Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 1. Международное право - особая правовая системаСтр 1 из 29Следующая ⇒
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО Бирюков П.Н. Учебное пособие. М.: Юристъ. 1998. Дается представление о международном праве как самостоятельной системе права, рассматриваются основные отрасли и институты международного права. Приводятся положения действующих международных документов и прежде всего международных договоров РФ. Большое внимание уделяется механизму реализации норм международного права. Для студентов вузов и факультетов, обучающихся по специальности «Юриспруденция». ПРЕДИСЛОВИЕ
Настоящее издание представляет собой учебное пособие по курсу «Международное право». Изучение данного курса включено в учебные планы всех высших учебных заведений, обеспечивающих подготовку студентов по специальности «Юриспруденция». Автор дает представление о международном праве как самостоятельной системе права, рассматривает основные отрасли и институты международного права. Студенты ознакомятся с положениями действующих международных документов и прежде всего международных договоров Российской Федерации. Нормы международного права действуют, лишь когда они реализуются. Поэтому в пособии большое внимание уделяются механизму реализации (имплементации) норм международного права. При исследовании осуществления международных норм в Российской Федерации студентам необходимо учитывать, что в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Сотрудники государственных и муниципальных органов, предприятия, организации, учреждения, физические лица могут, а в определенных случаях обязаны руководствоваться в своей деятельности международно-правовыми нормами. Однако знание международных норм не может быть правильно использовано без понимания теоретических основ международного права. В этой связи лицам, изучающим международное право, можно рекомендовать регулярный просмотр журналов «Государство и право», «Правоведение», «Московский журнал международного права», «Российский юридический журнал», «Законность» и др., публикующих материалы по международно-правовой тематике.
Для более полного усвоения курса «Международное право» студентам необходимо также посещать практические занятия, на которых более подробно рассматриваются конкретные проблемы, возникающие при реализации международно-правовых норм. Пособие подразделяется на общую и особенную части. В общей части рассматриваются основные понятия, категории и институты международного права. Особенная часть посвящена изучению отдельных отраслей международного права. Учебное пособие может служить дополнением к учебникам и учебным пособиям по международному праву: Учебная литература Международное право / Под ред. Г.В. Игнатенко и Д.Д. Остапенко. Свердловск, 1978; Международное право / Отв. ред. Ф.И. Кожевников. М., 1981; Международное право / Отв. ред. Г.И. Тункин. М., 1982; Международное право / Отв. ред. Г.И. Тункин. М., 1987; Международное право / Под ред. Н.Т. Блатовой. М., 1987; Международное право / Отв. ред. ЮМ. Колосов и В.И. Кузнецов. М., 1994 (1995); Международное право / Отв. ред. Г.И. Тункин. М., 1994; Бирюков П.Н. Международное право: Учебное пособие. Воронеж, 1995; Международное право / Под. ред. Г.В. Игнатенко и др. М., 1995; Международное право / Отв. ред. Ю.М. Колосов и В.И. Кузнецов, 2-е изд. М., 1996; Бирюков П.Н. Международное право: Учебное пособие, 2-е изд. Воронеж. 1996; Лукашук И.И. Международное право. Общая часть. М., 1996; ЛукашукИ.И. Международное право. Особенная часть. М., 1997; Панов В.П. Международное право: Учебное пособие. М., 1997; Бирюков П.Н. Международное право: Учебное пособие, 3-е изд. М., 1997. Сборники документов по международному праву Международные отношения и внешняя политика СССР / Сост. Л.А. Харламова. М., 1957; Современное международное право / Сост. В.К. Собакин. М., 1964; Международное право в документах / Сост. Н.Т. Блатова. М., 1982; Международное транспортное право / Сост. С.А. Гуреев, М.Л. Копылов. М., 1987; Сборник международных договоров о взаимной правовой помощи по гражданским и уголовным делам / Сост. Л.В. Ефремов. М., 1988; Права человека. Сборник документов. М., 1989; Международная защита прав человека. Сборник документов. М., 1990;
