Источники государственного права 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Источники государственного права



Дореволюционное КП

Формально до 1917 года отсутствует документ называемый К. Но о ней думали декабристы. Правящие круги (искл. - А2) негативно относились к конституционному строю. А2 же был настроен либерально, расположен к реформам, при нем разрабатывалась К. После его гибели проекты оставлены, к ним вернулись только после 1905 года. Один из первых шагов от монархии к республике — принятие манифеста 6 августа 1905 года., согласно которому в России в качестве законосовещательного органа была учреждена Гос. Дума. Этот орган явился прообразом будущего российского парламента. Манифест провозгласил права и свободы подданных империи: неприкосновенность личности, свобода совести, слова, избирательного права, Свобода собраний и союзов.

1906 год - создан Гос. совет, приняты основные законы Российской империи, которые означали введение в России конституционного строя. Россия вступала на путь постепенного превращения в конституционную монархию. Законы в России приняты с согласия ГД, ее бюджет. В политической области - избирательное право, право на создание политических организаций, собраний, митингов и демонстраций. Защита личность была гораздо выше чем в РСФСР, так как был развит независимый суд, передовая система судопроизводства.

Конституционное развитие, нацеленное на установление конституционной монархии было подорвано октябрьской революцией 1917 года. С приходом к власти большевиков конституционные реформы в России были ориентированы на установление диктаторского режима.

Билет

Источники государственного права

Нормы конституционного права находят свое выражение в различных формах, которые именуются источниками. Среди них - конституция, закон, указ другие правовые акты. Формы конституционного права составляют определенную иерархию, в кот. одни акты выполняю роль актов более высокой юрид. силы по отношению к другим. Признание того или иного акта источником права влечет за собой определенные правовые последствия. Это значит, что такой акт порождает для граждан какие-то права и обязанности, а следовательно, граждане в праве требовать защиты своих прав в судебном порядке. Источники конституционного права образуют две основные сферы: естественное право и позитивное право.

1.Естественное право. Право нельзя сводить только к писанной его части. Если закон противоречит естественному праву, он ничтожен.

2.Конституции. Важнейшее место среди источников кон. права занимают конституции. Однако конституция может существовать, но на практике не применяться (тоталитаризм). Конституция устанавливает наиболее важные нормы и принципы, из которых потом вырастает детальное правовое регулирование в различных формах. В России конституция регламентирует широкий круг вопросов.

3.Закон. По конституции РФ предусмотрено издание федеральных конституционных законов, которые являются источниками. К. указывает на то, что фед. законы не могут противоречить фед. к. законам. Существование жесткой иерархии. Источниками права также являются законы издаваемые законодат. органами субъектов федерации.

4.Декларации устанавливают общие принципы конституционно-правового развития.

5.Регламенты палат Федерального Собрания.

6.Указы и распоряжения Президента РФ. Указы могут быть нормативными и не нормативными. Они носят ограниченный характер.

7.Постановление Правительства. Обязательные акты к исполнению.

8.Судебные решения. Постановления Конституционного Суда РФ.

9.Договоры и соглашения.

10. Акты органов местного самоуправления.

КП советского периода

Октябрь 1917 года. Учредительное собрание должно принять К., форму гос. устройства, но было разогнано большевиками. Больше выборных органов не было. Советский период характеризовался бурным конституционным творчеством и одновременно отсутствием конституционного порядка в РФ, так как К. были фиктивные, пропагандистские. Реальное значение было ничтожно, поскольку государство и его органы с ней не считались. К. играли определенную роль, но не имели юридической силы. Их было много. 3 общесоюзные и 4 российские (18, 25, 37, 78). Близки друг к другу. В основном - марксистская концепция развития общества и государства. К. строились на приоритете государства и общества, права личности не были обеспечены. Политические и социальные права - фикция. С падением коммунистического режима стал вопрос о новой К.

Билет.

Билет

Понятие и содержание Конституции

Конституция - юрид. документ, основа государственности, законности и правопорядка, а также это полит. документ, ибо он регулирует полит. отношения в обществе. К. - вне идеологии. Под конституцией понимают основ. закон государства, имеющий выс. юрид. силу. Этот закон закрепляет основные принципы гос. строя, высшие правовые гарантии прав и свобод человека и гражданина, а также структуру и взаимоотношение органов государственной власти и управления. К. тесно связаны с общественным устройством той или иной страны и в свою очередь влияют на него. Особенность расположения глав в К. Начало к. с преамбулы. Прямое действие к.

