Конституционно-правовые основы судебной власть 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конституционно-правовые основы судебной власть



Под конституционными принципами правосудия принято понимать положения Конституции, определяющие основы организации и деятельности судебных органов, закреплённых в Конституции.

К ним относятся:

1. “Правосудие осуществляется только судом” означает, что Конституция закрепляет положение о том, что судебная власть в Российской Федерации осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Создание чрезвычайных судов в Российской Федерации запрещено Конституцией.

2. “Независимость судей” означает, что судьи всех судов независимы от кого бы то ни было, будь то государственный орган, общественная организация или должностное лицо, и подчиняются только Конституции и федеральному закону.

3. “Несменяемость судей” означает, что срок полномочий судей не ограничен; их полномочия могут быть прекращены или приостановлены в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом.

4. “Неприкосновенность судей” означает, что никто не может подвергнуть судью лишению свободы или применить к нему другие меры принуждения: привлечь к уголовной ответственности, иначе как в соответствии с особой процедурой, установленной специальным законом.

5. “Гласность судебного разбирательства” означает, что рассмотрение дел во всех судах открытое, за исключением тех случаев, которые предусмотрены федеральным законом. Заочное рассмотрение дел судом не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

6. “Состязательность” означает такое построение судебного разбирательства, при котором функции обвинения отделены от функций защиты и функций решения дела. Суд занимает главенствующее положение в процессе, он руководит судебным разбирательством и обязан принимать все законные меры к всестороннему, полному и объективному исследованию обстоятельств дела, установлению истины и вносить законное решение по делу. Участники судебного разбирательства, в том числе обвинитель и обвиняемый, наделены равными процессуальными правами.

7. “Презумпция невиновности” означает, что обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его вина не будет доказана судом в предусмотренном законом порядке. Обвинительный приговор не может быть основан на предположениях, и все неустранимые сомнения при доказывании вины обвиняемого истолковываются в его пользу.

8.“Обеспечение обвиняемому права на защиту” означает, что каждому гарантируется право на получение квалификационной юридической помощи, которая в случаях, предусмотренных законом, оказывается бесплатно. Право на помощь адвоката предоставляется каждому с момента содержания, заключения под стражу или предъявления обвинения.

9. “Профессионализм судей” означает, что правосудие могут осуществлять только судьи-профессионалы, то есть лица, достигшие 25-и летнего возраста, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы не менее 5 лет, если федеральным законом не предусмотрено иное.

10. “ Законность ” означает, что никто не может быть осуждён за одно и то же преступление дважды. Закон запрещает использование в судебном процессе доказательств, которые добыты с нарушением закона. Осуждённый имеет право на пересмотр приговора вышестоящим судом; право ходатайствовать о помиловании или смягчении наказания.

11. “Право на отказ свидетельствовать против самого себя, супруга или близких родственников” также является конституционным принципом правосудия. Конституция гласит, что никто не обязан свидетельствовать против себя, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется законом. Законодательство может предусматривать другие основания для отказа давать свидетельские показания.

12. “ Язык судопроизводства ” означает, что на территории Российской Федерации государственным языком является русский язык. Однако судопроизводство в судах субъектов федерации производится на том языке, на котором говорит большинство населения данной местности. Участвующие в судебном разбирательстве лица, не владеющие языком, на котором ведётся разбирательство, могут воспользоваться услугами переводчика.

 

Билет.

 

Компетенция Президента РФ

Президент в соответствии с Конституцией обладает широким кругом полномочий, вытекающих из его статуса как главы го­сударства и обеспечивающих ему возможность выполнять закрепленные за ним функции.

Президент имеет полномочия, связанные с формиро­ванием федеральных органов государственной власти. Президент назначает Председателя Правительства Рос­сийской Федерации с согласия Государственной Думы, назна­чает на должности заместителей Председателя Правительства и Федеральных министров по предложению Председателя Правительства.

В отношении органов судебной власти Президент пред­лагает кандидатуры судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, Генерального Прокурора. Назначает же перечисленных лиц Совет Федерации.

На Президента возложен Конституцией и ряд полномочий, связанных с деятельностью Государственной Думы (ст. 84). Он назначает выборы Государственной Думы в соответствии с Конституцией и федеральным законом; рас­пускает Государственную Думу в случае и порядке, предусмотренных Конституцией.

