ТОП 10:

Общепризнанные нормы и принципы права, международные договора.



Общепризнанные нормы и принципы права, международные договора.

Решения Конституционного суда, решения Конституционного (уставного) суда субъекта РФ.

Конституции.

· Первая Конституция в США в 1787 году, неизменна до сих пор.

· 1791 год – Конституция Франции.

· 1793 год –Конституция Польши.

Конституция это нормативно правовой акт, либо совокупность нормативно-правовых актов, обладающая высшей юридической силой и регулирующая основы взаимоотношений человека и государства, устройства государства и организации государственной власти.

Сущность конституции состоит в том, что оно выражает социальный компромисс по вопросу ограничения пределов вмешательства государства в жизнь общества и индивидов.

Функции конституций - это основные направления воздействия конституционных норм на общественные отношении.

1. Юридическая. Заключается в том, что конституция является основным источником права, которая содержит исходные начала, для всей правовой системы. Это базис, на котором строится правовая система.

2. Политическая. Состоит в том, что конституция устанавливает основы организации государственной власти, основы взаимоотношений личности и государства. Также она устанавливает принципы функционирования политической системы в целом.

3. Идеологическая. Проявляется в способности конституции оказывать влияние на духовную жизнь общества. Путем распространения и утверждения определенных политических и правовых идей, представлений и ценностей. Нормы конституции формируют правосознание граждан.

Также выделяют учредительную и организационную функцию.

Форма конституции это способ организации конституционных норм. По форме это может быть или единый кодифицированный источник, либо в виде некодифицированного источника, ряде документов. Конституция Швеции:

1. Акт о форме правления.

2. Акт о престолонаследии.

3. Акт о свободе печати.

Бывают также неписанные конституции либо частично писанные. Пример Великобритания. Состоит из законодательных актов, судебных прецедентов и обычаев.

Структура конституции это строение конституции, которое определяется последовательностью расположения ее составных частей.

1. Преамбула.

2. Основная часть.

3. Заключительные и переходные положения конституции.

В преамбуле объясняются цели конституции, а также исторические условия ее принятия. В преамбуле проявляются политические и идеологические функции конституции, своеобразный ориентир, который дает в дальнейшем понимание основной части конституции. Здесь нет юридической функции.

В основной части конституции содержатся нормы, которые закрепляют основы конституционного строя, права и свободы граждан, систему принципы и организацию государственной власти, порядок пересмотра и изменения конституции.

В заключительных или переходных положениях конституции устанавливается момент вступления конституции в силу, или порядок вступления в силу отдельных норм конституции, если они не могут вступить в силу сразу по каким-либо причинам.

Это относится только к письменным конституциям, которые являются кодифицированным источником.

Конституция представляет собой единый закон или совокупность законов, конституционных обычаев, обладающих высшей юридической силой и закрепляющих основы устройства государства и общества.

Конституции делятся по нескольким основаниям.

По порядку принятия:

1. Октроированные. То есть дарованные монархом.

2. Принятые легитимным путем. Парламентом, учредительным собранием, референдумом.

По порядку изменения:

1. Гибкие. Изменяются в обычном законодательном порядке. Израиль, Великобритания.

2. Жесткие. Изменяются в более сложном порядке, чем предусмотрено в текущем законодательстве.

По степени соответствия реальным общественным отношениям:

1. Юридические. Это совокупность правовых норм, регулирующих круг общественных отношений.

2. Фактические. Это реально существующие общественные отношения.

По форме правления:

1. Монархические.

2. Республиканские.

По способу политического режима:

1. Демократические.

2. Авторитарные.

3. Тоталитарные.

По форме территориального устройства:

1. Унитарные.

2. Федеративные.

По форме конституции:

1. Писанные.

2. Неписанные.

По времени действия конституции:

1. Имеющие ограниченный срок действия.

2. Имеющие неограниченный срок действия.

Конституция РФ.

