Внутренние морские воды: состав, правовой режим.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Внутренние морские воды: состав, правовой режим.



Внутренние морские воды представляют собой водное пространство, расположенное между береговой линией и теми исходными линиями, от которых отсчитывается ширина территориального моря.

Внутренние морские воды являются частью территории государства, и на них распространяется его суверенитет. Государство в национальном законодательстве устанавливает границы своих внутренних морских вод с учетом правил Конвенции ООН по морскому праву и других норм международного права. В Российской Федерации они определены прежде всего ст. 1 Федерального закона от 31 июля 1998 г. «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации».

К внутренним морским водам относятся:

1) воды портов до линии, соединяющей наиболее удаленные в сторону моря постоянные портовые сооружения. Прибрежные установки и искусственные острова не считаются постоянными портовыми сооружениями;

2) воды заливов, бухт, губ, лиманов, берега которых принадлежат данному государству до линии естественного входа, если она не превышает 24 морских миль. Если линия входа в залив (бухту, губу, лиман) превышает 24 мили, то проводится 24-мильная исходная прямая внутри залива. Углубление не признается заливом, если его площадь не равна и не больше площади полукруга, диаметром которого служит линия, пересекающая вход в это углубление;

3) воды заливов, бухт, губ, лиманов, морей и проливов, исторически принадлежащих данному государству, независимо от ширины линии естественного входа (заливы Петра Великого в России, Гудзонов в Канаде, и др.). К внутренним морским водам определенного государства они относятся в связи с тем, что традиционно в силу географических особенностей, а также экономической и

оборонной значимости принадлежали данному государству, что можно квалифицировать как признанную другими государствами обычную норму.

Правовой статус морей, побережье которых принадлежит двум или нескольким государствам, определяется или должен определяться по соглашению между прибрежными государствами;

4) воды, расположенные в сторону берега от прямых исходных линий, принятых для отсчета ширины территориального моря, когда побережье глубоко изрезано или когда вдоль берега расположена цепь островов. Прямые исходные линии должны быть обозначены на картах и доведены до сведения других государств.

Правовой режим внутренних морских вод представляет собой совокупность правил захода во внутренние воды и порты, пребывания в них и выхода из них. Он устанавливается внутри-государственным законодательством и международно-правовыми актами.

Правовой режим внутренних морских вод и портов России определяется Федеральным законом «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации», Правила, которые применяются во внутренних морских водах, прибрежные государства обязаны доводить до всеобщего сведения в «Извещениях мореплавателям».

Иностранные суда заходят во внутренние воды и порты государства по разрешению. Военные корабли иностранных государств могут заходить во внутренние воды и порты на основе разрешения прибрежного государства либо по его приглашению. Некоторые страны на основе принципа взаимности предусматривают уведомительный порядок захода военных судов.

Без разрешения осуществляется вынужденный заход иностранных военных судов, вызванный чрезвычайными обстоятельствами, — несчастный случай, авария, стихийное бедствие, необходимость оказания срочной медицинской помощи, доставка спасенных людей и др.

Все суда, прибывающие в порт, подлежат пограничному, санитарному и таможенному досмотру (могут осуществляться и другие виды контроля).

Военные корабли освобождаются от таможенного досмотра и пошлины. Однако выгрузка или перегрузка грузов осуществляется под наблюдением органов таможенного контроля. Грузы, выгружаемые на берег, облагаются таможенными пошлинами.

Прибрежное государство не может взимать плату с судов за их заход и пребывание в порту.

На иностранные невоенные суда, находящиеся во внутренних водах и портах, распространяется юрисдикция прибрежного государства. Военные корабли во внутренних водах и портах пользуются правом неприкосновенности.

Выход судна из морского порта Российской Федерации производится только с разрешения капитана морского порта по согласованию со специально уполномоченным органом исполнительной власти по пограничной службе и таможенными органами.

48. Территориальное море: порядок отсчета, правовой режим.

Территориальное море — это морской пояс, примыкающий к сухопутной территории (основному сухопутному массиву и островам) и внутренним водам государств и находящийся под суверенитетом прибрежного государства.

