Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел I. Законодательство о защите прав потребителей

Поиск

Содержание

 

I. Введение…………………………………………………………………...…….…

II. Распределение учебного времени по темам и видам учебных занятий (тематический план)……………………………………………………………………….….

III. Содержание программы учебной дисциплины «Правовая защита прав потребителей в гражданском обороте»…………………………………………………

IV. Методические рекомендации по изучению учебного курса «Правовая защита прав потребителей в гражданском обороте»……………………………………...

Тема 1. Развитие правового регулирования потребительских отношений в России и зарубежных странах……………………………………………….....................

Тема 2.Понятие и правовое регулирование отношений в области защиты прав потребителей…………………………………………………………………………...

Тема 3. Правовой статус потребителя………………………………………….…

Тема 4. Договор как основание возникновения потребительских отношений………………………………………………………………………………………

Тема 5. Особенности защиты прав потребителей при продаже товаров……………………………………………………………………………………....

Тема 6. Защита прав потребителей при выполнении работ (оказании услуг)……………………………………………………………………………………...

Тема 7. Защита прав потребителей вследствие причинения вреда недостатками товаров, работ, услуг…………………………………………………………………..

Тема 8. Государственное регулирование и защита прав потребителей государственными органами…………………………………………………………………..

Тема 9. Негосударственные формы защиты прав потребителей……………..…

Тема 10. Судебная защита прав потребителей…………………………………...

Тема 11. Защита прав потребителей при осуществлении коммерческой деятельности в системе Интернет…………………………………………………………….

Тема 12. Ответственность за нарушение прав потребителей…………………...

V. Планы семинарских и практических занятий………………………………...

VI. Задания для самостоятельной работы ……………………….………...........

VII. Нормативно-правовые акты и литература……………………………….....

VIII. Вопросы для подготовки к экзамену и зачёту.……………………............

I. Введение

 

Учебно-методическое пособие «Правовая защита прав потребителей в гражданском обороте» предназначено для студентов очной и заочной формы обучения по специальности 021100 (030501.65 по ОКСО) – Юриспруденция. Курс отражает основные вопросы правового регулирования отношений с участием граждан-потребителей.

Законодательство в сфере защиты прав потребителей носит комплексный характер, однако большинство правовых норм относится к сфере гражданского права, что нашло непосредственное отражение в содержании программы курса. Основополагающей нормативной базой курса «Правовая защита прав потребителей в гражданском обороте» являются Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, Федеральный закон РФ «О техническом регулировании», Закон РФ «О защите прав потребителей» и иные законы и подзаконные акты, содержащие нормы, направленные на защиту прав и интересов потребителей.

Программа и методические рекомендации имеют цель – оказать помощь студентам очной и заочной формы обучения в усвоении особенностей механизма правового регулирования отношений с участием потребителей. Учебно-методическое пособие для изучения учебного курса «Правовая защита прав потребителей в гражданском обороте» содержит двенадцать тем, в которых приводятся методические рекомендации по их изучению. Задания для самостоятельной работы предусматривают решение студентами тестов по курсу «Правовая защита прав потребителей в гражданском обороте».

Курс «Правовая защита прав потребителей в гражданском обороте» предусматривает проведение лекций, семинарских и практических занятий с целью закрепления полученных теоретических знаний путем изучения отдельных положений Гражданского кодекса Российской Федерации, например, норм о розничной купле- продаже, Закона РФ «О защите прав потребителей», а также иных законов и подзаконных нормативно-правовых актов, исследования юридической практики, включая судебную, решения тестов и задач, составления проектов юридических документов (исковых заявлений, претензий, жалоб и др.).

 

Основными задачами изучения настоящей дисциплины являются:

- формирование у студентов общего представления о нормативно-правовой базе курса;

- оказание студентам помощи в усвоении основных категорий потребительского права;

- изучение особенностей применения способов и форм защиты прав потребителей как непосредственно самими потребителями, так и иными субъектами, заинтересованными (или обязанными) защищать права потребителей;

- создание у студентов прочных знаний в области гражданско-правового регулирования защиты прав потребителей и умения их использовать на практике.

