Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Акты международных судов и их юридическая сила↑ Стр 1 из 18Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Акты международных судов и их юридическая сила Анализ деятельности международных судебных органов по-казывает, что суды в качестве основания при вынесении решения часто ссылаются на выводы, сформулированные ими в ранее принятых решениях. Это особенно характерно для Европейского Суда по правам человека, Суда Европейских сообществ, Экономического суда СНГ и некоторых других. Причина использования судебных решений в качестве пре-цедентов обусловлена отсутствием необходимых договорных и обычно-правовых норм, непосредственно регулирующих спорное правоотношение. Вспомогательный характер прецедентных решений обусловлен их юридической природой. Наряду с правовыми позициями, имеющими общий характер, международные суды своими решениями могут создавать еще одну категорию норм, встречающихся в решениях по территориальным спорам. Для международного права, в отличие от права внутригосударственного, характерно обилие двусторонних норм. Отношение к международному судебному прецеденту неод-нозначно. Европейский Суд по правам человека в силу своей компетенции вырабатывает положения, конкретизирующие Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод. При этом судебные постановления в части толкования, как правило, не дублируют Конвенцию, а, напротив, устанавливают как в процессуальной, так и в материальной сфере положения, непосредственно не вытекающие из текста Конвенции, которые направлены на детальную регламентацию порядка реализации закрепленных в ней прав; определяют содержание конкретного права и гарантии его соблюдения. Прецедентный характер решений Экономического суда СНГ подтвержден нормативными актами, непосредственно регла-ментирующими деятельность данного судебного органа. Для более точного уяснения сущности создаваемых между-народными судебными органами норм необходимо четко отгра-ничить их от иных норм международного права. Противники признания международного судебного прецедента в качестве источника права нередко искажают его юридическую природу. Не отрицая самого факта закрепления судом в своих решениях новых правовых положений, они либо считают их обычно-правовыми нормами, либо связывают с доктриной. Влияние суда на процесс становления обычая заключается в том, что, применяя обычай при разрешении спора, суд лишь авторитетно подтверждает факт его существования. При этом судебное решение не выступает в качестве источника нормы обычного права. Суд не может сформировать обычай в силу особенностей его юридической природы. Данное правило поведения складывается непосредственно в процессе взаимоотношений государств и признается ими в качестве юридически обязательного. Суд не вправе выступать и в качестве первооткрывателя нормы, созданной не самим судом, а иными субъектами права. Нельзя поставить знак равенства и между судебным преце-дентом и доктриной. Под доктриной в международном праве понимается система взглядов и концепций, изложенная в научных трудах юристов-международников. Таким образом, можно сделать вывод о самостоятельной роли судебного решения как источника международного права, имеющего особую юридическую природу. Анализ норм, зафик-сированных в прецедентных решениях международных судебных органов, позволяет выделить следующие особенности. Во-первых, прецедентные нормы в международном праве всегда принимаются в развитие каких-либо действующих норм: договорных, обычных или норм-принципов. Во-вторых, действие прецедента распространяется в отношении только тех государств, которые связаны «основной» нормой. В-третьих, суд, создавший прецедент, вправе его отменить либо изменить как «устаревший», не отвечающий новым условиям жизни общества. Взаимодействие международных договоров и назначение законодательства в правоприменительном процессе Взаимодействие международных договоров и российского законодательства в правоприменительном процессе Можно классифицировать формы реализации по трем вари-антам непосредственного применения: 1) самостоятельное применение норм международных догово-ров — без прямого участия норм национального законодательства, но не вне сферы их воздействия; 2) совместное применение норм международных договоров и «родственных» норм национального