Президент подписывает и обнародует федеральные законы Российской Федерации, обладает правом отлага­тельного вето, вносит законопроекты в Государственную Думу; наделен полномочиями обращаться в Конституци­онный Суд с запросом о соответствии Конституции Российской Федерации предусмотренных в ст. 125 Кон­ституции нормативных актов, о толковании Консти­туции. Президент имеет право, наряду с другими субъектами, ука­занными в ст. 134 Конституции, вносить предложения о поправках и пересмотре Конституции.

Кроме ре­шения вопросов о составе Правительства, Президент имеет право председательствовать на его заседаниях, прини­мает решения об отставив Правительства. Постановле­ния и распоряжения последнего в установленных Конституци­ей случаях могут быть отменены Президентом. Перед вновь избранным Президентом Правительство слагает свои полномочия.

Президент вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов федерации в случае противоречия этих актов Конституции Российской Федерации и федеральным законам, международным обяза­тельствам Российской Федерации или нарушения прав и сво­бод человека и гражданина до решения этого вопроса соот­ветствующим судом. Президент Российской Федерации назначает и освобожда­ет от должности своих полномочных представителей в субъектах федерации.

Он определяет основные направления внешней политики страны, ведет переговоры и подписывает международные договоры, ратификационные грамоты, принимает верительные и отзывные грамоты аккре­дитованных при нем дипломатических представителей, назна­чает и отзывает дипломатических представителей после кон­сультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания Российской Федерации.

Президент Российской Федерации утверждает военную доктрину Российской Федерации, является Верховным Глав­нокомандующим Вооруженными Силами России, назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил, фор­мирует и возглавляет Совет Безопасности. Ему предоставлено право в случае агрессии против Рос­сийской Федерации или непосредственной угрозы агрессий вводить на территории страны или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе. С соблюдением последнего условия Президент Российской Федерации упол­номочен объявлять и о введении на территории России чрез­вычайного положения.

Конституция отнесла к компетенции Президента право назначения всероссийского референдума. Он назнача­ет референдум в соответствии с федеральным консти­туционным законом. Последний предусматривает условия обязательного назначения референдума по требованию указанных в нем органов, определенного количества депута­тов, а также избирателей.

Решение вопросов гражданства, предоставление политического убежища, награждение государственными наградами Российской Федерации, присвоение почетных званий Российской Федерации, высших воинских и высших специальных званий, осу­ществление помилования.

Президент в целях реализации своих функций и полно­мочий осуществляет правотворческую деятельность. Он издает указы и распоряжения, которые обязательны для исполнения на всей территории Россшйской Федерации. Акты Президента Российской Федерации не должны про­тиворечить Конституции Российской Федерации и федераль­ным законам.

Для обеспечения выполнения своих полномочий Прези­дент формирует Администрацию Президента, что закреплено на конституционном уровне (ст. 83). Во главе Администрации стоит Руководитель Администрации. В ее функции входит создание всех необходимых ортанизационных, информационных консультатмвно-правовых, материально-технических и других многосторонних условий, без которых невозможны осуществление полномочий главы государства, связь Президента Российской Федерации с дру­гими федеральными органами государственной власти и ор­ганами государственной власти субъектов федерации.

Система судебных органов РФ

Главным назначением суда в правовом государстве т гражданском обществе является защита прав и свобод человека от посягательств других людей или государственных органов, должностных лиц и организаций. Другим назначением суда в правовом государстве является его деятельность в разрешении противоречий между государственными органами, принадлежащими к различным ветвям власти, то есть между законодательными и исполнительными государственными органами. Судебные органы обеспечивают незыблемость конституционных основ государственного строя и способствуют установлению законности и правопорядка.

Конституционные основы судебной системы РФ закреплены в главе 7 Конституции РФ. Согласно конституционным положениям, судебную систему Российского государства составляют Конституционный суд РФ, Верховный суд РФ, Высший Арбитражный суд РФ, которые возглавляют судебную систему, а также аналогичные судебные органы республик, краевые, областные суды и арбитражные суды, суды и арбитражные суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, а также народные суды и военные суды.