Билет

Билет

Виды Конституций

В мировой конституционной теории уже имеются классификации конституций по различным наиболее существенным признакам. Например, различаются писаные и неписаные конституции.

Первая (и наиболее распространенная) форма заключается в наличии единого писаного основного закона, а также определенной процедуре его принятия. Но в некоторых странах (Великобритания, Швеция) под конституцией понимают несколько правовых актов и даже обычаи (конституционные соглашения), а единого писаного акта нет. Подобная система - вовсе не признак слабости конституционного строя.

Конституции могут классифицироваться и по порядку принятия. Бывают октроированные (дарованные сверху) конституции - обычно так называют те основные законы, которые были “дарованы” народу монархом (Лихтенштейн, Непал). Такой характер носили конституции, данные Великобританией своим колониям в ходе деколонизации африканского континента.

Общепризнанные способы принятия конституции - учредительное собрание (как это было в США - Конституционный конвент 1787 г.) и референдум (РФ).

Существует также термин “харизматическая” конституция. Это означает, что в разработке и принятии конституции ведущую роль играет одаренный политический лидер, имеющий большое влияние или диктатор данной страны, своей личностью окрашивающий политический режим.

По порядку изменения конституции можно разделить на “гибкие” и “жесткие”. Гибкие могут изменяться и дополняться свободно, почти как простые законы жесткие - лишь с соблюдением определенных условий, т.е. внесение поправок и изменений существенно затруднено.

Бывают также монархические и республиканские, унитарные и федеративные конституции.

Помимо постоянных, могут возникать и временные конституции

(на время какого-либо переходного периода).

Билет

Билет

Конституционные характеристики РФ

Федеративное устройство.

Г.у. РФ основывается на принципе федерализма. РФ состоит из нескольких равноправных субъектов, некоторые из них называются в КРФ «государствами». Различие между унитарным государством и федерацией. И та и другая форма имеется в РФ. 89 субъектов: 21 республика, 1 авт. Область, 10 авт. округов, 57 - края, области и города. Последние не являются национальными образованиями по своему характеру. Принцип равенства граждан свойственен и нашему многонациональному правовому государству. КРФ приглушила развитие деструктивного национализма. Причина этого всплеска - неразвитость идей правового государства в РФ.

Ст.. 5. (перечитать).

Приведенные в этой статье формулировки носят компромиссный характер, отражающий политическую нестабильность в стране. Отсюда их неопределенность:

1. республика характеризуется как «государство», отсюда претензии некоторых субъектов РФ на признание из суверенитета, но это противоречит ст.4.

2. трудно совместить принцип равноправия и различный юридический статус субъектов РФ.

3. пустой лозунг «самоопределение народов» - нет механизма выхода из РФ.

4. равноправие субъектов между собой во взаимоотношениях с РФ (ст.4)., а ст.1?

Правовое государство.

Это высокий уровень авторитета государства, реальный режим господства права, обеспечивающий все права человека и гражданина в экономической и духовной сферах. Идеи Сократа, Канта, Лока, Монстекье. СССР - антипод правового государства. Только с 1993 года был провозглашен принцип построения правового государства в РФ.

Признаки правового государства:

1). Приоритет прав и свобод человека и гражданина.

Обратить внимание на место глав в конституции, хотя это не всегда говорит об отношении государства к тем или иным государственным органом и правам.

2). Независимость суда.

Это главный механизм гарантии прав и свобод. Д.б. обеспечена независимость судов от всех других ветвей власти. Ст. 22, 35 - исключительное право суда ограничивать права и свободы. В реформе д.б. углублены и детализированы конституционные гарантии независимости суда. Проблема мат. Обеаспечения судов, коррупции судебного корпуса.

3). Верховенство конституции. Ст. 15.

Указ ПРРФ от 5 апреля1994 года об опубликовании и порядке вступления в силу федеральных законов.

4), Приоритет МП. Ст. 15. (2 пункта).