Этапы развития конституции:

1. 1918 год, Конституция РСФСР. Принята на 5 Всероссийском съезде советов. Принимается как основной закон РСФСР. Основные принципы данной конституции были изложены в Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа. Конституция 1918 года закрепляет диктатуру пролетариата, более того она подчеркивает, что лица которые живут на нетрудовые доходи либо используют наемный труд лишаются политических избирательных прав. Это четкая идеологическая программа. Она закрепила избирательную систему, которая стояла на принципах не всеобщего, не прямого, не равного, но открытого избирательного права. Конституция 1918 года устанавливает систему государственных органов: верховная власть состоит из Всероссийского съезда советов и Всероссийского центрального исполнительного комитета советов. Высшим управляющим органов являются Советы народных комиссаров, а местная власть представлена советами депутатов. Структура конституции разделяла всю конституцию на 6 разделов, 16 глав, отдельно выделяла четвертые раздел, то есть активное и пассивное избирательное право. В этом же разделе устанавливала процесс отмены выборов и отзыва депутатов. Было также установлено бюджетное право, и два символа государственной власти, это флаг и герб. Просуществовала 7 лет, и утратила силу в связи с принятием конституции РСФСР 1925 года.

2. Конституция 1925 года. Утверждена постановление 12 Всероссийского съезда совета рабочих, крестьянских, казачьих и красноармейских депутатов. Съезд состоялся 11 мая 1925 года. Ее принятие обусловлено вхождением РСФСР в СССР. Она отразила правовой статус России как субъекта федерации под названием СССР. РСФСР провозглашалась социалистическим государством рабочих и крестьян. Органы власти оставались те же. Конституция устанавливала автономные республики и местные органы. Структура состоит из 6 разделов, 8 глав. Изменения в государственной символике, устанавливается статус герба, флага и столицы РСФСР. Существовала 12 лет

3. Конституция 1937 года. Постановлением чрезвычайного 17 Всероссийского съезда советов от 21 января 1937 года утверждается конституция, основной закон. Связана с изменением законодательства в Конституции РСФСР. Конституция 1937 года изменила название страны. Конституция подтверждает вхождение в СССР на правах суверенной республики. Она закрепляет новую избирательную систему, выборы становятся всеобщими, равными, прямыми, при тайном голосовании. Она закрепляет новую систему органов власти: Верховный совет РСФСР, Президиум верховного совета РСФСР и совет министров. Просуществует до 1993 года. В структуре: уходят разделы, сокращаются главы, их становится 14. Отдельно внесена глава 10, суд и прокуратура, выделяется судебная ветвь власти. В Конституции 1937 года основные права и обязанности находятся в 11 главе. В 14 главе, говорится о порядке изменения конституции. Самая долгая конституция, просуществовала 40 лет.

4. Конституция 1978 года. Введена декларацией Верховного совета от 12 апреля 1978 года. Основной закон РСФСР. Конституция принимается в связи со сменой сталинской конституции на брежневскую конституцию. Принимается верховным советом на 7 сессии 9 совета. Она провозглашает построение развитого социализма, устанавливает общенародное социалистическое государство. Закрепляет общественную собственность на средства производства. Устанавливает и закрепляет плановое хозяйство, закрепляет руководящую роль КПСС. Закрепляет верховенство Совета народных депутатов. Структура конституции: вносится раздел преамбула, права и свободы граждан находятся в 6 главе. Выделяется раздел, посвященный правосудию, арбитражу и прокурорскому надзору. Устанавливаются государственные символы, флаг, герб, столица, гимн. В конце порядок изменения и действие конституции. С 1989 по 1992 внесены изменения. 27 октября 1989 года вносится поправки, касаются должности председателя Верховного совета, поправки, касающиеся Съезда народных депутатов, он провозглашается как высший орган государственной власти. Верховный совет становится постоянно действующим органом. 15 декабря 1990 года также вносятся поправки, закрепляется суверенитет РСФСР, закрепляется равенство всех форм собственности, а также право собственности на земельные участки для производства сельхоз продукции. 24 мая 1991 года вносятся поправки, вводится пост Президента РСФСР, закрепляется и устанавливается его статус, в окончательном виде формируется судебная власть в виде Конституционного, Верховного и Высшего арбитражного суда. Из конституции исключается понятие автономная республика и вносятся поправки по реформе местного самоуправления. 21 апреля 1992 года вносятся поправки, касаются изменения названия субъекта РСФСР на РФ. Также внесены поправки, касающиеся текста конституции, в него вносятся статьи федеративного договора. Права и свободы гражданина меняются на права и свободы человека и гражданина.

Конституция РФ.