законодательства, что связано с функционированием обозначенных выше правоприменительных комплексов; 3) приоритетное применение норм международных договоров вместо норм национального законодательства при их взаимном несоответствии, т. е. в коллизионных ситуациях. Присущая конституционному положению приоритетная формулировка и использование в ней слова «применяются» ос-тавляют в тени такой компонент присутствия международных договоров в правовой системе, как их совместное применение с законами и иными нормативными правовыми актами. Важным ориентиром и побудительным фактором в процессе взаимодействия международных и внутригосударственных норм являются используемые в Конституции РФ, федеральных законах и иных нормативных актах отсылки к международным договорам. Иной аспект совместного применения — указание в норме международного договора на применимый в данной ситуации закон. Следует отметить распространение такого метода, как принятие в связи с заключением международного договора (одновременно со вступлением его в силу, вскоре после этого, а порой и спустя длительный период его действия) специального закона или иного правового акта, определяющего порядок применения заключенного договора, регламентирующего меры по выполнению обязательств, вытекающих из этого договора для нашего государства. В отношении всех коллизионных ситуаций принято говорить о приоритете (примате) норм международного права. Имея в виду высшую юридическую силу Конституции и возможности ее прямого действия, следует, очевидно, непо-средственно руководствоваться этим конституционным пред-писанием в ситуациях несогласованности уголовно-правовых норм и норм международных договоров. Гражданство и МП Гражданство и международное право Гражданство — институт конституционного (государствен-ного) права. Соответствующие нормы содержатся в конституциях и в специальных законах о гражданстве. Применительно к Российской Федерации это Конституция РФ и Федеральный закон от 31 мая 2002 г. «О гражданстве Российской Федерации. В Федеральном законе «О гражданстве Российской Федерации» даны многочисленные ссылки на международные договоры РФ, начиная с общего указания ст. 2 о регулировании вопросов гражданства не только Конституцией РФ и другими федеральными актами, но и международными договорами РФ. В соответствии с общепризнанными международными стан-дартами установлены принципы гражданства РФ и правила, ре-гулирующие вопросы гражданства РФ (ст. 4 Закона). Эти прин-ципы и правила исключают положения, ограничивающие права граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. В Законе воспро-изведены конституционные нормы, согласно которым гражданин РФ не может быть лишен гражданства или права изменить его, не может быть выслан за пределы РФ или выдан другому (в Законе — иностранному) государству. В числе оснований приобретения гражданства РФ, как и его прекращения, названы и основания, предусмотренные между-народным договором РФ. Международное право оказало влияние на урегулирование во многих странах вопроса о гражданстве женщин при вступлении в брак. Имеется в виду преодоление традиций, воплощавшихся в национальном законодательстве, согласно которым гражданство жены автоматически следует за гражданством мужа. В большинстве государств, придерживавшихся такого правила, применяется норма относительно права женщины, вступающей в брак с иностранным гражданином, либо избрать гражданство мужа, либо сохранить свое гражданство. В нашей стране традиционно действует норма, признанная и в Федеральном законе «О гражданстве Российской Федерации», в соответствии с которой заключение или расторжение брака гражданином РФ с лицом, не имеющим гражданства РФ, не влечет за собой изменения гражданства указанных лиц (ч. 1 ст. 8). Добровольный выбор гражданства при территориальных из-менениях, т. е. либо сохранение прежнего гражданства, либо обретение гражданства того государства, к которому переходит территория, называется оптацией, а само право выбора — правом оптации. Отдельные государства заключают договоры относительно упрощенного порядка приобретения гражданства. Международно-правовые нормы имеют существенное значение при регламентации двойного гражданства. Возникновение двойного гражданства возможно в опреде-ленных ситуациях, обусловленных различиями (коллизиями) законов государств, в частности