 

В результате изучения дисциплины студенты должны знать:

- основное содержание действующего российского и зарубежного законодательства о защите прав потребителей;

- международные принципы защиты прав потребителей;

- основные права потребителей;

- особенности договорного регулирования отношений, возникающих при продаже товаров, выполнении работ и оказании услуг;

- особенности защиты прав потребителей при приобретении отдельных видов товаров, а также выполнении работ (оказании услуг);

- порядок осуществления государственной, общественной и судебной защиты прав потребителей;

- особенности гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности за нарушение прав потребителей.

 

Студенты должны уметь:

- определять необходимые к применению в определенной ситуации или споре нормативно-правовые акты;

- обладать навыками сравнительного и комплексного анализа источников законодательства о защите прав потребителей;

- разбираться в проблемах правоприменительной практики;

- владеть терминологией в сфере защиты прав потребителей;

- определять характер и степень ответственности при нарушении законодательства о защите прав потребителей;

- составлять претензии и иски по требованиям, связанным с защитой прав потребителей;

- уметь анализировать и решать юридические проблемы в сфере действия законодательства о защите прав потребителей, составлять проекты претензий, исковых заявлений и жалоб, а также других юридических документов в рассматриваемой области. Формы контроля: - текущий контроль складывается из контроля по подготовке студентов очной формы обучения к семинарским и практическим занятиям, оценки работы студента на семинарском и практическом занятии, контроля и оценки выполняемых самостоятельных работ; - итоговым контролем является экзамен (для студентов дневного отделения) либо зачёт (для студентов отделения заочного обучения) по вопросам изученного курса.

 

II. Распределение учебного времени по темам и видам занятий учебной дисциплины (тематический план)

 

«Правовая защита прав потребителей в гражданском обороте»

дневное отделение

 

№ п/п Наименование разделов и тем Всего часов В том числе:
Лекции Семи- нары Практи- ческие занятия Сам. подготовка
Раздел I. Законодательство о защите прав потребителей
  1. Развитие правового регулирования потребительских отношений в России и зарубежных странах       -   -  
  2. Понятие и правовое регулирование отношений в области защиты прав потребителей         -  
Раздел II. Основные права потребителей
  3. Правовой статус потребителя         -  
  4. Договор как основание возникновения потребительских отношений       -    
Раздел III. Защита прав потребителей. Ответственность за нарушение прав потребителей
  5. Особенности защиты прав потребителей при продаже товаров       -    
  6. Защита прав потребителей при выполнении работ (оказании услуг)         -  
  7. Защита прав потребителей вследствие причинения вреда недостатками товаров, работ, услуг             -        
  8. Государственное регулирование и защита прав потребителей государственными органами       -    
  9. Негосударственные формы защиты прав потребителей       -   -  
  10. Судебная защита прав потребителей           -  
  11. Защита прав потребителей при осуществлении коммерческой деятельности в системе Интернет       -   -    
  12. Ответственность за нарушение прав потребителей         -  
Экзамен          
Итого:          
                 

III. Содержание программы учебной дисциплины

«Правовая защита прав потребителей в гражданском обороте»

 

Раздел I. Законодательство о защите прав потребителей

Раздел II. Основные права потребителей

Раздел III. Защита прав потребителей. Ответственность за нарушение прав потребителей

Тема 4. Договор как основание возникновения потребительских

Отношений

В современном гражданском праве договор, во-первых, рассматривается как совпадающее волеизъявление (соглашение) его участников, направленное на установление, изменение или прекращение определённых прав и обязанностей. Во-вторых, понятие договора применяется к правоотношениям, возникшим в результате заключения договора (сделки). В-третьих, договор представляет собой форму соглашения (сделки), т.е. документ, фиксирующий права и обязанности сторон.

