков (вреда) потерпевшему, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Убытки определяются в соответствии с правилами, предусмотренными ст. 15 ГК РФ, и включают в себя: а) расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права; б) утрату или повреждение его имущества (реальный ущерб); в) неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). 2. Принцип ответственности за вину, предусматривающий, что лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. В частности, иные основания ответственности установлены для предпринимателей, выступающих контрагентами в отношениях с потребителями. Так, в соответствии с ч. 3 ст. 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательства при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельствах. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушения обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнителя товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств. Указанные правила находят свою конкретизацию и детализацию в нормах Закона РФ «О защите прав потребителей». 3. Принцип индивидуализации ответственности, состоящий в том, что ответственность наступает с учетом степени общественной опасности, вредоносности, формы вины, имущественного положения причинителя, индивидуальных особенностей потерпевшего (например, в случае компенсации морального вреда). Наряду с возмещением убытков, к формам гражданско-правовой ответственности относятся неустойка и компенсация морального вреда. Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности, в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков (ст. 330 ГК РФ). Различают договорную и законную неустойку. Соглашение о неустойке должно быть совершено в письменной форме под страхом недействительности. Кредитор вправе требовать уплаты неустойки, определенной законом независимо от того, предусмотрена ли обязанность ее уплаты соглашением сторон. Размер законной неустойки может быть увеличен соглашением сторон, если закон этого не запрещает. В Законе РФ «О защите прав потребителей» предусмотрена законная неустойка за неисполнение или ненадлежащее исполнение целого ряда обязательств. В частности, в соответствии с п. 5 ст. 28 Закона РФ «О защите прав потребителей» в случае нарушения установленных сроков начала и окончания выполнения работы (оказания услуги) или назначенных потребителем новых сроков исполнения исполнитель уплачивает потребителю за каждый день (час, если срок определен в часах) просрочки неустойку (пеню) в размере 3 % цены выполнения работы (оказания услуги), а если цена выполнения работы (оказания услуги) договором не определена – общей цены заказа. Договором о выполнении работ (оказании услуг) между потребителем и исполнителем может быть установлен более высокий размер неустойки (пени). Под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага либо нарушающими в предусмотренных законом случаях имущественные права гражданина. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков. Как разъяснено в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.94 г. № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда»[37], размер компенсации зависит от характера и объема, причиненных истцу нравственных или физических страданий, степени вины ответчика в каждом конкретном случае, иных заслуживающих внимание обстоятельств, и не может быть поставлен в зависимость от размера удовлетворения иска о возмещении имущественного вреда, убытков и других материальных требований. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Степень нравственных или физических страданий определяется судом с учетом фактических обстоятельств причинения морального вреда, индивидуальных особенностей потерпевшего и других конкретных обстоятельств, свидетельствующих о тяжести перенесенных им страданий. При рассмотрении дел о компенсации причиненных нравственных или физических страданий следует учитывать, что моральный вред признается законом вредом неимущественным, несмотря на то, что он компенсируется в денежной или иной материальной форме. Фактическим основанием наступления гражданско-правовой ответственности служит правонарушение, под которым понимается, как правило, виновное действие или бездействие субъекта, противоречащее существующему правопорядку и нарушающее охраняемые законом права и интересы других лиц. В состав гражданского правонарушения входят следующие юридические факты, представляющие в совокупности условия гражданско-правовой ответственности: 1) факт причинения убытков (вреда); 2) неправомерность (противоправность) действия (бездействия) причинителя вреда; 3) наличие причинной связи между неправомерным действием (бездействием) и наступившим вредом; 4) вина