М договора не могут противоречить КРФ. Как правило договоры, носящие антиконституционный характер не принимаются государством.

Социальное государство.

Это государство, которое берет на себя обязанность заботиться о социальном благополучии и социальной защищенности граждан. Принцип «социально государство» появился после 2МВ. Государство должно помогать неимущим, также обеспечивать граждан работой, перераспределять доходы через бюджет, обеспечивать прожиточный минимум, пенсии, охранять наемный труд, заботиться об образовании и культуре нации, о ее здоровье. Вместе с тем государство не должно препятствовать развитию свободного предпринимательства, поощрять частную инициативу, поощрять соц. функцию частной собственности. Главное - оставить социальную функцию государства при любом правительстве, значить нужно достигать консенсуса между различными политическими движениями. Эта концепция на практике ославила соц. напряженность в Европе, снизила активность левого радикализма. Ст.7 - прочитать.

Нет в КРФ «социального ориентирования рыночной экономики»

Светское государство. Ст. 14.

Существуют светские и несветские государства. Примеры. Объяснить их сущность. Основные конфессии в РФ. Проблемы взаимсотношений религий в РФ. Роль церкви - духовная и образовательная. Это д.б. закреплено в КРФ. По закону от 1990 о свободе вероисповеданий школа отделена от религии, но изменение этого положения возможно.

Официальные лица не имеют права предоставлять привилегий той или иной конфессии. Закон об основах государственной службы Ст. 11: служащие не имеют права использовать свое положение в интересах религиозных объединений. Поп в парламент, правда отрешенный.

Гражданство в РФ

Важнейшей предпосылкой обязанности государства защищать в полном объеме закрепленные в к. права и свободы личности является гражданство. Под гражданством понимается правовая принадлежность лица к данному государству, т.е. признание государством этого лица в качестве полноправного субъекта конституционно-правовых отношений. Состояние гражданства создает права и обязанности для лица не только на территории своего государства, но и за рубежом. В монарх. государствах употребляется подданство. В государствах с унитарной формой правления существует единое гражданство, тогда как в федерациях гражданство, лицо считается гражданином и союза и субъекта. Двойное гражданство возможно если женщина выходит замуж за иностранца, если родители ребенка имеют разное гражданство. При наличии двустороннего соглашения между двумя государствами.

Гражданство - это устойчивая политико-правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности друг перед другом. Гражданство - один из важнейших институтов государственного права. Этот институт составляют правовые нормы, которые закрепляют принципы гражданства РФ и регулируют общественные отношения в области гражданства. Общественные отношения, связанные с гражданством, регулируются статьей 6 Конституции РФ, а также Законом “О Гражданстве РСФСР” от 28 ноября 1991 года в редакции от 23 января 1992 года, а также Положением “О Порядке Рассмотрения Вопросов Гражданства РФ”, а также другими нормативными актами РФ, принятыми в соответствии с упомянутыми нормативными актами.

В Конституции РФ и Законе О Гражданстве закреплены следующие принципы гражданства России:

1. Принцип права каждого человека на приобретение и прекращение гражданства РФ означает, что в содержание этого принципа входит прежде всего то, что каждый человек, который родился на территории России, является гражданином РФ. Согласно Конституции РФ и Закону О Гражданстве, каждый человек, независимо от страны проживания, имеет право на приобретение гражданства России.

2. Другим принципом гражданства является принцип самостоятельного решения человеком вопроса о гражданстве РФ. В содержание этого принципа входит то, что поскольку каждый человек обладает правом на приобретение российского гражданства, он в той же степени обладает правом на выход из гражданства России. Однако гражданин РФ не может быть лишен своего гражданства или права изменить его. Гражданин не может быть выслан за пределы РФ или выдан другому государству. Из этого следует, что решение вопроса выбора гражданства является правом самого человека, и никто не может лишить его такого права и принудить его к какому-либо решению в вопросе выбора гражданства.

3. Принцип равного гражданства означает, что независимо от способа, сроков, оснований приобретения гражданства, граждане РФ обладают равными правами и равными обязанностями, вытекающими из состояния гражданства РФ.

4. Принцип единого гражданства означает, что гражданство России является единым, общероссийским, но вместе с тем республики, входящие в состав РФ также имеют свое гражданство, и в соответствии с конституциями республик, каждый гражданин республики является одновременно и гражданином РФ.