Гражданский кодекс Российской Федерации и Закон РФ «О защите прав потребителей» регулируют отношения, которые возникают из возмездных гражданско-правовых договоров на приобретение товаров, выполнение работ, оказание услуг, в частности из договоров:

1) розничной купли-продажи (в том числе недвижимости, энергоснабжения);

2) аренды, включая прокат;

3) найма жилого помещения, в том числе социального найма;

4) в части выполнения работ, оказания услуг по обеспечению надлежащей эксплуатации жилого дома, в котором находится данное жилое помещение, по предоставлению или обеспечению предоставления нанимателю необходимых коммунальных услуг, проведению текущего ремонта общего имущества многоквартирного дома и устройств для оказания коммунальных услуг;

5) подряда (бытового, строительного, подряда на выполнение проектных и изыскательских работ, на техническое обслуживание приватизированного, а также другого жилого помещения, находящегося в собственности граждан);

6) перевозки граждан, их багажа и грузов, комиссии;

7) хранения;

8) на оказание финансовых услуг, направленных на удовлетворение личных, семейных, домашних и иных нужд потребителя-гражданина, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, в том числе предоставление кредитов, открытие и ведение счетов клиентов-граждан, осуществление расчетов по их поручению, услуги по приему от граждан и хранению ценных бумаг и других ценностей, оказание им консультационных услуг;

9) возмездного оказания услуг связи (почтовых, телефонных, телеграфных), медицинских, образовательных, ветеринарных, гостиничных, туристических и иных услуг;

10) других договоров, направленных на удовлетворение личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Одним из самых распространённых гражданско-правовых договоров, направленных на передачу имущества в собственность является договор розничной купли-продажи. По договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования не связанного с предпринимательской деятельностью (ст. 492 ГК РФ). К особенностям рассматриваемого договора можно отнести следующие: 1) специфика субъектного состава участников договора; 2) особенности предмета договора розничной купли-продажи; 3) публичный характер договора; 4) на договор розничной купли-продажи распространяются правила о договоре присоединения (ст. 428 ГК РФ); 5) продавцу предоставлена возможность оказания множества дополнительных услуг покупателю (например, приём и исполнение заказов на товары, организация доставки товара, оценка и приём вещей на комиссию и другие).

Форма договора розничной купли-продажи подчиняется общим положениям о купле-продаже (ст. 454-491 ГК РФ) и форме сделок (ст. 158-165 ГК РФ). В большинстве случаев договор розничной купли-продажи исполняется при самом его заключении и совершается устно (п. 2 ст. 159 ГК). Если моменты заключения и исполнения рассматриваемого договора не совпадают, то необходима простая письменная форма (например, при купле-продаже с рассрочкой платежа, по предварительным заказам, покупке товара по образцу с доставкой покупателю и т.д.).

Договор розничной купли-продажи считается заключённым в надлежащей форме с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека или иного документа, подтверждающего оплату товара. В действительности эти документы подтверждают не факт заключения договора, а факт оплаты товара. Следует отметить, что сами по себе они не являются договорами, так как не имеют необходимых реквизитов – подписи покупателя, а на кассовом чеке – и продавца, а также наименования товара, других условий договора, т.е. не соответствуют требованиям п. 1 ст. 160 ГК РФ, предусматривающей заключение сделки в письменной форме.

Порядок заключения договора розничной купли-продажи наряду с общими правилами имеет свои особенности, предусмотренные ст. 492-505 ГК РФ. Для заключения данного договора чаще используется публичная оферта (ст. 494 ГК РФ). Под публичной офертой применительно к данному договору следует понимать предложение товара в его рекламе, каталогах и описаниях, а также выставление в месте продажи (на прилавках, в витринах и т.п.) товаров, обращённых к неопределённому кругу лиц; демонстрация образцов или предоставление сведений о продаваемых товарах в месте их продажи независимо от того, указаны ли цена и другие существенные условия договора, за исключением случая, когда продавец явно определил, что соответствующие товары не предназначены для продажи (например, как способ оформления наружных витрин). В свою очередь, акцептом оферты является согласие покупателя, выраженное устно, в определённых случая в письменной форме, а также конклюдентными действиями покупателя: оплата товара, предложенного в автомате (ст. 498 ГК РФ); оплата товара, выбранного по образцу и передаваемого покупателю в торговом зале; отбор товаров при самообслуживании в магазине и другие действия. Следует заметить, что оферентом по договору розничной купли-продажи может быть не только продавец, но и покупатель. Например, если в витринах или на стеллажах магазина выставлены не все виды товаров, и продавец приносит из подсобного помещения интересующий покупателя товар.