Правовая помощь по международным договорам России со странами СНГ и Балтии / Сост. Н.И, Марышева. М., 1994; Бирюков П.Н. Договор международной купли-продажи товаров. Международный коммерческий арбитраж. Воронеж, 1994; Бирюков П.Н. Вопросы международного частного права. Воронеж, 1996; Международное публичное право. Сборник документов / Сост. К.А. Бекяшев, А.Г. Ходаков. В 2 т. М., 1996; Действующее международное право / Сост. Ю.М. Колосов и Э.С. Кривчикова. В 3 т. М., 1996—1997; Бирюков П.Н. Вопросы международного частного права. Воронеж, 1997. Вып. 2; Международное сотрудничество в борьбе с преступностью. Сборник документов / Сост. П.Н. Бирюков, В.А. Панюшкин. Воронеж, 1997. Схемы, прилагаемые к пособию, составлены коллективом авторов: д.ю.н., проф. Г.В. Игнатенко (УрГЮрА), к.ю.н., доц. В.Я. Суворова (УрГЮрА), к.ю.н., доц. С.Ю. Марочкин (ТГУ), к.ю.н., доц. П.Н. Бирюков. Автор с благодарностью примет пожелания и критические замечания читателей. ПРИНЯТЫЕ СОКРАЩЕНИЯ БМД – Бюллетень международных договоров Ведомости СССР – Ведомости Верховного Совета СССР, с июня 1989 г. – Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР Ведомости РСФСР – Ведомости Верховного Совета РСФСР, с июня 1990 г. – Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР Ведомости РФ – Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ ВМУ – Вестник Московского университета ГиП – Государство и право ЖРП – Журнал российского права МЖМП – Московский журнал международного права РЮЖ – Российский юридический журнал СГиП – Советское государство и право СЕМП – Советский ежегодник международного права СЖМП – Советский журнал международного права СЗ – Собрание законодательства Российской Федерации СДД СССР – Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами СМД СССР – Сборник международных договоров СССР
ОБЩАЯ ЧАСТЬ ГЛАВА 1. МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО - ОСОБАЯ ПРАВОВАЯ СИСТЕМА Функции международного права
Под функциями международного права понимаются основные направления воздействия международного права на отношения, являющиеся предметом международно-правового регулирования. Нужно сказать, что функции эти многообразны и зависят не только от объекта международно-правового воздействия, но и от достигнутого уровня международно-правового регулирования тех или иных сфер отношений. Основное социальное назначение международного права заключается в организации международных отношений, отвечающей современному уровню человеческой цивилизации. Результатом действия международного права является возникновение, упорядочивание, прекращение или сокращение каких-то отношений. Собственно юридическими функциями международного права можно считать стабилизирующую, регулятивную и охранительную функции. Стабилизирующая функция состоит в том, что международно-правовые нормы призваны организовывать мировое сообщество, устанавливать определенный международный правопорядок, стремиться упрочить его, сделать более стабильным. Второй функцией международного права является регулятивная функция. Устанавливая международный правопорядок и соответствующим образом регулируя общественные отношения, международно-правовые нормы наделяют участников международных отношений определенными правами и обязанностями.
Охранительная функция состоит в обеспечении надлежащей охраны международных правоотношений. При нарушений международных обязательств субъекты международных правоотношений вправе использовать меры ответственности и санкции, допускаемые международным правом. Наука международного права