5. Принцип приоритета норм международного права в вопросах гражданства означает, что в Законе О Гражданстве, как и в Конституции РФ, признается приоритет международно-правовых норм над нормами внутреннего права. Однако в Законе этот приоритет норм международного права означает то, что в случае расхождения в правовом регулировании (коллизии) между нормами российского права и нормами международного права по какому-либо вопросу, применяются нормы международного договора.

6. Принцип двойного гражданства означает то, что гражданин России может одновременно быть и гражданином иностранного государства, в соответствии с Федеральным Законом или международным договором РФ.

7. Принцип неотъемлемости гражданства означает, что недопустимо лишение человека гражданства России за противоправные деяния. Как известно, такая мера наказания применялась в СССР, и граждан СССР лишали гражданства по самым разным основаниям.

8. Принцип сохранения за гражданами РФ, проживающими за ее пределами, гражданства РФ означает, что Конституция РФ и Закон О Гражданстве закрепляют за гражданином право свободно выезжать за пределы РФ, в том числе и на постоянное место жительства, в иностранные государства и беспрепятственно возвращаться в РФ, не утрачивая при этом гражданства России.

9. Принцип защиты и покровительства России гражданам РФ означает, что гражданин РФ получает защиту и покровительство Российского государства на только на его территории, но и за его пределами. Это - главная цель института гражданства, без которой гражданство теряет свой смысл.

Билет

Компетенция РФ

Конституционно-правовой статус Российской Федерации находит свое конкретное юридическое выражение также в закрепленных Конституцией Российской Федерации предметах Российской Федерации,реализуемых органа­ми государственной власти Российской Федерации. Предметы ведения РФ - ст. 71, совместного ведения - ст. 72.

В сфере государственного строительства: принятие и изменение Конституции РФ и федеральных законов, а также контроль за их соблюдением; федеративное устройство и территория РФ; регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в; регулирование и защита прав национальных меньшинств. РФ устанавливает систему федераль­ных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядок их организации и деятельности. Она форми­рует федеральные органы государственной власти. В исключительном ведении РФ нахо­дятся судоустройство; прокуратура; уголовное, уголовно-процес­суальное и уголовно-исполнительное законодательство; ам­нистия и помилование; гражданское, гражданско-процес­суальное и арбитражно-процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности; федеральное коллизионное право. РФ устанавливает государственные на­грады и почетные звания РФ. В ее исключи­тельном ведении находится федеральная государственная служба, установление основ федеральной политики и феде­ральных программ в области госудалственного и националь­ного развития РФ.

В сфере экономического и социально-культурного строительства в исключительном ведении РФ находится федеральная государственная собствен­ность и управление ею; установление основ федеральной политики и федеральных программ в области экономического, экологического, социального, культурного развития РФ. РФ устанавливает правовые основы единого рынка: осуществляет финансовое, валютное, кредит­ное, таможенное регулирование, денежную эмиссию. Она устанавливает основы ценовой политики. В ее исключительном ведении находятся федеральные экономические службы, включая федеральные банки. РФ устанавливает федеральный бюд­жета федеральные налоги и сборы; федеральные фонды ре­гионального развития. В ее ведении находятся федеральные энергетические системы: ядерная энергетика, расщепляю­щиеся материалы: федеральный транспорт, пути сообщения, информация и связь: деятельность в космосе. К предметам исключительного ведения РФ принадлежат метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; геоде­зия и картография: наименование географических объектов; официальный статистический и бухгалтерский учет.

В сфере внешних отношений и защиты государственного суверенитета ведению РФ подлежит внешняя политика и между­народные отношения РФ, международные договоры РФ: вопросы войны и мира: внешнеэкономические отношения РФ. К ведению РФ относятся также оборо­на и безопасность: оборонное производство: определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества: производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования. На РФ возложено определение стату­са и защита государственной границы, территориального мо­ря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ.

Все другие имеющиеся у нее полномочия РФ осуществляет совместно с ее субъектами.

По предметам ведения РФ прини­маются федеральные конституционные законы и федераль­ные законы, имеющие прямое действие на всей территории РФ. По предметам совместного ведения РФ и ее субъектов издаются федеральные законы.

