Тема 4. Договор как основание возникновения потребительских 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 4. Договор как основание возникновения потребительских



Отношений

В современном гражданском праве договор, во-первых, рассматривается как совпадающее волеизъявление (соглашение) его участников, направленное на установление, изменение или прекращение определённых прав и обязанностей. Во-вторых, понятие договора применяется к правоотношениям, возникшим в результате заключения договора (сделки). В-третьих, договор представляет собой форму соглашения (сделки), т.е. документ, фиксирующий права и обязанности сторон.

Гражданский кодекс Российской Федерации и Закон РФ «О защите прав потребителей» регулируют отношения, которые возникают из возмездных гражданско-правовых договоров на приобретение товаров, выполнение работ, оказание услуг, в частности из договоров:

1) розничной купли-продажи (в том числе недвижимости, энергоснабжения);

2) аренды, включая прокат;

3) найма жилого помещения, в том числе социального найма;

4) в части выполнения работ, оказания услуг по обеспечению надлежащей эксплуатации жилого дома, в котором находится данное жилое помещение, по предоставлению или обеспечению предоставления нанимателю необходимых коммунальных услуг, проведению текущего ремонта общего имущества многоквартирного дома и устройств для оказания коммунальных услуг;

5) подряда (бытового, строительного, подряда на выполнение проектных и изыскательских работ, на техническое обслуживание приватизированного, а также другого жилого помещения, находящегося в собственности граждан);

6) перевозки граждан, их багажа и грузов, комиссии;

7) хранения;

8) на оказание финансовых услуг, направленных на удовлетворение личных, семейных, домашних и иных нужд потребителя-гражданина, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, в том числе предоставление кредитов, открытие и ведение счетов клиентов-граждан, осуществление расчетов по их поручению, услуги по приему от граждан и хранению ценных бумаг и других ценностей, оказание им консультационных услуг;

9) возмездного оказания услуг связи (почтовых, телефонных, телеграфных), медицинских, образовательных, ветеринарных, гостиничных, туристических и иных услуг;

10) других договоров, направленных на удовлетворение личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Одним из самых распространённых гражданско-правовых договоров, направленных на передачу имущества в собственность является договор розничной купли-продажи. По договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования не связанного с предпринимательской деятельностью (ст. 492 ГК РФ). К особенностям рассматриваемого договора можно отнести следующие: 1) специфика субъектного состава участников договора; 2) особенности предмета договора розничной купли-продажи; 3) публичный характер договора; 4) на договор розничной купли-продажи распространяются правила о договоре присоединения (ст. 428 ГК РФ); 5) продавцу предоставлена возможность оказания множества дополнительных услуг покупателю (например, приём и исполнение заказов на товары, организация доставки товара, оценка и приём вещей на комиссию и другие).

Форма договора розничной купли-продажи подчиняется общим положениям о купле-продаже (ст. 454-491 ГК РФ) и форме сделок (ст. 158-165 ГК РФ). В большинстве случаев договор розничной купли-продажи исполняется при самом его заключении и совершается устно (п. 2 ст. 159 ГК). Если моменты заключения и исполнения рассматриваемого договора не совпадают, то необходима простая письменная форма (например, при купле-продаже с рассрочкой платежа, по предварительным заказам, покупке товара по образцу с доставкой покупателю и т.д.).

Договор розничной купли-продажи считается заключённым в надлежащей форме с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека или иного документа, подтверждающего оплату товара. В действительности эти документы подтверждают не факт заключения договора, а факт оплаты товара. Следует отметить, что сами по себе они не являются договорами, так как не имеют необходимых реквизитов – подписи покупателя, а на кассовом чеке – и продавца, а также наименования товара, других условий договора, т.е. не соответствуют требованиям п. 1 ст. 160 ГК РФ, предусматривающей заключение сделки в письменной форме.

Порядок заключения договора розничной купли-продажи наряду с общими правилами имеет свои особенности, предусмотренные ст. 492-505 ГК РФ. Для заключения данного договора чаще используется публичная оферта (ст. 494 ГК РФ). Под публичной офертой применительно к данному договору следует понимать предложение товара в его рекламе, каталогах и описаниях, а также выставление в месте продажи (на прилавках, в витринах и т.п.) товаров, обращённых к неопределённому кругу лиц; демонстрация образцов или предоставление сведений о продаваемых товарах в месте их продажи независимо от того, указаны ли цена и другие существенные условия договора, за исключением случая, когда продавец явно определил, что соответствующие товары не предназначены для продажи (например, как способ оформления наружных витрин). В свою очередь, акцептом оферты является согласие покупателя, выраженное устно, в определённых случая в письменной форме, а также конклюдентными действиями покупателя: оплата товара, предложенного в автомате (ст. 498 ГК РФ); оплата товара, выбранного по образцу и передаваемого покупателю в торговом зале; отбор товаров при самообслуживании в магазине и другие действия. Следует заметить, что оферентом по договору розничной купли-продажи может быть не только продавец, но и покупатель. Например, если в витринах или на стеллажах магазина выставлены не все виды товаров, и продавец приносит из подсобного помещения интересующий покупателя товар.