Предметом науки международного права является исследование сущности и закономерностей развития международно-правовых норм. Она изучает также источники, в которых зафиксированы нормы международного права. В ее задачу входит выявление причин принятия тех или иных норм международного права, их целевого назначения, особенностей, эффективности действия, характера взаимосвязи с иными международными нормами (морали, вежливости и др.), с внутригосударственным правом. Она исследует также сущность конкретных международно-правовых институтов, взаимосвязи между ними, тенденции их развития. При этом нормы международного права изучаются в процессе их реализации, в связи с конкретными общественными отношениями, на которые они воздействуют, поэтому в предмет международно-правовой науки входят также международные правоотношения. Большое внимание уделяется истории развития конкретных международных норм и институтов И, наконец, российская наука международного права занимается исследованием зарубежной международно-правовой науки Таким образом, предмет российской науки международного права образуют следующие компоненты. нормы и институты международного права, отношения, регулируемые этими нормами и институтами, тенденции развития международно-правовой системы и вопросы ее взаимодействия с внутригосударственным правом, зарубежная наука международного права. Российская международно-правовая наука является неотъемлемой частью мировой международно-правовой науки Вклад отечественных ученых в ее развитие трудно переоценить В конце XIX—начале XIX вв. В. Ф. Малиновский выдвинул ряд важных положений о международно-правовых мерах охраны международного мира и безопасности, послуживших одними из оснований для разработки права международной безопасности Примерно в это же время Л. А. Комаровский разработал теоретические основы деятельности международных судов
В начале нашего столетия В. Э. Грабарь подробно исследовал историю развития международного права, а Ф. Ф. Мартенс опубликовал первый в России курс международного права, ставший на многие десятилетия общепризнанным учебником не только у нас в стране, но и за рубежом. Советская международно-правая наука продолжила традиции русских авторов Сформировались научные школы в Екатеринбурге, Казани, Киеве, Москве, Санкт-Петербурге, ряде других городов Мировое признание получили труды Г И Тункина, Ф И Кожевникова, Д Б. Левина, Д И Фельдмана, других ученых Был издан 6-томный «Курс международного права» (1967—1970 гг). Советские ученые принимали активное участие в разработке проектов многих международных договоров, являлись членами международных органов. В настоящее время, несмотря на переживаемые нашим государством трудности, российская наука международного права продолжает оставаться частью мировой международно-правовой науки. За последнее время опубликовано около десятка учебников и учебных пособий, некоторые из которых выдержали несколько изданий; завершено начатое в 1989 г. издание нового 7-томного «Курса международного права». В монографиях исследуются теоретические вопросы международного права, его применение во внутригосударственных отношениях. Выходит большое количество периодических изданий («Государство и право», «Правоведение», «Московский журнал международного права», «Российский юридический журнал» и др), публикующих материалы по международно-правовой тематике На проводимых ежегодно заседаниях Российской Ассоциации международного права обсуждаются проблемы прогрессивного развития международного права, реализации международно-правовых норм. Российские ученые представлены в Международном СудеООН,Комиссии международного права, комитетах по правам человека, других международных органах, оказывают существенное влияние на мировую политику, играют важную роль в формировании международной позиции РФ Документы и литература Устав Организации Объединенных Наций 1945 г // Международное право в документах / Сост. Я. Г. Блатова М., 1982. С. 196—228. Статут Международного Суда 1945 г. // Международное право в документах / Сост. Н.Т. Блатова М., 1982. С. 658—668. Положение о Комиссии международного права 1947 г. // Действующее международное право / Сост. Ю. М. Колосов и Э. С. Кривчикова. В 3 т. Т. 1. М., 1996. С. 58—65. Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций 1970 г. // Международное право в документах / Сост. Н. Т. Блатова М., 1982. С. 4—12. Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г. // Ведомости СССР. 1975. Прил. к № ЭЧ. Итоговый документ Венской встречи представителей государств — участников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, состоявшейся на основе положений Заключительного акта, относящихся к дальнейшим шагам после Совещания. М.,1989.