Согласно Конституции РФ (ст. 78) фе­деральные органы исполнительной власти для осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц. Фе­деральные органы исполнительной власти по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Фе­дерации могут передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции Россий­ской Федерации и федеральным законам. В свою очередь, органы исполнительной власти субъектов Российской Феде­рации по согласованию с федеральными органами исполни­тельной власти могут передавать им осуществление части своих полномочий.

Объем полномочий федерации и ее субъектов корректиру­ется договорами и соглашениями о перераспределении пол­номочий между ними.

Конституция Российской Федерации также устанавливает (ст. 79), что Российская Федерация может участвовать в меж­государственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами, если это не влечет за собой ограничения прав и свобод чело­века и гражданина и не противоречит основам конституцион­ного строя Российской Федерации.

 

 

Билет

Классификация гос. органов

РФ осуществляет свою деятельность посредством государственных органов. Органы государства - это один из каналов, через который народ, согласно Конституции (ст. 3), осу­ществляет свою власть. Являясь гражданами или коллективами граждан, организован­ными государством для осуществления его деятельностм, органы государства характеризуются следующими основными чертами.

Каждый государственный орган наделен государственно-властными полномочиями, позволяющими ему решать в пределах предоставленных ему прав определенные вопросы, издавать акты, обязательные к исполнению другими государственными органами, должностными лицами и граж­данами, и обеспечивать исполнение этих актов. Компетенция органов государства определяется Конститу­цией, конституциями и уставами субъ­ектов, законами РФ и ее субъектов, указами Президента, постановлениями Правительства РФ и исполнительных органов ее субъектов, положениями об орга­нах и другими нормативными правовыми актами. Властными полномочиями в РФ располагают не только органы государства, но и органы местного самоуправления, их полномо­чия не носят государственного характера и не осу­ществляются от имени РФ.

Каждый государственный орган образуется а установленном государством порядке. Так, в Конституции Рос­сийской Федерации указывается (ст. 81), что порядок выборов Президента Российской Федерации определяется федераль­ным законом. Порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов Государственной Думы также устанавливаются федеральными законами (ст. 96) и т. д.

Каждый государственный орган уполномочивавтся государством осуществлять его задачи и функции. Так, Президент Российской Федерации, согласно Конституции РФ (ст. 80), является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. Он принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодей­ствие органов государственной власти. Правительство Рос­сийской Федерации в соответствии с Конституцией РФ осуществляет исполнительную власть Российской Федерации и т. д.

Каждый государственный орган действует в установленном государством порядке. Так, например, согласно Конституции (ст. 114) порядок дея­тельности Правительства РФ определяет­ся федеральным конституционным законом. Федеральным конституционным законом в соответствии с Конституцией (ст. 128) устанавливается и порядок дея­тельности Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда РФ и иных федераль­ных судов.

Каждый государственный орган является составной частью единой системы органов государственной власти РФ. В Конституции (ст. 5) указывается, что федеративное устройство России основывается на единстве системы государственной власти.

Государственный орган является гражданином или коллек­тивом граждан, наделенными государственно-властными полномочиями, уполномоченными государством на осу­ществление его задач и функций и действующими в уста­новленном государством порядке.

Система государственных органов в РФ. В своей совокупности государственные органы РФ образуют единую систему, в нее входят органы государ­ственной власти РФ и органы государ­ственной власти ее субъектов (ст. 11).

Конституция РФ (ст. 10) предусматривает наличие органов: зако­нодательной, исполнительной и судебной власти.

Органы законодательной власти - это Федеральное Собрание Российской Федерации, народные собрания, госу­дарственные собрания, верховные советы, законодательные собрания, государственные собрания республик в составе РФ; думы, законодательные собрания, областные собрания и другие законодательные органы власти краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов. Основная особенность этих органов состоит в том, что они избираются непосредственно народами никаким другим путем формироваться не могут. В своей совокупности они составляют систему представительных органов государственной власти Российской Федерации. Органы законодательной власти делятся на федеральные и региональные (субъектов федерации).