неоднозначным решением вопроса о гражданстве детей, родители которых являются гражданами различных государств. Двойное гражданство, естественно, осложняет статус лица, поскольку его правовая связь одновременно с двумя государствами порождает «двойные» обязанности. В Европейскую конвенцию о гражданстве включена глава о множественном гражданстве, в которой допускается такой пра-вовой статус. Согласно ст. 17 граждане государства-участника, имеющие другое гражданство, имеют на территории государства-участника, в котором они проживают, те же права и несут те же обязанности, что и другие граждане этого государства-участника. Вопросы выхода из гражданства решены в действующем Законе следующим образом. Согласно ст. 19 выход из гражданства РФ лица, проживающего на территории РФ, осуществляется на основании его добровольного волеизъявления в общем порядке, а лица, проживающего на территории иностранного государства, — в упрощенном порядке. Особым правовым состоянием является безгражданство. Лица без гражданства (апатриды), т. е. лица, не состоящие в гражданстве какого-либо государства, подчиняются юрисдикции того государства, на территории которого проживают. Международный уголовный суд Международный уголовный суд (МУС) – постоянно действующая организация, основанная недавно на базе международного соглашения вне структуры Организации Объединенных Наций. Его задачей является содействие судебным системам различных стран в организации судопроизводства в отношении лиц, виновных в совершении геноцида, военных преступлений и преступлений против человечества. Римский Статут (Устав) Международного уголовного суда вступил в силу 1 июля 2002 г. Инаугурация Международного уголовного суда состоялась в Гааге 11 марта 2003 г. Резиденция — Гаага. Международный уголовный суд состоит из 18 судей, избираемых на 9 лет ассамблеей государств участников суда, причём каждая из вышеперечисленных групп должна быть представлена по крайней мере 2 судьями. В настоящее время 2 судей представляют Восточную Европу, 2 — Азию, 3 — Африку, 4 — Латинскую Америку, а остальные 7 — Западную Европу и другие государства. В соответствии со Статутом Суд обладает юрисдикцией в отношении следующих преступлений: 1. Преступления геноцида; 2. Преступления против человечности; 3 Военные преступления; В компетенцию Суда входят только преступления, которые были совершены либо на территории государства - участника, либо гражданином государства - участника. Если же не соблюдается ни личный, ни территориальный принцип, Суд не может действовать. Это положение гарантирует право государств решать, подвергать или нет своих граждан или свою территорию юрисдикции МУС. Компетенция Суда ограничена во времени - преступлениями, совершёнными после 1 июля 2002 года, даты вступления Римского статута в силу. Если некоторый конфликт (например, война в Уганде) продолжается уже двадцать лет, то компетенция Суда ограничена теми действиями, которые были там совершены после 1 июля 2002 года. Суд не может автоматически осуществить правосудие по любому предполагаемому преступлению. Для этого нужен один из следующих механизмов, которые задействуют это право: прокурор государства-участника передаёт Суду некоторую ситуацию; Совет Безопасности ООН передаёт Суду некоторую ситуацию; прокурор МУС начинает расследование в отношении некоторого государства-участника по своей инициативе (proprio motu). В последнем случае действия прокурора должны быть подтверждены палатой, состоящей из трёх независимых и беспристрастных судей. Кроме того, каждый ордер на арест и каждое обвинение, выданное прокурором, должны утверждаться комитетом из трёх судей, принимающим решения исключительно в соответствии со строго определёнными правовыми принципами и доказательствами, которые предоставляет прокурор. СБСЕ - ОБСЕ. ОБСЕ - Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе, крупнейшая в мире региональная организация, занимающаяся вопросами безопасности. Она объединяет 56 стран, расположенных в Северной Америке, Европе и Центральной Азии. Прежнее название — «Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе» (СБСЕ). История: Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе» было созвано по инициативе СССР и социалистических государств Европы как постоянно действующий международный форум представителей 33 европейских государств, а также США и Канады для выработки мер уменьшения военного противостояния и укрепления безопасности в Европе. Совещание проводилось в три этапа: 1. 