Парижская хартия для новой Европы от 1990 г. // Общеевропейская встреча в верхах. Париж, 19—21 ноября 1990 г. Документы и материалы. М., 1991. С. 4—23. Алексидзе Л. А. Некоторые вопросы теории международного права: императивные нормы (jus cogens). Тбилиси, 1983. Василенко В.А. Основы теории международного права. Киев, 1988. Каламкарян Р.А. Законченность системы современного международного права и запрет// ГиП. 1996. № 11. С. 67—75. Карапетян Л.М. Грани суверенитета и самоопределения народов // ГиП. 1993. № 1. С. 13—22. Курс международного права. В 7 т. Т. 1. М., 1989. Левин Д.Б. Актуальные проблемы теории международного права. М., 1974. МовчанА.П. Кодификация и прогрессивное развитие международного права. М., 1982. Оппенгейм Л. Международное право. Т. 1. Полутом 1. М., 1948. Тиунов О.И. Принцип соблюдения международных обязательств. М., 1979. Тункин Г.И. Теория международного права. М., 1970. Фельдман Д.И. Система международного права. Казань, 1983. Черниченко С.В. Международное право: современные теоретические проблемы. М., 1993. Международный договор
Венская конвенция о праве международных договоров 1969 г. определяет договор как международное соглашение, заключенное между государствами в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном документе, в двух или нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования. В настоящее время нормы международных договоров занимают основное место в международном праве в силу определенных причин, среди которых можно назвать следующие: 1) создание обычных норм является длительным процессом и иногда возникают затруднения в установлении точного содержания обычной нормы. Процесс создания договорной нормы не такой длительный, а воли субъектов международного права имеют более выраженный характер; 2) процедура заключения и исполнения договоров детально разработана и определена (конвенции о праве международных договоров 1969 г. и 1986 г.); 3) договорная форма предоставляет больше возможностей для согласования воль субъектов нежели какая-либо другая. Эти и другие причины обусловливают все более широкое использование договорного процесса создания международно-правовых норм. Субъекты международного права учитывают важнейшую роль договоров в международных отношениях и признают возрастающее значение договоров как источника международного права и средства развития мирного сотрудничества между государствами. Формы и виды признания Формы признания Существуют две формы признания: признание де-юре и признание де-факто. Признание де-факто — это признание официальное, но неполное. Этой формой пользуются, когда хотят подготовить почву для установления отношений между государствами либо когда государство считает признание де-юре преждевременным. Так, в 1960 г. СССР признал де-факто Временное правительство Алжирской Республики. Как правило, через некоторое время признание де-факто трансформируется в признание де-юре. Сегодня признание де-факто встречается достаточно редко. Признание де-юре — признание полное и окончательное. Оно предполагает установление между субъектами международного права международных отношений в полном объеме и сопровождается, как правило, заявлением об официальном признании и установлении дипломатических отношений. Как специфический вид признания можно рассматривать признание ad hoc (признание на данный случай). Это происходит, когда одно государство вступает с другим государством или правительством в какие-то «разовые» отношения (скажем, защита своих граждан, находящихся в данном государстве) при политике официального непризнания. Такие действия не рассматриваются как признание. Иногда признание выступает в форме действий, явно свидетельствующих о признании (т.н. «молчаливое признание»). Примерами могут служить установление дипломатических отношений с новым государством, заключение двустороннего договора или продолжение отношений с новым правительством, пришедшим к власти в результате революции. Однако не рассматривается как признание факт участия не признающих друг друга субъектов международного права в одном международном договоре или одной международной организации (см. ст. 82 Венской конвенции о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера 1975 г.), т.к. участие в договоре и представительство в международной организации, с одной стороны, и признание, с другой стороны, представляют собой различные правоотношения, регулируемые разными институтами и нормами международного права. Виды признания Различают признание государств и признание правительств. Признание государств происходит, когда на международную арену выходит новое независимое государство, возникшее в результате революции, войны, объединения или раздела государств и т.д. Основной критерий признания в данном случае — независимость признаваемого государства и самостоятельность в осуществлении государственной власти. Признание правительства происходит, как правило, одновременно с признанием нового государства. Однако возможно признание правительства без признания государства, например, в случае прихода правительства к власти в уже признанном государстве неконституционным путем (гражданские войны, перевороты и т.п.). Основной критерий для признания нового правительства — это его эффективность, т.