Гражданское законодательство выделяет следующие способы заключения договора розничной купли-продажи: 1) продажа товара с условием о его принятии покупателем в определённый срок; 2) продажа товаров по образцам (описаниям, каталогам); 3) продажа с использованием автоматов; 4) продажа товара с условием о его доставке покупателю; 5) договор найма-продажи.

Общими для всех договоров розничной купли-продажи являются существенные условия – это предмет договора и цена. Согласно ст. 432 ГК РФ существенным является любое условие, относительно которого, по заявлению одной из сторон стороны должны договориться. Например, существенными могут быть условия о порядке расчётов за товар – при покупке его в кредит с рассрочкой платежа или условие о порядке, сроке и месте доставки товара.

Предмет договора розничной купли-продажи – это конкретный товар, а именно его наименование, количество, модель, фасон, размер, артикул, цвет, расфасовка и другие признаки. Предмет договора розничной купли-продажи включает условия о качестве товара: соответствие его стандарту, образцу, описанию, рецептуре или повышенным требованиям к качеству по сравнению с обязательными требованиями, предусмотренным законом (п. 4 ст. 469 ГК РФ). В настоящее время действует Федеральный закон «О качестве и безопасности пищевых продуктов»[20], который предусматривает государственную регистрацию новых пищевых продуктов (отечественных и импортных) с внесением пищевых продуктов и изделий и их изготовителей, поставщиков в Государственный реестр, ведение которого возложено на службу государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

Важным стимулом повышения качества продаваемых товаров являются сроки предъявления потребителем требований в отношении недостатков товаров. Статьёй 19 Закона РФ «О защите прав потребителей» предусмотрены три вида таких сроков: гарантийный срок, срок годности и срок службы товара[21].

Помимо существенных условий (предмета и цены) имеются другие общие права и обязанности сторон по договору розничной купли-продажи. Например, одной из основных обязанностей продавца является предоставление покупателю достоверной информации об изготовителе (продавце) и о товаре (ст. 495 ГК РФ, ст. 8-12 Закона РФ «О защите прав потребителей»). Следует отметить, что информация о товарах должна обеспечивать покупателю возможность выбора товара. В соответствии с Правилами продажи отдельных видов товаров информация должна содержать сведения о наименовании товара, фирменном наименовании и месте нахождения изготовителя товара, сведения об основных потребительских свойствах товара, гарантийный срок, срок службы или срок годности, если они установлены для конкретного товара и другие сведения[22].

Закон РФ «О защите прав потребителей» (ст. 25) и Правила продажи отдельных видов товаров (п. 26) предусматривают право потребителя обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный товар у продавца, у которого этот товар был приобретён, если указанный товар не подошёл по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру, комплектации в течение 14 дней, не считая дня покупки. Однако существует Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации, в который включены: 1) товары для профилактики и лечения заболеваний в домашних условиях (предметы санитарии и гигиены, предметы ухода за детьми и др.), лекарственные препараты; 2) парфюмерно-косметические товары; 3) текстильные товары, кабельная продукция (провода, шнуры, кабели); строительные и отделочные материалы (линолеум, ковровые покрытия и т.п.) и другие товары, отпускаемые на метраж; 4) швейные и трикотажные изделия (в том числе бельё, чулочно-носочные изделия); 5) мебель бытовая (мебельные гарнитуры и комплекты) и другие непродовольственные товары надлежащего качества[23].