1973 — Хельсинки — совещание министров иностранных дел; 2. 1975 — Женева — внесение предложений, поправок и согласование текста Заключительного акта; 3. 1975 года в столице Финляндии Хельсинки главы 35 государств подписали Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (Хельсинкские соглашения). Основание СБСЕ 1973 г., ОБСЕ 1995 г. Структура ОБСЕ Основными органами организации являются: 1. Саммит (Встреча на высшем уровне) — периодически проводимая встреча глав государств и правительств стран ОБСЕ; 2. Совет министров иностранных дел — ежегодная (кроме года встреч на высшем уровне) встреча министров иностранных дел государств-участниц ОБСЕ; 3. Постоянный совет под руководством председателя, занимающего этот пост в течение года — Проводит на регулярной основе политические консультации и принимает решения (Еженедельно собирается в Вене); 4. Форум по сотрудничеству в области безопасности — Регулярно обсуждает вопросы контроля над вооружениями и МДБ. (Еженедельно собирается в Вене: 5. Верховный комиссар по делам национальных меньшинств; 6. Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ; 7. Парламентская ассамблея ОБСЕ; 8. Представитель по вопросам свободы СМИ — Наблюдает за развитием положения в области средств массовой информации в 56 государствах-участниках ОБСЕ; Руководство ОБСЕ Генеральный секретарь — Возглавляет Секретариат. Назначается Советом министров сроком на 3 года. Председатель — Руководит текущей деятельностью ОБСЕ. Координирует работу учреждений/институтов ОБСЕ. Представляет организацию, наблюдает и содействует разрешению конфликтов и кризисных ситуаций. В 2010 году председателем ОБСЕ является представитель Республики Казахстан, впервые для республик бывшего СССР; за Казахстаном в 2011 году последует Литва, а в 2013 году — Украина.
Государства-участники ОБСЕ (Членство) (56) Австрия Македония Азербайджан Мальта Албания Молдавия Андорра Монако Армения Нидерланды Белоруссия Норвегия Бельгия Польша Болгария Португалия Босния и Герцеговина Россия 30.01. 1992 Ватикан Румыния Великобритания Сан-Марино Венгрия Сербия Германия Словакия Греция Словения Грузия США Дания Таджикистан Ирландия Туркмения Исландия Турция Испания Узбекистан Италия Украина Казахстан Финляндия Канада Франция Кипр Хорватия Киргизия Черногория Латвия Чехия Литва Швейцария Лихтенштейн Швеция Люксембург Эстония Партнеры по сотрудничеству (11) Алжир Афганистан Египет Монголия Израиль Южная Корея Иордания Таиланд Марокко Япония Тунис Австралия
Штаб квартира – Вена (Австрия).
Языки ОБСЕ. 1. Английский 2. Немецкий 3. Испанский 4. Французский 5. Итальянский 6. Русский Сводный Бюджет ОБСЕ Сводный бюджет ОБСЕ состоит из двух частей: бюджет Секретариата и институтов, и бюджет полевых операций. Сводный бюджет ОБСЕ в 2008 году составил 164 168 200 евро. При этом, бюджет Секретариата и институтов был равен 55 692 200 евро и, соответственно, бюджет полевых операций составил 108 476 000 евро. Сводный бюджет 2009 года был принят на уровне 158 676 700 евро. Из них, бюджет Секретариата и институтов — 56 652 900 евро и бюджет полевых операций — 102 023 800 евро. Сводный бюджет 2010 года был утвержден в размере 152 109 800 евро. Бюджет Секретариата и институтов — 52 736 000 евро и бюджет полевых операций — 99 373 800 евро. Официальные документы. 1. Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, 1975. 2. Парижская хартия для новой Европы, 1990. 3. Договор об обычных вооружённых силах в Европе, 1990. 4. Декларация по агрессивному национализму, 1993. 5. Хартия европейской безопасности, 1999. Основные цели и задачи ОБСЕ. Организация нацелена на предотвращение возникновения конфликтов в регионе, урегулирование кризисных ситуаций, ликвидацию последствий конфликтов. Основные средства обеспечения безопасности и решения основных задач организации: 1. «Первая корзина», или политико-военное измерение: контроль над распространением вооружений; дипломатические усилия по предотвращению конфликтов; меры по построению доверительных отношений и безопасности; 2. «Вторая корзина», или экономическое и экологическое измерение: экономическая и экологическая безопасность. 