Глава 1. Международное право - особая правовая система 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Международное право - особая правовая система



МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Бирюков П.Н.

Учебное пособие.

М.: Юристъ. 1998.

Дается представление о международном праве как самостоятельной системе права, рассматриваются основные отрасли и институты международного права. Приводятся положения действующих международных документов и прежде всего международных договоров РФ. Большое внимание уделяется механизму реализации норм международного права.

Для студентов вузов и факультетов, обучающихся по специальности «Юриспруденция».

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Настоящее издание представляет собой учебное пособие по курсу «Международное право». Изучение данного курса включено в учеб­ные планы всех высших учебных заведений, обеспечивающих подго­товку студентов по специальности «Юриспруденция».

Автор дает представление о международном праве как самостоя­тельной системе права, рассматривает основные отрасли и институты международного права. Студенты ознакомятся с положениями дей­ствующих международных документов и прежде всего международ­ных договоров Российской Федерации.

Нормы международного права действуют, лишь когда они реали­зуются. Поэтому в пособии большое внимание уделяются механизму реализации (имплементации) норм международного права.

При исследовании осуществления международных норм в Рос­сийской Федерации студентам необходимо учитывать, что в соответ­ствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ явля­ются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Со­трудники государственных и муниципальных органов, предприятия, организации, учреждения, физические лица могут, а в определенных случаях обязаны руководствоваться в своей деятельности междуна­родно-правовыми нормами.

Однако знание международных норм не может быть правильно использовано без понимания теоретических основ международного права. В этой связи лицам, изучающим международное право, можно рекомендовать регулярный просмотр журналов «Государство и право», «Правоведение», «Московский журнал международного права», «Российский юридический журнал», «Законность» и др., пуб­ликующих материалы по международно-правовой тематике.

Для более полного усвоения курса «Международное право» сту­дентам необходимо также посещать практические занятия, на кото­рых более подробно рассматриваются конкретные проблемы, возни­кающие при реализации международно-правовых норм.

Пособие подразделяется на общую и особенную части. В общей части рассматриваются основные понятия, категории и институты международного права. Особенная часть посвящена изучению от­дельных отраслей международного права.

Учебное пособие может служить дополнением к учебникам и учебным пособиям по международному праву:

Учебная литература

Международное право / Под ред. Г.В. Игнатенко и Д.Д. Остапенко. Сверд­ловск, 1978;

Международное право / Отв. ред. Ф.И. Кожевников. М., 1981;

Международное право / Отв. ред. Г.И. Тункин. М., 1982;

Международное право / Отв. ред. Г.И. Тункин. М., 1987;

Международное право / Под ред. Н.Т. Блатовой. М., 1987;

Международное право / Отв. ред. ЮМ. Колосов и В.И. Кузнецов. М., 1994 (1995);

Международное право / Отв. ред. Г.И. Тункин. М., 1994;

Бирюков П.Н. Международное право: Учебное пособие. Воронеж, 1995;

Международное право / Под. ред. Г.В. Игнатенко и др. М., 1995;

Международное право / Отв. ред. Ю.М. Колосов и В.И. Кузнецов, 2-е изд. М., 1996;

Бирюков П.Н. Международное право: Учебное пособие, 2-е изд. Воронеж. 1996;

Лукашук И.И. Международное право. Общая часть. М., 1996;

ЛукашукИ.И. Международное право. Особенная часть. М., 1997;

Панов В.П. Международное право: Учебное пособие. М., 1997;

Бирюков П.Н. Международное право: Учебное пособие, 3-е изд. М., 1997.

