Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Международное уголовное право: понятие, источники.

Поиск

Международное уголовное право.

Правовая помощь – сотрудничество государство по многим вопросам. Виды этой помощи связанные с теми областями, в которых сотрудничают государства. Самыми распространенными видами являются: помощь по гражданским, уголовным, семейным делам.

Правовая помощь по уголовным делам осуществляется в целях помощи государствам своей карательной функции.

По гражданским и семейным – направлена на обеспечение нормальной жизнедеятельности физическим и юридических лиц государств заключающих договоры.

В каждом м/н договоре есть общие положения и объем этой помощи.

Экстрадиция – это разнообразные процессуальные действия (выемка, обыск, экспертиза, допрос свидетеля).

У нас такими вопросами занимается генеральная прокуратура. Эта помощь оказывается безвозмездно.

Форма допроса и содержание регламентируется международными договорами.

Выдача производится при наличии международного договора. Есть исключение – принцип взаимности (НО при наличии дипломатических отношений).

В основном договоры двусторонние. В основном многосторонние.

- минская конвенция о паровой помощи и правовых отношениях по гражданским семейным и уголовным делам 1993 года. В рамках СНГ.

- кишиневская. Но Россия в ней не учувствует.

- европейская конвенция о выдаче 1957 года. К ней было принято два дополнительных протокола. 1975, 1978) РФ присоединилась в октябре 1999 года.

Для вопроса о выдаче условия:

Если запрашивается выдача для привлечения к уголовной ответственности, то необходимо, что бы санкцией за преступление было предусмотрено лишение свободы сроком не менее одного года.

Если для приведения приговора в исполнение. То срок более 6 мес.

Условия:

- деяние должно признаваться преступлением в обоих государствах.

- некоторые государства не выдают своих граждан (США, Индия, Израиль – выдают).

- не истек срок давности привлечения к ответственности

- лицо уже было привлечено к ответственности.

Процедуры выдачи не распространяются на налоговые, военные преступления.

Не выдаются лица, которым инкриминируются политические преступления; если санкцией предусмотрена смертная казнь, в государстве запрашиваемом. Это только в европейской конвенции по выдаче. Искл: если не применяется с/к могут выдать, либо если запрашивающее государство обещает не применять с/к.

РФ оговорила к европейской конвенции:

- РФ не выдает по гуманным соображениям – лицо преклонного возраста

58. Международно-правовая ответственность — обязанность субъекта международного права устранить, ликвидировать вред, причиненный им другому субъекту международного права в результате нарушения международно-правового обязательства, или обязанность возместить ущерб в результате правомерных действий, если это предусмотрено договором.

В соответствии с основным принципом международного права каждый субъект несет ответственность за свое собственное поведение в отношении своих собственных международно-правовых обязательств. Более того, один субъект международного права может нести ответственность за международно-противоправное деяние другого субъекта, например, в том случае, если деяние было совершено под его руководством и контролем. Ответственность субъекта международного права возникает в силу нарушения им международно-правового обязательства независимо от происхождения соответствующего обязательства.

ОСНОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

Различаются юридические и фактические основания ответственности. Если право не содержит обязанности определенных действий либо запрета, то не может быть ответственности. Если в поведении субъекта нет признаков правонарушения, то постановка вопроса об ответственности также исключается.

Юридические основания - это совокупность юридически обязательных международно-правовых актов, на основе которых определенное поведение квалифицируется как международное правонарушение. Юридические основания ответственности могут содержаться в любых источниках международного права и иных актах, фиксирующих обязательные для государства правила поведения. Ими являются

1. договоры, обычаи - содержат обязательные правила поведения как традиционные источники международного права

2. решения международных судов и арбитражей - суд устанавливает факт правонару-шения, определяет виды и формы ответственности государства-нарушителя. При этом он не создает новые нормы, но в его решении содержатся определенные обязанности нарушителя и права потерпевшего государства индивидуального характера — для данных государств и для конкретных ситуаций,

3. обязательные акты международных организаций - в виде резолюций, постанов-лений, деклараций, если им придается обязательный характер. Таковы, например, правила процедуры, решения о бюджете и распределении взносов, о приеме в организацию и исключении из нее, акты толкования общепризнанных норм международного права, а также регламенты, правила, стандарты в рамках ряда специализированных учреждений ООН,