Органы исполнительной власти - Прави­тельство РФ, министерства, государственные комитеты и ведомства при Правительстве РФ; органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации - президенты и главы администраций субъектов федерации, их правительства, министерства, государствен­ные комитеты и другие ведомства. Они составляют единую систему органов исполнительной власти, возглавляемую Пра­вительством РФ. Органы исполнительной власти осуществляют особый вид государственной деятельности, которая носит исполнитель­ный и распорядительный характер. Органы исполнительной власти делятся по территории деятельности на федеральные и субъектов федерации. По характеру полномочий органы исполнительной власти подразделяются на органы общей компетенции и органы специальной компетенции. Они могут быть также подразде­лены на органы отраслевые, руководящие определенными отраслями управления, и органы, осуществляющие межот­раслевое управление. Следует различать коллегиальные и единоначальные.

Органы судебной власти - Конституционный Суд Рос­сийской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, другие федеральные суды, а также суды субъектов Российской Федерации. Органы правосудия в совокупности составляют судебную систему Российской Федерации.

Особую группу государственных органов, не относящихся ни к одному из ранее названных видов органов государствен­ной власти, составляют органы прокуратуры. Прокуратура Российской Федерации согласно Конституции Российской Федерации (ст. 129) составляет единую систему с подчинением нижестоящих прокуроров вы­шестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации. Органы прокуратуры - осуществление ими надзора за исполнением законов в сфере государственного управления, экономической деятель­ности и охраны прав и свобод граждан; за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия; за соот­ветствием закону судебных актов; за исполнением законов в местах содержания задержанных и предварительного заклю­чения, при исполнении наказаний и иных мер принудительного характера, назначаемых судом; за исполнением законов органа­ми военного управления, воинскими частями и учреждениями.

Билет

Билет

Структура ФС

Высшим представительным и законодательным органом РФ является Федеральное Собрание РФ - парламент России, который состоит из Совета Федерации и Государственной Думы.

Совет Федерации формируется на основании Конституции и Федерального Закона. Норма представительства субъектов РФ в Совете Федерации - по 2 представителя от каждого субъекта, которые представляют представительную и исполнительную ветви власти субъекта. Следовательно, Совет Федерации в настоящее время должен состоять из 178 представителей.

Число депутатов Государственной Думы фиксированное - 450 человек. Конституция РФ определяет возрастной ценз для депутатов Государственной Думы - 21 год. Конституцией запрещается совмещение депутатских полномочий в Государственной Думе и одновременно в Совете Федерации, а также совмещения депутатства в Государственной Думе и в других представительных органах и органах местного самоуправления. Депутаты Государственной Думы работают на постоянной профессиональной основе, и им запрещается совмещение их депутатской деятельности с другой оплачиваемой работой, кроме преподавательской, научной и другой творческой деятельностью.

Федеральное Собрание является постоянно действующим органом. Палаты Федерального Собрания не собираются на совместные заседания. Исключения составляет заслушивание посланий Президента и заслушивание выступлений представителей иностранных государств, когда палаты собираются вместе.

Совет Федерации по своей структуре состоит из председателя, которого избирает из своего состава палата, и заместителей председателя. Совет Федерации образует также комитеты и комиссии по различным направлениям своей деятельности. Совет Федерации принимает собственный регламент, в соответствии с которым и строит свою работу. Работа Совета Федерации происходит на заседаниях, где проводятся слушания по вопросам, отнесенным к его компетенции. В ведение Совета Федерации отнесены следующие вопросы: утверждение и изменение границ между субъектами РФ; утверждение указов Президента о введении военного и чрезвычайного положения; решение вопросов об использовании вооруженных сил РФ за пределами России; назначение выборов Президента РФ; отрешение от должности Президента РФ; назначение на должность судей Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного судов; назначение на должность и освобождение от нее Генерального Прокурора и т.д. Постановления по рассматриваемым Советом Федерации вопросам принимаются большинством голосов, если в Конституции не указано иное.

Государственная Дума РФ состоит из председателя и его заместителей, комиссий, комитетов, Совета Государственной Думы. Как и Совет Федерации, Государственная Дума принимает свой собственный регламент, в соответствии с которым и строится ее работа. В компетенцию Государственной Думы входят следующие вопросы: дача согласий президенту на назначение председателя правительства РФ, решение вопроса о доверии правительству РФ, назначение на должность и освобождение от нее председателя Центрального Банка РФ, назначение на должность председателя Счетной Палаты и половины состава ее аудиторов, назначение на должность и освобождение от должности уполномоченного по правам человека, объявление амнистии, выдвижение обвинений против Президента РФ для отрешения его от должности, принятие законов РФ.