Создается конституционная комиссия, действует с 1990 года. В начале предложения вносятся в виде поправок. Был издан указ о проведении всенародного голосования по проекту конституции. Конституция считалась бы принятой если бы за нее проголосовало более полвины, приявших избирателей, при условии явки больше 50 процентов. В 1993 году в голосовании участвовало 58.4 % избирателей, за конституцию проголосовало 57,6 %.

Структура имеет классическую форму. 1 часть это преамбула. Основная часть занимается разделов 1, в котором 9 глав, 137 статей. 2 раздел посвящен заключительным и переходным положениям. Данный раздел на главы не делится и состоит из 9 пунктов.

Юридические свойства конституции – это признаки, позволяющие отличить конституцию от актов, текущего законодательства.

Легитимность.

Принимается всенародным голосованием, путем референдума. Либо от имени народа представительным органом.

Верховенство.

Означает то, что ее нормы имеют превосходство над текущим законодательством. Имеет и второе значение, Конституция РФ имеет приоритет над законодательством субъекта.

Стабильность.

Гарантия стабильности конституции это жесткое принятие поправок либо изменения конституции.

Прямое действие.

Нормы конституции являются непосредственно действующими и не требуют дополнительного законодательного регулирования.

Реальность.

Конституция должна отражать реальную действительность, в то же время это хорошая предпосылка для развития конституции вообще.

Програмность.

Те принципы, которые находятся в конституции направлены на дальнейшее развитие общества и государства в целом.

Поправки и пересмотр конституции.

· Были внесены изменения по субъектному составу, было 89 стало 83.

· Поправки касались сроков, внесены в 81 и 96 статью. Внесены в 2008 году.

· Поправки по полномочиям государственной думы. Внесены ФКЗ №7, касались 103, 114 статьи в 2008 году.

Три способа внесения поправок:

1. Касается главы 1, 2, 9.

Если предложение о пересмотре будет поддержано 3\5 из числа членов Федерального собрания, то созывается Конституционное собрание. Оно рассматривает эти предложения и выносит одно из 2 решений: поддерживает неизменность конституции, либо разрабатывает новый проект конституции. Новый проект конституции будет принят если за него проголосует 2\3 голосов от общего числа членов Конституционного собрания либо всенародным голосованием.

2. Касается глав 3-8.

Инициировать поправки может Президент, Совет федерации, Государственная дума, Правительство РФ, законодательные органы Субъектов РФ, 1\5 членов Совета Федерации, 1\5 депутатов Государственной думы.

3. Касается статьи 65.

Изменение названия субъекта может измениться по указу Президента

Отличие конституции от других законов.

1. Закрепляет государственный строй, систему высших органов государственной власти, права и свободы граждан, определяет форму государства.

2. Является источником права.

3. Обладает высшей юридической силой.

4. Отличается относительной стабильностью.

5. Является базой для текущего законодательства.

6. Отличается особым порядком принятия и изменения.

Конституционный строй.

21.02.2012

Принятие конституции еще не означает обязанности государства следовать конституционным порядкам. Однако в понятие конституционный строй включается нечто большее чем просто следовать нормам конституции. Понятие конституционного строя применимо к государству, в котором:

1. Надежно охраняются права и свободы человека и гражданина.

2. Государство, в котором право соответствует конституции.

3. Государство действует в соответствии с конституцией, и подчиняется праву.

Таким образом, конституционный строй не сводится просто к факту существования конституции, а может быть реальным только при 2 условиях:

1. Конституция соблюдается.

2. Конституция демократична.

Конституционным строем называется порядок, при котором соблюдаются права и свободы человека и гражданина, а государство действует в соответствии с конституцией.

Установление конституционного строя начинается с определения принципов организации государства. Его соотношение с личностью и гражданским обществом.

Значение главы 1 Конституции РФ. Именно в ней формулируется гуманистическая направленность конституционного строя и содержится гарантия от этатизма. Этатизм это тоталитарное установление государственного контроля за общественной жизнью.

В главе первой содержатся нормы-принципы. Принципы организации государства закрепляются в главе 1, в самой общей форме. здесь они создают фундамент конституционного строя, а конкретно они начинают раскрываться в последующих главах конституции. Они дважды гарантируются.

Часть 2 ст. 16 Конституции РФ «Никакие другие положения настоящей конституции не могут противоречить основам конституционного строя РФ». Это означает, что нормы 1 главы имеют наивысшую юридическую силу.