Сборники документов по международному праву

Международные отношения и внешняя политика СССР / Сост. Л.А. Харла­мова. М., 1957;

Современное международное право / Сост. В.К. Собакин. М., 1964;

Международное право в документах / Сост. Н.Т. Блатова. М., 1982;

Международное транспортное право / Сост. С.А. Гуреев, М.Л. Копылов. М., 1987;

Сборник международных договоров о взаимной правовой помощи по граж­данским и уголовным делам / Сост. Л.В. Ефремов. М., 1988;

Права человека. Сборник документов. М., 1989;

Международная защита прав человека. Сборник документов. М., 1990;

Правовая помощь по международным договорам России со странами СНГ и Балтии / Сост. Н.И, Марышева. М., 1994;

Бирюков П.Н. Договор международной купли-продажи товаров. Междуна­родный коммерческий арбитраж. Воронеж, 1994;

Бирюков П.Н. Вопросы международного частного права. Воронеж, 1996;

Международное публичное право. Сборник документов / Сост. К.А. Бекяшев, А.Г. Ходаков. В 2 т. М., 1996;

Действующее международное право / Сост. Ю.М. Колосов и Э.С. Кривчикова. В 3 т. М., 1996—1997;

Бирюков П.Н. Вопросы международного частного права. Воронеж, 1997. Вып. 2;

Международное сотрудничество в борьбе с преступностью. Сборник доку­ментов / Сост. П.Н. Бирюков, В.А. Панюшкин. Воронеж, 1997.

Схемы, прилагаемые к пособию, составлены коллективом авто­ров: д.ю.н., проф. Г.В. Игнатенко (УрГЮрА), к.ю.н., доц. В.Я. Суво­рова (УрГЮрА), к.ю.н., доц. С.Ю. Марочкин (ТГУ), к.ю.н., доц. П.Н. Бирюков.

Автор с благодарностью примет пожелания и критические заме­чания читателей.

ПРИНЯТЫЕ СОКРАЩЕНИЯ

БМД – Бюллетень международных договоров

Ведомости СССР – Ведомости Верховного Совета СССР, с июня 1989 г. – Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР

Ведомости РСФСР – Ведомости Верховного Совета РСФСР, с июня 1990 г. – Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР

Ведомости РФ – Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ

ВМУ – Вестник Московского университета

ГиП – Государство и право

ЖРП – Журнал российского права

МЖМП – Московский журнал международного права

РЮЖ – Российский юридический журнал

СГиП – Советское государство и право

СЕМП – Советский ежегодник международного права

СЖМП – Советский журнал международного права

СЗ – Собрание законодательства Российской Федерации

СДД СССР – Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами

СМД СССР – Сборник международных договоров СССР

 

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

ГЛАВА 1. МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО - ОСОБАЯ ПРАВОВАЯ СИСТЕМА

Функции международного права

 

Под функциями международного права понимаются основные направления воздействия международного права на отношения, яв­ляющиеся предметом международно-правового регулирования.

Нужно сказать, что функции эти многообразны и зависят не только от объекта международно-правового воздействия, но и от достигнутого уровня международно-правового регулирования тех или иных сфер отношений.

Основное социальное назначение международного права заклю­чается в организации международных отношений, отвечающей со­временному уровню человеческой цивилизации. Результатом дейст­вия международного права является возникновение, упорядочива­ние, прекращение или сокращение каких-то отношений.

Собственно юридическими функциями международного права можно считать стабилизирующую, регулятивную и охранительную функции.

Стабилизирующая функция состоит в том, что международно-правовые нормы призваны организовывать мировое сообщество, ус­танавливать определенный международный правопорядок, стре­миться упрочить его, сделать более стабильным.

Второй функцией международного права является регулятивная функция. Устанавливая международный правопорядок и соответст­вующим образом регулируя общественные отношения, международ­но-правовые нормы наделяют участников международных отноше­ний определенными правами и обязанностями.

Охранительная функция состоит в обеспечении надлежащей ох­раны международных правоотношений. При нарушений междуна­родных обязательств субъекты международных правоотношений вправе использовать меры ответственности и санкции, допускаемые международным правом.