Гражданское законодательство выделяет следующие способы заключения договора розничной купли-продажи: 1) продажа товара с условием о его принятии покупателем в определённый срок; 2) продажа товаров по образцам (описаниям, каталогам); 3) продажа с использованием автоматов; 4) продажа товара с условием о его доставке покупателю; 5) договор найма-продажи.

Общими для всех договоров розничной купли-продажи являются существенные условия – это предмет договора и цена. Согласно ст. 432 ГК РФ существенным является любое условие, относительно которого, по заявлению одной из сторон стороны должны договориться. Например, существенными могут быть условия о порядке расчётов за товар – при покупке его в кредит с рассрочкой платежа или условие о порядке, сроке и месте доставки товара.

Предмет договора розничной купли-продажи – это конкретный товар, а именно его наименование, количество, модель, фасон, размер, артикул, цвет, расфасовка и другие признаки. Предмет договора розничной купли-продажи включает условия о качестве товара: соответствие его стандарту, образцу, описанию, рецептуре или повышенным требованиям к качеству по сравнению с обязательными требованиями, предусмотренным законом (п. 4 ст. 469 ГК РФ). В настоящее время действует Федеральный закон «О качестве и безопасности пищевых продуктов»[20], который предусматривает государственную регистрацию новых пищевых продуктов (отечественных и импортных) с внесением пищевых продуктов и изделий и их изготовителей, поставщиков в Государственный реестр, ведение которого возложено на службу государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

Важным стимулом повышения качества продаваемых товаров являются сроки предъявления потребителем требований в отношении недостатков товаров. Статьёй 19 Закона РФ «О защите прав потребителей» предусмотрены три вида таких сроков: гарантийный срок, срок годности и срок службы товара[21].

Помимо существенных условий (предмета и цены) имеются другие общие права и обязанности сторон по договору розничной купли-продажи. Например, одной из основных обязанностей продавца является предоставление покупателю достоверной информации об изготовителе (продавце) и о товаре (ст. 495 ГК РФ, ст. 8-12 Закона РФ «О защите прав потребителей»). Следует отметить, что информация о товарах должна обеспечивать покупателю возможность выбора товара. В соответствии с Правилами продажи отдельных видов товаров информация должна содержать сведения о наименовании товара, фирменном наименовании и месте нахождения изготовителя товара, сведения об основных потребительских свойствах товара, гарантийный срок, срок службы или срок годности, если они установлены для конкретного товара и другие сведения[22].

Закон РФ «О защите прав потребителей» (ст. 25) и Правила продажи отдельных видов товаров (п. 26) предусматривают право потребителя обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный товар у продавца, у которого этот товар был приобретён, если указанный товар не подошёл по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру, комплектации в течение 14 дней, не считая дня покупки. Однако существует Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации, в который включены: 1) товары для профилактики и лечения заболеваний в домашних условиях (предметы санитарии и гигиены, предметы ухода за детьми и др.), лекарственные препараты; 2) парфюмерно-косметические товары; 3) текстильные товары, кабельная продукция (провода, шнуры, кабели); строительные и отделочные материалы (линолеум, ковровые покрытия и т.п.) и другие товары, отпускаемые на метраж; 4) швейные и трикотажные изделия (в том числе бельё, чулочно-носочные изделия); 5) мебель бытовая (мебельные гарнитуры и комплекты) и другие непродовольственные товары надлежащего качества[23].

Гражданско-правовая ответственность сторон по договору розничной купли-продажи наступает в соответствии с нормами ГК РФ и Закона РФ «О защите прав потребителей». Основным видом ответственности сторон в договоре розничной купли-продажи является возмещение убытков, включая упущенную выгоду. Кроме того, за ряд нарушений договора розничной купли-продажи Законом РФ «О защите прав потребителей» предусматривается взыскание неустойки. Например, за нарушение сроков устранения недостатков товара, а также за невыполнение требования потребителя о предоставлении ему на период ремонта (замены) аналогичного товара продавец (изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортёр), допустивший такие нарушения, уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню) в размере 1 % цены товара (п. 1 ст. 23 Закона РФ «О защите прав потребителей»).

При рассмотрении вопроса об ответственности сторон по договору розничной купли-продажи следует также обратить внимание, во-первых, на то, что ст. 1095-1097 ГК РФ, п. 3 ст. 12 и п. 1-4 ст. 14 Закона РФ «О защите прав потребителей» определяют особенности возмещения вреда, причинённого жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие конструктивных, производственных, рецептурных или иных недостатков товара, а также вследствие непредставления достоверной и полной информации о товаре. По общему правилу такой вред подлежит возмещению продавцом или изготовителем либо уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортёром в полном объёме независимо от вины и независимо от того, состоял ли потерпевший с ними в договорных отношениях[24]. Во-вторых, статья 18 Закона РФ «О защите прав потребителей» устанавливает, что потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула; замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчётом покупной цены; соразмерного уменьшения покупной цены; незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом; возврата уплаченной за товар суммы, отказавшись от исполнения договора купли-продажи. В-третьих, потребитель наделён правом на возмещение морального вреда (ст. 151, 1099-1100 ГК РФ; ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей»). Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда, убытков и других имущественных требований.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 410; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.17.128 (0.009 с.)