Из содержания норм 1 главы следуют обязанности государства охранять общественные устои, вытекающие из свободы человека и гражданина. Государство регламентирует общественную жизнь, становясь над обществом. Общество начинает предъявлять требования к самому государству. В этой же главе закрепляется форма правления и общие гарантии узурпации власти.

Конституция РФ в главе 1 не только объявляет положения конституционного строя, но и закрепляет невозможность их изменения, иначе как в усложненном порядке. В статье 135 говорится, что нормы содержащиеся в 1 главе не могут быть пересмотрены федеральным собранием. Это может сделать только конституционное собрание.

Нормы-принципы, включенные в главу 1 составляют определенную систему. Они делятся на 4 группы:

1. Нормы, составляющие гуманистические основы конституционного строя.

2. Нормы, составляющие основные характеристики российского государства.

3. Экономические и политические основы конституционного строя.

4. Нормы, которые составляют основы организации государственной власти.

Гуманистические основы. Этот принцип означает, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью государства. Он является супер принципом. Его закрепление в статье 2 Конституции РФ подчеркивает нам именно демократический режим государства и отход от тоталитарного подхода к проблеме человек-государство. Государство создается для обслуживания человека, человек является высшей ценностью государства. И этот принцип является основным. Приоритет человека над государством позволяет именно человеку определить свое место в гражданском обществе и дает возможность человеку реализовать себя в соответствии со своими принципами, способностями. Отличие гражданского общества от общества в тоталитарном государстве, сводится к тому что гражданское общество саморегулируется, не нуждается в тоталитарном установлении своих принципов. Государство регулирует поведение людей, но только в той мере, в которой не затрагивает личные интересы человек, и обеспечивает его свободу. Особенно 2 глава Конституции подчиняется вот этому супер-принципу. В статье 18 этот супер принцип детализируется, раскрывается и обеспечивается. Из нее следует, что все ветви власти и местное самоуправление служат главной цели – обеспечению прав и свобод человека и гражданина., а основными обязанностями государства, в соответствии со 2 статьей конституции, сводится к сфере признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина. Признание - закрепление в конституции и законах всего государства прав и свобод, которые предусмотрены общими принципами международного права, а также неотъемлемых прав и свобод, вытекающих из естественного права. Соблюдении – право требовать от государственных органов не только воздерживаться от действие, нарушающих права и свободы человека и гражданина, но также создавать условия для реализации прав и свобод людьми. Защита – обязанность государства, и предусматривает действие судебных и административных органов по восстановлению нарушенных прав и свобод, недопущения такого нарушения, а также создание соответствующих правовых гарантий. Функцию ограничения прав и свобод мы рассматривает с позиции правоограничения. Принцип гуманизма также проявляется в институте гражданства. Гражданство - правовая связь лица с конкретным государством, эта связь ведет к взаимному установлению прав и обязанностей. Только гражданство предоставляет человеку право, осуществлять государственную власть. В частности избирать и быть избранным в органы власти. Часть 3 ст. 6 конституции установила, что гражданин РФ не может быть лишен своего гражданства или права изменить его. Статья устанавливает также принцип равного гражданства, независимо от основания его приобретения. Это означает, что для полноты прав и свобод не имеет значения стаж пребывания в гражданстве и различий по его получении (по рождения, по приобретению).

Суверенитет народа. Статья 3 конституции провозгласила, что носителем суверенитета и единственным источником власти, является его многонациональный народ. Народ понимается как единый и неделимый субъект. Он является источником права, однако это не означает, что любая народность вправе создавать свое государство, по смыслу ст. 3 конституции суверенитет принадлежит не отдельным частям населения, а российскому народу в целом. Власть народа осуществляется:

1. Непосредственно.

2. Через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Высшим непосредственным выражением власти народа является референдум и свободные выборы. Право на участие в этих формах принадлежит только гражданам.

Референдум осуществляется путем тайного голосования, утверждения либо не утверждения гражданами проекта какого-либо документа либо решения. Также может быть в форме согласия или несогласия с теми или иными действиями парламента, главы государства, либо правительства. Два уровня референдума:

1. На уровне федерации.

2. На уровне субъекта.

Порядок проведения референдума установлен ФКЗ. Основные гарантии граждан, а также право избирать и быть избранным установлен ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ».