Наука международного права

 

Предметом науки международного права является исследование сущности и закономерностей развития международно-правовых норм. Она изучает также источники, в которых зафиксированы нормы международного права. В ее задачу входит выявление причин принятия тех или иных норм международного права, их целевого назначения, особенностей, эффективности действия, характера взаи­мосвязи с иными международными нормами (морали, вежливости и др.), с внутригосударственным правом.

Она исследует также сущность конкретных международно-пра­вовых институтов, взаимосвязи между ними, тенденции их развития. При этом нормы международного права изучаются в процессе их реализации, в связи с конкретными общественными отношениями, на которые они воздействуют, поэтому в предмет международно-право­вой науки входят также международные правоотношения.

Большое внимание уделяется истории развития конкретных меж­дународных норм и институтов

И, наконец, российская наука международного права занимается исследованием зарубежной международно-правовой науки

Таким образом, предмет российской науки международного права образуют следующие компоненты.

нормы и институты международного права,

отношения, регулируемые этими нормами и институтами,

тенденции развития международно-правовой системы и вопросы ее взаимодействия с внутригосударственным правом,

зарубежная наука международного права.

Российская международно-правовая наука является неотъемле­мой частью мировой международно-правовой науки Вклад отечест­венных ученых в ее развитие трудно переоценить

В конце XIX—начале XIX вв. В. Ф. Малиновский выдвинул ряд важных положений о международно-правовых мерах охраны между­народного мира и безопасности, послуживших одними из оснований для разработки права международной безопасности Примерно в это же время Л. А. Комаровский разработал теоретические основы дея­тельности международных судов

В начале нашего столетия В. Э. Грабарь подробно исследовал ис­торию развития международного права, а Ф. Ф. Мартенс опублико­вал первый в России курс международного права, ставший на многие десятилетия общепризнанным учебником не только у нас в стране, но и за рубежом.

Советская международно-правая наука продолжила традиции русских авторов Сформировались научные школы в Екатеринбурге,

Казани, Киеве, Москве, Санкт-Петербурге, ряде других городов Ми­ровое признание получили труды Г И Тункина, Ф И Кожевникова, Д Б. Левина, Д И Фельдмана, других ученых Был издан 6-томный «Курс международного права» (1967—1970 гг).

Советские ученые принимали активное участие в разработке про­ектов многих международных договоров, являлись членами между­народных органов.

В настоящее время, несмотря на переживаемые нашим государ­ством трудности, российская наука международного права продол­жает оставаться частью мировой международно-правовой науки.

За последнее время опубликовано около десятка учебников и учебных пособий, некоторые из которых выдержали несколько изда­ний; завершено начатое в 1989 г. издание нового 7-томного «Курса международного права». В монографиях исследуются теоретические вопросы международного права, его применение во внутригосудар­ственных отношениях. Выходит большое количество периодических изданий («Государство и право», «Правоведение», «Московский журнал международного права», «Российский юридический журнал» и др), публикующих материалы по международно-правовой тема­тике

На проводимых ежегодно заседаниях Российской Ассоциации международного права обсуждаются проблемы прогрессивного раз­вития международного права, реализации международно-правовых норм.

Российские ученые представлены в Международном СудеООН,Комиссии международного права, комитетах по правам человека, других международных органах, оказывают существенное влияние на мировую политику, играют важную роль в формировании междуна­родной позиции РФ

Документы и литература

Устав Организации Объединенных Наций 1945 г // Международное право в документах / Сост. Я. Г. Блатова М., 1982. С. 196—228.

Статут Международного Суда 1945 г. // Международное право в документах / Сост. Н.Т. Блатова М., 1982. С. 658—668.

Положение о Комиссии международного права 1947 г. // Действующее международное право / Сост. Ю. М. Колосов и Э. С. Кривчикова. В 3 т. Т. 1. М., 1996. С. 58—65.

Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организа­ции Объединенных Наций 1970 г. // Международное право в документах / Сост. Н. Т. Блатова М., 1982. С. 4—12.

Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г. // Ведомости СССР. 1975. Прил. к № ЭЧ.

Итоговый документ Венской встречи представителей государств — участников Сове­щания по безопасности и сотрудничеству в Европе, состоявшейся на основе положений Заключительного акта, относящихся к дальнейшим шагам после Со­вещания. М.,1989.

Парижская хартия для новой Европы от 1990 г. // Общеевропейская встреча в верхах. Париж, 19—21 ноября 1990 г. Документы и материалы. М., 1991. С. 4—23.

Алексидзе Л. А. Некоторые вопросы теории международного права: императивные нормы (jus cogens). Тбилиси, 1983.

Василенко В.А. Основы теории международного права. Киев, 1988.

Каламкарян Р.А. Законченность системы современного международного права и зап­рет// ГиП. 1996. № 11. С. 67—75.

Карапетян Л.М. Грани суверенитета и самоопределения народов // ГиП. 1993. № 1. С. 13—22.

Курс международного права. В 7 т. Т. 1. М., 1989.

Левин Д.Б. Актуальные проблемы теории международного права. М., 1974.

МовчанА.П. Кодификация и прогрессивное развитие международного права. М., 1982.

Оппенгейм Л. Международное право. Т. 1. Полутом 1. М., 1948.

Тиунов О.И. Принцип соблюдения международных обязательств. М., 1979.

Тункин Г.И. Теория международного права. М., 1970.

Фельдман Д.И. Система международного права. Казань, 1983.

Черниченко С.В. Международное право: современные теоретические проблемы. М., 1993.

Международный договор

 

Венская конвенция о праве международных договоров 1969 г. определяет договор как международное соглашение, заключенное между государствами в письменной форме и регулируемое между­народным правом, независимо от того, содержится ли такое согла­шение в одном документе, в двух или нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наиме­нования.

В настоящее время нормы международных договоров занимают основное место в международном праве в силу определенных при­чин, среди которых можно назвать следующие:

1) создание обычных норм является длительным процессом и иногда возникают затруднения в установлении точного содержания обычной нормы. Процесс создания договорной нормы не такой дли­тельный, а воли субъектов международного права имеют более выра­женный характер;

2) процедура заключения и исполнения договоров детально раз­работана и определена (конвенции о праве международных догово­ров 1969 г. и 1986 г.);

3) договорная форма предоставляет больше возможностей для согласования воль субъектов нежели какая-либо другая.

Эти и другие причины обусловливают все более широкое исполь­зование договорного процесса создания международно-правовых норм. Субъекты международного права учитывают важнейшую роль договоров в международных отношениях и признают возрастающее значение договоров как источника международного права и средства развития мирного сотрудничества между государствами.

Формы и виды признания

Формы признания

Существуют две формы признания: признание де-юре и призна­ние де-факто.

Признание де-факто — это признание официальное, но непол­ное. Этой формой пользуются, когда хотят подготовить почву для установления отношений между государствами либо когда государ­ство считает признание де-юре преждевременным. Так, в 1960 г. СССР признал де-факто Временное правительство Алжирской Рес­публики. Как правило, через некоторое время признание де-факто трансформируется в признание де-юре. Сегодня признание де-факто встречается достаточно редко.

Признание де-юре — признание полное и окончательное. Оно предполагает установление между субъектами международного права международных отношений в полном объеме и сопровождает­ся, как правило, заявлением об официальном признании и установле­нии дипломатических отношений.

Как специфический вид признания можно рассматривать призна­ние ad hoc (признание на данный случай). Это происходит, когда одно государство вступает с другим государством или правительством в какие-то «разовые» отношения (скажем, защита своих граждан, на­ходящихся в данном государстве) при политике официального не­признания. Такие действия не рассматриваются как признание.

