Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вступление в силу международных договоров.

Поиск

Международный договор – это регулируемое международным правом соглашение, заключенное государствами и/или другими субъектами международного права.

Международный договор начинает действовать, т. е. порождать права и обязательства, с момента вступления в силу. Этот момент определяется сторонами в самом договоре. Если прямые указания отсутствуют, то договор, не предусматривающий ратификации или утверждения, вступает в силу с момента подписания, а требующий их — с момента обмена или сдачи на хранение ратификационных грамот или документов об утверждении. Стороны могут согласиться о временном введении в действие или о временном применении договора либо его Части. Договор обратной силы не имеет: он применяется лишь к тем событиям, фактам и действиям, которые наступят после вступления его в силу. Однако стороны по взаимному согласию могут распространить действие договора на события и факты, существовавшие до вступления его в силу. Действие договора во времени и пространстве. Срок действия договора определяется в самом договоре. Бывают договоры срочные и бессрочные. Большинство договоров — срочные. К бессрочным относятся договоры, создающие общие нормы международного права, кодифицирующие конвенции, уставы международных организаций, а также договоры о границах, мирные договоры, договоры по космосу. В качестве примера приведем Договор о запрещении испытаний ядерного оружия 1963 г.. Договор о нераспространении ядерного оружия 1968 г. Пролонгация. Если срок договора истекает, то он может пролонгироваться. Пролонгации есть продление действия договора, осуществляемое до истечения срока. Пролонгация осуществляется на условиях, предусмотренных в договоре, или иным образом по согласованию между сторонами. Возобновление договора (в отличие от пролонгации) есть восстановление в действии уже прекращенного договора. Территориальная сфера действия договора. Если иное намерение не явствует из договора или не установлено иным образом, то он обязателен для каждого государства-участника в отношении всей его территории. Международные договоры и третьи государства. Из юридической природы договора вытекает, что действие международного договора ограничивается его участниками, объектом его не могут быть права и интересы третьего государства, он не создает прав и обязанностей для третьего, т. е. не участвующего в нем, государства без его на то согласия. Принцип нераспространения действия международного договора на третьи государства (pacta tertiis пес nocent пес prosunt) — один из общепризнанных принципов международного права, являющийся основой права международных договоров. Существенный аспект содержания этого принципа заключается в том, что международный договор не должен вторгаться в сферу интересов третьего государства и распоряжаться его правами. Права и интересы третьего государства не могут быть объектом международного договора. Договор, нарушающий права третьих государств, считается недействительным. К числу таких договоров следует отнести соглашения о разделе третьих стран, о включении их в сферы влияния и т. п. Так, Мюнхенское соглашение 1938 г. решило судьбу Чехословакии без ее участия.

Принцип нераспространения действия международного договора на третьи государства не отрицает того факта, что многие договоры имеют значение и для не участвующих в них государств. Нередки договорные постановления, которые затрагивают интересы третьих государств, а по отношению к общим многосторонним договорам заинтересованным является каждое неучаствующее государство.

Последствия правового характера, которые могут возникнуть для неучаствующего государства из международного договора при определенных условиях, следует отличать от неправовых последствий. Если первые создают для неучаствующего государства права и обязанности, то неправовые последствия — это всего лишь выгодное или невыгодное влияние договора на третье государство.

Венская конвенция о праве международных договоров 1969 г. в 2 ст. 34 формулирует общее правило, касающееся третьих государств, а в ст. 35 и 36 закрепляет принципиальное положение о том, что только согласие государства может быть основой прав и обязанностей из чужого соглашения, когда в договоре фиксируется намерение сторон, обращенное к третьим государствам. В ст. 38

Конвенция подтвердила возможность выражения согласия неучаствующего государства с нормой, содержащейся в договоре, вследствие возникновения обычной нормы международного права, признаваемой как таковой.

Конвенция различает договоры, предусматривающие обязательства для третьих государств (ст. 35) и предусматривающие их права (ст. 36). В отношении обязательств Конвенция требует выражения ясного согласия в письменной форме. Исключением из этого правила являются договоры, налагающие обязательства на государство-агрессора, заключенные без его участия (ст. 75), как, например, соглашения по Германии между СССР, США и Англией, заключенные в период и после Второй мировой войны. Обязательность таких постановлений договора для неучаствующего государства вытекает из норм международного права об ответственности за агрессию (см. гл. 9). В отношении прав согласие предполагается до тех пор, пока не будет доказательств противного, т. е. того, что государство отказывается от прав, предоставляемых договором. Таковы договоры, устанавливающие для всех государств право пользования международными каналами и проливами, свободу торгового судоходства на международных реках.

В современных условиях особое значение приобрела проблема последствий правового характера, возникающих из содержания общего многостороннего договора (договоры по регулированию глобальных проблем современности, кодифицирующие конвенции и т. д.). Заинтересованность неучаствующих государств в общем многостороннем договоре несомненна, степень правового воздействия на них такого договора наиболее высокая. Согласие с положениями договора в этом случае формируется чаще всего как дополнительная обычная норма, возникающая путем применения в практике неучаствующим государством положений договора. Сам факт существования действительного договора создает для неучаствующих государств обязанность уважения к тому положению или результату, который явился следствием договора (ярким примером являются договоры о территориальных статусах: об установлений и изменении границ, а признаний статуса нейтралитета, о нейтрализации и демилитаризации территории). Но в данном случае речь идет не об обязательной силе договора для третьих государств, а об обязанности государств, вытекающей из основных принципов международного права, уважать чужие правомерные договоры. Эта обязанность государств является одним из аспектов содержания принципа строгого соблюдения международных договоров, стоящего на страже их стабильности и эффективности.

Принцип относительности договоров, выражающийся в - договоры не могут причинять ущерб, равно как приносить пользу третьим государствам, распространяется и на договоры с участием международных организаций (ст. 34 Венской конвенции 1986 г.). Однако то обстоятельство, что международная организация не является суверенным образованием, в ряде случаев ведет к модификации положений Конвенции 1986 г. по сравнению с Конвенцией 1969 г. Например, в отличие от суверенного государства согласие международной организации никогда не может предполагаться (быть молчаливым). Вот почему ст. 36 Конвенции 1986 г. не предусматривает презумпции согласия с правом в отношении международных организаций, как это имеет место в отношении государств.

 

Генеральная Ассамблея работает в сессионном порядке. Сессии Генеральной Ассамблеи проводятся ежегодно. По требованию Совета Безопасности или большинства членов ООН могут быть созваны специальные или чрезвычайные сессии Генеральной Ассамблеи. Работа сессии проходит в форме пленарных заседаний и заседаний комитетов и комиссий. Каждый член Ассамблеи имеет один голос. Решения Ассамблеи по важным вопросам принимаются большинством в две трети членов ООН, по другим вопросам решения принимаются простым большинством членов.

Имеется семь главных комитетов Генеральной Ассамблеи, в каждом из которых представлены все члены ООН: Комитет по политическим вопросам и вопросам безопасности; Специальный политический комитет; Комитет по экономическим и социальным вопросам; Комитет по социальным, гуманитарным вопросам; Комитет по вопросам опеки и несамоуправляющихся территорий; Комитет по административным и бюджетным вопросам; Комитет по правовым вопросам. Помимо главных комитетов, Генеральной Ассамблеей создано большое число вспомогательных комитетов и комиссий.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 289; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.92.98 (0.007 с.)