Свободные выборы. Выборы в РФ происходят на постоянной основе и периодически. Совокупность правовых норм, регулирующих порядок проведения выборов, образует избирательное право. Оно является институтом конституционной отрасли права.

Формы опосредованного осуществления власти являются органы государственной власти, которые формируются за счет граждан, на основе выборности или подчиненности выборным органам.

1. Конституция РФ устанавливает право граждан участвовать в управлении делами государства, как непосредственно, так и через своих представителей.

2. Конституция устанавливает право граждан избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления.

3. Конституция закрепляет право обжаловать действие органов государственной власти, органов местного самоуправления в суде.

4. Конституция закрепила принцип международного права на равный доступ к государственной службе.

Предусмотренный конституцией суверенитет народа реализуется через органы государственной власти, органы местного самоуправления и осуществляется как прямо, так и косвенно.

Основные характеристики российского государства. В главу первую входят основные характеристики российского государства. Статья 1 устанавливает, что Россия – есть демократическое, федеративное, правовое государство с республиканской формой правления. Статья 7 продолжает характеристики государства, и характеризует его как социальное. Статья 14 устанавливает, что РФ – светское государство.

Демократическим государством– называется государство, устройство и деятельность которого соответствует воли народа, общепризнанным принципам, правам и свободам человека и гражданина. Демократическое государство это развитое гражданское общество.

В функциях демократического государства входит:

1. Обеспечение общего интереса всего народа.

2. Соблюдение и защита прав и свобод граждан

Важнейшим признаком демократического государства является реальная представительная демократия и реальное обеспечение прав и свобод. Представительная демократия это осуществление народом власти через выборные учреждения. Эти учреждения представляют граждан РФ и принимают законы.

В РФ представительная демократия обеспечивается выборностью Государственной думы и легитимным формированием Совета федерации – на федеральном уровне, на уровне субъектов и уровнях местного самоуправления. На каждом уровне законодательные органы власти обладают определенными полномочиями, которые исключают возможность вмешательства кого-либо. И в тоже время система носит замкнутый, целостный характер, это подтверждается частью 3 ст. 5, в которой закрепляется единство государственной власти.

Обеспечение прав и свобод человека и гражданина является следующим признаком демократического государства.

Федеративное государство. Федеративное и унитарное государство. В 1993 году было 89 субъектов, сейчас 83: 21 республика, 1 автономная область, 4 автономных округа, 9 краев, 46 областей и 2 города федерального значения. Из этого субъектного состава края, области и города федерального значения не являются национальными, ни по названию, ни по характеру. Основы конституционного строя в области государственного устройства описаны в ст. 5 :

1. РФ состоит из областей, краев, республик, автономной области, автономных округов, городов федерального значения и они являются равноправными субъектами.

2. Республики имеют свою конституцию и законодательство. Другие субъекты – устав и законодательство.

3. Федеративное устройство основано на государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничения предметов ведения и полномочий между федерацией и ее субъектами, равноправии и самоопределении народов в РФ.

4. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты РФ равноправны.

Правовое государство. Правовым называется государство, в котором вся деятельность государственных органов подчиняется праву, и главная цель которых обеспечение прав и свобод человека и гражданина.

Признаки правового государство:

1. Высший приоритет прав и свобод человека и гражданина.

2. Независимость суда.

Ст. 120 «Судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону». Глава 2 указывает на исключительное право суда ограничивать права и свободы человека и гражданина.

3. Верховенство Конституции.

Проявляется по отношении к другим нормативно-правовым актам. Конституция имеет приоритет перед другими нормами государственных актов. Приоритет закона и приоритет права в этом принципе отождествляются. Статья 15 устанавливает и закрепляет высшую юридическую силу конституции над иными законами РФ. Здесь же говорится от том, что неопубликованные нормативно-правовые акты юридической силы не имеют. Это означает, что все законы, связанные с правами человека и гражданина, не применяются, если они не были опубликованы. Устанавливаются официальные источники опубликования.

4. Приоритет международного права.

В связи с тем, что государство имеет право принимать свои законы, оно соглашается, что эти законы не должны противоречить международному праву. Статья 15 устанавливает принцип приоритета международного права, к 1 части относится, что РФ признает общепризнанные принципы и нормы международного права, то есть включает их в свою правовую систему; 2 часть говорит от том, что если происходит расхождение между нормами национального и международного право, то действует международное право.