Иногда признание выступает в форме действий, явно свидетельст­вующих о признании (т.н. «молчаливое признание»). Примерами могут служить установление дипломатических отношений с новым государством, заключение двустороннего договора или продолжение отношений с новым правительством, пришедшим к власти в результа­те революции. Однако не рассматривается как признание факт учас­тия не признающих друг друга субъектов международного права в одном международном договоре или одной международной организа­ции (см. ст. 82 Венской конвенции о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального ха­рактера 1975 г.), т.к. участие в договоре и представительство в между­народной организации, с одной стороны, и признание, с другой сторо­ны, представляют собой различные правоотношения, регулируемые разными институтами и нормами международного права.

Виды признания

Различают признание государств и признание правительств.

Признание государств происходит, когда на международную арену выходит новое независимое государство, возникшее в результате революции, войны, объединения или раздела государств и т.д. Основной критерий признания в данном случае — независимость признаваемого государства и самостоятельность в осуществлении государственной власти.

Признание правительства происходит, как правило, одновремен­но с признанием нового государства. Однако возможно признание правительства без признания государства, например, в случае прихо­да правительства к власти в уже признанном государстве неконсти­туционным путем (гражданские войны, перевороты и т.п.). Основной критерий для признания нового правительства — это его эффектив­ность, т.е. действительное фактическое обладание государственной властью на соответствующей территории и независимое ее осущест­вление. В этом случае правительство признается единственным пред­ставителем данного государства в международных отношениях.

Особым видом признания правительств является признание эми­грантских правительств или правительств в изгнании. Практика их признания была широко распространена во время Второй мировой войны. Однако эмигрантское правительство часто теряет связь с соответствующей территорией и населением и поэтому перестает представлять данное государство в международных отношениях. В настоящее время признание правительств в изгнании используется достаточно редко.

В середине XX в. получил широкое распространение и такой вид признания, как признание органов сопротивления и национально-ос­вободительных движений. Это признание не было ни признанием государства, ни признанием правительства. Органы сопротивления создавались внутри уже признанных государств, а их полномочия отличались от традиционных полномочий правительств. Как прави­ло, признание органов сопротивления предшествовало признанию правительства и имело задачей представить борющийся за освобож­дение народ в международных отношениях, обеспечить ему между­народную защиту и возможность получения помощи.

В современных условиях наблюдается стремление отдельных ли­деров национально-сепаратистских движений получить статус орга­нов сопротивления и соответственно права и преимущества, выте­кающие из этого.

Государственная территория

 

Государственная территория — это часть земного шара, находя­щаяся под суверенитетом соответствующего государства. Государст­венную территорию образуют: сухопутная территория (вся суша, расположенная в пределах границ данного государства, острова); водная территория (все водоемы, расположенные на сухопутной тер­ритории и части вод морей и океанов, примыкающие к берегам), воздушная территория (все воздушное пространство, расположенное над сухопутной и водной территориями); недра (под сухопутной и водной территориями).

Условной государственной территорией принято считать мор­ские, воздушные, космические корабли, находящиеся вне пределов государственной территории, а также трубопроводы, другие соору­жения и оборудование в пределах международной территории (буро­вые установки, искусственные острова и т.п.).

Правовой режим государственных территорий определяется прежде всего национальным законодательством каждого государст­ва; международные договоры затрагивают отдельные аспекты право­вого статуса внутренних вод и территориального моря, устанавлива­ют договорное прохождение государственной границы, определяют вопросы пограничного режима и т.д.

В пределах государственной территории государство осуществля­ет свое территориальное верховенство и национальную юрисдикцию. Государству принадлежит исключительное право владения, пользо­вания и распоряжения соответствующей территорией и находящими­ся на ней ресурсами.

Современное международное право запрещает насильственное изменение государственной территории. Территория государства не­прикосновенна и не может быть объектом военной оккупации или других насильственных действий. Не признаются никакие территори­альные приобретения или иные выгоды, полученные в результате применения силы или угрозы силой.