причинителя вреда; Под вредом в гражданском праве понимается всякое умаление или полное уничтожение принадлежащего лицу и охраняемого блага, которое может быть как имущественным, так и неимущественным. Имущественный вред выражается в умалении материальной сферы потерпевшего (повреждение, утрата имущества, произведенные расходы и т. п.). Неимущественный (моральный) вред выражается в нарушении психического благополучия, душевного равновесия потерпевшего, претерпевании или переживании им нравственных или физических страданий. Граждане, имеющие статус потребителей, имеют право на возмещение как имущественного, так и неимущественного вреда, причиненного нарушением принадлежащих им прав, предусмотренных законами и правовыми актами РФ, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей. Вред, причиненный потребителю вследствие недостатка товара, подлежит возмещению продавцом или изготовителем товара по выбору потерпевшего. Вред, причиненный вследствие недостатков работы или услуги, подлежит возмещению исполнителем. Гражданско-правовая ответственность за нарушение договорного обязательства может наступать независимо от наличия вреда (убытков). К примеру, в случае просрочки исполнения обязательства по передаче вещи, у кредитора не всегда возникают убытки. В этом случае гражданско-правовая ответственность может выразиться в уплате должником неустойки. Для наступления гражданско-правовой ответственности необходимо, чтобы причинение вреда не было обусловлено осуществлением прав, т. е., чтобы вызвавшее его поведение носило неправомерный (противоправный) характер. Противоправность поведения означает, что действия (бездействия) ответственного лица нарушают нормы права и основанные на них субъективные права и интересы других лиц. Вредоносными, но не противоправными признаются действия, совершая которые лицо выполняло возложенную на него обязанность или осуществляло свое право. Данное положение вытекает из абз. 1 п. 3 ст. 1064 ГК РФ, согласно которому вред, причиненный правомерными действиями, подлежит возмещению в случаях, предусмотренных законом. Причинная связь между действиями (бездействиями) правонарушителя и наступившим вредом выступает как непременное условие наступления гражданско-правовой ответственности. Причинная связь – объективное явление, поэтому ее наличие должно быть подтверждено реально, а не основываться на догадках или предположениях. Во многих случаях причинная связь очевидна. К примеру, просрочка доставки скоропортящихся продуктов ведет к их порче и возникновению убытков. Иногда же ее установление представляет значительные трудности. В таких случаях необходимо руководствоваться разработанными в цивилистической науке теориями причинной связи, к которым относятся: теория прямой (непосредственной) причинной связи, теория необходимого условия, теория необходимой и случайной причинной связи и др. Субъективным условием гражданско-правовой ответственности является вина причинителя вреда (лица ответственного за причинение вреда), под которой обычно понимается субъективное психическое отношение лица к своему противоправному поведению и его последствиям, связанное с предвидением неблагоприятных результатов своего поведения и осознанием возможности их предотвращения. Вина выражается в форме умысла или неосторожности, однако в гражданском праве в силу его специфики различие форм вины редко имеет юридическое значение, в связи, с чем для наступления гражданско-правовой ответственности чаще всего достаточно наличия любой формы вины правонарушителя. Следует также иметь в виду, что в гражданском праве действует принцип презумпции вины правонарушителя, который считается виновным, пока не докажет обратное. Иными словами, бремя доказывания отсутствия вины возлагается на правонарушителя, а потерпевшая сторона освобождается от обязанности доказывать вину причинителя. Отсутствие вины, по общему правилу, освобождает от ответственности причинителя. Вместе с тем, из правила об ответственности за вину установлены многочисленные исключения. Гражданско-правовая ответственность, не зависящая от вины правонарушителя, охватывает ситуации случайного причинения вреда или убытков и носит название «повышенной ответственности». В частности, в соответствии со ст. 1095 ГК РФ и ст. 13, 14 и 28 Закона РФ «О защите прав потребителей» вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу гражданина вследствие конструктивных, рецептурных или иных недостатков товара, работы или услуги, а также вследствие недостоверной или недостаточной информации о товаре (работе, услуге), подлежит возмещению продавцом или производителем товара, лицом, выполнившим работу или оказавшим услугу (исполнителем) независимо от их вины и от того, состоял потерпевший с ним договорных связях или нет. В отличие от возмещения имущественного вреда компенсация морального вреда как форма гражданско-правовой ответственности допускается лишь при наличии виныпричинителя. Ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей» определила: моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом) или организацией, выполняющей функции изготовителя (продавца) на основании договора с ним, прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области зашиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Исключения из данного правила закреплены ст. 1100 ГК РФ: компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда: - вред причинен жизни или здоровью гражданина источником повышенной опасности; - вред причинен гражданину в результате его незаконного привлечения к уголовной ответственности; применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде; незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ; - вред причинен распространением сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию, а также в иных случаях, предусмотренных законом. Особый как теоретический, так и практический интерес представляет классификация гражданско-правовой ответственности на договорную и внедоговорную. Разграничение режима договорной и внедоговорной ответственности имеет большое значение, поскольку между этими видами ответственности существуют принципиальные различия. Основанием наступления договорной ответственности служит нарушение условий договора между потребителем и производителем (исполнителем, продавцом). Внедоговорная ответственность возникает при причинении личности или имуществу вреда, как правило, не связанного с исполнением или ненадлежащим исполнением обязательств по договору с потерпевшим. Такая ответственность применяется только в прямо предусмотренных законом случаях и в размерах, определяемых императивными нормами. Внедоговорная ответственность именуется в гражданском праве деликтной, поскольку связывается с обязательствами из причинения вреда (деликтами), которые представляют собой форму гражданско-правовой ответственности. Как при договорной, так и при внедоговорной ответственности в зависимости от числа обязанных лиц ответственность может быть следующих трех видов: 1) долевая; 2) солидарная; 3) субсидиарная. В случаях повышенной гражданско-правовой ответственности (независимо от вины), которая имеет место, в частности, при возмещении вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу гражданина вследствие недостатков товаров, работ или услуг, приобретаемых в потребительских целях, основаниями освобождения от ответственности служат непреодолимая сила, и нарушение потребителем установленных правил пользования товаром, результатами работы, услуги и их хранения (ст. 1098 ГК РФ). Пункт 5 ст. 14 Закона РФ «О защите прав потребителей» дополняет перечень оснований освобождения должника от ответственности нарушением потребителем правил транспортировки товара, а п. 5 ст. 18 этого же закона - действием третьих лиц. В соответствии с п. 3 ст. 35 Закона РФ «О защите прав потребителей» исполнитель освобождается от ответственности за полную или частичную утрату (повреждение) материала (вещи), принятого им от потребителя, если потребитель предупрежден исполнителем об особых свойствах материала (вещи), которые могут повлечь за собой его полную или частичную утрату (повреждение). При внедоговорной ответственности основаниями, освобождающими от ответственности, являются: 1)причинение вреда в состоянии необходимой обороны (ст. 1066 ГК); 2) причинение вреда в состоянии крайней необходимости (ст. 1067 ГК); 3) причинение вреда с согласия потерпевшего или по его просьбе, если действия причинителя вреда не нарушают нравственных принципов общества (п. 3 ст. 1064 ГК).
V. Планы семинарских и практических занятий и методические рекомендации к ним Семинарское занятие 1. Понятие и правовое регулирование отношений в области защиты прав потребителей (2 часа) Цель: выявить особенности правового регулирования потребительских правоотношений Вопросы для обсуждения 1. Понятие и особенности потребительских правоотношений. 2. Основные понятия законодательства о защите прав потребителей. 3. Законодательство о защите прав потребителей. 4. Общая характеристика Закона РФ «О Защите прав потребителей».
Контрольные задания I. Решите следующую ситуацию: 1. Семенова сдала в мастерскую по ремонту обуви туфли, заплатила 500 руб. Когда в назначенный день она пришла за своей обувью, выяснилось, что туфли утеряны. Стоимость утерянных туфель работники мастерской возместить отказались. Определите права Семёновой по Закону РФ «О защите прав потребителей».