Социальное государство. РФ – социальное государство. Политика нашего государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Часть 2 статьи 7 дает расшифровку основного принципа, в части перечисления обязанностей государства6

1. Охрана труда и здоровья людей.

2. Установление гарантированного минимального размера оплаты труда.

3. Обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства, детства и пожилых людей.

4. Развитие системы социальных служб.

5. Установление государственных пенсий и пособий.

Светское государство. Это означает, что государство и религиозные объединения отделены друг от друга. Такая характеристика дается в ст. 14.

1. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

Статья 28 закрепляет свободу совести и вероисповедания.

Республиканская форма правления.

29.02.2012

Правовой статус личности (человека и гражданина)

Правовой статус человека и гражданина – юридически закрепленное положение человека и гражданина в обществе, государстве. Правовой статус закреплен во всех отраслях российского права. Содержание правового статуса человека и гражданина как конституционно-правового института образует следующие элементы:

1. Конституционная правосубъектность – право и дееспособность гражданина. Правоспособность – способность человека и гражданина иметь конституционные права и нести обязанности. Правоспособность человека и гражданина возникает с момента рождения и заканчивается его физической смертью. Конституционная дееспособность – способность лица своими действиями приобретать и осуществлять конституционные права, создавать для себя конституционные обязанности и исполнять их. Ст. 60 Конституции говорит о том, что «гражданин РФ может самостоятельно осуществлять свои права и обязанности с достижения 18 лет», однако конституционная дееспособность может не совпадать с осуществлением отдельных конституционных прав. Так, согласно ст. 97 Конституции РФ «депутатом ГД может быть гражданин с 21 года» ст.81.

Дееспособность может быть ограничена, либо гражданин может быть признан недееспособным даже при достижении возраста. Это происходит только по решению суда. (При этом медицинское заключение – только повод для возбуждения дела в суде)

2. Гражданство

3. Принципы правового статуса человека и гражданина

4. Конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина

5. Гарантии реализации конституционных прав и свобод

Одним из основных источников – международные договоры, нормы международного права.

Правовое положение личности представляет собой единство прав и свобод (1), обязанности (2) и ответственность (3).

Права и свободы человека и гражданина.

Права человека – мера возможного поведения лица как участника общественных отношений вне зависимости от того, где эти отношения имеют место (базисное положение прав человека).

Конституционные свободы – наличие возможности для самореализации лица, которое не требует строгой правовой регламентации со стороны государства.

Сфера, не требующая государственной регуляции, называется гражданским обществом.

Ст.28 свобода вероисповедания. Ст. 44 свобода литературного, научного и других видов творчества и преподавания.

Свободы не регламентируются, они просто провозглашаются. Это международные стандарты и свободы.

Конституционные обязанности – высшие юридические требования, предъявляемые каждой личности для охраны и защиты важнейших ценностей.

Ст. 38 п2 и 3.

Права и свободы – парная категория. Права одного человека корреспондируются другому человеку в качестве обязанностей, причем в том же объеме. (т.н. «зеркальное отражение»)

Свободы и ответственность – тоже парная категория.

Обязанности корреспондируются в ответственность личности перед обществом и государством.

Ответственность – система неблагоприятных последствий для лица, нарушившего нормативные предписания

Все элементы на практике надо рассматривать в совокупности.

Отправным элементом системы правового статуса являются конституционные нормы.

Группы конституционных норм:

1. Нормы международные

- универсальные – нормы, содержащиеся в Хартии по правам человека, то есть в базовом, рамочном законодательном акте

- партикулярные – содержатся в европейской конвенции о защите прав человека и гражданина

2. Нормы национального законодательства

· федеральный уровень

· региональный уровень

· законодательный уровень

· подзаконный уровень

Принципы правового статуса:

1. Приоритет прав и свобод человека и гражданина (строится на норме конституционного права, которая провозглашает права и свободы человека в качестве высшей ценности)

2. Формально-юридическое равенство – применяется равное отношение к фактически неравным людям

3. Неотчуждаемость прав и свобод

4. Непосредственное действие прав и свобод

5. Недопустимость дискриминации – принцип корреспондируется с формально-юридическим равенством

6. Недопустимость нарушения прав и свобод других лиц при реализации своих

7. Единство прав и обязанностей граждан – права переходят в обязанности, одни не могут существовать без других

8. Защищаемость прав и свобод человека и гражданина – права и свободы могут быть защищены в судебном, административном порядке или самостоятельно.