Ширина территориального моря не должна превышать 12 морских миль. В большинстве стран принята 12-мильная норма (Россия, Польша, Франция, Япония, Индия и др.). В отдельных государствах принята меньшая ширина — 6 (Греция), 4 (Норвегия) и даже 3 морских мили (США, ФРГ и др.).

Отсчет ширины территориального моря производится: 1) от линии наибольшего отлива; 2) от условной линии внутренних вод; 3) от прямых исходных («базисных») линий, соединяющих выступающие в море точки морского побережья (такой метод применяется в местах, где береговая линия глубоко изрезана или вдоль берега имеется цепь островов).

Если берега двух государств расположены один против другого или примыкают друг к другу, то в качестве разграничительной линии их территориального моря используется срединная линия.

Правовой режим. Территориальное море, его дно и недра, воздушное пространство над ним являются составной частью территории прибрежного государства и находятся под его суверенитетом. Территориальное море имеет большое значение для международного морского судоходства. Суда всех государств (невоенные и военные) пользуются правом мирного прохода через территориальное море (ст. 17 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.). Предварительного разрешения компетентных властей прибрежного государства на такой проход не требуется.

Под проходом понимается плавание через территориальное море с целью: а) пересечь это море, не заходя во внутренние воды; б) пройти во внутренние воды или выйти из них. Проход Должен быть непрерывным и быстрым. Он включает остановку и стоянку на якоре, если они связаны с обычным плаванием или необходимы в силу чрезвычайных обстоятельств. Подводные транспортные средства должны следовать на поверхности.

Прибрежное государство может принимать законы и правила, относящиеся к безопасности судоходства и регулированию движения судов в территориальном море. Промысловая и иная деятельность иностранными судами осуществляются только с разрешения компетентных властей прибрежного государства или на основе специального соглашения с ним.

Прибрежное государство вправе устанавливать морские коридоры и схемы разделения движения в территориальном море, а также приостанавливать в определенных районах своего территориального моря осуществление права мирного прохода иностранных судов, если это необходимо для обеспечения его безопасности. Законом ограничивается количество военных кораблей и других государственных судов иностранного государства, одновременно проходящих через территориальное море с целью захода в морской порт РФ, до трех.

Суда, допустившие нарушение режима территориального моря РФ, могут быть остановлены, досмотрены, задержаны и доставлены (конвоированы) в ближайший российский порт для выяснения обстоятельств нарушения и при наличии достаточных оснований привлечены к ответственности в соответствии с законами РФ.

Пограничные органы и пограничные войска имеют право преследовать и задерживать за пределами территориального моря РФ судно, нарушившее правила плавания (пребывания) в этих водах, до захода этого судна в территориальное море своей страны или третьего государства. Преследование в открытом море осуществляется, если оно начато в территориальном море России и ведется непрерывно (преследование «по горячим следам»).

Военные корабли пользуются в территориальном море иммунитетом от юрисдикции прибрежного государства. Если военный корабль не соблюдает правила и законы прибрежного государства и игнорирует обращенное к нему требование об их соблюдении, прибрежное государство может потребовать от него покинуть территориальное море. За ущерб или убытки, причиненные военным кораблем прибрежному государству, государство флага несет международную ответственность.

7. Реализация международного права в сфере внутригосударственных отношений — это деятельность субъектов указанных отношений в соответствии с нормами международного права.

СОСТОИТ ИЗ 2 КОМПОНЕНТОВ:

1. ВНУТРИГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОРМАТИВНЫЙ МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ - совокупность внутригосударственных правовых актов (нормативных и иных), обеспечивающих соответствие деятельности субъектов внутригосударственных отношений требованиям норм:

a. Акты общего характера - применимы ко всем международно-правовым нормам и могут быть приняты до или после заключения конкретного договора. В них:

i. закрепляются основополагающие правила, определяется место международного права во внутригосударственной правовой системе,

ii. подтверждается непосредственное действие норм международного права - самостоятельное или совместное с внутригосударственными нормами,

iii. предусматривается, что в случае закрепления международным договором правил иных, чем в российском законодательстве, по одному и тому же вопросу должны применяться правила международного договора,

iv. содержатся обязанности, адресованные государственным органам, принимать меры, необходимые для выполнения норм международного права,

v. говорится об обязанности осуществлять контроль за исполнением международных.

