Тема 5. Особенности защиты прав потребителей при продаже



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 5. Особенности защиты прав потребителей при продаже



Товаров

Согласно ст. 4 Закона РФ «О защите прав потребителей» продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору. При отсутствии в договоре условий о качестве товара (работы, услуги) продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), пригодный для целей, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется.

Продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер отвечают перед потребителем за передачу товара ненадлежащего качества. Так, потребитель, которому продан товар ненадлежащего качества, если оно не было оговорено продавцом, вправе по своему выбору потребовать:

1) безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;

2) соразмерного уменьшения покупной цены;

3) замены на товар аналогичной марки (модели, артикула);

4) замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены (ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей»).

Согласно п. 1 ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей» потребитель вместо предъявления одного из этих требований вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы. При этом по требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.

Согласно п. 1 ст. 21 Закона РФ «О защите прав потребителей» в случае обнаружения потребителем недостатков товара и предъявления требования о его замене продавец (изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) обязан заменить такой товар в течение семи дней со дня предъявления указанного требования потребителем, а при необходимости дополнительной проверки качества такого товара продавцом (изготовителем, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) – в течение двадцати дней со дня предъявления указанного требования.

Если у продавца (изготовителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортёра) в момент предъявления требования отсутствует необходимый для замены товар, замена должна быть проведена в течение месяца со дня предъявления такого требования.

В районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях требование потребителя о замене товара подлежит удовлетворению по его заявлению в срок, необходимый для очередной доставки соответствующего товара в эти районы, в случае отсутствия у продавца (изготовителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортёра) необходимого для замены товара на день предъявления указанного требования.

Если для замены товара требуется более семи дней, по требованию потребителя продавец (изготовитель либо уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель) в течение трёх дней со дня предъявления требования о замене товара обязан безвозмездно предоставить потребителю во временное пользование на период замены товар длительного пользования, обладающий этими же основными потребительскими свойствами, обеспечив его доставку за свой счёт. Это правило не распространяется на товары, перечень которых определяется в соответствии с пунктом 2 ст. 20 Закона РФ «О защите прав потребителей».

Следует также отметить, что порядок расчётов с потребителем в случае приобретения им товара ненадлежащего качества имеет свои особенности. Так, при замене товара ненадлежащего качества на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула) перерасчёт цены товара не производится. При этом цена товара, подлежащего замене, определяется на момент его замены, а если требование потребителя не удовлетворено продавцом, то цена заменяемого товара и цена передаваемого взамен товара определяются на момент вынесения судом решения о замене товара. В случае предъявления потребителем требования о соразмерном уменьшении покупной цены товара в расчет принимается цена товара на момент предъявления потребителем требования об уценке или, если оно добровольно не удовлетворено, на момент вынесения судом решения о соразмерном уменьшении покупной цены (п. 1, 2, 3 ст. 24 Закона РФ «О защите прав потребителей»).

Согласно ст. 502 ГК РФ и п. 1 ст. 25 Закона РФ «О защите прав потребителей» потребителю предоставлено право, обменять в течение четырнадцати дней, не считая дня его покупки, непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный товар у продавца, у которого этот товар был приобретен. Потребитель вправе обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный товар у продавца, у которого он был приобретен, если указанный товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации.

Кроме того, п. 2 ст. 25 Закона РФ «О защите прав потребителей» устанавливает, что в случае отсутствия аналогичного товара в продаже на день обращения потребителя к продавцу, потребитель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за указанный товар денежной суммы. Требование потребителя о возврате уплаченной за такой товар денежной суммы подлежит удовлетворению в течение трех дней со дня возврата указанного товара.

По соглашению потребителя с продавцом обмен товара может быть предусмотрен при поступлении аналогичного товара в продажу. При этом продавец обязан незамедлительно сообщить потребителю о поступлении аналогичного товара в продажу.