II. Ответьте на вопросы: 1. Охарактеризуйте содержание информации об изготовителе, исполнителе, продавце товара, предусмотренной Законом РФ «О защите прав потребителей». 2.Охарактеризуйте содержание информации о товарах, работах, услугах, предусмотренной Законом РФ «О защите прав потребителей». Методические рекомендации для подготовки к семинарскому занятию Предметом потребительского права являются отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг). Специфика рассматриваемых отношений заключается в том, что гражданину-потребителю, являющемуся непрофессионалом, противостоит профессионал-предприниматель. Поэтому к предмету регулирования данного законодательства не относят отношения, связанные с товарами (работами, услугами), производимыми и реализуемыми гражданами, не являющимися индивидуальными предпринимателями. При анализе особенностей потребительских отношений важно иметь ввиду, что субъектами этого права являются с одной стороны, потребитель, а с другой – изготовитель, исполнитель, продавец. Кроме того, Закон РФ «О защите прав потребителей» в качестве субъектов регулируемых отношений дополнительно ввёл уполномоченную изготовителем (продавцом) организацию и уполномоченного изготовителем (продавцом) индивидуального предпринимателя на принятие и удовлетворение требований потребителей, а также импортёра, осуществляющего импорт товара для его последующей реализации на территории Российской Федерации. Студенты должны знать, что ст. 3 Закона РФ «О защите прав потребителей» регламентирует наиболее общий порядок реализации права потребителей на просвещение в области защиты прав потребителей. Специальные правила, направленные на защиту данного права содержатся также в Федеральном законе РФ «Об образовании». При изучении четвёртого вопроса семинарского занятия студентам следует обратить особое внимание на то, что преобладающий массив правовых норм, стоящих на защите прав потребителей, относится к сфере гражданского права. При анализе структуры Закона РФ «О защите прав потребителей» и основных понятий, используемых в Законе, необходимо иметь ввиду, что они подвергались неоднократному пересмотру законодателем. Так, давая определение «потребитель» студенты должны учесть все изменения, внесённые в данное понятие с 1992 года по настоящее время. Нормативно-правовые акты 1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учётом поправок, внесённых Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.08 № 6-ФКЗ, от 30.12.08 № 7-ФКЗ) // Российская газета. № 237. 25.12.1993. 2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ (ред. от 17.07.09, с изм. от 18.07.09) // СЗ РФ. 05.12.1994. № 32, ст. 3301. 3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 г. № 14-ФЗ (ред. от 17.07.09) // СЗ РФ. 29.01.1996. № 5, ст. 410. 4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) от 26.11.2001 г. № 146-ФЗ (ред. от 30.06.08) // СЗ РФ. 03.12.2001. № 49, ст. 4552. 5. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 г. № 117-ФЗ (ред. от 19.07.09) // СЗ РФ. 07.08.2000. № 32, ст. 3340. 6. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 09.11.09) // СЗ РФ. 07.01.2002. № 1 (ч. 1), ст. 1. 7. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ (ред. от 09.11.09) // СЗ РФ. 17.06.1996. № 25, ст. 2954. 8. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 г. № 138-ФЗ (ред. от 28.06.09) // СЗ РФ. 18.11.2002. № 46, ст. 4532. 9. «О техническом регулировании». Федеральный закон РФ от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ (ред. от 18.07.09) // СЗ РФ. 30.12.2002. № 52 (часть 1), ст. 5140. 10. «О качестве и безопасности пищевых продуктов». Федеральный закон РФ от 2 января 2000 г. № 29-ФЗ (ред. от 30.12.08) // СЗ РФ. 10.01.2000. № 2, ст. 150. 11. «О лицензировании отдельных видов деятельности». Федеральный закон РФ от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ (ред. от 30.12.08, с изм. от 18.07.09) // СЗ РФ. 13.08.2001. № 33 (часть 1), ст. 3430. 12. «О защите прав потребителей». Закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 (ред. от 23.07.08) // СЗ РФ. 15.01.1996. № 3, ст. 140. 13. «Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации». Постановление Правительства РФ от 19 января 1998 г. № 55 (ред. от 27.01.09) // СЗ РФ. 26.01.1998. № 4, ст. 482. 14. «Об утверждении Правил продажи товаров по образцам». Постановление Правительства РФ от 21 июля 1997 г. № 918 (ред. от 14.12.06, с изм. от 21.02.07) // СЗ РФ. 28.07.1997. № 30, ст. 3657. 15. «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей». Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29 сентября 1994 г. № 7 (ред. от 11.05.07) // Российская газета. 26.11.1994. № 230.