Территория государства может изменяться в результате:

разделения существующего государства, выхода части террито­рии из состава государства, объединения двух или нескольких госу­дарств;

национально-освободительной борьбы и реализации права на самоопределение;

обмена государственными территориями по соглашению сторон (так, по Соглашению 1954 г. СССР и Иран обменялись участками своей территории);

применения мер ответственности за агрессию (например, оттор­жение Пруссии от Германии в 1945 г. и передача Восточной Пруссии Польше и СССР);

цессии — уступки права на территорию (в настоящее время не используется).

Пределы территориального верховенства государства обозначе­ны государственными границами.

Государственная граница

 

Государственная граница — это линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющая государственную территорию, пространственный предел государственного суверени­тета.

Прохождение границы устанавливается:

на суше — по характерным точкам, линиям рельефа или ориенти­рам;

на море — по внешнему пределу территориальных вод (границы территориальных вод между противолежащими или смежными госу­дарствами определяются по соглашению между ними);

на реках — по середине главного фарватера либо (в некоторых случаях) по их середине.

Государственные границы устанавливаются в договорном поряд­ке. При этом вначале решается вопрос о делимитации, т.е. о юриди­ческой принадлежности определенной территории. Делимитация предполагает определение в договорном порядке общего направле­ния прохождения государственной границы с обозначением ее на карте. Решив вопрос о принадлежности того или иного участка тер­ритории и установив его границы на карте, государства осуществляют демаркацию — проведение линии границы на местности с одновре­менным обозначением ее пограничными знаками. Государственная граница на суше обозначается ясно видимыми пограничными знака­ми — столбами, пирамидами и т.п., на воде — створами, вехами и т.д.

Режим государственной границы устанавливается национальным законодательством и международными договорами и включает пра­вила:

содержания границы;

пересечения границы лицами и транспортными средствами;

пропуска через границу лиц и товаров;

ведения на границе хозяйственной и иной деятельности;

разрешения пограничных инцидентов.

От режима государственной границы следует отличать погранич­ный режим — режим пограничной зоны, территориальных вод и внутренних вод, имеющих выход к государственной границе. Погра­ничный режим нацелен на создание необходимых условий для охра­ны границы. Ширина пограничной зоны не превышает, как правило, пяти километров.

Охрана Государственной границы РФ осуществляется органами и войсками Федеральной пограничной службы РФ в пределах при­граничной территории. Вооруженными Силами РФ в воздушном пространстве и подводной среде и другими силами (органами) обеспечения безопасности РФ. Охрана государственной границы осу­ществляется в целях недопущения противоправного изменения про­хождения Государственной границы, обеспечения соблюдения физи­ческими и юридическими лицами режима государственной границы, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через государст­венную границу.

Органы ФПС РФ вправе:

вести дознание, оперативно-розыскную, контрразведывательную и разведывательную деятельность по делам, отнесенным к их ведению;

задерживать лиц, совершивших незаконное пересечение Госу­дарственной границы;

пресекать нарушения Государственной границы.

В территориальных и внутренних водах в отношении иностран­ных невоенных судов органы ФПС имеют право:

предложить судну изменить курс, если он может повлечь наруше­ние режима плавания;

остановить судно и произвести его осмотр, если оно не поднимает свой флаг, не отвечает на опрос, не подчиняется требованию изме­нить курс; по результатам осмотра судно может быть задержано;

снимать с судна и задерживать лиц, совершивших преступление на территории прибрежного государства;

осуществлять преследование «по горячим следам» — преследо­вать и задерживать в открытом море судно, нарушившее правила пребывания в водах РФ, до захода этого судна в территориальное море своей страны или третьего государства. Такое преследование должно быть начато в водах РФ после подачи зрительного или звуко­вого сигнала об остановке с дистанции, позволявшей видеть или слышать этот сигнал, и вестись непрерывно;

осуществлять иные полномочия, предусмотренные законом или договором.