4. некоторые акты международных конференций и совещаний – например, резолюции Совета Безопасности ООН по вопросам поддержания мира и безопасности, о применении принудительных мер, решения международных судов, арбитражей и трибуналов,

5. отдельные односторонние акты государств международно-правового характера - посредством которых оно принимает на себя международные обязательства и которые признаются другими государствами (провозглашение свободы транзита через его территорию, установление определенной ширины территориальных вод, разрешение иностранным судам ловли рыбы в морской экономической зоне, использование ресурсов континентального шельфа и т. д.).

Фактические основания ответственности - то, за что наступает ответственность.

Элементы правонарушения имеют место когда, какое-либо поведение, заключающееся в действии или бездействии:

a. может, согласно международному праву, присваиваться государству и

b. представляет собой нарушение международного обязательства этого государства.

Решая вопрос о вменении поведения государству, надо установить круг органов, за которые оно несет ответственность. Государство несет международную ответственность за действия любых своих органов, независимо от их функций:

1) Действия законодательной власти. Государство, принявшее определенное международное обязательство, непременно должно внести в законодательство поправки. Это означает, что оно навлекает на себя ответственность как в случае издания противоречащих обязательствам законов, так и при отсутствии необходимых актов.

2) Действия исполнительных органов, прежде всего правительства. Это могут быть неправомерные решения либо действия должностных лиц, наносящие ущерб иностранной собственности либо гражданам.

3) Принимаемое какой-либо судебной инстанцией решение является решением органа государства. Государство может уполномочить судебные органы применять договоры. Однако если суды выносят решения в нарушение международных обязательств или отказываются применить договор либо не могут сделать это в силу непринятия необходимых законодательных изменений, само государство становится ответственным за нарушение договора.

4) Действия властей субъектов федерации. В каждой конкретной ситуации все зависит от статуса субъектов. И если они имеют определенные права в области внешних отношений, могут принимать на себя международные обязательства, то они, следовательно, несут ответственность за них.

5) Следует четко разграничивать ответственность хозяйственных, политических, общественных и других организаций, не являющихся органами государства и не действующих от его имени. Государство не отвечает по обязательствам хозяйственных организаций, так же как последние не отвечают по обязательствам государства.

6) Действия индивидов, совершенные в связи с деятельностью государства. Поведение лиц рассматривается как деяние государства, если установлено, что это лицо или группа лиц фактически действовали от имени данного государства. Таковы, например, организация и засылка вооруженных групп и банд на территорию другого государства, выполнение отдельными лицами поручений государственных органов на иностранной территории и т. д. Действия, не связанные с осуществлением прерогатив государственной власти либо не имеющие отношения к политике государства, рассматриваются как действия частных лиц и не присваиваются государству. Государство обязано предотвращать подобные деяния, а если они совершены — пресекать их и наказывать виновных лиц. В противном случае возникает международно-правовая ответственность государства, но не за действия частных лиц, а за бездействие своих органов.

Следовательно, государство несет ответственность за действия всех своих органов, а также за действия официальных лиц, осуществляющих прерогативы государственной власти, и за непринятие необходимых мер против правонарушений находящихся под его юрисдикцией лиц.

Кроме того, по некоторым договорам на государство возлагается ответственность за всю национальную деятельность - как органов государства, так и любых физических и юридических лиц. Такое правило устанавливают, например, Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства и небесных тел 1967 г., в соответствии с которыми государства-участники несут ответственность за ущерб, причиненный как государственными, так и частными космическими объектами.

59. Реализация – это воплощение норм международного права в поведении, деятельности государств и других субъектов, это практическое осуществление нормативных предписаний. В официальных документах ООН, в различных изданиях получил распространение термин «имплементация» (от англ. implementation — осуществление, проведение в жизнь).

ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ.

1. Соблюдение. В такой форме реализуются нормы-запреты. Субъекты воздерживаются от совершения действий, которые запрещены нормами международного права. Например, при соблюдении Договора о нераспространении ядерного оружия 1968 г. одни государства (ядерные) не передают кому бы то ни было ядерное оружие, а другие (неядерные) государства не производят и не приобретают его. В таких ситуациях пассивность субъектов свидетельствует о том, что нормы права реализуются (соблюдаются).