Литература 1. Борисов А.Б. Комментарий к закону Российской Федерации «О защите прав потребителей» (постатейный). С образцами претензий и исковых заявлений. – М., 2009. 2. Булатецкий Ю.Е. Потребительское право: курс лекций. – М., 2008. 3. Парций Я.Е. Комментарий к Закону Российской Федерации «О защите прав потребителей». – М.: Норма, 2007. 4. Селянин А.В. Защита прав потребителей: Учебное пособие для вузов. – М., 2006. 5. Сметанников А.Е. Гарантия качества товара. Понятие и проблемы правового регулирования // Закон. 2007. № 4. Семинарское занятие 2. Правовой статус потребителя (2 часа) Цель: определить содержание и особенности регулирования правового статуса потребителя Вопросы для обсуждения 1. Понятие и виды информации. Право потребителей на информацию об изготовителе (исполнителе, продавце). 2. Право потребителей на информацию о товарах (работах, услугах). Реклама, как вид информации. 3. Право потребителей на просвещение. Деятельность государственных органов и общественных организаций по обеспечению права потребителей на просвещение. 4. Особенности правового регулирования права потребителей на безопасность. Система стандартизации и сертификации в законодательстве Российской Федерации. Контрольные задания I. Заполните таблицу «Информация, необходимая для предоставления потребителям»:
II. Решите следующие ситуации: 1. Никитин купил корейский телевизор, к которому приложена инструкция только на корейском, английском и японском языках. Фирма предложила Никитину сделать перевод за 50 долларов. Определите права покупателя в данной ситуации. 2. 10 августа 2007 г. Петрова купила в магазине стиральную машину иностранного производства. Инструкции на русском языке нет. Как установить программу для работы стиральной машины, Петрова не знает. Что делать Петровой в данной ситуации? Методические рекомендации для подготовки к семинарскому занятию Поскольку право на информацию - одно из первых прав потребителей, провозглашенных 15 марта 1962 г. Президентом Кеннеди в специальном Послании Конгрессу США, то важно усвоить, что изначально оно означало право на защиту в случае мошеннических, ложных или вводящих в заблуждение информации, рекламы, надписей на товарах либо иной аналогичной практики и на сообщение фактов, необходимых для совершения обоснованного выбора, а с течением времени содержание права на информацию подверглось изменениям. При рассмотрении современного содержания права потребителей на информацию нужно обратить внимание на то, что Законом РФ «О защите прав потребителей» определен объем информации, которую производитель обязан предоставлять потребителю. В соответствии со ст. 8 указанного Закона потребителю должна быть предоставлена достоверная и необходимая информация. При изучении последнего положения важно иметь в виду, что Закон РФ «О защите прав потребителей» не раскрывает термин «необходимая информация», но, по-видимому, под этим понятием подразумевается ее полнота. Закон устанавливает перечень сведений, которые в обязательном порядке должны быть предоставлены потребителю. При изучении этого перечня студенты должны разделить сведения на две группы: сведения об изготовителе (исполнителе, продавце) и сведения о товаре (работе, услуге). Права на жизнь, здоровье – основополагающие права человека, гражданина, провозглашённые Конституцией РФ. В этой связи основополагающим правом потребителей следует признать право на безопасность товаров, работ и услуг для их жизни, здоровья и имущества. Поскольку право на безопасность обеспечивается установлением сроков службы и годности, то важно усвоить их характеристику и уяснить разницу. При изучении этих положений студентам необходимо изучить Перечень товаров длительного пользования…, на которые изготовитель обязан установить срок службы и Перечень товаров, которые по истечении срока годности считаются непригодными для использования по назначению. На основе анализа Федерального закона РФ «О техническом регулировании» студенты должны усвоить порядок подтверждения товаров, работ, услуг требованиям стандартов, а также уяснить ответственность изготовителей за не проведение мероприятий по сертификации в отношении товаров (работ, услуг).