Гражданско-правовая ответственность сторон по договору розничной купли-продажи наступает в соответствии с нормами ГК РФ и Закона РФ «О защите прав потребителей». Основным видом ответственности сторон в договоре розничной купли-продажи является возмещение убытков, включая упущенную выгоду. Кроме того, за ряд нарушений договора розничной купли-продажи Законом РФ «О защите прав потребителей» предусматривается взыскание неустойки. Например, за нарушение сроков устранения недостатков товара, а также за невыполнение требования потребителя о предоставлении ему на период ремонта (замены) аналогичного товара продавец (изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортёр), допустивший такие нарушения, уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню) в размере 1 % цены товара (п. 1 ст. 23 Закона РФ «О защите прав потребителей»).

При рассмотрении вопроса об ответственности сторон по договору розничной купли-продажи следует также обратить внимание, во-первых, на то, что ст. 1095-1097 ГК РФ, п. 3 ст. 12 и п. 1-4 ст. 14 Закона РФ «О защите прав потребителей» определяют особенности возмещения вреда, причинённого жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие конструктивных, производственных, рецептурных или иных недостатков товара, а также вследствие непредставления достоверной и полной информации о товаре. По общему правилу такой вред подлежит возмещению продавцом или изготовителем либо уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортёром в полном объёме независимо от вины и независимо от того, состоял ли потерпевший с ними в договорных отношениях[24]. Во-вторых, статья 18 Закона РФ «О защите прав потребителей» устанавливает, что потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула; замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчётом покупной цены; соразмерного уменьшения покупной цены; незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом; возврата уплаченной за товар суммы, отказавшись от исполнения договора купли-продажи. В-третьих, потребитель наделён правом на возмещение морального вреда (ст. 151, 1099-1100 ГК РФ; ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей»). Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда, убытков и других имущественных требований.

Товаров

Согласно ст. 4 Закона РФ «О защите прав потребителей» продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору. При отсутствии в договоре условий о качестве товара (работы, услуги) продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), пригодный для целей, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется.

Продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер отвечают перед потребителем за передачу товара ненадлежащего качества. Так, потребитель, которому продан товар ненадлежащего качества, если оно не было оговорено продавцом, вправе по своему выбору потребовать:

1) безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;

2) соразмерного уменьшения покупной цены;

3) замены на товар аналогичной марки (модели, артикула);

4) замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены (ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей»).

Согласно п. 1 ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей» потребитель вместо предъявления одного из этих требований вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы. При этом по требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.

Согласно п. 1 ст. 21 Закона РФ «О защите прав потребителей» в случае обнаружения потребителем недостатков товара и предъявления требования о его замене продавец (изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) обязан заменить такой товар в течение семи дней со дня предъявления указанного требования потребителем, а при необходимости дополнительной проверки качества такого товара продавцом (изготовителем, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) – в течение двадцати дней со дня предъявления указанного требования.

Если у продавца (изготовителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортёра) в момент предъявления требования отсутствует необходимый для замены товар, замена должна быть проведена в течение месяца со дня предъявления такого требования.

В районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях требование потребителя о замене товара подлежит удовлетворению по его заявлению в срок, необходимый для очередной доставки соответствующего товара в эти районы, в случае отсутствия у продавца (изготовителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортёра) необходимого для замены товара на день предъявления указанного требования.

Если для замены товара требуется более семи дней, по требованию потребителя продавец (изготовитель либо уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель) в течение трёх дней со дня предъявления требования о замене товара обязан безвозмездно предоставить потребителю во временное пользование на период замены товар длительного пользования, обладающий этими же основными потребительскими свойствами, обеспечив его доставку за свой счёт. Это правило не распространяется на товары, перечень которых определяется в соответствии с пунктом 2 ст. 20 Закона РФ «О защите прав потребителей».