В настоящее время в Российской Федерации осуществляется судебная реформа, в ходе которой в качестве эксперимента в ряде субъектов федерации учреждены суды присяжных. Функция присяжных заседателей в уголовном процессе заключается в вынесении вердикта о виновности или невиновности обвиняемого, а в гражданском процессе присяжные решают только вопрос факта. В настоящее время в низшее звено судебной системы включаются и мировые судьи. Судебный институт мировых судей имел место в судебной системе дореволюционной России. Мировой Суд предназначен для рассмотрения мелких уголовных и гражданских дел.

Судьями могут быть только граждане России, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет. При вступлении в должность судьи приносят присягу.

Высшим судебным органом по защите конституционной законности является Конституционный Суд РФ, был учрежден 30 октября 1991 г. Основным предназначением Конституционного суда является защита конституционного строя России, обеспечение верховенства и прямого действия Конституции РФ на всей территории России, охрана суверенитета народов России. 19 судей Конституционного суда назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ и избирают из своего состава председателя Конституционного суда, его заместителя и секретаря. Полномочия Конституционного Суда заключаются в следующем: по запросам Президента РФ или Государственной Думы либо 1\5 состава Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительства РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, органов законодательной или исполнительной власти субъектов РФ дает заключение о соответствии Конституции РФ: -федеральных законов, нормативных актов Президента, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ; -конституций республик, уставов, законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных во вопросам, относящимся к компетенции РФ либо к совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ; -договоров между органами государственной власти РФ, а также договоров между органами государственной власти различных субъектов РФ; не вступивших в силу международных договоров. Кроме того, Конституционный Суд РФ разрешает споры о компетенции между федеральными органами государственной власти, между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, между высшими государственными органами субъектов РФ. Полномочия по вопросам правоприменительной практики на предмет ее конституционности Конституционный Суд осуществляет по заявлениям граждан. По запросам судов Конституционный Суд проверяет конституционность законов, подлежащих применению в конкретном деле. В случае признания нормативных актов или их отдельных положений не соответствующими Конституции или противоречащими ей, Конституционный Суд принимает по данному вопросу решение. После принятия такого решения Конституционным Судом РФ данные нормативные акты или их положения утрачивают свою юридическую силу, а международные договоры не подлежат исполнению и также утрачивают свою силу. Согласно ст. 125 Конституции, по запросу Совета Федерации Конституционный суд РФ дает заключение и о соблюдении установленного порядка выдвижения против президента РФ обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления. Конституционный Суд РФ ежегодно направляет в Федеральное Собрание послание о состоянии конституционной законности в РФ.

Высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам является Верховный Суд РФ. Судьи Верховного Суда назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ, а народные заседатели избираются на 5 лет. Верховный Суд рассматривает: по первой инстанции наиболее сложные и важные гражданские и уголовные дела; рассматривает также а кассационном порядке гражданские и уголовные дела, рассмотренные по первой инстанции краевыми, областными и иными судами того же уровня; осуществляет надзор за решениями и приговорами, вступившими в силу; дает судам руководящие разъяснения по вопросам судебной практики. Президиум Верховного Суда является органом судебного надзора за законностью решений и приговоров, вступивших в законную силу. Верховный Суд наделен Конституцией правом законодательной инициативы.

Высший Арбитражный Суд, в соответствии со ст. 127 Конституции, является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, которые рассматриваются арбитражными судами. Судьи Высшего Арбитражного Суда назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ. Организация и деятельность Высшего Арбитражного Суда строится в соответствии с Конституцией РФ, Законом РФ от 4 июля 1991г. об арбитражном суде, а также арбитражным процессуальным кодексом, подписанным Президентом РФ 5 марта 1992 г. (с изменениями на 24 июня 1992г.). В каждом субъекте федерации имеются свои арбитражные суды, которые входят в систему арбитражных судов РФ. Высший арбитражный суд состоит из Председателя суда, его заместителей, председателей коллегий и судей. Высший арбитражный суд РФ делится на коллегии: по разрешению экономических споров; по спорам в сфере управления; по проверке в кассационном порядке законности и обоснованности решений арбитражных судов, не вступивших в законную силу коллегии по проверке в порядке надзора за законностью и обоснованностью решений арбитражных судов, которые уже вступили в силу.

 

Билет.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 158; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.150.59 (0.013 с.)