е. действительное фактическое обладание государственной властью на соответствующей территории и независимое ее осуществление. В этом случае правительство признается единственным представителем данного государства в международных отношениях. Особым видом признания правительств является признание эмигрантских правительств или правительств в изгнании. Практика их признания была широко распространена во время Второй мировой войны. Однако эмигрантское правительство часто теряет связь с соответствующей территорией и населением и поэтому перестает представлять данное государство в международных отношениях. В настоящее время признание правительств в изгнании используется достаточно редко. В середине XX в. получил широкое распространение и такой вид признания, как признание органов сопротивления и национально-освободительных движений. Это признание не было ни признанием государства, ни признанием правительства. Органы сопротивления создавались внутри уже признанных государств, а их полномочия отличались от традиционных полномочий правительств. Как правило, признание органов сопротивления предшествовало признанию правительства и имело задачей представить борющийся за освобождение народ в международных отношениях, обеспечить ему международную защиту и возможность получения помощи. В современных условиях наблюдается стремление отдельных лидеров национально-сепаратистских движений получить статус органов сопротивления и соответственно права и преимущества, вытекающие из этого. Государственная территория
Государственная территория — это часть земного шара, находящаяся под суверенитетом соответствующего государства. Государственную территорию образуют: сухопутная территория (вся суша, расположенная в пределах границ данного государства, острова); водная территория (все водоемы, расположенные на сухопутной территории и части вод морей и океанов, примыкающие к берегам), воздушная территория (все воздушное пространство, расположенное над сухопутной и водной территориями); недра (под сухопутной и водной территориями). Условной государственной территорией принято считать морские, воздушные, космические корабли, находящиеся вне пределов государственной территории, а также трубопроводы, другие сооружения и оборудование в пределах международной территории (буровые установки, искусственные острова и т.п.). Правовой режим государственных территорий определяется прежде всего национальным законодательством каждого государства; международные договоры затрагивают отдельные аспекты правового статуса внутренних вод и территориального моря, устанавливают договорное прохождение государственной границы, определяют вопросы пограничного режима и т.д. В пределах государственной территории государство осуществляет свое территориальное верховенство и национальную юрисдикцию. Государству принадлежит исключительное право владения, пользования и распоряжения соответствующей территорией и находящимися на ней ресурсами. Современное международное право запрещает насильственное изменение государственной территории. Территория государства неприкосновенна и не может быть объектом военной оккупации или других насильственных действий. Не признаются никакие территориальные приобретения или иные выгоды, полученные в результате применения силы или угрозы силой. Территория государства может изменяться в результате: разделения существующего государства, выхода части территории из состава государства, объединения двух или нескольких государств; национально-освободительной борьбы и реализации права на самоопределение; обмена государственными территориями по соглашению сторон (так, по Соглашению 1954 г. СССР и Иран обменялись участками своей территории); применения мер ответственности за агрессию (например, отторжение Пруссии от Германии в 1945 г. и передача Восточной Пруссии Польше и СССР); цессии — уступки права на территорию (в настоящее время не используется). Пределы территориального верховенства государства обозначены государственными границами. Государственная граница
Государственная граница — это линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющая государственную территорию, пространственный предел государственного суверенитета. Прохождение границы устанавливается: на суше — по характерным точкам, линиям рельефа или ориентирам; на море — по внешнему пределу территориальных вод (границы территориальных вод между противолежащими или смежными государствами определяются по соглашению между ними); на реках — по середине главного фарватера либо (в некоторых случаях) по их середине. Государственные границы устанавливаются в договорном порядке. При этом вначале решается вопрос о делимитации, т.е. о юридической принадлежности определенной территории. Делимитация предполагает определение в договорном порядке общего направления прохождения государственной границы с обозначением ее на карте. Решив вопрос о принадлежности того или иного участка территории и установив его границы на карте, государства осуществляют демаркацию — проведение линии границы на местности с одновременным обозначением ее пограничными знаками. Государственная граница на суше обозначается ясно видимыми пограничными знаками — столбами, пирамидами и т.