3. «Третья корзина», или человеческое измерение: защита прав человека; развитие демократических институтов; мониторинг выборов; Все государства-участники ОБСЕ обладают равным статусом. Решения принимаются на основе консенсуса. Решения не носят юридически обязательного характера, но имеют большое политическое значение. Штат организации — около 370 человек, занятых в руководящих органах организации, а также около 3500 сотрудников, работающих в полевых миссиях. 52. Принципы международного права — это наиболее важные, общие и общепризнанные нормы поведения субъектов международных отношений по поводу наиболее важных вопросов международной жизни, являются критерием законности других норм, выработанных государствами в сфере международных отношений, а также законности фактического поведения государств. Принципы международного права — это императивные нормы международного права или нормы jus cogens(лат.). Принципы международного права, как императивные положения, не могут быть отменены никакими другими установлениями специального характера или реформированы с учётом специальных обстоятельств. Основными источниками принципов международного права являются Устав ООН, Декларация о принципах международного права 1970 года и Хельсинкский заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 года В доктрине международного права выделяют десять универсальных принципов: • Принцип неприменения силы и угрозы силой; • Принцип разрешения международных споров мирными средствами; • Принцип невмешательства в дела, входящие во внутреннюю компетенцию государств; • Принцип обязанности государств сотрудничать друг с другом; • Принцип равноправия и самоопределения народов; • Принцип суверенного равенства государств; • Принцип добросовестного выполнения обязательств по международному праву; • Принцип нерушимости государственных границ; • Принцип территориальной целостности государств; • Принцип уважения прав человека и основных свобод. Правовой режим Антарктики Антарктика как пространство с особым международно-правовым режимом — это район южнее 60-й параллели южной широты, включающий материк Антарктида, шельфовые ледники и прилегающие воды. Режим этого района регулируется Договором об Антарктике от 1 декабря 1959 г. Договор об Антарктике не признает суверенитета какого-либо государства в каком-либо районе Антарктики. Любая страна, независимо от ее участия в Договоре, вправе проводить исследовательские работы в Антарктике. Правительства, организации и граждане всех стран осуществляют на этом континенте научные исследования на равных основаниях. «Антарктика, — согласно ст. I Договора, — используется только в мирных целях. Запрещаются, в частности, любые мероприятия военного характера. Конвенция о сохранении тюленей Антарктики 1972 г. обязывает не забивать и не отлавливать в этом районе определенные виды тюленей, за исключением строго оговоренных в Конвенции случаев. Оператор (государство) проводящий освоение минеральных ресурсов, предпринимает все необходимые меры для предотвращения нанесения ущерба окружающей среде, а в случае нанесения такового несет материальную ответственность. Каждое государство — участник Консультативных совещаний имеет право назначать неограниченное число наблюдателей, которые должны быть гражданами государств, их назначающих. Любой наблюдатель имеет полную свободу доступа во все районы Антарктики в любое время. Территория этого континента, а также станции, установки и оборудование в его пределах, морские и воздушные суда в пунктах разгрузки и погрузки снаряжения, материалов или персонала всегда открыты для инспекции. Наблюдение с воздуха может проводиться во всякое время над любым районом Антарктики. О результатах контроля наблюдатели составляют доклады, которые направляются государствам — участникам Консультативных совещаний. Совет Европы Совет Европы создан после Второй мировой войны и действует на основании Устава 1949 г. Участниками Совета Европы являются около 40 государств, в том числе и Россия. Цели Совета Европы: обеспечение более тесных связей между государствами Европы; содействие превращению Европы в демократическое пространство; защита прав человека; координация деятельности Совета с другими европейскими государствами. Государство, желающее вступить в Совет Европы, должно соответствовать следующим условиям: правовое устройство и институты должны соответствовать принципам