Законодательные полномочия Государственной Думы являются основной ее деятельностью. Однако законы, принимаемые Государственной Думой, должны рассматриваться на Совете Федерации. Однако Государственная Дума может принять закон и самостоятельно, без согласия Совета Федерации, по всем вопросам, кроме федерального бюджета, федеральных налогов и сборов, финансового, валютного и таможенного законодательства, денежной эмиссии, ратификации и денонсации международных договоров РФ, статуса защиты государственной границы, вопросов войны и мира.

Право законодательной инициативы по Конституции принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации и его членам, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным органам субъектов федерации, а также Конституционному, Верховному и Высшему Арбитражному судам по всем вопросам их ведения.

Совет Государственной Думы создается для предварительной подготовки организационных решений по вопросам деятельности палаты. В его состав входят Председатель Государственной Думы, руководители фракций и депутатских групп, а также, с правом совещательного голоса, заместители председателя Государственной Думы и председатели комитетов. Председательствует на заседании Совета Председатель Государственной Думы или поочередно его заместители. На заседаниях Совета могут присутствовать представитель Президента в Федеральном Собрании, представители Правительства, представители субъектов права законодательной инициативы при условии, что на заседании Совета рассматриваются вопросы по внесенным ими законопроектам. На заседании Совета также могут присутствовать и депутаты Государственной Думы. Совет Государственной Думы разрабатывает проект общей программы работы Государственной Думы на очередную сессию, составляет календарь рассмотрения вопросов на очередной месяц, созывает, по предложению Президента или по требованию депутатского объединения, поддержанного не менее, чем 1\5 от общего числа голосов палаты, или по предложению Правительства, внеочередные заседания палаты. Совет направляет на рассмотрение в комитеты палаты законопроекты, внесенные в Государственную Думу, принимает решения о возврате законопроектов тем субъектам законодательной инициативы, которые их внесли, принимает решение о проведении парламентских слушаний, утверждает распределение обязанностей между заместителями председателя Государственной Думы, а также решает иные вопросы организации работы Государственной Думы.

Комитеты и комиссии создаются из числа делегатов, и к их ведению относится подготовка и предварительное рассмотрение законопроектов. Комитеты организуют парламентские слушания в Государственной Думе, осуществляют функции контроля за реализацией законодательства, дают заключения и предположения по соответствующим разделам проекта федерального бюджета, решают вопросы организации и деятельности комитета. По регламенту, в Государственной Думе - 23 комитета. Комитеты заседают не реже, чем 1 раз в месяц, они выносят предложения о повестке заседаний Государственной Думы, создают рабочие группы, и на заседаниях комитета могут участвовать не только члены комитета, но и эксперты, представители заинтересованных государственных органов, общественных объединений и средств массовой информации. Комиссии Государственной Думы: мандатная комиссия, комиссия для проверки определенных данных о событиях и должностных лицах, комиссия для подсчета голосов при тайном голосовании и другие.

Депутатские объединения, фракции и депутатские группы, создаются на основе избирательного объединения, которое прошло в результате выборов, они подлежат регистрации в Государственной Думе. Депутаты, не вошедшие во фракции, создают депутатские группы, численностью не менее 35 депутатов.

Государственная Дума собирается на свое первое заседание на 30-й день после своего избрания, если Президент не соберет депутатов раньше этого срока. Заседания Государственной Думы бывают открытыми и закрытыми. Государственная Дума собирается на сессии, как правило, две: весеннюю (с 12 января по 20 июля) и осеннюю (с 1 октября по 21 декабря). Во время сессии проходят заседания палаты, а также заседания Совета Государственной Думы, парламентские слушания, работа депутатов в комитетах и комиссиях, работа депутатских групп. Заседания Государственной Думы проходят в среду и в пятницу; Совет Государственной Думы заседает еженедельно; комитеты и комиссии - в п



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 390; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.197.191.240 (0.067 с.)