п., на воде — створами, вехами и т.д. Режим государственной границы устанавливается национальным законодательством и международными договорами и включает правила: содержания границы; пересечения границы лицами и транспортными средствами; пропуска через границу лиц и товаров; ведения на границе хозяйственной и иной деятельности; разрешения пограничных инцидентов. От режима государственной границы следует отличать пограничный режим — режим пограничной зоны, территориальных вод и внутренних вод, имеющих выход к государственной границе. Пограничный режим нацелен на создание необходимых условий для охраны границы. Ширина пограничной зоны не превышает, как правило, пяти километров. Охрана Государственной границы РФ осуществляется органами и войсками Федеральной пограничной службы РФ в пределах приграничной территории. Вооруженными Силами РФ в воздушном пространстве и подводной среде и другими силами (органами) обеспечения безопасности РФ. Охрана государственной границы осуществляется в целях недопущения противоправного изменения прохождения Государственной границы, обеспечения соблюдения физическими и юридическими лицами режима государственной границы, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через государственную границу. Органы ФПС РФ вправе: вести дознание, оперативно-розыскную, контрразведывательную и разведывательную деятельность по делам, отнесенным к их ведению; задерживать лиц, совершивших незаконное пересечение Государственной границы; пресекать нарушения Государственной границы. В территориальных и внутренних водах в отношении иностранных невоенных судов органы ФПС имеют право: предложить судну изменить курс, если он может повлечь нарушение режима плавания; остановить судно и произвести его осмотр, если оно не поднимает свой флаг, не отвечает на опрос, не подчиняется требованию изменить курс; по результатам осмотра судно может быть задержано; снимать с судна и задерживать лиц, совершивших преступление на территории прибрежного государства; осуществлять преследование «по горячим следам» — преследовать и задерживать в открытом море судно, нарушившее правила пребывания в водах РФ, до захода этого судна в территориальное море своей страны или третьего государства. Такое преследование должно быть начато в водах РФ после подачи зрительного или звукового сигнала об остановке с дистанции, позволявшей видеть или слышать этот сигнал, и вестись непрерывно; осуществлять иные полномочия, предусмотренные законом или договором. Для разрешения вопросов, связанных с соблюдением режима Государственной границы РФ и урегулирования пограничных инцидентов создан институт пограничных представителей (уполномоченных). В их компетенцию входят: осуществление контроля за соблюдением режима Государственной границы; недопущение нарушений границы; обеспечение выполнения договоров о государственных границах; проведение расследования пограничных инцидентов. Правовой режим Арктики
Арктика — часть земного шара, ограниченная Северным полярным кругом и включающая в себя окраины материков Евразия и Северная Америка, а также Северный Ледовитый океан. Территория Арктики поделена между США, Канадой, Данией, Норвегией и Россией на полярные сектора. Согласно концепции полярных секторов все земли и острова, находящиеся к северу от арктического побережья соответствующего приполярного государства в пределах сектора, образованного этим побережьем и сходящимися в точке Северного полюса меридианами, считаются входящими в территорию данного государства. Нужно заметить, что боковые границы полярных секторов не являются государственными границами соответствующих стран: государственная территория в полярном секторе ограничивается внешним пределом территориальных вод. Однако, учитывая особую значимость полярных секторов для экономики и безопасности прибрежных государств, затрудненность судоходства в этих районах, ряд иных обстоятельств, можно сказать, что на территории секторов действует правовой режим, мало чем отличающийся от режима территориальных вод. Приполярные государства устанавливают разрешительный порядок ведения хозяйственной деятельности в районе полярного сектора, правила охраны окружающей среды и т.п. СССР закрепил свои права в полярном секторе постановлением Президиума ЦИК СССР 1926 г., по которому все земли, как открытые, так и могущие быть открытыми в будущем, расположенные между северным побережьем Советского Союза и сходящимися у Северного полюса меридианами, были объявлены территорией СССР. Исключение составляют острова архипелага Шпицберген, принадлежащие Норвегии. Правовой режим Антарктики