демократии; народные представители должны избираться путем свободных, равных и всеобщих выборов. Учитываются также гарантии осуществления свободы выражения мнения, защита национальных меньшинств, соблюдение основ международного права, и — обязательное условие — подписание Европейской конвенции по защите прав человека и основных свобод 1950 г. Органы Совета Европы: Комитет Министров, состоящий из министров иностранных дел государств-членов или других членов правительств. Комитет принимает заключения по рассматриваемым вопросам в форме рекомендаций правительствам. По определенным вопросам его решения имеют обязательный характер. Парламентская Ассамблея*, включающая в себя представителей каждого государства-члена, избираемых (назначаемых) из состава его парламента. Предусмотрено различное предста-вительство: от Германии, Великобритании, Франции, Италии, России — по 18, от Испании, Турции, Украины — по 12, от Греции, Бельгии и др. — по 7, от Австрии, Болгарии и др. — по 6, от остальных — по 5, 4, 3, 2 представителя. Ассамблея является совещательным органом, дающим рекомендации Комитету Министров.
Конгресс местных и региональных властей Европы, представляющий соответствующие органы государств-членов и включающий делегации от территориальных образований (по кво-там, установленным для Парламентской Ассамблеи). Его работа проходит в палате местных органов власти и палате регионов. Секретариат, являющийся административным органом Совета Европы и возглавляемый Генеральным секретарем (избирается Парламентской Ассамблеей на 5 лет). Конвенция о защите прав человека и основных свобод предусмотрела создание двух специальных органов — Европейской Комиссии по правам человека и Европейского Суда по правам человека. Как в Комиссии, так и в Суде были представлены все государства — члены Совета Европы. Протокол № 11 к Конвенции произвел реорганизацию — замену Комиссии и Суда единым постоянным органом — Европейским Судом по правам человека. Штаб-квартира Совета Европы расположена в г. Страсбурге (Франция). При штаб-квартире аккредитировано Постоянное представительство Российской Федерации. Официальные языки — английский и французский. Учреждена Межведомственная комиссия Российской федерации по делам Совета Европы как координационный орган. 73. Создание СНГ. Руководители трех республик, входящих в состав СССР, — Республики Беларусь, Российской Федерации (РСФСР) и Украины — подписали 8 декабря 1991 г. Соглашение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ) и заявили в этом документе, что "Союз ССР как субъект международного права и геополитическая реальность прекращает свое существование". В настоящее время Содружество объединяет 12 государств — ранее союзных республик СССР (не участвуют в СНГ только государства Балтии — Литовская, Латвийская и Эстонская Республики). Членство в СНГ. Специфика членства в СНГ, согласно ст. 7 и 8 Устава, заключается в том, что различаются: а) государства — учредители Содружества — это государства, подписавшие и ратифицировавшие Соглашение о создании СНГ и Протокол к нему к моменту принятия настоящего Устава, б) государства — члены Содружества — это те государства-учредители, которые принимают на себя обязательства по Уставу в течение одного года после его принятия Советом глав государств (т. е. до 22 января 1994 г.); в) присоединившиеся государства — это государства, принявшие на себя обязательства по Уставу путем присоединения к нему с согласия всех государств-членов; г) государства со статусом ассоциированного члена — это государства, присоединяющиеся к Содружеству на основании решения Совета глав государств с намерением участвовать в отдельных видах его деятельности на условиях, определяемых соглашением об ассоциированном членстве. Не совсем ясен смысл выделения особой категории государств-членов из общего состава государств-участников, поскольку в различных статьях Устава употребляется только один термин "государства-члены" и, судя по смыслу, здесь имеются в виду все государства, участвующие в СНГ, независимо от момента принятия на себя обязательств по Уставу. Допускается выход государства из Содружества при условии извещения о таком намерении за 12 месяцев до выхода. Правовое регулирование совместной деятельности. К сферам совместной деятельности государств-членов, реализуемой на равноправной основе через общие