Для разрешения вопросов, связанных с соблюдением режима Государственной границы РФ и урегулирования пограничных инци­дентов создан институт пограничных представителей (уполномочен­ных). В их компетенцию входят: осуществление контроля за соблю­дением режима Государственной границы; недопущение нарушений границы; обеспечение выполнения договоров о государственных гра­ницах; проведение расследования пограничных инцидентов.

Правовой режим Арктики

 

Арктика — часть земного шара, ограниченная Северным поляр­ным кругом и включающая в себя окраины материков Евразия и Северная Америка, а также Северный Ледовитый океан.

Территория Арктики поделена между США, Канадой, Данией, Норвегией и Россией на полярные сектора. Согласно концепции полярных секторов все земли и острова, находящиеся к северу от арктического побережья соответствующего приполярного государ­ства в пределах сектора, образованного этим побережьем и сходящи­мися в точке Северного полюса меридианами, считаются входящими в территорию данного государства.

Нужно заметить, что боковые границы полярных секторов не являются государственными границами соответствующих стран: го­сударственная территория в полярном секторе ограничивается внеш­ним пределом территориальных вод. Однако, учитывая особую зна­чимость полярных секторов для экономики и безопасности прибреж­ных государств, затрудненность судоходства в этих районах, ряд иных обстоятельств, можно сказать, что на территории секторов действует правовой режим, мало чем отличающийся от режима территориаль­ных вод. Приполярные государства устанавливают разрешительный порядок ведения хозяйственной деятельности в районе полярного сектора, правила охраны окружающей среды и т.п.

СССР закрепил свои права в полярном секторе постановлением Президиума ЦИК СССР 1926 г., по которому все земли, как откры­тые, так и могущие быть открытыми в будущем, расположенные между северным побережьем Советского Союза и сходящимися у Северного полюса меридианами, были объявлены территорией СССР. Исключение составляют острова архипелага Шпицберген, принадлежащие Норвегии.

Правовой режим Антарктики

 

Антарктика представляет собой территорию земного шара южнее 60° южной широты и включает в себя материк Антарктиду, шельфовые ледники и прилегающие моря. Правовой статус Антарк­тики определен Договором об Антарктике 1959 г., в котором участву­ет около сорока государств. Это соглашение на конференции госу­дарств — участников Договора в 1995 г. было признано бессрочным.

В соответствии с положениями Договора 1959 г. все территори­альные претензии государств в Антарктике «замораживаются». Не признавая чьего-либо суверенитета в Антарктике, Договор не отри­цает существования территориальных претензий, но замораживает существующие и запрещает предъявление государствами новых при­тязаний.

Договором установлено, что Антарктика может использоваться только в мирных целях. В Антарктике запрещаются, в частности: создание военных баз и укреплений, проведение военных маневров, испытания любых видов оружия. Кроме того, на территории Антарк­тики запрещено проведение ядерных взрывов и сброс радиоактивных отходов. Таким образом, Антарктика признана демилитаризованной территорией. Договор, однако, не препятствует использованию в Антарктике военного персонала или оборудования для научных ис­следований или для любых иных мирных целей.

За соблюдением Договора установлен строгий контроль. Каждое государство — участник Договора может назначать своих наблюда­телей, которые имеют право доступа в любой район Антарктики в любое время. Антарктические станции, установки, оборудование, морские и воздушные суда всех государств в Антарктике открыты для инспекции.

Наблюдатели и научный персонал станций в Антарктике нахо­дятся под юрисдикцией государства, чьими гражданами они явля­ются.

Правовой режим живых и минеральных ресурсов Антарктики регламентируется Конвенцией о сохранении морских живых ресур­сов Антарктики 1980 г., Конвенцией по регулированию освоения минеральных ресурсов Антарктики 1988 г., другими документами.

Документы и литература

Конвенция об обеспечении свободного пользования Суэцким каналом 1888 г. // Меж­дународное публичное право / Сборник документов / Сост. К.А. Бекяшев, А Г. Ходаков. Т. 1. М., 1996. С. 32—34.