Следует также отметить, что порядок расчётов с потребителем в случае приобретения им товара ненадлежащего качества имеет свои особенности. Так, при замене товара ненадлежащего качества на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула) перерасчёт цены товара не производится. При этом цена товара, подлежащего замене, определяется на момент его замены, а если требование потребителя не удовлетворено продавцом, то цена заменяемого товара и цена передаваемого взамен товара определяются на момент вынесения судом решения о замене товара. В случае предъявления потребителем требования о соразмерном уменьшении покупной цены товара в расчет принимается цена товара на момент предъявления потребителем требования об уценке или, если оно добровольно не удовлетворено, на момент вынесения судом решения о соразмерном уменьшении покупной цены (п. 1, 2, 3 ст. 24 Закона РФ «О защите прав потребителей»).

Согласно ст. 502 ГК РФ и п. 1 ст. 25 Закона РФ «О защите прав потребителей» потребителю предоставлено право, обменять в течение четырнадцати дней, не считая дня его покупки, непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный товар у продавца, у которого этот товар был приобретен. Потребитель вправе обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный товар у продавца, у которого он был приобретен, если указанный товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации.

Кроме того, п. 2 ст. 25 Закона РФ «О защите прав потребителей» устанавливает, что в случае отсутствия аналогичного товара в продаже на день обращения потребителя к продавцу, потребитель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за указанный товар денежной суммы. Требование потребителя о возврате уплаченной за такой товар денежной суммы подлежит удовлетворению в течение трех дней со дня возврата указанного товара.

По соглашению потребителя с продавцом обмен товара может быть предусмотрен при поступлении аналогичного товара в продажу. При этом продавец обязан незамедлительно сообщить потребителю о поступлении аналогичного товара в продажу.

Тема 6. Защита прав потребителей при выполнении работ (оказании услуг)

Рассматривая вопрос о защите прав потребителей при выполнении работ и оказании услуг, прежде всего, необходимо обратить внимание на то, что под исполнителем понимается организация независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору.

В соответствии с п. 1 ст. 9 Закона РФ «О защите прав потребителей» исполнитель обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (юридический адрес) и режим работы. Исполнитель обязан своевременно предоставлять потребителю информацию о своей организации и оказываемых услугах (выполняемых работах) в наглядной и доступной форме в случаях, когда обслуживание осуществляется вне постоянного места нахождения организации: во временных помещениях, передвижными приемными пунктами, выездными бригадами и т.п.

Работа, заказываемая исполнителю, может полностью или частично выполняться из материала заказчика. В этом случае исполнитель отвечает не только за сохранность материала (вещи), который был передан, но и за правильное его использование.

Законом РФ «О защите прав потребителей» установлено, что исполнитель обязан оказать услугу (выполнить работу), качество которой соответствует договору. Если в договоре отсутствуют условия о качестве услуги (работы), исполнитель обязан оказать услугу (выполнить работу), пригодную для целей, для которых услуга (работа) такого рода обычно используется (например, ремонт обуви).

В случае обнаружения недостатков оказанной услуги (выполненной работы) потребитель вправе по своему выбору потребовать:

1) безвозмездного устранения недостатков оказанной услуги (выполненной работы);

2) соответствующего уменьшения цены оказанной услуги (выполненной работы);

3) безвозмездного изготовления другой вещи из однородного материала такого же качества или повторного выполнения работы. При этом потребитель обязан возвратить ранее переданную ему исполнителем вещь;

4) возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков оказанной услуги (выполненной работы) своими силами или третьим лицом.

Следует помнить, что п. 5 ст. 28 Закона РФ «О защите прав потребителей» установлена имущественная ответственность за нарушение установленных в договоре или законе сроков оказания услуги (выполнения работы). В случае если исполнитель нарушил установленные сроки выполнения работ, он должен выплатить потребителю неустойку за каждый день (час, если срок определен в часах) просрочки в размере трех процентов цены оказания услуги (выполнения работы). Если же цена оказания услуги (выполнения работы) договором об оказании услуг (выполнении работ) не определена, то неустойка будет исчисляться от общей цены заказа.