координирующие инсти-туты, отнесены (ст. 7 Соглашения и ст. 4 Устава): обеспечение прав и основных свобод человека; координация внешнеполитической деятельности; формирование и развитие общего экономического пространства, таможенная политика; развитие систем транспорта и связи; охрана здоровья и окружающей среды; вопросы социальной и миграционной политики; борьба с организованной преступностью; оборонная политика и охрана внешних границ. По взаимному согласию государств-членов перечень может быть дополнен. В качестве правовой базы межгосударственных отношений рассматриваются многосторонние и двусторонние соглашения. За прошедший период существования СНГ накоплен богатый опыт договорного сотрудничества в различных сферах. Можно отметить такие акты, как Договор о коллективной безопасности от 15 мая 1992 г., Договор о создании Экономического союза от 24 сентября 1993 г., Соглашение о сотрудничестве в области инвестиционной деятельности от 24 декабря 1993 г., Соглашение о создании зоны свободной торговли от 15 апреля 1994 г., Соглашение о сотрудничестве и взаимопомощи в таможенных делах от 15 апреля 1994 г., Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г. и др. Система органов СНГ. В структуре СНГ существует два вида органов: 1) органы, предусмотренные Уставом (уставные органы), и 2) органы, создаваемые на основе соглашений или по решению Совета глав государств и Совета глав правительств (иные органы).
К первой группе относятся Совет глав государств, Совет глав правительств (решение об их создании было принято еще 21 декабря 1991 г.), Координационно-консультативный комитет, Совет министров иностранных дел, Совет министров обороны, Совет командующих пограничными войсками, Экономический суд, Комиссия по правам человека. Ко второй группе — Исполнительный секретариат, Совет руководителей внешнеэкономических ведомств, Межгосударственный совет по антимонопольной политике, Межгосударственный совет по чрезвычайным ситуациям природного и тёхногенного характера, Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории СНГ и многие другие. В большинстве случаев соглашение или решение о создании органа сопровождается утверждением положения о нем. Государства имеют при уставных и иных органах Содружества постоянных полномочных представителей с целью поддержания взаимных связей, защиты интересов представляемого государства, участия в заседаниях органов, в переговорах и т. д. Согласно Положению о таких представителях, утвержденному 24 декабря 1993 г., представители пользуются на территории государств, признавших институт представителей, привилегиями и иммунитетами, предоставляемыми дипломатическим агентам. Совет глав государств является, согласно ст. 21 Устава, высшим органом Содружества. Он обсуждает и решает принципиальные вопросы деятельности государств-членов в сфере их общих интересов и собирается на заседания два раза в год (возможны внеочередные заседания). Совет глав правительств координирует сотрудничество исполнительный власти государств-членов и собирается на заседания четыре раза в год. Решения обоих органов принимаются с общего согласия — консенсуса. Любое государство может заявить о своей незаинтересованности в том или ином вопросе, что не рассматривается как препятствие для принятия решения. Совет министров иностранных дел (СМИД) осуществляет координацию внешнеполитической деятельности государств-членов, взаимодействие дипломатических служб, сотрудничество с ООН, ОБСЕ и другими международными организациями, разрабатывает предложения для Совета глав государств и Совета глав правительств и обеспечивает реализацию их решений. Заседания СМИД проводятся не реже одного раза в три месяца, решения принимаются с общего согласия. Совет министров обороны (СМО) ведает вопросами военной политики, военного строительства и безопасности, координирует деятельность министерств (комитетов) обороны государств-членов, представляет предложения Совету глав государств и Совету глав правительства о составе и предназначении Объединенных Вооруженных Сил Содружества, принципах их подготовки и материально-технического обеспечения, о ядерной политике и т. д. Главное командование Объединенных Вооруженных Сил осуществляет руководство ими, а также группами наблюдателей и коллективными силами по поддержанию мира в Содружестве. Совет командующих пограничными