Договор о Шпицбергене 1920 г. //Действующее международное право/ Сост. Ю.М. Ко­лосов и Э.С. Кривчикова Т. 1. М., 1996. С. 202—204.

Конвенция о режиме черноморских проливов 1936 г. // Международное публичное право / Сборник документов / Сост. К.А. Бекяшев, А Г. Ходоков. Т. 1. С. 28—32.

Конвенция о режиме судоходства по Дунаю 1948 г. // Действующее международное право /Сост. Ю.М. Колосов и Э.С.Кривчикова. Т.1. М., 1996. С. 211—223.

Договор об Антарктике 1959 г. // Ведомости СССР. 1961. № 31.

Конвенция о сохранении морских живых ресурсов Антарктики 1980 г. // СМД СССР. Вып. XXXVIII. М., 1982.

Соглашение о сотрудничестве государств — участников Содружества по обеспечению стабильного положения на их внешних границах 1992 г. //Действующее междуна­родное право / Сост. Ю. М. Колосов и Э. С. Кривчикова. Т. 1. С. 191—195.

Закон РФ «О Государственной границе Российской Федерации» 1993 г. (в ред. 1994 г., 1996 г.) // Ведомости РФ. 1993. № 17. Ст. 594; СЗ РФ. 1994. №16. Ст. 1861; СЗ РФ. 1996. №50. Ст. 5610; Российская газета. 1997. 23 июля.

Голицын В.В. Антарктика: международно-правовой режим М., 1989.

Клименко Б.М. Государственная территория. Вопросы теории и практики международ­ного права. М.,1974.

Клименко Б.М. Международные реки. М., 1969.

Курс международного права. В 7 т. Т. 3. М,1990.

Скуратов Ю.А. Государственная граница в России: формирование правовой основы // ГиП. 1993. № 10. С. 17—26

Трофимов В. Н. Правовой статус Антарктики. М., 1990.

Щербаков А.С. Государственная граница России и право // ГиП. 1995. № 9.

Заключение международных договоров

Заключение договора

Выступать от имени государства при разработке текста договора, подписании договора и т.п. может лишь лицо, наделенное для этого необходимыми полномочиями. Полномочия — это документ, исхо­дящий от компетентного государственного органа, посредством ко­торого одно или несколько лиц назначаются представлять данное государство в целях ведения переговоров, принятия договора или установления его аутентичности, выражения согласия на обязатель­ность договора или совершения иного акта, относящегося к договору. Без полномочий считаются представляющими свое государство главы государств, главы правительств, министры иностранных дел (по всем актам, относящимся к заключению договора); главы дипло­матических представительств (для принятия текста договора между их государством и государством, при котором они аккредитованы); представители государств на международных конференциях или в международных организациях (для принятия текста договора на кон­ференции или в организации).

При заключении двусторонних договоров стороны обмениваются своими полномочиями, если договор многосторонний — сдают их в оргкомитет конференции либо в соответствующий орган междуна­родной организации.

Можно выделить следующие стадии заключения международных договоров: выработка текста и установление его аутентичности; при­нятие текста договора; выражение согласия на обязательность дого­вора.

Выработка текста и установление аутентичности

Разработка текста договора может происходить на переговорах, на специально созываемых международных конференциях, в рамках международных организаций. Так, конвенции о праве договоров 1969 г. и 1986 г. принимались на международных конференциях по кодификации права договоров, Конвенция о борьбе с захватом за­ложников 1979 г. — на Генеральной Ассамблее ООН, Конвенция о принудительном и обязательном труде 1929 г. — в рамках МОТ и т.п. Двусторонние договоры разрабатываются в основном на переговорах соответствующих государств. После того как текст договора согласо­ван, необходимо установить его аутентичность.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 285; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.5.183 (0.097 с.)