2. Исполнение. Данная форма предполагает активную деятельность субъектов по осуществлению норм. Исполнение характерно для норм, предусматривающих конкретные обязанности, сопряженные с определенными действиями. Статья 2 Конвенции об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности от 8 ноября 1990 г. предусматривает: «Каждая Сторона принимает законодательные и другие необходимые меры, предоставляющие ей возможность конфисковывать орудия и доходы или имущество, стоимость которого соответствует этим доходам».

3. Использование. Имеется в виду осуществление предоставленных возможностей, содержащихся в нормах международного права. Решения об использовании нормативных положений принимаются субъектами самостоятельно. В данной форме реализуются так называемые управомочивающие нормы. Так, в ст. 90 Конвенции ООН по морскому праву сказано: «Каждое государство независимо от того, является ли оно прибрежным или не имеющим выхода к морю, имеет право на то, чтобы суда под его флагом плавали в открытом море».

СОДЕРЖАНИЕ ПРОЦЕССА РЕАЛИЗАЦИИ НОРМ

Процесс реализации включает два вида деятельности:

1. непосредственную фактическую деятельность (соответствующую требованиям норм) по достижению социально значимого результата (например, ликвидация боеголовок);

2. правовое и организационное обеспечение фактической деятельности. Оно включает в себя правотворчество, контрольную и правоприменительную (правоохранительную) деятельность, и ее результатом является правовой акт.

Помимо правовой базы для реализации необходима соответствующая структура органов (организационно-правовой, институционный механизм).

Реализация норм международного права основывается прежде всего на таких принципах, как:

• суверенное равенство,

• невмешательство во внутренние дела,

• мирное урегулирование споров,

• сотрудничество государств

• добросовестного выполнения международных обязательств

Государства должны обеспечить согласование их законов и практики с обязательствами по международному праву. В коллизионных ситуациях применению подлежат нормы международного права.

60. Международное право – сложный комплекс юридических норм, создаваемых государствами и межгосударственными организациями путём соглашений, и представляющих собой самостоятельную правовую систему, предметом регулирования которой являются межгосударственные и иные международные отношения, а также определенные внутригосударственные отношения. Международное право – это особая правовая система, которая существует параллельно национальным правовым системам. Правовая система – это совокупность всех правовых явлений в государстве. Элементы: система права; правотворчество; правоприменение; правосознание; правовая идеология.

Предмет международного права – международные отношения – отношения, выходящие за пределы компетенции и юрисдикции какого-либо государства. Включает отношения:

• между государствами – двусторонние и многосторонние отношения;

• между государствами и международными межправительственными организациями;

• между государствами и государствоподобными образованиями;

• между международными межправительственными организациями.

МП как система права – это совокупность принципов и норм, создаваемых определенными субъектами МП и регулирующих международные отношения.

1) Нормы МП создаются в основном государствами и международными организациями на основе соглашения

2) Международные отношения, выходящие за пределы компетенции и юрисдикции государства – предмет МП.

Объекты международных отношений:

1) Вопросы, которые по своей сути являются международными и не могут относиться к внутренней компетенции государства: вопросы, составляющие общечеловеческие интересы и ценности (вопросы мира и безопасности; правовой режим международной территории; глобальные экологические проблемы и др.)

2) Другие вопросы, которые могут быть разрешены только совместными усилиями государств на основе учета их взаимных интересов (установление государственных границ; оказание правовой помощи по уголовным, гражданским делам)

3) Вопросы, которые входят во внутреннюю компетенцию государства, но для более эффективного их разрешения необходимо сотрудничество с другими государствами (обеспечение и защита прав человека; осуществление международной уголовной юрисдикции в отношении определенных преступных деяний).

61. Нормы - это общеобязательные правила деятельности и взаимоотношений государств и иных субъектов МП; общее правило, рассчитанное на неоднократное применение.

Особенности:

1. Предмет регулирования – международные отношения

2. Порядок создания

3. Форма выражения

4. Обеспечение реализации.

