Государственные границы. Порядок установления. Режим государственной границы



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государственные границы. Порядок установления. Режим государственной границы



Государственные границы: понятие, виды, порядок установления.

Государственная граница – это линия и проходящая по ней вертикальная поверхность, определяющая пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства). Границы между сопредельными государствами обычно определяются договорами между ними.

С учетом договором принимаются внутригосударственные правовые акты о государственной границе.

В России это Закон от 01.04.1993 г. «О государственной границе РФ». Он характеризует государственную границу как «пространственный предел действия государственного суверенитета РФ». Границы РФ, не оформленные в международно-правовом отношении, подлежит, согласно этому Закону, договорному закреплению

- Государственные границы на суши устанавливаются по линиям рельефа или явно видимым ориентирам.

- На реках по середине главного фарватера или по тальвегу (по линии наибольших глубин), если река судоходная; по середине русла – река несудоходная.

Линия внешнего предела территориального моря является государственной границей на море. Она устанавливается с учетом требований норм международного права (о ширине территориального моря, об определении линии их разграничения между смешными или расположенными друг против друга государствами).

Процесс установления включает две стадии.

1. Делимитация – определение в договоре общего направления прохождения границы (словесное описание с указанием характерных мест ее прохождения – рек, озер, хребтов и т.д) и нанесение ее на карту (графическое изображение)

2. Демаркация – обозначение линии границы на местности посредством установления специальных пограничных знаков. Она осуществляет специально создаваемыми комиссиями из представителей сопредельных государств. При демаркации составляются демаркационные документы: протоколы – описания государственной границы, пограничных знаков (с характеристикой их положения, формы, размеров, материала, номера и т.д.)

Режим государственной границы определяется совокупностью международно-правовых и внутригосударственных норм.

Международные договоры, касающиеся режима Государственной границы РФ, разнообразны: о прохождении государственной границы, о системе обозначения линии границы, об уточнении ее прохождения на определенных участках, о режиме границы в целом или об отдельных элементах режима, в том числе об уходе за пограничными знаками, об использовании приграничной территории (например, пограничных вод), об охране границы и обеспечении стабильного положения на ней.

Режим государственной границы включает следующие вопросы.

1. Содержание государственной границы, т. е. порядок сохранения и поддержания в надлежащем состоянии пограничных знаков, оборудования, пограничных просек, проведения их контрольных осмотров, проверок прохождения государственной границы.

2. Пересечение государственной границы лицами и транспортными средствами и перемещение через нее товаров, грузов и животных.

Перемещение через государственную границу товаров, грузов и животных осуществляется в определенном порядке и месте, которые также устанавливаются международными договорами и внутригосударственными правилами.

3. Пропуск лиц, транспортных средств, товаров, грузов и животных через государственную границу предполагает осуществление пограничного контроля, а при необходимости — таможенного, иммиграционного, санитарно-карантинного, ветеринарного, фитосанитарного и других видов контроля.

Основанием для пропуска является наличие действительных документов на право въезда (или выезда), документов на транспортные средства, грузы, товары и животных.

4. Ведение на государственной границе хозяйственной, промысловой и иной деятельности (охота, рыболовство, лесное, сельское или горное дело и т. д.).

Такая деятельность вблизи границы не должна причинять ущерб территории сопредельного государства, наносить вред здоровью населения, экологической и иной безопасности, создавать помехи обеспечению сохранности государственной границы. Примером специального двустороннего договора может служить межправительственное соглашение Российской Федерации и КНР о руководящих принципах совместного хозяйственного использования отдельных островов и прилегающих к ним акваторий на пограничных реках (1997 г.).

5. Разрешение с иностранными государствами инцидентов, связанных с нарушением указанных правил.

Лица, воздушные суда, морские и речные суда, другие транспортные средства, пересекающие государственную границу в нарушение правил, признаются нарушителями границы и должны нести ответственность.

Гражданство и МП

Гражданство и международное право

Гражданство — институт конституционного (государствен-ного) права. Соответствующие нормы содержатся в конституциях и в специальных законах о гражданстве. Применительно к Российской Федерации это Конституция РФ и Федеральный закон от 31 мая 2002 г. «О гражданстве Российской Федерации.

В Федеральном законе «О гражданстве Российской Федерации» даны многочисленные ссылки на международные договоры РФ, начиная с общего указания ст. 2 о регулировании вопросов гражданства не только Конституцией РФ и другими федеральными актами, но и международными договорами РФ.

В соответствии с общепризнанными международными стан-дартами установлены принципы гражданства РФ и правила, ре-гулирующие вопросы гражданства РФ (ст. 4 Закона). Эти прин-ципы и правила исключают положения, ограничивающие права граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. В Законе воспро-изведены конституционные нормы, согласно которым гражданин РФ не может быть лишен гражданства или права изменить его, не может быть выслан за пределы РФ или выдан другому (в Законе — иностранному) государству.

В числе оснований приобретения гражданства РФ, как и его прекращения, названы и основания, предусмотренные между-народным договором РФ.

Международное право оказало влияние на урегулирование во многих странах вопроса о гражданстве женщин при вступлении в брак. Имеется в виду преодоление традиций, воплощавшихся в национальном законодательстве, согласно которым гражданство жены автоматически следует за гражданством мужа. В большинстве государств, придерживавшихся такого правила, применяется норма относительно права женщины, вступающей в брак с иностранным гражданином, либо избрать гражданство мужа, либо сохранить свое гражданство. В нашей стране традиционно действует норма, признанная и в Федеральном законе «О гражданстве Российской Федерации», в соответствии с которой заключение или расторжение брака гражданином РФ с лицом, не имеющим гражданства РФ, не влечет за собой изменения гражданства указанных лиц (ч. 1 ст. 8).

Добровольный выбор гражданства при территориальных из-менениях, т. е. либо сохранение прежнего гражданства, либо обретение гражданства того государства, к которому переходит территория, называется оптацией, а само право выбора — правом оптации.

Отдельные государства заключают договоры относительно упрощенного порядка приобретения гражданства.

Международно-правовые нормы имеют существенное значение при регламентации двойного гражданства.

Возникновение двойного гражданства возможно в опреде-ленных ситуациях, обусловленных различиями (коллизиями) законов государств, в частности неоднозначным решением вопроса о гражданстве детей, родители которых являются гражданами различных государств. Двойное гражданство, естественно, осложняет статус лица, поскольку его правовая связь одновременно с двумя государствами порождает «двойные» обязанности.

В Европейскую конвенцию о гражданстве включена глава о множественном гражданстве, в которой допускается такой пра-вовой статус. Согласно ст. 17 граждане государства-участника, имеющие другое гражданство, имеют на территории государства-участника, в котором они проживают, те же права и несут те же обязанности, что и другие граждане этого государства-участника.

Вопросы выхода из гражданства решены в действующем Законе следующим образом. Согласно ст. 19 выход из гражданства РФ лица, проживающего на территории РФ, осуществляется на основании его добровольного волеизъявления в общем порядке, а лица, проживающего на территории иностранного государства, — в упрощенном порядке.

Особым правовым состоянием является безгражданство. Лица без гражданства (апатриды), т. е. лица, не состоящие в гражданстве какого-либо государства, подчиняются юрисдикции того государства, на территории которого проживают.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.36.32 (0.009 с.)