Антарктика представляет собой территорию земного шара южнее 60° южной широты и включает в себя материк Антарктиду, шельфовые ледники и прилегающие моря. Правовой статус Антарктики определен Договором об Антарктике 1959 г., в котором участвует около сорока государств. Это соглашение на конференции государств — участников Договора в 1995 г. было признано бессрочным. В соответствии с положениями Договора 1959 г. все территориальные претензии государств в Антарктике «замораживаются». Не признавая чьего-либо суверенитета в Антарктике, Договор не отрицает существования территориальных претензий, но замораживает существующие и запрещает предъявление государствами новых притязаний. Договором установлено, что Антарктика может использоваться только в мирных целях. В Антарктике запрещаются, в частности: создание военных баз и укреплений, проведение военных маневров, испытания любых видов оружия. Кроме того, на территории Антарктики запрещено проведение ядерных взрывов и сброс радиоактивных отходов. Таким образом, Антарктика признана демилитаризованной территорией. Договор, однако, не препятствует использованию в Антарктике военного персонала или оборудования для научных исследований или для любых иных мирных целей. За соблюдением Договора установлен строгий контроль. Каждое государство — участник Договора может назначать своих наблюдателей, которые имеют право доступа в любой район Антарктики в любое время. Антарктические станции, установки, оборудование, морские и воздушные суда всех государств в Антарктике открыты для инспекции. Наблюдатели и научный персонал станций в Антарктике находятся под юрисдикцией государства, чьими гражданами они являются. Правовой режим живых и минеральных ресурсов Антарктики регламентируется Конвенцией о сохранении морских живых ресурсов Антарктики 1980 г., Конвенцией по регулированию освоения минеральных ресурсов Антарктики 1988 г., другими документами. Документы и литература Конвенция об обеспечении свободного пользования Суэцким каналом 1888 г. // Международное публичное право / Сборник документов / Сост. К.А. Бекяшев, А Г. Ходаков. Т. 1. М., 1996. С. 32—34. Договор о Шпицбергене 1920 г. //Действующее международное право/ Сост. Ю.М. Колосов и Э.С. Кривчикова Т. 1. М., 1996. С. 202—204. Конвенция о режиме черноморских проливов 1936 г. // Международное публичное право / Сборник документов / Сост. К.А. Бекяшев, А Г. Ходоков. Т. 1. С. 28—32. Конвенция о режиме судоходства по Дунаю 1948 г. // Действующее международное право /Сост. Ю.М. Колосов и Э.С.Кривчикова. Т.1. М., 1996. С. 211—223. Договор об Антарктике 1959 г. // Ведомости СССР. 1961. № 31. Конвенция о сохранении морских живых ресурсов Антарктики 1980 г. // СМД СССР. Вып. XXXVIII. М., 1982. Соглашение о сотрудничестве государств — участников Содружества по обеспечению стабильного положения на их внешних границах 1992 г. //Действующее международное право / Сост. Ю. М. Колосов и Э. С. Кривчикова. Т. 1. С. 191—195. Закон РФ «О Государственной границе Российской Федерации» 1993 г. (в ред. 1994 г., 1996 г.) // Ведомости РФ. 1993. № 17. Ст. 594; СЗ РФ. 1994. №16. Ст. 1861; СЗ РФ. 1996. №50. Ст. 5610; Российская газета. 1997. 23 июля. Голицын В.В. Антарктика: международно-правовой режим М., 1989. Клименко Б.М. Государственная территория. Вопросы теории и практики международного права. М.,1974. Клименко Б.М. Международные реки. М., 1969. Курс международного права. В 7 т. Т. 3. М,1990. Скуратов Ю.А. Государственная граница в России: формирование правовой основы // ГиП. 1993. № 10. С. 17—26 Трофимов В. Н. Правовой статус Антарктики. М., 1990. Щербаков А.С. Государственная граница России и право // ГиП. 1995. № 9. Заключение международных договоров Заключение договора Выступать от имени государства при разработке текста договора, подписании договора и т.п. может лишь лицо, наделенное для этого необходимыми полномочиями. Полномочия — это документ, исходящий от компетентного государственного органа, посредством которого одно или несколько лиц назначаются представлять данное государство в целях ведения переговоров, принятия договора или установления его аутентичности, выражения согласия на обязательность договора или совершения иного акта, относящегося к договору. Без полномочий считаются представляющими свое государство главы государств, главы правительств, министры иностранных дел (по всем актам, относящимся к заключению договора); главы дипломатических представительств (для принятия текста договора между их государством и государством, при котором они аккредитованы); представители государств на международных конференциях или в международных организациях (для принятия текста договора на конференции или в организации). При заключении двусторонних договоров стороны обмениваются своими полномочиями, если договор многосторонний — сдают их в оргкомитет конференции либо в соответствующий орган международной организации. Можно выделить следующие стадии заключения международных договоров: выработка текста и установление его аутентичности; принятие текста договора; выражение согласия на обязательность договора. Выработка текста и установление аутентичности Разработка текста договора может происходить на переговорах, на специально созываемых международных конференциях, в рамках международных организаций. Так, конвенции о праве договоров 1969 г. и 1986 г. принимались на международных конференциях по кодификации права договоров, Конвенция о борьбе с захватом заложников 1979 г. — на Генеральной Ассамблее ООН, Конвенция о принудительном и обязательном труде 1929 г. — в рамках МОТ и т.п. Двусторонние договоры разрабатываются в основном на переговорах соответствующих государств. После того как текст договора согласован, необходимо установить его аутентичность.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 285; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.5.183 (0.097 с.) |