войсками компетентен в вопросах охраны внешних границ государств-членов и обеспечения стабильного положения на них. Координационно-консультативный комитет является постоянно действующим исполнительным органом Содружества. Он во исполнение решений Совета глав государств и Совета глав правительств вырабатывает предложения по вопросам сотрудничества в рамках СНГ, организует совещания представителей и экспертов для подготовки проектов документов, обеспечивает проведение заседаний Совета глав государств и Совета глав правительств, содействует работе других органов. Исполнительный секретариат ведает организационно-административными вопросами деятельности СНГ; его возглавляет Исполнительный секретарь СНГ. Экономический суд — орган рассмотрения споров по заявлениям государств — участников СНГ и институтов Содружества, а также толкования вопросов юридического характера (см. § 5 гл. 10). Комиссия по правам человека является, согласно ст. 33 Устава СНГ, консультативным органом, наблюдающим за выполнением обязательств по правам человека, взятым на себя государствами-членами в рамках Содружества. Она состоит из представителей государств и действует на основе Положения, утвержденного решением Совета глав государств 24 сентября 1993 г. (см. § 4 гл. 13). Рабочим языком Содружества является русский язык (ст. 35 Устава). Местом пребывания большинства постоянно действующих органов СНГ, в том числе Координационно-консультативного комитета, Исполнительного секретариата, Экономического суда и Комиссии по правам человека, является город Минск. Суд Европейских сообществ Суд Европейских сообществ (Суд ЕС) является одним из институтов Сообществ. Он играет большую роль в формировании правовой структуры Сообществ и в целом в развитии интеграционного процесса. Основной функцией Суда, согласно ст. 220 Договора, учреждающего Европейские сообщества, является обеспечение применения права Сообществ посредством единообразного толкования и применения Договора. В состав Суда ЕС входят 15 судей и восемь генеральных адвокатов, которые назначаются с общего согласия правительств государств-членов на шесть лет и могут быть назначены на новый срок. Судьи назначают председателя сроком на три года. К важнейшим полномочиям относятся разрешение споров между государствами — членами Европейских сообществ, контроль за законностью деятельности институтов Союза и государств-членов, обеспечение выполнения права Европейских сообществ и его единообразного толкования, защита прав и интересов физических и юридических лиц. Обращаться в Суд могут все субъекты права: государства-члены, институты Европейских сообществ, юридические и физические лица, а также национальные суды с просьбой о толковании права Европейских сообществ. Суд рассматривает дела на пленарных заседаниях в полном составе либо создает из своих членов палаты (камеры) по три, пять или семь судей для проведения предварительного изучения или проведения судебного разбирательства определенных категорий дел. Решения Суда ЕС окончательны и не подлежат обжалованию, вместе с тем допускается апелляция по вопросам права на решения Суда первой инстанции. ШОС Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) — региональная международная организация. Главными задачами организации являются укрепление стабильности и безопасности на широком пространстве, объединяющем государства-участников, борьба с терроризмом, сепаратизмом, экстремизмом, наркотрафиком, развитие экономического сотрудничества, энергетического партнерства, научного и культурного взаимодействия. Год создания 15 июня 2001 Штаб квартира Пекин, Китай Количество государств-участников: 6 государств-членов, 4 государства-наблюдателя, 2 государства со статусом «партнёр по диалогу». Россия входит. Цели организации: • развитие многопрофильного сотрудничества в целях поддержания и укрепления мира, безопасности и стабильности в регионе, • совместное противодействие терроризму, сепаратизму и экстремизму во всех их проявлениях, • борьба с незаконным оборотом наркотиков и оружия, другими видами транснациональной преступной деятельности, а также незаконной миграцией, • поощрение эффективного регионального сотрудничества в политической, торгово-экономичес
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 842; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.108.8 (0.021 с.) |