Нормативно-правовые акты 1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учётом поправок, внесённых Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.08 № 6-ФКЗ, от 30.12.08 № 7-ФКЗ) // Российская газета. № 237. 25.12.1993. 2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ (ред. от 17.07.09, с изм. от 18.07.09) // СЗ РФ. 05.12.1994. № 32, ст. 3301. 3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 г. № 14-ФЗ (ред. от 17.07.09) // СЗ РФ. 29.01.1996. № 5, ст. 410. 4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) от 26.11.2001 г. № 146-ФЗ (ред. от 30.06.08) // СЗ РФ. 03.12.2001. № 49, ст. 4552. 5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 09.11.09) // СЗ РФ. 07.01.2002. № 1 (ч. 1), ст. 1. 6. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ (ред. от 09.11.09) // СЗ РФ. 17.06.1996. № 25, ст. 2954. 7. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 г. № 138-ФЗ (ред. от 28.06.09) // СЗ РФ. 18.11.2002. № 46, ст. 4532. 8. «О техническом регулировании». Федеральный закон РФ от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ (ред. от 18.07.09) // СЗ РФ. 30.12.2002. № 52 (часть 1), ст. 5140. 9. «Технический регламент на табачную продукцию». Федеральный закон РФ от 22.12.2008 г. № 268-ФЗ // СЗ РФ. 29.12.2008. № 52 (часть 1), ст. 6223. 10. «Технический регламент на соковую продукцию из фруктов и овощей». Федеральный закон РФ от 27.10.2008 г. № 178-ФЗ // СЗ РФ. 03.11.2008. № 44, ст. 4984. 11. «Технический регламент на молоко и молочную продукцию». Федеральный закон РФ от 12.06.2008 г. № 88-ФЗ // СЗ РФ. 16.06.2008. № 24, ст. 2801. 12. «О качестве и безопасности пищевых продуктов». Федеральный закон РФ от 2 января 2000 г. № 29-ФЗ (ред. от 30.12.08) // СЗ РФ. 10.01.2000. № 2, ст. 150. 13. «О лицензировании отдельных видов деятельности». Федеральный закон РФ от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ (ред. от 30.12.08, с изм. от 18.07.09) // СЗ РФ. 13.08.2001. № 33 (часть 1), ст. 3430. 14. «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Федеральный закон РФ от 27 июля 2006 г. № 149 // СЗ РФ. 31.07.2006. № 31 (1 ч.), ст. 3448. 15. «О защите прав потребителей». Закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 (ред. от 23.07.08) // СЗ РФ. 15.01.1996. № 3, ст. 140. 16. «Об утверждении Правил продажи товаров дистанционным способом». Постановление Правительства РФ от 27 сентября 2007 г. № 612 // СЗ РФ. 08.10.2007. № 41, ст. 4894. 17. «О надзоре за оборотом пищевых продуктов, содержащих ГМО». Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 30.11.2007 г. № 80 // Российская газета. 01.03.2008. № 45. 18. «Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации». Постановление Правительства РФ от 19 января 1998 г. № 55 (ред. от 27.01.09) // СЗ РФ. 26.01.1998. № 4, ст. 482. 19. «Об утверждении Правил продажи товаров по образцам». Постановление Правительства РФ от 21 июля 1997 г. № 918 (ред. от 14.12.06, с изм. от 21.02.07) // СЗ РФ. 28.07.1997. № 30, ст. 3657. 20. «Об утверждении Правил оказания услуг по реализации туристского продукта». Постановление Правительства РФ от 18 июля 2007 г. № 452 // СЗ РФ. 23.07.2007. № 30, ст. 3942. 21. «Об утверждении Правил оказания услуг общественного питания». Постановление Правительства РФ от 15 августа 1997 г. № 1036 (ред. от 10.05.07) // СЗ РФ. 25.08.1997. № 34, ст. 3980. 22. «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей». Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29 сентября 1994 г. № 7 (ред. от 11.05.07) // Российская газета. 26.11.1994. № 230. 23. «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда». Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 1994г. № 10 (ред. от 06.02.07) // Российская газета. 08.02.1995. № 29.
Литература 1. Борисов А.Б. Комментарий к закону Российской Федерации «О защите прав потребителей» (постатейный). С образцами претензий и исковых заявлений. – М., 2009. 2. Булатецкий Ю.Е. Потребительское право: курс лекций. – М., 2008. 3. Гурская С.П. Правила торговли и защита прав потребителей. Учебное пособие для вузов. – М., 2007. 4. Левшина, Т.Л. Основы законодательства о защите прав потребителей: Учебное пособие / Т.Л. Левшина. - М.: Юридическая литература, 1994. 5. Парций Я.Е. Комментарий к Закону Российской Федерации «О защите прав потребителей». – М.: Норма, 2007. 6. Селянин А.В. Защита прав потребителей. Учебное пособие для вузов. – М., 2006. Практическое занятие 3. Договор как основание возникновения потребительских правоотношений (2 часа) Цель: выявить специфику договорного регулирования потребительских правоотношений Вопросы для обсуждения 1. Понятие, виды, форма и порядок заключения договора розничной купли-продажи. 2. Правовое регулирование розничной купли-продажи. 3. Права и обязанности сторон по договору розничной купли-продажи. 4. Гражданско-правовая ответственность по договору розничной купли-продажи. 