В МП нет специальных нормотворческих органов, нормы МП создаются самими субъектами МП, преимущественно государством.

В процессе создания норм – 2 стадии:

1.достижение соглашения относительно содержания правила поведения

2.выражение согласия на обязательность данного правила поведения.

Нормообразование в МП началось с формирования обычных правовых норм.

Международная обычная правовая норма – это сложившееся в международной практике правило поведения, за которым субъекты МП признают обязательный характер.

Способ создания договорных правовых норм регламентирован Венской конвенцией о праве международных договоров.

Виды:

1. По форме

a. Документально закрепленные нормы

b. документально не закрепленные

3. По субъектно-территориальной сфере действия:

a. Универсальные нормы — это нормы, регулирующие отношения, объект которых представляет всеобщий интерес, и признанные подавляющим большинством или всеми государствами.

b. Локальные нормы - это нормы, регулирующие отношения в рамках определенной группы государств, а также между двумя или несколькими государствами.

4. В зависимости от функционального назначения:

a. Регулятивные нормы

b. Охранительные

 

6.?

a. императивные нормы

b. диапозитивные

7.?

a. материальные

b. процессуальные

62. Право внешних сношений — это совокупность международно-правовых норм, регламентирующих структуру, порядок формирования и деятельности, функции и юридический статус органов государства, обеспечивающих представительство в сфере межгосударственного общения. Основу данной отрасли составляют нормы дипломатического права и нормы консульского права, в связи с чем традиционно принято именовать этот комплекс дипломатическим и консульским правом.

Традиционными источниками права внешних сношений являются договор и обычай. Первым соглашением общего характера явился Венский протокол 1815 г. о рангах дипломатических представителей, который впоследствии был дополнен Аахенским протоколом 1818 г. В современном международном праве основными источниками, которые кодифицировали эту отрасль права, являются: Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г., Венская конвенция о консульских сношениях 1963 г., Конвенция о специальных миссиях 1969 г., Венская конвенция о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера 1975 г. К источникам права внешних сношений относятся Конвенция о привилегиях и иммунитетах ООН 1946 г., Конвенция о привилегиях специализированных учреждений ООН 1947 г.

Правовое положение и порядок деятельности органов внешних сношений в соответствии с нормами международного права регламентируются актами национального законодательства, в числе которых Конституция РФ, Федеральный закон «О международных договорах Российской Федерации», Положение о Министерстве иностранных дел Российской Федерации, утвержденное Указом Президента РФ от 14 марта 1995 г., Положение о Посольстве Российской Федерации, утвержденное Указом Президента РФ от 28 октября 1996 г. Положение о Консульском учреждении Российской Федерации, утвержденное Указом Президента РФ от 5 ноября 1998 г., Положение о Чрезвычайном и Полномочном После Российской Федерации в иностранном государстве, утвержденное Указом Президента РФ от 7 сентября 1999 г., Положение о Постоянном представительстве Российской Федерации при международной организации, утвержденное Указом Президента РФ от 29 сентября 1999 г..

Источники - это внешняя форма выражения норм МП. В МП нет единого документа, в котором бы перечислялись все источники МП.

Традиционные: международный договор, международный обычай.

П.1 ст.38 Статута международного суда: международный обычай – это доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы. Международный обычай всегда содержит одну норму, нет чётких словесных формулировок.

Ст.2 Венской конвенции 1969 г.: международный договор – это международное соглашение, заключаемое государствами в письменной форме и регулируемое МП независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном, двух или нескольких связанных между собой документах, а также независимо от наименования.

Акты международных организаций – акты, принимаемые органами международных межправительственных организаций. Распространенное наименование – резолюция, декларация, план, программа. Это акты, принимаемые в рамках созываемых международных конференций. Такие конференции могут создаваться:

1. Для разработки МД (дипломатические конференции) – акт, в котором фиксируется принятие МД. Носит разовый характер, источником МП будет договор.

2. Для обсуждения выполнения ранее принятого МД. По результатам принимается заключительный акт.

3. Для обсуждения новых проблем, которые ещё не урегулированы нормами МП.

Акты международных конференций – декларация, план, программа, заключительный акт.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 323; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.247.78 (0.011 с.)