Тема 6. Защита прав потребителей при выполнении работ (оказании услуг)

Рассматривая вопрос о защите прав потребителей при выполнении работ и оказании услуг, прежде всего, необходимо обратить внимание на то, что под исполнителем понимается организация независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору.

В соответствии с п. 1 ст. 9 Закона РФ «О защите прав потребителей» исполнитель обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (юридический адрес) и режим работы. Исполнитель обязан своевременно предоставлять потребителю информацию о своей организации и оказываемых услугах (выполняемых работах) в наглядной и доступной форме в случаях, когда обслуживание осуществляется вне постоянного места нахождения организации: во временных помещениях, передвижными приемными пунктами, выездными бригадами и т.п.

Работа, заказываемая исполнителю, может полностью или частично выполняться из материала заказчика. В этом случае исполнитель отвечает не только за сохранность материала (вещи), который был передан, но и за правильное его использование.

Законом РФ «О защите прав потребителей» установлено, что исполнитель обязан оказать услугу (выполнить работу), качество которой соответствует договору. Если в договоре отсутствуют условия о качестве услуги (работы), исполнитель обязан оказать услугу (выполнить работу), пригодную для целей, для которых услуга (работа) такого рода обычно используется (например, ремонт обуви).

В случае обнаружения недостатков оказанной услуги (выполненной работы) потребитель вправе по своему выбору потребовать:

1) безвозмездного устранения недостатков оказанной услуги (выполненной работы);

2) соответствующего уменьшения цены оказанной услуги (выполненной работы);

3) безвозмездного изготовления другой вещи из однородного материала такого же качества или повторного выполнения работы. При этом потребитель обязан возвратить ранее переданную ему исполнителем вещь;

4) возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков оказанной услуги (выполненной работы) своими силами или третьим лицом.

Следует помнить, что п. 5 ст. 28 Закона РФ «О защите прав потребителей» установлена имущественная ответственность за нарушение установленных в договоре или законе сроков оказания услуги (выполнения работы). В случае если исполнитель нарушил установленные сроки выполнения работ, он должен выплатить потребителю неустойку за каждый день (час, если срок определен в часах) просрочки в размере трех процентов цены оказания услуги (выполнения работы). Если же цена оказания услуги (выполнения работы) договором об оказании услуг (выполнении работ) не определена, то неустойка будет исчисляться от общей цены заказа.

Согласно ст. 33 Закона РФ «О защите прав потребителей» на выполнение работы (оказание услуги), предусмотренной договором о выполнении работы (оказании услуги), может быть составлена смета. Закон РФ «О защите прав потребителей» дает определение сметы. Смета – документ, в котором указаны перечень работ (услуг), материалов, оборудования и их стоимость (цена). Если одна из сторон (потребитель или изготовитель) требует составления сметы, то такое требование должно быть удовлетворено. Смета бывает двух видов: твердой и приблизительной. При составлении твердой сметы исполнитель не вправе требовать оплаты дополнительных работ и расходов. Исполнитель не имеет права без согласия потребителя изменить твердую смету. Поэтому все расходы, произведенные сверх сметы, относятся на счет исполнителя.

Приблизительная смета составляется в том случае, когда сложно определить окончательную стоимость договора. Если приблизительную смету необходимо превысить, то исполнитель незамедлительно предупреждает об этом потребителя.

Отметим, что согласно ст. 36 Закона РФ «О защите прав потребителей» исполнитель обязан своевременно информировать потребителя о том, что соблюдение указаний потребителя и иные обстоятельства, зависящие от потребителя, могут снизить качество выполняемой работы (оказываемой услуги) или повлечь за собой невозможность ее завершения в срок. Потребитель, своевременно информированный исполнителем, должен в разумный срок заменить непригодный или недоброкачественный материал, либо изменить указания о способе выполнения работы (оказания услуги), либо устранить обстоятельства, которые могут снизить качество выполняемой работы (оказываемой услуги). В противном случае исполнитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги) и потребовать полного возмещения убытков.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.98.69 (0.008 с.)