9. Гарантированность прав и свобод человека и гражданина

Гарантии прав и свобод – совокупность условий, средств и факторов, позитивно влияющих на обеспечение и защиту прав человека.

Гарантии:

1. Общие гарантии (экономические, социальные, политические, культурные условия конкретного государства)

2. Специальные гарантии (юридические, институциональные, процессуальные и нравственные условия)

Юридические условия выражаются в наличии норм, регулирующих общественные отношения в сфере прав человека. (права и свободы – уровень международного права)

Институциональные гарантии – деятельность государственных и муниципальных органов по признанию, соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина.

Процессуальные гарантии связаны с особым порядком обеспечения прав и свобод человека и гражданина. (Право человека обращаться в органы исполнительной власти и обжаловать решения или ответы органов исполнительной власти)

Нравственные гарантии предполагают моральное понимание ограниченности прав и свобод человека и гражданина, а так же взаимосвязь прав и обязанностей.

 

Гражданство в КП выступает в качестве правового института.

Гражданство РФ – это устойчивая правовая связь лица с РФ, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей. Данное определение содержится в ФЗ «О гражданстве РФ» от 31 мая 2002 г. № 62 – ФЗ. До этого существовал закон 1991 года. И на сегодняшний момент некоторые положения этого закона утратили силу, но он остается действующим, однако в полном объеме действует ФЗ 2002 г.

Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ. Принято и утверждено указом Президента РФ №1325 от 14 ноября 2002 г.

ФЗ от 15 августа 1996 г. № 114 – ФЗ «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ».

ФЗ от 18 июля 2006 г. № 109 – ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства на территории РФ».

Апатриды – лица без гражданства. Однако в законодательстве фигурируют только «лица без гражданства».

Так как гражданство – устойчивая правовая связь, порождающая права и обязанности, то, следовательно, эта правовая связь должна иметь юридическое оформление.

Документы, подтверждающие гражданство РФ:

1. Паспорт гражданина РФ

2. Основной документ, который содержит указание на гражданство лица

Виды основных документов определяются ФЗ: п. 45 положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства: паспорт гражданина РФ, дипломатический паспорт, служебный паспорт, паспорт моряка, удостоверение личности (военный билет) для военнослужащих с вкладышем о наличии гражданства, свидетельство о рождении с соответствующей отметкой компетентного органа

Принципы гражданства:

1. Единство гражданства – основным является федеральное гражданство (21 субъект РФ может устанавливать собственное гражданство, но основным и единым является гражданство РФ)

2. Принцип равенства – независимо от способа и времени приобретения гражданства граждане РФ едины перед законом и государством.

3. Принцип устойчивости – независимо от нахождения гражданина в тот или иной момент, гражданин остается гражданином

4. Принцип неотчуждаемости – принцип, относящийся к гарантиям, и означает то, что гражданин РФ не может быть лишен гражданства ни при каких обстоятельствах.

5. Недопустимость выдачи российских граждан иностранному государству

6. Принцип недопустимости автоматического изменения гражданства

7. Принцип двойного гражданства

8. Принцип покровительства (не закреплен в законе, но вытекает из духа законов)

9. Добровольность гражданства

10. В ст.4 принцип или правило, что РФ поощряет приобретение гражданства РФ лицами без гражданства

Вопросы гражданства РФ решаются:

1. Президентом РФ

2. Полномочными органами исполнительной власти: ФМС МВД, МИД

При президенте формируется комиссия по вопросам гражданства, она разрешает вопросы гражданства, однако окончательное решение принимает президент

 

Вопросы приобретения гражданства.

Согласно ст.11 ФЗ «О гражданстве» существует несколько способов приобретения гражданства:

1. По рождению

2. В результате приема в гражданство

3. В результате восстановления в гражданстве

4. По иным основаниям, предусмотренным ФЗ и международными договорами

Приобретение гражданства по рождению. Ст. 12 ФЗ «О гражданстве» раскрывает способ. Каждый гражданин, родившийся на территории РФ и у граждан РФ, приобретает гражданство РФ. (Способ «по почве» и «по крови»)







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.237.183.249 (0.037 с.)