Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 3. Правовой статус потребителяСодержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Определить понятие «правовой статус» можно, обратившись к логическому толкованию термина «статус». В переводе с латинского он означает «положение», «состояние» кого-либо, чего-либо. В самом широком смысле правовой статус определяется в науке как юридически закрепленное положение личности в обществе. В основе правового статуса лежит фактический социальный статус, т.е. реальное положение человека в системе общественных отношений. Право лишь закрепляет это положение, вводит его в законодательные рамки. Категория правового статуса личности характеризует объем прав, свобод и обязанностей, которыми обладает субъект права. Юридическое оформление фактического положения индивида осуществляется с помощью ряда специфических средств. Оно начинается с признания человека субъектом действующего в обществе права и наделения его при этом особыми качествами – правоспособностью и дееспособностью, после чего он может вступать в соответствующие правоотношения, нести ответственность. Основы правового статуса личности закреплены в главе 2 Конституции РФ «Права и свободы человека и гражданина». Потребитель-гражданин, как экономически наименее защищенный участник гражданского оборота наделяется законодательством специальным правовым статусом, определяющим особенности его правового положения среди иных участников гражданского оборота. Правовой статус потребителя рассматривается в субъективном смысле – как система специфичных возможностей, предоставленных потребителю правом, и в объективном смысле – как система норм права, представляющая собой комплексный правовой институт, включающий нормы различных отраслей права, регулирующих особую группу общественных отношений, возникающих в сфере осуществления и защиты прав потребителей. Правовой статус потребителя характеризуется такими чертами, как «дополнительность» по отношению к общему правовому статусу (в его рамках гражданин наделяется дополнительными правовыми возможностями) и комплексный характер, обусловленный тем, что особенности правового положения потребителя не ограничиваются рамками одной отрасли и субъект частного права наделяется специфичными публично-правовыми возможностями. Элементами специального правового статуса потребителя являются его специальная правосубъектность и совокупность специфичных прав потребителя. Основными правомочиями, определяющими правовой статус потребителя являются: 1) право на просвещение; 2) право на информацию; 3) право на безопасность товаров, работ (услуг); 4) право потребителей на качество товаров, работ (услуг); 5) право на возмещение имущественных убытков; 6) право на компенсацию морального вреда; 7) право на судебную защиту. Статья 3 Закона РФ «О защите прав потребителей» регулирует общий порядок реализации права потребителей на просвещение в области защиты прав потребителей. Согласно указанной статье право потребителей на просвещение в области защиты прав потребителей обеспечивается посредством включения соответствующих требований в государственные образовательные стандарты и общеобразовательные и профессиональные программы, а также посредством организации системы информации потребителей об их правах и необходимых действиях по защите этих прав. Следует также отметить, что в соответствии со ст. 7 Закона РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании»[15] в Российской Федерации устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты, представляющие собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию. Разработка и утверждение федеральных государственных образовательных стандартов осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Федеральные государственные образовательные стандарты утверждаются не реже одного раза в десять лет. Государственные образовательные стандарты являются основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от форм получения образования. Следующим правомочием, определяющим правовой статус потребителя является право потребителя на информацию об изготовителе (исполнителе, продавце) и о товарах (работах, услугах). В соответствии с п. 1 ст. 8 Закона РФ «О защите прав потребителей» потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах). Информация о товарах (работах, услугах) в соответствии с п. 2 ст. 8 Закона РФ «О защите прав потребителей» должна в наглядной и доступной форме доводиться до сведения потребителя при заключении договоров о реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке, а дополнительно, по усмотрению изготовителя (исполнителя, продавца) на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов Российской Федерации[16]. Следовательно, информация о товарах (работах, услугах) должна отвечать двум критериям: необходимости и достоверности. Способы доведения информации до потребителя определяются спецификой отдельных сфер обслуживания потребителей (как правило, они регламентируются правилами продажи отдельных видов товаров и правилами оказания услуг). Статья 9 Закона РФ «О защите прав потребителей» устанавливает состав обязательной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), которую он обязан довести до сведения потребителя. Состав информации зависит от того, является изготовитель (исполнитель, продавец) юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем. Для