b. Правовые акты, принимаемые для обеспечения реализации конкретного договора - могут приниматься как до, так и после вступления в силу договора. Для реализации некоторых международных договоров необходима длительная подготовительная работа по созданию правовой и материальной базы исполнения тех обязательств, которые возникнут у государства после вступления договора в силу.

Внутригосударственное - определение (посредством правовой конкретизации, толкования, расшифровки норм международного права и их дополнения):

• комплекса работ (фактической деятельности), осуществление которых должно привести к тому социально значимому результату, который предполагается при заключении договора;

• необходимых мер, способствующих осуществлению указанных работ;

• субъектов осуществления работ;

• мер контроля за осуществлением необходимого комплекса работ;

• ответственности за нарушение, т. е. за неосуществление мер.

 

2. ВНУТРИГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОЙ МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ - система органов, осуществляющих правовую и организационную деятельность в целях обеспечения реализации международного права.

i. Федеральное Собрание Российской Федерации является зако-нодательным органом. Его главное полномочие в сфере реализации международного права - это разработка и принятие законодательных актов: специальных, касающихся реализации международно-правовых норм, отдельных договоров или отдельных норм, включающих положения относительно реализации норм международного права на территории РФ. Могут возлагаться функции контроля и по его результатам - принятия решения. Оно рассматривает ежегодный доклад Правительства, а также информацию из регионов о ходе реализации Конвенции (об объемах уничтоженного химического оружия, строительстве объектов по уничтожению химического оружия, экологической ситуации и др.) и принимает по ним решения.

ii. Президент Российской Федерации как глава государства опреде-ляет основные направления внутренней и внешней политики, принимает меры, на-правленные на обеспечение выполнения международных договоров. Его решения по вопросам внутренней и внешней политики облекаются в правовую форму - правовые акты (указы и распоряжения). Актами Президента создаются органы (например, Межведомственная комиссия по делам Совета Европы) и утверждают-ся положения о них. Президент может принимать решения о прекращении меж-дународных договоров в соответствии с нормами международного права и Федеральным законом «О международных договорах Российской Федерации».

iii. Правительство Российской Федерации осуществляет испол-нительную власть Российской Федерации. Оно принимает «меры по обеспечению реализации внешней политики Российской Федерации», в пределах своих полномочий обеспечивает выполнение обязательств по международным договорам, а также осуществляет контроль за их выполнением другими участ-никами. Правительство издает постановления, имеющие нормативный характер, и распоряжения — по оперативным и текущим вопросам.

iv. Министерство иностранных дел Российской Федерации является органом исполнительной власти. Оно осуществляет управление в сфере отношений Российской Федерации с иностранными государствами и международными организациями. МИД России подготавливает предложения о заключении, выполнении, прекращении и приостановлении действия международных договоров (в том числе в случае нарушения) и вносит их на рассмотрение Президента и Правительства, осуществляет наблюдение за выполнением международных договоров РФ, участвует в подготовке предложений по приведению законодательства РФ в соответствие с принятыми Российской Федерацией международными обязательствами, обеспечивает участие Российской Федерации в деятельности международных организаций, конференций.

v. Федеральные органы исполнительной власти обеспечивают выполнение обязательств и прав по договорам, а также наблюдают за выполнением обязательств другими государствами-участниками в пределах своих полномочий, имеют право заключать договоры с соответствующими органами других государств - межведомственные договоры.

vi. Специальные государственные органы (Межведомственная комиссия РФ по делам Совета Европы, межведомственная комиссия РФ по делам Международной морской организации (ИМО) и др.). Суды, прокуратура, правоохранительные органы исполнительной власти.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.118.225 (0.019 с.)