Согласно ст. 33 Закона РФ «О защите прав потребителей» на выполнение работы (оказание услуги), предусмотренной договором о выполнении работы (оказании услуги), может быть составлена смета. Закон РФ «О защите прав потребителей» дает определение сметы. Смета – документ, в котором указаны перечень работ (услуг), материалов, оборудования и их стоимость (цена). Если одна из сторон (потребитель или изготовитель) требует составления сметы, то такое требование должно быть удовлетворено. Смета бывает двух видов: твердой и приблизительной. При составлении твердой сметы исполнитель не вправе требовать оплаты дополнительных работ и расходов. Исполнитель не имеет права без согласия потребителя изменить твердую смету. Поэтому все расходы, произведенные сверх сметы, относятся на счет исполнителя.

Приблизительная смета составляется в том случае, когда сложно определить окончательную стоимость договора. Если приблизительную смету необходимо превысить, то исполнитель незамедлительно предупреждает об этом потребителя.

Отметим, что согласно ст. 36 Закона РФ «О защите прав потребителей» исполнитель обязан своевременно информировать потребителя о том, что соблюдение указаний потребителя и иные обстоятельства, зависящие от потребителя, могут снизить качество выполняемой работы (оказываемой услуги) или повлечь за собой невозможность ее завершения в срок. Потребитель, своевременно информированный исполнителем, должен в разумный срок заменить непригодный или недоброкачественный материал, либо изменить указания о способе выполнения работы (оказания услуги), либо устранить обстоятельства, которые могут снизить качество выполняемой работы (оказываемой услуги). В противном случае исполнитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги) и потребовать полного возмещения убытков.

Вопросы для обсуждения

1. Понятие и особенности потребительских правоотношений.

2. Основные понятия законодательства о защите прав потребителей.

3. Законодательство о защите прав потребителей.

4. Общая характеристика Закона РФ «О Защите прав потребителей».

 

Контрольные задания

I. Решите следующую ситуацию:

1. Семенова сдала в мастерскую по ремонту обуви туфли, заплатила 500 руб. Когда в назначенный день она пришла за своей обувью, выяснилось, что туфли утеряны. Стоимость утерянных туфель работники мастерской возместить отказались. Определите права Семёновой по Закону РФ «О защите прав потребителей».

 

II. Ответьте на вопросы:

1. Охарактеризуйте содержание информации об изготовителе, исполнителе, продавце товара, предусмотренной Законом РФ «О защите прав потребителей».

2.Охарактеризуйте содержание информации о товарах, работах, услугах, предусмотренной Законом РФ «О защите прав потребителей».

Методические рекомендации для подготовки к семинарскому занятию

Предметом потребительского права являются отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг). Специфика рассматриваемых отношений заключается в том, что гражданину-потребителю, являющемуся непрофессионалом, противостоит профессионал-предприниматель. Поэтому к предмету регулирования данного законодательства не относят отношения, связанные с товарами (работами, услугами), производимыми и реализуемыми гражданами, не являющимися индивидуальными предпринимателями. При анализе особенностей потребительских отношений важно иметь ввиду, что субъектами этого права являются с одной стороны, потребитель, а с другой – изготовитель, исполнитель, продавец. Кроме того, Закон РФ «О защите прав потребителей» в качестве субъектов регулируемых отношений дополнительно ввёл уполномоченную изготовителем (продавцом) организацию и уполномоченного изготовителем (продавцом) индивидуального предпринимателя на принятие и удовлетворение требований потребителей, а также импортёра, осуществляющего импорт товара для его последующей реализации на территории Российской Федерации. Студенты должны знать, что ст. 3 Закона РФ «О защите прав потребителей» регламентирует наиболее общий порядок реализации права потребителей на просвещение в области защиты прав потребителей. Специальные правила, направленные на защиту данного права содержатся также в Федеральном законе РФ «Об образовании».

При изучении четвёртого вопроса семинарского занятия студентам следует обратить особое внимание на то, что преобладающий массив правовых норм, стоящих на защите прав потребителей, относится к сфере гражданского права. При анализе структуры Закона РФ «О защите прав потребителей» и основных понятий, используемых в Законе, необходимо иметь вви<



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 392; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.7.212 (0.015 с.)