юридического лица в состав обязательной информации входят фирменное наименование, место его нахождения (адрес) и режим его работы. В ст. 10 Закона РФ «О защите прав потребителей» определен объем обязательной информации, которую изготовитель (продавец, исполнитель) обязан довести до потребителя. Изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. Указанная информация доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам (работам, услугам), на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров (работ, услуг). Информация об обязательном подтверждении соответствия товаров предоставляется в порядке и способами, которые установлены законодательством РФ о техническом регулировании, и включает в себя сведения о номере документа, подтверждающего такое соответствие, сроке его действия и организации, его выдавшей (п. 3 ст. 10 Закона РФ «О защите прав потребителей»). Согласно Постановлению Правительства РФ от 19 января 1998 г. № 55 «Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации»[17] продавец обязан довести до сведения покупателя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (юридический адрес) и режим работы, размещая указанную информацию на вывеске организации. Одним из способов информирования потребителей о товарах, работах и услугах также является реклама[18]. Вопрос о безопасности товара для покупателя является одним из тех вопросов, которые детально не регулируются в ГК РФ. Поэтому в ст. 7 Закона РФ «О защите прав потребителей» специально и подробно урегулированы порядок установления требований по безопасности товара, права потребителя, обязанности изготовителя (продавца) и его ответственность. Согласно п. 1 ст. 7 Закона РФ «О защите прав потребителей» потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вреда имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке. Изготовитель (исполнитель) обязан обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) в течение определенных сроков: либо в течение срока службы, либо в течение срока годности (п. 2 ст. 7 Закона РФ «О защите прав потребителей»). Если для безопасного использования товара (работы, услуги), его хранения, транспортировки и утилизации необходимо соблюдать специальные правила, изготовитель (исполнитель) обязан указать эти правила в сопроводительной документации на товар (работу, услугу), на этикетке, маркировкой или иным способом, а продавец (исполнитель) обязан довести эти правила до сведения потребителя (п. 3 ст. 7 Закона РФ «О защите прав потребителей»). Если на товары (работы, услуги) законом установлены обязательные требования, обеспечивающие их безопасность для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды и предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, соответствие товаров (работ, услуг) указанным требованиям подлежит обязательному подтверждению в порядке, предусмотренном законом и иными правовыми актами (п. 4 ст. 7 Закона «О защите прав потребителей»). Не допускается продажа товара (выполнение работы, оказание услуги), в том числе импортного товара (работы, услуги), без информации об обязательном подтверждении его соответствия требованиям безопасности, установленным законодательством (абз. 2 п. 4 ст. 7 Закона РФ «О защите прав потребителей»). Если установлено, что при соблюдении потребителем установленных правил использования, хранения или транспортировки товара (работы) он причиняет или может причинить вред жизни, здоровью и имуществу потребителя, окружающей среде, изготовитель (исполнитель, продавец) обязан незамедлительно приостановить его производство (реализацию) до устранения причин вреда, а в необходимых случаях принять меры по изъятию его из оборота и отзыву от потребителя (потребителей) (п. 5 ст. 7 Закона РФ «О защите прав потребителей»). Если причины вреда устранить невозможно, изготовитель (исполнитель) обязан снять такой товар (работу, услугу) с производства. При невыполнении изготовителем (исполнителем) этой обязанности уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей принимает меры по отзыву такого товара (работы, услуги) с внутреннего рынка и (или) от потребителя или потребителей в порядке, установленном законодательством РФ. При этом убытки, причиненные потребителю в связи с отзывом товара (работы, услуги), подлежат возмещению изготовителем (исполнителем) в полном объеме. Статья 9 Закона РФ «О защите прав потребителей» в состав информации об изготовителе (исполнителе, продавце), которая должна быть доведена до потребителя, включает и сведения о лицензировании. Так, если вид деятельности, осуществляемый изготовителем (исполнителем, продавцом), подлежит лицензированию и (или) исполнитель имеет государственную аккредитацию, до сведения потребителя должна быть доведена информация о виде деятельности изготовителя (исполнителя, продавца), номере лицензии и (или) номере свидетельства о государственной аккредитации, сроках действия указанных лицензий и (или) свидетельства, а также информация об органе, выдавшем указанные лицензию и (или) свидетельства. Кроме того, Федеральный закон РФ от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» содержит основные понятия и подходы к лицензированию большинства видов предпринимательской деятельности[19].
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 3420; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.30.137 (0.015 с.) |