5. Договоры на выполнение работ и оказание услуг потребителям. Контрольные задания I. Решите ситуации: 1. Студентка Сорокина пришла с подругой в магазин «Одежда», чтобы приобрести осеннюю куртку. После примерок девушки купили модную короткую куртку ярко-зелёного цвета. Дома, примерив куртку и выслушав мнение родителей Сорокина, поняла, что допустила ошибку. На следующий день она пришла в магазин и обратилась к продавцу с просьбой поменять куртку на другую, синего цвета и более длинную. Продавец потребовал от Сорокиной предъявить товарный и кассовый чеки, которых у неё не оказалось. Тогда продавец сказал, что ей придётся носить зелёную куртку. Девушка расстроилась и ушла. Через некоторое время Сорокина вернулась в магазин с подругой, и они обратились к менеджеру магазина с просьбой поменять куртку. Однако менеджер отказался удовлетворить их просьбу на том основании, что отсутствуют кассовый и товарный чеки. Родители Сорокиной посоветовали ей обратиться в суд с иском о взыскании с магазина стоимости куртки, а также морального вреда в размере её двукратной стоимости. Кто прав в данном споре? 2. Розанов заказал в ателье пальто из материала, купленного в комиссионном магазине. Во время первой примерки выяснилось, что в результате усадки материала сшить пальто по согласованному с ателье фасону или иному фасону, соответствующему современной моде, невозможно. Розанов заявил, что он отказывается от заказа и оставляет материал ателье. Он потребовал, чтобы ателье возместило ему убытки в сумме, уплаченной им за материал в комиссионном магазине, и вернуло аванс. По мнению Розанова, принимая заказ, ателье было обязано предупредить его об особенностях материала. Однако ателье этого не сделало, приняло заказ и приступило к работе, раскроив материал. Ателье отклонило требование заказчика на том основании, что оно не может нести ответственность за особенности материала, предоставленного заказчиком, и что никакой технической ошибки оно не допустило. По требованию заказчика ателье может лишь аннулировать заказ и вернуть ему раскроенный материал, взыскав вознаграждение за выполненную работу, в том числе стоимость раскроя по установленным ценам. Даже если бы ателье было виновно, заказчик вправе требовать только пошива ему пальто из равноценного материала, предоставленного ему ателье. Решите спор. Методические рекомендации для подготовки к практическому занятию При изучении договора розничной купли-продажи следует обратить внимание на его публичность, особенности субъектного состава, специфику товара по этой разновидности договора. На договор розничной купли-продажи следует распространять правила статьи 428 ГК РФ о договоре присоединения, так как в большинстве случаев продавец определяет его условия в одностороннем порядке. При изучении договора розничной купли-продажи нельзя ограничиться анализом статей 492 – 505 ГК РФ, поскольку отношения по этому договору регламентируются также Законом РФ «О защите прав потребителей», а также рядом подзаконных нормативных актов: правил, инструкций. Особое внимание надо обратить на вопросы об информации, предоставляемой покупателю, способах ее доведения, о сроках удовлетворения требований покупателя, о праве покупателя на взыскание неустойки с продавца в случае просрочки их удовлетворения. Студентам следует обратить особое внимание на то, что законодательством о защите прав потребителей предусмотрены существенные особенности ответственности перед потребителем. Студентам следует учитывать, что ст. 14 Закона РФ «О защите прав потребителей» введен принцип безвиновной ответственности за вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя. Особое внимание при подготовке к теме необходимо уделить вопросу о компенсации морального вреда. Компенсация морального вреда осуществляется судом независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков. Важно усвоить, что право на компенсацию морального вреда возникает при нарушении любых как неимущественных, так и имущественных прав потребителя. Существенное значение при подготовке к теме имеет ответ на вопрос о размере компенсации морального вреда. Здесь важно помнить, что размер компенсации зависит от характера и объема, причиненных потребителю нравственных и физических страданий, степени вины ответчика в каждом конкретном случае, иных заслуживающих внимание обстоятельств и не может быть поставлен в зависимость от размера удовлетворения иска о возмещении имущественного вреда, убытков и других материальных требований. Нормативно-правовые акты 1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учётом поправок, внесённых Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.08 № 6-ФКЗ, от 30.12.08 № 7-ФКЗ) // Российская газета. № 237. 25.12.1993. 2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ (ред. от 17.07.09, с изм. от 18.07.09) // СЗ РФ. 05.12.1994. № 32, ст. 3301. 3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 г.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 361; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.237.131 (0.017 с.) |